Научная статья на тему 'Предметно-развивающая среда как условие реализации программы «Воспитание и обучение в детском саду» (авторы М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова)'

Предметно-развивающая среда как условие реализации программы «Воспитание и обучение в детском саду» (авторы М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджибекова Т. А., Цзян Е. А.

В статье анализируется предметно-развивающая среда как условие реализации программы дошкольного образования, в частности, программы «Воспитание и обучение в детском саду» (авт. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджибекова Т. А., Цзян Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметно-развивающая среда как условие реализации программы «Воспитание и обучение в детском саду» (авторы М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова)»

9. Немов P.C. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

11. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. материалов / Под научн. ред. A.A. Леонтьева. - М.: Баласс; Издательский Дом РАО, 2003. - 368 с.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 480 с.

13. Организация педагогической практики в начальных классах / Под ред. П.Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

14. Пахомова Н.Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 109-114.

15. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

16. Педагогическая антропология / Авт.-сост. Б.М. Бид-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

17. Словарь иностранных слов. - М.: Сирин, 1996. - 608 с.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» (АВТОРЫ М.А. ВАСИЛЬЕВА, В.В. ГЕРБОВА, Т.С. КОМАРОВА)

© Гаджибекова Т.А.*, Цзян Е.А.*

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье анализируется предметно-развивающая среда как условие реализации программы дошкольного образования, в частности, программы «Воспитание и обучение в детском саду» (авт. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова).

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества

* Магистрант факультета педагогики и психологии.

* Исполняющий обязанности заведующего кафедрой Педагогики и методики начального и дошкольного образования.

образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ребёнку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразви-вающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественному-эстетическому развитию № 2 «Дюймовочка» г. Шарыпово педагоги уделяют много внимания созданию предметно развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. В этом дошкольном учреждении детям комфортно, уютно, каждый ребёнок может найти для себя любимое занятие. Всё групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды куклам, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книге, рассмотреть фотографии своей семьи и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Для достижения этой цели воспитатели изучали «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; были проведены консультации на темы: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ», «Развивающие зоны младшей группы», «Развивающие зоны средней группы», «Развивающие зоны старшей группы»; проведен педсовет «Организация развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития»; разработаны требования к организации предметно-развивающей среды, в частности:

- создание условий для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);

- организация развивающей среды с возрастными особенностями детей и их потребностями;

- динамичность и статичность среды. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов;

- функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию;

- наполненность развивающим содержанием, соответствующим: интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;

- наличие места для отдыха, где находятся подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов.

Групповая комната может быть представлена тремя зонами: рабочей, активной и спокойной. Границы между зонами подвижные, легко перемещаются, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. Пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

Партнёрская форма занятий требует особой организации рабочего пространства . Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в функ -циональное, трансформируемое пространство. Рабочая зона может выступать в трёх видах:

- мастерской (для занятий продуктивной деятельностью);

- лаборатории (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью);

- место свободной деятельности детей по интересам.

Приведём примерную смысловую маркировку зон, их оборудование и материалы на границах зон.

Пространство рабочей зоны включает лёгкие столы (на двоих) или стол-трансформер, передвижную двустороннюю доска (на колёсиках). На границах зоны, на стеллажах: для продуктивной деятельности (изобразительные бросовые материалы, настольные конструкторы); для познавательно-исследовательской деятельности (объекты для экспериментирования (в том числе песок - вода)), образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Пространство спокойной зоны включает небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один-два лёгких столика. На собственных границах зоны, на стеллажах: для чтения художественной литературы (подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями); для познавательно-исследовательской деятельности (книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы); для игровой деятельности (настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры).

Пространство активной зоны включает ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся - по ситуации). На собственных границах зоны, на стеллажах и лёгких столах: для сюжетной игры - игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; для продуктивной деятельности -крупные напольные конструкторы.

Мы считаем, что каждая зона, кроме основного пространства должна быть наполнена уголками, в нашей модели содержание каждого уголка пред -ставлено следующими компонентами: компонент дидактический (располагается на собственных границах зоны, а также на границах между зонами);

компонент оборудования для разных видов деятельности (на собственных границах зоны); компонент стимулирующий (это может быть примерный план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы и др.) (на собственных границах зоны). Например, занятия познавательно-исследовательской деятельностью с использованием объектов (компонента оборудования) больше тяготеет к рабочей зоне, а работа с атласами, тематическими альбомами, книгами познавательного характера (дидактический компонент) - к спокойной зоне. Игра в разных ее разновидностях может захватывать все пространство группового помещения

Покажем на примере содержание уголка «Здоровячки», который включает:

- компонент дидактический (дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта, книги о спорте и здоровом образе жизни, картотеки подвижных игр, картотеки гимнастики, карточки последовательности выполнения упражнений, рисунки детей о спорте);

- компонент оборудования (ковровая дорожка, маты, спортивный комплекс, спортивный инвентарь: кегли, мячи, обручи, дуги, коль-цеброс и др., нетрадиционное оборудование);

- компонент стимулирующий (схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием, карты-достижения «Я сегодня научился», «Дневничокздоровья», модель «правильного питания»).

В подготовительных группах для детей имеется игровая зона, имеются уголки для всех видов игр, предусмотренных программой «Воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой. Игровое оборудование и игровые атрибуты соответствуют возрастным особенностям детей, все игры обозначены соответствующими сигнальными знаками.

В детском саду имеются все виды игрушек на темы «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Почта», «Библиотека», «Ателье», «Автозаправочная станция», «Строители», «Моряки», «Путешественники» (куклы, наборы одежды, посуды, коляски, чековая касса, телефон, макет АЗС, бинокли и т.д.). Для не пересекаемости сфер игровой активности детей в группе имеется складная ширма, которую дети могут размещать согласно своему сюжету, также для этой цели могут служить объёмные модули разной формы. Для организации двигательных игр в группе имеется спортивный уголок, где есть мячи, кегли, мишень с дротиками, обручи, скакалки, теннисные ракетки, баскетбольная сетка.

Для организации спокойных игр за столом имеются дидактические игры, соответствующие возрасту, лото картиночное и цифровое. Основное назначение данных игр - способствовать усвоению и закреплению знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей.

В подготовительной группе имеется строительно-конструктивный материал - кубики, различные напольные конструкторы с крупными деталя-

ми, из которых можно строить различные дороги, парки, автостоянки, загоны для животных и другое. Для обыгрывания этих сюжетов имеются различные наборы автомобилей, животных, человеческих фигурок.

В группе имеется большое количество сюжетообразующих материалов на темы «Военные», «Моряки», «Семья», «Больница». В группе имеется набор материалов для сюжетно-игровой игры «Журналисты» (видеокамеры, сделанные руками педагогов и детей; микрофоны; блокноты для записей; ноутбук, сделанный воспитателями).

В другой старшей группе положительным моментом является то, что игровая зона оформлена с учётом полоролевой социализации детей на высоком уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В организации сюжетно-ролевых игр наряду с традиционными играми педагоги группы предложили детям такие игры как «Лесники», «Космические путешественники», «Ярмарка изделий народных промыслов», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение».

Для всех игр воспитатели группы подобрали и изготовили большое количество интересного сюжетообразующего материала. Например, для игры «Космические путешественники» изготовлены шлемы и очки из пластиковых бутылок, в наборе для игры имеются космические карты, карты созвездий, книга о космосе. Для игр «Ветеринарная лечебница» и «Больница» старый фильмоскоп дети используют как аппарат для ультразвукового исследования. В игре «Ярмарка изделий народных промыслов» дети могут познакомиться с различными видами изделий народных промыслов: хохлома, гжель, дымковская игрушка и другие. Совместно с детьми педагоги группы изготовили для магазина различные продукты из солёного теста.

Всё игровое оборудование, имеющееся в группах, эстетически оформлено, безопасно для детских игр, санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к игрушкам и помещению, соблюдены.

Список литературы:

1. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л. С. Выготского: критическое исследование // Вопросы психологии. - 2006. - № 1.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 194 с.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.

4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных ком -плексах. - М.: Просвещение, 1995. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.