УДК 338.124.4
СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ИНЕРЦИОННОСТИ РЫНКОВ ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА
© 2010 Д. А. Сакович
соискатель каф. экономики труда и институциональной теории e-mail: d_sakovich@.mail.ru
Костромской государственный университет
В статье обосновывается целесообразность рассмотрения современного экономического кризиса с позиции инерционности экономических процессов, в частности инерционности рынков финансового капитала. Показано, что инерционность стала одной из ключевых причин ипотечного кризиса в США, что проявилось в недостаточном учете инерционности рынков финансового капитала регулирующими органами; в инерционности принятия решений участниками финансового рынка, выразившейся в неадекватном учёте кредитных рисков на основе секьюритизации и спровоцированной дерегулированием и либерализацией рынка капиталов.
Ключевые слова: инерционность, мировой экономический кризис, рынок
финансового капитала, процент, валютный курс.
Будучи объективной характеристикой экономических процессов, инерционность позволяет выявить и объяснить многие закономерности экономической динамики, что особенно значимо в период нестабильности. Инерционность заключается в запаздывании, немгновенности реакции системы (объекта воздействия),на силу воздействия. При этом, как отмечает В. Л. Сиднина, инерционность проявляется противоречиво: и способствует устойчивости
экономической системы, сохраняя определенные хозяйственные формы и направления их развития, и препятствует становлению новых элементов и характеристик движения [Сиднина 2002]. Инерционность обусловливает характеристики как устойчивости, так и изменчивости, поскольку проявляется через сохранение существующих характеристик движения и через воспрепятствование складыванию новых отношений и характеристик экономики.
В современных условиях особенно значимым и продуктивным представляется исследование инерционности рынков финансового капитала, которая проявляется через устойчивость и медленную изменчивость следующих основных параметров функционирования рынка: направлений и интенсивности движения финансового капитала; институционального состава субъектов рынка и способов рыночных взаимодействий между ними. С одной стороны, это инерционность самих отношений между участниками рынка, которая проявляется через динамику коммуникационных взаимодействий между разными группами субъектов рынка, но в основном между поставщиками и потребителями финансовых ресурсов. С другой стороны, это инерционность в движении потоков капитала, проявляющаяся в направлениях, объемах и каналах движения капитала. Очевидно, что указанные аспекты тесно взаимосвязаны и зачастую взаимообусловливают друг друга.
Причины, обусловливающие инерционный характер динамики рынков финансового капитала, можно подразделить на общие, присущие рынку финансового капитала как экономической системе, и специфические, обусловленные институционально-функциональными особенностями данного рынка: значительными
масштабами, сложностью структуры, доминантностью по отношению к реальному сектору экономики, инерционностью составляющих институтов, социальнопсихологические.
В настоящее время мировой экономический кризис 2007-2009 гг. активно обсуждается в отечественной экономической науке. Не вдаваясь в обзор имеющихся позиций, заметим, что во многом текущий мировой экономический кризис обусловлен инерционностью рынков финансового капитала, что проявилось в следующих аспектах.
1. Недостаточный учет инерционности рынков финансового капитала регулирующими органами, в частности Федеральной резервной системой США
Инерционность позволяет объяснить наличие временных лагов - разрывов во времени между двумя или несколькими событиями в экономике, находящимися в причинно-следственной связи. Требование учета временных лагов является традиционным при проведении регулирующих воздействий косвенного, рыночного характера.
В этой связи представляется спорной целесообразность резкого снижения учетной ставки ФРС в 2001-2002 гг. (с 6 до 0,75%), проведённого в целях стимулирования экономики США и предотвращения начавшейся в 2000-м году рецессии (см. табл. 1). Последовавшее за этим резкое снижение процентных ставок коммерческих банков стало одной из ключевых причин начавшегося бума на ипотечном рынке, который, как показало дальнейшее развитие событий, был чрезмерным и в результате спровоцировал перегрев американской экономики в 20052006 гг.
Таблица 1
Ставки рефинансирования в отдельных развитых странах в 2000-2007 гг. (на конец года, процентов) [«Г руппа восьми»... 2009]
Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Г ермания^ 5,75 4,25 3,75 3,00 3,00 3,25 4,50 5,00
Италия^ 5,75 4,25 3,75 3,00 3,00 3,25 4,50 5,00
Канада 6,00 2,50 3,00 3,00 2,75 3,50 4,50 4,50
Россия 25,0 25,0 21,0 16,0 13,0 12,0 11,0 10,0
США 6,00 1,33 0,75 2,00 3,15 5,16 6,25 4,83
Япония 0,50 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10 0,40 0,75
1) 2000-2007 гг. - ставка рефинансирования для стран зоны евро
В этой связи уместно привести комментарий А. Смирнова: «Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 гг. составил около 3,2%. Но экономика «перегрелась» и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25% к лету 2006 г. Насколько эффективны были эти «ралли» по процентным ставкам? Проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом» [Смирнов].
Таким образом, существенное повышение учетной ставки в 2005-2006 гг. также можно считать дискуссионным. Ипотечные кредиты носят долгосрочный характер и предусматривают плавающую процентную ставку, повышение которой значительно увеличивает размер ежемесячного платежа и зачастую приводит к неспособности заемщика обслуживать кредит. В этой ситуации банки вынуждены прекращать
кредитные отношения, изымать объект залога - недвижимость и реализовывать её на рынке для обеспечения возвратности кредита. Однако реализация залогов постепенно становится затруднительной вследствие падения спроса на рынке недвижимости, что, в свою очередь, опять же является результатом повышения ставок - спрос на ипотечные кредиты, а значит, и на недвижимость сокращается. В то же время предложение недвижимости остается значительным вследствие строительного бума, который опять же был спровоцирован низкими ставками в 2001-2004 гг. Поэтому стремительное падение цен на недвижимость становится закономерным и становится причиной колоссальных убытков банков (см. табл. 2).
Таблица 2
Наибольшие потери банков в результате ипотечного кризиса в США в 2006-2007 гг. [Плисецкий 2008]
Банк Страна Объем списаний, млрд. долл. Финансовый результат, млрд. долл.
2007 г. 200б г.
Gtigroup США 40,7 3,б 21,5
UßS Швейцария 38,0 -4,0 10,5
Мєггііі Lynch США 31,7 -7,8 7,5
ШВС Великобритания 15,б 24,2 22,1
Мо^п Stanly США 12,б 3,2 7,5
Royal Ваnk of Scotland Великобритания 12,0 19,3 17,9
JP Мо^п Chase США 9,7 15,4 14,4
Deutsche Ваnk Г ермания 7,5 9,б 8,1
Wachovia США 7,3 0,05 2,3
Qedit Adricole Франция б,б 9,б б,8
Итого 10 банков 182 85 119
Как видно, процесс приобретает деструктивный спиралевидный характер развития, что и спровоцировало кризис на одном из важнейших сегментов рынка капитала - ипотечном рынке. О масштабах кризисных явлений в мировых финансах свидетельствуют многомиллиардные убытки и списания активов ведущих западных кредитных институтов, обвальное падение фондовых индексов и сжатие ликвидности на международных рынках капитала. По нашему мнению, учет фактора инерционности и более плавное снижение учетной ставки ФРС могли бы предотвратить как ипотечностроительный бум в крупнейшей экономике мира, так и последовавший за этим кризис либо смягчить его последствия.
2. Инерционность принятия решений участниками финансового рынка, проявившаяся в неадекватном учёте кредитных рисков на основе секьюритизации и спровоцированная дерегулированием и либерализацией рынка капиталов
Наблюдавшийся перед кризисом уверенный рост рынка субстандартного кредитования в США был обеспечен широким распространением обеспеченных долговых обязательств. Банки и финансовые компании, занимающиеся выдачей кредитов, посредством компаний специального назначения секьюритизировали активы с прогнозируемыми потоками денежных средств по ним. В связи с тем что данные пакеты состояли из активов с различным уровнем риска, инвесторы оценивали общие риски таких выпусков ниже, даже несмотря на присутствие в них высокорисковых активов.
Распространенной формой секьюритизации стало использование инвестиционных фондов, инвестирующих в структурированные бумаги, которые приобретали активы с определенными денежными потоками, а также уже торгуемые структурированные облигации и выпускали под их обеспечение краткосрочные коммерческие бумаги несколькими траншами с различным уровнем надежности. При этом около 20% всего рынка обеспеченных коммерческих бумаг приходилось на бумаги, обеспечением по которым являлись ипотечные активы [Косарева, Туманов].
Именно благодаря секьюритизации стали возможными «низкокачественные кредиты» - большое количество разновидностей ипотечных кредитов,
предусматривающих более низкие по сравнению со стандартными требования к потенциальным заёмщикам, а также не имеющие заданных ограничений по максимальной сумме кредита [Астраханцев, Лещинский]. Речь прежде всего идет о появившихся в течение последнего десятилетия гибридных кредитах с изменяемой процентной ставкой, предполагающих сочетание плавающей процентной ставки и фиксированной, разделяемых определенным первоначальным периодом, например 3 годами. Для потенциального заемщика подобные ссуды привлекательны низкой процентной ставкой, сохраняющейся в течение первоначального срока, после чего происходит ее замена на плавающую ставку.
На основе низкокачественных ипотечных кредитов выпускались ценные бумаги, которые траншировались в соответствии с требованиями инвесторов к риску и доходности. Старшие транши получали платежи в первую очередь, младшие - после погашения старших. Младшие транши обычно покупали хедж-фонды.
Рост секьюритизации привел к грандиозному росту доли заемных средств (соотношение заемных и собственных средств в сделках по секьюритизации составляло 1:15) [Казаков, Кадук]. Такой механизм работал до тех пор, пока ценные бумаги были ликвидными и вполне обеспеченными. Однако убытки по низкокачественным кредитам стали превышать ожидания, и цены на ипотечные ценные бумаги стали падать. Сброс ценных бумаг инвесторами усилил понижательную тенденцию финансовых рынков.
Дальнейшее разочарование инвесторов в рейтинговых агентствах было связано с запоздалым понижением рейтингов ценных бумаг, обеспеченных низкокачественными кредитами, что также отражает инерционность в принятии решений. Итоги кризиса показали, что значительная опасность заключается в использовании исторических статистических данных, которые по причине относительной молодости низкокачественных кредитов не являются достаточным основанием для построения адекватных прогнозов. В какой-то степени здесь можно говорить о причинах институционального характера - институциональной инерционности - то есть устойчивости норм поведения, несмотря на смену внешней среды, которая должна влиять на изменение поведения.
Кроме того, в контексте проблематики инерционности можно сделать следующий вывод: в условиях глобализации дополнительное ослабление
регулирования финансового сектора при внезапном расширении использования новых финансовых инструментов является фактором усиления динамики процессов, что ведёт к усилению интенсивности инерционности рынка финансового капитала.
Особое внимание этой проблеме справедливо уделяют Л. Григорьев и М. Салихов: «Произошел системный провал всех органов надзора, анализа и контроля финансовых рынков. Суть проблемы заключается в неспособности институтов и рынков адекватно оценивать совокупность рисков. Оказалось, что они могут отслеживать только частичные риски, но системных угроз не видят. Потеря доверия к регуляторам и финансовым властям увеличивает риски панического поведения домашних хозяйств и фирм, бегства от тех или иных валют, усиливает угрозу набега на
банки, то есть усугубляет проблемы. Тем самым резко снижается эффективность действий регуляторов и закрепляется всеобщая утрата доверия» [Григорьев, Салихов 2008].
Действительно, именно общая тенденция к дерегулированию и либерализации финансового сектора способствовала появлению системных рисков, которые стали очевидны лишь в ходе кризиса. Большая часть небанковского финансового сектора (хедж-фонды, инвестиционные банки, фонды прямых инвестиций) находится за пределами традиционного регулирования или регулируется значительно слабее. Новые сложные финансовые инструменты (CDS, CDO и т.д.), бурно развивавшиеся в последние десять лет, не проходили еще теста «на кризисную устойчивость». Финансовая система развитых стран в целом стала в гораздо большей степени полагаться на краткосрочные пассивы для финансирования долгосрочных активов. В основе этих представлений лежал опыт функционирования в условиях длительного периода «дешевых денег» и ликвидных краткосрочных кредитных рынков - то есть сам процесс принятия решений принял инерционный характер.
Библиографический список
Астраханцева М., Лещинский М. Секьюритизация по-американски или с какими иллюзиями нам придется расстаться? // Ипотечное кредитование и секьюризация [Сайт]. URL: www.rusipoteka.ru.
Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис-2008: вхождение в мировую рецессию // Вопросы экономики. 2008. № 12. С. 33.
«Группа восьми» в цифрах. 2009: стат. сб. / Росстат. M., 2009. С. 92.
Казаков А., Кадук С. Американский кризис subprime кредитов и его влияние на российский рынок // Ипотечное кредитование и секьюризация [Сайт]. URL: www.rusipoteka.ru.
Косарева Н., Туманов А. Ипотечный кризис в США: причины и уроки для России // Ипотечное кредитование и секьюризация [Сайт]. URL: www.rusipoteka.ru.
Плисецкий Д. Е. Банки в условиях нестабильности мировых финансовых рынков // Банковское дело. 2008. № 6. С. 17.
Сиднина В. Л. Формы проявления инерционности в социально-экономической системе // Вестник ОГУ. 2002. № 2. С. 150.
Смирнов А. Ипотечный кризис в США: причины и следствия // Российский бизнес [Сайт]. URL: www.rb.ru.