ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
водник, посредник. Человек и бытие неразрывно связаны, их существование взаимно обусловлено, и то, что является в человеке, его сознании бытийным — является таковым благодаря языку.
Ключом же к Бытию является качество, способность языка сказывать, повествовать. Именно в нар-ративности мыслитель видит синтез бытия, смысла и понимания. В нарративе заложена привносимая в область языка единая связь, опосредующая смысловое целое. Нарратив закрепляет за предметами их смысловое наполнение в рамках целого, единого символического контекста, скрепляет смысл, реальность и понимание.
Библиографический список
1. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / Мартин Хайдеггер. — М. : Республика, 1993. — 447 с.
2. Зайцева, З. Н. М. Хайдеггер: Язык и время / З. Н. Зайцева // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. — М. : Высш. шк., 1991. — 192 с.
3. Хоу, Д. К. Хайдеггер и герменевтический поворот /Д. К. Хоу // Мартин Хайдеггер : сборник статей. — СПб. : РХГИ, 2004. — 573 с.
4. Верлен, П. Лирика / Поль Верлен. — М. : Художественная литература, 1969. — 190 с.
5. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин, — М. : Интрада, 1996. — 254 с.
6. Батай, Ж. Теория религии. Литература и зло / Жорж Батай. — Минск. : Современный литератор, 2000. — 352 с.
7. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали / Фридрих Ницше. — М. : Олма-Пресс, 2001. — 383 с.
ТЕРЕБКОВ Александр Сергеевич, аспирант кафедры философии.
Адрес для переписки: е-шаД: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2010 г.
© А. С. Теребков
УДК 1:800 К. Ж. НАГАПЕТЯН
Омский государственный аграрный университет
МИРОПРОГОВАРИВАНИЕ-МИРОПОНИМАНИЕ КАК СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭТНОСА
Миропроговаривание-миропонимание является инверсией схемы мироощущение, мировосприятие, миропонимание, характерной для философской системы изучения мировоззрения индивида. Это иной путь построения мировоззрения, когда языковая реальность рассматривается в качестве основного фактора формирования взглядов на мир, миропонимания, отношения к объективной реальности. Языковой реальности, в данном случае принадлежит роль транслятора знаний и жизненных позиций в культурном пространстве социума, их получения, на ее основе происходит формирование внутреннего мира индивида, его характера и привычек. Язык выступает как особого рода знаковая система, включающая в себя определенную совокупность концептов.
Ключевые слова: мировоззрение, этнос, языковая реальность, языковая общность, миропроговаривание, концепт.
Существуют определенные механизмы зависимости видения мира и картины мира, складывающейся в сознании людей под влиянием конкретного языка, а также закономерности, характерные для мировоззрения носителей конкретной языковой реальности. Проследить взаимосвязь языковой общности и языковой реальности возможно на основе анализа конкретных мировоззренческих установок тех или иных языковых носителей, поиска специфических черт, характерных для миропонимания данной языковой общности.
Мировоззрение, являясь формой общественного сознания, охватывает различные пласты человеческого опыта, определяя видение мира, а также программы поведения и различные действия людей. Посредством мировоззрения происходит интеграция индивидов и различных социальных групп в общность. Мировоззрение есть основа для миропонимания. Миропонимание включает в себя определенную совокупность понятий, представляющих, в свою оче-
редь, сумму образа и слова конкретного языка. Миропонимание не может существовать в отрыве от языковой реальности. На основе миропонимания складывается определенная система взглядов на мир, то есть, соответственно, формируется мировоззрение.
«Овладевая миром духовным, миром культуры, ребенок всегда ищет слова. Он узнает его в значении очень приблизительном (а оно первично по отношению к его последующему функционированию), но достаточно поляризированном на шкале «хорошо — плохо». Особенность этой шкалы состоит в том, что уже простая оценка «хорошо» или «плохо» есть рефлексия ситуации в обобщенных, недифиринцированных эмоциональных эталонах»[1, с. 132]. «У человека, который осваивает духовный мир, есть мера, которую он прикладывает к миру реальных вещей: к своему поведению, к поведению других, к отношениям людей друг к другу и к миру. Эта мера — слова, в которых «воплощен дух народа» и которые составляют его
культуру. Поиск смысла абстрактных имен формирует личность в человеке, а само содержание их наполняется его индивидуальным опытом»[1, с. 134].
Слово является неким универсальным образцом и эталоном, который можно приложить ко всем жизненным ситуациям, относящимся к духовной сфере людей. Это выразитель духовной жизни и культуры своего носителя. С помощью слова человек может постичь духовный мир. Формирование личности субъекта возможно только в наполнении абстрактных имен смыслом. Таким образом, человек, с одной стороны, формируется под влиянием осмысленных абстрактных слов, а с другой — сам наполняет их своим опытом. Мировоззрение каждой отдельной языковой общности будет радикальным образом отличаться от мировоззрения, сформированного в рамках другой языковой общности. Языковая реальность является своеобразным ключом к пониманию мировоззрения конкретного этноса, класса и поколения. Только на базе изучения абстрактных понятий, принадлежащих к определенной языковой реальности, можно сформировать в своем сознании образ бытия того или иного носителя языка. Сфера языковой реальности — это своеобразные ворота к мировоззрению людей, к их взглядам на устройство общественного бытия, привычки, нормы и традиции. Существует прямая зависимость поведения и восприятия реальности от языка. Именно язык задает отношение к действительности, формируя в сознании своих носителей устойчивые представления и оценки. Следовательно, то, как носители конкретного языка воспринимают мир, специфика их мировоззрения подчинена законам языковой реальности, господствующей в данном языковом коллективе.
Так, по мнению А.И.Столетова и Р.Х. Лукмановой, язык является своего рода ландшафтом, который определяет этнические черты людей. Так, например, через русскую языковую реальность можно определить всю русскую культуру, которая является, по своей сути, алогичным и противоречивым явлением, склонным к постоянному интуитивизму и сомнению, которые сочетаются, одновременно, с верой. Язык является одним из важнейших факторов идентификации личности. Различия в мировоззрениях объясняются, прежде всего, языковыми различиями. Каждое языковое сообщество пользуется средствами общения — так называемыми языковыми кодами. Языковое сообщество может быть объемлющим по отношению к другим. Как отмечал Л. Вайсгербер, языковая общность является основной формой общности людей, с помощью которой можно понять ее духовность и культуру. Язык является духовным центром нации, движущая сила ее культурного развития, относится ко всем духовным достижениям языковой общности. Это основа бытия людей, промежуточный мир между действительностью и сознанием человека. Л. Вайсгерберу принадлежит идея «языкового мировидения», согласно которой язык — основа представлений о мире, мировоззрения, ключ к пониманию действительности. В философском онтологическом плане, способ языкового видения мира находит свое выражение в так называемой «вещной» онтологии, которая выражается в тезисе о том, что «мир состоит из вещей». Каждый язык обладает только ему свойственным способом восприятия и отражения действительности. Системы видения мира в различных языках отличаются. Языковая реальность выступает в виде транслятора культуры, оказывая влияние на миропонимание, характерное для той или иной языковой общности.
Существует особого рода путь построения мировоззрения, как миропроговаривание — миропонимание, являющийся инверсией схемы мироощущение, мировосприятие, миропонимание. В такой схеме язык является основным аспектом формирования целостного мировоззрения и мировосприятия, главным компонентом картины мира, выраженной в определенных понятиях и высказываниях языковой реальности, носителем которой является та или иная общность, будь то определенная нация или этнос. Проговаривание является основой формирования языкового видения мира, рождающее в сознании индивида устойчивые связи с объективной реальностью. «Языковая реальность есть озвученная действительность, результат проявления самого процесса говорения (проговаривания)»[2]. Без про-говаривания невозможен сам факт перехода абстрактных смыслов и понятий из области языковой реальности в образ конкретного мировоззрения индивида. Только процесс миропроговаривания, постоянного озвучивания понятий позволяет прийти к самому миропониманию.
М. Хайдеггер отмечал, что бытие приходит к про-говариванию и тогда рождается язык. Через проговаривание бытия, через язык рождается миропонимание. Следовательно, чтобы объективная реальность обрела свой истинный смысл, ее нужно многократно проговаривать. Язык — основное средство этого проговаривания, он есть потенция миропонимания, а следовательно, миропроговаривание приводит к миропониманию. Согласно работе М. Хайдеггера «Бытие и время», выговоренность речи вовне является языком. Язык существует как словесная целостность, имеет «мирное» бытие и обладает качеством внутримирно сущего. Человек показывает себя, как говорящее сущее.
Язык позволяет раскрыть мир, а значит сформировать устойчивую систему представлений об окружающей действительности. Миропонимание возможно только через постоянное проговаривание бытия, следовательно, это есть система миропрогова-ривание — миропонимание. Язык для этносов, классов, поколений является не только средством общения, но памятью и историей, культурой и мировоззрением. Это форма культуры, которая воплощает в себе определенный тип жизни. Таким образом, языковая реальность ярко выражает самосознание этноса, определенного класса, являясь, своего рода средством поддержания существования речевого коллектива, в рамках которого она существует, а также связывает между собой целые поколения, посредством передачи норм, ценностей, традиций и мировоззренческих установок. Будучи средством передачи его культуры и, как следствие, подержания традиций, норм, обычаев, миропонимания, языковая реальность обеспечивает существование языкового сообщества.
Мировоззрение, или, как его еще называют, миропонимание, является так называемой кодировкой образов в средства языка. Основные мировоззренческие идеи всегда являются тождественными той культуре, ценности которой они выражают. Для любых мировоззренческих представлений характерен факт того, что они спонтанно возникают в коммуникативных ситуациях. Окружающая действительность принимает форму того языка, на котором ее мыслят. Язык — это своеобразная призма, через которую преломляется восприятие действительности. Это некое зеркало окружающей человека объективной реальности, которую он видит и понимает для
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
себя, согласно тому языку, носителем которого является.
Языковые знаки, подобно концептуальным символам, конструируют объективную реальность в сознании людей. Язык формирует сетку понятий, которая создает языковую картину мира. Таким образом, через сетку понятий вырабатывается миропонимание и мировоззрение. Особенности и отличительные черты языкового сообщества определяются не только спецификой языковой реальности, но также концептами, входящими в ее состав. Концепты образуют некий каркас языка, посредством чего и формируется его специфичность, уникальность и непохожесть на другие языки. Языковая картина мира является упорядоченной системой языковых знаков, которая содержит информацию об окружающем мире, отражает объективную реальность средствами конкретного языка. Это своеобразная матрица к пониманию мировоззрения конкретного этноса. Языковая картина мира, следовательно, есть идейный каркас конкретной культурной среды в рамках языковой реальности.
Существует своего рода детерминированность мировоззрения и миропонимания языковой реальностью. Характер мировоззрения находится в прямой зависимости от языковой реальности и концептов, суть которых она выражает. Проговаривание абстрактных слов в языковой реальности позволяет формировать картину мира, мировоззрение и миропонимание в сознании как отдельных индивидов, так и языковой общности в целом. Через проговаривание бытия в сознании людей рождаются специфические представления об устройстве этого самого бытия и своем месте в нем. Проговаривание наделяет абстрактные понятия смыслом, представляя собой постоянную
рефлексию. Через проговаривание человек постигает сущность объективного мира, его структуру.
Миропроговаривание является важным аспектом понимания окружающей действительности, зависящее, прежде всего, от особенностей языковой реальности, как важного аспекта коммуникаций между ее носителями и накопления информации. Схема миро-проговаривание — миропонимание существует под углом языковой реальности, как формирующего фактора мировоззрения конкретной языковой общности, что представляет собой новизну исследования в данной области. Поскольку существует разнообразие языков и их носителей, данная схема, применимая к определенной языковой реальности, в каждом отдельном случае будет выражать определенное мировоззрение, обладающее особой спецификой и чертами.
Библиографический список:
1. Чернейко, Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени / Л. О. Чернейко. - М., 1997. - 320 с. - ISBN 5-7918- 0014-2.
2. Нуриев, Б. Д. Субъект языковой реальности и языковой деятельности: коммуникативный, познавательный и гносеологический аспекты // Вестник Башкирского университета. — 2009. — Т. 14. - № 3. - С. 899.
НАГАПЕТЯН Карина Жирайровна, ассистент кафедры философии Омского государственного аграрного университета, аспирантка кафедры философии Омского государственного педагогического университета.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2010 г.
© К. Ж. Нагапетян
УДК 1 И. С. МЕТЕЛЁВ
Омский институт (филиал) Российского государственного торговоэкономического универститета
СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИГРАЦИИ______________________________
Автор рассматривает тенденции коммуникативных действий в границах миграционного опыта, способы осмысления феномена миграции во взаимодействии с социальной средой и на этой основе направления локализации конфликтного пространства граждан в развитии политики мультикультуризма.
Ключевые слова: общество, онтология, жизненный мир, личность, коммуникативное действие.
Современные общественно-политические и экономические дискуссии о факторе миграции, его роли в жизнедеятельности российского социума постепенно обращаются к пониманию универсального характера миграционности, в том числе ее протяженного социально-исторического развития. В этом случае выявляется незаместимая роль философского анализа, ориентированного на постижение сущностных черт и качеств опыта миграции, противостоящего облегченным, редукционистским способам
понимания и объяснения феномена «человека мигрирующего». По этой причине необходимо обращение к таким универсальным проблемам, как онтология пути и местности, в особенности поиск гомогенных пространств, современные способы масштабирования, выявление оснований новой регионализации, демографическая структурность мира. Одновременно актуализируются вопросы этикокультурологического, философско-социологического, социальнопсихологического характера, которые позволяют