качестве позитивного момента следует отметить четкую постановку вопросов и проблем при изложении представленного материала. Авторы пытаются представить философию как некую устоявшуюся систему знания, т.е. по существу стараются показать студенту парадигмальный характер изучаемой дисциплины. Данное пособие не ориентировано на воспроизводство аналитических исканий мыслителей предшествующих эпох и дискуссионных баталий в современной философии. Оно носит констатирующий характер. Но подобный подход оправдывает себя, если учесть, что в период сессии студент должен повторять и систематизировать полученные на лекциях и семинарских занятиях знания.
Не случайно один из самых информативных разделов курса - история философии - в основном представлен классической периодизацией и ориентирами в главных моментах историко-философского наследия. Однако, на наш взгляд, данный раздел несколько проигрывает своим объемом, а следовательно, поверхностным отношением к подлинному богатству философской мысли. Такое ощущение возникает под влиянием аннотации, в которой сказано, что пособие рассчитано не только на студентов, но и на аспирантов, преподавателей и всех, интересующихся актуальными вопросами философии в ее современном содержании. Пытливого читателя наверняка увлечет постановка актуальных философских проблем, однако вряд ли его удовлетворит список предложенной к разделу литературы, который в общем-то ориентиров ван на студента и слабо отражает специфику работы аспиранта и преподавателя.
Второй раздел посвящен проблемам теоретической философии и сосредоточен на законах бытия и познания. Автор применяет разнообразные методические приемы. Это выражается в форме изложения материала, в стремлении к обязательному обобщению изложенного фрагмента, выделению основополагающих, понятий. В данном случае проделана большая работа, в результате которой в основном достигнут баланс между объемом лекций и глубиной содержания предложенных тем. Однако имеют место некоторые сокращения, которые искажают историю разви-
тия, например, категории материи. В этой теме автор глубоким молчанием обходит взгляды В.И. Ленина, его работы по данному вопросу, что дает эффект незавершенности темы, искусственное снижение исторической остроты вопроса о материи.
Нельзя не отметить узнаваемый стиль автора данного раздела, который как всегда проясняет для читателя трудные и проблемные вопросы онтологии и гносеологии при помощи четких определений, классификации, систематизации, всегда строго следует законам логики.
В целом второй раздел позволяет не просто быстро, но главное качественно погрузиться в основные проблемы теоретической философии. Хотя, так же как и в первом разделе, на наш взгляд, список литературы ориентирован больше на студентов и содержит мало стимулов для работы аспирантов и преподавателей.
• Третий раздел посвящен вопросам социальной философии и имеет ярко выраженную гуманистическую составляющую. Автор раздела пытается сохранить полемический дух знаний о человеке. Он удачно показывает сложность человека как объекта исследования и вместе с тем позволяет читателю разобраться в перипетиях антропосоциогенеза и выйти на современный уровень знаний о нем. Также следует отметить, что читатель получает достаточно информативный материал об обществе и его структуре. В данном разделе нашлось место и для рассмотрения некоторых основных проблем этической и эстетической МЫСЛИ,' что позволило автору показать непростой внутренний мир личности.
В целом авторам учебного пособия удалась работа в столь трудном жанре «малых форм». Как настоящие профессионалы они продемонстрировали виртуозное владение материалом, оперативность и гибкость в создании новых форм обучающей литературы, показали возможности! малых объемов при . изложении. многообразного и развивающегося философского знания. Можно надеяться, что предложенное учебное пособие окажется востребованным теми, для кого оно предназначено, и дополнит уже выдержавшие испытания временем труды его авторов. ■
_______________________________________Г.Ф. Гараева
Мир культуры адыгов / Составитель и научный редактор Р.А. Ханаху. Майкоп, 2002. 515 с. .
За последние 10-12 лет в отечественном общест-вознании произошли заметные изменения в методологии объяснения многих социально-философских и культурологических категорий. И это связано, на наш взгляд, с открывшейся для россиян возможностью приобщения к достижениям мировой социальнофилософской и культурологической мысли, что способствовало повышению научного уровня их исследований в области социально-гуманитарных наук. Причем данная тенденция прослеживается не только
в известных научных центрах России — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, - но и в периферийных регионах, где особенно заметно стремление местных ученых более фундаментально и системати-зированно постичь феномен этнической культуры. Созданные в 70 - 80-е гг. прошлого столетия региональные научно-исследовательские центры сумели в короткий срок объединить усилия местной научной интеллигенции и направить ее потенциал на изучение различных сторон духовности и культуры народов,
населяющих нашу страну. Большая работа проделана, в частности, научно-исследовательскими центрами Северо-Кавказского региона, представившими вниманию научной общественности интересные работы по актуальным проблемам этнической духовности и культуры. В ряду таких работ достойное место по праву займет рецензируемая книга.
Этот труд - свидетельство целенаправленной большой работы коллектива сотрудников отдела философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ), тесно взаимодействующего с учеными других регионов, вот уже в течение 10 лет изучающего наиболее актуальные проблемы социокультурного развития народов Северного Кавказа.
Сразу же следует отметить, что данная работа, представляющая собой комплекс самостоятельных очерков по проблемам системообразующих, базовых элементов и структур адыгской культуры, заметно отличается от опубликованных ранее работ своей академической фундаментальностью, стройной определенностью научной' парадигмы, переходом от прежней описательности и историзма к анализу понятий «духовность», «культура», «адыгская цивилизация» как единых целостных феноменов, где целостность предполагает рассмотрение культуры (как объекта исследования) в ее внутреннем единстве, а свойства целого не сводятся к свойствам частей.
В рецензируемом издании дано описание различных пластов адыгской духовности и культуры, что структурно составило пять тематических разделов, объединивших подборку научных и научно-попу-лярных работ.
В разделе «Мифология, мировоззрение, эпос» анализируются проблемы архаического периода становления культуры адыгов: мировоззрение древних адыгов и хаттов, происхождение внутреннего этнонима (самоназвания) адыгов; космогонические мифы; различные стороны эпоса адыгов «Нарты» («Нартхэр»), Включение в него большого количества работ историко-культурной тематики представляется вполне логичным и оправданным, ибо реконструировать духовность и культуру как реальный диалектический процесс становления без этого невозможно. И верно подчеркивает в предисловии P.A. Ханаху: «Настоящее не дается нам непосредственно. Всегда требуется набор неких исходных понятий, среди которых понятия историко-генетические занимают не последнюю роль» (с. 8). Интересны и схемы рассуждения и обобщения ученого-археолога Н.Г. Ловпаче о мировоззрении древних адыгов и хаттов, не менее интересна, хотя и дискуссионна, статья Х.М. Казанова о смысле и первоначальном содержании самоназвания адыгов, содержательны работы М.И. Мижаева, М.А. Кумахова, З.Ю. Кумаховой, С.Л. Зухба, М.А. Шенкао, Г.Х. Куе-ка, посвященные осмыслению сюжетов адыгского и абхазского эпосов как предтеч и фундаментального источника культуры народов Кавказа.
В разделе «Религиозное сознание: от источников -к мировой религии» раскрывается влияние религиоз-
ных верований на духовность и культуру адыгов. Е.А. Ахохова и М.Х. Хацукова, авторы из Кабардино-Балкарии, предлагают различные точки зрения на понятия «Бог», «Душа», «Дух», при этом аргументация, система доказательства генезиса теонима «Тха» (в переводе с адыгского - «Бог») у каждого asfopa выглядит весьма убедительной.
С.А. Ляушева, анализируя соотношения национального и религиозного в культуре адыгов, приходит к выводу, что культурно-этническая самоидентификация для адыгов имеет определенный приоритет перед религиозной (исламской). С.Х. Мусхаджиев, исследуя состояние ислама в Черкесии в период освободительного движения 1840 - 1850 гг., делает вывод о том, что мусульманские идеи, проповедуемые наибами среди адыгов, не получили у них такого широкого распространения, как в Чечне и Дагестане, где они стали идейной базой освободительного движения, официальной • идеологией государственной системы имамата.
Как отражение религиозных мотивов в адыгской топономии рассматривает К.Х. Меретуков в своей статье присутствие в географических названиях на территории Адыгеи следов язычества, христианства и ислама. В коллективной работе «Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа на рубеже тысячелетий» (P.A. Ханаху, С.А. Ляушева, О.М. Цветков) по итогам социологического исследования, проведенного в Республике Адыгея в 1999 - 2000 гг., авторы утверждают, что на современном этапе для адыгов остается первичной культурно-этническая самоидентификация, дают характеристику современного состояния ислама и духовно-культурных ориентиров населения как адыгов, так и представителей других этносов Адыгеи. Хотя в современном'адыгском обществе в связи с ослаблением роли традиционной культуры возможно нарастание и постепенное становление приоритетной религиозной (исламской) самоидентификации адыгов - такова точка зрения М.Н. Губжо-кова, изложенная в его статье «Как сложатся отношения адыгов с миром ислама?»
Раздел «Этическое философское наследие. Мо-рально-гуманистический выбор» объединяет статьи о нравственности и морали, этике, «народной философии», мудрости. Интересный анализ организационной структуры адыгской этики предлагает Б.Х. Бгажно-ков, выделяя в ней пять базовых моральных принципов: человечность, почтительность, разум, мужество и честь. Всесторонне рассматривая эти моральные принципы, он подчеркивает их обязательное и слаженное взаимодействие. Статья Р.А. Ханаху посвящена современному философско-этническому осмыслению «адыгагьэ» - основы адыгской этнической нормативной системы, народного кодекса поведения и мышления. Используя богатый эмпирический материал, полученный в ходе конкретно социологических исследований в различных местах расселения адыгов, в том числе и среди адыгов зарубежной диаспоры, автор раскрывает сущность, содержание и функции «адыгагьэ».
Оригинальны, свежи и достаточно убедительны мысли и суждения М.Х. Хцуковой из Нальчика, которая на основе лексического, структурного и функционального подходов рассматривает происхождение этнонима «хабзе» как «слаженной системы жизнедеятельности, которой следует народ на протяжении тысячелетий».
Не менее оригинальны и убедительны идеи, высказанные Р.Б. Унароковой в статье «Сто истин: философия повседневности», предлагающей исключительно плодотворный, на наш взгляд, подход к изучению самой сути адыгства, своими теоретическими основаниями восходящий к символическому инте-ракционизму, где внимание акцентируется на исследовании стабильных структур языка и сознания, ставших символическими, принимаемыми на веру опорными пунктами социального бытия.
В статье 3-Х. Бижевой главный предмет внимания
- культурные адыгские концепты и прежде всего «языковая картина мира», в которой язык выступает как организующее начало менталитета, средство самоанализа носителей данного языка.
Философские мотивы адыгского фольклора подробно рассматривают в своих статьях Р.А. Ханаху, З.У. Блягоз, этическую философию народного мудреца Жабаги Казаноко анализируют Б.Х. Бгажноков и И.Л. Бабич, мироэтическую мудрость адыгов и абазин
- П.Х. Шенкао, проблемы народного воспитания -A.A. Схаляхо.
Интересен раздел, раскрывающий проблемы адыгской культуры общего характера, «Компоненты традиционно-культурного универсума». Работа О.М. Тхагази-това акцентирует внимание на проблемах формирования адыгской культуры как целостной системы; А.Ш. Бакиев вводит понятие «адыгская цивилизация» и выделяет ее структурные компоненты; P.A. Ханаху рассматривает прошлое и настоящее института старейшин в этнокультурной традиции адыгов, подчеркивает необходимость повышения его социальной роли в современных условиях; Р.Б. Унарокова исследует проблему адыгского миропонимания на материалах народных песен; польский ученый Ян Браун предлагает сравнительный анализ хаттского и абхазо-
адыгских якыков; А.Ю. Чирг изучает роль традиционных институтов в развитии адыгской государственности в XIX в.; Ф.А. Азашикова и Г.Х. Азашиков знакомят читателя с трансформациями традиционной судебной системы у адыгов; М.А. Текуева останавливается на гендерных аспектах воспроизводства традиционной культуры в современных условиях; К.К. Хутыз описывает природоохранные адыгские традиции.
Завершает книгу раздел «Межкультурные взаимодействия и коммуникации», авторы которого попытались ответить на ряд актуальных проблем, волнующих в условиях развития массовых коммуникаций и глобализации не только адыгов, но и других, особенно малочисленных народов.
А.Х. и М.А. Хакуашевы обращаются к опыту культурного взаимодействия с античной Грецией; Р.А. Ханаху, А.К. Тхакушинов, Н.Н. Денисова размышляют об адыгском просветительстве и проблемах аккультурации (поглощении культуры адыгов другими культурами); М.Н. Афасижев и К.Н. Анкудинов повествуют о влиянии русской (российской) культуры на адыгов, и наоборот. С.Х. Хоткс анализирует проблемы культурного взаимодействия адыгов с народами Востока; с кавказскими поселениями в Иордании знакомит читателей Сатэней Шами из Америки; Г.В. Чочиев рассказывает о Северо-Кавказской диаспоре в Турции; В.Х. Мусхаджиев предлагает анализ адыго-вайнахских связей, проецируя их на современное взаимодействие кавказских народов; М.А. Не-фляшева знакомит со спецификой культурного взаимодействия адыгов и абхазов.
Книга адресована студентам, преподавателям, государственным служащим, научным работникам, всем, кто интересуется культурой адыгского народа.
Можно без преувеличения утверждать, что ее выход в свет - событие не только регионального, но и общероссийского значения. Она заслуживает пристального изучения. Хотелось бы надеяться, что региональное сообщество ученых и в дальнейшем будет плодотворно объединять свои усилия в разработке актуальных проблем социокультурного развития.
_________________________________________С.И. Хрупип
Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2003.416 с.
Монография И.П. Добаева посвящена актуальнейшей для Северо-Кавказского региона, России и мира в целом теме, поскольку на рубеже тысячелетий феномен исламского радикализма стал важнейшим фактором, определяющим трансформации мировой геополитической системы. В этой связи проблемы исламского радикализма и его крайних проявлений (экстремизма и терроризма) активно обсуждаются на страницах отечественной и зарубежной печати. Трудно найти политолога, исламоведа или востоковеда,
который бы не высказался на данную тему. Несмотря на это, до сих пор серьезных исследований с конкретной привязкой к Северному Кавказу, явно недостаточно.
Рецензируемая книга охватывает огромный регион: Ближний и Средний Восток, Северный Кавказ, опирается на глубокое знание источников на европейских и восточных языках, а также личные наблюдения особенностей ислама в ряде стран и регионов России. Авторскую позицию отличает серьезное вни-