37 (127) - 2012
Валютный рынок
УДК 336.08.01
перспективы развития мировой валютной системы в свете глобального финансового кризиса
2007—2009 гг.
Т. А. МАХМУДОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: taira. mahmudova@yandex. ru Азербайджанская академия труда и социальных отношений
В статье рассматриваются глубинные причины, вызвавшие мировой финансовый кризис. Особое внимание уделяется монетарной политике властей США в 1990—2000гг. и ее влиянию на развертывание кризисных процессов. Систему глобальных валютных взаимоотношений автор рассматривает через призму финансовой и валютной политики ведущих западных держав. Анализ развития кризиса и его влияния на мировую валютную систему завершается оценкой перспектив ее посткризисного развития.
Ключевые слова: финансовый, кризис, Федеральная резервная система, интеграция, валютное регулирование, центральный банк, финансовая система, ипотечный кризис, ставка рефинансирования.
Масштабы финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. в мировой экономике, беспрецедентно быстро расширились и, будучи порождением острых противоречий в рыночной экономике современных государств, сопровождаются весьма серьезными негативными последствиями. Современный кризис имеет целый ряд особенностей, которые оказывают влияние и на его динамику, и на процессы оздоровления мировой экономики.
Одной из весомых причин кризиса является чрезмерная уверенность экономистов в механизмах
саморегулирования рынка [6]. Дж. Сорос в своей работе «Новая парадигма финансовых рынков» говорит об этой чрезмерной уверенности как о «сверхпузыре». В США исследованием причин кризиса и его влиянием на мировые финансовые рынки занимался Совместный экономический комитет при конгрессе. Методологией исследования стала методология Чарлза Киндлебергера, американского экономиста, который внес значительный вклад в изучение финансовых «мыльных пузырей» [1].
Спусковым механизмом мирового финансового кризиса стал ипотечный кризис в США, спровоцированный политикой американских властей. С конца 1999 г. в США наблюдался устойчивый рост цен на недвижимость: за семь лет стоимость жилья выросла почти вдвое. Но со II квартала 2006 г. ситуация изменилась — цены на недвижимость стали падать, а в 2007 г. ситуация на финансовых рынках США уже превратилась в кризис, который позднее охватил все страны.
Рост цен на недвижимость в США с 1999 по 2006 г. сопровождался рядом законодательных инициатив американского правительства, существенно снижающих налоговое бремя собственников жилья в случае его продажи. Эти инициативы (Закон о
37 (127) - 2012
Валютный рынок
налоговых льготах 1997 г., снизивший ставку налогообложения при продаже жилья с 28 % до 20; Акт о создании рабочих мест и предоставлении налоговых льгот, подписанный в 2003 г. и снизивший ставку налога при продаже жилья с 20 % до 15) спровоцировали рост спекулятивной купли-продажи недвижимости.
Но наиболее важным фактором формирования ипотечного «мыльного пузыря» стала монетарная политика Дж. Буша, которую теперь называют излишне мягкой. Краткосрочная ставка рефинансирования была снижена до 1 %, что явилось самым низким ее показателем за последние 50 лет [9]. Такое снижение было направлено на предотвращение рецессии экономики США после событий 11 сентября 2001 г.
Росту ликвидности финансового рынка США способствовало инвестирование в американские ценные бумаги стран, накапливающих валютные резервы, таких как Китай и страны Персидского залива.
Низкая учетная ставка Федеральной резервной системы (ФРС) и избыток ликвидности в США привели к снижению стоимости заемных ресурсов для банков до рекордно низкой величины, что, в свою очередь, должно было стимулировать выдачу кредитов, в том числе и на покупку жилой недвижимости.
Обе политические партии США провозглашали одной из своих задач предоставление возможности покупки жилья малообеспеченным семьям. Политическая стратегия, проводимая президентом Б. Клинтоном, привела к снижению минимального первоначального взноса, а также к развитию льготных программ ипотечного кредитования, которые предусматривали уплату в течение срока кредитования только процентов. Администрация Дж. Буша данную стратегию не изменила.
С 1930 г. малообеспеченные семьи США практически не имели доступа к ипотечному кредиту в силу того, что не могли заплатить первоначальный взнос, который составлял в среднем 20 % стоимости жилья, имели негативную кредитную историю либо не имели ее совсем. Но такие семьи могли получить доступ к ипотечному кредиту, застрахованному государственной жилищной администрацией (Federal Housing Аdmiшstratюn) или администрацией по ветеранам (Veterans Аdministrаtion). В результате развития программ правительства США по обеспечению малоимущих граждан жильем ситуация изменилась. И с 2003 г. объем незастрахованных кредитов, полученных малообеспеченными гражда-
нами (кредиты так называемой категории subprime), стал превышать объем застрахованных кредитов.
Кроме того, ко II кварталу 2006 г. 50,6 % всех выданных незастрахованных кредитов subprime составляли кредиты с плавающей процентной ставкой [4]. Это означает, что риск резкого увеличения стоимости обслуживания ипотечного кредита сконцентрировался среди малообеспеченных семей, т. е. именно той части населения, которая менее всего способна обслуживать такой долг. В 2007 г. объем ипотечных кредитов превысил 110 % ВВП. С учетом корпоративного сектора (около 90 % ВВП, или 12,4 трлн долл.) размер потенциальных «финансовых пузырей» превысил 40 трлн долл. — почти 300 % [2].
До начала падения цен на недвижимость малообеспеченные заемщики, получившие кредит с плавающей процентной ставкой на покупку недвижимости, еще до истечения льготного периода пониженной ставки могли купить дом и продать его в случае возникновения финансовых трудностей. И при получении кредита как заемщики, так и кредиторы больше опирались на динамику цен на недвижимость, чем на финансовое состояние заемщика.
Если дефолт по кредиту заемщика все-таки случался, должники подлежали выселению, а недвижимость, находившаяся в залоге у банка, — реализации.
Другой причиной пренебрежения банками кредитным риском являлась специфика рефинансирования ипотечных кредитов. Речь идет о механизме секьюритизации. Он впервые появился в США более 30 лет назад и совершил революцию на финансовом рынке [10]. Его называют одной из главных инноваций XX в. этого рынка.
Задача секьюритизации — перевод активов в более ликвидную форму. По своей сути механизм представляет собой трансформацию низколиквидных активов оригинатора в ценные бумаги, обеспеченные денежными поступлениями от исходных активов. В процессе секьюритизации также происходит перераспределение рисков между первоначальным владельцем активов, гарантом и инвесторами.
Преимущества секьюритизации очевидны. Традиционный способ рефинансирования ипотечных кредитов за счет привлечения депозитов является менее выгодным с точки зрения банковской ликвидности и банковских рисков, а также с точки зрения эффективности использования капитала. Более привлекательно для банка сразу после выдачи кредита продать свои права кредитора на фондовом рынке, предварительно обратив их в ценные бумаги,
Валютный рынок
37 (127) - 2012
и привлечь тем самым дополнительные средства для выдачи новых кредитов.
Для развития секьюритизации в США были созданы Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal Nаtionаl Mortgаge Аssociаtion «Fаnшe Мае», FNMА), Корпорация жилищного кредитования (Federal Home Loаn Mortage Corporation «Freddie Mаc», FHLMC) и Правительственная национальная ипотечная ассоциация (Government Nаtionаl Mortgаge Аssociаtion «Ginnie Мае», GNMА). Эти структуры были предназначены прежде всего для приобретения 30-летних ипотечных кредитов, выданных под фиксированную ставку с возможностью досрочного погашения.
Гарантии, предоставляемые агентствами Fаnnie Mаe и Freddie Mаc, не покрывали кредитных рисков инвесторов.
Кроме централизованного направления развития секьюритизации ипотечных кредитов, курируемого FNMА, FHLMC, GNMА, существовало также и децентрализованное направление, развивавшееся благодаря значительному количеству программ коммерческих банков по ипотечному кредитованию.
В 2006 г. выпуск ипотечных ценных бумаг централизованного направления достиг 899,2 млрд долл. Что касается ипотечных ценных бумаг децентрализованного направления, то их рынок увеличился до рекордной цифры в 742,8 млрд долл., что на 15,1 % больше, чем в 2005 г., в том числе объем ипотечных ценных бумаг RMBS (ипотечных ценных бумаг, выпущенных под обеспечение жилых помещений) увеличился на 17,2 %, достигнув 574,3 млрд долл. в 2006 г., а объем CMBS (ипотечные ценные бумаги, выпущенные под залог коммерческой недвижимости) в 2006 г. достиг 168,5 млрд долл. [4].
Так, на основе низкокачественных ипотечных кредитов выпускались ценные бумаги, которые траншировались в соответствии с требованиями инвесторов к риску и доходности. Старшие транши получали платежи в первую очередь, младшие — после погашения старших. Младшие транши обычно покупали коллекторы и хедж-фонды.
Такой механизм работал до тех пор, пока ценные бумаги были ликвидными и вполне обеспеченными. Адекватно оценить кредитные риски при такой структуре финансовых операций не смогли даже рейтинговые агентства.
Со временем убытки по низкокачественным кредитам стали превышать ожидания, и цены на ипотечные ценные бумаги начали падать. Сброс
ценных бумаг инвесторами усилил тенденцию падения финансовых рынков.
В течение 2007 г. не менее 25 ипотечных банков объявили о своем банкротстве. В марте 2008 г. в отчете о банкротстве самого крупного ипотечного банка New Century Finаnce, специализировавшегося на кредитах subprime, были обнародованы значительные недочеты в практике оценки кредитных рисков и выдачи кредитов, а также были выявлены незаконные действия в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В документе обвинили независимого аудитора банка, компанию KPMG, в сокрытии проблем в 2005 и 2006 гг.
Крупнейший ипотечный банк США, Countrywide Finаnciаl, который оригинировал 17 % всех ипотечных кредитов, а также являлся первичным дилером на рынке государственных облигаций, оказался под значительным финансовым бременем и без доступа к рыночному финансированию. В январе 2008 г. Bаnk of Аmericа купил Countrywide Finаnciаl за 4,1 млрд долл., что составляло менее 20 % рыночной стоимости активов банка еще год назад [1].
Потрясения в банковской сфере сопровождались ростом кредитных рисков. Из сферы банковского кредитования кризис перекинулся на сферу производства. Потребительский спрос резко сокращался, сопровождаясь массовыми увольнениями в автопроме США. В критическом положении оказались автогиганты, такие как «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер». Банкротства фирм захлестнули страну. 24 февраля 2009 г. президент Б. Обама заявил, что экономика находится в кризисе и каждые 30 секунд в стране происходит банкротство [2].
Финансовый кризис, разгоревшийся на фоне ипотечного кризиса США, не мог не повлиять на финансовые сектора других стран ввиду высокой степени глобализации, усиленной функционированием современных информационно-коммуникационных систем.
Процесс банкротств финансово-банковских институтов быстро перекинулся из Америки на другие страны и континенты, прежде всего в Европу — слишком велика степень переплетения экономик и финансов в современном глобальном мире, их взаимозависимость и взаимосвязь (см. таблицу).
Экономический кризис заставил правительства ведущих государств приступить к консолидации усилий в борьбе с экономическим кризисом.
Центральные банки Северной Америки, ЕС и Японии 18 сентября 2008 г. выступили с заявлением
37 (127) - 2012
Валютный рынок
Динамика ввп крупнейших экономик мира в 2005—2009 гг., %
Страна, 2005 2006 2007 2008 2009
регион
США 2,9 2,8 2,0 1,1 —2,4
Еврозона 1,7 2,9 2,7 0,7 —4,0
Япония 1,9 2,0 2,4 -0,6 —5,0
Китай 10,4 11,6 13,0 9,0 8,7
Индия 9,5 9,8 9,3 6,3 6,7
Бразилия 3,2 3,8 5,4 6,0 —1,2
Россия 6,4 7,7 8,1 5,6 —7,9
о том, что они намерены осуществить массированную долларовую интервенцию на общую сумму в 247 млрд долл., чтобы решить проблему ликвидности банковских балансов и предотвратить лавину банкротств.
Председательствовавший в ЕС президент Франции Н. Саркози, экстренно собрав в Париже глав Великобритании, Германии и Италии — своего рода антикризисный саммит, предложил план стабилизации европейского финансового рынка. Предусматривалось создание общеевропейского фонда на сумму около 300 млрд евро, средства из которого могли быть использованы для помощи проблемным европейским финансовым компаниям.
Эксперты Старого Света проводили параллели между планом Саркози и планом Полсона. Однако первый, поддерживаемый итальянским премьером С. Берлускони, был отклонен германским канцлером А. Меркель и британским премьером Г. Брауном. Первоначально крупные европейские державы считали возможным преодолеть кризис самостоятельно. И только когда его мощные удары стали сотрясать все здание европейской финансовой системы, страны ЕС перешли к реальному объединению усилий.
11—12 октября 2008 г. на саммите министров финансов G-7 в Вашингтоне был принят другой план из пяти пунктов.
1. Использовать все имеющиеся средства, чтобы поддержать системно важные финансовые институты, не допуская их банкротств.
2. Обеспечить принятие всех необходимых мер для разблокирования кредитных и денежных рынков, гарантировать свободный доступ банков и других финансовых институтов к ликвидности и финансированию.
3. Обеспечить банкам возможность привлекать капитал как из частных, так и из государственных источников в достаточных количествах для восста-
новления доверия и возобновления кредитования бизнеса и частных лиц.
4. Обеспечить надежность национальных программ страхования вкладов через систему государственных гарантий.
5. Принять дополнительные меры для возобновления деятельности вторичных рынков ипотечных и других ценных бумаг.
Эти общие принципы, которые, однако, выходят далеко за пределы Бреттон-Вудских соглашений, означают переход всей финансовой системы на качественно иной вектор развития. Это реально подтвердилось, когда было раскрыто содержание решений на указанном саммите G-7. В частности, министрами финансов «семерки» были приняты конкретные решения, свидетельствовавшие о глубоком переустройстве всей мировой финансовой архитектуры. В чем суть этих изменений? Назовем три пункта.
Первое. Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Банк Англии, Центральный банк Швейцарии объявили о снятии всех ограничений на предоставление ликвидности в долларах США национальным банковским системам до 30 апреля 2009 г. Спустя несколько часов после этого решения к нему присоединился Банк Японии.
Второе. Все перечисленные банки немедленно объявили о первых аукционах без ограничений по суммам: 14 октября 2008 г. на срок до семи дней провел кредитный залоговый аукцион Банк Англии; 15 октября на тот же срок — банки Швейцарии и Японии; ЕЦБ 15 октября начал программу еженедельных аукционов. Все пять банков объявили дополнительные аукционы на сроки 28 дней и 84 дня; процентные ставки стали фиксированными.
Третье. Европейский центральный банк сообщил, что принял решение проводить аукционы, на которых будет осуществляться неограниченное предложение долларов (для снятия проблемы ликвидности) по крайней мере до января 2009 г.
Если традиционная денежная политика ЕЦБ и членов «семерки» строилась на ограничении предложения ликвидности, отныне единственным инструментом регулирования рефинансирования в долларах стали фиксированные предаукционные ставки процента центральных банков. Это исключительно важное новшество.
Таким образом, все решения мировых финансовых властей перевели глобальную финансовую систему в принципиально иное качество. Главным инструментом регулирования были провозглашены отныне не
Валютный рынок
37 (127) - 2012
рынок, не его частные агенты, а государства и решения их финансовых властей. Это свидетельство отказа от неолиберальной доктрины как методологической базы проводившейся на протяжении последних трех десятилетий финансово-экономической политики.
Одновременно с этими решениями страны ЕС приняли свои национальные планы спасения финансовых систем, сконцентрировав для этого огромные финансовые ресурсы: Великобритания — 980 млрд долл.; Германия — 643 млрд; Франция — 540 млрд; Италия — 200 млрд; Испания — 150 млрд; Швеция — 120 млрд долл.
Естественно, страны ЕС испытывают не меньшие трудности в экономическом развитии, чем США. Их рост также приостановился. Соответственно возросли масштабы социальных проблем. Их предполагается решать уже не через всесильный рынок, а через государственную политику стимулирования.
Один из ключевых вопросов послекризисной валютно-финансовой реформы касается судьбы резервных валют. Универсального ответа на него пока нет, но есть немало предложений по мировой, национальным и региональным валютам.
Во-первых, активно продвигаются идеи новой глобальной валюты, и по этому поводу есть немало планов. Наиболее простые состоят в использовании двух ныне доминирующих валют — доллара и евро, определенным образом слитых Международным валютным фондом воедино для совершенствования природы специальных прав заимствования (СДР). Р. Манделлом представлен проект создания композитной глобальной валюты интор, состоящей в равной пропорции из доллара, евро, иены, фунта стерлингов (нынешняя корзина СДР) и золота.
Тема глобальной резервной валюты, независимой от решений отдельных государств или межгосударственных объединений, остается актуальной. Это может быть СДР на новой базе или иная единица.
Во-вторых, различного рода объединениями выдвигаются идеи развития региональных валютных союзов. Здесь также существует множество вариантов, связанных, в частности, с использованием азиатской валютной единицы аси странами Азиатско-Тихоокеанского региона, латинского доллара — странами Южной Америки, амеро — государствами Северной Америки, арабского динара — странами Ближнего Востока, равно как и планов продвижения на роль резервных таких национальных валют, как китайский юань и российский рубль, развития региональных и международных финансовых центров [3, 5, 7, 8].
В настоящее время судьба резервных валют и направлений реформирования мировой валютной системы остается нерешенной. Государства—эмитенты резервных валют не хотят отказываться от финансовой подпитки своих экономик. Все саммиты «Большой двадцатки» так и не приняли каких-либо значимых решений по поводу перспектив валютного мироустройства.
В настоящее время развита организационная инфраструктура для рассмотрения различных предложений и согласования позиций по валютной реформе. Площадками могут служить и саммиты стран БРИК, и форумы АТЭС, встречи руководителей ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, саммиты России и Евросоюза или иные. Россия, используя свое уникальное географическое положение и связи, способна стать связующим мостом для ведения конструктивного диалога между заинтересованными сторонами. Особенно если этот мост своевременно пройдет модернизацию и реализует инновации.
Список литературы
1. Бакланова В. Коллапс рынка недвижимости США и мировой финансовый кризис. URL: http:// www. rusipotekа. ru/аrticles/2008/koПаps_rynkа_ nedvizhimosti.
2. Динкевич А. И. Мировой финансово-экономический кризис (Опыт структурно-функционального анализа) // Деньги и кредит. 2009. № 10.
3. Моисеев С. Р. Макропруденциальная политика: цели, инструменты и применение в России // Банковское дело. 2011. № 3.
4. Резванова Л.М. Механизм секьюритизации в системе рефинансирования ипотечного кредитования. URL: http://www. reglаment. net/bаnk/credit/2008_1_ агйс1е. htm.
5. Рустамов Э. Проблемы реформирования макроэкономических институтов в посткризисный период // Деньги и кредит. 2010. № 9.
6. Сорос Дж. Новая парадигма финансовых рынков / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
7. Хандруев А. А., Левченко Д. В. Таргетирование инфляции: международный опыт и Россия. М., 2000.
8. Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции в СНГ и ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (31).
9. Boeri T., Guiso L. Subprime crisis: Greenspаn's Legаcy // Eurointelligence, 28.08.2007. URL: http://www. eurointelligence. сот/атйск. 581+M5ee6d1ef037.0.html.
10. URL: http://www. regiment. net/bаnk/ credit/2008 1 атйск. htm.