Научная статья на тему 'Метаморфозы миропроговаривания русской культуры'

Метаморфозы миропроговаривания русской культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы миропроговаривания русской культуры»

УДК 1:800.1 К.Ж. Нагапетян

Омский государственный технический университет, г. Омск

МЕТАМОРФОЗЫ МИРОПРОГОВАРИВАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Языковая реальность, являясь порождением социокультурного пространства, сама обладает культуротворческим потенциалом. Язык и культура никогда не представляли собой самостоятельных и, тем более, обособленных друг от друга феноменов - любая область культуры может быть осмыслена как вербальное, проговариваемое пространство, пространство языковой реальности. Возникновение культуры связывается прежде всего с оформлением языковой сфера социума, ее основные константы фиксированы в слове. Внутри каждого исторического типа культуры существует своя, определенная языковая реальность в которой проявлены особенности миропонимания объединяющего носителей данной культуры. Мировоззренческие установки русской культуры (от обыденных до философских) позволяют заявить об основном значении языковой реальности в организации ее бытия.

В истории философской мысли идея о проговаривании бытия впервые была освещена М. Хайдеггером. М. Хайдеггер писал, что бытие приходит к проговариванию и тогда рождается язык. Через проговаривание бытия, через язык рождается миропонимание. «Лишь имеющееся в распоряжении слово наделяет вещь бытием»[1,c.302]. Существует особого рода путь построения мировоззрения, как миропроговаривание - миропонимание, являющийся инверсией схемы мироощущение, мировосприятие, миропонимание. В такой схеме язык является основным аспектом формирования целостного мировоззрения и мировосприятия, главным компонентом картины мира, выраженной в определенных концептах языковой реальности, носителем которой является та или иная общность, будь то определенная нация, этнос, класс или поколение.

72

Концепт русской языковой реальности является миропроговариванием, на базе которого формируется, как теоретическое мировоззрение (научное), так и обыденное, представленное в формах русского фольклора, религиозной философии, советской идеологии и современности. Для русского миропонимания характерны свои культурно-языковые особенности, обратное воздействие языка на культуру. Так, любые изменения, происходящие в миропро-говариваниимогут как упростить культуру, так и сузить мировоззрение. Концепт русской языковой реальности является всеобъемлющим по отношению к русской культуре, это не только база культуры, но и основа миропонимания. Развитие концепта русской языковой реальности в русской культуре происходило поэтапно, затрагивая и отражая особенности ми-ропроговаривания различных исторических эпох.

Так, русский фольклор является протофилософией, в рамках которого зарождалась русская языковая реальность, главной его особенностью было содержание метафор. Фольклор включает в себя множество жанров. Динамика его развития напрямую связана с изменениями, происходящими в обществе, со сдвигами в мировоззрении.

Русская религиозная философия выражалась посредством концепта любовь и несла базовые ценности русской культуры. Русская религиозная философия, являлась, преимущественно, философией сердца, основанной на принципах любви и всеединства. Это, прежде всего, средство божественного миросозерцания и миропонимания, как отмечал М.Н. Громов: «Сердце как орган мысли и любовь как сокровенный путь постижения истины имеют миро-объемлющее значение»[2,с.101]. Глубинная связь в русском миропонимании любви с этическими категориями, еще раз подчеркивает ее высокоморальные свойства и значение для духовного развития и становления человеческой личности. Объединяющий принцип, на котором строилась вся онтология любви в русской философии, имел определенную значимость для всей русской нации, поскольку именно благодаря ему, осуществлялось всеобщее бытие социума, основанное на принципах взаимного уважения, самопожертвования.

Новации в миропроговаривании, вторжение инородных концептов в русскую языковую реальность оказывают воздействие как на культуру в целом, так и на миропонимание. Так, в

эпоху советской идеологии советизм являлся главным элементом русской культуры, на базе которого формировалась новая культурная ситуация и новый тип мировоззрения. Характерное для культуры модерна слияние нескольких слов в одно приводило к упрощению культуры и языковой реальности. На базе языкового каркаса эпохи русского коммунизма сформировался целый культурный пласт, включавший в себя идеологические ценности и установки советской власти. Концепты, входившие в состав данного языкового каркаса, осуществляли воздействие на миропонимание, формируя особое восприятие окружающей действительности.

В обществе утратилась идея первородной свободы, идущей от Бога, поскольку Бога отвергли. Любовь к богу заменилась любовью к Родине, партии, перестав быть чем-то сакральным, трансцендентным, неким таинством. Служили не Богу, а Родине, партии. Под счастьем понимали труд. Преданы были общему делу.

Брэнд можно отнести к главному элементу культуры постмодерна, он есть симулякр современности, дробящий реальность на фрагменты и относящийся к сфере сакрального. В русской языковой реальности происходила постоянная симуляция сакрального. Такая симуляция сакрального характеризовалась на основе следующих примеров, когда на место сил природы поставили бога, но природа все равно оставалась сакральной, затем, начиная с Ивана Грозного, место бога занял государь. Посредством брэнда в современной русской культуре происходит трансформация сакрального, замена подлинного сакрального статуса его мнимым, ненастоящим симулякром. Для сакрального всегда была характерна тесная связь с историческим процессом и особенностями мировосприятия русского этноса, класса, поколе-

73

ния. Сакрализация неразрывно связана с понятием актуальности и значимости определенного явления общественной жизни на историческом отрезке времени. Так, например, для пролетариата, как рабочего класса вождь возводился в священный статус, коммунизм являлся сакральным явлением. Для современного поколения молодежи священными свойствами обладают различного рода гаджеты: айподы, планшетные компьютеры, интернет и так далее. Слова и понятия русской языковой реальности это, прежде всего, священные символы, обладающие сакральным смыслом и бытием. Являясь объектом симуляционного пространства, брэнд как сакральный феномен священнодействует в русской культуре.

Таким образом, посредством рассмотрения языковых (мировоззренческих) маркеров русской культуры возможен анализ метаморфоз, происходящих в миропроговаривании русской культуры.

Библиографический список

1. Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления. / М. Хайдеггер ;перевод с нем. В. В. Бибихиной. - М.: Республика, 1993.

2. Громов, М.Н. Кардиогносия в традициях отечественной философии / М. Н. Громов // Громов, М.Н. Идейные течения древнерусской мысли/ М. Н. Громов, В. В. Милько. - СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.