МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ
Сергей РЕВЯКИН
советник директора Института экономических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (Астана, Казахстан)
Как известно, мировой финансовый кризис, начавшийся с обрушения кредитной пирамиды в США, стал крупнейшим со времен Великой депрессии1.
Первые признаки кризиса стали появляться в США в 2006 году2 на рынке ипотечного кредитования жилищного строительства (участились случаи невозврата кредитов), и вскоре рынок обрушился, спровоцировав мировой кризис ликвидности3. Началось стремительное падение цен на жилье, сократились инвестиции в жилищное строительство, стала снижаться ликвидность рынка производных ипотечных инструментов. Все это происходило на фоне скачкообразного роста кредитных спрэдов на денежных рынках; резко упали котировки международных компаний, существенно снизились фондовые индексы4, что было сопряжено с банкротством основных финансовых институтов, прежде всего инвестиционных банков5.
1 [http://www.ipd.k:z/mdex.php?option=com_content&view=artide&id=278%3A2008-11-01-07-20-06&catid= 80%3A2008-09-06-10-05-09&Itemid=3Шang=ra], 15 июня 2009.
2 [http://akmolinka.narod.ru/n161_16_12/actual.htm], 15 июня 2009.
3 С начала 2000-х годов в Америке была разработана схема выдачи ипотечных кредитов для заемщиков, не имевших безупречной кредитной истории. Такие займы получили название «субстандартных кредитов», их стали активно выдавать с 2003 года, и первые три года действовали льготные условия. В 2006— 2007 годах льготный период закончился, выплаты возросли, и при росте безработицы это привело к массовому банкротству и выселению людей из домов. Когда к этому добавилось резкое падение стоимости выпускавшихся под залог этих кредитов вторичных ценных бумаг, вызванное массовым банкротством заемщиков, кризис проявился в полную силу (см.: [http://www.utro.ru/articles/2009/02/09/796535.shtml], 25 июня 2009).
4 [http://economyclub.info/upload/Jakupova.doc], 15 июня 2009.
5 [http://bb.f2.kz/ru/economic/vliyanie-mirovogo-krizisa-sentyabrya-2008-na-kazahstan-t408.html], 15 июня
2009.
На фоне роста безработицы и ужесточения условий кредитования во втором квартале 2008 года прекратился рост потребительских расходов в США (впервые с 1991 года)6.
В третьем квартале 2008 года инвесторы изъяли из инвестиционных фондов развивающихся стран 20 млрд долл., опасаясь рецессии в этих странах7.
По всей вероятности, причинами того, что экономика США не смогла справиться с нарастающим финансовым кризисом, стали присущие ей особенности:
1) эмиссия долларовой массы, не подтвержденной золотовалютными запасами;
2) эмиссия долгов, не подтвержденных реальными активами (разрыв между финансовым и реальным секторами экономики: докризисный мировой ВВП составлял 64—65 трлн долл., а стоимость всех обязательств, включая наличные деньги и финансовые инструменты, — около 500 трлн долл.8); сформировавшийся таким образом «пузырь» еще больше разрастался за счет распространения факторинга (передачи долговых обязательств третьим лицам), превратившего права на взыскание с заемщика в отдельный и вполне самостоятельный актив;
3) организация необоснованного притока электронных денег в экономику;
4) активная динамика внешнего долга США (величина ежегодного прироста долга сопоставима с 1/2 ВВП США);
5) использование не обеспеченной золотовалютными запасами долларовой массы на фондовом рынке;
6) чрезмерная либерализация финансовых рынков: кредитная (ипотечная) политика вышла из-под контроля государства и, фактически, из правового поля (длительный период низких процентных ставок, заниженная норма сбережений, высокая степень спекулятивности фондового рынка и др.);
7) неоправданное отсутствие сильного государственного регулирования финансового рынка и промышленности; Соединенные Штаты настоятельно рекомендовали отказаться от какого бы то ни было вмешательства государства, и разразившийся кризис только подтвердил опасения по поводу либерализации эконо-мики9.
Казахстанский экономист А. Есентугелов связывает формирование особенностей американской модели с переходом развитых стран с индустриального на постиндустриальный общественно-экономический уклад при стремительной глобализации (1980-е гг.)10. В индустриальном обществе источником роста экономики являлся промышленный капитал: эффект экономического роста достигался увеличением масштабов производства и снижением затрат на единицу продукции. В экономике действовали крупные производственные предприятия со значительной численностью работников. Они мало зависели от банковских кредитов — скорее наблюдалась противоположная картина.
Постепенно ситуация начала меняться. Рост экономики начал замедляться, так как должен был сопровождаться все большими затратами ресурсов, которые априори были ограничены. Это послужило предпосылкой для инноваций в экономике в виде новых технологий, позволяющих при меньших расходах производить тот же (или больший) объем готовой продукции. Таким образом, экономическое развитие стало зависеть уже не
6 [http://economyclub.info/upload/Seytkasimov.doc], 29 июня 2009.
7 Там же.
8 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
9 [http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/10/09/AR2008100903425.html], 16 июня 2009.
10 [http://economyclub.info/upload/Essentugelov.doc], 16 июня 2009.
столько от вложенного капитала, сколько от человеческого фактора (знаний и способностей людей). Начались активная разработка и внедрение новшеств, совершенствование технологий; усилилась роль СМИ, что породило формирование качественно новой экономики.
Роль главных хозяйствующих субъектов стала переходить от крупных предприятий к малым и средним предприятиям, способным быстрее реагировать на изменения рынка, используя достижения научно-технического прогресса.
Начавшийся инновационный процесс требовал все больших вложений — в человеческий капитал, в НИР, в тестирование, в производство наукоемкой продукции и др. При этом малые и средние предприятия (90% ВВП в США, 80% — в Германии, 70—80% — в других развитых странах мира)11 не обладали необходимыми для этого финансовыми ресурсами и остро нуждались в кредитах. В связи с этим началась модернизация финансовой системы. Стали появляться новые финансовые инструменты вложения капитала. Деньги стали активом, благодаря которому появилась возможность хорошо заработать, не прибегая к обслуживанию реального сектора экономики. Поэтому финансовый сектор, активно развиваясь, становился все более автономным.
Таким образом, произошел переход от индустриального к постиндустриальному общественно-экономическому укладу. Из-за увеличения роли человеческого фактора на смену промышленному капиталу как двигателю экономического прогресса пришел финансовый, дающий новые возможности для развития.
Одновременно с переходом на постиндустриальный уклад развивалась глобализация, в результате которой усилилась взаимозависимость стран, некогда экономически не связанных между собой. Причем глобализация коснулась обоих секторов экономики — реального и финансового. Были созданы благоприятные условия для перемещения товаров и услуг, капитала и труда. Стали размываться границы национальных финансовых систем, формируя единую общемировую глобальную систему.
Используя последние достижения информационно-коммуникационных систем, финансовый сектор стремительно развивался. Это происходило за счет сокращения затрат на единичную транзакцию. Стало возможным участвовать в рыночных операциях посредством Интернета, скупать реальные и финансовые активы, спекулировать и извлекать прибыль.
Отказ от прежней (бреттон-вудской) системы и переход к новой валютной системе свободной конвертации ознаменовали окончательное формирование современной экономической модели США; тогда же и началась активная эмиссия долларовой массы, не обеспеченной золотовалютными запасами.
В качестве аргумента А. Есентугелов приводит высказывание Р. Дорнбуша12, который на рубеже XXI века констатировал, что «несмотря на продолжительное процветание США, мир сегодня передозирован финансами, а потому шансы серьезной катастрофы весьма велики». США де-факто становятся эмитентом мировой резервной валюты — доллара, спрос на который в связи с глобализацией и мощностью американской экономики растет.
При этом с 1970-х годов мировая экономика в целом достаточно продолжительное время успешно развивалась. В целях повышения благосостояния в США проходила активная кредитная и бюджетная экспансия, и быстрыми темпами росло потребление. Ввиду надежности и доходности американской экономики многие страны мира размещали в ней свободные средства, приобретая государственные ценные бумаги США, а правительство США таким образом занимало у этих стран средства для покрытия растущих бюд-
11 [http://economyclub.info/upload/Essentugelov.doc], 16 июня 2009.
12 Там же.
жетных расходов и дефицита бюджета. Теневой сектор многих стран использовал доллар как средство обмена.
Таким образом, уже в начале XXI века в мировой экономике вращалась долларовая масса, превышающая реальный объем производимых товаров и услуг. «Мыльный пузырь» финансового рынка разрастался.
Если в индустриальном укладе экономическая система выражается формулой «предприятие — рынок (торговля) — потребитель», то в постиндустриальном обществе эта цепочка резко удлиняется: «предприятие — рынок (торговля) — потребитель; предприятие — прибыль — процент — выплаты по акциям — страхование акций — кредитование страховщиков — ... ».
В итоге разразился финансовый кризис. При индустриальном укладе он возникает в результате перепроизводства в реальном секторе, а в постиндустриальном (сегодняшнем) он начался с чрезмерного денежного потребления в секторе финансовом.
Низкие процентные ставки по кредитам при многообразии финансовых инноваций и неадекватной оценке рисков в США привели к значительной активизации жилищного строительства и критической ситуации на рынке жилья.
В условиях низкого уровня сбережения и высокой нормы потребления при слабом государственном регулировании усилился глобальный дисбаланс и выросла зависимость от внешнего мира13.
Рынок ипотеки в США развивался во многом за счет развитых финансовых инструментов, поэтому начавшийся здесь кризис перерос в кризис финансовый. С экономической и финансовой системами США связано развитие многих стран и фактически между национальными банковскими системами не существует границ14. Таким образом, финансовый кризис передался по цепочке практически всем странам, став мировым.
Казахстан одним из первых ощутил на себе последствия волны глобального кризиса 2008 года15, вступив в него ровно на год раньше, чем другие страны мира16. Это связано в первую очередь с тем, что экономика страны достаточно глубоко интегрирована в международные рынки17. Из-за наличия развитых банковской и финансовой систем Казахстан оказался более подвержен последствиям мирового финансового кризиса, чем другие страны Центрально-Азиатского региона (Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан)18.
Первые признаки мирового финансового кризиса проявились в Казахстане в начале
2007 года, когда в США возникла проблема с субстандартными кредитами19. В то время в Казахстане активно развивалось строительство, и иностранные банки, опасаясь, что здесь повторится ситуация с ипотечным кризисом США, перестали кредитовать казахстанские банки. В силу того, что основным источником финансовых ресурсов были внешние заимствования20, казахстанские банки второго уровня не смогли не только продолжать кредитовать строительство и другие секторы экономики, но и отвечать по зарубежным обязательствам; их акции стали падать в цене21.
13 [http://economyclub.info/upload/Jakupova.doc], 15 июня 2009.
14 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
15 [http://www.ipd.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=278%3A2008-11-01-07-20-06&catid=80% 3A2008-09-06-10-05-09&Itemid=31&lang=ru], 24 июня 2009.
16 [http://economyclub.info/upload/Seytkasimov.doc], 29 июня 2009.
17 [http://akmolinka.narod.ru/n161_16_12/actual.htm], 15 июня 2009.
18 [http://economyclub.info/upload/Fam%20Ti%20Chan.doc], 24 июня 2009.
19 Там же.
20 [http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1151984397&act=arcЫve_date&day=26&month=8&year=2008], 26 июня
2009.
21 [http://akmolinka.narod.ru/n161_16_12/actual.htm], 15 июня 2009.
Вскоре сумма долга банковского сектора выросла до 40 млрд долл.22 Для погашения зарубежных долгов банки аннулировали все кредиты, и строительный сектор значительно сократил темпы роста. Из-за трудностей с привлечением внешних финансовых ресурсов сократилось кредитование внутренней экономики; сохраняющаяся тенденция к снижению ликвидности банковской системы усугублялась значительными долгами.
Ввиду резкого изменения цен на мировом рынке продовольственных товаров23 значительно усилилось инфляционное давление на экономику24. Таким образом, глобальный дефицит ликвидности начал существенно влиять не только на банковский, но и на реальный сектор экономики республики.
Вероятно, такая слабая защищенность казахстанской экономики объясняется следующими особенностями.
1. Рост сырьевой направленности экспорта, прежде всего, за счет нефти и газа, принес экономике не только достаточные средства для активного развития, но и высокую зависимость от мирового спроса на нефть25. Докризисный экономический рост был следствием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и наращивания экспорта сырьевых товаров26. В этих условиях годовое падение цены на нефть27 закономерно отразилось на сокращении экспортных доходов, что создает угрозу для Национального фонда республики и государственного бюджета. Следствием могут стать девальвация тенге28, снижение заработной платы и т.д.
2. Открытость рынков, рост импорта и свободный ввоз импортной продукции оказали дестимулирующее влияние на реальный сектор экономики (неконкуренто-способность местной продукции). К тому же рост физических объемов импорта при росте его средних контрактных цен в условиях снижения темпов роста производительности труда, а также ряд других факторов привели к росту инфляции в стране в мае 2008 года29.
3. Серьезную роль сыграли закрепившаяся тенденция притока внешних займов и слабость регулирования банковской деятельности. Приток займов ускорялся, в том числе за счет налоговых льгот. Согласно Налоговому кодексу Республики, действовавшему до 2009 года, финансовые институты и строительные компании были освобождены от уплаты НДС, что сыграло заметную роль в обрушении рынка недвижимости в конце 2008 года30.
4. Резкое сокращение потока кредитных средств из-за рубежа и мировой кризис ликвидности ударили по строительной отрасли страны: за первое полугодие
2008 года объем инвестиций в жилищное строительство уменьшился на 2,3%, а ввод в эксплуатацию жилья — на 7,7%. До кризиса многие банки, получая средства из-за рубежа (доля внешних заимствований в 2008 году превысила 50%), активно кредитовали игроков строительного рынка. Они были вовлечены в
22 [http://economyclub.info/upload/Fam%20Ti%20Chan.doc], 24 июня 2009.
23 [http://www.polit.nnov.ru/2008/03/12/crisisdate/], 24 июня 2009.
24 [http://ru.government.kz/documents/govprog/27], 24 июня 2009.
25 [http://economyclub.info/upload/Seytkasimov.doc], 29 июня 2009.
26 Там же.
27 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2009 г. [http://www. akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc=73738D165C03D67D062575710070A04F &lang=ru&L1=L2&L2=L2-22].
28 [http://economyclub.info/upload/Alpyspaeva.doc], 24 июня 2009.
29 [http://economyclub.info/upload/Iskakova.doc], 29 июня 2009.
30 [http://souz-atameken.kz/rus/pressfile/?cid=30&rid=6590], 29 июня 2009.
спекулятивное финансирование экономики, перепродавая дешевые (под 5%) зарубежные кредиты на внутреннем рынке под 12—15%31. Зачастую эти кредиты выдавались заемщикам, которые изначально были неспособны их вернуть и обращались за новыми займами для рефинансирования имеющихся32.
5. На момент начала кризиса, в августе 2007 года, внешний долг Казахстана достигал 96,4 млрд долл. (за 2001—2007 гг. он увеличился в восемь раз), тогда как ВВП республики составлял чуть больше 100 млрд долл.33 В 2008 году валовой внешний долг страны практически сравнялся с объемом ВВП, превысив 105 млрд долл.; из них свыше 45 млрд долл. составляют внешние долги коммерческих банков34. При этом размер совокупных активов банковского сектора за 8 лет вырос в 21,7 раза, а объемы кредитования экономики — в 21,8 раза35. В 2009 году Казахстану предстоит погасить внешний долг в размере 11 млрд долл., что порождает трудности с кредитованием и дальнейшим ростом экономики36. Таким образом, неэффективность регулирования банковской деятельности привела к перенакоплению внешнего долга при низком уровне риск-менеджмента в самом финансовом секторе.
6. Как следствие особенности 3, выданные кредиты сконцентрировались в строительном секторе и на рынке недвижимости, имеющих в настоящее время существенную просроченную задолженность.
7. Приток капитала в Казахстан вызвал дисбаланс валютного курса и создал потенциал возникновения рисков — девальвационного, ликвидности и кредитного; они проявляются, когда поток капитала изменяет свой знак на противопо-
ложный37.
8. Низкие темпы роста производительности труда позволяют сделать вывод, что этому фактору не придается должного значения, тогда как он является основой экономического роста38.
9. Отсутствует эффективный механизм диверсификации экономики; она несбалансированна, а уровень технологической обработки сырьевых ресурсов низок39.
Таким образом, в результате мирового финансового кризиса в Казахстане
1) значительно снизились цены на экспортные товары — сократились доходы бюджета при сохранении расходных статей, причем внутренние цены на нефтепродукты мало изменились; увеличился рост безработицы40;
2) сократился приток иностранных инвестиций, так как основные источники финансирования были заблокированы и стали предъявляться требования по внешним займам; начался быстрый отток спекулятивного капитала41; резко ухуд-
31 [http://economyclub.info/upload/Seytkasimov.doc], 29 июня 2009.
32 Там же.
33 Там же.
34 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
35 Там же.
36 Там же.
37 [http://economyclub.info/upload/Seytkasimov.doc], 29 июня 2009.
38 [http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30081515; http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/ sections?OpenForm&id_doc=5995684C07768CD1462572340019E67F&lang=ru; http://www.nomad.su/?a=4-2006 05060004], 24 июня 2009.
39 [http://economyclub.info/upload/Seytkasimov.doc], 29 июня 2009.
40 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
41 Там же.
шились возможности рефинансирования внешней задолженности банковской системы, экономический рост стал замедляться42;
3) началось снижение ликвидности банковской системы; происходило падение курсов акций казахстанских банков;
4) в реальном секторе экономики начался кризис с выплатами по кредитам; резко снизилась активность строительного сектора; появились специализированные коллекторские службы;
5) реальные проблемы в двух секторах (банковском и добывающем) привели к панике в остальных; их игроки, видя недостаток финансовых средств у крупных и мощных корпораций, боялись возникновения проблем в собственной деятельности. Компании перешли на заключение краткосрочных контрактов вместо долгосрочных, отказывались от инвестиций, сокращали штат сотрудников, блокировали целые направления деятельности, вводили запрет на новые проекты. Причем видимой угрозы зачастую не существовало, а последствия таких решений непредсказуемы;
6) ожидание «черного дня» распространилось и на потребителей. Они также ограничивают расходные статьи своего бюджета, неохотно кладут деньги на срочные вклады и расплачиваются по кредитам; сокращается потребление.
На сегодняшний день можно выделить пять общемировых кризисных тенденций рынков, представляющих собой угрозу для экономики Казахстана43 (см. табл. 1).
Таблица 1
Общемировые кризисные тенденции рынков и угрозы для Казахстана
Тенденция
Циклическое
замедление
мировой
экономики
(снижение
мирового
спроса)
Источник Вызов для экономики Казахстана
Характерна Может снижать спрос на экспортную
для многих продукцию (нефть, газ, металлы и зерно44),
мировых следовательно, сокращать экспортные
рынков доходы — поступления в Национальный
фонд республики, государственный бюджет, что негативно отразится на показателях роста государственных инвестиций и потребления, приведет к девальвации тенге, снижению заработной платы и т.д.
В недавнем прошлом снижение спроса на сталь привело к временному сокращению объемов производства «Arcelor Mittal» в Казахстане, что, в свою очередь, отразилось на угледобывающих предприятиях, горнорудном и других сопутствующих производствах. В результате сократились доходы нескольких тысяч казахстанских семей.
42 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
43 [http://economyclub.info/upload/Alpyspaeva.doc], 24 июня 2009.
44 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
Продолжение таблицы 1
Тенденция
Ограничение
источников
финансирования
Источник
Конъюнктура
мировых
финансовых
институтов
Вызов для экономики Казахстана
Существенное сокращение внешних источников финансирования банковской системы ограничивает возможности кредитования экономики.
Высокая волатильность цен на мировых товарных рынках
Мировые В случае резкого падения цен будет
товарные наблюдаться тот же эффект, как и
рынки при тенденции циклического замедления
экономики. Может возникнуть проблема сокращения торгового баланса, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на текущем счете — ослабнет международная позиция Казахстана. Наибольшей опасностью является продолжительное падение мировых цен на нефть ниже порогового уровня (60 долл. за баррель). Это может привести к снижению объемов промышленного производства, росту безработицы, инфляции и снижению потребления. По некоторым прогнозам45, падение цен на нефть способно задержаться до перехода глобального кризиса в фазу полного упадка промышленности. Кризис на финансовых рынках стимулирует спекулятивные вложения в операции с куплей-продажей нефти, которые считаются более надежными. Активная спекуляция ведет к формированию ценового «мыльного пузыря» на нефтяном рынке. Эта тенденция выглядит благоприятной, но в перспективе она создает определенные причины для сохранения существующих параметров сырьедобывающей экономики без эффективного механизма перераспределения в перерабатывающий сектор и инновации.
Обвал котировок на мировых фондовых рынках
Мировые
фондовые
рынки
Приводит к резкому падению стоимости акций казахстанских компаний.
Паника
на финансовых рынках,
Мировые Существенно ограничивает внешние рынки
финансовые финансовой ликвидности, создавая
рынки сложности для рефинансирования внешнего
У
45 [http://www.ipd.kz/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=278%3A2008-11-01-07-20-06&catid= 80%3A2008-09-06-10-05-09&Itemid=31&lang=ru], 25 июня 2009.
Продолжение таблицы 1
банкротство крупных инвестиционных банков, резкий рост ставок Libor
долга банками и корпорациями. Рост Libor может привести к нарушению сроков
погашения внешних заимствований банков в связи с особенностями условий займов — значительная часть кредитов выдавалась на основании «плавающей» ставки,
зависимой от Libor.
Когда в Казахстане появились первые признаки кризиса, то, по версии некоторых экспертов, были возможны два варианта развития событий46.
Один из них предполагал сокращение масштабов экономики.
■ Во-первых, можно было бы административно обеспечить передаточный механизм, снижающий цены на конечные товары после снижения цен на производственные ресурсы (например, снижение цен на бензин и другие нефтепродукты вслед за снижением цен на нефть, вслед за чем подешевела бы и транспортировка товаров, что также снизило бы цену конечной продукции).
■ Во-вторых, можно было сократить смету расходов на строительство инфраструктурных объектов — дорог, электростанций, трубопроводов.
■ В-третьих, возможен пересмотр некоторых статей государственных расходов, по которым доходность намного отстает от затрат.
При выборе этого варианта следовало ожидать снижения темпов роста ВВП (вплоть до отрицательных значений). Зато, вероятно, появилась бы возможность сохранить за счет снижения цен уровень жизни населения и не допустить серьезного дефицита госбюджета.
Второй вариант предполагал сохранение масштабов экономики. Это было бы возможно при замене внешних займов и сырьевых доходов альтернативным источником финансирования — им может стать Национальный фонд (при снижении резервных требований для банков второго уровня). Это, по утверждению экспертов, позволило бы республике нарастить экономические мощности и извлечь из кризиса значительную пользу.
Правительство Казахстана остановило свой выбор на втором варианте: деньги Национального фонда направлены в банки, строительство, инфраструктурные и промышленные проекты.
Премьер-министр республики К. Масимов в своем выступлении в Сенате парламента в ноябре 2008 года отметил: «Необходимо с максимальной пользой для себя использовать сложившуюся ситуацию и выйти из кризиса более окрепшими и конкурентоспособными. Как показывает исторический опыт, циклическое развитие мировой экономики — это естественный процесс и за любым спадом непременно следует подъем. Последующий экономический подъем вызовет значительный рост мирового потребления, и мы должны быть готовыми воспользоваться теми возможностями, которые предоставит нам улучшение глобальной конъюнктуры. Поэтому уже сейчас необходимо сосредоточить наши уси-
46 [http://www.dialog.kz/site.php?lan=ru&id=92&pub=1467], 25 июня 2009. 81 -----------------------------------------------------------------
лия на создании экспортоориентированных конкурентных производств, развитии инфраструктуры и человеческих ресурсов».
Основными инструментами смягчения последствий мирового финансового кризиса для Казахстана стали денежно-кредитное регулирование и антиинфляционная политика47.
Было решено ограничить внешние заимствования, снизить резервные требования для банков, оказать необходимую помощь (денежную и административную) наиболее пострадавшим сферам экономики: долевому жилищно-строительному рынку, малому и среднему бизнесу и агропромышленному комплексу48. Принимаются меры, с тем чтобы обеспечить продовольственную безопасность и совершенствовать экспортно-импортные операции.
В рамках выбранного курса принят «План совместных действий правительства, Национального банка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2010 годы». На его реализацию выделено 15 млрд долл. (10 млрд долл. — из Национального фонда, 5 млрд долл. — из бюджета и пенсионных накоплений), что составляет 20% от ВВП страны49.
Эта сумма распределена следующим образом:
■ на обеспечение устойчивости финансового сектора — 4 млрд долл.;
■ на стабилизацию рынка недвижимости — 5 млрд долл.;
■ на поддержку малого и среднего бизнеса — 1 млрд долл.;
■ на форсированное развитие агропромышленного комплекса — 1 млрд долл.;
■ на реализацию прорывных инновационных, инфраструктурных, индустриальных проектов — 4 млрд долл.
Основными операторами реализации плана со стороны правительства являются фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и холдинг «КазАгро». Они осуществляют заимствования из Национального фонда путем выпуска облигаций.
Чтобы обеспечить устойчивость финансового сектора, ведется работа по совершенствованию платежной системы, поддержанию необходимых объемов и условий кредитования реального сектора экономики, а также по сохранению инвестиционной активности на прежнем уровне. Банкам будут предоставлены дополнительные источники ликвидности. Национальный банк снизил нормативы минимальных резервных требований для банков второго уровня по внутренним обязательствам с 2 до 1,5% и по иным обязательствам — с 3 до 2,5%50.
В целом правительство поставило перед банками 3 задачи:
1) увеличение кредитования экономики;
2) продолжение финансирования проектов в области индустриализации и инноваций;
3) продолжение кредитования малого и среднего бизнеса51.
В этих целях осуществляется целый комплекс мероприятий:
— проведена докапитализация четырех системообразующих банков;
47 [http://akmolinka.narod.ru/n161_16_12/actual.htm], 26 июня 2009.
48 Там же.
49 [http://news.kkb.kz/news/show.asp?no=П65776], 26 июня 2009.
50 [http://www.aktau-business.com/2009/03/04/nacionalnyjj-bank-kazakhstana-snizil-normativy.html], 26 июня
2009.
51 [http://economyclub.info/upload/Nesternko.doc], 29 июня 2009.
— увеличен уровень гарантирования вкладов населения в банках второго уровня (до 5 млн тенге);
— функционирует фонд стрессовых активов, задачей которого является улучшение кредитных портфелей отечественных банков за счет выкупа сомнительных активов и последующего управления ими (цель — повысить доверие инвесторов к банковскому сектору); фонд является рыночным институтом, обеспечивающим выполнение стабилизационной функции, и гарантом финансовой стабильности;
— расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО;
— на депозитах банков второго уровня размещаются временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и тех юридических лиц, в уставном капитале которых участвует государство, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального банка;
— правительством гарантируются все пенсионные выплаты;
— предпринимаются меры по привлечению пенсионных активов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов с целью диверсифицировать инвестиционные портфели накопительных пенсионных фондов;
— в рамках стабилизационной программы правительству и акимам (главам администраций) поручено принять меры по увеличению занятости населения и повышению его доходов посредством реализации различных дополнительных инвестиционных и региональных программ.
В рамках стабилизации рынка недвижимости Астаны и Алматы ведется работа по запуску программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. Эта программа предусмотрена для тех граждан, площадь жилья которых не превышает 120 кв. м. Кредит будет выдаваться на срок до 15 лет с правом досрочного погашения под 10,5— 12,5% годовых и охватит только незавершенные объекты жилого строительства.
В качестве другой меры по стабилизации рынка недвижимости ведется работа по установлению доступных цен на новое жилье на рынках Астаны и Алматы. Акиматам предоставляется право выкупать квартиры в завершенных объектах и в объектах с высокой степенью готовности по справедливой цене.
Выделяются средства для строительства арендного жилья по программе дочерней организации фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»—Фонда недвижимости «Самрук-Казына», что позволит ввести в эксплуатацию дополнительно 265 тыс. кв. м жилья. Все объекты будут реализовываться через систему жилищных строительных сбережений, что позволит государственным служащим, работникам бюджетной сферы и молодым семьям получить предварительные жилищные займы по процентной ставке не выше 4% годовых.
Кроме того, предпринимаются меры, чтобы не допустить повторения шоковой ситуации на строительном рынке. Ужесточаются требования к потенциальным застройщикам и кредитующим организациям на «долевом» рынке для увеличения защищенности участников долевого строительства.
Продолжается финансовая поддержка и снижение административных барьеров для малого и среднего бизнеса. Большая часть выделенных средств направляется на рефинансирование текущих проектов, остальная — на реализацию новых. Операторами программ кредитования выступают банки; решается вопрос о стабилизации ставок вознаграждения на уровне не более 14%.
Ранее принятые программы по поддержке малого и среднего бизнеса пересматриваются с установлением эффективной ставки. Фондом развития предпринимательства «Даму» внедряется механизм гарантирования кредитов.
Для предпринимателей из сельской местности фондом «Самрук-Казына» разрабатывается программа микрокредитования.
Субъектам малого и среднего бизнеса предоставлен доступ к заказам государственных органов, холдингов и национальных компаний. Ранее их участие сдерживалось общим требованием к объему оборотных средств, которыми должен располагать подрядчик; теперь же эти предприятия выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки. При выборе поставщика предпочтение будет отдаваться казахстанским компаниям, при приобретении же крупных партий импортного оборудования важным критерием является локализация его сборки, ремонта и обслуживания.
Помимо этого в рамках нового Налогового кодекса, действующего с 1 января 2009 года, проработан ряд преференций, связанных с реализацией предприятиями инвестиционных проектов52. Снижена ставка корпоративного подоходного налога с 30 до 15%, ставка НДС снижена до 12%53; приняты и другие меры фискального характера54.
Для форсированного развития агропромышленного комплекса государство направляет инвестиции на модернизацию существующих и развитие новых экспортоориентированных секторов. Приоритетными являются зерновой, мясо-молочный и плодоовощной секторы. Планируется расширить производство плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, тепличных хозяйств и овощехранилищ; строить птицефабрики, молочно-товарные фермы, откормочные площадки, современные мясоперерабатывающие комплексы, предприятия по производству и глубокой переработке тонкой шерсти, объекты по сборке сельхозтехники и агротехмаркеты.
Особый упор делается на развитие экспортной инфраструктуры. Созданы областные стабилизационные фонды зерна и муки, заключены многосторонние договоры между акиматами областей, зерновыми и мукомольными компаниями о стабильной поставке зерна и муки на региональные рынки55.
Правительство продолжает активно реализовывать инновационные, инфраструктурные и индустриальные проекты. Принято решение о масштабном строительстве и модернизации инфраструктуры для решения системных проблем экономики, в том числе вопроса занятости. Продолжается работа по реализации программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».
Для повышения инвестиционной привлекательности и модернизации электроэнергетической отрасли планируется зафиксировать на срок не менее 7 лет предельно допустимые тарифы для различных групп энергопроизводящих предприятий, которые будут периодически корректироваться с учетом инфляции за предыдущий год. В тариф включяется и инвестиционная составляющая, а плата за подключение к электросетям будет отменена.
Планируется комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии. Будут построены новые электростанции на Балхаше и в Костанай-ской области, намечается реконструкция Экибастузских ГРЭС56.
52 [http://bb.f2.kz/ru/zakon/skachat-nalogovyj-kodeks-respubliki-kazahstan-2009-goda-t639.html], 29 июня
2009.
53 Там же.
54 [http://www.minplan.kz/economyabout/247/5898/], 30 июня 2009.
55 [http://akmolinka.narod.ru/n161_16_12/actual.htm], 15 июня 2009.
56 [http://www.samruk-kazyna.kz/page.php?page_id=19&lang=1&article_id=235&parent_id=15], 29 июня
2009.
Ведется работа по прямому финансированию из госбюджета 19 наиболее перспективных инвестиционных проектов (8 энергетических, 5 транспортных, 3 нефтегазовых и др.), которые, как ожидается, будут способствовать модернизации и поддержанию конкурентоспособности экономики в посткризисный период57.
По поручению Н. Назарбаева проведена инвентаризация проектов; в результате был составлен перечень из 45 прорывных проектов (28 производственных и 17 инфраструктурных) общей стоимостью около 54 млрд долл.58
Правительство разрабатывает пятилетний план форсированного индустриал ьно-инновационного развития страны, в рамках которого создается карта индустриализации на 2010—2020 годы и схема размещения производственных мощностей. Определены 7 направлений, по которым будет вестись активная работа: агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры; продолжается работа по определению других направлений. План будет окончательно утвержден 1 декабря 2009 года59 и вступит в действие с января 2010 года60.
В рамках задач, поставленных главой государства в Послании 2009 года, была принята так называемая «Дорожная карта»61. Она направлена на осуществление стратегии региональной занятости и подготовки кадров, ускоренного развития агропромышленного комплекса, реализацию второго направления программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», индустриальных и инфраструктурных проектов62.
«Дорожная карта» включает в себя несколько направлений63:
1) развитие системы ЖКХ;
2) ремонт и строительство дорог;
3) ремонт школ, больниц и других социальных объектов;
4) ремонт и реконструкция приоритетных социально-культурных объектов в городах, поселках, аулах (селах) и аульных округах;
5) расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики;
6) расширение возможности использования социальных рабочих мест и молодежной практики с учетом региональной потребности в трудоустройстве;
7) подготовка и переподготовка кадров.
В рамках программы подготовки и переподготовки кадров в течение 3 летних месяцев будет проводиться бесплатное обучение всех желающих от 18 до 50 лет профессиям, наиболее востребованным на рынке труда. В списке специальностей — парикмахеры, цветоводы, сварщики, водители, портные, повара и др. Каждому участнику программы будет выплачиваться ежемесячная стипендия в размере 50 долл. и в дальнейшем они получат возможность трудоустроиться в рамках реализуемых инвестиционных проектов.
57 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
58 [http://economyclub.info/upload/Nurmaganbetov.doc], 29 июня 2009.
59 [http://www.kazakstan.kz/rus/news/economy/2009_06_02_19_30_00], 30 июня 2009.
60 [http://v.zakon.kz/140325-gotovimsja-k-industrializacii.html], 30 июня 2009.
61 [http://mirtv.ru/content/view/66468/86/], 30 июня 2009.
62 [http://www.khabar.kz/index.cfm?id=76139], 30 июня 2009.
63 [http://dorkarta.enbek.gov.kz/], 30 июня 2009.
Из числа безработных, состоящих на учете, органы занятости будут отбирать и направлять на работу специалистов согласно потребностям инвестиционных проектов.
Участники проекта «Дорожная карта» будут привлекаться к работам по реконструкции и развитию различных отраслей жизнеобеспечения — систем жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение и электроснабжение); к ремонту и утеплению школ, больниц и др.; ремонту, реконструкции и строительству дорог местного значения; социальным проектам в городах, поселках, аулах (селах), аульных округах64.
Для выпускников вузов, колледжей и лицеев предусмотрено прохождение практики, максимальный срок которой не будет превышать 6 месяцев с выплатой зарплаты (не менее 15 000 тенге), после чего они могут быть приняты на постоянную работу65.
В настоящее время завершено осуществление первого этапа Стратегии «Казахстан — 2030».
В связи с изменением внутренней и внешней конъюнктуры по поручению главы государства разрабатывается Стратегия социально-экономического развития республики до 2020 года, которая будет максимально адаптирована к новому этапу развития страны и сможет достойно отвечать на современные экономические и политические
вызовы66.
Таким образом, в стране принимаются и совершенствуются меры по оздоровлению экономики и смягчению последствий кризиса (темпы роста ВВП в 2008 г. замедлились по сравнению с предыдущим годом почти в 3 раза и составили 3,0%)67.
В результате реализации антикризисного Плана совместных действий в 2009 году обеспечен реальный рост ВВП на 1—3%68, уровень безработицы в 2009—2010 годах не превысит 8,0%, а инфляция на конец 2009 года составила 11,0%69.
Несмотря на кризис, пенсии, заработные платы и стипендии в 2009—2010 годах повысятся на 25%, а в 2011 году — еще на 30%70. Таким образом, социальные расходы государства к 2011 году возрастут вдвое71.
По итогам первого квартала 2009 года ВВП сократился на 2%, тогда как в IV квартале 2008 года наблюдался его рост72.
В мае 2009 года индекс физического объема промышленной продукции (по сравнению с апрелем) составил 100,7%. По данным Агентства по статистике, уровень инфляции в мае 2009 года по отношению к декабрю 2008 года составил 3,5%, что на 1,0 процентных пункта ниже, чем рост за аналогичный период прошлого года (4,5%).
В среднегодовом выражении уровень инфляции в январе — мае 2009 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 8,7% по сравнению с 19,0% в январе — мае 2008 года (см. рис. 1).
64 [http://209.85.129.132/search?q=cache:kpAF7qKvc98J:www.yujanka.kz/economics.php%3Fsubaction%3 Dshowfull%26id%3D1241417811%26archive%3D%26start_from%3D%26ucat%3D2%26+%D0%93%D0%BE% D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%C2%AB%D0% 94%Л0%ВЕ%Л 1 %80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D 1 %№+%Л0%ВА%Л0%В0%Л 1 %80%Л 1 %82% D0%B0%C2%BB+%D0%B2+%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD% D0%B5&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru], 30 июня 2009.
65 Там же.
66 [http://eng.minplan.kz/2020/], 30 июня 2009.
67 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
68 [http://ru.government.kz/documents/govprog/27], 30 июня 2009.
69 [http://economyclub.info/upload/Kuchukova.doc], 29 июня 2009.
70 [http://www.ipd.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=278%3A2008-11-01-07-20-06&catid= 80%3A2008-09-06-10-05-09&Itemid=31&lang=ru&limitstart=3], 29 июня 2009.
71 [http://www.automan.kz/57443-raskhody-gosudarstva-na-vyplatu-pensijj-i.html], 30 июня 2009.
72 [http://www.inform.kz/ShowArticle?id=234389], 30 июня 2009.
Рисунок 1
Уровень инфляции в 2008—2009 годах (в % к предыдущему месяцу)
ҐГ
0
2
0
2
0
2
.0 .0 I-
а ^ &
ааа шаг нв * ф
в
0
2
ь
л
е
р
с
С
0
2
0
2
ь
н
2
0
2
ь
л
2
0
2
н
о
в
С
0
2
ь
р
ю
я
I-
н
е
о
0
2
ь
р
ю
я
о
0
2
ь
р
ю
я
о
I
0
2
ь
р
ю
а
ій
е
13
0
2
ь
р
а
в
н
о;
0
2
ь
л
а
р
в
е
в
0
2
0
2
0
2
і- .о
ар ль ае г а
с
<
И с т о ч н и к: Система оперативного мониторинга Института экономических исследований.
л
По данным оперативного мониторинга Института экономических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана, уровень безработицы в I квартале 2009 года составил 6,9%.
Несмотря на сложные экономические условия, в республике сохранены основные резервы. Общий объем золотовалютных резервов и активов Национального фонда на 30 июня 2009 года превысил 43 млрд долл. (см. рис. 2—3), которые, в случае ухудшения ситуации, смогут помочь в реализации стабилизационных мер правительства.
По прогнозам Министерства экономики и бюджетного планирования РК73, темпы роста ВВП в 2009 году составят 1%; в 2010 году — 3,0%; в 2013 году — до 4,3%. В результате проведенной девальвации тенге прогнозируется постепенное снижение уровня инфляции с 11% (на конец 2009 г.) до 5,5—7,5% на конец 2013 г.74
По тем же прогнозам, темпы роста инвестиций в 2010—2013 годах составят 4,4—5,3%, что обеспечит достаточный рост накопления основного капитала, позволяющий осуществлять активную технологическую модернизацию. Рост потребления в 2010—2013 годах
73 [http://www.minplan.kz/economyabout/247/5898/], 30 июня 2009.
74 Там же.
75 Там же.
Рисунок 2
Объем Национального фонда РК (млрд долл.)
ҐГ
32
24
£ 16
8
26
26,6 27’6 26,3 26,8 27,3
28
22,3 22 22,5 23,1
.0 00 ^ 2
13
£
ш
<
8
о
о
2
.0 00 X
о
.0 со
ю я
к ™
о
.0 во
ю я
к ™
о
X
.0 во
ю я
х
ф
с!
.0 О)
а2
я Я
со см X
о;
.0 СП
ц О
« я
ш
ф
в
£ ^ а о я о
2
.0 О)
ц О
<и о
с
С
>5 О
а о
5 ° г СМ
Ґ
И с т о ч н и к: Система оперативного мониторинга Института экономических исследований.
У)
составит 2,7—3,5% (см. табл. 2), причем государственное потребление будет расти более высокими темпами по сравнению с потреблением домашних хозяйств75.
Согласно прогнозам Министерства экономики и бюджетного планирования РК, ожидается снижение уровня безработицы с 7,4% в 2009 году до 6,8% к 2013 году76.
Итак, мировой кризис для Казахстана стал очередным экзаменом на прочность; он создал предпосылки для совершенствования экономической системы, позволил банкам сгруппироваться и заняться реструктуризацией своих кредитных портфелей, наращенных в докризисный период. Таким образом, есть все основания утверждать, что сегодня в Казахстане созданы все предпосылки для дальнейшего сохранения стабильности и оздоровления экономики.
Что касается прогнозов развития мировой экономики, то пик кризиса ожидается в 2009—2010 годах; в 2010—2013 годах наступит депрессия, а затем перестройка мировой экономики для нового развития77.
75 [http://www.minplan.kz/economyabout/247/5898/], 30 июня 2009.
76 Там же.
77 [http://www.ipd.kz/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=278%3A2008-П-01-07-20-06&catid= 80%3A2008-09-06-10-05-09&Itemid=3Шang=ra], 15 июня 2009.
Рисунок 3
Объем золотовалютных резервов РК (млрд долл.)
Таблица 2
Параметры роста экономики на 2009—2013 годы (в % к предыдущему году)78
і Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 1
Потребление 0,3 2,7 3,1 3,3 3,5
в том числе: частное государственное -0,2 2,2 2,5 2,7 3,0
3,0 4,4 5,0 5,2 5,3
Инвестиции 0,0 4,2 4,6 5,1 5,3
Экспорт товаров и услуг 2,0 3,1 2,0 2,3 3,2
^ Импорт товаров и услуг 0,4 3,7 1,1 1,5 _ыЛ
78 [http://www.minplan.kz/economyabout/247/5898/], 30 июня 2009.
Согласно заявлению МВФ, экономический кризис в Европе, вероятно, продлится до второй половины 2010 года79. Он может продлиться и дольше, если правительства европейских стран не объединят усилия в проведении антикризисной политики и не окажут серьезной поддержки неустойчивым финансовым институтам.
Согласно же прогнозам МВФ80, в 2009 году экономики 16 стран, использующих в качестве национальной валюты евро, сократятся на 4,2%. Их положение станет улучшаться только в 2010 году, когда экономика еврозоны перейдет в стадию сокращения с темпом 0,4%.
В странах с формирующейся рыночной экономикой в 2009 году ожидается сокращение ВВП на 4,9%, однако в 2010 году рост их экономики составит 0,7%. А по данным Всемирного банка, темпы сокращения мировой экономики в 2009 году составят 3%81.
При этом глава Федеральной резервной системы США Б. Бернанке82 прогнозирует начало роста американской экономики уже в 2009 году. Это должно стабилизировать развитие и в тех странах, экономики которых сильно зависят от американской.
Во всем мире предпринимаются меры по преодолению последствий глобального финансового кризиса; остается только ждать результатов.
Безработица в США и Европе находится сегодня на уровне около 10%83.
Квартальное падение ВВП США составило 5,7%, а в еврозоне промышленное производство в апреле 2009 года сократилось на 21,6% по сравнению с тем же периодом 2008 года.
Китайский экспорт в мае сократился на 26,4% (в годовом исчислении); темпы сокращения импорта аналогичны.
В 2008 — начале 2009 года прошла целая серия международных встреч на высшем уровне в целях выработки мер по преодолению глобального экономического кризиса84. В их числе можно упомянуть: саммит G-20 (Вашингтон, США, 15 ноября 2008 г.), Форум народов стран Азии и Европы, Коллоквиум «Новый мир, новый капитализм» (Париж, Франция, 8—9 января 2009 г.), Всемирный экономический форум (Давос, Швейцария, 28 января — 1 февраля 2009 г.), II Астанинский экономический форум (Астана, Казахстан, 11—12 марта 2009 г.) и др.
Эти мероприятия демонстрируют стремление стран к совместному решению общих проблем мирового устройства. Хочется верить, что человечество справится с кризисом и пойдет по пути дальнейшего развития.
79 [http://www.kazks.kz/article/163.html], 15 июня 2009.
80 Там же.
81 [http://www.kabmir.org/news/1324-svobodnoe-padenie-mirovoy-ekonomiki-prodoljaetsya.html], 30 июня
2009.
82 [http://www.kazks.kz/article/163.html], 15 июня 2009.
83 [http://www.kabmir.org/news/1324-svobodnoe-padenie-mirovoy-ekonomiki-prodoljaetsya.html], 30 июня
2009.
84 [http://www.economyclub.info/], 30 июня 2009.