Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации'

Особенности правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITY / INVESTMENT / VENTURE INVESTMENT / BUDGETARY FINANCING / TAXATION / TAX PRIVILEGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусов Эдуард Сосланбекович

Настоящая статья посвящена исследованию понятия и правовой природы венчурного инвестирования в Российской Федерации. Автор исследует различные правовые режимы данного явления в развитых рыночных экономиках, изучает особенности правового регулирования данной области в России, вносит предложения по реформированию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of lgal regulation of venture investment in the Russian Federation

The present article is dev oted to research of concept and the legal nature of venture investment in the Russian Federation. The author investigates various legal regimes of this phenomenon in the developed market economies, studies features of legal regulation of this area in Russia, makes offers on current legislation reforming.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации»

Гусов Эдуард Сосланбекович

соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права

Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (тел.: 89284446778)

Особенности правового регулирования

венчурного инвестирования в Российской Федерации

Настоящая статья посвящена исследованию понятия и правовой природы венчурного инвестирования в Российской Федерации. Автор исследует различные правовые режимы данного явления в развитых рыночных экономиках, изучает особенности правового регулирования данной области в России, вносит предложения по реформированию действующего законодательства.

Ключевые слова: научно-техническая деятельность, инвестирование, венчурное инвестирование, бюджетное финансирование, налогообложение, налоговая льгота.

E.S. Gusov, competitor of chair of the civil and enterprise law of the North Ossetia state university of K.L. Khetagurov; tel.: 89284446778.

Features of lgal regulation of venture investment in the Russian Federation

The present article is devoted to research of concept and the legal nature of venture investment in the Russian Federation. The author investigates various legal regimes of this phenomenon in the developed market economies, studies features of legal regulation of this area in Russia, makes offers on current legislation reforming.

Key words: scientific and technical activity, investment, venture investment, budgetary financing, taxation, tax privilege.

тимулирование инновационных

С процессов является одним из важнейших условий эффективного экономического развития. Активизация инновационной деятельности и повышение восприимчивости к инновационным процессам становятся основными приоритетами для стран, стремящихся лидировать в условиях глобализации.

Правовое стимулирование инвестиций представляет собой меры, которые должно предпринять государство на законодательном уровне для активизации инвестиционного процесса в целях появления материальной заинтересованности у инвесторов (налоговые льготы, инвестиционные кредиты и т.д.) в финансировании приоритетных отраслей отечественной экономики.

Необходимо отметить, что бюджетные инвестиции, а также венчурные инвестиции в наукоемкие производства являются важнейшим инструментом экономического развития. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. говорится, что "государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и

внедрением самых передовых технологий.... мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития" [1].

Анализ законодательного регулирования венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики (на Западе и в России) и всей венчурной индустрии в целом позволяет сделать вывод о том, что в большинстве стран с развитыми рыночными отношениями не существует отдельного закона, регулирующего венчурное инвестирование. Данный способ инвестирования осуществляется в рамках общих юридических норм и определяется действующими юридическими, организационными формами и схемами, которые устанавливаются основными положениями, актами о формах и правилах корпоративной и инвестиционной деятельности.

В странах с развивающимися и переходными видами экономики приняты специальные законы, которые регулируют венчурную деятельность (Венгрия, Индия). Законопроект о венчурной деятельности находится в стадии разработки в Китае. Но в Венгрии со времени принятия в 1998 г. Закона "О венчурной деятельности" вследствие

115

крайне усложненной регламентации и избыточной императивности данного Закона был учрежден всего один венчурный фонд, основанный частным лицом [2; с. 239].

Наиболее развитая модель правового регулирования инноваций и инновационной деятельности сформировалась в США. Значительный массив законодательных актов содержит в себе положения о первостепенной роли науки и инноваций, а также отводит им главенствующую роль в экономическом развитии страны.

В середине XX в. в США был создан ряд федеральных ведомств, деятельность которых связана с научно-технологическим развитием и внедрением инноваций (НАСА, Национальный научный фонд, Администрация по делам малого бизнеса и др.). Фундаментом для создания и развития современной инновационной экономики США являлся Федеральный закон 1976 г. "О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах". Данный документ предусматривал особую роль федерального правительства в определении инновационной стратегии развития государства как "главного организатора по содействию развитию фундаментальных наук, как особой сферы стратегических интересов США, определив федеральный бюджет в качестве источника покрытия этих расходов" [3].

Также к основополагающим нормативным правовым актам, регулирующим инновационную деятельность в США, относится Закон Стивен-сона-Уайдлера 1980 г. "О технологических инновациях". Закон интересен тем, что регламентирует кооперацию между частным и государственным секторами в сфере разработки и производства наукоемкой продукции. Законом было предусмотрено создание на базе университетов и некоммерческих бесприбыльных организаций промышленно-технологических центров (Centers for Industrial Technology). Данные организации осуществляли деятельность общегосударственного стратегического значения, от которой у частных компаний не было экономической выгоды [4].

В России также предпринималась попытка принятия федерального закона, регулирующего инновационную и научно-техническую деятельность. Это был законопроект №99029071-2 "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", редакция которого была принята Государственной Думой РФ в первом чтении 16 июня 1999 г., но этот законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой РФ Постановлением от 21 июня 2001 г. №1664-111 ГД.

В заключении Правительства РФ от 14 мая 1999 г. №2179п-П8 [5] на проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" говорится, что целесообразна доработка законопроекта по ряду важных направлений, а в частности в уточнении роли и функций субъектов РФ в государственном регулировании и стимулировании регионально ориентированной инновационной деятельности в рамках единой государственной инновационной политики.

Существенное увеличение расходов федерального бюджета на государственные инвестиции в 2006 г. позволило экспертам назвать бюджет 2006 г. "бюджетом развития" [6].

Последние несколько лет государство на основании и во исполнение ст. 79, 80 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих порядок расходования средств на финансирование бюджетных инвестиций и финансирования юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, пытается инвестировать средства в наукоемкие производства. Для этого Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2006 г. №516 Министерству экономического развития и торговли было поручено обеспечить увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2006 г. - на 5 млрд. рублей и в 2007 году - на 10 млрд. рублей [7].

В некоторых западных странах крупнейшим источником и двигателем венчурного капитала являются пенсионные фонды. Длительное время жесткие правила инвестирования, законодательно установленные в США для пенсионных фондов, препятствовали осуществлению рисковых инвестиций.. Объем венчурных вложений пенсионных фондов стал увеличиваться быстрее темпов их активов. И уже к 1999 г. доля пенсионных фондов США в мобилизованном венчурном капитале составила более 50% [8].

В России на сегодняшний день только 1-1,5% инвестиций идет на финансирование проектов в сфере высоких технологий [2; С. 297]. В основном финансируются отрасли, которые ориентированы только на внутренний рынок (например, пищевая отрасль), а проекты, которые будут эффективны в случае их экспорта за рубеж, обычно не рассматриваются с точки зрения инвестирования.

Следует отметить, что результативность инвестиционного процесса зависит не только от объемов инвестиций, но и от их эффективности.

Большое количество пробелов в правовом

116

регулировании венчурного инвестирования появилось в налоговой сфере. Применение системы налоговых льгот всегда находится в числе наиболее актуальных вопросов для налогоплательщиков. В Налоговом кодексе РФ законодателем предусмотрен ряд норм, которые направлены на стимулирование венчурного инвестирования в целом. Например, в соответствии со ст. 251 НК РФ [9] доходы, которые получены в виде взносов (или вкладов) в уставный капитал (фонд) организации; в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Также одним из основных методов регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ [10]) представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в установленных пределах снижать свои платежи по налогу с последующей постепенной уплатой кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации при наличии оснований, которые закреплены в ст. 67 НК РФ.

Вместе с тем в распоряжении Правительства РФ от 1 июня 2006 г. №793-р "Стратегия развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы" [11 ] отмечается, что существенной проблемой налогового законодательства остается недостаточная урегулированность порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по операциям с имуществом, составляющим паевые инвестиционные фонды, в частности недвижимым имуществом и правами на недвижимое имущество. Этот законодательный пробел препятствует развитию закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям фондов недвижимости и фондов венчурных инвестиций.

В настоящее время отсутствует возможность определения налоговой базы, исчисления суммы налога и уплаты налога по операциям с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, отдельно от имущества управляющей компании этого фонда, имущества владельцев инвестиционных паев этого фонда, а также от имущества, составляющего другие паевые инвестиционные фонды. Это означает необходимость определять совокупную налоговую базу по операциям с собственным имуществом управляющей компании и операциям с имуществом, составляющим ее паевые инвестиционные фонды. В результате имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, будет использоваться для

уплаты налога на добавленную стоимость по операциям с собственным имуществом управляющей компании или с имуществом, составляющим другие паевые инвестиционные фонды, что противоречит законодательству Российской Федерации об инвестиционных фондах и нарушает права и законные интересы владельцев инвестиционных паев.

Кроме того, в настоящее время не предусмотрена возможность уплаты налога на добавленную стоимость по операциям с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, за счет этого имущества. Уплата указанного налога за счет собственного имущества управляющей компании экономически не обоснована и практически невозможна, поскольку суммы подлежащих уплате налогов на добавленную стоимость по операциям с имуществом, составляющим паевые инвестиционные фонды, могут значительно превышать стоимость собственного имущества управляющей компании этих фондов. Для развития добровольных и корпоративных систем пенсионного обеспечения требуется разработать такую модель налогообложения, которая ставила бы указанные системы в равное положение с обязательной системой пенсионного обеспечения.

В большинстве развитых стран законодательные акты, так или иначе касающиеся формы и способов венчурного финансирования, принимаются с целью стимулирования данного вида деятельности через предоставления разного рода налоговых льгот, отсрочек инвесторам и инвестируемым компаниям. Основной целью при создании благоприятного налогового режима для венчурной индустрии является перенос налогового бремени с инвестируемых компаний на инвесторов, но при этом сами фонды и инвесторы также не должны быть объектами избыточного налогообложения.

Сегодня формирование инновационной политики происходит в условиях проведения налоговых реформ. Соответственно, можно сказать, что в системе правового регулирования налогообложения отсутствуют основополагающие положения, которые смогли бы дать необходимый импульс для развития инновационной деятельности путем формирования системы дополнительных налоговых льгот.

Вместе с тем государство как субъект инвестиционной деятельности выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью, но зарубежное законодательство знает исключения из этого правила, например, во Франции государственные денеж-

117

ные средства, инвестируемые в частный сектор экономики, будут находиться в частноправовом режиме. Содержанием этой деятельности могут быть и гражданско-правовые отношения, которые могут являться одной из составляющих государственного регулирования. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства. Подобный подход к понятию управления государственной собственностью шире традиционного цивилистического и позволяет полнее охарактеризовать имеющие здесь особое значение публично-правовые элементы [12; С.65].

Выступая в роли собственника имущества, государство должно решать проблемы, которые связаны с правильным и эффективным управлением своим имуществом, из чего вытекает возникновение инвестиционных отношений, в которых государство выступает в качестве инвестора венчурного капитала. Также государство может выступать как реципиент инвестиций (венчурных инвестиций). Но необходимо отметить, что вопрос по определению правовых оснований при передаче денежных средств от государства при осуществлении инвестиционной деятельности остается открытым.

Для реализации поставленных целей считаем необходимым внести ряд изменений в законодательство Российской Федерации и, в частности:

принять Федеральный закон "О федеральных инвестиционных программах";

изменить некоторые положения Федерального закона от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально экономического развития Российской Федерации";

разработать пакет подзаконных актов Правительства РФ, регламентирующих разработку программ социально-экономического развития;

изменить нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Министерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ;

включить государственные инвестиционные программы в состав программ социально-экономического развития России [13; С.119].

В будущем при создании нормативной правовой базы, регулирующей инновационную деятельность и высокорисковое инвестирование, следует учитывать следующие принципы, которые определяются законодательными актами, регламентирующими инновационную, инвестиционную и венчурную деятельность в западных

странах:

отсутствие мелочной регламентации; ориентация на малые и средние предприятия; предоставление и использование капитала для развития перспективных компаний и технологий;

предоставление налоговых льгот и преференций, стимулирующих венчурные вложения, и привлечение средств в венчурные институты;

ограничение деятельности венчурных институтов рамками основной деятельности;

преимущественно ограниченный срок существования венчурных институтов;

регламентация функций частных управляющих венчурными институтами в случае участия государства в формировании венчурных фондов или схем;

установление минимального предельного размера капитала венчурного фонда;

установление минимальной стоимости акций или сертификатов венчурного института;

ограничение на осуществление венчурных инвестиций в отдельных отраслях и сферах бизнеса;

уведомительная процедура государственной регистрации венчурных институтов.

Таким образом, преобразования, которые сейчас происходят в России, позволяют говорить о том, что отсутствие должной инфраструктуры, венчурного инвестирования и высокая потребность в них современного российского рынка высоких технологий будут являться стимулами для создания полноценной и работоспособной национальной инвестиционной системы.

1. URL: http://www.dfo.gov.ru/index.php?id=89

2. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. М, 2011.

3. McConwey R. American Science Policy Since World War II. The Postwar Consensus. Wash., 1990.

4. Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980 // Public Law 96-480.

5. Заключение Правительства РФ от 14 мая 1999 г. №2179п-П8 на проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике"// СПС "КонсультантПлюс".

6. Основные результаты и направления бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной перспективе. Министерство финансов РФ. Москва, сентябрь 2006г. //http://www1.minfin.ru/ ru/badget/policy

7. Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 №516 "Об открытом акционерном

118

обществе "Российская венчурная компания"// СЗ РФ, №35, 28.08.2006, ст. 3762

8. National Venture Capital Association по состоянию на 1999 год //http://www.nvca.org/ ffax.html.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // СЗ РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // СЗ РФ, №31, 03.08.1998, ст. 3824

11. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 №793-р "Стратегия развития финансового рынка на 2006 - 2008 годы" // СЗ РФ, 09.06.2006, №24, ст. 2620

12. Талапина Э. В. Вопросы организации управления государственной собственностью // Журнал российского права. 2010. №3.

13. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Ахметзяно-ва И.Р. и др. О конкретном механизме восстановления рабочего уровня монетизации и инвестиционном стимулировании развития российской экономики. М., 2012.

1. URL: http://www.dfo.gov.ru/index.php?id=89

2. Сarhauv A.T., Folomyev A.N. National system of venture investment. M., 2011.

3. McConwey R. American Science Policy Since World War II. The Postwar Consensus. Wash., 1990.

4. Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980//Public Law 96-480.

5. The conclusion of the Government of the Russian Federation from May 14, 1999 of No 2179p-

P8 on the draft of the Federal law "About innovative activity and the state innovative policy"// Union of Right Forces "ConsultantPlus".

6. The main results and the directions of the budgetary policy in 2007 and medium-term prospect. Ministry of Finance of the Russian Federation. Moscow, September2006//http://www1.minfin.ru/ru/ badget/policy

7. The resolution of the government of the Russian Federation from 24.08.2006 No 516 "About open joint stock company "Russian venture company" // SZ Russian Federation, No 35, 28.08.2006, Art. 3762.

8. National Venture Capital Association as of 1999//http://www.nvca. org/ffax. html.

9. Tax code of the Russian Federation (part second) from 05.08.2000 No 117-FZ//SZ Russian Federation, 07.08.2000, No 32, Art. 3340.

10. Tax code of the Russian Federation (part one) from 31.07.1998 No 146-FZ//SZ Russian Federation, No 31, 03.08.1998, Art. 3824.

11. The order of the Government of the Russian Federation from 01.06.2006 No of 793-R "Strategy of development of the financial market for 20062008" // SZ Russian Federation, 09.06.2006, No 24, Art. 2620.

12. Talapina E.V. Questions of the organization of management of state ownership/Magazine of the Russian right. 2010. No 3.

13. Yakunin V.I., Sulakshin S.S., Akhmetzyanova I.R., etc. About the concrete mechanism of restoration of an operating level of monetization and investment stimulation of development of the Russian economy. M., 2012.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.