Научная статья на тему 'Языковая реальность в структуре мировоззрения этноса'

Языковая реальность в структуре мировоззрения этноса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1139
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭТНОС / ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ОБЩНОСТЬ / КОНЦЕПТ / OUTLOOK / ETHNOS / LANGUAGE REALITY / LINGUISTIC COMMUNITY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нагапетян К. Ж.

Существуют связь мировоззрения с языковой реальностью, а также механизмы зависимости видения мира и картины мира, складывающейся в сознании людей, под влиянием конкретного языка. Языковая реальность рассматривается в качестве одного из основных факторов формирования взглядов на мир, миропонимания, отношения к объективной реальности. Языку принадлежит роль транслятора знаний и жизненных позиций в культурном пространстве социума, а также получения знаний. Рассматривая взгляды общества на мир под углом конкретной языковой парадигмы, можно проследить ряд особенностей и закономерностей, характерных для носителей конкретного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language Reality in Structure of Ethnos Outlook

There is a communication of outlook with a language reality, mechanisms of dependence of vision of the world and the picture of the world developing in consciousness of people, under the influence of concrete language. The language reality is considered as one of major factors of formation of sights in the world, outlook, the relation to an objective reality. Language possesses a role of the compiler of knowledge and vital positions in cultural space of society, and also noegenesis. Considering sights of a society in the world under a corner of a concrete language paradigm, it is possible to track a number of features and laws, characteristic for carriers of concrete language.

Текст научной работы на тему «Языковая реальность в структуре мировоззрения этноса»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 1. С. 57-59.

УДК 1:800.1 К.Ж. Нагапетян

Омский государственный аграрный университет

ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭТНОСА

Существуют связь мировоззрения с языковой реальностью, а также механизмы зависимости видения мира и картины мира, складывающейся в сознании людей, под влиянием конкретного языка. Языковая реальность рассматривается в качестве одного из основных факторов формирования взглядов на мир, миропонимания, отношения к объективной реальности. Языку принадлежит роль транслятора знаний и жизненных позиций в культурном пространстве социума, а также получения знаний. Рассматривая взгляды общества на мир под углом конкретной языковой парадигмы, можно проследить ряд особенностей и закономерностей, характерных для носителей конкретного языка.

Ключевые слова: мировоззрение, этнос, языковая реальность, языковая общность, концепт.

Язык представляет собой важнейшее средство общения между людьми, являясь достоянием коллектива. В срезе определенного времени язык объемлет собой всё разнообразие говоров и диалектов, классовую и профессиональную речь. Язык объединяет индивидов в различные группы, помогает в общении с окружающими людьми, раскрывая привычки, возраст, воспитание, с его помощью люди осуществляют выражение своих мыслей, чувств и настроений. Это то, что объединяет нацию, укрепляет государство, являясь неотъемлемой частью культуры. Без него невозможно нормальное функционирование общества. Язык делает доступным человеку понимание окружающего мира и присутствующего в нем мира вещей. По утверждению Д. С. Лихачева, совокупность концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется вся культура нации. Представитель той или иной нации или этноса является носителем языка, языковой личностью. Поскольку культурные концепты различны, носитель одного языка коренным образом отличается от другого носителя по своей культурной специфике, к которой можно отнести особенности быта и научного сознания, историю, различные межличностные отношения, мировоззренческие установки.

В философии представлено множество различных точек зрения на природу и особенности мировоззрения, а также место языковой реальности в структуре мировоззрения. Их точный анализ позволяет выявить основные закономерности исследуемой проблемы. Ф. Бэкон одним из первых увидел связь между языком и сознанием человека, слов и мировоззрения. Философ утверждал, что от понимания смысла слов зависит субъективный образ объективного мира, т. е. миро-

© К.Ж. Нагапетян, 2011

58

К.Ж. Нагапетян

воззрение и миропонимание человека. «Языковая реальность есть озвученная действительность, результат проявления самого процесса говорения (проговарива-ния)» [1]. Слово является материальной субстанцией мировоззрения. Любое мировоззрение представляет собой совокупность абстрактных понятий или, как их ещё называют, терминов. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия мировоззрение трактовали как прежде всего коммуникативно-знаковую среду, представления, связанные с абстрактными словами. Таким образом, для развития мировоззренческих установок у индивида требуются определенные условия, связанные с языковой реальностью, являющейся базой абстрактных представлений об окружающей действительности. Л.О. Чернейко в своей работе [2] отмечает, что абстрактные слова есть точка зрения языка на мир, а также являются языковой формой бытия духовного мира, составляя повседневный опыт индивида. Согласно ему, спонтанная речь позволяет увидеть языковое сознание в той его сфере, которая являет собой видение мира, отношение к миру. «Овладевая миром духовным, миром культуры, ребенок всегда ищет слова. Он узнает его в значении очень приблизительном (а оно первично по отношению к его последующему функционированию), но достаточно поляризированном на шкале «хорошо-плохо». Особенность этой шкалы состоит в том, что уже простая оценка «хорошо» или «плохо» есть рефлексия ситуации в обобщенных, недифференцированных эмоциональных эталонах» [2, с. 132]. «У человека, который осваивает духовный мир, есть мера, которую он прикладывает к миру реальных вещей: к своему поведению, к поведению других, к отношениям людей друг к другу и к миру. Эта мера -слова, в которых “воплощен дух народа” и которые составляют его культуру. Поиск смысла абстрактных имен формирует личность в человеке, а само содержание их наполняется его индивидуальным опытом» [2, с. 134].

С. К. Гураль в своей работе [3] утверждает, что именно язык отражает действительность и создает картину мира, специфичную для каждого языка, народа и этноса. А также существует теснейшая связь между языком и его носителем. Действительно, языковые средства игра-

ют одну из важнейших ролей в формировании картины мира и представлений об окружающей действительности. Но поскольку существует множество языков, картина мира, сформированная посредством языковой реальности, будет являться специфичной и уникальной для каждого конкретного её носителя. Таким образом, мировоззрение каждой отдельной языковой общности будет радикальным образом отличаться от мировоззрения, сформированного в рамках другой языковой общности.

Языковая реальность является своеобразным ключом к пониманию мировоззрения конкретного этноса, класса и поколения. Только на базе изучения абстрактных понятий, принадлежащих к определенной языковой реальности, можно сформировать в своем сознании образ бытия того или иного носителя языка. Сфера языковой реальности - это своеобразные ворота к мировоззрению людей, к их взглядам на устройство общественного бытия, привычки, нормы и традиции. Также Гураль утверждает, что человек познает мир посредством своих органов чувств, а затем создает систему представлений о мире, выражающихся в знаках и определенного рода высказываниях. Автор пишет, что слово отражает определенное видение предмета реальности, и это видение определенным образом навязано носителю языка. «Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению различен у разных народов, что обусловлено особенностями истории, географии, климатом, верованиями, традициями этих народов и, соответственно, развитием их общественного сознания» [3, с. 16]. «Во-первых, язык как идеальная, объективно существующая культура подчиняет себе, организует восприятие мира его носителями, во-вторых, язык - система чистых значимостей - образует собственный мир, как бы наклеенный на мир действительный» [3, с. 17].

Существует прямая зависимость поведения и восприятия реальности от языка. Именно язык задает отношение к действительности, формируя в сознании своих носителей устойчивые представления и оценки. Следовательно, то, как носители конкретного языка воспринимают мир, специфика их мировоззрения подчинена законам языковой реальности,

Языковая реальность в структуре мировоззрения этноса

59

господствующей в данном языковом коллективе.

Сфера концептов образует языковую реальность, а языковая реальность, в свою очередь, организует способы жизнедеятельности людей, их взгляды на мир и мировоззрение. В условиях определенной языковой общности происходит наложение языка на действительность, в результате чего бытие получает выражение своих смыслов, таким образом формируя основы миропонимания в сознании людей.

«Языковая семантика открывает путь из мира собственно языка в мир реальности. Этот путь обусловлен культурными представлениями о предметах и явлениях культурного мира, свойственных данному речевому коллективу в целом и индивидуальному носителю языка в частности» [3, с. 18]. С.К. Гураль указывает на определенную связь философского анализа языка с анализом способа бытия, который зафиксирован в языке. Таким образом, изучив язык, можно понять и само устройство бытия.

Как отмечали А.И. Столетов и Р.Х. Лук-манова в своей статье «Универсальное и локальное в мировоззрении», существует некая этничность мировоззрения, поскольку каждый человек живет и развивается в определенной этнической среде, проходит процессы социализации. Для мировоззрения, несомненно, важен лингвистический аспект разнообразия этносов, населяющих землю, поскольку именно язык задает границы, в рамках которых происходит осмысление важных мировоззренческих вопросов. Этническое мировоззрение является системой представлений этноса о мире, себе и своем месте в мире, которые позволяют идентифицировать себя как целостность во времени и пространстве.

Е.А. Воробьева в работе «Языковое выражение этнической картины мира в поликультурном пространстве Забайкалья», отмечает, что диалог между различ-

ными этническими культурами осуществляется только посредством языка. Язык является самораскрытием себя в другом. Каждый язык является самобытной системой, которая накладывает отпечаток на его носителей и формирует их собственную картину мира. Языковая картина мира является упорядоченной системой языковых знаков, которая содержит информацию об окружающем мире, отражает объективную реальность средствами конкретного языка. Это своеобразная матрица к пониманию мировоззрения конкретного этноса. Язык является сокровищницей национальной культуры народа, который говорит на конкретном языке. С помощью языка происходит фиксация жизненного опыта, достижений культуры. Национальный компонент обнаруживается в языковой реальности, особенно четко прослеживается он в лексике, фразеологии, афористике, правилах речевого этикета. Изучение того или иного языка позволяет получить более полное и исчерпывающее знание о культуре и традициях конкретного этноса.

Овладение чужим языком позволяет овладеть определенными знаниями о картине мира данной языковой общности. Познание национальной картины мира на конкретном языке означает познание миропонимания его носителя, понимание его мировоззрения. Таким образом, чтобы понять носителя того или иного языка, его взгляды на мир, необходимо сначала познать его языковую реальность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Нуриев Б. Д. Субъект языковой реальности и языковой деятельности: коммуникативный, познавательный и гносеологический аспекты // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т. 14. № 3. С. 899.

[2] Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997.

[3] Гураль С.К. Мировоззрение, картина мира, язык : лингвистический аспект соотношения. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.