Научная статья на тему 'Роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов'

Роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНК РАЗВИТИЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СУБОРДИНИРОВАННЫЙ КРЕДИТ / GOVERNMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROJECT / BANKING SYSTEM / DEVELOPMENT BANK / COMMERCIAL BANKS / TAX INCENTIVES / SUBORDINATED DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Елена Александровна, Олейник Марина Анатольевна

Определяется ключевая роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов, и рассматриваются существующие направления поддержки государством банковского сектора в области кредитования инноваций. В результате анализа существующих государственных программ поддержки банковского кредитования инновационных проектов предложены направления повышения роли государства в развитии данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT PROCESS OF COMMERCIAL BANK LENDING OF INNOVATIVE PROJECTS

The article considers defines the key role of the state in the development process of commercial Bank lending innovative projects, and examines existing direction of government support of the banking sector in lending to innovation. After analysis of existing state programs to support Bank lending to innovative projects proposed ways of increasing the role of the state in the development of this process.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов»

Жихарева Алёна Александровна, экономист Тульского филиала Финуниверси-тета, аспирант, (8472) 22-39-74, velesalena@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого

CHANGES IN THE SECTORAL STRUCTURE OF THE ECONOMY IN TERMS OF IMPORT

A. A. Zhikhareva

The problems of import substitution in the conditions of international sanctions against the Russian economy. The main directions, methods and ways of import substitution in Russia. Reviewed measures of the Russian Government to address these problems and possible risks associated with the implementation of import substitution.

Key term: import substitution, innovation substitution, risk of import substitution, the competitiveness of the economy.

Zhikhareva Alena Aleksandrovna, economist Tula branch of the financial University, post-graduate student, (8472) 22-39-74, velesalena@mail.ru, Russia, Tula, Tula state pedagogical Institute. L. N. Tolstoy

УДК 336.717

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Е.А. Федорова, М.А. Олейник

Определяется ключевая роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов, и рассматриваются существующие направления поддержки государством банковского сектора в области кредитования инноваций. В результате анализа существующих государственных программ поддержки банковского кредитования инновационных проектов предложены направления повышения роли государства в развитии данного процесса.

Ключевые слова: государство, инновационная деятельность, инновационный проект, банковская система, банк развития, коммерческие банки, налоговые льготы, субординированный кредит.

Ключевую роль в инновационном развитии экономики страны играет государство. Разрабатываемая и проводимая государством политика - это фундамент, определяющий нынешнее состояние и перспективы будущего каждой страны. В настоящее время выбранный правительством инновационный вектор (путь) развития экономики нашей страны связан с разработкой сильной инновационной политики, способной оказать финансовую поддержку и сформировать благоприятный инновационно-инвестиционный климат. Таким образом влияние государства на развитие данного процесса осуществляется путем прямого или косвенного участия.

Прямое участие в стимулировании инновационного развития выражается в объеме выделяемых бюджетных средствах на развитие науки посредством финансирования НИОКР и инновационных процессов, а также правового регулирования. Такая форма государственной поддержки в основном связана с реализацией высоко рисковых проектов социально-экономической значимости.

Косвенное участие государства в стимулировании инновационного развития заключается в создании благоприятных условий для развития инновационной деятельности посредством формирования эффективной инновационной инфраструктуры, представляющей собой совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, инновационно-технологические центры, технологические парки и инкубаторы, особые экономические зоны, фонды развития, венчурные фонды и другие специализированные организации), ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности [1]. Можно сказать, что во многом эффективность инновационной инфраструктуры зависит от успешности разрабатываемых и проводимых государственных программ развития и поддержки субъектов инновационной деятельности.

В России финансирование инновационной деятельности в большей степени осуществляется за счет средств государства, и его доля в общем объеме вложенных средств составляет порядка 60 %. В развитых странах, таких как, Германия, Япония, США ситуация совершенно противоположная. Там 70 % от общего объема финансирования инновационной деятельности составляют частные инвестиции, а 30 % - бюджетные средства.

В этой связи деятельность государства в области обеспечения инновационной деятельности финансовыми ресурсами должна сфокусироваться на создании привлекательных условий для инвесторов и коммерческих банков.

Поскольку частью финансовой системы страны является банковская, то одним из составляющих элементов инновационной инфраструктуры можно считать банковскую систему, аккумулирующую и перераспределяющую денежные ресурсы. Достигнутые результаты инновационной деятельности развитых стран подтверждают эффективность связи инновационной политики с банковской системой путем вовлечения в этот процесс коммерческих банков и создания банков развития. Тем самым обосновывается ключевая роль государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов путем формирования государственных программ поддержки коммерческих банков, направленных на развитие банковского кредитования инновационной деятельности.

Банковская система России только начинает формировать механизм кредитования инновационной деятельности. В России Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»

(Внешэкономбанк) была создана еще в 2007 году, и ее миссия заключается в содействии реализации государственной социально-экономической политики, повышении конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизации на инновационной основе [2].

Сегодня Группа Внешэкономбанка представляет собой совокупность дочерних обществ (агентов), деятельность которых направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации и стимулированию инновационной деятельности. Внешэкономбанк принимает участие в финансировании более 150 проектов, из которых 66 - инновационные, реализуемых в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, медицине и фармацевтике, ракетно-космическом комплексе, электронной промышленности и двигателестроении. Доля инновационных проектов в общем кредитном портфеле Внешэкономбанка составляет 34,5 %. По данным на сентябрь 2015 года коллегиальными органами Внешэкономбанка было принято решение о финансировании 47 инновационных проектов в размере порядка 605,2 млрд. руб., общая стоимость которых составляет 1,3 трлн. руб. [3].

Особого внимания заслуживает деятельность одного из агентов Группы Внешэкономбанка - АО «МСП Банк», учрежденного в 1999 году, и являющегося дочерним банком Внешэкономбанка, реализующим ряд целевых программ поддержки и развития инновационной деятельности в стране. Основной задачей МСП Банка является реализация Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой двумя способами: через банки - партнеры (134 банка) и через организации инфраструктуры (138 организаций), включающие лизинговые, факторинговые, микрофинансовые организации и пр.

В августе 2012 года МСП Банком была запущена программа «Финансирование инноваций и модернизации», позволяющая направить банковские ресурсы на финансирование инновационных проектов. Данная Программа предусматривает участие МСП Банка в создании «инновационного лифта» для малых и средних предприятий, в целях предоставления предпринимателям доступа к финансированию инновационных проектов на разных этапах его жизненного цикла.

Доля выданных кредитов (кредитных линий), предоставленных инновационным малым и средним предприятиям в общем объеме выданных кредитов за 2013 года составляет 58,5 % (57,6 млрд. руб.), за 2014 год - 62 % (62,6 млрд. руб.) [4]. Данные показатели подтверждают активную позицию банка в финансировании инновационных, модернизационных и энергоэффективных проектов и определяют приоритеты его кредитной политики.

Несмотря на то, что создано и функционирует достаточное количество элементов инновационной инфраструктуры для инновационного развития страны недостаточно эффектных инструментов инновационной политики направленных на привлечение коммерческих банков в этот процесс. Только

стимулирующая налоговая политика и разработка дополнительных программ финансовой поддержки участия коммерческих банков, обеспечивающих банки долгосрочными ресурсами и льготами позволят создать эффективный механизм кредитования (кредитного обеспечения) инновационных проектов.

Таким образом, посредством участия государства необходимо решить несколько ключевых задач. Во-первых, обеспечить банковский сектор долгосрочными ресурсами в условиях нестабильности как банковской системы, характеризующейся регулярным отзывом лицензий и недоверием населения к коммерческим банкам, так и нестабильностью экономической ситуации в целом в стране. Во-вторых, предоставить налоговые льготы коммерческим банкам, освободив от уплаты налога на прибыль полученные ими процентные доходы по кредитам, выданным на цели реализации инновационных проектов.

Решение первой задачи видится в развитии механизма предоставления субординированных кредитов Банка России и Внешэкономбанка коммерческим банкам на цели кредитования инновационных проектов реального сектора экономики, и так же в разработке специальной программы поддержки коммерческих банков путем вовлечения в этот процесс Агентства по страхованию вкладов расширяя задачи его деятельности.

Согласно Положения ЦБ РФ от 10.02.2013 № 215-П «Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» под субординированным кредитом понимается привлеченный кредитной организацией кредит (заем), отвечающий следующим условиям:

1. Срок предоставления кредита - не менее 5 лет;

2. Невозможность досрочного расторжения договора;

3. Условия предоставления кредита существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов.

Субординированные кредиты, предоставленные на вышеуказанных условиях, включаются в расчет дополнительного капитала банка, что влечет за собой увеличение собственных средств (капитала) банка. В условиях проблем с ликвидностью и достаточностью капитала, закрытием международного рынка капитала развитие отечественного рынка субординированного кредитования является актуальным.

Схематически механизм аккумулирования и перераспределения денежных ресурсов Центральным банком РФ на цели предоставления субординированных кредитов представлен на рис.

Сущность данного механизма заключается в том, что средства Пенсионного фонда, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния размещаются на счетах Банка России. В свою очередь выдача субординированных кредитов Банком России осуществляется двумя способами. Первый способ - напрямую коммерческим банкам на конкурсной основе. Второй способ - через Внешэкономбанк, путем размещения на депозитных счетах средств. В этом случае Внешэкономбанк на конкурсной основе предоставляет субординированные кредиты коммерческим банкам на раз-

витие реального сектора экономики. Таким образом кредитная организация получив субординированный кредит предоставляет хозяйствующему субъекту целевой кредит на развитие и модернизацию производства.

Механизм предоставления субординированных кредитов

Банком России

По данной схеме в период с 2008 - 2009 годы в рамках поддержки финансовой системы Внешэкономбанк предоставил субординированные кредиты семнадцати банкам, из которых четырем - дважды [5]. Кредиты предоставлялись по двум схемам: «один к одному» и «три к одному». Сущность первой схемы заключалась в том, что на один рубль средств, предоставленных банку акционерами или третьими лицами, Внешэкономбанк предоставлял также один рубль. Процентная ставка была установлена в размере 8 % годовых, срок кредитования - 10 лет. Сущность второй схемы заключалась в том, что на один рубль средств, предоставленных банку акционерами или третьими лицами, Внешэкономбанк предоставлял три рубля. Получение средств по второй схеме было возможно только для банков, получивших субординированный кредит по первой схеме. Условия кредитования оставались прежними, за исключением процентной ставки - 9,5 % годовых.

Однако, получить субординированный кредит могли не все банки в силу определенных условий кредитования, в том числе к размеру капитала и целевому использованию средств - кредитованию реального сектора экономики.

Таким образом, банками, получившими субординированные кредиты, оказались Сбербанк России (500 млрд руб.), Банк ВТБ (200 млрд руб.), Россельхозбанк (25 млрд руб.), Газпромбанк (89 млрд руб.), Альфа-банк (39 млрд руб.) и прочие.

Проблема заключается в том, что в очередной раз государственную поддержку получили самые крупные российские банки и банки с государственным участием в капитале. По существу, реальная поддержка была необходима средним и мелким региональным банкам. Только анализ предыдущего опыта и учет допущенных ошибок позволит сформировать эффективную программу поддержки банковской системы и реального сектора экономики направленную на развитие инновационной деятельности [6, 7].

Обоснование выше изложенного позволяет рассмотреть возможность разработки программы поддержки и стимулирования коммерческих банках на принципах предоставления субординированного кредитования дополнительно с привлечением средств Агентства по страхованию вкладов, созданием курирующих служб за расходованием средств и специальной формы отчетности для коммерческих банков в целях соблюдения контроля за целевым использованием средств.

Благодаря введению дополнительной формы отчетности для банков получивших субординированный кредит на кредитование реального сектора экономики на реализацию инновационных проектов Банк России сможет определить какую долю банковских активов составляют кредиты, выданные на реализацию инновационных проектов. Так же на основании этой формы отчетности может быть реализован механизм освобождения от налогообложения прибыли банка полученной от кредитования инновационных проектов. Таким образом может быть решена вторая задача - предоставление налоговых льгот путем освобождения от налога на прибыль процентных доходов по кредитам, выданным на цели реализации инновационных проектов.

Под термином «роль» зачастую понимается набор функций для выполнения определенного круга задач. Анализ текущего уровня государственной поддержки в области финансирования инновационной деятельности и проблем банковской системы позволяет определить функции государства в развитии процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов:

- организационная, выражающаяся в создании банковской инновационной инфраструктуры и благоприятных условий, способствующих развитию данного процесса;

- стимулирующая, выражающаяся в разработке программ поддержки и предоставлении льгот коммерческим банкам, занимающимся кредитованием инновационных проектов;

- перераспределительная, заключающаяся в аккумулировании денежных ресурсов (капитала) и эффективном его распределении в банковской системе;

- правообеспечивающая, реализуемая путем формирования законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность и взаимоотношения между ее субъектами и банковской системой в лице коммерче-

ских банков, таким образом выражающаяся в защите прав всех сторон инновационного процесса;

- контрольная, выражающаяся в проверке целевого использования предоставленных денежных ресурсов коммерческим банкам, наблюдении за процессом реализации разработанных программ поддержки банковского сектора и выявлении слабых мест в целях доработки и совершенствования, анализе полученных результатов.

Учитывая все вышеизложенное, разработка мер государственной поддержки развития процесса кредитования коммерческими банками инновационных проектов и постоянная доработка и совершенствование с учетом анализа полученных результатов - это одна из задач государства, обуславливающая его ключевую роль в развитии данного процесса.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 04.06.2007 г. №82-ФЗ «О банке развития» [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.consultant.ru/

3. ГК «Внешэкономбанк» [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.veb.ru/strategy /innovation/

4. ОА «МСП Банк» [Электронный ресурс]. Режим доступа. mspbank.ru

5. Словарь банковских терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.banki.ru /wikibank/subordinirovannyiy_zaem/

6. Федорова Е.А. Финансовая устойчивость кредитных организаций в современных условиях // Известия Тульского государственного университета. Сер. «Экономические и юридические науки». Тула: ТулГУ. 2010. Вып. 1. Ч. I. С. 111-116.

7. Федорова Е.А., Белоцерковский В.И. Риск-менеджмент в процессе корпоративного управления деятельностью коммерческого банка // Известия Тульского государственного университета. Сер. «Экономические и юридические науки». Тула: ТулГУ. 2010. Вып. 1. Ч. II. С. 115-124.

Федорова Елена Александровна, д-р экон. наук, проф., fim@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Олейник Марина Анатольевна, гл. экономист отдела сопровождения кредитных операций АО АКБ «НОВИКОМБАНК», fim@,tsu. tula.ru, Россия, Тула

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENTPROCESS OF COMMERCIAL BANK

LENDING OFINNOVATIVEPROJECTS

E.A. Fedorova, M.A. Oleynik

The article considers defines the key role of the state in the development process of commercial Bank lending innovative projects, and examines existing direction of government support of the banking sector in lending to innovation. After analysis of existing state programs to support Bank lending to innovative projects proposed ways of increasing the role of the state in the development of this process.

Keywords: government, innovative activity, innovative project, banking system, development Bank, commercial banks, tax incentives, subordinated debt.

Fedorova Elena Aleksandrovna, Dr. Econ. Sciences, Professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Oleynik Marina Anatolyevna, chief economist of Department of support of credit operations of JSC JSCB "NOVIKOMBANK", _fim@tsu.tula.ru, Russia, Tula

УДК 338.45

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И ФОРМИРОВАНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ИННОВАЦИОННО АКТИВНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ

Т.А. Федорова

Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости инновационного предприятия, несмотря на определенные ограничения применения непосредственно к оценке стоимости предприятия, может эффективно использоваться с целью управления стоимостью предприятия на основе относительных мультипликаторов.

Ключевые слова: оценка рыночной стоимости предприятия, относительный мультипликатор, формирование стоимости предприятия.

Стоимость предприятия все больше и больше становится тем целевым показателем, на который ориентируются российские предприятия при выработке стратегий своего развития. Особенно это касается инновационно активных предприятий, имеющих по сравнению с традиционными предприятиями более высокий потенциал роста стоимости вследствие ожидаемого создания и освоения новых технологий и продуктов, формирующих новые рынки, разработки стратегий развития, ориентированных на рост рыночной стоимости предприятия опираются на существующие подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса). Так, в фундаментальной работе по оценке стоимости бизнеса под руководством М.А. Эскиндарова и М.А. Федотовой рассматриваются преимущества и недостатки использования доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке бизнеса в стратегическом управлении предприятием [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.