В статье дана авторская методика организации и проведения дидактических игр для детей с глубокой степенью умственной отсталости.
• дистанционное обучение • видеоуроки • развивающие дидактические игрушки
Применение дидактического материала на уроках дистанционного обучения по предмету
«Окружающий мир»
Н.В. Рябуха,
учитель ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением» дистанционного обучения по предмету «Окружающий мир»
Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье. Из глубины
В последние годы в России в рамках гуманизации специального образования заметно усилилось внимание государства к детям с ограниченными возможностями здоровья. Особенное направление специального образование — это обучение детей-инвалидов, страдающих тяжёлой умственной отсталостью.
Дети ранее не обучаемые должны получать образование и развиваться. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. В последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с тяжёлой умственной отсталостью, качественное образование становится доступно для большинства детей-инвалидов. Одним из выходов в сложившейся ситуации являются видеоуроки, позволяющие найти оптимальный способ получения образования и адаптации к жизни детей с тяжёлыми ментальными нарушениями.
Наше учреждение одно из первых приступило к дистанционному обучению ранее не обучаемых детей. Видеоуроки разрабатываются для детей Кропоткинского детского дома инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости.
Моя деятельность проходит согласно календарно-тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» (Приложение 1). Предмет «Окружающий мир» закладывает у учащихсяос-новы естественных и социальных наук.
Основной целью обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью является формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, а также развитие социального интеллекта.
Для достижения данных целей специалистами нашего учреждения был разработан курс видеоуроков по предметной области «Окружающий мир». Одним из основных методов обучения является игра. Как правило, дети с тяжёлыми ментальными нарушениями получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем мире, и их опыт крайне беден. Эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Для этого следует постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности. Достижению этой цели и служат дидактические игры, ведь игра — основной вид деятельности детей. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка являются дидактические игры, в которых обязательно применяется раздаточный материал.. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой
действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали успешное усвоение программного материала.. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача — докатить предмет до определённой черты. Добиться цели может лишь тот ребёнок, который научится различать куб и шар, поймёт, что до черты докатится только шар.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный опыт. Такие игры особенно важны для детей, у которых опыт действий с предметами беден, не зафиксирован и не обобщён.
Наши уроки знакомят детей с окружающими их предметами — игрушками и способами действия с ними, посудой и её функцией, предметами личной гигиены, одеждой и обувью — в процессе игр с применением при этом наглядного (дидактического) материала.
Среди игрушек, помогающих развитию мышления, речи ребёнка, дающих ему представления, знания, умения и навыки, большое место занимают дидактические игрушки. Играя с игрушками, ребёнок учится распознавать предметы, различать форму, величину, цвет предметов, знакомится с количественными соотношениями, с пространственными понятиями и т.п.
Весь дидактический материал изготавливается в нашем учреждении мастерами производственного обучения, учителями прикладного труда и трудового обучения совместно с обучающимися Новолеушковской школы-интерната. Из всего разнообразия
дидактического материала, применяемого мною, хочу представить несколько предметов вашему вниманию.
Мягкая игрушка «Кубик с липучками». Данный кубик используется на протяжении всех уроков. Повышает интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивает умственные и творческие способности, связную речь обучающихся. Применяется для закрепления материала:, ребята находят соответствующую картинку и прикрепляют её к кубику.
резаны контуры юлы, мишки, пирамидки, мяча. Развивает логику, мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь и память. Чтобы собрать все игрушки, ребёнку нужно вложить вкладыши в соответствующие рамки, ориентируясь на контур фигуры.
Развивающая дидактическая игрушка «Цветик-семицветик», изготовленная из фетра. Твёрдый и мягкий лепесток
Деревянная развивающая игрушка «Рамка-вкладыш» с подслоем, где под вынимающимися вкладышами про-
игрушки прикрепляются с помощью липучек. «Цветик-семицветик» развивает мелкую моторику пальцев рук, память, внимание, мышление, обогащает активный словарь, формирует
навыки самостоятельной деятельности. В результате игры происходит формирование тактильного различения свойств предметов, знакомство со значением понятий «твёрдый -мягкий».
Развивающая дидактическая игрушка «Разноцветная гусеница», изготовлена из яркого цветного фетра. В процессе игры у детей развивается память, мышление, воображение, моторика пальцев рук; происходит закрепление знаний производных цветов, стимулируется активное употребление знакомых названий цветов.
Деревянная развивающая игрушка «Домики — пазлы» (большой и маленький). Помогает зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём их наложения. В процессе игры у детей развивается внимание и понимание того, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых имеет свою форму,
величину, своё место в целом, неизменное пространственное расположение. Закрепляются слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше».
Дидактический материал необходим для более эффективного усвоения программного материала. Кроме вышеперечисленного в нашем учреждении изготавливают такой раздаточный материал, как кубики, мячи, куклы, одежду и обувь для кукол и многое другое, что помогает сделать занятие более ярким, красочным и запоминающимся.
Результаты использования данных дидактических материалов показали, что обучение по предметной области
«Окружающий мир» с их помощью стало одним из любимых занятий детей. Им интересно познавать новое, они с нетерпением ждут интересные игры, в которые можно поиграть и научиться новому.
При создании видеоуроков ориентиром мне служили слова В.А. Сухом-линского: «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».
Приложение 1
Тематическое планирование игр-занятий
Окружающий мир. Модуль I. Предметы вокруг нас и их свойства.
1. Кто главный на уроке? Знакомство с помещением (стены, окна, пол, потолок, телевизор/доска). Игры «Говорит — не говорит», «Кто говорит — кто слушает» (выработка условного рефлекса).
2. Предметы вокруг. Звуки вокруг (столы, стулья, доска, что стоит на окне). Слушаем — слушаемся. Делаем вместе. Игра «Мы сидим — стоим».
3. Закрепление частей комнаты и предметов в ней. Игра «Найди предмет». Представление о неизменности существования предмета (игра «Найди спрятанный предмет»).
4. Живое и неживое.
Сравнение себя, окружающих людей и некоторых животных с неживыми предметами окружения (мебель,
камни). Наблюдение за движением предметов. Игра «Откуда звук».
5. Повторение. Кладём и ставим предмет в нужное место. Игра «Найди предмет». Снаружи — внутри (снимаем с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку).
6. Вверху — внизу. Движется — не движется.
7. Слева — справа. Движется — не движется.
8. Далеко — близко. Свойства предметов, находящихся в разных местах: большой — маленький.
9. Игра «Часть — целое» (меньше — больше). Подражаем взрослому: строим башню, катим мяч.
10. Изменение направления движения: выше — ниже, дальше — ближе, вперёд — назад.
11 — 13. Свойства предметов: твёрдый — мягкий. Сортировка по подражанию.
14—16. Свойства предметов: тяжёлый — лёгкий. Сортировка по подражанию.
Модуль II. Игрушки, предметы-заместители и способы действий с ними.
17. Мяч. Игры с мячом: захват, перекатывание, бросание друг другу.
18. Кукла, мишка, зайка. Игра «В гости», «Дочки-матери».
19. Машинка (грузовик), кубики. Повторение «далеко — близко». Игра-конструирование «Поезд», «Стройка». Поиск механизма, приводящего в действие игрушку.
20. Решение несложных практических задач и головоломок. Игры с вкладышами. Вкладываем пластинку
в соответствующее отверстие доски форм (отверстие одно, затем — два). Вставляем один в другой стаканчики. Собираем пирамидку.
Модуль III. Посуда и её функции.
21. Тарелка, чашка, ложка. Сравнение предметов. Игра «Как я ем».
22. Кастрюля, чайник. Способы использования. Кто такие повар, няня? Игра «Маленький помощник».
23. Обобщение посуды и её функций. Подбор картинок к предметам. Игра «Я повар».
24. Обобщение, закрепление темы «Посуда». Игра «Что я умею и могу».
Модуль IV. Предметы личной гигиены.
25. Полотенце, мыло (зубная паста и щётка). Игра «Умывание». Кто помогает умываться?
26. Расчёска. Игра «Уборка»
27. Туалетная бумага. Игра «Попроси».
28. Закрепление свойств и функций предметов. Игра «Чего не хватает/ что лишнее».
29. Предметы для сна: кровать, подушка, одеяло, простыня (ночной горшок). Игра «Ложимся спать». Игра «Кукла готовиться спать».
Модуль VI. Одежда и обувь.
30. Нижнее бельё и одежда (в помещении). Части целого. Одежда воспитателя (халат). Игра «Одень куклу».
31. Уличная одежда, верхняя одежда. Игра «На прогулке».
32 Обувь. Обут — босой (без обуви). Сравнение обуви по размеру. Игра «Помоги обуться».
33. Обувь. Цвет. Размер. Игра «Найди пару».
34. Закрепление одежды и обуви. Подбор картинок к предметам. Игра «Что я умею и могу».