Рассматриваются развивающие дистанционные видеоуроки для детей с тяжёлыми ментальными нарушениями.
• объёмные краски • тяжёлые ментальные нарушения • дистанционное обучение • видеоуроки.
Обучение как игра
Занятия с психологом
АА. Пшеничная,
педагог-психолог ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
Два года назад я пришла работать психологом в школу-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Как любой начинающий специалист, я была в растерянности. Моя методическая копилка была ещё не богата. Поэтому я обращалась за советом к более опытным коллегам, читала предметную литературу. Многие ответы на вопросы я находила в трудах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, моей настольной стала книга А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
Понимала, что мне надо работать с современными детьми, а значит занять их, увлечь смогу тогда, когда сама буду в совершенстве владеть современными методами работы. Зачастую они играют в игры на компьютере или планшете и наверняка их можно найти в социальных сетях Интернета.
Рассматривая новые методики, я открыла для себя свою, которая называется «Мечтай и делай» — это объёмные краски. Помимо положительных эмоций, дети развивают:
— художественный вкус;
— творческое мышление;
— цветовосприятие;
— мелкую моторику;
— воображение ;
— координацию рук;
— речь.
А самая приятная для меня новость заключалась в том, что приготовить эти краски не
составит никакого труда. Ведь изготавливаются краски из подручных средств, для этого нам лишь понадобятся: клей ПВА, пена для бритья и гуашь. Смешав всё в равных пропорциях и тщательно перемешав, нужно добавить гуашь. Учтите, что цвет краски после высыхания получится ярче, чем первоначальный цвет готовой смеси. Рисовать объёмными красками лучше на картоне или плотной бумаге, ведь текстура краски очень воздушная. Возьмите широкую кисть и нанесите на бумагу толстый слой краски. Оставьте высыхать на ночь. В итоге у вас получается объёмная картина.
Детям очень нравятся такие занятия. В процессе занятия у детей вырабаты-
вается привычка к сосредоточенности, умение мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в занятие с огромным желанием, прилагая все усилия для достижения результата (для создания собственного «шедевра»).
Кроме занятий с детьми в коррекци-онной школе, я также создаю развивающие дистанционные видеоуроки для детей с тяжёлыми ментальными нарушениями.
ТЕХНОЛОГИЯ
И ПРАКТИКА
Индивидуальная работа с ребёнком
До недавнего времени такие дети считались необучаемыми и не имели понятия о мире, который их окружает. В нашем учреждении для них подготовлена адаптированная программа, которая была утверждена международной академией информатизации. Программа настолько уникальна и эффективна, что дети-инвалиды стали более социализированы. Работа с ними ведётся дистанционно, разработаны различные модули: «Природа и окружающий мир вокруг», «Мир звуков и игрушек», «Человек. Мир чувств человека», «Навыки общения в коллективе сверстников и со взрослыми», «Ребёнок и его дом», «Ребёнок и мир животных», «Представление о течение времени». Окружающий мир для них — абстрактное понятие, и их нужно познакомить с ним. Для этого мы создаём специальные пятиминутные уроки. В свои уроки
я включаю игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и увлекательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, с помощью которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к занятию.
Готовясь к этой работе и читая методическую литературу, столкнулась с таким мнением, что обучение с помощью учебника тоже дистанционно, поскольку создатель учебника не находится рядом. Некоторые из авторов, такие как А.М. Бершадский и И.Г. Кревский, относят дистанционное обучение к методам обучения на том основании, что в дистанционное обучение можно добавить элементы заочного обучения. Однако на практике подобные методики оказываются неэффективными. Заочное обучение нельзя путать с дистанционным потому, что при дистанционном обучении используются несколько иные средства и методы, нежели при заочном.
Дистанционное обучение является новой формой обучения, которая не может быть совершенно автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение. Но форма подачи материала, взаимодействие учителя и учащихся ведётся иначе. Организация дистанционного обучения должна придерживаться следующих принципов: системности и систематичности, научности, активности, развивающего обучения, наглядности и индивидуализации, которые не должны изменяться, но реализовываться специальными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения с помощью сети Интернет.
Видеоуроки в основном даются как комплексные или интегрированные, объединяющие в одну сюжетную линию элементы учебных действий из разных предметных областей. При этом какая-то одна из предметных областей — язык и речевая практика, математика, окружающий мир, технология, искусство — признаётся условно приоритетной. Такие уроки делятся на:
— ознакомительные (сюжетно-игро-вые) уроки;
— доминантные (комплексно-тематические) уроки;
— уроки-сценарии действий на основе включения детей в ту или иную деятельность;
— обобщающие (игры-путешествие) уроки.
В результате проведения таких уроков оказалось возможным совмещение линий развития социального интеллекта обучающихся и формирования элементарных учебных действий.
Литература
1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Поиск решения. — М: Детская литература, 1983.
2. Зимний А.И. Элементы игры на уроках. — 1977.
3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — 1955.
4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — 1984.