Научная статья на тему '"мир искусства" - территория развития ребёнка'

"мир искусства" - территория развития ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УРОКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИДЕОУРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Д. М.

Уроки дистанционного обучения предметной области «Мир искусства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"мир искусства" - территория развития ребёнка»

Статья знакомит с уроками дистанционного обучения предметной области «Мир искусства»

• социализация ребёнка • мультимедийные уроки для детей с тяжёлыми ментальными нарушениями • дистанционное обучение; видеоурок

Социализация ребёнка — это долговременный и не простой процесс, при котором ребёнок как личность усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в обществе, которое его окружает. Нам всем известна эта терминология из учебников. Представим обычного ребёнка, которого окружает забота семьи, он посещает садик, школу затем институт, где он социализируется, полностью впитывая в себя жизнь во всех её красках. Ведь процесс социализации длится на протяжении всей его жизни, начиная от рождения. Безусловно, у такого ребёнка есть все шансы стать полноценным членом общества. Большое количество исследований показывает, что чем успешнее проходит процесс социализации ребёнка в обществе, тем счастливее и сам индивид, и общество в целом.

А как же быть детям, у которых ничего этого нет? Нет...

Я имею в виду детей-инвалидов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Небезосновательно предполагать, что медицинское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья стоит на первом месте, но и социальное развитие ребёнка, входящего в эту группу, нельзя оставлять без внимания. Этому ребёнку не суждено стать учёным или рабочим на производстве, но это не лишает его права на освоение мира даже на его индивидуальном уровне умственного и эмоционального развития.

В череде каждодневных событий, личных интересов и занятости мы просто даже не думаем о том, кто же такие дети с ограничен-

«Мир искусства» — территория развития ребёнка

Д.М. Медведева,

педагог-психолог ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

ными возможностями. Мы лишь редко встречаем их на детских площадках, улицах, в больнице; невольно хочется думать, что таких детей не бывает. Но они есть, дети с ограниченными возможностями, и они с особыми потребностями. Эти мальчишки и девчонки живут в закрытом, своём, недоступном для нас мире. Их мир совсем другой, но так же как и все дети они поют, рисуют, лепят, наполняя свои работы переживаниями, волнением, восторгом.

Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир по-другому: ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Разве это не составляющие социализации ребёнка — через познание мира, толерантное отношение к природе, окружающим нас вещам, людям?

Я хочу поделиться опытом работы, он не велик, но уже сегодня имеет свои результаты. Я и мои коллеги ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением» вот уже третий год работаем в режиме дистанционного обучения, создавая мультимедийные уроки для детей с тяжёлыми ментальными нарушениями, которые ранее не обучались. Эти дети находятся в Кропоткинском доме интернате для умственно отсталых детей, и обучение их проходит по специальной программе. Уроки дистанционного обучения позволяют детям познакомиться с недоступным, но столь прекрасным, наполненным множеством звуков и красок миром. С помощью ярких образов, звука, анимации облегчается процесс восприятия и запоминания информации. Создавая видеоурок, я представляю информацию так, чтобы у ребёнка были задействованы все каналы восприятия: зрение, слух.

С этого года каждый урок сопровождается дидактическим материалом для ребёнка, чтобы можно было ощутить, потрогать, задействовать свой третий канал — кинестетику. В данном случае у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы маленькую часть новой информации. Научно доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения.

В предметной области «Мир искусства» уроки дистанционного обучения, над которыми я работаю, включают в себя 4 модуля.

Модуль № 1. «Музыка» (слушаем музыку, пение, ритмичные движения).

Модуль № 2. «Рисование».

Модуль № 3. «Работа с пластилином».

Модуль № 4. «Работа с бумагой».

Каждый мой урок имеет одинаковое музыкальное вступление и конец, для того чтобы ребёнок по первым звукам смог догадаться, какое занятие его ждёт. Урок состоит из нескольких частей:

• Вводная часть — знакомство с темой урока.

• Основная часть — детальное изучение нового материала.

• Физ. минутка — (пальчиковая гимнастика либо гимнастика для глаз).

Практическая часть — применение практических навыков к изученному материалу с использованием дидактического материала.

• Закрепление по теме — анализ изученного материала, повторение.

В каждом уроке есть условный знак. В моих уроках это восклицательный красный знак, в правом верхнем углу, это знак для педагога. При появлении такого знака необходимо остановить

ТЕХНОЛОГИЯ

И ПРАКТИКА

видеоурок и сконцентрировать внимание ребёнка для побуждения повторения слов либо действий. Каждый урок сопровождается методическими рекомендациями, пошаговым алгоритмом действия для педагога.

Заканчивается урок ритуалом «аплодисменты», с экрана детям аплодирует весёлый мяч, а дети хлопают друг другу. Позитивная аккордная точка: «Всё получилось! А впереди ждут новые открытия!»

Модуль № 1. «Музыка». О прекрасная и могучая музыка! Музыка заставляет нас улыбаться, плакать, погружает в свой необъятный мир. На уроках музыки ребята знакомятся не только с музыкой в целом, но и со звуками, которые нас окружают, что способствует расширению музыкального кругозора, обогащению словарного запаса через слова: колокольчик, дудочка, барабан, звуки, шум, музыка и т.д.

На уроке ребята знакомятся с музыкой природы, звуками леса. В лесу живёт птичка — мы послушаем, как поёт соловей. Для закрепления данного материала сложим пазлы из трёх частей, чтобы получилась целая картинка соловья.

Пробуждает эмоциональную отзывчивость у детей игра на музыкальных инструментах. На уроке ребята не только визуально знакомятся с музыкальным колокольчиком, барабаном, они пробуют себя в роли музыкантов.

На первый взгляд, алгоритм простых вещей, но для детей ранее не обучаемых, с тяжёлыми ментальными нарушениями это тяжёлая работа, каждодневный труд, складывающийся в маленькую победу над собой.

«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С.Л. Рубинштейн.

Дети с ментальными нарушениями, как правило, тяжело приобретают и быстро теряют навыки. Им необходимо постоянное повторение и закрепление полученных ранее знаний. При создании видеоурока «Модуль № 2. Рисование» в предметной области «Мир искусства», знакомя детей с простыми геометрическими фигурами круг, квадрат, я обязательно вернусь к уже знакомому нам барабану т. к. его форма шар. Знакомя ребят с геометрической фигурой шар, мы найдём предметы, напоминающие форму шара, среди них будет яблоко. А к яблоку мы вернёмся, когда будем знакомиться с пластилином, вот тогда не только визуально сравним, но и практически слепим шар, а из него — яблоко. Вот так из урока в урок, маленькими шагами, с «большими» успехами мы двигаемся вперёд.

Теоретические основы подачи материала — неважно, будь ты педагог-психолог, социальный педагог, учитель-предметник — нам всем известны, но применить их на практике с прицелом на результат не всегда получается эффективно. Мы все двигаемся путём проб и ошибок. И в данном случае я не исключение. При создании видеоматериала для детей с тяжёлыми нарушениями мне помогает мой личный, жизненный опыт. Ухаживая за больным после перенесённого инсульта, я видела все трудности, переживания и страх в глазах. Кто-то из вас скажет, что это не сравнивается, две большие разницы. И отчасти вы будете правы, но есть и то, что объединяет: повторение простых вещей, доведённое до автоматизма. Каждодневный труд, безусловная борьба с самим собой порождает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Формируя видеоурок, я стараюсь учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у каждого ребёнка: у одних ребят получится

выполнить задание, используя дидактический материал, а кто-то с трудом пальчиком в воздухе нарисует квадрат. Развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству необходимо в каждом ребёнке. Мы все прекрасно знаем, какие положительные эмоции вызывает у детей рисование, и неважно краски это или карандаши, создание цветного образа — это полёт фантазии, развитие воображения. Ключевое слово здесь — развитие, движение вперёд!

Немаловажную роль в социализации, развитии ребёнка как личности играют общение и коллективная работа. В практическую часть урока всегда включается ситуация общения и взаимодействия. Это достигается приёмами создания воображаемой ситуации, вовлечения детей в предметно-игровые действия. В ходе занятия дети передают друг другу предметы, обменива-

ются предметами, при этом используются приёмы вовлечения их в диалог, анализ, обобщение.

Никто не говорит, что всё легко и просто: посмотрели, повторили, сделали. Нет! Это тяжёлая работа, и не каждому ребёнку удаётся её выполнить с первого раза. Кто-то из ребят, используя деревянные палочки, сложит квадрат с первого раза, а другой ребёнок на протяжении второго и третьего урока будет просто мять в ладонях пластилин, и это его опыт, его способ знакомства с миром.

Мы все разные, так не похожие друг на друга. Кому-то необходимо пройти длинную дорогу жизни, чтобы понять, что мир прекрасен, а для кого-то достаточно мгновения, чтобы это познать. Но все мы особенные, и каждый имеет право на счастье и уважение. Ребёнок уникален от природы, и мы, взрослые, должны достучаться до каждого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.