УДК 334.012.64 (477) (100)
ПУТИ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ*
К.П. ДАНЫЛКИВ,
аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: [email protected] Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Львов, Украина
Тема. Современное направление экономического роста развитых стран базируется на использовании инноваций и новых знаний. Научные достижения органично вливаются в экономические процессы, участниками которых являются отдельные предприятия, в том числе и субъекты малого предпринимательства. На Украине же все намерения формирования системы инновационной среды малого предпринимательства носят декларативный характер. Именно поэтому оценка зарубежного опыта организации и развития малого предпринимательства для национальной практики имеет большое значение.
Цели исследования. Целями являются рассмотрение и анализ главных финансово-кредитных инструментов поддержки малого инновационного предпринимательства в некоторых зарубежных странах для изучения их опыта и имплементации его в национальных условиях ведения хозяйства.
Методология. Определив особенности государственной регуляторной политики ведущих стран мира в области инновационного развития малого предпринимательства с помощью финансово-кредитных инструментов, автор сформировал выводы касательно поддержки этого сектора экономики на Украине и выявил возможные пути его эффективного инновационного функционирования в национальной экономике.
* Автор выражает глубокую признательность и благодарность Н.Б. Демчишаку за помощь и постоянный интерес к работе, а также за детальное рассмотрение рукописи и ценные замечания.
Результаты. Ключевая проблема инновационного развития малого предприятия на Украине — разрыв между заявленными политическими целями и реальной реализацией конкретных мер. Официальные заявления не поддерживаются тщательно разработанными мероприятиями (эффективными механизмами, инструментами, программами и рамочными условиями). Именно поэтому детально рассмотрены потенциальные возможности адаптации передового иностранного опыта для стимулирования инновационного развития малого предпринимательства на Украине.
Выводы. Успехи страны и ее место в глобальной экономике будут напрямую зависеть от уровня инновационного развития малого предпринимательства. Реализуя первоочередные меры инновационной политики сегодня, можно инвестировать в будущее Украины, формировать национальные конкурентные преимущества и создавать надежный фундамент для модернизации и присоединения страны к европейскому и мировому развитию.
Ключевые слова: Украина, зарубежный опыт, малое инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, финансово-кредитный инструмент, финансовая помощь, государственная поддержка
Сегодня как никогда встает вопрос поддержки инновационного развития малого предпринима-
тельства на Украине. Ведь немало проблем, которые мешают эффективно развиваться этому сектору экономики на протяжении более двух десятков лет независимости страны и до сих пор не разрешено. Это и неразвитость (а местами и отсутствие) надлежащей инфраструктуры, и ограниченный доступ к финансово-кредитным ресурсам, и несовершенство законодательной базы и судебной системы, и отсутствие качественной поддержки со стороны государства, и значительная коррумпированность чиновничества.
Одновременно со вступлением во Всемирную торговую организацию, приобретением статуса страны с рыночной экономикой инновационное малое предпринимательство Украины вынуждено учиться жестко конкурировать в глобальном экономическом пространстве. Поэтому важен анализ прошедших проверку в развитых странах мира мероприятий и наработанных инструментов стимулирования инновационного развития малого бизнеса.
Учитывая, что в развитых странах малое предпринимательство составляет основу экономики (по данным Организации Объединенных Наций, в мире насчитывается 53-55 млн малых предприятий, а малым бизнесом занято около 50% населения), правительства и парламенты уделяют постоянное внимание поддержке этого сектора экономики. Задача государства не в том, чтобы просто передавать малым предприятиям финансовые, технические и другие ресурсы, помогая любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для процветания, возможности роста и саморазвития в условиях рынка.
В развитых странах мира ведутся поиск и апробация эффективных инструментов стимулирования инновационного развития малого предпринимательства, причем значительное внимание уделяется именно финансовым вопросам и кредитным инструментам [2, 9, 12, 13]. Рассмотрим их более детально для изучения потенциальных возможностей адаптации передового иностранного опыта для стимулирования инновационного развития малого предпринимательства на Украине.
Крупнейший научный и практический интерес представляет государственная программа развития малого бизнеса США, ведь американская экономика является одной из самых эффективных в мире.
Политика содействия малому инновационному бизнесу в этой стране нацелена прежде всего на
создание необходимой рыночной инфраструктуры, формирование системы государственной и общественной поддержки этого сектора. Регулируя научно-техническую инициативу малого бизнеса, государство не только вкладывает собственные средства, но и поощряет финансовую, материально-техническую и другие формы поддержки малого бизнеса. Поэтому в структуре научно-производственного комплекса растет составляющая малого инновационного бизнеса, расширяются различные его связи со всеми секторами экономики. Соответственно, развиваются и формы поддержки этого сегмента [1].
Политика стимулирования новаторства в малом бизнесе проводится на всех уровнях исполнительной власти — от федерального правительства до муниципалитета [11, с. 166-167]. Возможности различных органов исполнительной власти, как и методы стимулирования малых предприятий, разные. Поэтому целесообразно размежевать усилия федерального правительства и местных органов власти.
Основным в воздействии правительства страны на научно-техническую инициативу малого бизнеса является регулирование денежных потоков. По источникам финансирования можно выделить три направления: субсидирование через федеральные агентства и ведомства, привлечение частного капитала и предоставление льгот [10, с. 536; 16]. Целеустремленное субсидирование федеральным правительством малого инновационного бизнеса осуществляется в форме дотаций (грантов) и заключения контрактов на разработку новой продукции или технологии.
Среди комплекса мер поддержки особый интерес представляют «инкубаторные программы». Главное их назначение — помощь инновационному малому бизнесу и предпринимателям, которые желают, но не могут начать свое дело. Последние получают в «инкубаторе» льготный доступ к производственным помещениям, научному оборудованию, фондам венчурного капитала, различным услугам (в отличие от традиционных промышленных парков, где в аренду сдаются только производственные и конторские помещения). Соответственно, спрос на услуги «инкубаторов» предъявляется преимущественно со стороны малых фирм наукоемких отраслей.
Источники функционирования «инкубаторов»:
— средства штатов и местных органов власти;
— субсидии (часто без возврата) федерального правительства;
— арендная плата предпринимателей, пользующихся этими услугами;
— процент от доходов выходцев из «инкубаторов», успешно функционирующих малых предприятий;
— средства университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, частных лиц — организаторов собственных «инкубаторов» и пожертвования [6, с. 82-83].
Важным направлением государственной инновационной политики на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала.
Один из важнейших каналов связи малых инновационных и крупных фирм — финансовый. Он реализуется посредством вложений в независимые венчурные фонды, которые финансируют малый инновационный бизнес, или организации собственных дочерних венчурных фирм. В последнем случае корпорации получают впоследствии часть прибыли малой фирмы, если ее деятельность окажется успешной. Нередко корпорации скупают акции компаний, которые их заинтересовали, или заключают контракты на выполнение определенных этапов инновационных процессов.
Стоит отметить, что созданное в 1953 году при правительстве США Федеральное агентство малого бизнеса SBA (US Small Business Administration), которое насчитывает 14 тыс. отделений по всей стране [18], финансирует стартапы с помощью двух ключевых программ — SBIR и STTR.
Проект SBIR (Small Business and Innovation Research) предусматривает предоставление субсидий и других преференций предприятиям малого бизнеса и стартапам при инновационных исследованиях и разработках. С 1982 г. в программе принимают участие 11 федеральных агентств, которые формулируют приоритетные темы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и обеспечивают финансирование. А программа STTR (Small Business Technology Transfer) — это продолжение работы SBIR, представляющее собой помощь в выводе нового товара на рынок. Единственным условием участия в STTR является совместная деятельность научного института и бизнеса. Таким образом достигается эффект синергии науки и бизнеса. Финансирование программ составляет от 500 тыс. долл. США [8].
Уникальна доступность этих проектов для малых компаний (уже действующих и стартующих)
при наличии перспективных для разработки и внедрения технических решений. В рамках программ финансируется как патентование, так и промышленное внедрение и дальнейшее продвижение инновационной продукции.
За время своего существования SBA накопило много историй успеха. Среди них — успешное начало компаний Билла Гейтса и Стива Джобса. Финансирование агентства составляет около 2 млрд долл. в год. Отбор проектов осуществляют команды, выбранные из 1 400 экспертов-волонтеров — представителей бизнеса, профильных государственных агентств, специалистов технической сферы. Финансирование в рамках программ и волонтерская помощь сами по себе являются маркетинговым ходом — таким образом крупные компании узнают о перспективном инновационный бизнесе и ищут пути сотрудничества с победителями SBIR и STTR. Это позволяет малым компаниям быстро коммерциализировать свои технологии и стремительно развиваться [8].
Для обеспечения инновационной деятельности, развития малого предпринимательства и научно-технических разработок сенат США одобрил 17 сентября 2010 г. законопроект о поддержке малого бизнеса стоимостью 30 млрд долл. [20]. Это начинание не только оказывает поддержку банкам в предоставлении кредитов, но и обеспечивает американских предпринимателей различными налоговыми льготами. Основной целью государства являются создание новых рабочих мест и борьба с безработицей путем стимулирования малого бизнеса.
Во Франции, убедившись, что повышение активности малых фирм влияет на рост конкурентоспособности страны на международном рынке, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их расходах предоставлением дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.
В этой стране для различных категорий малых предприятий разработана своя система поддержки.
К первой категории относятся обычные малые предприятия, содействие которым предусматривает налоговые льготы: вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от уплаты местных налогов, а акционерным обществам снижают налоги на прибыль и инвестированную ее часть.
Во вторую категорию входят предприниматели, которые открывают предприятия в экономически
депрессивных зонах. Для таковых предусмотрены скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения, а в некоторых случаях — выплаты подъемных пособий.
Третья категория — безработные, решившие открыть собственный бизнес. Для них система поддержки реализуется в виде освобождения от налогов на три года и на один год — от обязательных социальных выплат. Кроме того, выдаются специальные книжки с отрывными чеками, которыми можно рассчитываться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и пр. А еще почти все малые предприятия всех категорий могут получать льготные кредиты, займы и субсидии [14].
Интересен также французский опыт испытания новых банковских инструментов стимулирования инновационного развития, а именно поддержка трансферта технологий путем предоставления кредитов чести. Они предусматривают беспроцентные займы на создание малого предприятия, предоставляемые честному физическому лицу, зарекомендовавшему себя в прошлом способным организатором. Условием возврата займа является успешная реализация проекта. По данным 2011 г., 90% таких малых предприятий существовали и успешно функционировали более пяти лет [14].
Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа уже упоминавшихся «инкубаторов» технологий [4]. Специальное акционерное общество Sofaris (Societe Francaise de Garantie des Pettes et Moyennes Enterprises), включая 12 региональных агентств и коммерческих банков с капиталом почти в 2 млрд франков [7, с. 13], оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации. Имеется также специальный фонд для кредитования исследовательских проектов, разработок новых продуктов и вывода их на рынок.
Итак, французское государство создает условия для открытия новых предприятий и применяет свои средства для предупреждения их банкротства, включая покупку предприятий Национальным агентством по созданию предприятий при возникновении угрозы банкротства.
Значительное внимание эффективной регуля-торной политике и стратегии финансово-кредитной поддержки малого инновационного предпринимательства уделяет Великобритания как страна с
давними историческими традициями ведения бизнеса. Государство активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики.
В целом британская поддержка малого предпринимательства осуществляется в пределах государственного бюджета, который по своей сути является национальной программой социально-экономического развития страны. В бюджете предусмотрены меры, направленные на улучшение доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам, снижение налоговой нагрузки, минимизацию административных барьеров, предоставление консалтинговых и юридических услуг.
Англичане также уделяют большое внимание проблемам, связанным с условиями кредитования малых предприятий. Британское правительство различными методами пытается способствовать росту участия в этом коммерческих банков. Поэтому владельцы малых предпринимательских структур, пользуясь широкой поддержкой государства, имеют возможность получить по различным схемам льготное кредитование — заем на очень выгодных условиях.
Отметим, что малые предприятия Великобритании имеют существенные налоговые льготы. В частности, они освобождены от уплаты налога на прибыль из средств, направленных на информационные и телекоммуникационные технологии, а также части средств, выделенных на НИОКР. Кроме того, прогрессивная шкала налогообложения прибыли предприятий создает относительно благоприятные условия для деятельности малых предприятий с небольшими объемами прибыли [16].
Самыми выгодными условиями обладает малое инновационное предпринимательство в Сингапуре. Большую положительную роль в развитии этих компаний играет, в частности, политика интеграции, которую проводит государство. Она предусматривает объединение таких предприятий в группы и обеспечение их самыми современными технологиями.
Идея довольно проста и эффективна: одному малому предприятию часто не под силу запустить новое высокотехнологичное производство на должном уровне, а вот группе таких компаний сделать это значительно проще. Они делят между собой всю производственную цепочку и достигают в итоге очень хороших результатов.
Правительство пытается сделать свои предприятия, которые принадлежат к категории малых, кон-
курентоспособными на международном уровне, так как в этой стране уверены: неконкурентоспособный предприниматель делает неконкурентоспособным все государство.
Для поддержки малых инновационных фирм в Сингапуре создано единственное на всю страну агентство Spring, которое состоит из пяти управлений и реализует около 100 различных программ помощи предпринимателям [15].
Первое управление занимается развитием предпринимательского потенциала компаний малого бизнеса, в том числе брендингом и совершенствованием управления; второе — предоставлением услуг, необходимых предпринимателям для своей деятельности (консалтинговые, бухгалтерские, мониторинговые и т.п.). Сотрудники третьего управления помогают руководителям предприятий с учетом их отраслевой специфики. Четвертое управление агентства сконцентрировано на проблемах качества и стандартизации, а пятое — на вопросах корпоративного развития, в том числе совершенствования структуры предприятий и подготовки кадров.
В Сингапуре существует и достаточно активно действует общественная организация ASME (Association of Small & Medium Enterprises), объединяющая, как видно из названия, представителей малого и среднего бизнеса. ASME ведет переговоры с правительственными структурами, организует для бизнесменов клубы, встречи, тренинги и защищает их интересы. Кроме того, разработано и внедрено огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают выдачу специальных займов, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий, финансирование обучения и повышения квалификации кадров малого предприятия [4].
В Германии малый бизнес уже более 30 лет испытывает мощную поддержку со стороны государства, и экономическая политика правительства постоянно учитывает это. Общая цель такой поддержки — повышение эффективности и конкурентоспособности этого сектора экономики. Реализуют такую политику две программы, которые облегчают доступ малых предприятий к капиталу и новым технологиям.
С помощью первой («Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства») обеспечивается финансирование малого предпринимательства. Вторая программа («Стиму-
лирование сбережений для открытия собственного бизнеса») способствует открытию своего дела с применением стартапов.
Данные программы способствуют получению кредитов субъектами малого предпринимательства для развития бизнеса с низкими процентными ставками по кредитам (5-8%) и увеличением срока пользования кредитными средствами до 15 лет [4]. Для реализации и контроля за выполнением программ создан специальный орган федерального значения — Кредитный совет по восстановлению.
Отметим, что немецкая система предусматривает не столько прямое финансирование малого бизнеса с помощью кредитов и субсидий, сколько стимулирование микрофинансирования путем предоставления средств финансовым институтам, работающим с малым бизнесом. Для этого создана финансовая группа KfW Group, которая на 80% принадлежит правительству Германии [19]. Она одновременно является аналогом местного банка развития и агентством по финансированию экспорта и кредитной организацией, специализирующейся на финансировании более трех миллионов малых предприятий Германии.
Кроме финансово-кредитной помощи немецкое государство также предоставляет малому предпринимательству и активную информационную поддержку, организуя всесторонние консультации для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.
Анализируя политику финансово-кредитной поддержки малого инновационного предпринимательства в разных странах мира, целесообразно отметить эффективные принципы ее формирования и реализации в Японии.
В своей политике поддержки малого бизнеса японское правительство исходит из того, что именно такие предприятия являются важнейшими субъектами рыночной экономики, поскольку создают эффективную конкурентную среду, которая позволяет активизировать деятельность остальных субъектов экономической системы. Именно поэтому государственное стимулирование малого инновационного предприятия проводится на всех этапах — регистрации, становления и роста. Для этого используется целая система разнообразных финансово-кредитных инструментов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и т.д. Такая помощь при опоре
на законодательство реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по «выращиванию» новых инновационных компаний.
В Японии созданы три базовых типа центров поддержки малого предпринимательства: венчурные центры поддержки предпринимательства (ВЦ1III), муниципальные центры поддержки малого предпринимательства (МЦПП) и региональные центры поддержки малого предпринимательства (РЦПП) [17, с. 199].
Венчурные центры поддержки предпринимательства собирают сведения об инновациях, эффективных методах ведения бизнеса и успешных результатах применения инноваций для дальнейшего распространения прогрессивного опыта. ВЦПП оказывают техническую и методическую помощь региональным и муниципальным центрам поддержки малого предпринимательства, а также предоставляют услуги по оценке бизнес-проектов, корпоративного управления, анализу перспектив реализации инновационных разработок, налогообложению, патентованию и другим вопросам.
Для интенсификации инновационной деятельности принимаются комплексные мероприятия по финансовой, имущественной, организационной, информационной и технической помощи на всех уровнях власти. Параллельно с созданием специализированных структур поддержки венчурного бизнеса и инновационной деятельности было начато создание кредитно-финансовых организаций, осуществляющих целевое финансирование перспективных НИОКР и инновационных предпринимательских структур, которые реализуют наиболее перспективные проекты.
Поддержка технологических новаций проводится при содействии национальной программы «Инновационные исследования малого бизнеса» (Small Business Innovation Research, SBI) [17, с. 202], очень сходной с аналогичной американской. Японская программа SBI для развития технологических нововведений на малых предприятиях привлекает финансовые и технические возможности соответствующих министерств и ведомств в форме грантов, льготных займов, кредитных гарантий и аутсорсин-говых услуг для помощи новым малым фирмам в разработке новых технологий.
Другой важный пример для подражания — Китайская Народная Республика. Здешнее малое
предпринимательство можно назвать научным двигателем страны благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Понимая это, власть КНР пытается разнообразными способами способствовать экономическому росту малого инновационного предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения данного сектора.
В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого инновационного предпринимательства. Основная их направленность — наделение гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением для получения банковских кредитных средств. Для этого создан Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, который способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства в сравнении с крупным во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого бизнеса определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Особенное внимание уделяется возможности быстрого привлечения в сектор малого предпринимательства частного венчурного капитала на выгодных условиях с учетом льготного налогообложения.
Еще одним важным органом, способствующим развитию экономики Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 г. [4]. Она занимается информационным консультированием населения и предпринимателей по вопросам малого и среднего предпринимательства на государственном сайте.
Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государство помимо этого формирует региональные специализированные технические центры по освоению научно-технических достижений в производстве, предназначенные преимущественно для технического обновления малых предприятий. Создано 40 центров услуг по внедрению научно-технических достижений, более 600 центров научно-технического обеспечения повышения производительности труда, более 100 предпри-
ятий — инкубаторов наукоемких технологий, более 30 зон развития науки и техники при университетах и более 20 зон внедрения научно-технических достижений [4, с. 58].
Как видим, инновационные предприятия малого бизнеса стабильно и эффективно функционируют в развитых странах мира благодаря грамотной государственной поддержке, которая является взаимообусловленной закономерностью.
К сожалению, государственная инновационная политика на Украине не ориентирована на предприятия и не создает условий, которые способствовали бы выполнению предприятиями роли главных новаторов в национальной инновационной системе. Малые инновационные предприятия не имеют стимулов для преобразования результатов исследований и разработок в новые продукты и услуги и проведения собственных НИОКР.
Ключевая проблема на Украине — разрыв между заявленными политическими целями и реальной реализацией политических мер. Официальные заявления относительно финансово-кредитных потребностей в инновационном развитии малого предприятия не поддерживаются тщательно разработанными мероприятиями, соответствующими и эффективными механизмами, программами и рамочными условиями.
По мнению автора, чтобы малое предпринимательство эффективно функционировало в украинской экономике, необходимо усилить национальную инновационную систему и инфраструктуру в интересах малых предприятий. Сделать это можно несколькими путями, перечисленными далее.
1. Реформированием самой структуры банковского сектора. Мировой опыт свидетельствует, что структура, состоящая из двух звеньев — центрального и коммерческих банков, не в состоянии обеспечить среднесрочного и долгосрочного кредитования малых клиентов. Для этого необходимо между двумя уровнями построить определенный буфер — банк второго уровня, специальное кредитное учреждение, которое за счет государственных средств содействовало бы кредитованию развития, а не получению коммерческой прибыли и делало бы это путем рефинансирования коммерческих банков, не создавая им конкуренции, а наоборот, поддерживая их финансовую базу.
Таким образом, строится целая управленческая цепь: государство выбирает приоритетные сферы, отрасли и экономические секторы для содействия
их развитию — специализированные кредитные учреждения разрабатывают соответствующие инструменты финансово-кредитного регулирования и распределяют бюджетные финансовые ресурсы — коммерческие банки как подрядчики, выполняющие госзаказ, эффективно вкладывают кредитные ресурсы согласно стратегическим приоритетам.
Эта кредитная цепь дает возможность эффективно проводить финансово-кредитное регулирование и перераспределять между всеми звеньями традиционно высокие риски кредитования малого бизнеса, которые не решаются брать на себя коммерческие банки, пытаясь минимизировать риски.
2. Повышением правовой защищенности кредиторов и созданием институциональной мотивации привлечения коммерческих банков к кредитованию малого предпринимательства для инновационного развития.
Украинские банки не решаются строить кредитные отношения с малым бизнесом в первую очередь из-за недостаточной защищенности своих прав, высоких рисков и значительной стоимости финансовых ресурсов при кредитовании малого бизнеса, которое дороже, чем в случае крупного бизнеса.
В условиях ограниченности собственных и привлеченных финансовых ресурсов банки, естественно, больше заинтересованы в сотрудничестве с несколькими большими клиентами вместо многих малых, себестоимость обслуживания которых значительно выше. Нет также механизмов плавающей процентной ставки по долгосрочным кредитам и рычагов изменения ставок в случае роста инфляции.
3. Необходимостью комплекса мер по совершенствованию отношений «банк — клиент». Для уменьшения административных и оперативных расходов коммерческих банков необходимо ввести режим льготного налогообложения прибыли коммерческих банков, кредитующих малый бизнес, и снизить нормативы обязательного резервирования для банков, кредитующих субъекты малого предпринимательства. В Германии к налоговым льготам в банковском секторе относятся специальные нормы амортизационных отчислений; создание резервов прибыли, которые не облагаются налогом; инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми учреждениями.
По мнению автора, нужно создать механизмы предоставления государственных и негосударственных гарантий по кредитам с учетом мирового опыта
государственной финансовой поддержки инновационного развития малого предпринимательства. Сеть обществ взаимного гарантирования и гарантийных фондов даст возможность мобилизовать активы и ресурсы на центральном и региональном уровнях. Для повышения доверия малого бизнеса к банкам необходимо создавать специальные консалтинговые учреждения — кредитные бюро.
4. Поддержанием такого конструктивного финансового инструмента, как финансовый лизинг, который по своей эффективности равносилен долгосрочному кредитованию. Рынок лизинговых услуг на Украине содержит много несоответствий в правовом поле и ряд причин, которые тормозят развитие. Правительство не имеет обоснованной стратегии в области лизинга и соответствующего плана действий. Мероприятия кабинета министров имеют случайный характер и не дают действенных результатов ввиду множества несогласованных исполнителей — различных государственных учреждений и организаций.
По мнению автора, для решения названных проблем, которые снижают эффективность и мобильность регулирования украинского рынка лизинговых услуг, необходимо прежде всего внести изменения в действующие законодательные и нормативные акты для отладки лизинговых операций в секторе малого предпринимательства, в частности уплаты налога на добавленную стоимость, амортизации и т.д.
Важным аспектом государственного регулирования лизинговых отношений является внедрение на законодательном уровне целой системы льгот, которые имеют стимулирующий характер для развития производства.
5. Унификацией государственной политики поддержки небанковских финансовых учреждений и системы обучения специалистов кредитных союзов, которая должна дать новый толчок развитию кредитования. Кредитные союзы в рыночных странах — очень динамичный инструмент финансовой поддержки инновационного развития малого предпринимательства и экономической самоорганизации населения. К сожалению, украинским специалистам по вопросам небанковской финансовой поддержки не хватает и опыта, и владения современными технологиями кредитования малого предпринимательства.
Помимо процедур и технологий кредитным союзам необходимы в первую очередь долгосроч-
ные и дешевые финансовые ресурсы, которые необходимо привлекать к реализации программ государственного целевого микрокредитования малого предпринимательства, проектов международных финансовых организаций и Национального банка Украины в режиме рефинансирования и предоставления целевых кредитов коммерческих банков. В этом вопросе может дать эффект также организация при ассоциациях кредитных союзов фондов поддержки ликвидности.
6. Созданием и развитием эффективной фран-чайзинговой сети. Отсутствие знаний и опыта в этом вопросе не позволяет подавляющему большинству украинских малых предпринимателей правильно использовать этот мощный инструмент инновационного развития.
По степени развития правового поля франчай-зинговые отношения на Украине относят именно к законодательно не подкрепленным, поскольку пока нет ни одного нормативно-правового акта по регулированию таких отношений — он находится на стадии разработки. Отношения между субъектами франчайзинговых взаимоотношений регулируются отдельными разделами Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, которые содержат специальные нормы, посвященные франчайзингу (гл. 36, 75 Гражданского кодекса Украины), и различными разобщенными нормативными документами.
Поэтому требуются разработка закона Украины о франчайзинге (такая рекомендация существует с 1997 г.) и внесение соответствующих изменений в имеющиеся нормативные акты. Этот документ позволит создать прозрачные механизмы для становления и развития франчайзинга, который в значительной мере будет способствовать созданию национальных сетей и привлечению международного франчайзинга. От качества и эффективности данного закона во многом будут зависеть развитие франчайзинговых сетей и их роль в инновационном развитии малого предпринимательства и экономики страны в целом [5, с. 56-57].
Успех Украины и ее место в глобальной экономике будут зависеть от уровня инновационного развития малого предпринимательства. Реализуя первоочередные меры по инновационной политике сегодня, можно инвестировать в будущее, формировать национальные конкурентные преимущества и создавать надежный фундамент для модернизации и интеграции страны в европейское и мировое развитие.
Список литературы
1. Айзадуллова А.Р. Особенности современного малого предпринимательства в США. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-malogo-predprinimatelstva-v-ssha.
2. Бочарова О.Н. Направления совершенствования государственной поддержки и кредитования малого и среднего предпринимательства. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-gosudarstvennoy-podderzhki-i-kreditovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.
3. Василенко О.В., Шматъко В.Г. Инновационный менеджмент. Киев: Центр учебной литературы, 2003. 440 с.
4. Васильева Л.М. Развитие малого предпринимательства в зарубежных странах. URL: http://pro-biznes.com.ua/statt-pro-bznes/malij-biznes-zarubizhnij-dosvid.html.
5. Данылкив К.П., Дропа Я.Б. Основные источники финансово-кредитного развития малого предприятия // Экономическое пространство. 2011. № 52/2. С. 161-173.
6. Дударъ Т.Г., Мельниченко В.В. Инновационный менеджмент. Киев: Центр учебной литературы, 2009. 256 с.
7. Зянъко В.В., Крива С.В. Мале тдприем-ництво — каталiзатор шновацшного розвитку економши. URL: http://visnyk.vntu.edu.ua/article/ view/896/3612.
8. 1нновацшний бiзнес у США, чи далеко ми позаду? URL: Режим доступа: http://blog.liga.net/ user/ytrachuk/article/6039.aspx.
9. Кизим А.А., Крылов А.П. Перспективы микрофинансирования как инструмента развития и поддержки малого бизнеса. URL: http://www.estdevel. hdd1.ru/doc/public/2014/ru/18_2014.pdf#page=112.
10. Климко Г.Н., Нестеренко В.П., Канищен-ко Л.А., Чухно А.А. Основы экономической теории:
политэкономический аспект. Киев: Высшая школа, 1999. 743 с.
11. Краснокутская Н.В. Инновационный менеджмент. Киев: КНЕУ, 2003. 504 с.
12. Кублин И.М., Тинякова В.И. Влияние маркетинга на развитие малого бизнеса в региональном аспекте. URL: http://www.estdevel.hdd1.ru/doc/ public/2014/ru/18_2014.pdf#page=149.
13. Ланина О.И., Потокина С.А., Бочарова О. Н. Особенности и проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства на современном этапе. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-i-problemy-bankovskogo-kreditovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-sovremennom-etape.
14. МасляеваМ. Малый бизнес по-французски. URL: http: //www. openbusiness.ru/html_euro/france_ open11.htm.
15. Розвиток економши Сшгапуру. URL: http:// elektroweb.tk/poslug.html.
16. Румянцев А.В. Налоговое регулирование в зарубежных странах. URL: http://www.finansy. ru/st/post_1292667239.html.
17. Стоянова М.М. Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства (опыт Японии) // Экономические инновации. 2009. № 38. С. 196-203.
18. Финансирование вашего бизнеса. Американская Администрация малого бизнеса. URL: https:// www.sba.gov/category/navigation-structure/starting-managing-business/starting-business/preparing-your-finances/understanding-basics.
19. Шепелев С.Е. Государственная поддержка малого предпринимательства за рубежом. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon46.html.
20. Picard Joseph. Small business aid bill stalls in Senate. URL: http://www.ibtimes.com/arti-cles/39520/20100729/senate-small-business-banks.htm.
Financial Analytics: Science and Experience Financial Instruments
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
WAYS TO ADAPT FOREIGN EXPERIENCE IN USING FINANCIAL AND CREDIT TOOLS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES WITHIN THE NATIONAL ECONOMY
Kristina P. DANYLKIV
Abstract
Importance Currently, ensuring the economic growth, many developed countries draw on innovation and new knowledge. Scientific achievements are seamlessly incorporated into economic processes involving separate entities, including small businesses. In Ukraine, intentions to form the innovative environment for small businesses are of declarative and alleged nature. That is why it is important for the national practices to evaluate foreign experience and expertise in setting up and developing small business.
Objectives The research examines and analyzes the principle financial and credit tools used to support small innovative businesses in some foreign countries in order to study their expertise and implement it nationwide. Methods Having determined the specificity of the governmental regulatory policy the leading economies adhere to in innovative development of small businesses, and using financial and credit tools, I formulate my conclusions concerning the support to the above sector in Ukraine. I also identify possible ways to ensure effective and innovative operations of the sector as part of the national economy.
Results There is a gap between the declared political goals and real steps and measures undertaken in Ukraine. It appears the key problem and challenge for innovative development of the Ukrainian small businesses. Official statements are not corroborated with thoroughly elaborated activities (efficient mechanisms, instruments, programs and frame conditions). That is why I scrutinize potential opportunities of adapting advanced foreign practices to encourage and stimulate innovative development of small businesses in Ukraine. Conclusions and Relevance The higher innovative development of small businesses, the more successful Ukraine will be in the global economy. Implementing top priority measures of the innovative policy today, it will be possible to contribute to the future of Ukraine, create national competitive advantages and build a solid and robust platform for improving the country
and its accession to the European and global development process.
Keywords: Ukraine, foreign experience, small innovative businesses, innovative activity, financial and credit tool, financial aid, public support
References
1. Aizadullova A.R. Osobennosti sovremennogo malogo predprinimatel 'stva v SShA [The specificity of modern small business in the United States]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-malogo-predprinimatelstva-v-ssha. (In Russ.)
2. Bocharova O.N. Napravleniya sovershenst-vovaniya gosudarstvennoi podderzhki i kreditovaniya malogo i srednego predprinimatel 'stva [Directions of the public support improvement and lending to small and medium-sized businesses]. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenst-vovaniya-gosudarstvennoy-podderzhki-i-kreditovani-ya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva. (In Russ.)
3. Vasilenko O.V., Shmat'ko V.G. Innovatsionnyi menedzhment [Innovative Management]. Kiev, Центр навчально! лгтератури, 2003, 440 р.
4. Vasil'eva L.M. Razvitie malogo predprinimatel 'stva v zarubezhnykh stranakh [Small business development in foreign countries]. Available at: http:// pro-biznes.com.ua/statt-pro-bznes/malij-biznes-zaru-bizhnij-dosvid.html.
5. Danylkiv K.P., Dropa Ya.B. Osnovnye istochniki finansovo-kreditnogo razvitiya malogo predpriyatiya [The main sources of financial and credit development of small businesses]. Ekonomicheskoe prostranstvo = Economic Space, 2011, no. 52-2, pp. 161-173.
6. Dudar' T.G., Mel'nichenko V.V. Innovatsionnyi menedzhment [Innovative Management]. Kiev, Центр навчально! лгтератури, 2009, 256 p.
7. Zyan'ko V.V., Kriva S.V. Мале шдпри-емництво — катализатор шновацшного розвитку
економики. Available at: http://visnyk.vntu.edu.ua/ar-ticle/view/896/3612.
8. 1нновацшний 6Í3Hec у США, чи далеко ми позаду? Available at: http://blog.liga.net/user/ytrachuk/ article/6039.aspx. (accessed 23.02.2011)
9. Kizim A.A., Krylov A.P. Perspektivy mikrofi-nansirovaniya kak instrumenta razvitiya i podderzhki malogo biznesa [Prospects of microfinance as a tool in development of small business support]. Available at: http://www.estdevel.hdd1.ru/doc/public/2014/ru/18_ 2014.pdf#page=112. (In Russ.)
10. Klimko G.N., Nesterenko V.P., Kanishchenko L.A., Chukhno A.A. Osnovy ekonomicheskoi teorii: politekonomicheskii aspekt [Basics of the economic theory: political and economic considerations]. Kiev, Вища школа, 1999, 743 p.
11. Krasnokutskaya N.V. Innovatsionnyi menedzh-ment [Innovative Management]. Kiev, Kyiv National Economic University, 2003, 504 p.
12. Kublin I.M., Tinyakova V.I. Vliyanie market-inga na razvitie malogo biznesa v regional 'nom aspekte [Influence of marketing on the development of small business in a regional aspect]. Available at: http:// www.estdevel.hdd1.ru/doc/public/2014/ru/18_2014. pdf#page=149. (In Russ.)
13. Lanina O.I., Potokina S.A., Bocharova O.N. Osobennosti i problemy bankovskogo kreditovaniya malogo i srednego predprinimatel 'stva na sovremennom etape [The specificity and problems of bank lending to small and medium-sized businesses at the current stage]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-i-problemy-bankovskogo-kreditovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-sovremen-nom-etape. (In Russ.)
14. Maslyaeva M. Malyi biznes po-frantsuzski [Small Business in the French Fashion]. Available at: http://www.openbusiness.ru/html_euro/france_open11. htm. (In Russ.)
15. Po3bhtok eKOHOMÍKH CiHranypy. Available at: http://elektroweb.tk/poslug.html.
16. Rumyantsev A.V. Nalogovoe regulirovanie v zarubezhnykh stranakh [Tax regulation in foreign countries]. Available at: http://www.finansy.ru/st/post_ 1292667239.html. (In Russ.) (accessed 18.12.2010)
17. Stoyanova M.M. Sovershenstvovanie gosu-darstvennoi podderzhki malogo predprinimatel'stva (opyt Yaponii) [Improving public support to small businesses (a case study of Japan)]. Ekonomicheskie innovatsii = Economic Innovation, 2009, no. 38, pp.196-203.
18. Finance Your Business. The U.S. Small Business Administration. Available at: https://www.sba. gov/category/navigation-structure/starting-managing-business/starting-business/preparing-your-finances/un-derstanding-basics.
19. Shepelev S.E. Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel 'stva za rubezhom [Public support to small businesses abroad]. Available at: http:// www.jurnal.org/articles/2008/ekon46.html. (In Russ.)
20. Picard J. Small Business Aid Bill Stalls in Senate. Available at: http://www.ibtimes.com/arti-cles/39520/20100729/senate-small-business-banks.htm.
Kristina P. DANYLKIV
Ivan Franko National University of Lviv,
Lviv, Ukraine
Acknowledgments
I express my deep appreciation and gratitude to N.B. DEMCHISHAK for the assistance and constant interest in this work, as well as a detailed review of the manuscript and valuable comments.