Научная статья на тему 'Дифференцированный инструментарий государственной поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации'

Дифференцированный инструментарий государственной поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ / SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / DIFFERENTIATED APPROACH / QUALITATIVE CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин Николай Сергеевич

Целью данной статьи является разработка теоретико-методических положений формирования дифференцированного механизма государственной поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации. Объектом исследования в статье выступает малое предпринимательство, предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие между малым предпринимательством и государством по поводу оказания малым предприятиям государственной поддержки. Автором в ходе исследования была обоснована необходимость ориентации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства на качественные критерии его идентификации с целью оказания государственной поддержки в зависимости от роли малых предприятий в экономике: инновационный потенциал и социальная ответственность. Автором предложен организационно-экономический механизм государственной поддержки малого предпринимательства, дифференцированный, во-первых, по степени соответствия малых предприятий каждому из предложенных качественных критериев, и, во-вторых, по направлениям государственной поддержки малых предприятий. Разработанный автором дифференцированный механизм поддержки малого предпринимательства включает в себя два блока: исполнительный, включающий анализ и оценку внешней среды, мониторинг состояния малого предпринимательства в целом, а также разработку на основе двух предыдущих стадий направлений государственной поддержки малого предпринимательства. Исполнительный блок подразумевает применение направлений государственной поддержки по отношению к малым предприятиям в соответствии с принадлежностью их к качественным критериям. Предлагаемые автором направления поддержки малых предприятий включают в себя общие меры, направленные на создание эффективной институциональной среды функционирования малых предприятий (организационно-законодательное и инфраструктурное) и специальные, дифференцированные в зависимости от отнесения малого предприятия к качественным критериям идентификации малого предпринимательства (налоговое, финансово-кредитное, информационно-консультационное).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENTIATED TOOLS OF STATE SUPPORT OF THE SMALL BUSINESSES ON THE BASIS OF ITS HIGH-QUALITY IDENTIFICATION

The purpose of this article is development of theoretic-methodical provisions of formation of the differentiated mechanism of the state support of small business on the basis of its high-quality identification. As object of research in article small business acts, an object of research are the organizational and economic relations arising between small business and the state concerning rendering the state support to small enterprises. The author during research proved need of orientation of a state policy in the field of support of small business on qualitative criteria of its identification for the purpose of rendering the state support depending on a role of small enterprises in economy: innovative potential and social responsibility. The author offered the organizational and economic mechanism of the state support of small business differentiated, first, on degree of compliance of small enterprises to each of the offered qualitative criteria, and, secondly, in the directions of the state support of small enterprises. The differentiated mechanism of support of small business developed by the author includes two blocks: the executive, including analysis and an assessment of environment, monitoring of a condition of small business in general, and also development on the basis of two previous stages of the directions of the state support of small business. The executive block means application of the directions of the state support in relation to small enterprises according to accessory of them to qualitative criteria. The directions of support of small enterprises offered by the author include the general measures directed on creation of the effective institutional environment of functioning of small enterprises (organizational and legislative and infrastructure) and the special, differentiated depending on reference of small enterprise to qualitative criteria identifications of small business (tax, financial and credit, information and consulting).

Текст научной работы на тему «Дифференцированный инструментарий государственной поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ЕГО КАЧЕСТВЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

ЮДИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: mornedsm@gmail.com

Целью данной статьи является разработка теоретико-методических положений формирования дифференцированного механизма государственной поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации. Объектом исследования в статье выступает малое предпринимательство, предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие между малым предпринимательством и государством по поводу оказания малым предприятиям государственной поддержки. Автором в ходе исследования была обоснована необходимость ориентации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства на качественные критерии его идентификации с целью оказания государственной поддержки в зависимости от роли малых предприятий в экономике: инновационный потенциал и социальная ответственность. Автором предложен организационно-экономический механизм государственной поддержки малого предпринимательства, дифференцированный, во-первых, по степени соответствия малых предприятий каждому из предложенных качественных критериев, и, во-вторых, по направлениям государственной поддержки малых предприятий. Разработанный автором дифференцированный механизм поддержки малого предпринимательства включает в себя два блока: исполнительный, включающий анализ и оценку внешней среды, мониторинг состояния малого предпринимательства в целом, а также разработку на основе двух предыдущих стадий направлений государственной поддержки малого предпринимательства. Исполнительный блок подразумевает применение направлений государственной поддержки по отношению к малым предприятиям в соответствии с принадлежностью их к качественным критериям. Предлагаемые автором направления поддержки малых предприятий включают в себя общие меры, направленные на создание эффективной институциональной среды функционирования малых предприятий (организационно-законодательное и инфраструктурное) и специальные, дифференцированные в зависимости от отнесения малого предприятия к качественным критериям идентификации малого предпринимательства (налоговое, финансово-кредитное, информационно-консультационное).

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, дифференцированный подход, качественные критерии

Масштабы развития малого предпринимательства в Российской Федерации и его вклад в оздоровление экономики сегодня являются недостаточными. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса [2]. Однако малые фирмы, являющиеся одной из самых неустойчивых форм ведения хозяйства, крайне нуждаются в их комплексной государственной поддержке.

Состояние малого предпринимательства в стране является отражением эффективности государственной поддержки малого предпринимательства и проводимой экономической политики в целом. В соответствии с этим, для защиты мало-

го предпринимательства и обеспечения его нормального функционирования является необходимым пересмотрение приоритетов его государственной поддержки. При выстраивании системы государственной поддержки малых предприятий перед государством встает сложная задача проведения анализа современного состояния сектора малого предпринимательства и прихода к выводу о целесообразности поддержки той или иной категории малых предприятий, определении степени приоритетности оказания мер поддержки малым формам хозяйствования, а также на этой основе формировании, с одной стороны, эффективных и, с другой, экономически целесообразных инструментов их поддержки.

N. S. YUDIN

Рассогласованность и разнонаправленность мер, принимаемых в отношении малого предпринимательства, существенно занижает уровень доверия предпринимателей к государству, а также способствует их уходу в нелегальный сектор, образует у них «психологию временщиков», а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки [1]. В современных условиях хозяйствования на государственном уровне является необходимым признание специфической роли малого предпринимательства как активной созидательной силы социума.

По нашему мнению, необходимо ориентировать механизмы государственной поддержки малого предпринимательства на дифференцированный подход, учитывающий то, что:

1) малое предпринимательство - это не только ограниченная по размерам и обороту форма хозяйствования, но и явление, несущее в себе экономическую, социальную, а также созидательную, инновационную функцию, что подразумевает необходимость селективности государственной поддержки по отношению к различным малым предприятиям в зависимости от их специфики и сферы деятельности;

2) предпринимательский потенциал может быть максимально раскрыт лишь при обеспечении гарантированной стабильности условий его функционирования, при наличии заинтересованности местных и региональных властей в развитии малого предпринимательства и осознании их ответственности за результат;

Итак, нами может быть предложен следующий дифференцированный механизм поддержки малого предпринимательства (рис. 1).

В основу данного механизма положена градация малых предприятий по следующим качественным критериям (табл. 1):

Как следует из рисунка 1, предлагаемый нами дифференцированный механизм поддержки малого предпринимательства включает в себя два основных блока, каждый из которых ориентирован на всестороннее содействие развитию малого предпринимательства.

Первый блок в предлагаемом организационно-экономическом механизме - подготовительный -подразумевает осуществление подготовительных мероприятий и направлен на формирование представлений о тенденциях развития сектора малого предпринимательства в целом по России и среде, в которой он функционирует.

Во-первых, данный блок подразумевает проведение оценки внешней экономической среды, в ко-

торой функционируют малые предприятия. Оценка и анализ внешней среды должны предполагать:

- оценку тех изменений, которые способны оказать воздействие на деятельность субъектов малого предпринимательства;

- определение факторов, представляющих потенциальную или реальную угрозу сектору малого предпринимательства;

- определение факторов, которые могут выступать потенциальными возможностями для сектора малого предпринимательства.

Во-вторых, особую важность приобретает и проведение сбора и комплексного анализа информации о состоянии самого сектора малого предпринимательства.

В-третьих, заключительным этапом в данном блоке будет являться разработка мероприятий по поддержке малого предпринимательства на основе информации, полученной на первых двух стадиях, в зависимости от потребностей сектора малых предприятий и с учетом условий среды, в которой он функционирует.

Данные полномочия должны быть сосредоточены в руках самостоятельного органа поддержки малого предпринимательства, не аффилированного с другими структурами - Департамента содействия развитию малого предпринимательства.

Обратим внимание, что у России уже был опыт создания самостоятельного государственного органа поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Так, до 2005 г. в нашей стране функционировал Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Его деятельность не отличалась высокой эффективностью, властями было принято решение его полностью ликвидировать вместо того, чтобы проводить работу над ошибками. Данная структура полностью прекратила свое существование, а полномочия по разработке федеральных программ поддержки субъектов малого предпринимательства, начиная с этого периода стали концентрироваться в руках Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства.

Итак, помимо указанных выше целей, Департамент содействия развитию малого предпринимательства будет играть следующую роль в развитии сектора малого предпринимательства:

1) образование единого центра (в том числе финансово-кредитного) государственной поддержки малого предпринимательства;

2) разработка государственных программ по включению субъектов малого предпринимательства в число поставщиков для различных хозяйствующих субъектов, которые реализуют закупки

товаров у малых предприятий в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3) осуществление координации деятельности элементов, которые образуют инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

4) реализация проектов, направленных на пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности в стране;

5) информационно-консультационное обеспечение государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства.

ГОСУДАРСТВО

ЦЕЛЬ - обеспечение комплексного развития малого предпринимательства на основе дифференцированного подхода

п

• Подготовительный 'блок.

Департамент содействия развитию малого предпринимательства

Анализ внешней экономической среды

Мониторинг состояния малого предпринимательства

Разработка мер поддержки малого предпринимательства

Ш:

Обеспечение селективной поддержки малых предприятий, отвечающим потребностям национального хозяйства

Рис. 1. Дифференцированный организационно-экономический механизм поддержки малого предпринимательства на основе его качественной идентификации

к 8- ™ Т. 10, № 7, 2015

Таблица 1

Качественные критерии идентификации субъектов малого предпринимательства

Уровень Качественный критерий

Инновационный потенциал Социальная ответственность

Низкий Не внедряющие инновации Стремление к соблюдению существующего законодательства, в том числе полная и своевременная уплата налогов, а также производство качественной продукции

Средний Внедряющие, но не разрабатывающие инновации Стремление к созданию комфортных условий труда на предприятии (содействие карьерному росту работников, их стимулирование, предоставление льгот и т. п.) (внутренняя социальная ответственность)

Высокий Разрабатывающие и внедряющие инновации Реализация социальных программ и проектов во внешней среде (внешняя социальная ответственность)

Второй блок - исполнительный - подразумевает применение дифференцированного инструментария поддержки малого предпринимательства на основе качественных критериев его идентификации. Данные полномочия должны будут водворяться в жизнь региональными отделениями Департамента содействия развитию малого предпринимательства совместно с региональными и местными властями. При этом данный инструментарий дифференцирован, во-первых, в зависимости от уровня отнесения субъектов малого предпринимательства к тому или иному уровню качественных критериев (инновационных потенциал и социальная ответственность), во-вторых, вектору направления поддержки (организационно-законодательное, инфраструктурное, налоговое, финансово-кредитное, информационно-консультационное).

В соответствии с разработанным нами дифференцированным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства, сформированные в его рамках направления подразделяются на общие и специальные.

Общие направления ориентированы на совершенствование институциональной среды функционирования субъектов малого предпринимательства, т. е. направлены на малое предпринимательство в целом. В свою очередь, они включают организационно-законодательное и инфраструктурное направление.

Одной из проблем государственной поддержки малого предпринимательства является нестабильность законодательства Российской Федерации в целом, а также неэффективность, несистемность и фрагментарность законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий в нашей страны. Проблема нестабильности законодательства в совокупности c неопределенностью экономической ситуации заставляет предпринима-

телей сворачивать инвестиционные планы, уходить в теневой сектор.

На основании анализа проблемных аспектов государственной поддержки малых предприятий в нашей стране нами могу быть предложены следующие меры в рамках организационно-законодательного направления:

1) закрепление таких характеристик малого предпринимательства в законодательстве России, инновационность и социальная ответственность;

2) законодательное закрепление понятий «малое инновационное предприятие» и «малое социально ответственное предприятие» для конкретизации данных категорий с целью их поддержки;

3) осуществление переоценки критерия величины выручки малых предприятий не реже, чем раз в два года. Изменения критерия величины предельной годовой выручки малых предприятий в части их периодической переоценки являются необходимым для увязки их с изменениями экономической обстановки в стране;

4) увеличение предела критерия численности работников малого предприятия до 150 человек. Данную корректировку мы считаем целесообразным для приведения малого предпринимательства в соответствии с реальной картиной численности его работников сегодня и необходимостью вовлечения большего числа субъектов хозяйствования в этот сектор национального хозяйства;

5) законодательное закрепление в законе № 209-ФЗ качественных критериев идентификации малого предпринимательства, а также методики отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства по данным критериям;

6) разработка критериев оценки эффективности федеральных, региональных и местных программ по поддержке малого предпринимательства. Данную проблему можно считать крайне актуальной на данном этапе, так как абсолютное большин-

ство федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства (начиная с Федеральной программы 1994-1995 гг.) [3] не были профинансированы в полной мере, большая часть мероприятий не была выполнена, а их цели, соответственно, не были достигнуты. В соответствии с этим, необходимым является усиление контроля за исполнением программ поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровне в соответствии с четкими критериями и представлениями о желаемом социально-экономическом эффекте от реализуемых мероприятий.

Во многих регионах созданы государственные органы для осуществления поддержки, такие как министерства, комитеты, управления, департаменты. В регионах с помощью федеральных органов управления малым и средним бизнесом активно внедряются финансовые, имущественные, информационные формы поддержки предпринимательства: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации, гарантийные фонды, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, кластеры, центры прото-типирования и дизайна, центры инжиниринга и др.

Однако, по нашему мнению, для нормального функционирования субъектов малого предпринимательства и устранения ряда проблемных аспектов его государственной поддержки необходима реализация ряда мероприятий по инфраструктурному направлению:

1. Формирование независимого органа поддержки малого предпринимательства (Департамент содействия развитию малого предпринимательства), занятого оценкой внешней экономической среды, мониторингом состояния малого предпринимательства, разработкой мер поддержки малых предприятий и их реализацией через региональные отделения в координации с региональными и местными властями.

2. Усиление координации между федеральными, региональными и местными органами власти при решении вопросов, связанных с государственной поддержкой малого предпринимательства.

3. Обеспечение сбалансированности и согласованности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Образование системы государственных банков, ориентированных на льготное кредитование малых предприятий в зависимости от их типа. Субъекты малого предпринимательства имеют незначительный доступ к кредитным ресурсом в силу наличия недоверия к ним со стороны банковских структур, зачастую отсут-

ствием у последних программ по кредитованию малых предприятий, а также денежно-кредитной политикой Центрального банка РФ. В связи с этим, необходима организация системы кредитно-финансовых институтов кредитования субъектов малого предпринимательства.

Следующая группа направлений - специальные. В отличие от общих направлений, данные мероприятия дифференцированы не только по векторам поддержки малого предпринимательства (налоговое, финансово-кредитное и информационно-консультационное направление), но и также соответствию поддерживаемых малых форм хозяйствования предложенным качественным критериям идентификации малого предпринимательства в соответствии с их потребностями.

Данные направления включают в себя налоговые, финансово-кредитные и информационно-консультационные мероприятия. Рассмотрим более подробно данные направления.

Налоговое направление. Начиная с периода рыночного реформирования, российская налоговая система формировалась по принципу прогрессивности налогообложения и прибегала к довольно высоким процентным ставкам, которые попросту «отсекали» неэффективные, нерентабельные производства [3]. Однако сегодня такой подход, по крайней мере, по отношению к малым предприятиям, не будет выглядеть эффективным. Он станет тормозом их развития, поспособствует дальнейшему уходу в тень. В соответствии с этим, нами могут быть предложены меры совершенствования налогового льготирования малых фирм, ориентированные на их «акселерацию»:

Для малых предприятий в зависимости от инновационного потенциала:

- низкий уровень - повышение границы предельного размера доходов, являющейся критерием предоставления возможности использования малыми предприятиями УСН;

- средний уровень - освобождение от уплаты налога на прибыль вновь созданных инновационных фирм в первые два года существования;

- высокий уровень - освобождение вновь созданных инновационных малых фирм от подоходного налога в течение первых 3 лет существования, 50 % налога уплачиваются в течение следующих 3 лет.

Для малых предприятий в зависимости от уровня социальной ответственности:

- низкий уровень - снижение ставки НДС для предприятий, занятых производством и реализацией товаров и услуг первой необходимости;

N. 8. УШМ

- средний уровень - применение пониженных ставок взносов в социальные фонды; освобождение от уплаты налога на физических лиц работников-инвалидов, беременных женщин и матерей-одиночек;

- высокий уровень - льготные условия налогообложения для фирм, принимающих участие в развитии жилищного строительства территорий.

Финансово-кредитное направление. Несмотря на понижение ключевой ставки до 14 % Центральным банком России, доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсом все еще остается в достаточной мере ограниченным. В сложных макроэкономических условиях банки вынуждены повышать ставки кредитов вплоть до 30 %, а также предъявлять высокие требования к залоговому обеспечению, что делает кредитные ресурсы банков для большинства малых фирм практически недоступными.

Таким образом, по данному направлению нами могут быть предложены следующие меры, которые должны реализовываться отмеченной нами в общих направлениях системой государственных банков кредитования малого предпринимательства:

Для малых предприятий в зависимости от инновационного потенциала:

- низкий уровень - кредитование проектов на возвратной и безвозвратной основе, в том числе участвуя в программах микрофинансирования, в финансировании инвестиционных проектов на возвратной основе и льготных условиях; финансовая поддержка специализированных лизинговых компаний, созданных для поддержки малого предпринимательства (с участием государственных средств).

- средний уровень - гарантирование до 90 % размера выдаваемых кредитных ресурсов;

- высокий уровень - выделение из бюджета на проведение НИОКР средств на оплату контрактов, заключаемых с малыми предприятиями.

Для малых предприятий в зависимости от уровня социальной ответственности:

- низкий уровень - упрощение процедуры получения субсидий из бюджета, снижение контрольного давления на их получателей;

- средний уровень - предоставление субсидий из бюджета малым предприятиям, использующим труд инвалидов (не мене 50 % от общего числа трудящихся и занятых на предприятии более 2 лет);

- высокий уровень - предоставление кредитов на льготных условиях малым фирмам, участвующим в решении вопросов экологии, поддержки отсталых регионов, строительства, решения жи-

лищных проблем, поддержки отсталых регионов, строительства, решения жилищных проблем; предоставление кредитов на льготных условиях малым фирмам, участвующим в решении вопросов экологии.

Информационно-консультационное направление.

Для малых предприятий в зависимости от инновационного потенциала:

- низкий уровень - развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых предприятий;

- средний уровень - развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов «молодых» мелких инновационных предприятий по вопросам оформления патентов и лицензий; развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малого предпринимательства;

- высокий уровень - создание системы центров консультирования и обучение начинающих и действующих предпринимателей в области высоких технологий; развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малого предпринимательства.

Для малых предприятий в зависимости от уровня социальной ответственности:

- низкий уровень - бесплатное консультирование малых предприятий по вопросам налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средний уровень - развитие специализированных услуг консультирования по отношению к малым фирмам, ориентированным на внутрифирменную социальную ответственность;

- высокий уровень - образование специализированной информационной службы, объединяющей малые социальные фирмы, научные и предпринимательские круги, службы поддержки.

Таким образом, предлагаемый организационно-экономический механизм поддержки малого предпринимательства предполагает дифференцированный комбинированный подход, подразумевающий соответствие малых предприятий количественным критериям, являющихся обязательным условием отнесения предприятия к малому предпринимательству, и соответствие качественным критериям, от которых будет зависеть состав применяемых мер поддержки.

Литература

1. O мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад // Государственный совет Российской Федерации. 2015. URL: http://www. smeforum. ru/upload/iblock/f81/f810c5-d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

3. Тореев В. Б. Малый бизнес в России. М: Lambert Academic Publishing, 2014. С. 158.

References

1. O merakh po razvitiyu malogo i srednego predprinimatelstva v Rossijskoj Federatsii: doklad [About measures for development of small and medium business in the Russian Federation: report] // Gosudarstvenny sovet

Rossijskoj Federatsii. 2015. URL: http:// www.sme-

forum.ru/upload/iblock/f81/f810c5-

d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf

2. O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossijskoj Federatsii [About development of small and medium business in the Russian Federation] : feder. Zakon Ros. Federatsii 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 6 iyulya 2007 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 11 iyulya 2007 g. URL: http://www.consul-tant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_52144/

3. Toreev V. B. Malyj biznes v Rossii [Small business in Russia]. M: Lambert Academic Publishing, 2014. S. 158.

* * *

THE DIFFERENTIATED TOOLS OF STATE SUPPORT OF THE SMALL BUSINESSES ON THE BASIS OF ITS HIGH-QUALITY IDENTIFICATION

YUDIN NIKOLAY SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: mornedsm@gmail,com

The purpose of this article is development of theoretic-methodical provisions of formation of the differentiated mechanism of the state support of small business on the basis of its high-quality identification. As object of research in article small business acts, an object of research are the organizational and economic relations arising between small business and the state concerning rendering the state support to small enterprises. The author during research proved need of orientation of a state policy in the field of support of small business on qualitative criteria of its identification for the purpose of rendering the state support depending on a role of small enterprises in economy: innovative potential and social responsibility. The author offered the organizational and economic mechanism of the state support of small business differentiated, first, on degree of compliance of small enterprises to each of the offered qualitative criteria, and, secondly, in the directions of the state support of small enterprises. The differentiated mechanism of support of small business developed by the author includes two blocks: the executive, including analysis and an assessment of environment, monitoring of a condition of small business in general, and also development on the basis of two previous stages of the directions of the state support of small business. The executive block means application of the directions of the state support in relation to small enterprises according to accessory of them to qualitative criteria. The directions of support of small enterprises offered by the author include the general measures directed on creation of the effective institutional environment of functioning of small enterprises (organizational and legislative and infrastructure) and the special, differentiated depending on reference of small enterprise to qualitative criteria identifications of small business (tax, financial and credit, information and consulting).

Key words: small entrepreneurship, small business, state support, differentiated approach, qualitative criteria.

N. S. YUDIN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.