Научная статья на тему 'Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО'

Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2147
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / реформирования системы / совокупность / предметно-пространственной среды / познавательно-исследовательская деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пережогина Ирина Викторовна, Лутченко Любовь Константиновна, Дейс Олеся Юрьевна

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, способствующей гармоничному развитию детей, как показателя профессиональной компетентности педагога, с последующим её формированием и приведением в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО Пережогина И. В.1, Лутченко Л. К.2, Дейс О. Ю.3

1 Пережогина Ирина Викторовна /Perezhogina Irina Viktorovna - воспитатель;

2Лутченко Любовь Константиновна /Lutchenko Ljubov'Konstantinovna - воспитатель; 3Дейс Олеся Юрьевна /Days Olesya Yurevna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: создание модели развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, способствующей гармоничному развитию детей, как показателя профессиональной компетентности педагога, с последующим её формированием и приведением в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

Ключевые слова: мотивация, реформирования системы, совокупность, предметнопространственной среды, познавательно-исследовательская деятельность.

В условиях реформирования системы дошкольного образования, перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одним из самых важных направлений является создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать:

- развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности;

- охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития (образовательные области).

Виды деятельности дошкольников (игра, общение, познавательноисследовательская и др.) в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением [1, с. 25].

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов деятельности.

Таким образом, создаваемая развивающая среда должна:

- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- учитывать возрастные особенности детей, национально-культурные и климатические условия;

- гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- удовлетворять потребности детей в игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности за счет транспортируемости и полифункциональности пространства;

- способствовать развитию активности, самостоятельности, творчества в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности;

- обеспечивать реализацию личностно-ориентированного подхода;

- повышать качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества.

200

Немаловажным аспектом в условиях перехода на ФГОС ДО является проблема подготовленности кадров, отсутствие профессиональной компетентности в реализации наполнения предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС ДО. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы, перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребёнку [3, с. 15].

Пространство дошкольного учреждения - единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади: студии, коридоры, территорию детского сада.

Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество [2, с. 18].

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно -пространственную среду, педагог определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника, подбирает и применяет образовательные технологии:

- исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через

открытие»;

- коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;

- имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

- деятельностную: способность ребёнка проектировать предстоящую

деятельность, быть её субъектом;

- рефлексивную: осознание ребёнком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что он чувствовал при этом; группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно -насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

* Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

* игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

* двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

* эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением;

* возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

201

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

* возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

* наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре), природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

4. Вариативность среды предполагает:

* наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

* периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

* доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

* свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

* исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы [5].

Пример построения предметно-развивающей среды

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций -

важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра -кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

202

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку-дошкольнику средствами. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательноисследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте, обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование - все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества, выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно -прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования, способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у

203

детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно -развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию [5].

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

3. Близнецова В. С. «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 9, 2009.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/01/24/organizatsiya-predmetno-razvivayushchey-sredy-v-doo-v.

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.