Научная статья на тему 'Финансовая поддержка научно-технической и инновационной деятельности в России'

Финансовая поддержка научно-технической и инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка научно-технической и инновационной деятельности в России»

УДК 378:338.46

Лебедева Е.И.,

к.э.н., ведущий научный сотрудник, "ЦИСН" при Минобрнауки России (г. Москва)

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Государство, как основной общественный институт, играет главную роль в финансировании значительной части научно-технической деятельности и в использовании разнообразных косвенных мер по стимулированию инноваций в предпринимательском секторе путем целенаправленной налоговой, амортизационной политики и предоставлении других преференций.

К настоящему времени в целом завершилось формирование современной системы государственной поддержки научно-технической деятельности в России, основными компонентами которой являются:

- базовое финансирование фундаментальных исследований, обеспечивающее выполнение плановых научных исследований, содержание и развитие инфраструктуры науки: научных установок, аппаратуры, зданий, сооружений и т.п. Эта часть государственной поддержки науки как единого целого реализуется, главным образом, через Российскую академию наук;

- целевые программы, ориентированные на выполнение научных исследований по приоритетным направлениям. Финансирование этих программ осуществляется федеральным бюджетом через субъекты бюджетного планирования и привлечением дополнительных источников;

- поддержка проектов, предложенных самими учеными, через систему грантового финансирования, государственных фондов.

Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации установлен приоритет бюджетного финансирования отдельных видов научных исследований над прочими, определяющим фактором организации финансовых ресурсов для науки является их формирование на многоканальной основе. Многоканальность финансирования подразумевает множественность источников финансирования и может осуществляться любыми субъектами экономической деятельности и различных уровней органами государственной власти способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации. При этом финансирование предполагается целевое, когда средства направляются в организации, осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, или на конкретные научные, научно-технические программы и проекты1.

0сновным источником финансирования научной сферы в последние годы являлись средства федерального бюджета и на сегодняшний день российская наука предельно сильно зависит именно от базового бюджетного финансирования. Стратегическим интересам государства отвечало бы финансирование на уровне 2-3% ВВП, который характерен для большинства стабильно развивающихся стран. Слабый научно-технический сектор, поглощающий менее 2% ВВП, характерен для стран с сырьевой ориентацией экспорта.

Тенденция увеличения прямого финансирования государством научных исследований проявилась в росте относительного показателя бюджетного финансирования затрат на исследования и разработки с 54% в 2000 году до 65% в 2010 году (включая средства региональных бюджетов). 0сновные средства на финансирование науки предусмотрены в федеральных бюджетах соответствующих лет2.

Сопоставление соответствующих международных показателей позволяет сделать вывод, что Россия является мировым лидером по вложениям в науку государства - более 65 процентов, и только 27 приходится на частный сектор. В ведущих странах ситуация обратная: в США соотношение 27 и 64, в Корее 25 и 73, Германии - 27 и 68, а самое минимальное участие государства в Японии: 15 и 78.

0днако Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года предусматривается постепенное снижение доли финансирования за счет средств федерального бюджета в структуре источников, сокращение долевого участия государства с одновременным повышением доли внебюджетных источников и расширение субъектов внебюджетного финансирования.

0бъемы финансирования Стратегии из внебюджетных источников определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного эффекта реализации мер Стратегии по развитию частно-государственного партнерства в научно-инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.

0бщая сумма расходов на реализацию Стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4053,5 млрд. руб., объем расходов из федерального бюджета составляет 2688,3 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации - 257,1 млрд. руб., внебюджетных источников - 1107,1 млрд. руб. В этих суммах не учтены расходы на науку и инновации субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, не связанные непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии3.

К 2015 году объемы финансирования науки должны составить 874,8 млрд. рублей, из них из федерального бюджета - 506,5 млрд. рублей, региональными бюджетами - 56,5 млрд. рублей, а из внебюджетных источников - 311,8

1 Федеральный закон от 230896 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О науке и государственной научно-технической политике", ст.15.пп.1, 2 и 3.

2 Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13 декабря 2010 г. № 357 и соответствующие законы на другие финансовые годы.

3 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). Стр.60.

© Лебедева Е.И., 2012

Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/2 87

млрд. рублей, что составляет 35% запланированных объемов финансирования. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что проявившаяся в предыдущие годы тенденция увеличения бюджетных средств в объемах финансирования не будет сохраняться. Вместе с тем не планируется и резкого отказа от государственной финансовой поддержки науки и активного включения внебюджетных источников в обеспечение науки финансовыми средствами. Вся система государственного финансирования научно-исследовательских разработок и расходования организациями выделенных ассигнований должна быть "прозрачной", для того чтобы исключить злоупотребления и обеспечить эффективность использования бюджетных средств. Этот вывод подтверждает преемственность экономической политики, заложенной в Стратегии, и принятым ранее, до ее разработки, нормативно-правовым документам.

В связи с этим продолжает оставаться актуальным выбор оптимальных способов финансирования научных исследований с целью добиться наибольшей отдачи от вложенных в науку средств. При выделении средств на проведение научных исследований используются различные схемы. 0пределяющим видом финансирования остается сметное, при котором расходы рассчитываются исходя из сложившихся затрат на содержание научной организации. 0с-нованием при выделении средств бюджетного финансирования являются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяют основы бюджетного процесса4. Регламентация документооборота по финансированию научных и других организаций является прерогативой основного финансового органа России - Минфина Российской Федерации, и регулируется приказами и другими нормативными актами Минфина.

Бюджетная система построена на ряде принципов, одним из которых является единообразие в подходах к определению сметного финансирования, включающего в себя кроме прямых, еще и накладные расходы. Поскольку содержание научной организации включает накладные расходы, иногда значительно превышающие расходы на научные исследования, и основывается на сложившейся структуре расходов в организации, сметное финансирование признано неэффективным видом, не способствующим повышению отдачи от вложенных бюджетных средств в науку. В связи с этим продолжаются поиски альтернативных способов предоставления бюджетных средств на проведение научных исследований.

Поиски оптимальных путей бюджетного финансирования продолжаются, в том числе и посредством использования ранее разработанных механизмов, но с учетом тех корректировок, которые введены в бюджетную систему, с одной стороны, и научную сферу, с другой. Последние предложения состоят в переходе на выделение ассигнований в виде субсидий, то есть денежных средств, выделяемых федеральным или региональным бюджетом, или же специальными фондами на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию опредёленных целей, что уже реализовано в нормативно - правовой базе относительно финансирования научных исследований Академии наук5.Что касается государственного задания по научным организациям, то оно формулируется на основе программ фундаментальных исследований Российской академии наук и ее отделениям, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с последними изменениями, внесёнными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, государственным (муниципальным) учреждениям субсидии из средств федерального (регионального или местного) бюджетов не предоставляются, по всей видимости, в целях сокращения различных видов государственного финансирования бюджетных учреждений и учёта поступающих средств на различных счетах. Для научных организаций, относящихся к ведомственному подчинению, принципиально разработана Минфином России система программного бюджетного обеспечения6. 0днако теоретические разработки не в полном объеме применяются в практике финансирования науки из-за продолжающихся поисков перспективных направлений экономики, оптимальных объемов финансирования направлений экономики и выдвигаемых требований по повышению сиюминутной отдачи от вложения бюджетных средств.

Ещё одним способом финансирования прикладных научных исследований является заключение государственных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных целевых программ). 0тношения сторон в данном случае полностью регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом Российской Федерации "0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. Порядок отбора исполнителей на выполнение НИ0КР для государственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполнение НИ0КР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и приёмки отдельных этапов работ устанавливаются непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законодательными нормами.

Кроме бюджетного финансирования существуют различные формы финансовой поддержки помимо государства. К одному из самых распространённых видов целевого финансирования науки относятся гранты. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями. Существует перечень органи-заций-грантодателей, периодически обновляемый и утверждаемый правительством Российской Федерации, поступления от которых на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования и науки, не подлежат налогообложению с точки зрения уплаты налога на прибыль и НДФЛ. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда и/или конкурса, и устанавливают их сами гран-тодатели. Выдача гранта оформляется путём заключения грантового соглашения (договора). И хотя Гражданский ко-

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации, утвержденный 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

5 Постановление Правительства Российской Федерации "О Российской академии наук" от 19 ноября 2007 г. № 785

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3006.2010 г. №1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"

декс Российской Федерации не предусматривает такой вид обязательств, как грант, никаких запретов на заключение таких договоров и урегулирование отношений между грантодателем и грантополучателем не установлено. С точки зрения гражданского законодательства наиболее близок к гранту договор пожертвования. 0днако существует одно серьёзное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое выделяет грантовые соглашения в отдельную категорию. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта, то его характерной особенностью является именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглашении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учёта средств гранта, их использования и предоставления отчётности грантода-телю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счёт средств гранта.

Средства на проведение различных научных работ могут также выделять специализированные отраслевые и межотраслевые научные и научно-технические фонды, в частности государственные фонды: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Правовое положение государственных фондов определяется законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "0 науке и государственной научно-технической политике". Правовое положение негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами определяется Федеральным законом "0 некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

Все виды поддержки научных исследований и проектов производятся на конкурсной основе. Финансирование отобранных проектов осуществляется в рамках договора (как правило, договора на выполнение научно-исследовательских работ), который заключают соответствующий фонд и организация-победитель конкурса. Права на объекты интеллектуальной собственности, на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ, финансируемых за счёт средств фондов, реализуются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и трактовка кодекса в настоящее время сводится к закреплению прав на полученные результаты за организацией-исполнителем с предоставлением Российской Федерации прав на безвозмездное некоммерческое использование этих результатов в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд.

Инновационная политика государства строится с учетом введения механизмов, которые должны способствовать развитию связей между различными участниками инновационной системы. Так, государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, эффективность которого направлена на развитие инновационных проектов и секторов экономики.

Наиболее успешным вариантом долевой формы признается закрытый паевой инвестиционный фонд. За несколько лет сформировалась существенная практика эффективного применения конструкции таких ПИФов для реализации проектов в рамках ГЧП. В качестве достоинств использования закрытого ПИФа можно отметить следующие:

• Полный контроль над проектом, который достигается за счет одновременного управленческого и инвестиционного участия соинвесторов.

• Эффективный способ привлечения частного и публичного финансирования в проект.

• Более высокие темпы реализации проекта достигаются за счет возможностей безналогового реинвестирования полученных доходов.

• Разделение рисков участников проекта и самого проекта.

• Контроль расходования бюджетных средств обеспечивается информационной открытостью инструмента, что нивелирует риски нецелевого использования денег и несанкционированного выбытия имущества.

• Информационная прозрачность, в свою очередь, является дополнительной гарантией интересов действующих инвесторов и способствует привлечению в проект новых.

Для побуждения "коммерческого" сектора экономики к направлению средств в науку необходимы дополнительные шаги со стороны государства в виде экономического стимулирования инвестиционных вложений на инновационные разработки. Со стороны государства практикуется применение различных механизмов воздействия на участников экономических отношений для побуждения их к определенным шагам в интересах всего общества. Наиболее действенным признаны налоговые льготы.

Налоговая льгота - это законодательно закреплённое преимущество одних налогоплательщиков перед другими, дающее возможность не уплачивать конкретный налог или уплачивать его в меньшем размере. Кроме того, может быть установлен вычет из налогооблагаемой базы. Льготы зависят от вида налога, по которому они действуют.

В последнее время из-за смещения официального вектора государственных экономических интересов России, вопрос о применении государством косвенных механизмов стимулирования инвестиций в науку ставится во главу угла при выработке мер по повышению действенности российской экономики. Проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества деятельности институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно потребовали внесения изменений в налоговое законодательство. В какой мере Налоговый кодекс обеспечивает льготные условия налогообложения деятельности научных организаций и организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий, будет рассмотрено далее.

По замыслам разработчиков изменения, введенные в налоговое законодательство в 2008 году, направлены на

создание благоприятных налоговых условий в инновационной деятельности. 0сновой изменений является признанная законодателем необходимость снижения налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта, создания стимула для расширения спроса на исследования, для инвестирования в науку и инновационную сферу, для стимулирования малых инновационных научных организаций. В частности, предусмотрено увеличение в три раза нормативных расходов налогоплательщиков на научные исследования и конструкторские разработки, осуществляемых в форме отчислений в формирование российского фонда технологического развития, а также отраслевых и межотраслевых фондов. Это - начальные шаги со стороны государства, когда налоговые преференции предоставляются разработчикам, технологически совершенствуемой промышленности и экономики. Предоставление более радикальных послаблений, например, так называемой налоговой премии, когда предприниматели, вкладывающие деньги в НИ0КР, получают право на 100% вывод этой суммы из-под налогообложения, законодательство России пока не предусматривает.

Далее приведены положения российского налогового законодательства, действующие с 2008 года.

1. 0тчисления на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИ0КР признаются как расходы в размере, не превышающем 1,5 процента валовой выручки организации (п. 3 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации).

0рганизации вправе признавать как расходы на НИ0КР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИ0КР, зарегистрированных в установленном порядке (п.3 ст. 262 НК РФ).

2. Расширен перечень фондов поддержки научной (научно-технической) деятельности, поступления из которых признаются целевым финансированием.

К средствам целевого финансирования, не учитываемым как доходы (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), относятся, в частности, использованные по целевому назначению средства, которые были получены из:

- Российского фонда фундаментальных исследований;

- Российского фонда технологического развития;

- Российского гуманитарного научного фонда;

- Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- Федерального фонда производственных инноваций.

С 1 января 2008 г. как целевое финансирование признаются также средства, полученные из иных фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ "0 науке и государственной научно-технической политике". Конкретный перечень этих фондов определен постановлением Правительством Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 602 "0б утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержания науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению".

3. Расходы на НИ0КР (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, осуществленные начиная с 2009 г., признаются в целях налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 на основании абз. 5 п. 2 ст. 262 Кодекса, если иной порядок не установлен ст. 262 Кодекса.

Вопрос подтверждения налогоплательщику соответствия работ Перечню научных исследований и опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 № 988, относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.

Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 состоит из 32 позиций. Этот перечень, как видно из приведенных позиций, достаточно широк, что должно способствовать более доступному получению льгот, предусмотренных Правительством, на уровне фискальных органов.

4. Налогоплательщики, применяющие Упрощенную систему налогообложения, вправе учесть расходы на НИ0КР (подпункт. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) как затраты на производство продукции и, те самым, уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.

5.Расширен перечень НИ0КР, при выполнении которых можно применять льготу по НДС.

До 2008 года от обложения НДС освобождалось выполнение НИ0КР (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- за счет средств бюджетов и специализированных фондов;

- учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

С 1 января 2008 г. освобождение распространяется также на выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Вопрос эффективного и прозрачного налогообложения является одним из ключевых для современного бизнеса. Если сгруппировать перечисленные льготы по видам организаций, для которых они предусмотрены, то выявится следующая картина.

Инструментарий закрытых паевых инвестиционных фондов предоставляет широкие возможности построения эффективных схем легального налогового проектирования. 0пределяется это тем, что в силу инвестиционной природы данного инструмента, доход, формирующийся в фонде, находится под особенным налоговым режимом, за счет использования которого достигается значительный положительный экономический эффект.

Этот режим касается налогообложения доходов (юридических и физических лиц, а также нерезидентов) и фор-

мируется за счет двух принципиальных подходов, которые являются встроенными для любых типов фондов:

• 0тсутствие двукратного налогообложения;

• 0тложенное налогообложение.

Совместное использование внутри фонда этих двух принципов и приводит к значительному синергетическому эффекту.

0тложенное налогообложение определяется тем, что фонд не является юридическим лицом и, соответственно, не несет обязанность уплачивать налоги, в частности налог на прибыль, образующуюся в фонде. Эта обязанность лежит на пайщиках, и исполняют они ее в момент извлечения прибыли, т.е. в момент погашения или продажи паев, а также в случае получения промежуточного дохода. Учитывая, что срок действия закрытого фонда может достигать пятнадцати лет, получается, что весь этот период прибыль, образующаяся в фонде, налогообложению не подвергается, а в полном объеме реинвестируется, что создает весьма ощутимый экономический эффект, влияющий на конечную прибыль.

0тсутствие двукратного налогообложения определяется тем, что при инвестировании через закрытый паевой инвестиционный фонд, налогообложение сформированного в фонде дохода осуществляется один раз - при извлечении дохода инвестором. В случае инвестирования через корпоративную структуру - налогообложение дохода осуществляется дважды: первый раз налог на прибыль с полученных доходов платит организация - получатель инвестиций, второй раз - инвестор в момент извлечения дохода.

Для нерезидентов-пайщиков существует ряд особенностей налогообложения, которые делают их участие в закрытых фондах особенно привлекательным:

• доход, возникающий при продаже паев, у этой группы пайщиков на территории РФ налогообложению не подлежит (п. 2 статьи 309 НК РФ);

• доход, возникающий при погашении паев, у этой группы пайщиков облагается по ставке ниже, чем у резидентов, а именно, 20% вместо 24% (пп. 1 п.2 статьи 284 НК РФ);

при налогообложении дохода, возникающего при погашении паев, применяются соглашения об избежании двойного налогообложения.

0рганизациям в сфере инновационной деятельности и организациям, резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВ0ЭЗ) предусмотрены следующие льготы по налогу на добавленную стоимость при выполнении на территории России следующих НИ0КР:

- относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих продукции и технологий при условии выполнения в составе НИ0КР следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий;

- создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации 3-им лицам, их испытание;

- выполнение НИ0КР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИ0КР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения

Организациям в сфере инновационной деятельности при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3 (подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ)

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "0 науке и государственной научно-технической политике", по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, признаются для целей налогообложения в пределах 1,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика (п.3 ст.262 НК Российской Федерации).

Резиденты ТВОЭЗ, а также компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в пределах 0ЭЗ, имеют право признавать расходы на НИ0КР (в т.ч. не давшие положительного результата) в отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены (п. 2 ст. 262 НК РФ), а по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, включаются в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5. При этом по общему правилу такие расходы подлежат учету равномерно в течение одного года.

Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, разрешено уменьшать полученные доходы за счет следующих расходов:

- на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

- на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК Российской Федерации. (п.5 ст.1 закона № 195-ФЗ от 19.07.2007).

Законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории 0ЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории 0ЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории 0ЭЗ. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 % (п.1 ст. 284 НК РФ)

0рганизациям в сфере инновационной деятельности и резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВ0ЭЗ) совокупный тариф страховых взносов будет равен 20% с 2011 по 2017 годы, в 2018 -21%; в 2019 год - 28% (п. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ с изменениями от 28.12.2010 № 432-ФЗ).

Резиденты ТВ0ЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Серьёзный анализ того, какая польза экономике от тех или иных вводимых в инновационной сфере льгот, на федеральном уровне не проводится, как не просчитываются и последствия повышения налогов. Для повышения результативности предоставляемых государством налоговых преференций целесообразно воспользоваться практикой введения льгот в ряде стран, когда налоговые льготы предоставляются только при реализации инвестиционных проектов, законодательно определив понятие инвестора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1.Федеральный закон от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О науке и государственной научно-технической политике", ст.15.пп.1, 2 и 3.

2.Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13 декабря 2010 г. № 357 и соответствующие законы на другие финансовые годы.

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). Стр.60.

4.Бюджетный кодекс Российской Федерации, утвержденный 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

5.Постановление Правительства Российской Федерации "О Российской академии наук" от 19 ноября 2007 г. № 785.

6.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. №1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года".

УДК 378:338.46

Леоненко П.М.,

д.е.н., професор, ДННУ "Академт фшансового управлшня" (м. КиТв)

РЕФОРМУВАННЯ УПРАВЛ1ННЯ СИСТЕМОЮ ВИЩО1 ОСВ1ТИ НА СУЧАСНОМУ ЕТАП1 ЯК ОДНА 3 КЛЮЧОВИХ УМОВ ЕК0Н0М1ЧН0Г0 ЗРОСТАННЯ ТА РОЗВИТКУ

НАЦ1ОНАЛЬНО1 ЕКОНОМ1КИ

В статт/ розкрит/ позитивна та негативн/ тенденц/1 в розвитку сучасно1 укра1нсько1 системи вищо1 осв/ти, проанал/зо-ван/ питання 11 реформування та адаптацИ до вимог Болонського процесу.

КлючовI слова: людський кап/тал, економ/ка знань, як/сть вищо1 осв/ти, реформа вищо1 осв/ти, реформа управл/н-ня вузами, /нституц/ональна автоном/я вуз/в. В теоретико-методолопчному та парадигмальному план сощально-економны аспекти вищоТ та профеайно-тех-ннноТ осв^и, управлшня ними знаходяться в центр! уваги провщних представниюв сучасних теорм людського капралу, ¡нтелектуального капралу та ¡нтелектуальноТ власносл, економки знань, постшдустр^льного, ¡нформацмного сус-птьства, економ!чноТ глобал!зац!Т та ¡н. До вщомих захщних дослщниюв питань осв!ти ! науки у контекст! цих теор!й належать Г. Беккер, Д. Белл, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, М. Кастельс, Т. Сакайя, Р. Хейльбронер, Ф. Фукуяма, Т.Шульц та ¡н. Як правило, Тх прац! вщзначаються широтою узагальнень м!ждисципл!нарним пщходом, пор!вняльним анал!зом функцюнування ¡ розвитку рюних сощально-економнних систем, виходом на нов¡ науков¡ парадигми. Для представниюв посткейнаанського напряму (Г. Бортю, Я. Крегель, Х. Мшсью та ¡н.), нового кейнаанського напряму (Дж. Акерлоф, Дж. Йеллен, Дж. Слглщ, Е. Фелпс, С. Фшер та ¡н.), та ряду ¡нших альтернативних неокласиц напря-м^ сучасноТ економнноТ думки характерний бтьш прикладний, нормативний аспект розгляду питань осв^и ¡ науки при з'ясуваны Тх значення та рол¡ в економнному зростаннк

Дослдаення питань людського кап¡талу ¡ т¡сно пов'язаних з ними питань вищоТ осв™ охоплюе вс¡ три р^ы теоретичного анал¡зу ¡ реальност¡: м¡кро-, макро- ¡ метаекономка (глобальний р¡вень). 0дним з основних питань на вах р¡в-нях е з'ясування сп¡вв¡дношення м¡ж попитом ¡ пропозиц¡eю висококвал¡ф¡кованоТ робочоТ сили. На практик спосте-

92 Економнний □¡сник ун¡верситету | Випуск № 18/2

© Леоненко П.М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.