Шелобаева Ирина Сергеевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)
COSTING UNDER CUSTOM METHOD I.S. Shelobaeva
The paper outlines the key issues of allocation of indirect costs in the Custom method of calculation. Improving the quality of the results of calculation is possible using an approach based on forward-looking estimates. Using predictive assessments to determine the expected cost of the order for the formation of sales prices for future orders.
Keywords: Indirect costs, Custom method of calculation of the cost of production, forecasting, adaptivnyme methods, confidence intervals of the forecast.
Shelobaeva Irina Sergeevna, candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)
УДК 336.717
КРЕДИТОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
Е.А. Федорова, М.А. Олейник
Рассматривается текущее состояние экономики России, проблемы и тенденции инновационной деятельности, определяется степень участия банковского сектора в ее развитии. Проведен анализ тенденций банковского кредитования инновационных проектов в России и предложен ряд преобразований, способствующих развитию данного процесса.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная деятельность, инновационный проект, коммерческие банки, банки развития.
Происходящие сегодня изменения в мировой экономике и в целом мире напрямую влияют на устойчивость и развитие экономик всех стран мира. Перед Россией на сегодняшний день стоит ряд сложных задач, начиная от выхода из кризиса, и заканчивая созданием благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Одним из основных факторов экономического роста страны является уровень ее конкурентоспособности, который определяется соотношением экспорта и импорта, и доли высокотехнологичных товаров в общем объеме того и другого. Показателем уровня конкурентоспособности страны является занимаемая страной позиция среди стран технологических лидеров в мире.
В глобальном рейтинге конкурентоспособных стран, составленном по итогам Всемирного экономического форума, в 2013 году Россия занимала 67 - е место, потеряв одну позицию в сравнении с предыдущим годом, в 2014 году - 64 - е место, а в 2015 году поднялась на 53 - е место. Однако по показателям некоторых разделов, например, доля импорта и экспорта в ВВП (133 и 104 строчка), устойчивость банков (118), наличие новейших технологий (108), качество дорог (124), аграрная политика (125), способность удерживать таланты (103), мы в конце рейтинга.
Лидером в первой десятке данного рейтинга стала Швейцария, которая несколько лет подряд удерживается на этой позиции, далее места распределились между Сингапуром, США, Германией, Голландией, Японией, Гонконгом, Финляндией, Швецией и Великобританией [6].
Важным фактором, оказавшим влияние на рост позиции России в глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ, явился пересмотр показателей паритета покупательной способности валют и более благоприятная среда для развития бизнеса и внутренней конкуренции. В заключении «Отчета о глобальной конкурентоспособности стран 2015 - 2016» указано, что России для дальнейшего роста необходимо ликвидировать структурные недостатки ведомств, развивать отношения на финансовом рынке и улучшить эффективность товарного рынка [6].
Так, доля высокотехнологичного экспорта в совокупном объеме экспорта России составляет лишь 5,8 % за 2014 год, что на 0,6 % ниже показателя предыдущего года. Однако доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта равняется 59,4 % за 2014 года (60,3 % за 2013 год) [7].
На протяжении многих лет у российских производителей сохраняется тенденция приобрести уже готовый импортный товар, а не производить отечественный аналог.
В условиях геополитических сложностей, введении санкций, снижении цен на сырье и девальвации рубля корпоративный сектор испытывает серьезные трудности. Раньше отечественные предприятия предпочитали кредитоваться на Западе в силу более привлекательной процентной ставки. Сегодня внешний рынок капитала закрыт, приходится расплачиваться по текущим займам, а около половины внешнего корпоративного долга приходится на компании, попавшие под санкции.
Согласно данным Банка России на 01 января 2015 года внешний долг РФ составлял 599 млрд. долл. США, из которых 171 млрд. долл. США (28%) приходится на банки, 376,5 млрд. долл. США (62%) - на корпоративный небанковский сектор [10]. В итоге 90 % внешнего долга РФ составляет корпоративный сектор, с обслуживанием которого и связаны трудности.
Таким образом в условиях снижения уровня экспорта товаров, введении санкций и обесценения отечественной валюты у большинства компаний отсутствуют возможности погашать задолженность перед западными кредиторами.
Как известно, основой конкурентоспособности предприятий, регионов и страны в целом является их инновационная деятельность. Потому изменение сложившейся ситуации возможно только в при условии стимулирования инновационной деятельности, способствующей производству отечественной конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Мировая практика свидетельствует о том, что именно предпринимательский сектор играет ведущую роль в разработке и внедрении инноваций.
В сравнении с показателем инновационной активности зарубежных стран отечественный бизнес можно отнести к слаборазвитому в данном направлении и не заинтересованному в участии процесса инновационного развития. Показатель доли организаций, осуществляющих инновации в ведущих экономически развитых странах превышает российский в 5-6 раз.
За рубежом доля затрат организаций на исследования и разработки в общенациональных затратах на научные исследования и разработки в среднем составляет 50-60 %, в России за счет средств предпринимательского сектора финансируется лишь менее 30% всех затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки [7].
Число российских предприятий, осуществляющих инновации не превышает 10 %, и эта тенденция прослеживается на протяжении десятилетия (рис.1) [11].
Рис.1. Инновационная активность организаций по Российской Федерации за период с 2005 - 2014 гг [7].
В сравнении с мировым уровнем развития инновационной деятельности Россия лишь начинает этот сложный процесс перехода к инновационному развитию экономики, который будет зависеть в первую очередь от возможности российской экономики повысить уровень спроса на инновации у экономических субъектов, выражающийся в желании не закупать импортное оборудование за границей, а заниматься внедрением собствен-
ных новых разработок, а так же от возможности финансовой системы обеспечить этот процесс ресурсами.
Банковская система является неотъемлемой частью финансовой системы любой страны и незаменимым элементом механизма инновационно-инвестиционных процессов. С этим нельзя не согласиться, потому что нет в мире ни одной более или менее влиятельной страны без мощной национальной банковской системы.
За последние десять лет в России сформировалась банковская инфраструктура, которая, при условии эффективности ее функционирования при приемлемых рисках, могла бы способствовать переходу от сырьевой направленности развития экономики к инновационной, путем активного участия коммерческих банков в кредитовании инновационно-инвестиционных процессов. Кроме того, на территории России представлены почти все элементы инновационной инфраструктуры, какие существуют в мире.
Основу системы банковского кредитования инновационных проектов составляю ГК «Внешэкономбанк», его агент - МСП Банк, банки -партнеры и банки с высокой долей участия государства в их капитале.
Финансовое участие Внешэкономбанк в реализации масштабных и долгосрочных проектов способствовало реализации проекта модернизации Хабаровского нефтеперерабатывающего завода и проекта реконструкции аэропорта Пулково. Это лишь часть инновационных проектов, в финансировании которых банки принимают активное участие.
Значительных результатов в развитии кредитования инновационной деятельности достигли Сбербанк РФ, ВТБ, Новикомбанк и Росбанк [2]. Однако провести количественную оценку достигнутых результатов сложно, практически невозможно в силу недоступности информации. В публикуемой отчетности банки не выделяют в отдельную группу показателей результаты деятельности в части предоставления кредитов на реализацию инновационных проектов.
На сегодняшний день Внешэкономбанк принимает участие в финансировании более 150 проектов, из которых 66 - инновационные, реализуемых в оборонно - промышленном комплексе, авиастроении, медицине и фармацевтике, ракетно - космическом комплексе, электронной промышленности и двигателестроении. Доля инновационных проектов в общем кредитном портфеле Внешэкономбанка составляет 34,5 %. По данным на сентябрь 2015 года коллегиальными органами Внешэкономбанка было принято решение о финансировании 47 инновационных проектов в размере порядка 605,2 млрд. руб., общая стоимость которых составляет 1,3 трлн. руб. [9]
Ряд государственных целевых программ поддержки и развития инновационной деятельности в стране выполняет МСП Банк. Основной задачей МСП Банка является реализация Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой двумя способа-
ми: через банки - партнеры (134 банка) и через организации инфраструктуры (138 организаций), включающие лизинговые, факторинговые, микрофинансовые организации и пр. Объемы предоставленных кредитов (кредитных линий) за период 2012 - 2014 г. МСП Банка представлены в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Объем кредитования инновационных малых и средних предприятий «МСП Банк» за период с 2012 - 2014 г.
п/п № Отчетный год Объем кредитного портфеля, млрд. руб- Объем выданных кредитов инновационным МСП, млрд. руб. Доля кредитов инновационных МСП в общем объеме выданных кредитов, % Темп роста, %
1 2012 39,3 32,1 81,7 -
2 2013 98,5 57,6 58,5 79,4
3 2014 100,9 62,6 62,0 8,7
Проведенные расчеты относительно участия агента Внешэкономбанка АО «МСП Банк» в финансировании инновационных, модернизаци-онных или энергоэффективных проектов подтверждают активную позицию банка в 2012 и 2013 году, что свидетельствует о приоритете в кредитовании инновационных, модернизационных или энергоэффективных проектов, однако, в 2014 году его активность значительно снизилась.
Сегодня российские коммерческие банки могут предложить клиентам, реализующим капиталоемкие проекты, в основном такие банковские продукты, как инвестиционное кредитование и проектное финансирование. Однако ни тот и ни другой продукт напрямую не ориентирован на финансирование инноваций. Отсутствие интереса со стороны банков объясняется повышенным уровнем риска, присущим инновационной деятельности. И это является одной из главных проблем развития инновационной деятельности в стране.
В настоящее время актуальным является вопрос пересмотра кредитной и инвестиционной политики коммерческими банками и разработки нового подхода в целом к процессу кредитования, отвечающего вызовам экономики и современным тенденциям. Банковская система требует реформирования. Ее нынешнее состояние подтверждает острую необходимость модернизации механизма кредитования с учетом появления нового объекта кредитования, такого как инновации, являющегося ключевым двигателем роста экономик развитых стран.
Анализ финансового результата и структуры доходов кредитных организаций абсолютно точно характеризует их деятельность. Прибыль кредитных организаций в 2014 году снизилась по сравнению с предыдущим
периодом и составила 589 млрд. руб. (в 2013 году - 994млрд. руб.), основной причиной тому стало создание дополнительных резервов на возможные потери. Так же за 2014 год снизился удельный вес прибыльных кредитных организаций с 90,5 % до 84,9 %, а доля убыточных кредитных организаций выросла с 9,5 % до 15,1 %. Наибольшего положительного финансового результата деятельности достигли банки, контролируемые государством - 72,5 % от общего результата банковского сектора. В связи с ростом резервов на возможные потери и убытки от операций с ценными бумагами (в 2,6 раза) доля крупных частных банков в финансовом результате банковского сектора снизилась с 21,1 % до 3,8 % [8].
Значимой статьей формирования прибыли банковского сектора остается процентный доход. Его доля в структуре финансового результата за 2014 год составляет 60,8 %, что на 13,8 % выше чем в 2013 году. Доля комиссионных доходов составляет 26,6 %. Увеличилась в трое доля дохода от операций с иностранной валютой до 10,3 %. Прежде всего наиболее значительно эта статья доходов выросла у банков, контролируемых государством (с 0,5 % до 8,1 %) и у банков с иностранным капиталом (с 9,7 % до 18,6 %) [8].
Как уже было замечено ранее, основной причиной снижения прибыли банковского сектора стало увеличение объемов формирования резервов на возможные потери почти в 2,5 раза и снижение объемов кредитования реального сектора экономики. Наибольший объем резервов был сформирован крупными частными банками и банками, контролируемыми государством.
Помимо это еще и сокращение количества кредитных организаций, по причине осуществления банками сомнительных и высокорисковых операциях, несоблюдении нормативов и т.п., снижение темпов роста показателей, характеризующих деятельность банковского сектора, сложности формирования ресурсной базы - это результат крупномасштабного финансового кризиса, начавшегося в декабре 2014 года, который не мог не отразится на результатах деятельности банковской системы.
Таким образом, обозначены три ключевые проблемы препятствующие развитию банковского кредитования инновационных проектов в России:
1. Отсутствие долгосрочных ресурсов у коммерческих банков;
2. Отсутствие реального опыта работы коммерческих банков с инновационными проектами (отсутствие навыков оценки рисков кредитования инновационных проектов);
3. Нежелание коммерческих банков кредитовать инновационные проекты, связанное с отсутствием реальных стимулов и льгот.
Исполнение послания Президента РФ Правительству от 04 декабря 2014 года, заключающегося в совместной с Центральным Банком РФ работе по принятию необходимых мер по докапитализации системно значимых кредитных организаций при условии направления полученных ими допол-
нительных финансовых ресурсов на кредитование по доступным процентным ставкам проектов реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов проектного финансирования, и недавнее заявление председателя правления Центрального банка Эльвиры Набиуллиной о том, что банковская система России готова кредитовать реальный сектор экономики, возможно только после реализации ряда преобразований.
Во - первых, закрепление на законодательном уровне права банков привлекать безотзывные вклады (депозиты), и устанавливать плавающие процентные ставки как по вкладам, так и по кредитам, в зависимости от конъюнктуры рынка капитала. Это позволит банкам формировать долгосрочный капитал.
Ведение «плавающей» процентной ставки по вкладам в целях их защиты от инфляционного обесценения позволит привлечь больше накоплений населения. Размер «плавающей» процентной ставки будет зависеть уровня инфляции, и рассчитываться следующим образом: к размеру подлежащих выплате процентов равному значению инфляции будет прибавляться фиксированный, установленный в рамках банковского договора, процент, размер которого будет зависеть от сроков размещения средств. Привлекательность разработанной схемы расчета процентов заложена в ее зависимости от уровня инфляции. В итоге, вкладчики всегда будут уверенны в том, что за время размещения своих средств они не обесценятся, а будут иметь даже большую стоимость в будущем.
Так же банкам необходимо уделить особое внимание разработке и внедрению структурированных банковских продуктов, таких как индексируемые депозиты и сертификаты участия в кредите (кредитные ноты). На российском рынке банковских продуктов и услуг структурированные продукты только начинают появляться. Разработка эффективной тактики предложения таких продуктов является ключевой задачей банков на современном этапе их развития.
Во - вторых, внедрение в практику расчета нормы доходности с учетом риска кредитования инновационных проектов.
Как правило, на первоначальном этапе реализации инновационного проекта у заемщика отсутствует возможность выплачивать проценты по кредиту, и такая возможность появляется только на стадии эффективного использования инновации. В итоге образуется «льготный период», в течение которого заемщик не может погашать проценты по кредиту в силу отсутствия отдачи от проекта, и банк в свою очередь не получает никакой прибыли от вложенных средств. Компенсация банка за отсрочку оплаты процентов по кредиту, неполучения своевременной прибыли и ее дальнейшего использования должны быть заложены в расчет процентной ставки по кредиту.
Один из подходов расчета компенсации банка за упущенную выгоду при кредитовании высоко рисковых проектов описан в статье Федоровой
Т.А. и Зайцева О.А. «Расчет компенсации за упущенную выгоду при венчурном кредитовании» [4]. Предлагается использовать описанный в данной статье порядок расчета компенсации банка за отсрочку оплаты процентов по кредиту, неполучения своевременной прибыли и ее дальнейшего использования при кредитовании инновационных проектов.
В этой связи для расчета процентной ставки по кредиту на реализацию инновационных проектов будет использоваться следующая формула:
Сткред Ин = Стбаз + Р + Д,^ (1)
где Сткред Ин - процентная ставка по кредиту на реализацию инновационного проекта, %; Стбаз - базовая процентная ставка при долгосрочном кредитовании, %; Р - компенсация за инновационный риск, %; Дмз - компенсация за неуплату процентов в течение льготного периода, %.
Риск обесценения ссуды, то есть вероятность потери ею своей первоначальной стоимости вследствие невозврата заемщиком, оценивается банками в соответствии с Положением Банка России № 254-П от 26 марта 2004 года «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» путем формирования резервов на возможные потери по ссудам за счет отчислений из собственного капитала. Определение размера расчетного резерва зависит от двух критериев - финансового положения заемщика и качества обслуживания долга. В случае, когда кредит выдается на реализацию инновационного проекта на начальной стадии с условием предоставления заемщику «льготного периода» по оплате процентов, обслуживание долга необходимо признать «неудовлетворительным». Финансовое положение заемщика будет определяться в зависимости от результатов оценки его финансово-хозяйственной деятельности, и признаваться либо «средним», либо «плохим». Соответственно размер расчетного резерва будет формироваться в пределах от 51 до 100 % от суммы основного долга по выданной ссуде (IV и V категории качества ссуды). По мере реализации инновационного проекта и окончания «льготного периода», то есть наступления того момента, когда проектом будут генерироваться положительные денежные потоки и улучшатся результаты финансово-хозяйственной деятельности заемщика, обслуживание долга и финансовое положение могут измениться на «хорошее», при условии своевременной и в полном объеме оплаты процентов согласно условиям кредитного договора. В этом случае размер расчетного резерва может быть скорректирован до 20 % от суммы основного долга по выданной ссуде.
Плата за риск кредитования инновационного проекта на первоначальных этапах - это упущенный доход, который банк мог бы получать в период действия «льготного периода», не отвлекая собственный капитал в размере 100 % от суммы основного долга по выданным ссудам на формирование резерва, то есть разница между величиной резерва, сформирован-
ного в период действия «льготного периода» и величиной резерва, сформированного по его истечении.
Плата кредитору за упущенный доход заключается в переносе неуплаченных процентов за период действия «льготного периода» на оставшийся срок кредитования и компенсации упущенного дохода, который мог быть получен банком и использован при кредитовании заемщиков на цели менее рисковые, чем реализация инновационного проекта.
Помимо этого предлагается применять дополнительную премию банка за риск кредитования инновационного проекта, которая будет зависеть от типа проекта.
Таким образом, процентная ставка по кредиту на реализацию инновационного проекта будет рассчитываться по следующей формуле:
Ст. кред. ИнновП = Ст.баз+УД.рвпс+П.п.л.п.+УД.п.п.л.п.+Пр.б., (2)
где УД.рвпс - упущенный доход банка в результате формирования повышенного резерва на возможные потери по ссуде, в %; П.п.л.п. -платежи по оплате процентов «льготного периода», оплата которых перенесена на оставшийся срок кредитования, в %; УД. п.п.л.п. - упущенный доход банка в результате не размещения неполученных процентных доходов в «льготном периоде» кредитования проекта, в %; Пр.б. - премия банка за риск кредитования инновационного проекта.
Расчет упущенного дохода банка от формирования повышенного резерва на возможные потери по ссуде рассчитывается по следующей формуле:
/ Гт баЧ Ч^л. п .X 1 2 (( 1 " ^ Х(р В П Г л. п - РВ п Гп.эфф.исп.)
У. Д . рвп с =-^---, (3)
п п
где РВПС л.п. - резерв на возможные потери по ссуде, сформированный в «льготный период» кредитования проекта, в %; РВПС п.эфф.исп. - резерв на возможные потери по ссуде, сформированный в период эффективного использования инновации, когда проект генерирует положительные денежные потоки, в %; Т л.п. - «льготный период» кредитования, в годах; Т п.эфф.исп. - период с момента истечения «льготного периода» до окончания срока кредитования, то есть период эффективного использования инновации, в годах.
Процентные платежи «льготного периода» оплата которых перенесена на оставшийся срок кредитования будут рассчитываться по следующей формуле:
<Гт ба ч Ч^л. п. х 1 2 1 - 1) 1 1 .п .л .п . =-Ъы^-, (4)
п п
Упущенный доход банка в результате не размещения неполученных процентных доходов в «льготном периоде» кредитования проекта будет рассчитываться по следующей формуле:
£ТЛ. п.х 1 2Г( ± | Ст . б аЗ)(Т Л п х ! 2 - ¿)_ ± 1Ст . б аз
У . Д .п . п .л . п . = —-Г-12-, (5)
п п
где i - это номер месяца в «льготном периоде».
Премия за риск кредитования инновационного проекта будет зависеть от следующих параметров: результатов маркетингового исследования рынка сбыта нового товара, репутации (истории инновационной деятельности) компании, реализующей инновационный проект и ее масштабов, типа компании реализующей проект, и определяться по следующей шкале (табл.2):
Таблица 2
Параметры определения премии за риск кредитования инновационного
проекта
Параметры / оценка в % Результат маркетингового исследования рынка История инновационной деятельности компании Тип компании
2 % Проект, который не имеет аналогов и ранее не реализовывался Отсутствует Компания-разработчик
1 % Проект, имеющий аналоги на рынке, которые были успешно реализованы и окупились Количество проектов незначительно, не все проекты были успешно реализованы Компания-производитель
0 % Проект, имеющий аналоги, успешно работающие на рынке Все проекты были успешно реализованы Компания-пользователь
Используя данную таблицу, можно рассчитывается премию банка за риск кредитования инновационного проекта путем сложения определенных величин процентов согласно дополнительным параметрам кредитной сделки.
Предлагаемая формула расчета процентной ставки по кредитам на реализацию инновационных проектов позволяет учесть параметры самого проекта, компенсацию банка за упущенный доход и повышенный риск кредитования таких проектов. Это позволит банкам соблюдать требования ЦБ РФ по минимизации потерь от обесценения ссуд и поддерживать необходимый уровень ликвидности, а так же будет способствовать расширению области кредитования и привлечению новых клиентов, что благотворно отразится на инновационном развитии реального сектора экономики.
В силу дефицита квалифицированных специалистов в сфере оценки эффективности инновационных проектов, предлагается создать центр обучения на базе ведущих кредитных организаций в области кредитования
инновационных проектов, а так же на законодательном уровне утвердить необходимость прохождения аттестации и получения соответствующего квалификационного сертификата, подтверждающего необходимый уровень для занятия оценкой эффективности инновационных проектов. Схематически процесс взаимодействия всех участников инновационного процесса в рамках центра обучения можно изобразить следующим образом (рис.2).
Рис.2. Схема подготовки и переподготовки кадров в центре обучения
Предлагаемая схема подготовки и переподготовки кадров позволит снизить операционные риски, связанные с недостаточной квалификацией персонала, улучшит качество управления кредитным портфелем банков и, как следствие, увеличит и количество инновационно - активных компаний и банков, занимающихся кредитованием инновационных проектов, что обеспечит стимулирование инновационной предпринимательской активности.
В - третьих, разработка и предоставление реальных стимулов и льгот для коммерческих банков и компаний, реализующих инновационные проекты, особенно в области налогообложения, позволит повысить интерес к инновационным проектам с обеих сторон.
Важно отметить, что в настоящее время в налоговом законодательстве закреплен ряд стимулов для субъектов, осуществляющих инновационную деятельность. Например, не подлежит обложению НДС выполнение НИОКР, осуществляемое за счет бюджетных средств, средств фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий, или к их усовершенствованию (ст. 149 Налогового кодекса РФ); освобождаются от уплаты НДС организации, получившие
статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в рамках ФЗ от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» в течение десяти лет (ст. 145.1 Налогового кодекса РФ); участники инновационного центра «Сколково» освобождаются от уплаты налога на прибыль (ст. 246.1 Налогового кодекса РФ) и уплачивают взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование по льготному тарифу 14 %; на территории особых экономических зон технико-внедренческого типа действует особый режим налогообложения [1].
Однако для банков, занимающихся кредитованием инновационной деятельности, реальные налоговые стимулы и льготы отсутствуют. Разработка и закрепление на законодательном уровне аналогичных льгот и стимулов для кредиторов инновационной деятельности способствовало бы привлечению коммерческих банков в этот процесс.
Как мы видим, ГК Внешэкономбанк, МСП Банк и банки - партнеры содействуют в определенной мере развитию инновационной деятельности в стране, модернизации и повышению конкурентоспособности экономики путем формирования минимального рынка финансирования инновационных проектов, достаточного для самостоятельного развития и привлечением в этот процесс коммерческих банков. Данными структурами разработаны и предложены определенные формы финансовой поддержки, которыми могут воспользоваться предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, при условии соответствия установленным требованиям. Однако, этого недостаточно для достижения такого уровня инновационного развития, как в развитых странах мира. Наличие и возможность получения финансовой поддержки у данных организаций не решает проблемы финансирования инновационных проектов в масштабах страны, по причине ограниченности их бюджета.
Все вышеизложенное подтверждает необходимость ряда преобразований в банковской и налоговой системе кредитования инновационных проектов.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. [сайт]. URL: http: //www. consultant.ru/
2. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012.
3. Федорова Е.А. Инновационное развитие как основа конкурентоспособности предприятия // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып.2.Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2008. С. 3-6.
4. Федорова Т. А., Зайцев О.А. Расчет компенсации за упущенную выгоду при венчурном кредитовании // Финансы и кредит. 2008. № 9. С. 17-21.
5. Банк России. [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/
6. Всемирный экономический форум (ВЭФ): [сайт]. URL: http://www.weforum.org/
7. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx7doc_ id=9878
9. Данные ГК «Внешэкономбанк». [сайт]. URL: http://www.veb.ru/strategy/ innovation/
10. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг РФ в январе - июне 2015 года: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf
11. Статистический сборник «Россия и страны мира»: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b 14_39/Main.htm
Федорова Елена Александровна, д-р экон. наук, профессор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Олейник Марина Анатольевна, главный экономист отдела сопровождения кредитных операций, [email protected], Россия, Тула, АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
CREDIT COMMERCIAL BANK OF INNOVATION PROJECTS E.A. Fedorov, M.A. Oleinik
The article considers description of current state of the Russian economy, problems and trends of innovative activity. The determines level of participation of the banking sector in innovative activity. The analysis of trends of Bank crediting innovative projects in Russia and proposed some reforms conducive to the development of this process.
Keywords: competitiveness, innovative activity, innovative project, commercial banks, development banks.
Fedorova Elena Aleksandrovna, doctor of economy science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Oleynik Marina Anatolevna, chief economist of the department of support of credit operations, [email protected], Russia, Tula, JSC AKB "NOVIKOMBANK"