Научная статья на тему 'Финансовая поддержка государством научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации'

Финансовая поддержка государством научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЗАКРЫТЫЙ ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ФіНАНСУВАННЯ / БЮДЖЕТНЕ ФіНАНСУВАННЯ / ДЕРЖАВНі ФОНДИ / ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНЕ ПАРТНЕРСТВО / ПОДАТКОВЕ СТИМУЛЮВАННЯ / ЗАКРИТИЙ ПАЙОВИЙ іНВЕСТИЦіЙНИЙ ФОНД / FINANCING / GOVERNMENT FUNDING / PUBLIC FUNDS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / TAX INCENTIVES / CLOSED-END INVESTMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова А.А.

Финансирование научных исследований и разработок является важным фактором, определяющим состояние научно-технического потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности. В задачи проводимой государством политики по поддержке научной и инновационной деятельности входит развитие отечественного научного комплекса в условиях ограниченных финансовых ресурсов. В связи с этим речь идет о повышении эффективности использования средств федерального бюджета за счет использования различных форм финансирования научных исследований и разработок. В статье рассматривается состояние системы финансового обеспечения научного комплекса. Рассмотрено применение различных механизмов воздействия на участников экономических отношений, касающихся коммерческой реализации научных знаний и технологий. Акцентировано внимание на возможностях закрытых паевых инвестиционных фондов по построению эффективных форм легального налогового проектирования. Исследование проводится на основе анализа применяемых механизмов финансирования; необходимости интеграции усилий государства и бизнеса в решении научно-технических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Funding for research and development is an important determinant of the state scientific-technical potential and ultimately the impact of scientific and scientific-technical activities. The objectives of government policy to support research and innovation includes the development of national scientific complex in conditions of limited financial resources. In this regard, it is about improving the efficiency of use of Federal budget funds through the use of various forms of financing of scientific research and development. The article discusses the state of the system of financial support of the scientific complex. The application of different mechanisms of influence on the participants of economic relations relating to the commercial implementation of scientific knowledge and technology. The attention is focused on the opportunities closed-end mutual funds for building effective forms of legitimate tax planning. The study is conducted on the basis of the analysis of the applicable financing mechanisms; the need to integrate the efforts of government and business in solving scientific and engineering problems.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка государством научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»

УДК 336:001.895(470+571)

Ф1НАНСОВА П1ДТРИМКА ДЕРЖАВОЮ НАУКОВО-ТЕХН1ЧНО1 ТА 1ННОВАЦ1ЙНО1' Д1ЯЛЬНОСТ1 У РОС1ЙСЬКО1 ФЕДЕРАЦП

Гудкова А. О.

Фнансування наукових досл1джень i розробок е важливим чинником, що визначае стан науково-технчного потенцалу i в юнцевому nidcyMKy результативнсть науково)' та науково-техтчно)' дiяльностi. У завдання державно)' полтики щодо пдтримки науково)' та нновац/йно)' дiяльностi входить розвиток втчизняного наукового комплексу в умовах обмежених фнансових ресурсв. У зв'язку з цим йдеться про пiдвищення ефективностi використання коштiв федерального бюджету за рахунок використання рiзних форм фнансування наукових дослiджень i розробок.

У статтi розглядаеться стан системи фнансового забезпечення наукового комплексу. Розглянуто застосування рiзних механiзмiв впливу на учасникв економiчних вiдносин, що стосуеться комерц/йно)' реалiзацi'í наукових знань i технологй. Акцентовано увагу на можливостях закритих пайових нвестиц1йних фондiв з побудови ефективних форм легального податкового проектування.

Дослiдження проводиться на основi аналiзу застосовуваних механiзмiв фнансування; необхiдностi нтеграц)' зусиль держави та бiзнесу у вирiшеннi науково-технчних завдань.

Ключов'1 слова: фнансування, бюджетне фнансування, державн фонди, державно-приватне партнерство, податкове стимулювання, закритий пайовий iнвестицiйний фонд.

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гудкова А.А.

Финансирование научных исследований и разработок является важным фактором, определяющим состояние научно-технического потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности. В задачи проводимой государством политики по поддержке научной и инновационной деятельности входит развитие отечественного научного комплекса в условиях ограниченных финансовых ресурсов. В связи с этим речь идет о повышении эффективности использования средств федерального бюджета за счет использования различных форм финансирования научных исследований и разработок.

В статье рассматривается состояние системы финансового обеспечения научного комплекса. Рассмотрено применение различных механизмов воздействия на участников экономических отношений, касающихся коммерческой реализации научных знаний и технологий. Акцентировано внимание на возможностях закрытых паевых инвестиционных фондов по построению эффективных форм легального налогового проектирования.

Исследование проводится на основе анализа применяемых механизмов финансирования; необходимости интеграции усилий государства и бизнеса в решении научно-технических задач.

Ключевые слова: финансирование, бюджетное финансирование, государственные фонды, государственно-частное партнерство, налоговое стимулирование, закрытый паевой инвестиционный фонд.

FINANCIAL SUPPORT BY THE STATE OF SCIENTIFIC, TECHNOLOGICAL

AND INNOVATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gudkova A.A.

Funding for research and development is an important determinant of the state scientific-technical potential and ultimately the impact of scientific and scientific-technical activities. The objectives of government policy to support research and innovation includes the development of national scientific complex in conditions of limited financial resources. In this regard, it is about improving the efficiency of use of Federal budget funds through the use of various forms of financing of scientific research and development.

The article discusses the state of the system of financial support of the scientific complex. The application of different mechanisms of influence on the participants of economic relations relating to the commercial implementation of scientific knowledge and technology. The attention is focused on the opportunities closed-end mutual funds for building effective forms of legitimate tax planning.

The study is conducted on the basis of the analysis of the applicable financing mechanisms; the need to integrate the efforts of government and business in solving scientific and engineering problems.

Key words: financing, government funding, public funds, public-private partnerships, tax incentives, closed-end investment Fund.

Государство, как основной общественный институт, играет главную роль в разработке стратегической научно-технической и инновационной политики, создании законодательной базы, в финансировании значительной части научных исследований и разработок и в использовании разнообразных косвенных мер по стимулированию инноваций в предпринимательском секторе экономики путем целенаправленной налоговой политики и представлении других преференций.

К настоящему времени в целом сформирована современная система государственной поддержки научно-технической деятельности, основными компонентами которой являются:

- финансирование исследований и разработок, обеспечивающее выполнение государственных заданий;

- финансирования создания и развития объектов научно-технической и инновационной инфраструктуры;

- финансирование проектов государственных программ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, осуществляемое федеральным бюджетом через субъекты бюджетного планирования с использованием механизма субсидирования и с привлечением дополнительных источников;

- финансирование проектов, предложенных самими учеными, через систему грантов, предоставляемых государственными фондами.

Вместе с тем, высокая стоимость научных исследований и ограниченность денежных ресурсов государственных бюджетов побуждает государство скрупулезно относиться к выбору источников финансирования и механизмов их реализации.

Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации установлен приоритет бюджетного финансирования отдельных видов научных исследований над прочими (определено Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», далее - Закон «О науке»), определяющим фактором организации финансовых ресурсов для науки является их формирование на многоканальной основе. Многоканальность финансирования подразумевает множественность источников финансирования и может осуществляться любыми субъектами экономической деятельности и органами государственной власти различных уровней способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.

Российская наука предельно сильно зависит от бюджетного финансирования. За период 2000-2013 гг. доля внутренних затрат в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляла 1,05-1,25% [1, с. 75], в то время как стратегическим интересам государства отвечало бы финансирование на уровне 2-3% ВВП. Такой уровень характерен для большинства стабильно развивающихся стран. Слабый научно-технический сектор, поглощающий менее 2% ВПП, характерен для стран с сырьевой ориентацией экспорта.

Тенденция увеличения прямого финансирования государством научных исследований проявилась в росте относительного показателя бюджетного финансирования затрат на исследования и разработки с 54% в 2010 г. до 65,5% в 2011 г. [1, с. 76].

Сопоставление соответствующих международных показателей позволяет сделать вывод, что в России лидирующее положение по расходам на науку занимает государство. Доля средств организаций частного сектора составляет менее 20%. В ведущих странах ситуация иная: в США соотношение составляет 27% (государство) и 64% (бизнес), в Германии - 27% и 68%, а самое минимальное участие государства в Японии - 15% и 78% соответственно [1, с. 211].

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия) предусматривалось постепенное снижение в структуре источников финансирования доли федерального бюджета с одновременным повышением доли внебюджетных источников и расширение субъектов внебюджетного финансирования.

Объемы финансирования из внебюджетных источников были определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного эффекта рекомендации мер по развитию частно-государственного партнерства в научно-инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.

Общая сумма расходов на реализацию Стратегии в соответствии с рациональным сценарием составляла в ценах текущих лет 4053,5 млрд руб., объем расходов из федерального бюджета - 2688,3 млрд руб., бюджетов субъектов Российской Федерации - 257,1 млрд руб., внебюджетных источников - 1107,1 млрд руб. [2, с. 60]. В этих суммах не были учтены расходы на науку и инновации субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, не связанные непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

Основанием при выделении средств бюджетного финансирования являются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). Регламентация документооборота по финансированию научных и других организаций является прерогативой основного финансового органа России - Министерства финансов Российской Федерации - и регулируется его приказами и другими нормативными актами.

Продолжает оставаться актуальным выбор оптимальных способов финансирования научных исследований с целью добиться наибольшей отдачи от вложенных в науку средств. Основным механизмом финансирования научных исследований является программно-целевой механизм, когда государство выделяет денежные средства на исследования, вошедшие составной частью в государственные программы приоритетного развития направлений экономики. Анализу обоснованности и целесообразности научных исследований, включенных в эти программы, полноте их финансирования и целевому использованию выделенных средств были посвящены многие научные разработки, которые неоднократно доказывали несовершенство применяемого механизма.

Для преодоления недостатков используемого до недавнего времени сметного финансирования в качестве пилотных проектов на протяжении ряда лет предлагались различные усовершенствованные виды финансирования, как например, БОР -Бюджет, ориентированный на результат. Однако по целому ряду причин БОР не получил широкого распространения.

Поиски оптимальных путей бюджетного финансирования продолжаются, в том числе и посредством использования ранее разработанных механизмов, но с учетом тех корректировок, которые введены в бюджетную систему, с одной стороны, и научную сферу, с другой. Используемый в настоящее время механизм финансирования основан на выделение ассигнований в виде субсидий, то есть денежных средств, выделяемых федеральным или региональным бюджетами, или же специальными фондами на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию определенных целей.

Бюджетные научные учреждения получают финансирование на выполнение государственного задания, требования к составу которого определены в БК РФ (статья 69.2).

Ещё одним способом финансирования прикладных научных исследований является заключение государственных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных программ). Отношения сторон в данном случае полностью регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Порядок отбора исполнителей на выполнение НИОКР для государственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и приёмки отдельных этапов работ устанавливаются непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законодательными нормами.

Кроме бюджетного финансирования существуют различные формы финансовой поддержки помимо государства. К одному из самых распространённых видов целевого финансирования науки относятся гранты. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями. Существует перечень организаций-грантодателей, периодически обновляемый и утверждаемый правительством Российской Федерации, поступления от которых на осуществление конкретных программ, в том числе в области науки, не подлежат налогообложению с точки зрения уплаты налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда и/или конкурса, и устанавливают их сами грантодатели. Выдача гранта оформляется путём заключения грантового соглашения (договора). И хотя ГК РФ не предусматривает такой вид обязательств, как грант, никаких запретов на заключение таких договоров и урегулирование отношений между грантодателем и грантополучателем не установлено. С точки зрения гражданского законодательства наиболее близок к гранту договор пожертвования. Однако существует одно серьёзное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое выделяет грантовые соглашения в отдельную категорию. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта, то его характерной особенностью является именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглашении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учёта средств гранта, их использования и предоставления отчётности грантодателю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счёт средств гранта.

Средства на проведение различных научных работ могут также выделять специализированные отраслевые и межотраслевые научные и научно-технические фонды, в частности государственные фонды: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных

инноваций. Правовое положение государственных фондов определяется законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Законом «О науке». Правовое положение негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами определяется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Все виды поддержки научных исследований и проектов производятся на конкурсной основе. Финансирование отобранных проектов осуществляется в рамках договора (как правило, договора на выполнение научно-исследовательских работ), который заключают соответствующий фонд и организация-победитель конкурса. Права на объекты интеллектуальной собственности, на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ, финансируемых за счёт средств фондов, реализуются в соответствии с ГК РФ. Трактовка кодекса в настоящее время сводится к закреплению прав на полученные результаты за организацией-исполнителем с предоставлением Российской Федерации прав на безвозмездное некоммерческое использование этих результатов в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд.

Важным этапом инновационной политики государства стало введение механизмов, которые должны способствовать развитию связей между различными участниками инновационной системы. Для этого, начиная с 2002 г., государство поддерживает государственно-частные партнерства (ГЧП). ГЧП является механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, эффективность которого направлена на развитие инновационных проектов и секторов экономики.

Для реализации проектов ГЧП в Российской Федерации финансирование осуществляется по двум формам:

- договорная форма ГЧП - софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта, которое реализуется в рамках концессионных соглашений (данная форма в настоящее время является мало проработанной, которой присуще отсутствие практического опыта реализации таких соглашений, а также недостаточно проработанная законодательная база);

- долевая форма ГЧП - наиболее распространенная в настоящее время форма сотрудничества государства и бизнеса -заключается в инвестировании частных и публичных средств в уставные капиталы юридических лиц. Это наиболее простая и доступная форма организации партнерства.

Наиболее успешным вариантом долевой формы ГЧП является закрытый паевой инвестиционный фонд. За несколько лет сформировалась существенная практика эффективного применения конструкции паевых фондов и для реализации проектов в рамках ГЧП. В качестве достоинств использования такого типа фонда можно отметить следующие:

- полный контроль над проектом, который достигается за счет одновременного управленческого и инвестиционного участия соинвесторов;

- эффективный способ привлечения частного и публичного финансирования в проект;

- более высокие темпы реализации проекта достигаются за счет возможностей безналогового реинвестирования полученных доходов;

- разделение рисков участников проекта и самого проекта;

- контроль расходования бюджетных средств обеспечивается информационной открытостью инструмента, что нивелирует риски нецелевого использования денег и несанкционированного выбытия имущества;

- информационная прозрачность, в свою очередь, является дополнительной гарантией интересов действующих инвесторов и способствует привлечению в проект новых.

Внесенные поправки в Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» существенно расширили возможности управляющих компаний, ориентированных на работу с фондами для квалифицированных инвесторов, по распоряжению имуществом таких фондов. В частности, им предоставлена возможность привлечения долгового финансирования в проекты, а также размещения активов фонда на условиях договоров займа и/или кредита. Таким образом, управляющая компания может предоставлять залог для обеспечения обязательств (за счет имущества фонда) и быть полноправным участником конкурсов по приобретению государственного имущества (в первую очередь, земельных участков и объектов недвижимости).

В настоящее время существует два варианта реализации проектов ГЧП с применением закрытых паевых инвестиционных фондов. Различаются они способом участия государства. Условно эти способы можно обозначить как «максимально прямое» и «опосредованное»:

1) «Максимально прямое» участие государство принимает в реализации проектов, связанных с венчурным финансированием при посредничестве «Российской венчурной компании» (ОАО со 100% участием государства) (РВК). РВК призвана инвестировать средства в создание нескольких десятков венчурных паевых инвестиционных фондов (ПИФов) по всей стране. Эти фонды, в свою очередь, должны профинансировать 100-200 «стартапов» в российской экономике.

2) «Опосредованное» участие вызвано тем, что по действующему законодательству прямое внесение государственного имущества в закрытый фонд невозможно .

Реализация подобных механизмов удовлетворяет задачам реализации национальных проектов, а также целому ряду иных федеральных целевых программ, базовым принципом которых определено развитие различных форм ГЧП с целью привлечения средств внебюджетных источников.

В России ГЧП реализуются в основном в форме крупных инновационных проектов, которые выполняются коллективами, объединяющими представителей науки и промышленности. В основе проектов лежит идея о разделении между государством и бизнесом рисков по развитию новых технологий. Проекты были инициированы Министерством образования и науки и отбирались при участии представителей бизнеса. При отборе проектов не удалось избежать лоббирования; открытым остался вопрос, не финансируются ли из бюджетных средств такие проекты, которые должны поддерживаться только бизнесом. Несмотря на критические замечания, высказываемые в отношении практики применения государственно-частного партнерства, этот способ финансовой поддержки государством научно-технической деятельности имеет хорошие перспективы, исходя из укрепления связей между участниками инновационного процесса. Одновременно с этим возникают и продолжают оставаться неразрешенными вопросы о повышении заинтересованности в негосударственных капитальных вложениях.

Перспективным направлением финансирования является совместное финансирование важнейших НИОКР государственным и негосударственным секторами экономики, позволяющее приводить в соответствие общественные и частные интересы, объединять государственные приоритеты с предпринимательской инициативой. На текущий момент, в рамках реализации проектов Стратегического направления, значимая часть ресурсов переведена из сектора исследований в сектор реализации, внедрения и коммерциализации.

В случае, если представители бизнес-сообщества обозначают проблематику, на которой они готовы сконцентрировать собственные ресурсы, и в решении этой задачи есть часть, относящаяся к проблемам научных исследований и разработок, то государство готово разделить риски с бизнесом и финансировать ту часть работы, которая относится к НИОКР, при условии, что основная часть средств (не менее половины или более), а также часть реализации технологических решений, которые будут разработаны, ложится на бизнес.

При этом остается актуальной проблема невосприимчивости промышленности к новым разработкам ученых.

Важнейший исходный посыл состоит в том, что необходимо сконцентрировать усилия на привлечении негосударственных средств. Государство уже оплатило производство научного продукта, и теперь оно может рассчитывать на участие негосударственных средств. Основные причины, по которым негосударственные инвесторы не вкладывают свои средства в науку, это то, что:

- существуют более выгодные и менее рискованные сферы приложения капитала;

- нет заинтересованности в обнародовании через механизм декларирования значительной части доходов, скрытых от налогообложения ввиду несовершенства налоговой системы.

Следовательно, усилия должны быть направлены на то, чтобы нейтрализовать названные выше причины. Первый фактор по мере стабилизации финансовой ситуации в стране становится все менее значительным.

Прямое бюджетное финансирование не является единственно возможным источником средств, направляемых на развитие науки. Для побуждения коммерческого сектора к направлению средств в науку со стороны государства предпринимаются дополнительные шаги в виде экономического стимулирования инвестиционных вложений на инновационные разработки. Государство практикует применение различных механизмов воздействия на участников экономических отношений. Именно применение косвенных мер стимулирования инвестиций в науку является важным направлением политики государства при выработке мер, направленных на повышение действенности российской экономики. Проведение институциональных реформ, направленных на повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства.

Рассмотрим, в какой мере Налоговый кодекс обеспечивает льготные условия налогообложения деятельности научных организаций и организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий.

По замыслу разработчиков, изменения, которые вносились в налоговое законодательство в последние годы, должны были способствовать созданию благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности. Основой стало признание законодателем необходимости снижения налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта, создания стимула для расширения спроса на исследования и разработки, для инвестирования в науку и инновационную сферу, для стимулирования малых инновационных предприятий. В частности, предусматривалось увеличить в три раза нормативных расходов налогоплательщиков на научные исследования и конструкторские разработки, осуществляемых в форме отчислений в формирование Российского фонда технологического развития (РФТР), а также отраслевых и межотраслевых фондов.

Со стороны государства был сделан первый шаг, когда налоговые преференции предоставлялись разработчикам, технологически совершенствуемой промышленности. Предоставление более радикальных послаблений (к примеру, когда предприниматели, вкладывающие средства в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), могли получить право на 100% вывод этой суммы из-под налогообложения) не предусматривалось.

Изменения, которые были внесены в российское налоговое законодательства в последние годы, затрагивали следующие моменты:

1 Отчисления на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР признавались как расходы в размере, не превышающем 1,5% валовой выручки организации (статья 262 Налогового Кодекса Российской Федерации -далее НК РФ).

Организации вправе признавать как расходы на НИОКР отчисления на формирование РФТР, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (статья 262 НК РФ).

2 Расширен перечень фондов поддержки научной (научно-технической) деятельности, поступления из которых признаются целевым финансированием.

К средствам целевого финансирования, не учитываемым как доходы (статья 251 НК РФ), относятся, в частности, использованные по целевому назначению средства, которые были получены из:

- Российского фонда фундаментальных исследований;

- Российского фонда технологического развития;

- Российского гуманитарного научного фонда;

- Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- Федерального фонда производственных инноваций.

Как целевое финансирование признаются также средства, полученные из иных фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон «О науке»). Конкретный перечень этих фондов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержания науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

3 Расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации признаются в целях налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (на основании статьи 262 НК РФ).

Вопрос подтверждения налогоплательщику соответствия работ Перечню научных исследований и опытно-конструкторских работ (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988) относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.

Данный Перечень достаточно широк, содержит 32 позиции, что должно способствовать более доступному получению льгот.

4 Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), вправе учесть расходы на НИОКР как затраты на производство продукции и, тем самым, уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Такими расходами являются:

- расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованной производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство;

- расходы на формирование РФТР, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, который предусмотрен Законом «О науке».

Расходы на НИОКР при применении уСн признаются в общем порядке, то есть после оплаты. При общем режиме налогообложения данные расходы признаются только после завершения исследований (или их отдельных этапов) равномерно в течение одного года. При УСН это правило не действует, так как требование о необходимости завершения исследования (этапов исследования), равно как и требование о равномерности признания расходов в течение одного года закреплено в статье 262 НК РФ. Между тем статья 346.16 НК РФ отсылки к этой норме не содержит, а указывает лишь на статью 262 НК РФ, где приведен состав затрат, признаваемых как расходы на НИОКР.

Расходы на формирование фондов при применении УСН могут признаваться полностью, то есть в размере фактических затрат. При общем режиме налогообложения данные расходы нормируются (как указано выше, не более 1,5%).

Следует отметить, что совершенствование системы налогообложение для лиц, использующих УСН, осуществляется не только на федеральном, но и региональном уровнях. Так, принятый в Омской области закон содержит пакет антикризисных мер и устанавливает виды деятельности, которые могут воспользоваться правом на снижение ставки налога. Пониженные налоговые ставки (5% и 10%) применяются для социально значимой экономической деятельности, сферы научных исследований и разработок, производства продукции с высокой добавленной стоимостью. По отдельным видам деятельности (сельское хозяйство, наука, машиностроение) предусмотрено снижение ставки налога с 15% до 5%, по остальным - до 10%. Такими льготами могут воспользоваться предприятия и предприниматели при условии, если доход от этих видов деятельности составляет не менее 70%.

5 Расширен перечень НИОКР, при выполнении которых можно получить льготу по налогу на добавленную стоимость (НДС).

Данное положение касается НИОКР:

- выполненных за счет средств бюджетов и специализированных фондов;

- выполненных научными организациями и учреждениями образования на основании хозяйственных договоров.

Кроме того льготы по НДС распространяются на выполнение организациями НИОКР, которые относятся к созданию новой продукции и технологий или усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка новых технологий;

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта т отражения их в технической документации.

При выполнении НИОКР учреждениями науки и образования на основе хозяйственных договоров от уплаты НДС освобождаются как головные организации, так и их соискатели, в случае, если они также являются учреждениями науки и образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 769 ГК РФ поясняет обязанности сторон при заключении и выполнении хозяйственного договора: исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских работ - разработать образец нового изделия и конструкторскую документацию на нее, а заказчик принять работу и оплатить ее.

Вопрос эффективного и прозрачного налогообложения является одним из ключевых для современного бизнеса. Если сгруппировать перечисленные выше льготы в отношении, к примеру, закрытых паевых инвестиционных фондов, то выявится следующая картина.

Инструментарий закрытых паевых инвестиционных фондов предоставляет широкие возможности построения эффективных форм легального налогового проектирования. Определяется это тем, что в силу инвестиционной программы данного инструмента, доход, формирующийся в фонде, находится под особенным налоговым режимом, за счет использования которого достигается значительный положительный экономический эффект.

Этот режим касается налогообложения доходов (юридических и физических лиц, а также нерезидентов) и формируется за счет двух принципиальных подходов, характерных для любых типов фондов:

- отсутствие двукратного налогообложения;

- отложенное налогообложение.

Совместное использование внутри фонда этих двух принципов и приводит к значительному синергетическому эффекту.

Отложенное налогообложение определяется тем, что фонд не является юридическим лицом и, соответственно, не несет обязанность уплачивать налоги (в частности, налог на прибыль, образующуюся в фонде). Эта обязанность возложена на пайщиков и исполняют они ее в момент извлечения прибыли, то есть в момент погашения или продажи паев, а также в случае получения промежуточного дохода. Учитывая, что срок действия закрытого паевого инвестиционного фонда может достигать пятнадцати лет, получается, что весь этот период прибыль, образующуюся в фонде, налогообложению не подвергается, а в полном объеме реинвестируется, что создает весьма ощутимый экономический эффект, влияющий на конечную прибыль.

Отсутствие двукратного налогообложения определяется тем, что при инвестировании через закрытый паевой инвестиционный фонд, налогообложение сформированного в фонде дохода осуществляется один раз (при извлечении дохода инвестором). В случае инвестирования через корпоративную структуру налогообложение дохода осуществляется дважды: первый раз налог на прибыль с полученных доходов платит организация-получатель инвестиций, второй раз - инвестор в момент извлечения дохода.

Пайщики-иностранные юридические лица, действующие на территории Российской Федерации без образования юридического лица, имеют возможность получить дополнительный выигрыш с точки зрения налогообложения при инвестировании через паевой инвестиционный фонд. Для этой категории нерезидентов существует ряд особенностей налогообложения, которые делают их участие в закрытых паевых инвестиционных фондах особенно привлекательными.

Эти особенности следующие:

- доход, возникающий при продаже паев, у этой группы пайщиков на территории Российской Федерации налогообложению не подлежит

- доход, возникающий при погашении паев, у этой группы пайщиков облагается по ставке ниже, чем у резидентов, а именно 15% вместо 24%;

- при налогообложении дохода, возникающего при погашении паев, применяются соглашения об избежание двойного налогообложения, если такие соглашения заключены между Российской Федерацией и страной юрисдикции нерезидента. Если, в соответствие с условиями соглашения, доход, возникающий при погашении паев, на территории Российской Федерации налогообложению не подлежит, а облагается налогом в стране юрисдикции нерезидента, и ставка налога в этой стране ниже, чем 20%, то в этом случае у нерезидента возникает дополнительный выигрыш в части налогообложения дохода.

Что касается отдельных налогов, таких как НДС, налоги на имущество и землю, то их начисление и уплата в закрытых паевых инвестиционных фондах производится в обычном режиме и, соответственно, в части этих налогов при переходе организации проекта не через корпоративную структуру, а через фонд, дополнительных налоговых выигрышей не возникает.

Список использованных источников

1. Наука России в цифрах: 2012. Стат. сб. - М.: ЦИСН, 2012.

2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией на научно-технической политике (протокол от 15.02.2006 №1).

References

1. Nauka Rossii v tsifrakh: 2012. Stat. sb. M.: TsISN, 2012.

2. Strategiya razvitiya nauki i innovatsiy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda. Utverzhdena Mezhvedomstvennoy komissiey na nauchno-tekhnicheskoy politike (protokol ot 15.02.2006 №1).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гудкова Ангелина Александровна, к.э.н., начальник отдела, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, Москва, 123317, ул. Антонова-Овсеенко, д. 13, стр. 1. E-mail: ang-gud kova@vandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Gudkova Angelina, PhD, Department Head, Federal state budgetary scientific institution «Scientific Research Institute - Federal Research Centre for Project Evaluation and Consulting Services» (SRI FRCEC), Moscow, 123317, Antonova-Ovseenko Str. 13, stroenie 1, E-mail: ang-gud kova@vandex.ru

УДК.339.1

ПРИРОДА ВАЛЮТНО1 НЕСТАБ1ЛЬНОСТ1 В ТРАНЗИТИВН1Й ЕКОНОМ1Ц1

Егоров О. В.

Ключов'1 слова: фнансова нестабтьнють, валютна криза, фнансова криза, платiжний баланс, сальдо рахунку поточних операцй, девальваця, нфляцйне таргетування, монетарне таргетування, грошова маса, макроекономiчна стабiлiзацiя, ^ру^урн/ економiчнi реформи.

ПРИРОДА ВАЛЮТНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Егоров А.В.

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы современной экономики: природе и последствиям валютных кризисов. В статье определяется сущность валютных кризисов, специфика их возникновения и проявления в транзитивных экономиках, в частности, в экономике Беларуси, дается анализ мероприятий монетарных властей, направленных на установление макроэкономического равновесия на финансовом рынке.

Предметом исследования являются отношения, складывающиеся по поводу возникновения и проявления валютной нестабильности, а также деятельность монетарных властей по устранению причин и последствий валютной нестабильности в экономике.

Целями настоящего исследования являются определение причин воспроизводства периодических валютных кризисов в экономике Беларуси, выявление общего и особенного в действии этого механизма по сравнению с воспроизводством валютных кризисов в странах с рыночной экономикой, анализ макростабилизационной программы монетарных властей, направленной на достижение макроэкономического равновесия на финансовом рынке.

Основу методологии исследования составляет аналитический метод, дополненный методом функционального анализа (исследуются взаимосвязи между отдельными макроэкономическими параметрами, такими как денежная масса и инфляция, инфляция и девальвация, валютный курс и динамика экспорта).

Результаты исследования. Выявлены особенности воспроизводства валютной нестабильности в Беларуси: кризисы платежных балансов на всех уровнях (как макро, так и микроэкономическом) вызываются фундаментальными структурными проблемами белорусской экономики, прежде всего, наличием большого числа неэффективно функционирующих организаций по преимуществу государственной формы собственности.

Проанализированы макростабилизационные мероприятия белорусских монетарных властей. Сделан вывод о том, что в 2015 году в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики, направленной на упрочение валютной стабильности, определено монетарное таргетирование. Содержанием монетарного таргетирования является управление параметрами рублевой денежной базы, через нее - параметрами рублевой денежной массы (агрегат М2*), и далее -параметрами инфляции. Выполнение макростабилизационной программы на 2015 год осложнено накопившимися серьезными структурными дисбалансами экономики, ее долларизацией, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке макростабилизационных мероприятий на финансовом рынке Республики Беларусь.

Ключевые слова: финансовая нестабильность, валютный кризис, финансовый кризис, платежный баланс, сальдо счета текущих операций, девальвация, инфляционное таргетирование, монетарное таргетирование, денежная масса, макроэкономическая стабилизация, структурные экономические реформы.

THE NATURE OF MONETATY INSTABILITY IN THE TRANSITION ECONOMY

Egorov A.V.

The article is devoted to the research of the actual problem of modern economic paradigm: the nature and consequences of monetary crises. The nature of monetary crises, the specificity of their appearance in transition economies, in particular in the economy of Belarus are defined and the analysis of the measures of the monetary authorities directed at the establishment of macroeconomic equilibrium in the financial market is given in the article.

The subject of research is the relations created because of the appearance of monetary instability as well as activity of the monetary authorities directed at neutralization of the causes and effects of monetary instability in the economy.

Research tasks are definition of the causes of periodically reappearing monetary crises in the economy of Belarus, identification of general and particular mechanism in comparison with the reappearing monetary crises in the countries with market economy, analysis of macro-stabilizing program of monetary authorities directed at achievement of macroeconomic equilibrium at the financial market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.