Научная статья на тему 'Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету "Окружающий мир"'

Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету "Окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИДЕОУРОКИ / РАЗВИВАЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябуха Н. В.

Авторская методика организации и проведения дидактических игр на уроках дистанционного обучения для детей с глубокой степенью умственной отсталости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету "Окружающий мир"»

В статье дана авторская методика организации и проведения дидактических игр для детей с глубокой степенью умственной отсталости.

• дистанционное обучение • видеоуроки • развивающие дидактические игрушки

Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету

«Окружающий мир»

Н.В. Рябуха,

учитель ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением» дистанционного обучения по предмету «Окружающий мир»

Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье. Из глубины

В последние годы в России в рамках гуманизации специального образования заметно усилилось внимание государства к детям с ограниченными возможностями здоровья. Особенное направление специального образование — это обучение детей-инвалидов, страдающих тяжёлой умственной отсталостью.

Дети ранее не обучаемые должны получать образование и развиваться. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. В последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с тяжёлой умственной отсталостью, качественное образование становится доступно для большинства детей-инвалидов. Одним из выходов в сложившейся ситуации являются видеоуроки, позволяющие найти оптимальный способ получения образования и адаптации к жизни детей с тяжёлыми ментальными нарушениями.

Наше учреждение одно из первых приступило к дистанционному обучению ранее не обучаемых детей. Видеоуроки разрабатываются для детей Кропоткинского детского дома инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости.

Моя деятельность проходит согласно календарно-тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» (Приложение 1). Предмет «Окружающий мир» закладывает у учащихсяос-новы естественных и социальных наук.

Основной целью обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью является формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, а также развитие социального интеллекта.

Для достижения данных целей специалистами нашего учреждения был разработан курс видеоуроков по предметной области «Окружающий мир». Одним из основных методов обучения является игра. Как правило, дети с тяжёлыми ментальными нарушениями получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем мире, и их опыт крайне беден. Эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Для этого следует постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности. Достижению этой цели и служат дидактические игры, ведь игра — основной вид деятельности детей. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка являются дидактические игры, в которых обязательно применяется раздаточный материал.. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой

действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали успешное усвоение программного материала.. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача — докатить предмет до определённой черты. Добиться цели может лишь тот ребёнок, который научится различать куб и шар, поймёт, что до черты докатится только шар.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный опыт. Такие игры особенно важны для детей, у которых опыт действий с предметами беден, не зафиксирован и не обобщён.

Наши уроки знакомят детей с окружающими их предметами — игрушками и способами действия с ними, посудой и её функцией, предметами личной гигиены, одеждой и обувью — в процессе игр с применением при этом наглядного (дидактического) материала.

Среди игрушек, помогающих развитию мышления, речи ребёнка, дающих ему представления, знания, умения и навыки, большое место занимают дидактические игрушки. Играя с игрушками, ребёнок учится распознавать предметы, различать форму, величину, цвет предметов, знакомится с количественными соотношениями, с пространственными понятиями и т.п.

Весь дидактический материал изготавливается в нашем учреждении мастерами производственного обучения, учителями прикладного труда и трудового обучения совместно с обучающимися Новолеушковской школы-интерната. Из всего разнообразия

дидактического материала, применяемого мною, хочу представить несколько предметов вашему вниманию.

Мягкая игрушка «Кубик с липучками». Данный кубик используется на протяжении всех уроков. Повышает интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивает умственные и творческие способности, связную речь обучающихся. Применяется для закрепления материала:, ребята находят соответствующую картинку и прикрепляют её к кубику.

резаны контуры юлы, мишки, пирамидки, мяча. Развивает логику, мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь и память. Чтобы собрать все игрушки, ребёнку нужно вложить вкладыши в соответствующие рамки, ориентируясь на контур фигуры.

Развивающая дидактическая игрушка «Цветик-семицветик», изготовленная из фетра. Твёрдый и мягкий лепесток

Деревянная развивающая игрушка «Рамка-вкладыш» с подслоем, где под вынимающимися вкладышами про-

игрушки прикрепляются с помощью липучек. «Цветик-семицветик» развивает мелкую моторику пальцев рук, память, внимание, мышление, обогащает активный словарь, формирует

навыки самостоятельной деятельности. В результате игры происходит формирование тактильного различения свойств предметов, знакомство со значением понятий «твёрдый -мягкий».

Развивающая дидактическая игрушка «Разноцветная гусеница», изготовлена из яркого цветного фетра. В процессе игры у детей развивается память, мышление, воображение, моторика пальцев рук; происходит закрепление знаний производных цветов, стимулируется активное употребление знакомых названий цветов.

Деревянная развивающая игрушка «Домики — пазлы» (большой и маленький). Помогает зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём их наложения. В процессе игры у детей развивается внимание и понимание того, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых имеет свою форму,

величину, своё место в целом, неизменное пространственное расположение. Закрепляются слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше».

Дидактический материал необходим для более эффективного усвоения программного материала. Кроме вышеперечисленного в нашем учреждении изготавливают такой раздаточный материал, как кубики, мячи, куклы, одежду и обувь для кукол и многое другое, что помогает сделать занятие более ярким, красочным и запоминающимся.

Результаты использования данных дидактических материалов показали, что обучение по предметной области

«Окружающий мир» с их помощью стало одним из любимых занятий детей. Им интересно познавать новое, они с нетерпением ждут интересные игры, в которые можно поиграть и научиться новому.

При создании видеоуроков ориентиром мне служили слова В.А. Сухом-линского: «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».

Приложение 1

Тематическое планирование игр-занятий

Окружающий мир. Модуль I. Предметы вокруг нас и их свойства.

1. Кто главный на уроке? Знакомство с помещением (стены, окна, пол, потолок, телевизор/доска). Игры «Говорит — не говорит», «Кто говорит — кто слушает» (выработка условного рефлекса).

2. Предметы вокруг. Звуки вокруг (столы, стулья, доска, что стоит на окне). Слушаем — слушаемся. Делаем вместе. Игра «Мы сидим — стоим».

3. Закрепление частей комнаты и предметов в ней. Игра «Найди предмет». Представление о неизменности существования предмета (игра «Найди спрятанный предмет»).

4. Живое и неживое.

Сравнение себя, окружающих людей и некоторых животных с неживыми предметами окружения (мебель,

камни). Наблюдение за движением предметов. Игра «Откуда звук».

5. Повторение. Кладём и ставим предмет в нужное место. Игра «Найди предмет». Снаружи — внутри (снимаем с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку).

6. Вверху — внизу. Движется — не движется.

7. Слева — справа. Движется — не движется.

8. Далеко — близко. Свойства предметов, находящихся в разных местах: большой — маленький.

9. Игра «Часть — целое» (меньше — больше). Подражаем взрослому: строим башню, катим мяч.

10. Изменение направления движения: выше — ниже, дальше — ближе, вперёд — назад.

11 — 13. Свойства предметов: твёрдый — мягкий. Сортировка по подражанию.

14—16. Свойства предметов: тяжёлый — лёгкий. Сортировка по подражанию.

Модуль II. Игрушки, предметы-заместители и способы действий с ними.

17. Мяч. Игры с мячом: захват, перекатывание, бросание друг другу.

18. Кукла, мишка, зайка. Игра «В гости», «Дочки-матери».

19. Машинка (грузовик), кубики. Повторение «далеко — близко». Игра-конструирование «Поезд», «Стройка». Поиск механизма, приводящего в действие игрушку.

20. Решение несложных практических задач и головоломок. Игры с вкладышами. Вкладываем пластинку

в соответствующее отверстие доски форм (отверстие одно, затем — два). Вставляем один в другой стаканчики. Собираем пирамидку.

Модуль III. Посуда и её функции.

21. Тарелка, чашка, ложка. Сравнение предметов. Игра «Как я ем».

22. Кастрюля, чайник. Способы использования. Кто такие повар, няня? Игра «Маленький помощник».

23. Обобщение посуды и её функций. Подбор картинок к предметам. Игра «Я повар».

24. Обобщение, закрепление темы «Посуда». Игра «Что я умею и могу».

Модуль IV. Предметы личной гигиены.

25. Полотенце, мыло (зубная паста и щётка). Игра «Умывание». Кто помогает умываться?

26. Расчёска. Игра «Уборка»

27. Туалетная бумага. Игра «Попроси».

28. Закрепление свойств и функций предметов. Игра «Чего не хватает/ что лишнее».

29. Предметы для сна: кровать, подушка, одеяло, простыня (ночной горшок). Игра «Ложимся спать». Игра «Кукла готовиться спать».

Модуль VI. Одежда и обувь.

30. Нижнее бельё и одежда (в помещении). Части целого. Одежда воспитателя (халат). Игра «Одень куклу».

31. Уличная одежда, верхняя одежда. Игра «На прогулке».

32 Обувь. Обут — босой (без обуви). Сравнение обуви по размеру. Игра «Помоги обуться».

33. Обувь. Цвет. Размер. Игра «Найди пару».

34. Закрепление одежды и обуви. Подбор картинок к предметам. Игра «Что я умею и могу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.