ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТОРОВ
К.А. Чепига, магистрант
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10677
Аннотация. В статье проводится анализ финансовых инструментов стимулирования венчурных инвесторов на федеральном уровне за 2015-2018 годы, оценивается текущее состояние венчурного бизнеса в России. Автором предлагаются рекомендации по развитию механизма венчурного финансирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: венчурное инвестирование, инновационный сектор, субсидирование, налоговые льготы, тарифы страховых взносов, инновационный центр «Сколково».
В настоящее время одним из наиболее актуальных инструментов инновационной политики в России является венчурное инвестирование, с помощью которого осуществляется финансирование инновационных проектов. В России государство регулирует инновационную деятельность посредством прямого и косвенного финансирования. К основным методам прямого регулирования венчурной деятельности государством относят предоставление субсидий и грантов, открытие «бизнес-инкубаторов».
Перечень субсидий и грантов, предоставляемых в России в качестве поддержки венчурной индустрии:
а) Премия Президента РФ в области науки и инновации для молодых ученых [1]. Данная премия присуждается гражданам РФ за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, а также за результаты научных исследований. Ежегодно данная премия присваивается 4 кандидатам в размере 2,5 млн. руб. каждая.
б) Финансирование субъектов венчурной деятельности со стороны государственных фондов. Среди государственных институтов развития, осуществляющих субсидирование, можно выделить:
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической деятельности или Фонд Бортника. Фонд осуществляет реализацию программ, направленных на развитие инновационной деятельности в стране, с целью создания и продвижения новых инновационных ком-
паний и развитие действующих высокотехнологичных предприятий. Фонд Бортника предоставляет грант в рамках программы «УМНИК» в размере 500 тысяч рублей на 2 года для лучших молодых ученых в возрасте от 18 до 30 лет [2]. Кроме того, данный государственный институт развития осуществляет программу «Старт», направленную на поддержку малого бизнеса в сфере инноваций. Программа «Старт» осуществляет финансирование инновационных предприятий и предпринимателей, находящихся на посевной стадии развития, при этом программа рассчитана на три этапа (на 1 этапе участникам предоставляется грант в размере до 2 млн. руб., на втором - до 3 млн. руб., на третьем - до 4 млн. руб.). [2]. Также фонд Бортника финансирует и крупные проекты, реализуя программы «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация» и «Кооперация».
- Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий оказывает прямое регулирование инвестиционной деятельности путем предоставления денежных грантов с обязательным условием достижения достоверных измеримых результатов инновационного проекта, которые прикреплены к грантовому соглашению. Так, фонд «Сколково» осуществляет реализацию 3 программ - микрогранты (до 1,5 млн. руб.), минигранты (до 5 млн. руб.) до 1 года и гранты (в размере от 30 до 300 млн. руб.). Также обязательным условием получения гранта является при-
влечение соинвестиций в размере от 25 % до 75 % от общего объема средств (от бюджета проекта) [3]. В 2018 г. было одобрено 2072 грантовые программы в размере 13,7 млрд. руб. [3].
Одной из наиболее известных форм поддержки венчурного бизнеса со стороны государства является открытие «бизнес-инкубаторов», деятельность которых направлена на становление и развитие новых проектов и фирм. Для венчурных инвесторов представляется выгодным вкладывать собственные денежные средства в инновационные проекты, в которых государство, как вкладчик, берет на себя большую часть предпринимательских рисков [4]. Кроме того, преимуществом «бизнес-
инкубаторов» является негласная гарантия продвижения нового продукта, услуги или новой инновационной фирмы, так как их деятельность отслеживается и регулируется опытными наукоемкими предприятиями, которые в свою очередь используют проверенные технологии. Однако в связи с многообразием источников финансирования инновационных проектов в «бизнес-инкубаторах» возникает краудфандинг -принцип открытых инвестиций, что в свою очередь затрудняет распределение долей выручки после реализации проекта [4].
Под косвенным государственным регулированием инновационной деятельности подразумевают меры и инструменты, способствующие обеспечению благоприятных условий для использования рыночного механизма привлечения венчурных инвестиций. В РФ косвенное регулирование венчурного бизнеса включает в себя: предоставление налоговых льгот и консультационных услуг в сфере венчурного инвестирования.
На территории Российской Федерации в сфере инноваций можно выделить 2 группы налоговых льгот:
а) налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям;
б) налоговые льготы, действующие в рамках специальных налоговых режимов, предоставляемые резидентам Инновационного центра «Сколково» и особых экономических зон.
К первой категории льгот относятся:
- освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации НИОКР, в том случае если исследования проводятся за счет средств бюджетов, специализированных фондов и ведомств, в соответствие со ст. 146 НК РФ;
- стоимость исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности: изобретения, секреты производства (ноу-хау), промышленные образцы, полезные модели и др. не облагается налогом и не включается в налогооблагаемую базу, в случае, если данные исключительные права принадлежат исполнителю государственного контракта, в соответствие со статьей 270 НК РФ;
- в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с 2018 года не включаются расходы по имущественным правам на результаты интеллектуальной деятельности, в случае, если данные права были обнаружены в ходе проведение инвентаризации, в соответствие со статьей 251 НК РФ. Данная льгота будет действительна до конца 2019 года;
- предоставление инвестиционного налогового кредита на проведение НИОКР и осуществление инновационной деятельности, в соответствие со статьей 66 НК РФ. Кредит предоставляется инновационным организациям и предпринимателям, с целью отсрочки налогового платежа по налогу на прибыль, а также по местным и региональным налогам сроком до пяти лет. При этом проценты по кредиту начисляются по ставке, находящейся в пределах, не превышающих 3/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- расходы, связанные с отчислениями на создание фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в размере до 1,5% от выручки не облагаются налогом и не учитываются в налогооблагаемой базе, в соответствие со ст. 270 НК РФ [5].
Ко второй категории налоговых льгот можно отнести сниженную ставку по страховым взносам для организаций и предпринимателей, занятых в инновационной или других сферах деятельности, а также обладающих определённым правовым статусом. В Налоговом кодексе РФ
действует статья 427 «Пониженные тарифы страховых взносов» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), которая обеспечивает для определенных организаций заниженные процентные ставки в Пенсионный фонд, фонд социального страхова-
ния и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [5].
Рассмотрим данную льготу за 20172019 гг. более подробно в таблице - «Тарифы страховых взносов для специализированных организаций».
Таблица 1. Тарифы страховых взносов для специализированных организаций [2]
Категория льготников Федеральный закон 2017 год 2018 год 2019 год
1) Организации, применяющие и внедряющие результаты интеллектуальной деятельности; 2) ИП и компании, работающие совместно с отделами управлений технико-внедренческих и особых экономических зон см. НК РФ ст. 427, пп. 1 и 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ПФР - 8%; ФСС - 2%; ФОМС - 4% ПФР - 13 %; ФСС - 2,9%; ФОМС- 5,1% ПФР - 20%; ФСС - 2,9%; ФОМС- 5,1%
3) Компании, осуществляющие деятельность в области 1Т см. НК РФ ст. 427, пп. 3 п.1, пп. 1.1 п. 2 ПФР - 8%; ФСС - 2%; ФОМС - 4% ПФР - 8%; ФСС - 2%; ФОМС - 4% ПФР - 8%; ФСС - 2%; ФОМС - 4%
4) ИП и компании, применяющие УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период не превышают 79 млн. руб.) 5) ИП, применяющие патентную систему налогообложения см. НК РФ ст. 427, пп. 5-9 п.1, пп. 3 п. 2 ПФР - 20%; ФСС - 0%; ФОМС - 0% ПФР - 20%; ФСС - 0%; ФОМС - 0% ПФР - 22%; ФСС - 2,9%; ФОМС- 5,1%
6)Резиденты Инновационного центра «Сколково» см. НК РФ ст. 427, пп. 10 п.1, пп. 4 п. 2 ПФР - 14%; ФСС - 0%; ФОМС- 0% ПФР - 14%; ФСС - 0%; ФОМС - 0% ПФР - 14%; ФСС - 0%; ФОМС - 0%
7) Резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) см. НК РФ ст. 427, пп. 11-14 п.1, пп. 5 п. 2 ПФР -6% ФСС - 1,5% ФОМС- 0,1% ПФР -6% ФСС - 1,5% ФОМС -0,1% ПФР -6% ФСС - 1,5% ФОМС- 0,1%
Таким образом, из таблицы можно заметить динамику снижения льготы на тарифы страховых взносов для хозяйственных организаций, применяющих результаты интеллектуальной деятельности, а также для компаний, работающих в технико-внедренческих особых экономических и туристско-рекреационных зонах. Так, в 2017 году совокупный тариф на страховые взносы для перечисленных категорий составил 14%, в 2018 году - 21%, а в 2019 году - 28%. Более того, в 2019 году увеличилась сумма страховых взносов для ИП и компаний, применяющих УСН с льготной деятельностью, и для ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Тарифы, предназначенные для остальных категорий льготников, за 2017-2019 гг. остались без изменений.
Несмотря на все предоставляемые условия, созданные для специализированных организаций в сфере инноваций, в России
отсутствуют льготы на уплату налога на прибыль для малых инновационных предприятий, в то время как в странах зарубежья налоговые льготы имеют широкое применение и являются наиболее результативными финансовыми инструментами, стимулирующими инновационную деятельность.
Как мы видим из таблицы, налоговые льготы и преференции на территории РФ предоставляются в основном крупным бюджетным предприятиям и организациям, деятельность которых направлена на научный и образовательный спектр. К таким организациям относятся резиденты Инновационного центра «Сколково», 1Т-компании, резиденты свободных экономических зон и технико-внедренческих и другие. Так, помимо льгот по страховым взносам резиденты «Сколково», применяющие только общую систему налогообложения, в течение 10 лет получают льго-
ты по следующим видам налогов: по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и таможенным платежам. При этом обязательным условием получением льготы по НДС и налога на имущество является размер прибыли, который не должен превышать 300 млн. руб., начиная с года, когда выручка превысила 1 млрд. руб. Налоговые льготы по налогу на прибыль для резидентов «Сколково» применяются в том случае, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, а также имущественных прав не превышала 1 млрд. руб. за налоговый год [6]. Для резидентов особых экономических зон действует пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 2% [5]. При этом согласно п. 1.2 ст. 284 НК РФ с 2012 года вплоть до 1 января 2018 года, резиденты ОЭЗ могли воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль. Кроме того, ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов. С 1 января 2018 года резиденты технико-внедренческих особых экономических зон также обязаны исчислять в федеральный бюджет страны налог на прибыль в размере 2%. Ранее для резидентов ТВЗ действовала нулевая ставка по налогу на прибыль [5].
В то же время в России для субъектов малого инновационного предпринимательства не предусмотрено налоговых льгот по налогу на прибыль и государством не предоставляются приростные налоговые скидки при увеличении расходов на НИОКР. [6].
Таким образом, анализируя налоговое законодательство в РФ для инновационных предприятий, распределение налоговых преференций и льгот между малым, средним инновационным бизнесом и крупными предприятиями, является неравноценным. Согласно данным, взятым из доклада «Глобальный инновационный индекс 2018 г.» Россия занимает 46 место с индексом 37,90 и коэффициентом эффективности - 0,58 единиц [7]. Приведенные данные также подтверждают отсутствие эффективных финансовых инструментов, стимулирующих венчурную индустрию.
На текущий момент времени в России на федеральном уровне отсутствуют налоговые льготы и преференции для бизнес-ангелов. Кроме того, на законодательном уровне не существует определений к понятиям «бизнес-ангел» и «стартап», что говорит о низком уровне развития венчурного бизнеса в России. Более того, в России отсутствуют законодательно закрепленные меры, которые направлены на стимулирование и эффективное развитие венчурного рынка в стране.
В декабре 2018 года государственный институт развития венчурного рынка РФ АО «РВК» разработал проект «Стратегия развития рынка венчурных и прямых инвестиций в Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», в котором уделяется внимание инструментам стимулирования венчурной деятельности в России. В данном документе поднимается вопрос об улучшении качества законодательно-правового регулирования российского рынка венчурных инвестиций, посредством введения в законодательство таких понятий, как «бизнес-ангел», «стартап», а также других определений, используемых в сфере венчурного финансирования [8]. Данная мера положительно отразится на российском венчурном бизнесе.
После предложенных нововведений необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить законопроект, регулирующий и стимулирующий венчурную деятельность на территории РФ, который будет направлен на предоставление налоговых льгот и преференций для венчурных инвесторов (в том числе для «бизнес-ангелов») и компаний, реализующих инновационную деятельность на посевных и ранних стадиях. В рамках данного законопроекта будет осуществлена финансовая поддержка целевых инновационных программ и перспективных старт-ап проектов на конкурсной основе, а также фондов венчурного инвестирования. Кроме того, предложенный законопроект будет способствовать увеличению программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, привлечению большего числа специалистов на созданные рабочие места
в инновационной сфере, обучению начинающих предпринимателей и студентов венчурному бизнесу.
На текущий момент времени в России используется крайне мало стимулов для эффективного развития малого и среднего инновационного бизнеса. Неравномерное распределение законодательно закрепленных налоговых стимулов и льгот негативно отражается на становлении инновационного потенциала страны: в связи с нехваткой малых и средних предприятий, занятых инновационной деятельностью, возникает дефицит рабочих мест в данной отрасли. Как известно, развитие малого бизнеса положительно влияет на рыночную экономику страны, кроме того, малые предприятия являются динамичными и более восприимчивыми к изменениям, происходящим на рынке, нежели крупные игроки. Таким образом, для того чтобы улучшить состояние российского венчурного бизнеса, необходимо простимулировать спрос на инновационную деятельность: увеличить число инвесторов и компаний, занимающихся инновационной сферой деятельности, в частности малый и средний инновационный бизнес.
Автором предлагаются следующие финансовые инструменты по стимулированию венчурной деятельности в Российской Федерации:
1) Предлагается утвердить законопроект на федеральном уровне «Об изменениях условий предоставления налоговых каникул», предусматривающий нулевую ставку по налогу на прибыль для малых инновационных предприятий (МИПов) в течение 3-5 налоговых периодов (3-5 лет), от суммы прибыли, полученной владельцем инновационной компании, по результатам инновационной деятельности. Срок налоговых каникул установлен исходя из средней скорости осуществления инновационного процесса - показатель инновационного лага [6]. Одним из условий получения данной налоговой льготы является уровень научной новизны инновации. Так, налоговые каникулы для МИПов сроком на 3 года будут предоставляться в случае, если фирма осуществит разработку приростной (улучшающей) инновации, 4
года - при реализации инновации-прорыва (революционной инновации), 5 лет - радикальной (базисной) инновации. При этом революционная инновация будет действовать в рамках одного предприятия, стимулируя его деятельность в инновационной сфере. Создание «инноваций-прорывов» способствует не только снижению издержек производства, но и увеличению уровня доходов, чистой прибыли и доли рынка компании. Предприятия вправе сами определять, какие идеи можно относить к инновационным прорывам.
Под «радикальной или базисной инновацией» следует понимать нововведение, которое основывается на создании крупного изобретения, масштабной технологии нового поколения, научного открытия, способствующих развитию новых течений и направлений в различных отраслях промышленности. При этом считается, что радикальные инновации представлены в форме наиболее ресурсоемких нововведений, носящих глобальный характер, нежели приростные и революционные.
2) Предлагается внести поправки в статью 427 «Пониженные тарифы страховых взносов» Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ:
- добавить изменения в подпункт 1 пункта 1 настоящей статьи, следующего содержания «для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства и занимающихся инновационной деятельностью». При этом внести изменения в пункт 1 настоящей статьи: «Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпунктах 1 -15 пункта 1 настоящей статьи и пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются:...».
- добавить изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 427 НК РФ, следующего содержания: «для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019-2023 годов, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -
2,9%, на обязательное медицинское страхование - 5,1%». Данная преференция позволяет существенно снизить затраты ИП и МИПов, занимающихся инновационной деятельностью, на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды.
В настоящее время данная льгота предусмотрена только для малых инновационных предприятий, созданных на базе ВУЗов и бюджетных научно-исследовательских организациях. Поэтому предлагается распространить данную льготу на все малые инновационные компании независимо от формы собственности и продлить срок ее действия [6].
3) На наш взгляд, для развития малого инновационного бизнеса в регионах целесообразно создать венчурные фонды с госкапиталом, которые будут финансировать инновационные проекты только микро- и
Подводя итог, можно сделать вывод: созданные и функционирующие государственные и частные фонды венчурных инвесторов оказывают положительное воздействие на становление инновационного сектора в России. Однако, несмотря на весь спектр применяемых льгот в инновационной среде, российский рынок венчурного бизнеса недостаточно развит. Нормативно-правовые акты, регулирующие венчурную деятельность, и налоговые льготы, действующие исключительно для венчурных компаний, отсутствуют, как на федеральном, так и региональном уровнях. Таким образом, развитие финансовых инструментов по стимулированию венчурных инвесторов является необходимым условием для развития не только венчурной индустрии, но сектора малого инновационного предпринимательства.
малых предприятий на ранних стадиях [9].
Библиографический список
1. Российский научный фонд. [Электронный ресурс]. URL: https://grant.rscf.ru/awards/anonymous/docs/young.
2. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. [Электронный ресурс]. URL: http://fasie.ru/.
3. Фонд Сколково. [Электронный ресурс]. URL: http://sk.ru/foundation/services/p/grants.aspx.
4. Приходько Р.В. Состояние и перспективы развития венчурного финансирования в РФ и в Санкт-Петербурге // Экономика и экологический менеджмент. 2018. №1. C. 49-55.
5. Налоговый Кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
6. Александрин Ю.Н. Инструментарий стимулирования малого инновационного предпринимательства: Международный и Российский аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №10. С. 8-13.
7. Глобальный индекс инноваций - 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/econ_stat/ru/economics/gii.
8. ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» / СТРАТЕГИЯ развития рынка венчурных и прямых инвестиций в Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/4ea/RVC_strategy_2018_doc.pdf (дата обращения 19.01.2019).
9. Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Южной Корее // Экономика: теория и практика. 2016. №1 (41). С. 7580.
ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF INSTRUMENTS TO STIMULATE
VENTURE INVESTORS
K.A. Chepiga, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article analyzes financial instruments for stimulating venture investors at the federal level for 2015-2018, evaluates the current state of the venture capital business in Russia. The author offers recommendations on the development of the mechanism of venture financing in the Russian Federation.
Keywords: venture investment, innovation sector, subsidies, tax breaks, insurance premium rates, development institutions of the Russian Federation, Skolkovo innovation center.