Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников
Гостюхина О.М.,
педагог-психолог, МДОУ №7,
г. Дедовск, Московская обл., Россия
Аннотация. Целью статьи является описание опыта работы детского сада по созданию развивающей предметно-пространственной среды (Р1111С), направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников. Показаны возможности РППС в обеспечении эмоционального благополучия и комфортности ребенка; описано содержание психологических уголков в группах детского сада; подчеркнуты целесообразность оформления паспортов возрастных групп, включающих перечень компонентов РППС, а также роль педагога в создании оптимальной предметно-пространственной среды, поддерживающей психологическое здоровье дошкольников.
Предметно-пространственная среда включает в себя планировку помещений детского сада; элементы интерьера; содержание и размещение игр и игрушек, дидактических материалов и оборудования, компонентов информационно-коммуникационной среды .Предметно-пространственная среда - это совокупность предметов, представляющая собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которой запечатлены опыт ,знания, вкусы, способности и потребности многих поколений ( Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. /Под ред. Н.В. Микляевой, 2013, с.4).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда (РППС) является условием успешной реализации Программы дошкольного образования. Качественно разработанная РППС позволяет формировать и развивать игровую, коммуникативно-личностную, познавательно-исследовательскую, речевую, двигательную, художественно-эстетическую активность детей ( Доронова Т.В., Короткова Н.А., Новоселова С.Л. и др.).
Существует противоречие между теоретическими психологическими концепциями развивающей предметной среды и реальными возможностями ДОО. Как связать выдвигаемые учеными-теоретиками принципы с реальным пространством группы? Каким образом можно изменить сложившееся положение дел, мешающее созданию оптимальной современной РППС? Как показал наш опыт, решение этой проблемы возможно только в рамках современной тенденции гуманизации образовательного процесса, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми.
Основные закономерности развития, воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции предметно-пространственной среды: информационная, стимулирующая, развивающая, а также функция обеспечения эмоционального благополучия ребенка. В государственном образовательном стандарте ДО подчеркнуто, что условия реализации Программы ДО ( а РППС является одним из важнейших ее условий) должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям (ФГОС Д0,2014, с.18).
Состояние эмоционального благополучия отечественные ученые рассматривают как показатель психологического здоровья ребенка - психологической безопасности,
защищенности и комфортности, положительного фона настроения, доверия ребенка к миру, радости существования, душевного равновесия (И.В.Дубровина, О.В.Хухлаева) и как компонент качества образования (Безруких М.М.).
В МДОУ №7 «Теремок» г. Дедовска общеразвивающего вида (заведующая -Соловьева С.Г.) работа с детьми ведется по примерной основной образовательной Программе «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы. В 2013-2014 учебном году в детском саду была создана творческая группа педагогов (под руководством педагога-психолога) по созданию развивающего предметного пространства и организации смотров, конкурсов, тематических недель, выставок. В этой группе были разработаны диагностические критерии РППС, соответствующие ее основным характеристикам; проведен анализ состояния РППС и влияния предметно-игровой среды на психологическое здоровье детей.
Приступая к проектированию РППС, адекватной современным требованиям, педагогический коллектив нашего детского сада основывался на существующем положении о том, что окружающая ребенка предметная среда оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние. Мы предположили, что все отмеченные в образовательном стандарте характеристики РППС могут оказать позитивное либо негативное воздействие на психологическое здоровье ребенка. Имеются ввиду такие характеристики РППС, как ее насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность. Кроме этого, каждая компонента предметно-пространственной среды (например, игрушка, дидактическое пособие, спортивное оборудование и т.п.), отнесенная к соответствующей образовательной области или виду деятельности ребенка, также влияет на его психологическое здоровье. Данные проведенного анализа представлены в таблице.
№ Характер истика РППС (в целом и отдельны х ее компонен тов) Диагностические критерии РППС Возможности позитивного влияния РППС на психологическое здоровье детей
1. Содержат ельная насыщен ность *соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы *возможность продвижения в развитии (являясь посильным каждому ребенку, среда обеспечивает его «зону ближайшего развития») *возможность реализации потребностей ребенка в активной и разноплановой деятельности * возможность самовыражения детей во всем многообразии видов деятельности
*учет гендерных различий детей, интересов девочек и мальчиков *размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования *возможность реализации в деятельности интересов девочек и мальчиков *возможность объединения девочек и мальчиков подгруппами, по общности интересов
*организация непересекающихся сфер самостоятельной детской *возможность одновременной организации разных видов деятельности в соответствии с
активности внутри предметно- замыслами детей и проявления при
игровой среды этом доброжелательного отношения друг к другу
*создание условий для *возможность каждому ребенку
индивидуальных, выбрать удобное и комфортное место в
подгрупповых и коллективных зависимости от своего эмоционального
игр и занятий состояния *возможность реализации общих и индивидуальных интересов и потребностей детей
2. Трансфор *возможность своевременного *возможность самовыражения,
мируемос изменения РППС в творческого саморазвития
ть зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. от меняющихся интересов детей; с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей
3. Вариатив *наличие в группе и в ДОО *возможность делать сознательный
ность различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы; развивать способность принимать и осуществлять самостоятельные решения
*периодическая сменяемость *возможность творческого
игрового материала, самовыражения в соответствии с
появление новых предметов, потребностями и интересами детей
стимулирующих игровую,
двигательную,
познавательную и
исследовательскую
активность детей
4. Полифун *возможность разнообразного *возможность творческого
кциональ использования игрушек и самовыражения в соответствии с
ность различных составляющих предметной среды (ширм, мягких модулей, матов, детской мебели и т.д.) в соответствии с замыслом ребенка замыслами детей
*наличие в группе и в ДОО полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в
т.ч. природных
материалов,пригодных для
использования в разных видах
детской активности
5. Доступно *доступность для *возможность проявления позитивных
сть воспитанников, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность эмоций (ощущения свободы выбора в соответствии со своими замыслами; чувства хозяина предметной среды в группе, детском саду)
*свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр, игрушек на уровне не выше вытянутой руки ребенка
*исправность, сохранность и художественная привлекательность материалов и оборудования *возможность проявления позитивных эмоций (чувства прекрасного)
Предметная среда, на наш взгляд, не должна представлять психологическую опасность для ребенка:
* провоцировать агрессивные действия, насилие, жестокость (вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнеры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки);
* провоцировать пренебрежительное отношение к расовым, национальным особенностям и физическим недостаткам других людей
*вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам
*порождать отрицательные эмоции: проявления страха, неуверенности, беспокойства; состояние незащищенности от угроз достоинству детей; душевное неблагополучие, негативное мировосприятие и самоотношение.
Анализ состояния РППС, проведенный творческой группой педагогов в 2013-2014 учебном году, выявил содержательную насыщенность предметно-игровой среды; вовлеченность детей и родителей в создание РППС; успешную организацию в детском саду разнообразных выставок и конкурсов («Готовность групп к началу учебного года», «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Все профессии важны» и т.д.); тематических недель («Неделя игры и игрушки», «Неделя доброты» и т.д.). Однако, наряду с положительным опытом, обозначился и ряд нерешенных проблем:
1. Принцип содержательной насыщенности реализовывался не в полной мере Так, были отмечены:
* недостаточная обеспеченность групп дидактическими пособиями, играми для осуществления социально-личностной и познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности детей; для осуществления игровой деятельности с учетом гендерных особенностей детей (игрушек для мальчиков было представлено значительно меньше, чем игрушек для девочек)
* частичное несоответствие возрасту детей компонентов РППС для ознакомления их с природой и родным краем, а также с художественной литературой
* психолого-педагогическая неоправданность обилия выставленных атрибутов для сюжетно-ролевых игр, музыкального развития, ознакомления детей с ППД
2. Принципы полифункциональности, трансформируемости и вариативности среды в нашем детском саду год назад были представлены слабо. В предметно-пространственной среде каждой возрастной дошкольной группы выделялась, традиционно, стабильная учебная зона, занимающая доминирующее место, со столами-«партами»,»учительским» столом и доской. Остальное пространство группового
помещения дробно зонировалось по видам материалов, предназначенных для конкретной деятельности- конструирования, ролевых игр; музыкальной деятельности и т.д.
Для решения указанных выше проблем в нашем детском саду во всех возрастных группах (а также в кабинетах специалистов) в текущем 2014-2015 учебном году начато составление паспортов, включающих в себя перечни РППС, с учетом ФГОС ДО. Эти перечни структурированы в таблицах, по видам деятельности детей и по образовательным областям (как было предложено Волосовец Т.В.2013,с.3 ). Фиксация в таблице-перечне отдельных компонентов РППС позволило включить в нее те составляющие, которые обеспечивают функции предметного пространства, соответствующие ФГОСу., в т.ч. функцию сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
До начала текущего учебного года воспитатели совместно с родителями условно разделили территорию групп на несколько центров активности: рабочая зона, активная зона, спокойная зона (как предложила Короткова Н.А., 2010, с.17). Стабильная учебная зона была превращена в полифункциональное, трансформируемое пространство. В этом пространстве организуются либо «мастерские» (для занятий продуктивной деятельностью), либо «лаборатории» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью), либо свободная деятельность детей по интересам - вне занятий со взрослыми. Участки для шумных и спокойных занятий разделены так, чтобы дети не мешали друг другу. Границы центров четко обозначены (с помощью шкафов, полок, перемещающихся на колесах стеллажей, ширм, напольных модулей, двухсторонних мольбертов, столов). Организованы непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри предметно-пространственной среды: интеллектуальной, театрализованной, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, двигательной, что позволило детям одновременно организовывать разные виды занятий и игр в соответствии со своими замыслами, не мешая друг другу. Мебель и оборудование размещены таким образом, чтобы обеспечить детям свободное перемещение. Планировка помещений стала более удобной как для индивидуальных игр, так и для занятий детей в малых и больших группах. В местах для чтения, отдыха и слушания музыки были размещены подушки, мягкие кресла и трансформеры.
Постепенно преодолевалась психологическая враждебность окружающей ребенка предметной среды ( ограничение доступа к игрушкам; непродуманное цветовое и световое оформление пространства; отсутствие необходимых условий для реализации естественной потребности детей в движении и игре; действие необоснованных запретов и т.д.). Материалы, пособия были сгруппированы, удобно размещены в прозрачных контейнерах и обозначены соответствующими символами. Большинство материалов стимулировали детей к исследованиям. Обеспечена доступность детей ко всему содержанию предметной среды. Пространство групп было освобождено от оборудования, не выполняющего развивающую функцию, либо несоответствующего возрасту детей. Обеспечено своевременное изменение РППС с учетом обогащающегося опыта детей; детям была предоставлена возможность самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их игровыми интересами -с помощью ширм, модулей. Дети не только осваивали готовую предметно-пространственную среду, созданную взрослыми, но и сами вместе со своими родителями участвовали в ее создании, а также в проводимых в детском саду смотрах-конкурсах; для родителей были организованы специальные мастер-классы, творческие мастерские по изготовлению игрушек, пособий, нестандартного оборудования.
В каждой возрастной группе был оснащен психологический уголок, включающий в себя уголок уединения, а также оборудование и пособия:
* для обучения детей сотрудничеству и бесконфликтному общению («Азбука настроений», «Коврик дружбы», «Коробка добрых дел», «Дерево добрых дел»,»Подушка примирения», «Доска настроения»..);
*для снятия эмоционального напряжения (мешочки для крика и обидных слов, боксерские груши, трубки-кричалки, подушки для битья, воздушные шарики и т.д.; уголки уединения (палатка, домик, шатер, ширма);
* для повышения самооценки неуверенных детей («Волшебный стульчик», «Волшебный плащ», шляпа, башмачки, палочка; подиум, медали и т.д.).
Известно, что «одушевить» предметный мир, сделать среду обитания ребенка развивающей и психологически безопасной, призван взрослый. Современному педагогу недостаточно быть открытым лишь очень узкому аспекту изменений предметной среды - художественно-оформительскому. Педагог выступает во многих ролях: проектировщика, дизайнера, конструктора, декоратора, художника, портного и, главное, психолога. Воспитатель должен не только создавать РППС, но и научить детей жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. Очень важно, чтобы воспитатель сумел заинтересовать, вовлечь детей в различные игры и занятия; устанавливал партнерские отношения с детьми; постоянно отслеживал эффективность использования предметной среды в развитии детей, в том числе ее влияние на эмоциональное благополучие детей.
Следует отметить, что новые подходы к разработке РППС вызвали позитивную реакцию педагогов, большинство из которых прошли обучение на кратковременных (18часовых) курсах повышения квалификации по внедрению ФГОС в практику ДОО.
В детсаду для педагогов были проведены многочисленные консультации, а также а) годовой постоянно действующий семинар « Принципы преобразования РППС с учетом современной тенденции гуманизации образовательного процесса», на котором обсуждались основные современные теоретические концепции РППС; б) семинар-практикум «Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОУ»,на котором, в числе прочих, обсуждались следующие вопросы: определение и уровни психологического здоровья детей; показатели эмоционального благополучия /неблагополучия; риски и угрозы психологическому здоровью детей; функции РППС в сохранении психологического здоровья детей.
Педагоги научились проводить мониторинг психического развития детей; наблюдать и оценивать состояния ребенка и особенности его микросреды; проектировать психологически безопасную среду, в т.ч.предметное пространство, с учетом принципа психологической защищенности личности и приоритета гуманистических ценностей в образовании; подбирать, создавать, размещать оборудование, игрушки, пособия с учетом их влияние на психическое здоровье детей.
Результаты диагностики эмоциональной и коммуникативной сфер развития детей показали положительную динамику в развитии у дошкольников
* позитивного эмоционального отношения к себе и одновременно развития их интереса к окружающим;
* коммуникативных способностей (умения договориться, разрешать конфликты «мирным путем»; проявить гибкость в общении);
* психологической наблюдательности, рефлексии своих качеств, деятельности и поведения;
* активного творческого отношения к действительности.
В процессе многократного проведения открытой непосредственной образовательной деятельности, подготовленной педагогами нашего ДОО для РМО воспитателей разных возрастных групп Истринского района, постоянно демонстрировалась работа по созданию РППС в группах и в ДОО в целом. Коллегами-педагогами и специалистами отмечались масштабность, трудоемкость и качество проведенной работы.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.М.,2014.
Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Семейно-педагогический альманах «Детский вопрос», №11, 2013 г.
Психическое здоровье детей и подростков. Под ред. И.В.Дубровиной,Екатеринберг,2000.
Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста М.,2010.
Материалы и оборудование для детского сада. / Под ред Дороновой Т.Н.,Коротковой Н.А..М.,2003.
Новоселова С.Л.Развивающая предметная среда,,1995.
Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/под ред. Н.В.Микляевой, М,2013.
Хухлаева О.В.Школьная психологическая служба.М.,2007.