Научная статья на тему 'Механизм банковского участия в финансировании инновационной деятельности компаний'

Механизм банковского участия в финансировании инновационной деятельности компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2930
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / БАНКОВСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БАНКИ РАЗВИТИЯ / КРЕДИТОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ / INNOVATION PROJECT / BANK FINANCING / GOVERNMENT SUPPORT / DEVELOPMENT BANK / LENDING / INNOVATIVE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О.В., Сердюк А.А.

Предмет. В условиях дефицита бюджетных ресурсов приобретает актуальность вопрос о вовлечении в систему поддержки инновационного сектора экономики банков, располагающих достаточной финансовой и инфраструктурной базой. Однако существует ряд факторов, сдерживающих участие банковского сегмента в финансировании инновационных проектов. Это обусловливает значимость разработки мероприятий, направленных на формирование эффективных форм интеграционного взаимодействия банков и государства. Исследуются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государственных институтов развития и учреждений банковского сектора в сфере финансового обеспечения компаний, осуществляющих инновационную деятельность. Цели. Анализ действующего механизма участия банковского сектора в системе поддержки инновационных предприятий и разработка на основе полученных выводов практических рекомендаций по его совершенствованию для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Методология. Исследование проведено в рамках системного подхода на основе использования общенаучных методов сравнения, анализа, синтеза динамических рядов и структурных характеристик элементов исследуемой области, графической интерпретации данных, обеспечивших обоснованность оценок и выводов. Результаты. Рассмотрен трехуровневый механизм банковского участия в системе финансовой поддержки инновационного бизнеса. Систематизированы инструменты поддержки инновационных проектов, реализуемые АО «МСП Банк». Дана оценка вклада российского банковского сектора в развитие инновационной экономики и его финансового потенциала. Определены причины, сдерживающие банковское финансирование инновационных проектов. Разработаны направления реализации мероприятий по активизации участия банков в системе финансовой поддержки инновационной деятельности. Выводы. Практическое воплощение предложенных мероприятий позволит увеличить и эффективно реализовать финансовый потенциал банковского сектора посредством его участия в системе финансовой поддержки инновационных предприятий, выступающих основой интенсивного экономического роста и преодоления кризиса. Полученные данные и рекомендации могут использоваться при разработке государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of bank participation in financing the innovative activities of companies

Importance Under the deficit of budget resources, it is important to engage banks in the system of support to innovative sector of the economy. However, there are factors constraining the participation of the banking segment in innovative project financing. The article studies economic relations arising in the process of cooperation of State institutions of development and establishments of the banking sector in the field of financial support to innovative companies. Objectives The objective is to analyze the existing mechanism of banking sector's participation in the system of support to innovative companies and develop practical recommendations for its improvement to increase the competitiveness of the national economy. Methods The study rests on a systems approach, using the general scientific methods of comparison, analysis, synthesis of time series and structural description of the elements of the investigated area, graphic interpretation of data providing the validity of estimates and conclusions. Results We considered a three-level mechanism of bank participation in the system of financial support to innovation-driven businesses, systematized instruments of support to innovative projects implemented by SME Bank, and defined reasons preventing the innovative project financing by banks. Conclusions Practical implementation of the proposed measures will increase and effectively realize the financial potential of the banking sector through its participation in the system of financial support to innovative businesses, which are important for intensive economic growth and crisis recovery. The obtained data and recommendations may be useful for the State policy development.

Текст научной работы на тему «Механизм банковского участия в финансировании инновационной деятельности компаний»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО УЧАСТИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ

Ольга Валерьевна НИКУЛИНА"^, Алина Алексеевна СЕРДЮК"

Банковская деятельность

а доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация olgafinans@mail.ru

ь магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента,

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

alina. serdyuk23 @gmail.com • Ответственный автор

История статьи:

Принята 27.11.2015 Принята в доработанном виде 02.02.2016 Одобрена 13.02.2016

УДК 001.895:346.26:657 JEL: G21, G24, 038

Ключевые слова:

инновационные проекты, банковское финансирование, государственная поддержка, банки развития, кредитование инновационных компаний

Аннотация

Предмет. В условиях дефицита бюджетных ресурсов приобретает актуальность вопрос о вовлечении в систему поддержки инновационного сектора экономики банков, располагающих достаточной финансовой и инфраструктурной базой. Однако существует ряд факторов, сдерживающих участие банковского сегмента в финансировании инновационных проектов. Это обусловливает значимость разработки мероприятий, направленных на формирование эффективных форм интеграционного взаимодействия банков и государства. Исследуются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государственных институтов развития и учреждений банковского сектора в сфере финансового обеспечения компаний, осуществляющих инновационную деятельность.

Цели. Анализ действующего механизма участия банковского сектора в системе поддержки инновационных предприятий и разработка на основе полученных выводов практических рекомендаций по его совершенствованию для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Методология. Исследование проведено в рамках системного подхода на основе использования общенаучных методов сравнения, анализа, синтеза динамических рядов и структурных характеристик элементов исследуемой области, графической интерпретации данных, обеспечивших обоснованность оценок и выводов.

Результаты. Рассмотрен трехуровневый механизм банковского участия в системе финансовой поддержки инновационного бизнеса. Систематизированы инструменты поддержки инновационных проектов, реализуемые АО «МСП Банк». Дана оценка вклада российского банковского сектора в развитие инновационной экономики и его финансового потенциала. Определены причины, сдерживающие банковское финансирование инновационных проектов. Разработаны направления реализации мероприятий по активизации участия банков в системе финансовой поддержки инновационной деятельности. Выводы. Практическое воплощение предложенных мероприятий позволит увеличить и эффективно реализовать финансовый потенциал банковского сектора посредством его участия в системе финансовой поддержки инновационных предприятий, выступающих основой интенсивного экономического роста и преодоления кризиса. Полученные данные и рекомендации могут использоваться при разработке государственной политики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Неблагоприятные тенденции в международной и макроэкономической среде обусловили возникновение ряда факторов, оказавших негативное влияние на российскую экономику и связанных со значительными изменениями конъюнктуры валютных и сырьевых рынков, структурными ограничениями, ужесточением условий торгово-инвестиционного сотрудничества с иностранными партнерами. Вследствие воздействия указанных факторов характерной чертой экономической системы России на современном этапе развития стала высокая степень неопределенности, опосредующая снижение мотивации к осуществлению инвестиционной деятельности. Кроме того, в

условиях кризисных явлений и дефицита бюджетных средств существует вероятность сокращения объема прямой государственной поддержки инновационного процесса либо усложнения процедуры получения поддержки. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска оптимальных схем взаимодействия субъектов в рамках финансирования инновационной деятельности компаний, позволяющих, с одной стороны, реализовывать приоритетные программы инновационного развития экономики, а с другой -активизировать финансово-инвестиционную деятельность посредством снижения рискованности вложений. Одной из ключевых сторон этого взаимодействия выступает

банковский сектор, получивший широкое распространение в экономически развитых странах в качестве источника финансовых ресурсов для инновационной деятельности, поскольку банки играют решающую роль в аккумулировании денежных средств, располагают развитой инфраструктурой, персоналом соответствующей квалификации, имеют доступ к уникальной экономической информации.

В настоящее время в России сложился трехуровневый механизм участия банковского сектора в реализации мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Графическая интерпретация данного механизма представлена на рис. 1. На макроуровне участие обеспечивается за счет формирования национальной стратегии финансовой поддержки инновационной деятельности (в том числе для реализации крупных инновационных проектов,

стимулирования деятельности инновационно-активных малых и средних предприятий, развития экспортно-ориентированного инновационного бизнеса), реализуемой в рамках деятельности Внешэкономбанка и его агентов. На макроуровне также осуществляется контроль и оценка эффективности использования бюджетных ресурсов.

На мезоуровне коммерческие банковские учреждения выступают в качестве региональных проводников государственной инновационной политики, оценивая инновационный потенциал региона, формируя спрос компаний на кредитные ресурсы, осуществляя перераспределение финансовых ресурсов в пользу приоритетных проектов. Микроуровень представлен

коммерческими банками, формирующими в этих целях соответствующие бизнес-процессы и самостоятельно выстраивающими политику в сфере поддержки инновационных проектов на основе имеющихся резервных средств.

Ведущим институтом в рамках реализации государственной инновационной политики на макроуровне выступает ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности

(Внешэкономбанк)», который в инвестиционной деятельности фокусируется1:

— на участии в реализации проектов, ориентированных на развитие инноваций;

1 Меморандум о финансовой политике ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р.

— на финансовом обеспечении проектов, реализуемых для устранения инфраструктурных ограничений роста экономики;

— на поддержке проектов, связанных с экологическими улучшениями, повышением эффективности использования природных ресурсов, энергоэффективности;

— на содействии развитию малого и среднего предпринимательства (МСП);

— на поддержке экспортно-ориентированных компаний в приоритетных отраслях экономики;

— на участии в реализации проектов, обеспечивающих развитие приоритетных территорий.

Для наиболее эффективной организации деятельности в рамках Группы Внешэкономбанка созданы дочерние институты, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Непосредственно Банк развития осуществляет финансирование крупных проектов, путем предоставления кредитов, гарантий и поручительств, участия в уставном капитале, лизинговых операциях. При этом критериями отбора проектов выступают сфера реализации (приоритетные отрасли экономики); стоимость проекта (свыше 2 млрд руб.); срок окупаемости (более 5 лет); размер участия Банка (от 1 млрд руб.); срок кредитования (более 3 лет). Выбор способа финансирования через возвратный механизм обоснован стремлением к развитию рыночных условий, формированию культуры кредитования, снижению рисков нецелевого использования средств [1].

В обеспечении перехода экономики на инновационный путь развития различные исследователи [2-5] отводят особую роль субъектам МСП, которые в то же время в наибольшей степени испытывают трудности в кризисных условиях. В связи с этим государством предусмотрен широкий спектр инструментов поддержки МСП, реализуемых АО «МСП Банк», особенности которых отражены на рис. 2.

Анализ механизма поддержки инновационной деятельности, оказываемой АО «МСП Банк» совместно с региональными банками-партнерами, свидетельствует о его недостаточной эффективности. Так, по данным отчета банка, в 2014 г. объем его кредитного портфеля вырос только на 1% по сравнению с предыдущим годом, а в общероссийском масштабе - сократился на 5,6%. При этом доля портфеля поддержки МСП по

направлению «инновации» сократилась с 3,47% в

2013 г. до 2,8% в 2014 г. Анализ кредитного портфеля АО «МСП Банк» в территориальном разрезе показал его соответствие общерыночным тенденциям - наибольшие объемы кредитования предоставлены предприятиям Центрального и Приволжского федеральных округов (55%), а на долю предприятий, расположенных на территориях приоритетного развития (СКФО и ДВФО) приходится не более 6% финансовой поддержки.

Доля АО «МСП Банк» на рынке долгосрочного кредитования малых и средних предприятий составляла в 2014 г. менее 5%. Кроме того, средняя ставка кредитования по программам АО «МСП Банк» составила 13,3% при среднерыночной ставке 14,4% для кредитов, предоставляемых на период свыше 3 лет. Высокая стоимость кредитных ресурсов опосредована многоуровневой системой доведения средств до заемщика, способствующей их удорожанию на каждом уровне. АО «МСП Банк» использует платные средства Внешэкономбанка, на следующем уровне средства передаются банкам-партнерам и также предусматривают получение маржи, наконец, банки-партнеры начисляют собственную процентную надбавку за пользование средствами.

Вместе с тем, несмотря на отрицательное воздействие ограничительных мер, введенных в

2014 г. рядом зарубежных стран в отношении Внешэкономбанка, и сложившуюся неблагоприятную ситуацию в финансовой сфере, Банк продолжил выполнение в полном объеме мероприятий, направленных на активизацию стратегических инновационных разработок. При этом Внешэкономбанку удалось увеличить объем кредитного портфеля, в том числе в инновационном секторе (рис. 3).

Стоит отметить увеличение кредитного портфеля Банка развития за рассматриваемый пятилетний период на 1 011 млрд руб. (290%), в 2014 г. относительно показателя 2013 г. - на 385 млрд руб. (39,5%). Динамика объема кредитов, предоставленных под реализацию инновационных проектов, также отражает тенденцию к росту - на 90% в 2014 г. относительно 2011 г. В то же время доля «инновационных» кредитов в совокупном портфеле демонстрирует снижение с 36% в 2011 г. до 25,4% в 2014 г. Объем кредитного портфеля субъектам МСП достиг в 2014 г. 96,88 млрд руб. с минимальным приростом относительно 2013 г. -на 0,9%. За весь период реализации программы поддержки МСП до 53 414 субъектов целевого

сегмента Внешэкономбанк довел средства в размере 565 млрд руб.

Исследование отраслевой структуры кредитного портфеля Внешэкономбанка (рис. 4) позволяет сделать вывод о том, что наибольшая доля кредитных средств приходится на сектор инфраструктуры (32,5%), а также химической и нефтегазохимической промышленности (10,6%).

Наименьший объем кредитования получили такие отрасли, как судостроение (1,2%), медицинская техника и фармацевтика (0,8%). Наибольшее увеличение объема предоставленных кредитов в 2014 г. отмечается в оборонно-промышленном (130%) и ракетно-космическом секторах (100%), а также в электронной промышленности (100%), что обусловлено ростом кредитования организаций, выполняющих государственный оборонный заказ. Следует отметить, что результаты деятельности Внешэкономбанка в части срочности предоставленных кредитных средств

соответствуют его задачам: 90% кредитов предоставлено на срок, превышающий пять лет.

Государственная концепция построения системы поддержки устойчивости и сбалансированности экономического развития страны на основе банков развития получила воплощение в глобальном масштабе, что подтверждается работами ряда авторов [6-8]. Особенности деятельности банков развития различных стран представлены в табл. 1.

В целом задачи, выполняемые банками развития различных стран, схожи. Важное место среди них занимает поддержка инновационных предприятий, малого и среднего бизнеса, осуществляющих выход и работающих на внешних рынках компаний, проектов экологической

направленности.

Данные об источниках ресурсов (табл. 1) свидетельствуют об активном государственном участии в фондировании таких банков. В то же время эти банки во многом функционируют в рамках частного права, что позволяет им самостоятельно привлекать средства на финансовых и инвестиционных площадках. Схожесть прослеживается и в инструментах, используемых банками развития для достижения своих целей: кредитные продукты, приобретение ценных бумаг, гарантирование, лизинговые операции, информационное обеспечение и др. Сравнительный анализ особенностей

деятельности банков развития позволил сделать вывод о существовании единых основополагающих принципов и подходов к их функционированию в России и за рубежом.

Следует отметить, что в текущих условиях трансформаций функционального и структурного характера в экономике России Внешэкономбанк, как и другие институты поддержки и субъекты экономики, оказался в непростой ситуации, при которой его ресурсная база имеет жесткие ограничения, и проблема снижения масштабов государственной поддержки остается актуальной. В связи с этим для дальнейшего обеспечения инновационного процесса в экономике необходимо более активное вовлечение в него и других, негосударственных учреждений банковского сектора.

Несмотря на создаваемые государством благоприятные условия, степень участия банковских учреждений в финансировании инновационного развития экономики остается невысокой. Оценку вклада банковского сектора в экономическое развитие страны можно произвести на основе анализа структуры инвестиций предприятий в основной капитал по источникам финансирования (табл. 2).

Данные свидетельствуют о тенденции к росту инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий при сокращающейся доли привлеченных ресурсов (за анализируемый период прирост и снижение на 4,8 п.п. соответственно). Просматриваются изменения и в структуре привлеченных ресурсов: доля бюджетного финансирования сократилась на 2 п.п. по сравнению с 2013 г. при возрастающей значимости кредитных средств как в абсолютном, так и в относительном выражении. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о наличии положительной динамики в сфере банковского кредитования, однако стоит отметить ее недостаточность при сопоставлении с показателями развитых экономик, в которых доля банковских кредитов среди источников финансирования в основной капитал достигает 40% [9]. Иные источники финансово-кредитных ресурсов (фонды поддержки НИОКР, микрофинансовые институты и др.) также развиты слабо.

Исследователи имеют различные точки зрения о роли участия коммерческого банковского сектора в финансировании инновационной деятельности. Часть из них [10-12] отмечает второстепенное значение банков в финансировании инноваций по сравнению с другими институтами, поскольку первые включаются в процесс финансирования уже на поздних этапах реализации проекта, а также ввиду наличия большого числа ограничений. Однако широкое распространение

получила и другая точка зрения, разделяемая авторами, в соответствии с которой банки выступают звеном, соединяющим процесс венчурного финансирования и кредитования [13-16]. Так, зарубежные банки принимают активное участие в синдицированном кредитовании, что свидетельствует о возможности интеграции данных форм финансирования.

Отметим, что в действительности банковское кредитование инновационных проектов затруднительно в силу ряда причин, среди которых можно выделить основные.

1. Инновационные компании до выхода на определенный уровень рентабельности, как правило, не имеют возможности предоставить необходимое обеспечение по кредиту, а нематериальные активы, которыми располагает компания, не принимаются банками в качестве обеспечения. Анализ условий предоставления кредитов юридическим лицам ведущими российскими банками позволил выявить отсутствие среди допускаемых видов кредитного обеспечения нематериальных активов2. Увеличение объема выданных государственных гарантий для кредитования на инновационные цели также свидетельствует о наличии определенных трудностей в получении кредитных ресурсов. Так, объем выданных АО «МСП Банк» гарантий согласно отчетам увеличился в три раза в 2015 г. по сравнению с 2013 г. (с 1,06 до 3,12 млрд руб.).

2. Ограниченность способности банковской системы принимать высокие риски, поскольку Банк России устанавливает коммерческим банковским учреждениям нормативы показателей ликвидности и достаточности капитала, методологию формирования резервов под кредитные риски, которые в последнее время продолжали ужесточаться ввиду стремления к выполнению требований «базельских» соглашений. Таким образом, банковские учреждения оказываются под влиянием отрицательных стимулов со стороны регулятора, с чем соглашаются исследователи [17]. Однако следует отметить, что с 01.01.2016 допустимые значения показателей достаточности собственного капитала и базового капитала были снижены Банком России с 10 до 8% и с 5 до 4,5% соответственно в целях стимулирования

2 Согласно информации, представленной на сайтах ПАО «Сбербанк», АО «АЛЬФА-БАНК», АО «Газпромбанк», ОАО Банк ВТБ, ЗАО «Банк Интеза».

кредитования реального сектора экономики и субъектов МСП3.

3. В банковской практике существуют и разрабатываются различные методики оценки платежеспособности заемщиков, однако в ситуации с инновационными компаниями банки действительно не в состоянии дать однозначную оценку риска инновационного проекта, чтобы установить ставку по кредитам на уровне, действующем для обычных заемщиков.

4. Проблемы в банковской системе, связанные со сложной макроэкономической обстановкой, обусловливают ограниченность долгосрочного капитала, необходимого для кредитования инновационных проектов как на внешнем, так и на локальном рынке, и также увеличивают его стоимость.

Вместе с тем в условиях ужесточения конкуренции представители российского банковского сегмента вынуждены ориентироваться на стратегические цели. Для их достижения побудительным мотивом к финансированию инновационных проектов может стать возможность осуществления инвестиций в новую отрасль, разработки и внедрения новых финансовых инструментов, увеличивающих выгоды банков. Кроме того, в результате взаимодействия в рамках инновационного кредитования банки

обеспечивают привлечение на обслуживание и повышение лояльности новых клиентов.

В настоящее время в российской банковской системе сформирован финансовый потенциал, позволяющий эффективно осуществлять финансирование инновационной системы страны. Проанализировать обеспечение банковского сектора финансовыми ресурсами позволяют данные, представленные в табл. 3.

Данные свидетельствуют о значительном росте объемов средств банков за анализируемый период: на 43 848,4 млрд руб. (129,7%). Наиболее существенный прирост пассивов отмечается в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 35,2%. В структуре пассивов наибольшую долю занимают привлеченные от физических лиц средства (24% в 2015 г.). Возрос и удельный вес средств, привлеченных от некредитных организаций - до 21,9%.

Бесспорно, для банков, осуществляющих финансирование инновационных проектов,

3 Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

особенно важным является наличие «длинных» денег. Приведенные данные отражают недостаточность таких ресурсов. Так, несмотря на внушительные объемы привлеченных средств населения, доля долгосрочных пассивов среди них снижается и составляет только 9%. Более оптимистичную тенденцию демонстрирует динамика доли привлеченных на срок свыше 3 лет средств организаций. Значение данного показателя в 2015 г. достигло 35,6%.

Немаловажным инструментом определения заинтересованности банков в кредитовании предприятий выступает исследование направлений размещения имеющихся в их распоряжении ресурсов. По состоянию на 01.01.2015 доля кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, в совокупном объеме активов составила 38%. В то же время удельный вес кредитов, предоставленных физическим лицам, составил 14,6%. Остановимся подробнее на анализе структуры кредитования предприятий по видам экономической деятельности (табл. 4).

Анализ приведенных данных позволил сделать вывод о том, что в современных условиях кредитование российскими банками

ориентировано преимущественно на текущие потребности предпринимательского сектора в формировании оборотного капитала и не играет важной роли в обеспечении модернизации и инновационного развития национальной экономики. Несмотря на то что структура кредитования построена с учетом данных Банка развития, доля кредитования предприятий высокотехнологичных отраслей (производство машин, транспортных средств и оборудования) составляет только 3,66%. Следует отметить существование слабой тенденции к положительной динамике данного показателя на 0,84 п.п. в 2015 г. после падения в 2012 г. В то же время доля кредитования предприятий, занятых оптовой и розничной торговлей, достигает 28%. Таким образом, представляются очевидными отсутствие заинтересованности банковского сектора в кредитовании компаний, имеющих длительный период оборачиваемости средств, в число которых входят и инновационные предприятия, и нацеленность банков на сотрудничество с торговыми предприятиями, способными получать отдачу от вложенных средств в короткие сроки. Данный вывод подтверждают сведения о структуре оборотов по кредитам, предоставленным организациям, по срокам (рис. 5).

Согласно данным Банка России наибольшая часть кредитов, ежемесячно выдаваемых в период с июня 2014 г. по июнь 2015 г., по критерию срочности приходится на группу до 30 дней и составляет 32%. При этом удельный вес долгосрочных кредитов достигает лишь около 9%, что не соответствует потребностям инновационного сектора российской экономики.

Важным показателем при оценке доступности банковского кредитования выступает процентная ставка. Динамика средневзвешенной ставки по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям на срок свыше одного года в рублях, в сопоставлении со среднегодовым показателем рентабельности активов предприятий

представлена на рис. 6.

Данные, графически представленные на рис. 5, свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации в сфере кредитования предприятий, осложняющейся в течение рассматриваемого периода, поскольку положительная динамика ставки по кредитам сопровождается снижающимся показателем рентабельности активов. Так, в январе 2015 г. средняя ставка увеличилась до 15,1%, в то же время рентабельность активов снизилась до уровня 2,5%. Другими словами, кредитные продукты, предлагаемые по имеющимся ставкам, являются неподъемными для большинства предприятий, в особенности инновационного сектора, где период выхода на приемлемый уровень рентабельности длителен.

В целях активизации участия банков в инновационном процессе необходимо выполнение на макроуровне ряда задач, направленных на создание благоприятных экономических и институциональных условий, которые

объединяются в следующие блоки:

1) совершенствование механизма многоуровнего кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) увеличение и качественное улучшение ресурсной базы банковской системы;

3) корректировка системы регулирования банковского сектора;

4) развитие механизма долгосрочного рефинансирования;

5) совершенствование нормативно-правовой базы в части секьюритизации долгосрочных инвестиционных кредитов банков и

государственной поддержки синдицированной формы кредитования;

6) предоставление особых режимов и льгот банковским учреждениям, осуществляющим кредитование инновационных компаний.

Рассмотрим каждую из предлагаемых государственных мер, направленных на укрепление банковского сектора в качестве важнейшего элемента национальной

инновационной системы, подробнее.

Существующий многоуровневый механизм кредитования МСП способствует удорожанию кредитных ресурсов для конечных заемщиков. В этой связи представляется целесообразным минимизировать посредничество коммерческих банков в кредитовании инновационных МСП, а также рассмотреть возможность снижения ставки, устанавливаемой по предоставляемым

Внешэкономбанком ресурсам.

Качественное улучшение ресурсной базы предполагает сокращение характерной для экономики России нехватки так называемых «длинных» денег, образовавшейся ввиду дефицита капитала и слабости страхового и пенсионного сектора. В этой связи особое значение приобретает целенаправленность государственной политики в области укрепления ресурсной базы и повышения доверия к банковской системе. Следует отметить, что в этой части государством уже предприняты определенные шаги: в 2015 г. размер страхового возмещения по вкладам физических лиц увеличен с 700 тыс. руб. до 1,4 млн. руб.; кроме того, на возмещение теперь могут рассчитывать и индивидуальные предприниматели. Среди дальнейших мер следует отметить необходимость распространения действия механизма страхования на обезличенные металлические счета и счета малых предприятий. Перспективным

представляется стимулирование распространения безотзывных депозитных сертификатов с возможностью их реализации на вторичном рынке. Отметим, что в Министерстве финансов РФ все чаще выступают с предложением об отмене сертификатов на предъявителя в целях предотвращения легализации доходов,

полученным преступным путем, и финансирования терроризма.

Необходимость корректировки системы регулирования банковской сферы сводится к введению специального порядка формирования резервов по кредитным продуктам инновационной направленности, но с учетом степени контроля

банковского учреждения за реализацией проекта. Повышенная степень рискованности, долгосрочный характер, недостаточность обеспечения при финансировании инновационных проектов обусловливают отнесение ссуд ко второй и более высокой категории, предусматривающей необходимость формирования резервов в размере от 20% от суммы долга. Данное требование снижает величину работающих активов и эффективность деятельности банка. Представляется своевременным решение о частичном исключении «инновационных» кредитов из активов с повышенным уровнем риска при определении показателя достаточности капитала.

Развитие механизма долгосрочного рефинансирования предполагает использование доказавшей свою эффективность в зарубежных странах [18] системы целевого рефинансирования коммерческих банков, финансирующих кредитование инновационно-направленных

проектов, по особой сниженной ставке. При этом участие банков должно осуществляться в проектах, одобренных в результате независимой экспертизы, и при эффективном, отработанном механизме контроля за целевой направленностью средств. Своевременным может стать введение особого норматива, обязывающего крупные банки направлять определенную долю их активов в финансирование развития инновационного и высокотехнологичного сектора экономики [19].

Наряду с указанными мероприятиями, мощным импульсом к росту объемов кредитов, выданных инновационным компаниям, может стать возможность их рыночного рефинансирования посредством секьюритизации, то есть обращение кредитов в ценные бумаги. Для реализации данного мероприятия потребуется корректировка действующего порядка ограничения кредитного и рыночного риска.

Положительно зарекомендовал себя в зарубежных странах механизм синдицированного кредитования как источник финансирования крупных проектов, позволяющий снизить кредитные риски для участвующих банков и, как следствие, сократить стоимость кредита для заемщика. В российской экономике развитие синдицированного кредитования сдерживается недостаточной степенью доверия банков друг другу. В связи с этим положительного эффекта можно добиться посредством взаимодействия крупных банков с государственным участием и региональных банков, в рамках которого крупные банки выполняют организационные и аналитические функции, а региональные банки являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исполнителями. Поскольку затраты на осуществление тщательной экспертизы инновационных проектов высоки, выполнение этих функций представляется возможным переложить на общегосударственный уровень путем создания отдельного элемента инновационной инфраструктуры.

Наконец, важнейшим способом вовлечения банков в систему поддержки инновационных компаний является предоставление им различных преференций. Эффективной мерой может стать введение льготной ставки налога на прибыль, полученную по «инновационным» кредитам. Вместе с тем необходимо особое внимание уделить определению ее оптимальной величины с учетом роста поступлений налогов после реализации проектов от предприятий, получающих кредиты, а также эффективного механизма санкций при нарушении условий получения льготы. Особый порядок может применяться и в отношении других налогов, а также амортизационной политики кредитных организаций при условии соблюдения дифференцированного подхода с учетом степени участия банка в финансировании инноваций, в том числе объемов предоставляемых ресурсов, временного горизонта их возврата и стоимости.

Со стороны банковского сектора возникает необходимость создания «особого режима обслуживания» для инновационных компаний, включающего использование сниженных комиссий и тарифов, повышенной ставки процентов по размещаемым денежным средствам [20]. В конечном итоге задачей банка станет разработка специальных кредитных продуктов для инновационного сектора, отвечающих специфике отрасли: необходимость правильного выбора приоритетов кредитования; создание ассортимента кредитных продуктов для финансирования инноваций на различных стадиях жизненного цикла; повышенные требования к оценке рисков проектов и внедрение инструментов их снижения; необходимость отражения в договоре особых условий об управлении денежными потоками компании и контроле за ее функционированием; сочетание услуг по предоставлению кредитов с сопряженными услугами, в том числе небанковского характера (налоговый и правовой консалтинг, подбор контрагентов и др.).

Таким образом, в результате проведенного исследования механизма банковского участия в системе государственной финансовой поддержки инновационных компаний получены следующие выводы.

1. Учреждения банковского сектора являются одним из основных источников финансового обеспечения деятельности инновационных компаний в условиях дефицита бюджетных ресурсов ввиду выполнения ими ключевой функции по аккумулированию денежных средств, наличия специалистов в финансовой сфере, развитой инфраструктуры, владения уникальной информацией.

2. Основным банковским институтом, проводником государственной политики в сфере поддержки инновационной деятельности выступает Группа Внешэкономбанка, реализующего программы поддержки как крупных проектов, так и проектов, инициируемых субъектами МСП. Направления финансовой поддержки составляют кредитование, лизинг, факторинг, гарантирование, микрозаймы. Несмотря на кризисные явления в экономике и введенные ограничительные меры, Внешэкономбанк продолжает выполнять свою миссию, увеличивая объемы кредитного портфеля в приоритетных отраслях развития экономики, включая инновационный бизнес. Банки развития зарубежных стран располагают большими ресурсами по сравнению с российским аналогом, однако их функционирование осуществляется на основе единых подходов и инструментов.

3. Статистические данные свидетельствуют о недостаточности банковского участия в развитии реального сектора экономики: так, только 10% инвестиций в основной капитал организаций осуществляется с привлечением банковского кредита. Несмотря на особое внимание государства к приоритетным отраслям экономики и значительное увеличение пассивов банковского

сектора за последние четыре года (на 129%), отраслевая структура кредитования предприятий не смещается в сторону высокотехнологичных отраслей: доля ресурсов, выделяемых на кредитование отрасли производства машин, транспортных средств и оборудования, составляет около 3%, в то время как отрасль оптовой и розничной торговли получает более 28% средств. Ориентированность банков на достижение краткосрочных целей подтверждает и структура кредитов по срочности, в соответствии с которой более 30% кредитов выдается на срок, не превышающий 30 дней.

4. Отсутствие заинтересованности банков в финансировании инновационных проектов объясняется наличием ряда сдерживающих факторов. Для смягчения воздействия указанных факторов предлагаются к реализации мероприятия в следующих направлениях: улучшение ресурсной базы банковского сектора, корректировка системы регулирования банковской деятельности, развитие механизма долгосрочного рефинансирования, совершенствование нормативно-правовой базы в части финансирования банками инновационных проектов, предоставление льгот банковским учреждениям, осуществляющим кредитование инновационных компаний. Ожидается, что реализация предложений в указанных направлениях позволит активизировать инновационный процесс за счет совершенствования механизма банковского участия в системе государственной финансовой поддержки инновационных компаний и это в свою очередь создаст условия для выхода экономики России на качественно новый уровень, соответствующий ее потенциалу.

Таблица 1

Особенности функционирования институтов развития в зарубежных странах

Стратегические направления поддержки Источники ресурсов Инструменты поддержки Стоимость активов в 2013 г., млрд долл. США

Banco Nacional de Desenvolvimento Económico e Social (BNDES) - Бразилия

Инновационные проекты. Местное и региональное развитие. Микропредприятия и МСП. Экспортная деятельность. Экологические и социальные проекты Средства Национального казначейства. Доходы от деятельности. Монетизация активов портфеля. Привлеченный на рынке капитал Кредитование (в том числе безвозмездное финансирование проектов в сфере экологии и культуры). Выкуп ценных бумаг. Гарантии 332

Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW) - Германия

Инновационные проекты. Жилищное строительство и инфраструктура. Проекты по защите окружающей среды. Малый и средний бизнес. Экспортное и проектное финансирование (в том числе за рубежом) Бюджетные средства. Привлеченный капитал посредством выпуска долгосрочных облигаций Кредитование. Гарантии. Лизинг. Вложения в ценные бумаги 641

China Development Bank (CDB) - Китай

Инфраструктура и базовые отрасли экономики. Реструктуризация, инновация, модернизация. Социальное развитие. Международное сотрудничество Средства многочисленных акционеров (50% -Министерство финансов). Заимствования на внутреннем рынке через долговые обязательства Кредитование. Лизинг. Андеррайтинг ценных бумаг Инвестирование через специальные фонды 1 352

Japan Development Bank (DBJ) - Япония

Реализация приоритетных направлений экономической и социальной политики государства. Повышение общественного благосостояния. Рациональное использование природных ресурсов. Создание новых технологий и отраслей Заимствования правительства. Заимствования через выпущенные облигации Гарантии. Кредитование закупки оборудования и оборотных средств. Приобретение облигаций. Информационная поддержка (в том числе маркетинговые исследования) 173

Business Development Bank of Canada (BDBC) - Канада

Молодые технологичные компании в секторах ИТ, здравоохранения и энергетики. Сотрудничество с инвесторами и организациями, использующими новые походы к инновациям в сфере венчурного бизнеса. Экспортно-ориентированные компании Консолидированный фонд доходов (бюджетные средства). Привлеченные на финансовых рынках средства через использование механизма правительственных гарантий Долгосрочное проектное и долевое финансирование. Кредитование. Приобретение акций инновационных компаний. Гарантии. Консультационные услуги 18,1 млрд канадских долл.

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в РФ в 2010-2014 гг., % к итогу

Источник 2010 2011 2012 2013 2014

Собственные средства 41 41,9 44,5 45,2 54,2

Привлеченные средства 59 58,1 55,5 54,8 45,8

Из них:

Кредиты банков 9 8,6 8,4 10 10,6

В том числе кредиты иностранных банков 2,3 1,8 1,2 1,1 2,6

Заемные средства других организаций 6,1 5,8 6,1 6,2 6,4

Инвестиции из-за рубежа - - - 0,8 0,8

Бюджетные средства 19,5 19,2 17,9 19 17

Средства внебюджетных фондов 0,3 0,2 0,4 0,3 0,2

Средства организаций и населения на долевое 2,2 2 2,7 2,9 3,5

строительство

Прочие 21,9 22,3 20 15,6 15,7

Всего 100 100 100 100 100

Источник: Инвестиции в нефинансовые активы // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#

Таблица 3

Ресурсное обеспечение банковского сектора РФ, млрд руб.

Показатель На 01.01.2011 На 01.01.2012 На 01.01.2013 На 01.01.2014 На 01.01.2015

Пассивы банковского сектора 33 804,6 41 627,5 49 509,6 57 423,1 77 653

Собственные средства 4 732,3 5 242,1 6 112,9 7 064,3 7 928,4

Привлеченные средства организаций (кроме кредитных) Из них доля средств, привлеченных на срок более 3 лет, % 6 035,6 23,6 8 367,4 22,7 9 619,5 26,8 10 838,3 29,3 17 007,9 35,6

Привлеченные средства физических лиц Из них доля средств, привлеченных на срок более 3 лет, % 9 818,1 11 871,3 14 251,1 16 957,5 18 552,7

9,4 10,1 8,7 9,01 9,01

Источник: Обзоры Банка России банковского сектора РФ, Статистические бюллетени Банка России

Таблица 4

Ресурсное обеспечение банковского сектора РФ, млрд руб.

Вид экономической Единицы На На На На На На

деятельности измерения 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015

Добыча полезных млрд руб. 202,2 262,4 395,1 606,7 405,2 771,7

ископаемых % к итогу 1,28 1,46 1,55 2,2 1,28 2,32

Обрабатывающие млрд руб. 2 641,3 2 800,9 3 480,5 3 371,4 4 567,5 5 412,7

производства % к итогу 16,76 15,59 13,68 12,25 14,46 16,28

В том числе:

- химическое млрд руб. 154,6 254,2 377 316,4 349,2 369

производство % к итогу 0,98 1,42 1,48 1,15 1,11 1,11

- металлургическое млрд руб. 391,4 365,3 443,2 372,8 461,5 526,4

производство % к итогу 2,48 2,03 17,42 1,35 1,46 1,58

- производство машин, млрд руб. 504 601,2 717 800,7 1 009,1 1 217,4

транспортных средств и оборудования % к итогу 3,2 3,35 2,82 2,91 3,2 3,66

Производство и млрд руб. 610 767,3 906,3 717,5 1 084 915,2

распределение % к итогу 3,87 4,27 3,56 2,61 3,43 2,75

электроэнергии, газа и

воды

Сельское и лесное млрд руб. 462,9 493,4 606,1 610,8 637,2 573,5

хозяйство % к итогу 2,94 2,75 2,38 2,22 2,02 1,73

Строительство млрд руб. 851,3 1 143,5 1 554,5 1 815,1 2 327,7 1 886,8

% к итогу 5,4 6,36 6,11 6,59 7,37 5,68

Транспорт и связь млрд руб. 810,4 741,1 1 212,1 1 679,6 1 220,1 1 212,7

% к итогу 5,14 4,13 4,77 6,1 3,86 3,65

Оптовая и розничная млрд руб. 3 524,5 4 198,3 5 463,5 6 562,2 9 154 9 317,6

торговля % к итогу 22,37 23,37 21,48 23,84 28,98 28,03

Операции с недвижимым млрд руб. 774,4 891,6 1 428,1 1 552,9 1 777 1 679,7

имуществом % к итогу 4,91 4,96 5,61 5,64 5,63 5,05

Прочие млрд руб. 5 882,5 6 668,2 10 390,1 10 615,1 10 410,1 11 471,4

% к итогу 37,33 37,11 40,85 38,56 32,96 34,51

Всего млрд руб. 15 759,3 17 966,5 25 436,2 27 531,1 31 582,8 33 241,4

% к итогу 100 100 100 100 100 100

Источник: Общие объемы кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности. URL: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-01&pid=sors&sid=ITM_27910

Рисунок 1

Визуализация механизма банковского участия в финансировании инновационной деятельности компаний

и да о а.

о а.

X «

Государственная политика в сфере финансовой поддержки инновационных

компаний

Разработка национальной стратегии финансово-кредитной

поддержки инновационной деятельности и финансового обеспечения ее функционирования

Разработка и реализация программ льготного кредитования крупных инвестиционно-инновационных проектов и совершенствование механизмов предоставления государственных гарантий через Внешэкономбанк

Формирование механизма государственной поддержки инновационных МСП посредством взаимодействия «МСП-Банка» и банков-партнеров

Обеспечение правовых, институциональных, финансовых условий кредитной и гарантийной поддержки экспортно-ориентированных инновационных компаний в рамках деятельности «Росэксимбанка»

Контроль и оценка эффективности использования кредитных ресурсов

С Л

Деятельность коммерческих банков в регионах в сфере реализации

мероприятий, направленных на освоение финансовых ресурсов в рамках государственных программ поддержки инновационного бизнеса V_____У

=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01

а «

а.

о

Разработка программ, позволяющих форсировать кредитование инновационной деятельности по направлениям, соответствующим приоритетам региона

Оценка инновационного потенциала развития региона, отрасли, анализ потребности в кредитных ресурсах

Формирование спроса инновационных субъектов хозяйствования на кредитные ресурсы, предоставляемые на льготных условиях

Предоставление кредитных ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями инновационного развития экономики региона

J S

Ol

а с а. у-. о а. X s

Политика коммерческих банков в рамках реализации мер финансового стимулирования субъектов инновационного предпринимательства

Диагностика внутренней среды банка с целью выявления резервов дня кредитования инновационного бизнеса на особых льготных условиях

Разработка и реализация бизнес-процессов финансового обеспечения инновационных компаний на уровне банка

Финансовое участие в реализации инновационных проектов, управление кредитным портфелем

Рисунок 2

Инструменты поддержки модернизационных и инновационных проектов, используемые АО «МСП Банк»

АО «МСП Банк»

Задача Поддержка проектов, связанных в первую очередь с модернизацией и внедрением инноваций в хозяйственную деятельность субъектов МСП

Программа! 1 Цель 1 Условия

с s 8 ч се « Ê я « s s s s s H 1 £ ^ Л мсп- Стабильность Г Поддержка МСП. имеющих средства на счетах в банках, на дату отзыва у них лицензии V с Срок: до 3 лет Ставка: от 9,5 до 14.5% Сумма: до 10-кратно увеличенной суммы осташа до 150 млн руб. Без обеспечения до 10 млн руб.

г \ МСП-Регион г Поддержка МСП в регионах с приоритетом государственного развития и моногородах V С "л Срок: от 1 года до 7 лет Сумма: до 60 млн руб. Ставка: до 13,5% \ " J

г л МСП-Дуэт N. Г \ Обеспечение завершения проектов, начатых МСП до 1 октября 2015 г. f \ Срок: от 1 года до 7 лет Сумма: до 150 млн руб. Ставка: от 9,9 до 14.4% V J

Г л МСП-Приоритет N ? \ Поддержка резидентов технопарков. экспортеров, исполнителей заказов крупного бизнеса V ' V Г \ Срок: от 1 года до 5 лет Ставка: до 15,5% V )

мсп- Инвестиции Обеспечение прироста инвестиций МСП в основной капитал Срок: от 3 до 7 пет Ставка: до 15.25%

Лизинг ? л Лизинг-Целевой ч > г <, Поддержка приобретения оборудования и спецтехники МСП ? \ Срок: от 1 года до 5 лет Сумма: от 150 тыс. до 150 млн руб. К-т удорожания: от 1.5 до 5% s

Г Л Лизинг- Региональный потенциал N г \ Имущественная поддержка МСП в приоритетных регионах и моногородах f \ Срок: от 3 до 5 лет Сумма: от 150тыс. до 30 млн руб. К-т удорожания: от 1.5 до 5% V.

г \ Лизинг-Приоритет V ? \ Имущественная поддержка реализации проектов в приоритетных отраслях V f л Срок: до 5 лет Сумма: от 150 тыс. до 60 млн руб. К-т удорожания: от 1,5 до 5%

u = S c. s H - s © У 1 Фактор развития - Компания/ Банк ( Предоставление финансирования Клиентам факторинга в приоритетных сегментах V ( \ Срок отсрочки: до 180 дней Сумма: до 150 млн руб. Ставка: не выше удвоенной ставки по кредиту

S i § я ft s u Г 1 Гарантия среднему бизнесу ч Г \ Повышение доступности финансовых ресурсов для среднего бизнеса ) Г \ Срок: от 2 до 10 лет Стоимость проекта: от 100 млн до 2 млрд руб. Комиссия: от 1,5 до 1,8% k J

г > Микрозаймы ^ ; ( л Микрозаем МСП к. ? \ Предоставление микрозаймов субъектам МСП Г Л Срок: до 5 лет Сумма: до 1 млн руб. Ставка: не более 25.5% к. )

Рисунок 3

Динамика объема совокупного кредитного портфеля Внешэкономбанка, АО «МСП Банк» и кредитования инновационных проектов

Источник: по данным годовых отчетов Внешэкономбанка, АО «МСП Банк»

Рисунок 4

Отраслевая структура кредитного портфеля Внешэкономбанка в 2014 г.

Рисунок 5

Структура оборотов по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям в руб., по срочности

к

и До 30 дней, включая «до востребования» нот 31 до 90 дней : От 91 до 180 дней &От 181 дня до 1 года

и От 1 года до 3 лет I Свыше 3 пет

Источник: процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=mt_rat Рисунок 6

Соотношение динамики средневзвешенной ставки по кредитам предоставленным нефинансовым организациям, и рентабельности активов организаций

Январь Июнь Январь Июнь Январь Июнь Январь Июнь Январь Периоды 2011г. 2011г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. 2015 г. ^^»Средневзвешенная ставка по кредитам организациям ^^Менгабельность активов организаций

Источник: Бюллетени банковской статистики; Рентабельность организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/finance/#

Список литературы

1. Абасов Р.Г., Акинина В.П. Отечественные банки как источник финансирования инноваций // Креативная экономика. 2013. № 6. С. 34-38.

2. Doh S., Kim B. Government support for SME innovations in the regional industries: The case of government financial support program in South Korea // Research Policy. 2014. Vol. 43. Iss. 9. P. 1557-1569. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0048733314000894.

3. Салиенко Н.В., Локтионов А.С. Роль малого и среднего инновационного бизнеса в экономическом развитии страны // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 14. С. 91-93.

4. Популо А.А. Инновационное развитие малого бизнеса в России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 15. С. 75-80.

5. Ломовцев М.С., Рябов А.В. Проблемы формирования и реализации инновационного потенциала малых и средних предприятий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-2. С. 816-818.

6. Дмитриев В.А. Роль финансовых институтов развития в реализации государственных антикризисных программ // Вестник Финансового университета. 2015. № 3. С. 6-17.

7. Олейник М.А. Современные тенденции развития банковского финансирования инновационных проектов // Труд и социальные отношения. 2013. № 10. С. 99-106.

8. Рахметова А.М. Роль банковского сектора в обеспечении экономического роста (краткий обзор) // Деньги и кредит. 2014. № 8. С. 73-76.

9. Абдурахманова М. Анализ взаимодействия банковского сектора и предприятий малого бизнеса // Экономическая политика. 2013. № 6. С. 113-125.

10. Воробьева Е.И., Османова Э. У. Роль банковского сектора в инвестиционно-инновационном процессе // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 49-52.

11. Шевчук Ю.А. Финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 120-123.

12. Шишкина А.В. Источники и формы финансирования инновационных процессов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 19. С. 88-95.

13. Покотыло В.В., Добролежа Е.В. Место и роль банков в инновационном (венчурном) инвестировании // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 36-1. С.16-20.

14. Карпенко О.А. Банковское финансирование инноваций // Науковедение. 2014. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/86EVN414.pdf.

15. Сергеева О.О., Гостева О.В. Инвестиции российских банков в инновационную сферу // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. Т. 2. С. 126-127.

16. Duso T., Roller L.H., Seldeslachts J. Collusion through joint R&D: An empirical assessment // The Review of Economics and Statistics. 2014. Vol. 96. № 2. P. 349-370.

17. Трифонов Д.С. Институт проектного финансирования и его потенциал в российской экономике // Наука и общество. 2014. № 4. С. 20-23.

18. Виноградов А.И. Государственная политика регулирования кредитования инновационно-ориентированных предприятий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1. С. 279-287.

19. Никулина О.В., Ладыгина Е.И., Хананаев А.Г. Разработка мероприятий по формированию активной политической, экономической и информационной поддержки экспорта инновационных компаний в условиях регионального кластера // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2. С. 195-199.

20. Старкова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С. 760-770. URL: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/15.pdf.

ISSN 2311-8709 (Online) Banking

ISSN 2071-4688 (Print)

THE MECHANISM OF BANK PARTICIPATION IN FINANCING THE INNOVATIVE ACTIVITIES OF COMPANIES

Ol'ga V. NIKULINAa% Alina A. SERDYUKb

a Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation olgafinans@mail.ru

b Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation alina. serdyuk23 @gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 27 November 2015 Received in revised form 2 February 2016 Accepted 13 February 2016

JEL classification: G21, G24, O38

Keywords: innovation project, bank financing, government support, development bank, lending, innovative companies

Abstract

Importance Under the deficit of budget resources, it is important to engage banks in the system of support to innovative sector of the economy. However, there are factors constraining the participation of the banking segment in innovative project financing. The article studies economic relations arising in the process of cooperation of State institutions of development and establishments of the banking sector in the field of financial support to innovative companies.

Objectives The objective is to analyze the existing mechanism of banking sector's participation in the system of support to innovative companies and develop practical recommendations for its improvement to increase the competitiveness of the national economy.

Methods The study rests on a systems approach, using the general scientific methods of comparison,

analysis, synthesis of time series and structural description of the elements of the investigated area,

graphic interpretation of data providing the validity of estimates and conclusions.

Results We considered a three-level mechanism of bank participation in the system of financial

support to innovation-driven businesses, systematized instruments of support to innovative projects

implemented by SME Bank, and defined reasons preventing the innovative project financing by

banks.

Conclusions Practical implementation of the proposed measures will increase and effectively realize the financial potential of the banking sector through its participation in the system of financial support to innovative businesses, which are important for intensive economic growth and crisis recovery. The obtained data and recommendations may be useful for the State policy development.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Abasov R.G., Akinina V.P. Otechestvennye banki kak istochnik finansirovaniya innovatsii [Domestic banks as a source of innovation financing]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2013, no. 6, pp. 34-38.

2. Doh S., Kim B. Government Support for SME Innovations in the Regional Industries: The Case of Government Financial Support Program in South Korea. Research Policy, 2014, vol. 43, iss. 9, pp. 1557-1569. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0048733314000894.

3. Salienko N.V., Loktionov A.S. Rol' malogo i srednego innovatsionnogo biznesa v ekonomicheskom razvitii strany [A role of small and medium-sized innovative businesses in the country's economic development]. MIR: Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie = MID: Modernization. Innovation. Development, 2013, no. 14, pp. 91-93.

4. Populo A.A. Innovatsionnoe razvitie malogo biznesa v Rossii [Innovative development of small business in Russia]. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya = Economy and Management in the 21st Century: Development Trends, 2014, no. 15, pp. 75-80.

5. Lomovtsev M.S., Ryabov A.V. Problemy formirovaniya i realizatsii innovatsionnogo potentsiala malykh i srednikh predpriyatii [Problems of formation and realization of innovation potential of small and medium-sized enterprises]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 5-2, pp. 816-818.

6. Dmitriev VA. Rol' finansovykh institutov razvitiya v realizatsii gosudarstvennykh antikrizisnykh programm [The role of financial institutions of development in the implementation of government bailout programs]. VestnikFinansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2015, no. 3, pp. 6-17.

7. Oleinik M.A. Sovremennye tendentsii razvitiya bankovskogo finansirovaniya innovatsionnykh proektov [Modern trends in bank financing of innovative projects]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labor and Social Relations, 2013, no. 10, pp. 99-106.

8. Rakhmetova A.M. Rol' bankovskogo sektora v obespechenii ekonomicheskogo rosta (kratkii obzor) [The role of the banking sector in promoting the economic growth (an overview)]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 8, pp. 73-76.

9. Abdurakhmanova M. Analiz vzaimodeistviya bankovskogo sektora i predpriyatii malogo biznesa [An analysis of the interaction between the banking sector and small businesses]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2013, no. 6, pp. 113-125.

10. Vorob'eva E.I., Osmanova E.U. Rol' bankovskogo sektora v investitsionno-innovatsionnom protsesse [The role of the banking sector in the investment and innovation process]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of Modern Science and Education, 2015, no. 6, pp. 49-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shevchuk Yu.A. Finansovo-kreditnye rychagi stimulirovaniya innovatsionnogo razvitiya natsional'noi ekonomiki [Financial and credit levers to stimulate innovative development of the national economy].

Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Management, 2014, no. 1, pp. 120-123.

12. Shishkina A.V. Istochniki i formy finansirovaniya innovatsionnykh protsessov [Sources and forms of financing the innovative processes]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Current Trends in Economics and Management: Fresh Approach, 2013, no. 19, pp. 88-95.

13. Pokotylo V.V., Dobrolezha E.V. Mesto i rol' bankov v innovatsionnom (venchurnom) investirovanii [The place and role of banks in the innovation (venture) investment]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika = Economy and Modern Management: Theory and Practice, 2014, no. 36-1, pp. 16-20.

14. Karpenko O.A. [Innovation financing by banks]. Naukovedenie, 2014, no. 4. (In Russ.) Available at: http://naukovedenie .ru/PDF/86EVN414.pdf.

15. Sergeeva O.O., Gosteva O.V. Investitsii rossiiskikh bankov v innovatsionnuyu sferu [Investment of Russian banks in the innovation sphere]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki = Topical Issues of Aviation and Cosmonautics, 2014, vol. 2, no. 10, pp. 126-127.

16. Duso T., Roller L.H., Seldeslachts J. Collusion through Joint R&D: An empirical assessment. Review of Economics and Statistics, 2014, vol. 96, no. 2, pp. 349-370.

17. Trifonov D.S. Institut proektnogo finansirovaniya i ego potentsial v rossiiskoi ekonomike [A project finance institution and its potential in the Russian economy]. Nauka i obshchestvo = Science and Society, 2014, no. 4, pp. 20-23.

18. Vinogradov A.I. Gosudarstvennaya politika regulirovaniya kreditovaniya innovatsionno-orientirovannykh predpriyatii [The State policy to regulate the lending to innovation-oriented enterprises]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2014, no. 1, pp. 279-287.

19. Nikulina O.V., Ladygina E.I., Khananaev A.G. Razrabotka meropriyatii po formirovaniyu aktivnoi politicheskoi, ekonomicheskoi i informatsionnoi podderzhki eksporta innovatsionnykh kompanii v usloviyakh regional'nogo klastera [Developing the measures to build active political, economic and information support to innovative companies' export in the regional cluster]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 2015, no. 2, pp. 195-199.

20. Starkova N.O. [Formation of the system of management of the organizational development of a small company]. Scientific Journal of KubSAU, 2012, no. 81, pp. 760-770. (In Russ.) Available at: http://ej .kubagro.ru/2012/07/pdf/15 .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.