Научная статья на тему 'Традиции и инновации в работе сельской школы-интерната'

Традиции и инновации в работе сельской школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК / МИЛОСЕРДИЕ / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / BOARDING SCHOOL / INNOVATIVE PLATFORM / SUBSIDIARY FARMING / SCHOOL SITE / CHARITY / FOSTER FAMILIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курасова Татьяна Ивановна

Образование детей с разной степенью здоровья и социальным статусом семьи. Воспитание производственным трудом. Приёмы, находки, педагогические эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions And Innovations In The Work Of A Rural Boarding School

Novoleushkovskaya boarding school with vocational training is recognized in Russia as one of the best, is the winner of the International Competition named after A.S. Makarenko among schools-farms and educational institutions. The school is saturated with the spirit of innovation, creativity, research and innovative finds.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в работе сельской школы-интерната»

Народным ПРОЕКТ

УДК376

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ сельской школы-интерната

Татьяна Ивановна Курасова,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Кубани, директор государственного автономного общеобразовательного учреждения Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением», Павловский район Краснодарского края

Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением признана в России одной из лучших, является победителем Международного конкурса им. А.С. Макаренко среди школ-хозяйств и образовательных учреждений. Школа пропитана духом новаторства, творчества, исканий и инновационных находок. Ведущие направления работы школы — инновационная работа; развитие семейных форм устройства; внедрение и развитие профессионального обучения; работа по духовно-нравственному воспитанию; изучение истории, быта кубанского казачества; развитие дополнительного образования, социального партнёрства. Автор статьи — директор этой школы-интерната — рассказывает об успешном опыте работы образовательного учреждения с детьми-инвалидами.

• школа-интернат • инновационная площадка • подсобное хозяйство

• пришкольный участок • милосердие • замещающие семьи

О нашей школе

Наша школа-интернат — это тёплый дом со своими традициями, с отлаженной системой жизни, обучения и воспитания, в котором учатся 266 ребят с ограниченными возмож-

ностями здоровья из 41 города и района Краснодарского края. У нас учатся 138 инвалидов, 37 детей-сирот, 173 оставшихся без попечения родителей, 56 детей из кровных семей.

С 2014 года школа работает в особом режиме. Всю работу строим с учётом четырёх направлений.

1. Школа с основным образованием (дети учатся с 1-го по 11-й класс), всего 19 классов. В замещающих семьях проживают 155 учащихся, в кровных семьях — 56. Ребята получают первые навыки будущих профессий, так как в перечне изучаемых предметов есть столярное, швейное, строительное, обувное дело, прикладной и сельскохозяйственный труд

2. Группы с профессиональным обучением. Выпускники коррекционных школ края

на базе нашего учреждения получают профессию по 10 специальностям: швея, каменщик, вышивальщица, столяр строительный, обувщик по ремонту обуви, социальный работник, садовод, рабочий зелёного хозяйства, штукатур, облицовщик-плиточник. Сегодня в этом структурном подразделении обучается 70 учащихся, из них на круглосуточном пребывании 37 ребят.

К сожалению, есть определённая группа детей, которые по медицинским показаниям не могут получить образование в очной форме. Именно поэтому специалисты нашего учреждения готовы осуществлять дистанционное обучение инвалидов, например с нарушениями опорно-двигательной системы, по профессиям «швея», «обувщик по ремонту обуви». Это для нас сегодня новое направление. А в перспективе планируем ввести новую профессию — «помощник повара».

Понимая, что у детей талант находится на кончиках пальцев, мы уделяем большое внимание привитию навыков прикладного труда. Для этого в школе оборудованы классы прикладного труда и творческие мастерские, где ребята учатся мастерству декоративно-прикладного искусства. На данных занятиях ребята получают навыки в таких редких видах искусства, как: лепка из холодного фарфора, плетение из бумаги, квилинг, ткачество, скрапбукинг, валяние из шерсти,

изготовление украшений из кожи, ковроткачество, работа с фоамираном, чекан -ка, холодный батик, канзанши, бисеропле-тение, вышивка лентами, народная и авторская кукла. Самые талантливые дети, получающие специальность, освоили работу на современных станках с ЧПУ.

3. Третье структурное подразделение — дистанционное обучение детей с тяжёлыми ментальными нарушениями, находящихся в Кропоткинском детском доме инвалидов.

На начальном этапе работы педагогами-психологами нашего учреждения был разработан и проведён стартовый мониторинг уровня развития социального интеллекта ребёнка с тяжёлыми ментальными нарушениями.

Все учащиеся в итоге были разделены на три категории:

• дети с высоким уровнем социального интеллекта — коррекционные и трудовые группы; продолжительность видеозанятия — 15 минут;

• дети со средним уровнем социального интеллекта — специальные группы; продолжительность занятия — 10 минут;

• дети с низким уровнем социального интеллекта — отделение милосердия; продолжительность занятия — 5 минут.

Уроки разрабатываются по пяти предметным областям: язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство и технология.

Все занятия проходят в режиме онлайн. Дистанционная форма обучения детей с ментальными нарушениями помогает заполнить вакуум в обучении и развитии ребёнка.

С этого учебного года у нас появилось новое направление в работе. Мы приняли на обучение пока четырёх детей из Кропоткинского детского дома инвалидов (они обучались дистанционно), создали коррекционную группу, и они проживают в замещающих семьях.

В 2018 году нашему учреждению присвоен статус федеральной инновационной площадки «Модель развития социального интеллекта и индивидуализации образования детей с тяжёлыми ментальными нарушениями».

На начальном этапе обучения специалисты нашего учреждения выявили уровни готовности детей к обучению, связанные с откликаемос-тью на взаимодействие со взрослыми.

Первый уровень — адаптация и социализация детей с тяжёлыми ментальными нарушениями посредством формирования готовности к социальному подражанию во время дистанционных игр-занятий. В процессе подготовки таких игр-занятий мы пытаемся расширить социальную ситуацию развития детей через обучение способам подражания и действия по образцу.

К этому моменту у ребёнка и взрослого, помогающего в процессе занятия, должны установиться доверительные отношения и появиться интерес к взаимодействию.

Второй уровень — формирование смысла совместных действий в ходе просмотра видеоуроков. Это предполагает освоение ребёнком опыта социального взаимодействия людей и социального поведения, что осуществляется в процессе усвоения элементарных знаний по предметам индивидуального учебного плана. Учащимся демонстрируют видеоуроки по пяти основным предметным областям, перечисленным выше. Содержание каждой предметной области разработано на основании ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью. Однако новизна адаптированной образовательной программы заключается в том, что все социальные ориентировки и действия, алгоритмы деятельности отрабатываются на основе их включения в структуру социального, а не общего интеллекта детей. Более того, инновационность программы — в том, что мы создаём условия для перехода, казалось бы, очень тяжёлых, считающихся необучаемыми детей в категорию обучаемых на основе дальнейшего включения ориентировок и действий социального интеллекта в формировании учебных действий.

4. Четвёртое направление нашей работы — для нас новое, его мы начали осваивать лишь в 2018 году.

Учитывая, что в России повышен пенсионный возраст, Министерством труда и социального развития Краснодарского края нашему учреждению была поставлена задача обучить людей пенсионного возраста компьютерной грамотности. Специалистами учреждения разработана дополнительная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан». Мы уже обучили 164 человека пожилого возрас-

" туч

та из восьми районов Краснодарского края.

Учим премудростям сельской жизни

Мы сельская школа-интернат. Живём на Кубани — в сельскохозяйственном регионе. Поэтому учим ребят хозяйничать на земле, премудростям сельской жизни.

В школе имеются три теплицы для выращивания огурцов, помидоров, рассады декоративных растений, маточников шаровидной хризантемы, винограда. Одна из них — обогреваемая: получаем круглогодичный урожай огурцов.

Шестнадцать лет мы имели своё подсобное хозяйство. В лучшие годы численность поголовья свиней достигала 200. Возделывали 87 га земли. За это время выращено 1000 т зерновых, 200 т подсолнечника, 200 т кукурузы. Ежегодно заготавливали сено (40 т), солому (30 т). Три года назад, на момент расформирования животноводства, было 30 голов крупнорогатого скота. Изучался ребятами профиль производственного обучения — животноводство. Сегодня у нас в собственности поле 27 га. Мы полностью перешли на растениеводство.

Несмотря на то что учреждение коррек-ционное, нами проводится много экспериментальной работы в различных направлениях.

Эксперименты: «Определение качества молока в домашних условиях», «Применение капельного полива при выращивании овощных культур», «Размножение тамарикса черенками с применением стимулятора роста «Корневина», «Размножение ягодной культуры жимолости разных сортов черенками», «Заготовка черенков и укоренение черенков винограда в помещении».

Опыты: «Изучение разновидностей лука», «Влияние подготовки семян на выращивание рассады томатов», «Измерение температуры воздуха в коровнике», «Водопотребление в животноводстве», «Выращивание винограда из чубуков (черенков)».

Творческие проекты: «Изготовление улья для пчёл», «Малые садовые формы», «Подставка для цветов».

Проводится экспериментальная работа по черенкованию растений. Это очень интересный и приносящий доход вид работы в растениеводстве. Затрат практически никаких: черенки берут от выбранного растения, сажают в грунт и выращивают. Все растения у нас находятся на капельном орошении из пяти водяных скважин, которые обеспечивают поливом всю территорию учреждения. На выходе получаем готовые саженцы для реализации. Высажено более 39 тыс. декоративных, ягодных черенков. Отлажена система работы по выращиванию из шиповника роз: выращено 6400. Есть у нас и своя «маленькая Голландия»: свыше 10 тыс. тюльпанов голландка

ской селекции, 8 тыс. лилий, гиацинтов, крокусов, 17,5 тыс. декоративного кустарника тамарикса и гибискуса. Высаженные растения используем для озеленения собственной территории, больниц, храмов, школ Краснодарского края. Заложены три ирисария, пионарий, высажено 500 лиатрисов.

С учётом того, что учреждение является автономным, мы реализуем выращенную продукцию. К празднику 8 Марта мы вырастили тюльпаны, герань, лилии, гиацинты, и их реализация принесла высокую прибавку внебюджету.

Восемь лет назад мы заложили виноградник почти на 1 га. Сейчас это более 1000 кустов. Реализуем 30 сортов виноградной ягоды и саженцев после черенкования. Плантация винограда позволяет привить практические навыки работы с лозой ребятам, получающим специальность «садовник»: нормировать нагрузки на побегах и кистях лозы, пасынковать, обрабатывать, подвязывать, прививать новые сорта.

От выращивания черенков до получения урожая с плодоносящей лозы — этот цикл позволяет ребятам изучить основы виноградарства.

На школьном участке заложен сад из 121 яблони, на каждой из которых привито по пять сортов яблонь. С начала лета до поздней осени мы снимаем урожай яблок. Наряду с плодовыми деревьями мы выращиваем ягодные кустарники: красную и чёрную смородину, йошту, ежевику, малину, жимолость. Проще было бы заняться монокультурой: и возделывать легче, и вредителей меньше, но... Кто научит и покажет алгоритм работы с различными видами растений, если не мы? Наш коллектив ставит перед собой задачу и воплощает её в жизнь: подготовить разноплановую личность, умеющую делать всё.

В учреждении обустроена школка, в которую заложены 32 т мытого речного песка. Эта грядка позволяет в особых условиях выращивать методом черенкования редкие растения, которые пользуются большим спросом у населения и предприятий. В школке в комфортных условиях подрастают небольшие делянки многолетников, распикированные сеянцы, детки луковичных, укоренённые черенки и растения, которым необходим карантин. Мы убеждены, что метод черенкования — самый экономически выгодный вид работы.

Наша школа сотрудничает с Краснодарским ботаническим садом: мы обмениваемся растениями, получаем консультации.

Вся система работы по растениеводству построена так, что начинается с начальной школы и до завершения профессионального обучения осуществляется преемственность в выполнении работ по уходу за растениями. Старшеклассники под руководством взрослых готовят почву, используя мотоблоки, малышам доверяется перебор семян, кому-то поручено сеять семена в землю, а кому-то — наладить капельное орошение.

Глубоко прав А.С. Макаренко, утверждая: «...От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие — хуже, одни способны к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и особенно в молодости. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека — это подготовка к желанию не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».

Конечно же, мы стремимся к тому, чтобы использовать в работе технику: обучаем ребят навыкам работы с малой техникой.

Во время летней трудовой и производственной практики ребята закрепляют теорию практическими навыками.

Наша система работы в школе по привитию детям навыков производственной деятельности признана лучшей на международном конкурсе имени А.С. Макаренко в 2016 году, который проходил в Якутии: мы заняли 1-е место.

Наше учреждение — автономное. Поэтому швейные цеха выполняют заказы: шьют современные занавеси, постельное бельё, костюмы, покрывала. Выполняем заказы по оформлению школьных столовых (скатерти, «одежда» для стульев и окон). Изготавливаем стенды на заказ.

Прикладники с учащимися создают для торжественных мероприятий обрядовые элементы атрибутики (рушники, свечи, крестильные наборы).

В столярном цеху ребята изготавливают малые садовые формы, которые украшают школьный двор и удачно вписываются в ландшафтный дизайн, киоты для икон, скамейки и т.д. Несколько лет тому назад мы создали проект «Наш уютный школьный двор», реализация которого позволила оформить пришкольную территорию.

...Шли годы, в школе дополнялись виды производственного обучения, менялись дети, а вместе с ними — и наполнение профилей. И если раньше ребят мы учили работать только на деревообрабатывающих станках, то теперь обучаем выполнять порой «ювелирную» работу: мастерить пчелиные ульи, рамки к ним, работать на станке-«гильотине».

Много уделяем внимания прикладному труду. В своей работе учителя используют разнообразные техники, которым учат детей. Работаем на ткацких станках, изготавливаем кукол в народных костюмах, авторские куклы, иконы для храмов и мелкое оборудование для школы.

Сегодня пришло понимание того, что сельская школа была и остаётся тем социальным институтом, на который при любом общественном строе, в любых социально-экономических условиях возложена миссия воспитания новых поколений аграриев: специалистов разного уровня, крестьян, владельцев и пользователей земли. А сейчас трудовое воспитание становится без преувеличения и одной из составляющих национальной безопасности. Социологи утверждают, что до недавнего времени 36% продуктов питания Россия импортировала (в Москве доля импортного продовольствия составляет даже 65%). Только санкции «коллективного Запада» изменили, к счастью, это соотношение и дали дорогу отечественным производителям. Экономисты считают, что для обеспечения продовольственной безопасности страны этот показатель

не должен превышать 20%. Сегодня, в связи с политической ситуацией, национальная задача — обеспечить импортозамещение продуктов — успешно решается.

Возникает вопрос: можно ли реализовать функции сельскохозяйственного образования в российской школе независимо от её типа? Наш 19-летний опыт развития подсобного хозяйства, организации разнопланового производственного обучения позволяет утверждать: это вполне возможно! Но для этого надо не играть в труд, не имитировать его.

Не играем в труд, а учим трудиться

Стремимся каждого ребёнка научить мыслить рационально, трудиться с желанием, показать возможность достигать положительных результатов с опорой на имеющийся опыт. Педагоги школы убеждены в том, что производящая ценность будущих полноправных граждан общества определяется тем, насколько они в состоянии принимать активное участие в труде, насколько они к нему подготовлены. Считаем, что совершенствование навыков труда, воспитание трудолюбия и самостоятельности — одни из главнейших образовательно-воспитательных задач нашего учреждения.

Школа настойчиво воспитывает привычку к труду, помогает детям осознать их личностную и общественную значимость. И в конечном счёте пробуждает потребность в труде как некий безусловный рефлекс. А если ещё труд успешен, приносит радость, удовлетворение, тогда, естественно, пробуждается и любовь к нему. В этом смысле абсолютному большинству воспитанников школы-интерната можно поставить главный «диагноз»: трудолюбие, овладение ремеслом, необходимым для жизни.

Доброта и милосердие

Те, кто хоть однажды сталкивался с сиротством, отмечали иждивенство таких ребят. Ведь все вокруг готовы помогать, отдавать,

милосердствовать, и это очень быстро и прочно поселяется в головах ребят. «Нам все обязаны! Мы ведь сироты!» И идут порой по жизни с этим лозунгом и уверены в том, что так будет всегда. Мои коллеги уже давно пытаются переломить ситуацию, стараются предоставить ребятам возможность самим проявлять доброту и милосердие. Вот один из примеров.

...Лето в тот год выдалось щедрым на природные катаклизмы: то ураган, то наводнение. Нам сообщили, что в От-радненском районе наводнение. А там — детский дом для малышей. Сообщение по краевому радио облетело всю Кубань. Но школьники нашего интерната волновались так, словно они единственная помощь Отрадненскому дошкольному детскому дому. И учителя их не переубеждали.

По всему интернату — сигнал тревоги, собрали «экстренный совет помощи», обсудили, что везти в Отрадную. В огороде собрали свежие огурцы, самый крупный перец, кабачки, в саду — яблоки, из своих «зимних» припасов отложили десятки трёхлитровых банок с соленьями и компотами. Не забыли и о мясе: 50 килограммов отборной нежирной свинины из подсобного хозяйства приготовили к отправке. Даже веники решили прихватить с собой: после стихии много уборки... Школа напоминала в тот день мобилизационный пункт, дело нашлось всем: паковали продукты, грузили, «прикидывали», что ещё необходимо пострадавшим от стихии...

Учителя и технические работники школы-интерната перечислили свой дневной заработок коллегам из Отрадненского детского дома. Позже, в благодарственном письме его воспитатели сообщали, что деньги переданы музыкальному работнику М.Ч. Галашевой и воспитателю Э.Ю. Шмойловой. Их домам стихия нанесла наибольший ущерб, оставив семьи педагогов без обустроенного жилья.

Жаркие споры разгорелись о том, кому ехать. Ехать, конечно, хотели все. Но под тяжестью мешков с картофелем, свёклой, морковью и другой снедью «Газель» «просела». Спор решил Максим, тот самый юноша, который когда-то сказал, прибыв к нам в учреждение: «Почему мы должны работать на школьных огородах?» Теперь тоном, не терпящим ни малейшего возражения, он сообщил: «Поедут самые сильные, не кататься едем, а работать...»

Станица Отрадная нас встретила следами наводнения. Мы подъехали к детскому дому и увидели, что вода остановилась у его забора. Наших ребят, зашедших во двор, встретила группа малышей со взрослыми. И один малыш, увидев рослых, красивых в белоснежных сорочках мальчишек, бросился к Максиму, обнял его колени и закричал: «Папа!» Вмиг изменились лица наших мальчишек, в глазах у некоторых заблестели слёзы. Они, наверное, как никто другой, понимали этих малышей, так как сами выросли без отцов и матерей. Всю обратную дорогу ребята молчали, каждый, вероятно, думал о своей жизни. Ведь у Максима есть горе-мамаша, которая своих детей не видела более десяти лет... А у Сергея родителей уже нет: беспробудное пьянство довело до могилы...

Прошло много лет, но как сегодня помню лица растерянных ребят, которые точно так же, будучи малышами, ждали своих родителей. Эпизод в Отрадной был настоящим жизненным уроком будущим отцам. Я всегда молю бога о том, чтобы дети наших детей не узнали, что такое приют, детский дом, интернат... И не потому, что взрослые чего-то могут не додать, а потому, что это противоестественно: дети-сироты при живых родителях.

Как правило, к нам попадают дети, чьи судьбы непростые, так как часто они сталкивались с предательством и жестокостью в своей прошлой жизни. И становится понятно, почему они бывают порой ожесточёнными, ершистыми, в каждом взрослом видят источник своих бед. И радуемся все мы, если отмечают воспитатели, учителя, что «оттаял» ребёнок в школе, стал чаще улыбаться, стал добрее. Непросто переносится потеря семьи или даже временная изоляция от неё.

Дети очень остро чувствуют предательство взрослых, ревностно защищают более слабых.

Этот тонкий, деликатный воспитательный процесс вплетён в производственную жизнь коллектива так, что нет нужды много говорить о духовно-нравственных ценностях. Идёт, например, работа по изготовлению православных икон, работают современные станки с ЦПУ, мастера-наставники — виртуозы своего дела, а воспитанники просто втягиваются и врастают в ткань производственного процесса.

Чужих детей не бывает

В 2006 году наша школа активно откликнулась на призыв губернатора Краснодарского края «Чужих детей не бывает» и провела полномасштабную работу по определению детей в приёмные семьи. В тот год в семьи жителей станицы были переданы 129 ребят. Тогда мы явились первопроходцами в вопросах создания на базе учреждения службы сопровождения, школы приёмных родителей. Лучшие специалисты нашей школы-интерната обеспечили успешную адаптацию детей в семьях. Итог этой работы на сегодняшний день — 318 детей с ограниченными возможностями здоровья получили опыт проживания в семье. Эта работа продолжается.

Мы понимаем, что знаний у родителей не всегда хватает. Любая работа должна выполняться профессионалами.

В 2011 году нам предложили участвовать во всероссийском пилотном социально-педагогическом эксперименте «Профессиональная школа родителей», который проводил Институт социальной педагогики Российской академии образования в Москве. Участвовало в эксперименте 12 территорий РФ. Лучшие учёные страны написали для

родителей 23 книжки, которые учащиеся (а их у нас 53 станичника) изучали, дистанционно отсылали свои работы, проводили с учёными телемосты. Это был сплав науки и практики, который дал на выходе 53 социальных педагога семейного профиля (новая специальность). Тем самым мы повысили родительскую компетентность. Ход эксперимента публиковался в журнале «Социальная педагогика в России» (там было много наших статей).

Мы видели и понимали, что в семьях есть проблемы как у детей, так и у членов приёмной семьи. Поэтому служба сопровождения выполняла одну из важных своих функций: помогала наладить комфортную жизнедеятельность семей. Это сопровождение обеспечило отсутствие возвратов детей в учреждение.

Тринадцать лет мы работаем с замещающими семьями. И по истечении 13 лет можно утверждать, что опыт приёмного родитель-ства удался. У нас нет на круглосуточном пребывании школьников. Все дети с 1-го по 11-й класс живут в замещающих семьях. В школе с основным образованием учится 179 ребят. Мы и сегодня продолжаем работать с родителями, хотя сейчас нет ни службы сопровождения, ни школы приёмных родителей на базе учреждения.

Но одно остаётся незыблемым: учим настоящему делу — быть родителями с базой педагогических знаний. Любовь и переживание, знание и доброта — вот фундамент профессионального родительства. Благодаря активной пропаганде семейных форм устройства детей в крае увеличивается количество детей различного возраста, которые обретают семью. В этом отрадном процессе есть особенно сложный аспект — семейное устройство детей, имеющих проблемы в развитии и здоровье. Дети-сироты этой категории в большей мере, чем остальные, испытывают затруднения в общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Устроить таких детей

на воспитание в семью — задача достаточно сложная. Но, как показывает опыт, вполне решаемая при определённых условиях. Одним из таких условий стало систематическое психолого-педагогическое, социально-педагогическое сопровождение приёмных семей. К сожалению, научное осмысление и научно-методическое оснащение этого сложнейшего процесса делают только самые первые шаги. Этот социальный феномен, вызванный самой жизнью в последние годы, заслуживает самого пристального внимания и учёных, и практиков.

В нашей сельской школе-интернате сложилась такая ситуация, что семейному устройству предшествовало глубокое многолетнее изучение сельских семей. В селе ведь «от людей не спрячешься» — каждый на виду. Мы знали не только материальное положение семей, но и отношения в них, и ценностные установки родителей. Поэтому, когда встал вопрос об устройстве детей в семьи, мы спокойно доверили многим односельчанам наших подопечных. Но с первых же дней рядом с приёмными семьями, как уже сказано, были социальные педагоги и психологи. За эти годы удалось определить основные направления комплексного сопровождения семей: психолого-педагогическая помощь, диагностика, решение правовых, валеологических, медицинских проблем. И ещё одна важная составляющая — постоянная обратная связь.

Дети, имеющие диагноз «умственная отсталость», успешно влились в социум. Мы сегодня с полным основанием заявляем, что приёмное родительство — это решение многих вопросов для наших детей в плане социализации.

Укрепляем здоровье воспитанников

Мы отдаём себе отчёт в том, что на выходе наш выпускник должен быть физически здоровым. И поэтому в настоящее

время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед учреждением остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Создана многофункциональная спортивная зона: стадион, комплексная спортивная площадка со зрительскими трибунами, современная легкоатлетическая беговая дорожка; построены четыре детские комплексные спортивные мини-площадки с турниками, лестницами, горками, канатами, оборудован теннисный корт, тренажёрный зал.

Благодаря финансовой поддержке краевого общества «Динамо» ежегодно для жителей станицы, замещающих семей и коллектива школы проходит большой праздник «Моя спортивная семья» с вручением кубков, медалей и других наград. Это позволяет показать нашим детям, как можно с пользой для себя проводить досуг.

В 2016 году учреждение приняло участие в качестве лауреата конкурса во II Всероссийской конференции «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании», в рамках которой были подведены итоги федерального конкурса «Школа здоровья — 2016» среди образовательных организаций. По итогам конкурса школе был вручён диплом победителя конкурса «Школа здоровья — 2016».

Мы убеждены, что забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

В мае 2019 года в пансионате «Клязьма» Управления делами Президента Российской Федерации состоялась IX Детская спортивная олимпиада «Воспитай в себе человека» — ежегодное благотворительное мероприятие для воспитанников детских домов и школ-интернатов со всей России.

Нашей школьной ребячьей команде (18 человек) посчастливилось участвовать в данном мероприятии. Из разных уголков России 24 команды прибыли на праздник спорта. Ребята состязались в 12 видах спортивных дисциплин. Я видела глаза детей, когда вспыхнул

олимпийский огонь — в них восторг и радость, гордость и вдохновение. И совсем не важно, что мы там были не в списках лидеров. Дети прикоснулись к настоящему спорту, ощутили атмосферу праздника силы духа, творчества, таланта, обрели новых друзей.

Делимся опытом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы не ожидали, что наш опыт получит

« « Т/

такой широкий резонанс в Краснодарском крае — о нём рассказали практически все газеты края, несколько передач сделало центральное телевидение. А когда мы вместе с замещающими родителями и детьми приняли участие в передаче на ЦТ «Пусть говорят» Андрея Малахова, о жителях нашей станицы узнала страна.

Мы открыты для сотрудничества, щедро делимся опытом работы с коллегами. Участвуем во всероссийских и международных конкурсах, круглых столах, конференциях, имеем свыше 60 публикаций в российских научно-методических журналах. В 2016 году о работе нашего коллектива был выпущен целевой журнал «Сельская школа» № 1—2.

Мы имеем множество наград. За последние два года учреждение стало победителем: 4 муниципальных, 8 краевых, 29 всероссийских и 18 международных конкурсов. Наше учреждение вошло в реестр 100 лучших школ России; школа названа «Лучшей сельской школой», «Школой высоких технологий»; мы стали лауреатами конкурса «Гражданин и патриот России»; получили медаль и диплом лауреата Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании»; награждены дипломом и медалью лауреата в номинации «Лучшая школа для детей с ОВЗ»; отмечены по итогам Всероссийского конкурса в номинации «За лучшую организацию внеурочной деятельности в общеобразовательной организации».

Этот список можно продолжать, но, на мой взгляд, главной наградой всему коллективу являются дети, которые, окончив школу, сме ло выходят в социум и достаточно успешно адаптируются.

У нас — красивая школа, живущая по вековым нравственным законам православной

России, среди которых — труд, любовь к ближним, справедливость. Вот три вечных социальных сокровища. Наш школьный дом — это дом с окнами на солнце И хочется, чтобы в нём всегда было светло, уютно и каждый прожитый день приносил радость открытий и непреходящее чувство самоценности жизни. НО

Traditions And Innovations In The Work Of A Rural Boarding School

Tatyana I. Kurasova, candidate of pedagogical sciences, honored teacher of the Kuban, director of the state autonomous educational institution of the Krasnodar Territory «Novoleushkovskaya boarding school with vocational training», Pavlovsky district of the Krasnodar Territory

Abstract. Novoleushkovskaya boarding school with vocational training is recognized in Russia as one of the best, is the winner of the International Competition named after AS. Makarenko among schools-farms and educational institutions. The school is saturated with the spirit of innovation, creativity, research and innovative finds. The leading areas of the school's work are innovative work; development of family forms of device; introduction and development of vocational training; work on spiritual and moral education; the study of history, life of the Kuban Cossacks; development of additional education, social partnership.

The author of the article, the director of this boarding school, talks about the successful experience of the educational institution with children with disabilities.

Keywords: boarding school, innovative platform, subsidiary farming, school site, charity, foster families.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.