Научная статья на тему 'Школа, где просто учат жить'

Школа, где просто учат жить Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курасова Т. И.

Инициатива женсовета станицы Новоулешковской Краснодарского края, со временем ставшая жизненно важным делом для жителей станицы. Общеобразовательная школа и профессиональное училище как единая структура для детей с ограниченными возможностями здоровья. Профили трудового обучения. Образовательная и воспитательная среда. Социальная адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа, где просто учат жить»

ШАГОГИКА И _

ЛИТИКА

Школа, где просто учат жить

Т.И. Курасова,

кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Кубани, Отличник народного просвещения, директор государственного автономного общеобразовательного учреждения Краснодарского края «Новолеушковская школа интернат с профессиональным обучением»

В 1923 году по инициативе женсовета станицы Новолеушковской на базе двухклассного училища был создан детский дом, где и находится сегодня государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением». Школа разрослась, видоизменилась.

С сентября 2014 года учреждение работает в особом режиме: на одной территории функционируют структурные подразделения: школа с основным образованием и группы с профессиональным обучением.

По инициативе министерства труда и социального развития Краснодарского края, к которому мы относимся, дети по окончании 10-х и 11-х классов остаются учиться в нашем учреждении, переходя в группы с профессиональным обучением. Данную структуру учреждения, объединяющую школу и училище, считаем очень удачной. Дети, имеющие диагноз «умственная отсталость» испытывают трудности при поступлении в ПУ, которые влекут за собой нежелание учиться; соответственно дети без особого желания получают специальность, а иногда покидают учреждения. Как правило, в ПУ нет специалистов, которые имеют соответствующее образование для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нашем же случае ребёнок плавно переходит с одной ступени обучения на другую, тем самым у ребёнка исключается дискомфорт.

Сегодня мы переходим на новый виток развития: учим детей выживать в современном конкурентном мире, обучаем первичным азам предпринимательства с использованием новых технологий и достижений.

На базе нашего учреждения мы предлагаем выпускникам получить 10 профессий с учётом изучаемых профилей профессионально-тру-

дового обучения: «швея», «каменщик», «вышивальщица», «столяр строительный», «обувщик по ремонту обуви», «социальный работник», «садовод», «рабочий зелёного хозяйства», «штукатур», «облицовщик-плиточник». А с сентября 2018 года планируем ввести новую профессию: «помощник повара». Получению этих специальностей предшествует кропотливая многолетняя работа: в процессе обучения в школе учащиеся осваивают 6 профилей трудового обучения: столярное дело, швейное дело, обувное дело, прикладной труд, сельскохозяйственный труд, строительное дело.

Успех взаимосвязи всех профилей трудового обучения в нашей школе-интернате обусловлен тем, что школа живёт единым домом, единой душой.

Конечно, чтобы это стало успешным, необходимы как минимум три условия: создание прочной материально-технической базы по всем предлагаемым специальностям; наличие квалифицированных кадров; получение лицензии. Объединение этих составляющих даёт положительный результат.

С 2015 года у учреждения появилось третье структурное подразделение: дистанционное обучение детей с тяжёлыми ментальными нарушениями (ранее необучаемых детей). Эта работа осуществляется во исполнение мысли, прозвучавшей на федеральном уровне, о том, что не должно быть необучаемых детей. Чаще всего дети с тяжёлыми ментальными нарушениями выпадали из образовательного маршрута. Основная идея обучения состоит в том, что дети с тяжёлыми ментальными нарушениями, которые находятся в учреждениях системы социального обслуживания и по отношению к которым в обществе используется термин «необучаемый», не являются таковыми и способны к развитию социальных возможностей. Я думаю, понятно всем, что программа у этих ребят в корне

отличается от обычной. А форма обучения «дистанционная» выбрана только потому, что Кропоткинский дом инвалидов, с которым мы взаимодействуем в плане обучения 432 ребят, находится в 70 км от нашего учреждения.

Дистанционное обучение осуществляется по адаптивной основной образовательной программе для дистанционного обучения детей с тяжёлыми ментальными нарушениями, которая нами разработана и утверждена на Экспертном совете Международной академии информатизации по проблемам развития молодого поколения России города Москвы.

Данная программа рекомендована к распространению в качестве передового опыта дистанционного образования детей с тяжёлыми ментальными нарушениями в Российской Федерации.

Получены авторские права на данную программу.

Детям демонстрируются видеоуроки по пяти предметным областям: язык и речевая практика, математика, окружающий мир, технология, искусство.

Дистанционная форма обучения детей с тяжёлыми ментальными нарушениями помогает преодолеть безысходность и заполнить вакуум в обучении и развитии ребёнка.

Двадцать три специалиста нашего учреждения подготовили свыше 3 500 видеоуроков, мы также изготавливаем наглядные пособия к урокам. Сегодня с полным основанием мы можем говорить о том, что наше обучение даёт свои плоды. Есть дети, которые делают пусть не большие, но успехи. Специалистам сложно даже представить, что ещё недавно была категория детей (пусть даже очень и очень сложных), которые никогда не обучались. Да, дети сложные, но каждый из них имеет право на усвоение своего, пусть небольшого, но образовательного маршрута.

Итак, учреждение сегодня функционирует в рамках трёх структурных подразделений.

Однако оно объединено ведущими направлениями работы: это инновационная работа, связь с наукой, развитие семейных форм устройства; внедрение и развитие профессионального обучения; здоровьесберегающие технологии; работа по духовно-нравственному воспитанию; изучение истории, быта кубанского казачества; развитие дополнительного образования; развитие социального партнёрства.

Наше учреждение — это тёплый дом со своими традициями, с отлаженной системой жизни и воспитания, в котором получают образование 222 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: их них 179 обучаются в школе и проживают в замещающих семьях или кровных, 43 — получают профессиональное образование. Обучаем 116 инвалидов. На круглосуточном пребывании находятся 20 ребят, получающих профессию.

Как правило, в коррекционном образовательном учреждении работать сложнее ввиду того, что специалистам необходимо владеть специальными знаниями в работе с непростыми детьми. Именно поэтому наши 12 педагогов прошли обучение в Армавирском социально-психологическом институте, получив вторую специальность — клинический психолог. Возникла потребность в приобретении новых знаний, так как с учётом контингента ребят последних лет вузовской базы оказалось недостаточно.

Убеждена, что в наших учреждениях должны работать педагоги «от бога» — самые лучшие. А как иначе? Кроме диагноза врачебного есть ещё диагноз, который поставила сама жизнь — сиротство. Именно поэтому коллектив подбирается «точечно». Есть у нас талантливые люди, они составляют гордость нашего учреждения: Мохова Елена Сергеевна, Киреева Светлана Георгиевна, Поно-

маренко Елена Владимировна, Шумо-вецкий Сергей Владимирович и список можно продолжать...

В целом коллектив творческий, открытый, полностью отдающий себя своему делу и ученикам. Это 143 сотрудника, из них 71 — педагогические работники и 6 — заместители директора, курирующие работу педагогических работников учреждения. Образовательную и воспитательную деятельность в учреждении осуществляют: 1 кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Кубани — 1 человек, почётный работник общего образования — 4 человека, награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации — 3 человека, имеют благодарность губернатора Краснодарского края — 2 педагога, Благодарственное письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края — 1 педагог.

Серьёзное внимание уделяем повышению профессионализма, понимая, что это — залог успешной работы. Именно поэтому в настоящее время 77 специалистов учреждения проходят двухгодичную профессиональную переподготовку по программе «Дефектология».

Мы многое делаем для того, чтобы коллектив сотрудников и обучающиеся были дружны. Каждый ребёнок должен пребывать в комфортной среде — это незыблемое правило нашего учреждения.

Сегодня в учреждении подготовлена материальная и содержательная база, созданы оптимальные условия для осуществления учебно-воспитательного процесса с применением инновационных технологий: 20 интерактивных досок, арт-пол, 2 интерактивных глобуса, интерактивные ручки, чаша равновесия для песочной терапии, оборудование и инструменты для техники эбру, 28 швейных и вышивальных машин (одна из них 15-игольная), гильотина, фрезерный и лазерный станки с числовым програм-

мным управлением, два ткацких станка, вязальная машина, аэрограф и многое другое оборудование.

Учитывая сложность детского контингента, мы отдаём себе отчёт в том, что дети должны быть заняты в своё свободное время. Для развития творческого потенциала в школе оборудованы классы прикладного труда и творческие мастерские, где ребята обучаются мастерству декоративно-прикладного искусства. На дополнительное образование отведено 117 часов (действуют 19 кружков разной направленности).

Понимая, что у многих детей талант находится на «кончиках пальцев», мы большое внимание уделяем привитию навыков прикладного труда. На занятиях ребята осваивают такие редкие виды искусства, как лепка из холодного фарфора, плетение из бумаги, квилинг, ткачества, скрапбукинг, валяние из шерсти, изготовление украшений из кожи, ковроткачество, работа с фоамираном, чеканка, холодный батик, канзанши, бисероплете-ние, вышивка лентами, народная кукла, а кто-то освоил вышивку на вышивальных машинах и работает в технике крест, гладь, сфумато, трапунто.

Результаты данного труда — победы на конкурсах разного уровня.

Мы отдаём себе отчёт в том, что наш выпускник должен быть физически здоровым. И поэтому в настоящее время перед учреждением остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Создана многофункциональная спортивная зона: стадион, комплексная спортивная площадка со зрительскими трибунами, современная легкоатлетическая беговая дорожка, отвечающая современным требованиям и стандартам; построены 4 детских комплексных спортивных мини-площадки с турниками, лестницами, горками, канатами, оборудован теннисный корт, тренажёрный зал.

Учреждение неоднократно занимало призовые места за лучшую постановку спортивно-массовой работы в крае и в России. Не раз принимали участие в краевом смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , занимали призовые места, награждены неоднократно кубками победителя и дипломами министерства физической культуры и спорта Краснодарского края. Мы становились победителями Все российского смотра-конкурса «"Динамо" — детям России» в номинации «Лучшая организация динамовской работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».

Благодаря финансовой поддержке краевого общества «Динамо» ежегодно для жителей станицы, замещающих семей и коллектива школы проходит большой спортивный праздник «Моя спортивная семья» — с кубками, медалями и наградами. Это позволяет показать нашим детям, как можно с пользой проводить досуг.

Мы убеждены, что забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

В поле нашего зрения всегда находятся вопросы духовно-нравственного воспитания. Благодаря вдумчивой работе по сохранению православных основ у детей в учреждении создан класс «Основы православной культуры», в котором дети знакомятся с азами православия. В школе освоен новый вид работы прикладного труда — изготовление храмовых икон. Оформление икон выполняется по благословению Преосвященнейшего Стефана, епископа Тихорецкой и Кореновской епархии Русской православной церкви.

Знакомясь с жизнью и подвигами святых, изображённых на иконе, детвора просто и познавательно погружается в духовный мир России. В самом же классе в режиме факультатива проводятся занятия по «Основам православной культуры». Обучающиеся посещают храмы, святые места, беседуют со священнослужителями.

Учреждение награждено грамотой Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви» играмотой Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца «В благодарность за труды милосердия во славу Земли и народа Российского и как свидетельство молитвенного приношения в Вашу честь».

Мы очень любим свою малую родину, поэтому стараемся сохранить и передать подрастающему поколению историю нашего великого народа. Для этого в школе создан музей кубанской старины, где можно прикоснуться к истокам кубанской жизни. Это способствует изучению исторических корней.

И всё же первоочередной нашей задачей является научить ребёнка-сироту жить самостоятельно. Он должен иметь в руках ремесло, которое позволит ему быть полноценным гражданином страны, способным созидать, а следовательно иметь возможность зарабатывать на жизнь себе и своей семье. Для этого мы расширили границы материально-технической базы по предметам трудового обучения и профессиональной подготовки.

В школе имеются три теплицы для выращивания цветов, помидоров, огурцов и проведения экспериментальной работы с виноградной лозой. Заложен почти на 1га виноградник-восьмилетка, где растёт 23 сорта винограда, районированных в северной зоне края. Имеется школка, в которой заложено 32 тонны песка для

выращивания растений методом черенкованиям. Заложено 39 000 черенков различных растений, которые сегодня помогают пополнить внебюджетный счёт нашего автономного учреждения. 10 000 тюльпанов голландской селекции, 8 000 лилий, 6 400 выращенных роз и многое другое — это то, что позволяет не на словах, а на деле подготовить будущих специалистов. В школе имеются фрезерный и лазерные станки с числовым программным управлением, которые обеспечивают подготовку выпускников с опорой на инновационные технологии.

Педагогическим коллективом создаётся образовательная и воспитательная среда, способствующая развитию, социальной адаптации каждого ребёнка. Но, как показала практика нашей работы, каждый ребёнок-сирота мечтает о семье. Мы не мыслим себе работу без наших помощников — замещающих родителей. Сегодня дети живут в 83 замещающих семьях станицы и прилегающих хуторов. С 2006 года начинает свою историю наше приёмное родительство. Тогда мы однимииз первых активно откликнулись на призыв «Чужих детей не бывает» и за это время определили в семьи с помощью отдела опеки и попечительства 318 ребят.

По приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2007 году директор учреждения и замещающие семьи участвовали в мероприятии «Открытие года семьи» в Кремле.

Быть хорошей мамой или папой мало. Надо глубоко знать теоретические основы педагогики и психологии. Мы понимаем, что любая работа должна выполняться профессионалами. Именно поэтому в числе 12 регионов России 53 человека из приёмных семей, кандидатов в замещающие родители и жителей станицы приняли участие в двухлетнем пилотном социально-педагогическом эксперименте по проекту «Профессиональная школа родителей» на базе учреждения Российской акаде-

мии образования «Институт социальной педагогики» г. Москвы. Региональным координатором взаимодействия с Институтом социальной педагогики по проектам РАО была назначена директор школы-интерната Курасова Т.И.

Всем 53 участникам, успешно освоившим двухгодичную программу «Профессиональной школы родителей», присвоена квалификация «социальный педагог семейного профиля».

Мы сегодня с полным основанием заявляем, что приёмное родительство — это решение многих вопросов для наших детей в плане социализации. И как бы учреждение ни старалось в полной мере социализировать деток, без замещающих семей это невозможно.

КБ «Кубань Кредит» ООО, давний друг и спонсор школы-интерната, постоянно организовывает мероприятия для обучающихся: встречи с выпускниками, уроки финансовой грамотности.

Мы открыты для сотрудничества, щедро делимся опытом своей работы с коллегами района, края и страны. В нашей методической копилке свыше 60 статей, опубликованных в различных российских журналах. На базе учреждения систематически проводим обучающие мероприятия для коллег края. За опытом к нам приезжали из Вологды, Удмуртии, Ижевска, республики Якутии (Саха). Участвуем во всероссийских мероприятиях, круглых столах, конференциях, проводимых в Армавире, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Ростове-на-Дону и многих других городах.

Мы активно участвуем в краевых, российских, международных конкурсах. У нашего учреждения есть достаточно много заслуг: мы вошли в 100 лучших школ России, названы «Лучшей сельской школой», «Школой высоких технологий», мы стали лауреатами конкурса «Гражданин и патриот России»; получили

медаль и диплом лауреата всероссийского конкурса «Новаторство в образовании»; награждены дипломом и медалью лауреата в номинации «Лучшая школа для детей с ОВЗ», отмечены по итогам Всероссийского конкурса в номинации «За лучшую организацию внеурочной деятельности в общеобразовательной организации». Этот список можно продолжать, но, на мой взгляд, главная награда всему коллективу — наши дети, выпускники, которые смело выходят в социум и достаточно успешно адаптируются к жизни. И сразу же всплывает в моей памяти случай, когда в далёком 2000-м, весной, я заступила в должность директора и на мой призыв: «А давайте приведём земельный участок в порядок и что-нибудь посеем...» ученик Женька Шутов с удивлением произнёс: «А зачем нам это надо? Нам и так привезут.». Помню, что тогда я поразилась укоренившемуся иждивенчеству сирот. И после этого мне, человеку, выросшему в селе, было понятно одно: надо менять ситуацию. Альпинисты знают: иногда маленький камешек, скатившийся с горы, может вызвать сход огромной лавины. Нечто подобное произошло тогда в школе. С этого вопроса: «Зачем нам огород?» и покатилась по школе лавина сельскохозяйственных дел и забот. Это позже, через два года, на выпускном вечере Женя скажет: «Спасибо, что научили многому, что нужно в жизни. Я знаю теперь, откуда берётся морковка.» Это и есть успех всего коллектива. Мы — признанные в своём регионе растениеводы. Есть у нас и собственные земли — 27 га, которые дают дополнительный доход. Но главное — это усилия коллектива, направленные на создание комфортной среды для каждого ребёнка. Мои коллеги постоянно совершенствуют своё мастерство, которое даёт высокий результат. И это победа, успех. Каждый педагог у нас — сплав мудрости и опыта. И мне как руководителю отрадно понимать, что им есть чем поделиться с коллегами. Доказательство этому — ниже опубликованные статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.