Научная статья на тему 'Мир дошкольного образования в XXI веке'

Мир дошкольного образования в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДМ / дошкольное образование / дети младшего возраста / министерство образования / образовательная политика / трансформация образования / экологизация детства / образовательный охват / законодательство в системе образования / ECCE / preschool education / young children / ministry of education / educational policy / transformation of education / ecologization of childhood / educational coverage / legislation in the education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична, Тищенко Алексей Сергеевич

Актуальность. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания / воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Статья посвящена систематизации приведенных и обсужденных на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Узбекистане данных, приведенных 150 руководителями государств, министрами или представителями министерств, руководителями НПО и международных организаций в сфере воспитания и образования детей младшего возраста. Цель исследования: представить и проанализировать разнообразие подходов различных стран к решению проблем дошкольного образования для создания условий выживания и развития человека, обеспечивающих устойчивое развитие и сохранение жизни на Земле. Описание хода исследования. Авторы проанализировали образовательную статистику нескольких групп стран: постсоветского пространства; развивающихся; развитых; издавна применяющих инновационные подходы в воспитании и образовании детей младшего возраста и т.д. По этой теме авторы опубликовали несколько отчетов (Каракчиева и др., 2022; Комарова, Чаброва, 2022). Полученные ранее данные были сопоставлены с исследованиями отдельных аспектов дошкольного воспитания и образования, разрабатываемых группами ученых и направленных на концепции, признанные важными в современной ситуации, например, на исследования нейрофизиологии раннего детства или экологизации детства и т.п. Эти данные были также сопоставлены с теми характеристиками состояния ВОДМ, которые приводили руководители государств, министры, ответственные за ВОДМ. Результаты исследования. В результате исследования был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в различных странах мира, дальнейших направлениях развития. Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world of early childhood education in the 21st century

The relevance of the subject of the article. The topic of the transformation of education today is extremely relevant, since in the last 10–20 years the approach to the role of preschool education / Early Childhood Care and Education of young children around the world has changed globally. This forced the world community to reconsider its approaches to education and hold a series of congresses, conferences and symposiums dedicated to the transformation of national education systems (Komarova, 2018). The article is devoted to the systematization of the data presented and discussed at the UNESCO World Conference in Uzbekistan, presented by 150 heads of state, ministers or representatives of ministries, heads of NGOs and international organizations in the field of early childhood education and upbringing. The purpose of the study is to present and analyze the diversity of approaches of different countries to solving the problems of preschool education in order to create conditions for human survival and development that ensure sustainable development. Description of the research progress. The authors analyzed the educational statistics of several groups of countries: post-Soviet countries; developing countries; developed countries; countries that have long used innovative approaches in the upbringing and education of young children, etc. The authors have published several reports on this topic (Karakchieva et al., 2022; Komarova, Chabrova, 2022). The data obtained earlier were compared with studies of certain aspects of preschool education and upbringing, developed by groups of scientists and aimed at concepts that are recognized as important in the current situation, for example, research on the neurophysiology of early childhood or the ecologization of childhood, etc. These data were also compared with those characteristics of the state of ECCE, which were given by the heads of state, ministers responsible for ECCE. Research results. As a result of the study, material on the state of ECCE in various countries of the world, on further development directions was systematized. Conclusion. The global education system is changing. The need for these changes has been felt by most countries in the world. These changes lead to changes in educational policy, access to education, the emergence of new objects and subjects of education, the formation of a new structure of the sciences of education, the formation of pedagogy and psychology as scientific disciplines with their own assessment system, etc.

Текст научной работы на тему «Мир дошкольного образования в XXI веке»

�������� ����� ���������*1, ������� ������� ���������2

1 ������������� �������������� �������� ����������� ����������� (������, ������) 2 ���������� �������� ��������� ��������� � ��������������� ������ (������, ������)

������������. ���� ������������� ����������� ������� ���������� ���������, ��� ��� � ��������� 10�20 ��� ��������� ��������� ������ � ���� ����������� ���������� / ���������� � ����������� ����� �������� �������� �� ���� ����. � ���������� ������� �������� ���� ������������ ������� � ����������� �����������, ��� ������ �� �����, ������� ����������� ���� ������� ����������� ��� �������� �������������� ����� (��������, 2018). ��� ��������� ������� ���������� ������������ ���� ������� � ����������� � �������� ����� ����������, ����������� � �����������, ����������� ������������� ������������ ������ ����-�������. ������ ��������� �������������� ����������� � ����������� �� ��������� ��������-��� ������ � ����������� ������, ����������� 150 �������������� ����������, ���������� ��� ��������������� �����������, �������������� ��� � ������������� ����������� � ����� �����-����� � ����������� ����� �������� ��������. ���� ������������: ����������� � ���������������� ������������ �������� ��������� ����� � ��-����� ������� ����������� ����������� ��� �������� ������� ��������� � �������� ��������, �������������� ���������� �������� � ���������� ����� �� �����. �������� ���� ������������. ������ ���������������� ��������������� ���������� ���������� ����� �����: �������������� ������������; �������������; ��������; ������� ����������� ����-��������� ������� � ���������� � ����������� ����� �������� �������� � �.�. �� ���� ���� ����-�� ������������ ��������� ������� (���������� � ��., 2022; ��������, �������, 2022). ���������� ����� ������ ���� ������������ � �������������� ��������� �������� ����������� ���������� � �����������, ��������������� �������� ������ � ������������ �� ���������, ���������� ���-���� � ����������� ��������, ��������, �� ������������ ��������������� ������� ������� ��� ������������ ������� � �.�. ��� ������ ���� ����� ������������ � ���� ���������������� ��������� ����, ������� ��������� ������������ ����������, ��������, ������������� �� ����. ���������� ������������. � ���������� ������������ ��� ���������������� �������� � ��������� ���� � ��������� ������� ����, ���������� ������������ ��������. ����������. ������� ������� ����������� �������� �� ����� ������, � �������� ����������. ����������� ���� ������� ������� ����������� ����� ����. ��� �������� ����� � ��������� ����-����������� ��������, ������� � �����������, ��������� ����� �������� � ��������� �����������, ������������ ����� ��������� ���� �� �����������, ���������� � ���������� ��� ������� ������-��� �� ����� �������� ������ � �.�.

�������� �����: ����, ���������� �����������, ���� �������� ��������, ������������ ������-�����, ��������������� ��������, ������������� �����������, ������������ �������, ������������-��� �����, ���������������� � ������� �����������.

��� �����������: �������� �.�., ������� �.�. ��� ����������� ����������� � XXI ���� // ��������-��� ���������� �����������. � 2023. � �2(116). � �. 16�33. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33

��������� ������ �������� 14.01.2023.

* ��������: irinakomarova@mail.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33

The World of Early Childhood Education in the 21st Century

IrinaI.Komarova*1,AlekseyS.Tishchenko2

1 International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia

2 Russian Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, The relevance of the subject of the article. The topic of the transformation of education today is extremely relevant, since in the last 10�20 years the approach to the role of preschool education / Early Childhood Care and Education of young children around the world has changed globally. This forced the world community to reconsider its approaches to education and hold a series of congresses, conferences and symposiums dedi-cated to the transformation of national education systems (Komarova, 2018). The article is devoted to the systematization of the data presented and discussed at the UNESCO World Conference in Uzbekistan, presented by 150 heads of state, ministers or representatives of ministries, heads of NGOs and international organizations in the field of early childhood education and upbringing. The purpose of the study is to present and analyze the diversity of approaches of different countries to solv-ing the problems of preschool education in order to create conditions for human survival and development that ensure sustainable development. Description of the research progress. The authors analyzed the educational statistics of several groups of countries: post-Soviet countries; developing countries; developed countries; countries that have long used innovative approaches in the upbringing and education of young children, etc. The authors have published several reports on this topic (Karakchieva et al., 2022; Komarova, Chabrova, 2022). The data obtained earlier were compared with studies of certain aspects of preschool education and upbringing, developed by groups of scientists and aimed at concepts that are recognized as important in the current situation, for example, re-search on the neurophysiology of early childhood or the ecologization of childhood, etc. These data were also compared with those characteristics of the state of ECCE, which were given by the heads of state, ministers responsible for ECCE. Research results. As a result of the study, material on the state of ECCE in various countries of the world, on further development directions was systematized. Conclusion. The global education system is changing. The need for these changes has been felt by most coun-tries in the world. These changes lead to changes in educational policy, access to education, the emergence of new objects and subjects of education, the formation of a new structure of the sciences of education, the formation of pedagogy and psychology as scientific disciplines with their own assessment system, etc.

Keywords: ECCE, preschool education, young children, ministry of education, educational policy, transforma-

tion of education, ecologization of childhood, educational coverage, legislation in the education system. For citation: Komarova I.I., Tishchenko A.S. (2023). The world of early childhood education in the 21st cen-tury. Preschool Education Today. 2:17, 16�33 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33

Original manuscript received 14.01.2023.

* Contacts: irinakomarova@mail.ru

��������� �������� ���������, ���-��� � ��������� � ����������� ��-��������� �� ���� ���� �������������, �������� �������� ���������� ������ � ���-����������������������������������������. � ���������� � ����� ���������� �����-������ �������������, ���������� � ��� � ��������������, ������������, �������-������� � ������� � ������ � ������� ����-��� �������, ����� ������������� ������� ����������:

� � ��������� ���� ��� ����������� ��-��������� ������ � ����� ������ �� ����� � ���������� � ������� ������ � ������� �� 8% � ������ ������������� ������� �� ��-����������� ������������� ����������� (��������, 2014).

� ��������� ����, ����������� ��-���������������� ���������� ���������, ��������� ����������� ������ �� �������-���� � ������������� ��������, � ����� �� ���������� � ����� (����������� ��� �����, 2015).

� ���������, �� ��������� � ��������-��� �������, ���� �� �������� ���������� ��-�������� �� 24% ���� ��������� � ��������� ����� � ��������������� ���������� �����-������ �����������, ������ �������� � ����-��������� ���������� (����������� � ������-��� ����� � ��������).

�������� �� ������ ���������� � ������-��� ��������� ��� �������� ���������� � ��-����� ����������� � ���������� ����� ����-���� �������� (����) ��� ������ ���������� ����� ���������� ��� ���� ������ �������-������ �����������.

������ ������������ ��������� ������-�����, ����������� ������������� ���� �����������, ���� ������������ � 1939 ���� � ������ ������������� ����������� �� ��-��������� (ICE).

������ �� ��������, ��� ������ ���� ���-�������� ������ ����� (�� 1967 ����) ��� ��-�������� �������� � ��� �����. �� ������ ������ ������� ��������� ����������� ���-��� �����, ����� �������� ��������, ����-��� ����� ������������. ������ � ������-��� ����������� ����������� ����������� � ���, ��� ��� ������� ������ ����������� �� ������ ������� � ��� ��������� ������������ ��� ��������������, ��� � ������������������ ����������� � ������� �������� (���).

� ����������� ������ 1939 ����, � ��-����� ���������� �������������, �������� �������������� ������������� �� ��-������� ����������� � 1934�1977 ������ (Recommendations, 1979), ���������� ������-������� � ������� ����������� ��� ��������� ����� ���������� ������� � �������������� �������� ����������� �����������, ������� ������ ���� �������� ��� ���� �����. ����� ����, ���������, ��� ��������� ������ ���� �������������, ����������� ��� � ������, ����������� ����� � ��������� �����, ������-���� ������ ������� ���� � ��������������� ����� ��������������� ����������.

�� ����������� ������������� �����-������ �� �����������:

������������� ����������� �� �������-�� �����������, ������, ��� ���� �� ������ ����������� ��� �������� ��������� ����-���, �� ������� ����������� ����������, ���������������� � ��������� ���������� �, �������������, ����������� ����� ����-��� �������� �������, ������������ �������-�������� ����,

1) �������� �������� ������������ �� ��-������� �����������, ������� ����� ������-���� � ����� � ��������� �������� � �����-�� �����������, � ���������� ������ ������� �������� � ������ ��������, ����� ��������� � ������������ � �������� ����������;

2) �������� � ������� ���������������, �������������������������������������� ���� �����������, ��������� ������� ������������� ��������������� ���������� ��� ��������, � ����� ������������� �����-��� �� ����������������� �������������� � ��������� ���� ����� ������� �� ����� ��-���� ���������;

3) ������� � ���, ��� ��������� ������ ���� ��������� � ���� �������������, ���-������ � ������������� ��������, ������ ��-���������, ����� ������������, � ����� ��-���������, ����������� �������� �������� ������������ �� ��������� �����������:

�) �������� �������� ������������ ����-��������������������������������������-�������, �������������� ��� ����� ��������-�� � ������������� ���������� ����������;

�) �����, ����� ������, ������������� �� ������, �� �������� ������� � ���������� ������� ��� ���������������� �������� ���-�� ��������, �������������� �� ������������ �����������;

�) ���������� ��������� �������������-����� ������� ������������ ��������� ����-����� ��� ������ ��� ������, ������� ������ ���� ���������� ������, ��������� �� ���-������� ������� ������� �����;

�) �������, ������� ������ ����������-���� ����������� � ���������� �������� ��-���, ������ ������� �� ������ ����������� ��� �������� ���������, ������� �������, ����������������,���������������,�����-��� ������� ��� ������ ���������� ������, ������� ������� ����� ���������� �����-������ ����� � ������� � ��������� ������� ���������� ��� ����� ������������;

�) ���������� �������� ��������� �����-���� ���������, ������� ����� ��������� ��� ������ ������������� ��������;

�) ���������� ������� �� ������ �������-������ �� ����� �������, ��� �������� �����-��� ��������� � �������� ����� ������������ ���������;

�) ������ �������� ���������, �� ����-��� �������� ������� �������� ����������� � ������, ������ �������������� ����� ����-���, ����� ��� ������ ��������� ���� �����-�������� (Recommendations, 1979).

������ ������� ����� �������� ���������� ���� ������, � ��������� �������� �������� ����� ������� ����������� � ����� ����� ��-���������� 1961 ����, �� ������� ������������ 65 �����, ������� �������, ��������. � ����-�� 25% ������������� �����, � ��� �����: �� ������ � ������� � ����� ������, �� ���-������ � �����, ������, �����, ����, ����� � ��������, � ������� ������� � ������.

������� 1. ������� ������������� ����������� �� ����������� �����������

��� ��������� ����������� ������ ������ ���� �����������

1939 ���������� ��������-��� ������ ����������� �� ������ ������� ��-�� ��������� ����� ������-���� �������. �������������, ��������������-��� ��������� � ������� ������ ��������� ������ ���� ���-����������, ����������� ��� � ������, ����������� ����� � ��������� �����, ���������� ������ ������� ����. ���������� ����������� ����������� ����������� ��� ���� �����. ����������� ��� �������� ��������� �������, ���-���� ����������� ����-������, ���������������� � ��������� ���������� �, �������������, ��������� ����� ������� �������� �������, ������������ ��������������� ����.

1961 �������� ���� ����� ��-�����, ���������� ��� ����, ��� ���������� ��� ����� ������������. �������������, ��������������-��� ��������� � ������� ������ ����� ������ ����� ������������� ���. ��������� ����� ������� � ������������. ������������ ��������� ����� ���� � ������ ���� ������� ��������������� ����������� ��� �����, �� ��� �� ��� �������� ���� ����.

1978 �� ����-�������� ���-�������� ( � �� ����� ����) ��� ��� ����� �. �. ��������� ������-��� �����. ������������� � �����-�������� ����������� ����������� ��������� �����

1994 ���� �������� � �������-���� �����������. �������������, ��������������-��� ��������� � ������� ������ ����������� �������, ����-��� �������� � ����: �������� �������� �������� (�����������, ������ ���������, ������ ���-���� � ������� �����), ������� ���������� �������� (������, ������, �������� � ���������), ����������� ����� ��� ����-�����; �������� ������������, ���� � �������� � ������������, � ������ ���� ����������� � ���-�����, �������� �������� ����� �����, ��������� ������������ ������� � ���������� �������. �������� � ���������� �������������� � ������������ ���������. ������ � ���� ��������� �������� � �������� ����-��� ���� ������������ � ��������.

��� ��� ���� ����������� ���������� ��� ��������:

� �������� ����������������� ���������;

������ ������������ ��� ������: � �������� ����� �� �������� ���� ����, ��� � �������� ��������� �������;

�������������� ���������� ���������-��� � ���������� �����������.

���������, ��� ������� ���������� ��-��������� ��������� � ���������� ������ � 1972 ����.

� ����������� ������ (1972) ������-����������������:���������������/Early childhood care and education� ���������: �� ��-������ ��-�� ����������� ����������-������, �������� � ������� �����������, �� 1970 ���� ������ ���� �������������� ���������� �������������1. ������������ 53, ��������-��� ����������� ����������� �����������, ���� 1961 ����, ���� �� ���� ������������ ������ � ��������� ���������� ��������-�� � ������ � 1934 �� 1992 ���, ����� ������ ������ ����� � ����������� ����������� �����������.

1 https://www.unesco.org/en/early-childhood-education

���������� ����������� ���� ������� �������� � ����������� ������ ������ �� 1971�1972 ��. �������� ����������� ����-���� ���� ����������, ���������� ������-������� ������������ �������������� � ����-������� ���������� ���������. ���� ����� �������� ���������� ������������ �������� ��������� � ������.

� ������� 1974 ���� ���� ��������� ����-������������������������������������-�� �������� ����� � ��� ������������ ��� ��-�������������� ��������, ����������� ����� � �������� 0�6 ���. � ������� �������������� ������� ����������� �������� �������, � ��-�� ������� ����������, ����������, ������-�������, � ����� ����������� ��������, ����-������ �������� ������������ � ������������ ���������� ����� � ����������� �� �������� ��������� ������ � ��������� ����� ����� ��� �������� ���.

������������ �������� � ����������� ��-��������� ������ �����. ����������� ����� ����� ��������� ���������:

� ������������ ���������� 1990 ���� (World Conference on Education, 1990).

��������� ����� 1990 ���� (The Dakar Framework, 1990).

���������� ����������� ������, ������, ����� � ���������� ����� ��� ��������� ������������ �� ����������� ��� ����.

������� �� ����������� ����������� ����������� ������2.

���������� � ���������, ������ � �������� ����� (��������� ������� �� ���-��� ������ � ��������� �����, 1990).

� ��������� � ������ ������� (���).

������������ ����� ���� (����-������� �������������� �������������� � ��������) �� ����������� � ������ �������� � �����.

���� � �������� ������ ����������

������ ���� ���� ��������� ���������� �� ������ � ������ ������ ������, ������� �� ����� �������� � �������������, ����� ��-�������, �������������� �������� �������, �������� � ������ �������, � �� ������, ��-����� ���� ����������� ������������ ����-������� � ������� ����������� �����������.

��� ��������� ���������, ������� �����-����� � ���������� � ����������� ����� ����-���� �������� � ����, ����� ����� ������ ��� ������ ������� � ����� ����������� ������-�����3, ������� ���� ������� ���������� ���-�� 150 �����, � ������������� �����������, ���������������� �� ��������� ����������� ������ � �����������, ����������� �����-�������� ����������� ����������� � ����.

��������� ����� ����-������� ��������� � �������������� ������������ � ���� ����-�� �����������. ������, ������� �������� �� �������, ���� ������� �� �������� ������, ��������������� ������4.

��� ���������� � ����� ������ ��������-���,���������������2022����,����������-��� ���������� ������ ������� �����������:

1.

�������������, �������� � ������������.

2.

�������� ECCE � �����������.

3.

��������, ���������� � �������.

4.

����������� ���������.

��������, �������� �������� � ����� �������, �����������������, ������� �������, �� ��������� ������� ��������:

2 https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378950_rus 3 ��� ���������� ������������ � ������ ���������� ����������� � ���������� ����� �� 0 �� 8 ���, ������-�� ���������� �������������� ��������. 4 https://www.youtube.com/watch?v=i4XLBPkOLyM&t=4868s

����������������, ������������ ���-���� ����������� �����������.

����� ���������� ������������ � ������ �������.

� ��������������.

�������������� �, ���, �������, ���� ����� ���������� � ���������� � �������-��� �����������, ������� ������ ������� ��� ���� ��� ������ �������������.

�����������

���� ��������,

������� �����

� �����������

� ������������ ���

������ 10 ��� �������,

�������� ��������� ���

�� 150 ����� �������. ���� ������� ������

����� � ����������� ���������� ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������������� �������, ���������� �� ��

�������� ��������.

����������������. � ������ ������ ����� � ���������� �����������, � ������������ � ������� ���������� ��������� ������� �� 0 �� 5 ���.

���������� ����������� ������� ����-�������� ��������� �������� �����������, � ��� ����� �����������, ��� ������������ ������������ �������� ����������� ������-�����, ������� � ������� ��������.

����� ���������� ������������. ��������� ��� ����� ���������� ������-������ � ����������� � ��� ���� �������� 30�35% �����. �� ���� ���, � 2020 ���� �� ������ ���������� 90% ������ ����������� ����� ���������� ������������.

� 2026 ���� �� ��������� ���������� 50% ����� 5�6 ��� ������� � ���������� �������-���� � �������� 90% ����� ����������� ��-�������� ����������.

��������������. � ���������� ����-������� � ��� ���� � �������� ���������. �������������� ������ ���������� 10%. ������� �� ���������� ���� �� ����� ������-������ �������� �������, ������� ��������-������ ������, ���������� � ���������-����� ������������.

��������������. �� �������� �������-����� ��� ����, ����� ��������������� ��-������� ����� ���������� ��������� �����. ������ � ���������� ������� �������, �� ������� �� ������ �� ���, �� � �� ��������-�������� ��������. ��� ������� ������ ����� ����� ���������� ����, ���������� ������� �� ���������. ����� ����������� � �������-������ ���������, ����� �� ������������ ��-���� �� ���������������� ��������������.

���������� � ����������� ����� �������� �������� (����� ����) � ��� ������ �������-��� ��� ������ �������������. � ���� ����-�� ��� ����� ����� ��������������� �����-�� � ������� ����� � ������� �������� �� ���� ������.

����������. �������������� ������ ���-��������� � ������� ����������� ��������-��� (��) ��� ���� ����� �������� �������� ��������� � ������������. �� ������������ ���������������������������������������-��. ��� ���� �� ������������ �����������.

�������. ������ � ������������ �������-��� ������� � ������������ �������� � 1991 ����, ����� ������������� �������� ���������-�� � ������������� �� ���������� ����� � ���-���� �������������� �������� �� ����������-������ � �������� ��������� (I-Fang, 2017).

� 2005 ���� ������ 20% ����� ����������� �������� �� 3 �� 6 ��� �������� ������� ��� (Clearinghouse on International Developments in Child, 2006). �� ��� �������� ����� � ���� �� ������� ��������� �����.

���������

���� ����, ������� �����������

�� ������� ��� ��

���������������-�����

�� �������� � ���, ���

����� ����������� ��

��� � ���� ���������� �����������������, ���

� ����� ������ ���� ����� ������, �������

��� ������ ������������ � ����� �����.

����� �������. ������������� ��������� ����� ����� �����������, ��� ������ ����-���� ������������ �������� ����� �������-���� �������� � ������������ ������������ ��� 4.2. � ���� ����� �� ������� ��������-��� ��������� �� ������ ������� � �������� � ������ �������� � ������������ � ���������-�� 2013 ����. ��� ������� � ��������� � ���-��� �������, �� ����� ��������� ������������ ����������� �������� ����� ��� ����������� �� �� ������ ������������, ���������� �� �� ������������� � ����������� ������������� � ������ ����������������� ���������.

1001 ���� ����� �������: ���������� ���-��������, ������������� ����� �����.

������������ � ����������. ���������� ������������ ������ ����� �� ����������, ������� ����� ����� ��������� �� ���� �� ��������.

�������. ����� ��������� ����������� 2001 ���� ������������� ��������� ������-�� ���������� ������ 3�5 ��� ����� ������� ������� ��� ������� ��������� �������� � �������� ����� �������� �������� � ��-��� ����������� ����������� � ���������-�� �������� ����� � ���������� �� � ������-����� � ����� ����������� �������������� �������������, ����������� � ���������� (Bangladesh Early Childhood Care and Education (ECCE) programmes).

������ 8,8% ������������� ����� � ������-�� �� 5 ��� ����� ���� ��� ��� ����� ����.

������ 13,4% ����� � �������� 3�5 ��� �������� ���������� ����������.

43,5% ����� ������ � ������� �������� ��������������������������������������-������ UNICEF Bangladesh Country Programme, 2016). �� ������ �� ���� �������� ����� ��������� ���� ������ ����������� �����, � �������� ������, ��� �� �������� ��������� �� ������.

�������

������������ �����������

���� ����� ��������

�� �������� ���������

��������. �� ������ ��

������� ��������, �����

�������� ����� ����� � ����� ���������.

����� ������� ������� �� ��� ���������� ������������.

������������ ����. ��������� � ���-��� ����� ������� � ���, ��� ��������� ���� ����� ����� �� ������ �� ���������, �� � �� �������, ������ �������� ������ ����������. � � ���� ������ ������ �� ���������� �����-�� � ��� ���� ����� ���������������, ���� �� ����� �������� ����� ����� � ���������� ���-����, �� ������� ��� ����� �� ����.

1001 ���� ����� ������� ����������� ��-���� ��� ��������, � ��� �������� ������. �� ������ ��� ��� ����, ����� ��� ������ � ����-�� ����� ����� ������ � ������������� ���-������� � ����������� � ������ ���� ���-�����, � ���� � ��������� ��� ���� � ����� ������ ����� ����� �� ���������� ��������� ���������� ����������. � �����, ������� ��-��� �������������� ����������� ������ ���-������� ��� ���������� �������� ���������-�� ���.

������ � �����������. ���� ������ ��� ��� ����, ����� ���������� ������������ ��-���� � ���������� �����������. �� ������ �������� � � ����������, � ���������, � ����-����. ��� ������ ����� ��������� ���� ��� ����������� � ���������� �����, ��� ����-�� ������ � ������� ������� �� ��������� ��������. ��� ���� ������, ������� �����-�� ��������� � ����������� ������� ������� � �����������.

�������. ����� ����������� ����������� �������� �������� � ������� ����� �������-������� ������������ �����, �� ���������-�� �������� ���� � ��������, �� ���������� � �������������. ����� ��� ���������� ���-��� ��� ������, ��� ����������� � ������� �����.

���� ���������� ����������� �� �������� ������������ �� 5 ���, ����� 90% ����� ���� ���������� ��������� �������� ���������� ����������.

���������� ���������� ����������� (�����������: kleuterschool, �����������: enseignement maternel, ��������: Kindergarten) ��������������� ������� ������� � �������� �� 2 ��� 6 �������. ������� ����� ������ ����-���� ���������� ����������, ��� ������ ��-������� ����� ��������, ������� ������ ����� ��� ����� ������� ����� ������������� � ��-����� ����.

����������� ���������� ���������� ����������� � ������������ ��������� ���-��. ���������� ���������� � ��������� ���-�� ����� ����� ������ � ������ ���������. ��������� ����� ���������� ����������� ���������� ����������� ��� ����� � ������-������� ������������� ��� ������� �����-�� �������������5.

��������

������������ ����������� ����������������.

����������� ����� ���-��� �������� ��� �����-������ �������� �� ����

� ��� ��������������� ����� ��� ���� � ����� ������ � ����������-����� �����������, �����, ����� ��������.

��������. ����������� � �������� � ��� 2 ��� ������ ������� ����������� ������ ������ ���������� ������������� ��������-��� ���� � ������ ��������.

5 https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Belgium

��������������. �������� ��������� ���-��������, ���������� ��������� ����� �� ������������ ������, ��������, ����������� ������� ���������, ����� � �������� �����-������ ���������� �������.

������������ �����������. ������������ ��������������� ������� �������� � ���� ��-������������������������������������(���-��� ��� ������ ����). ���� ������ ��������� ������������ �� ���� �����������. �������� �������� �������� �������������� ��������-���. ��� ������ ��� ������������ ����.

��������������. �� ��������� ������ ��� ���� ��������� ������� �� ����������� � 4,2% �� 6,4% ���.

����������������������. ������������-�������� � ������ ������������ ����������� ������������ ����������� ���� ����������� �����.

�� �������������� � ������ ������������ � ��������, ��� ���� ������������� ������� ��������������,����������������������� � �������, � XXI ����.

���������

���� �� ���� ������, ����������� �������� ������� ����������� �����

��������� �������,����

���, � ���������, ��������

���� � �������������� ���������������� ��

����, ����������� � �������� �����������.

� ��������� ������� �������� ��������� ����� �������� ��������. �������, �� ������-�� �������� ���� � ����� ������� ��������, ��� ��� �����, ����� ���� ������ ���� ����, � �����, ��� �� ������ �������� ������, ���� �� ����� ������� �������� ���������� � ������-����� ����� �������� ��������. ���� � ��� ���������. ��� �� ������, ��� ������ ���� �����������.���������������������������-�� � ����������, ��������� � ��� ��������.

����� �� �����������. �������� �� ����-����������� ����, � ����������� ���������� ����� �� �����������.

��������������. ��������������������� �������� ���������� � �������� ���� �� ����-��� �����. � ������������� ����� ��������-��� ���������.

����������. ����������� ���������� ��� � ������ ������. ���� ������������� ���-��� ��������� ���������� ������� ��� ����-�������, ������� ����� ��� �������� �����.

�� ������������� ��������������� ������-��� ��� �������� �������, ��������� ������� ������� � ������ � ���������� �����������. ��������� ��������� ��������� � ��������� �� ��������� ����� ���������� �������� ��-��� ������. �� �������� ����������� ���-�� ���������� ���������, ������� ��������� �������� �� ��� ����� � ������� �����. �� ��������� ���������� ������������������, ��-����������� �����������.

���������� ������. �� ������������ ��-������� ������������ ���������, � ����� �� ��������� ����������. ��� �������� �������� ���� ���������.

����������������. �������� ������������-���� � ������ ���������������� ���� ���-������ ������� ���������� ��������, � ����-����� ���, ��� �������� �������� � ������� �����������. ��� ���� ����� ���������� ��-����������, �� ��������� ����� � �����.

�������. ���������� ����������� � ��-������� ����������, �� �� ������������. ���������� ��������� ��������������� � ������� ���������� �� ����� �� ������ � �������� �� ���� �� ����� ���.

� ������ XXI ���� ������������� �����-�� ����������� ������������ ����������� ������� ��� ������������ ���������� ��� ������ (1999�2006). ���� ������� � ������� ����� ��������������� ���������, �������-������ ������ ������ �������� � �������-�������� �� ���������� ��������������� ��-��������� (��������� � ���������� ��������� ������������).

�����

������� �������� ����� �������, ������ ����

� ����� ���� ������

��������� �������� ���

������ ����� ��������

���������������������������������������

��������� � ����������� ��������, ��������� ���� ���������������������������������-���������������������.���������������� �� ��������� ����������� ���� ������.

��������� ������. ���� ���� �������-����� � ������������ ������ � �������� ��-��� �������� ��������.

����� ���������� ������������. � ���-��� ����� ������ ������ � ����������� ���-�� 93% ����� 6�10 ���. �� ������ 6% ����� ������ �������� �������� �������� �����-���� ����������, � ���� ��� ����� �����, ���-�� ���� ������� � ������ ��� � ����� �������-���� �� ��� ������.

��� ���� �������� ������ ��� ������ ��-����������, ����� ������������ ����.

��������������� ���������. �� ������-�� ������, ������� ���� ��������� ����� ���������������� � ������ ����������� ��� ��������� ������������.

�������� � ������� ���� � ��� ������ ���������� �������������� ����������� ��-���������. ���������� � ���� ������ � ��������� ������� ��� ���������� �������� ��������.

�� ������ ���� �� ������ ��� �������, ������� ����� ����� ����. ��� ����� ������-���� ���������� ������. �����, ����� ���-��� ������� ��� ������� �� ����, ������� �� ������������� ��� ��� ��������. �� ���-�� �������, � ���� ������������ ��������-��� ����� �������� �������� �� ������ � ���� ������, �� � � ������ ������� �� ����������� ����������.

�������. ����� ��������� � ��������� ��-�������������� �������� � ��������� ���-������ � 2,5%, � ����������� ����� � �������� �� 15 ��� ���������� 41% �� ����� ���������-�� ���������.

����� ������ ����������� ����� ��������-���. �� ������� ����������� ���������� 3,7% ���. � 2000 �. ���� ����� ��������������� �������� �� ����������� �� ��������� � ��-���� ���������������� ��������� ��������-�� ������� 14,6%. �� ��� ��������� �������-����� ������� �� ��������� � ������������ ����� ������ � ��� �� ������, ��� ��� ���� ����, ��� � ������: ������� �� ����������� ���� �������� ���������� �� ������� � ��� �� ������ (4%) � ������� ���� �������� �����-��������� ���������� (5,8%).

������������� ����� �� ���� ������������� �������������� ���������� ����������� �� ��� ������. ������ � �������� ����� ������-�� �������� ������������ ������� 10/84, ����-��� ���������� � ���������� ����� ��������-��� ����������� �����������.

� 1999 ���� ��������������� ������ ����-���� ��� ��� ������� �������� ������������ ������������� ����������� � ������������ ���������� ��� (� ���������, ����� �����-������, ����������� ���������� �������� ��������), ����� ���������� ��� ���������� �� ���� ������. � 1992/93 ���� ������� �����, �� ���������� ���������� ����������, ��-������� 66,7%.

� 1992/1993 ���� 21,2% 5-������ ����� ��-������ ���������� ����������, 7,5% 6-���-��� � 1,3% 7-������.

����������� ����� �������� �� ��������-���������� ����������, ����������� � ����-��� ������������ ���������� ��� � ������-���� � ���� ������������������ ���������, ������� ���������� ��������� ����������� � ������� ��������� ������ � ��� ����� ���-��������� �� ���������. � ��������� ���� ������ 6 ��� ����� ���� ��������� � �����: 2��������������������������,37������� �����,7������������,������������������� ������������ ������� � ���������������, 4������������������.�����������������-�� �������� ������� �� ������� ����������, ���������� ������� ���� � �����������: ��� ������ ��������� �����, ������������� ��� �������� �������. ���� ��������� � ������� ���������� � 8:00 �� 12:00 � ������������ �� �������.������������������������������� �� ������ �������� ��� ��� ������, ������� ��������� ����� � �������� �� 5 ��� (Gabon. For a Quality Education Accessible to All).

��������

������� �����������

���� �������������

����� ����������� ���

�������� � �����������

�� ��������� ��������.

������� ���� � ��� ���

��� ���������� � ����� �������.

����������������. ����������� �����-�������� � ����������� ����� ������ ����� ���������� ��������������� �� ����. � ��� ���� ��������������� �������� ���� ��� ���-����������� ���� ����� ������ ���������-���. ����� �������� �� ����������������� ���������� ���� � ������������ � ������-������� �����, ����������� � �� ������������-��� �������� ����������. �� ������� ����� � ���������� ������ ����� � ���������� ��-�������, ������� �� ���� � ������.

�����. ����� �������������� �����-����: ��� ����� �� ���������� ������������� ����. �� ������ ��� ��� ����, ����� ����-������ ����� ����������� ���������� ���-���� � ������ ��������. ����������� �����-����� � ���������� ����� �� ������ ��������. ����� �������� ����������������� ������-������, �� ��� ����� ����������, ����� ����-�� � ���������� ����������� ���� ��������-�������. ����� �������� ������ ���������� ���������� �����������, ���������� �� ���-������� ��������. ���������� ����� ����-���� ����������.

��������. ������ ����������� �������-��� ������� ����� ��� ���������� ����, �� ������� � ������ ������� ��������� �������� ���� � ��������. � ���������, �����������-�� ����� �����, ������� ����������� ��� ���-�������� �����. ������������ ����� �����-��� �������� � ��������� ��� ������ ���.

������������ ����. � ���� �������� ��������� ��� ����������� ����� ����������� ��������. ���������� ��������� ����� ����-����������,���������������������������� � ����� ����������� �������� ������������. ��� ���� ����� ������ ���� ���������, ���-�� ��������������� ����������, ���������-���, ����������� � ���������� ���������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ���������� ��������� ����������� ����. �������� ������ ����, ������ ����-�� ������������ � ������������ ����������. ��������� � ���������� �� ������ ����� �� ��������������������������������������,� ���������, ���� � ������ ������ ��������.

�����

������ ��������, �������� �� ����� �����, ������� ����������� ������ ���� (2014)

����� ��� ��� �����

����� ����� ���������

��� �������, �� �����, ��� ������� ��� �� ����. ������ ���������-���� ��� ��������, ��� �������� �� ��������-�� � �����������, ��� ������ ���� ������. ��� ��� ����� ������? ����� �� ������ ������� ���, ����� ������ �������, ����������� �� ���� �����, ��� �� �������� ������ � �������-���� ���� ���������?

������ ������� ��������� � ������ �� ����� � � ������ �� �����������. � ������ �������: �� ������ ������� ��-�� ������ ��� ������. ������ ��������� ������ �����. ����� �������, ��� ���� ������ ���� �� ���-��� �����. ��� ��� �� ����� ��������� ����-����, ����� ����� ��������� ����� �������� �� ������?

��� ��� �������������? ��� ����� ������-������ ����, ��� ����� �������, ��� ����� ������ � ��� ����� ���������.

����� �������� �� ������������, ��� ���-���� ������ � ���, ��� �� ������ ���� ����-��. ������� ������, ������ ������� ������� �������� 12 ���������� �������� �� ����� ������������. ������ ���� 0,01% ����� �� ����� �����. �������� ����� ���� ���������� �� �������������� ���������� ����������.

������ �� ��, ��� ������� ����� ����� � �������� �� 5 �� 11 ��� ��������? � ��� ������ ���� � ����� � ��� �����. ��� ������, ��� �� �� ������ �� ��������.

�� ��� ������� �������, ��� 6,6% ��� �������� �� �����������, �� � ������� � ���-��� ������� ��� ����� ���������� 2%. � � ���� ������� ���������� ����������� ���-�����. ��� ��������, ��� � ��� ����������� ��-�������� ������ ������������ ������ � ��-������� ��� ����, ��� � �������� �������.

�� ������ ���� �������� ����� ����-�� ������. ���� �� �� ���������, �� ������ ��������� ���� ��������. � ������� ������� ���� ��������� ���������, �������� � ����-��� ������ � ��� �� ������. �� ���� �� ���� ���������� ���������� ������������ �����, �� �� 20 �������� �� ����� �������� �������� ���� ������ 1 ������. �� �����, ��� �� ���-������� ������ ��������, ����� ����, � ����-������,����������������,��������,�����-������� �����. �������� ��� ������������� � ����������� ������������. ��� ���������� �������� � ������. � ���� ����� ����� ����� ������ �� ����.

���������� ������������� �������� � ������ � ������ ������� ������, � ����� ��������� ��������� ���������� ���������� ������� �� ���� ������������ ������

�� ������ ���������� ��������� ������-��, �� �� ���� ����� �� ����������. �� ����-�� ���������, ������� ������� ���������� �� ���� � ��� ��� �����������.

��������

������������ ������������ � �� ����� �����

���̖������������

����� � ������� ��������

�����������.����������

���������� ������� �����

�������,��������������������������������

�����������. � �������� ������������ ����

������� ������ � ����������� � �����������

������������ � ����������� �����.

����������������. � ���� ���� �� �����-�� ����� ������������� ����� �� ��������-��� ����� � ������� �����������. ����������� �������� ����� ������ ����� ��� �� ������-����� �������.

������������. ���������������������� �������� ��������� � �������� � ������, ��� ���� ����� ������ � ���������� ��������� � ������ ������� ��� ����� �����������.

�������. ���� �� ������ ������������� ��-��������������������������������������-�� �� ������ ����. ��������� ��������� � ���-����� ���� ���, ����� ���� �������� ������� ��� / ���������� ���������� (leikskoli), � ���-������ ����� ����� ���, ����� ����������� ����� ��������� � ������ ����� (grunnskoli). ����������� � �������� ���������� ������ �� ���������������� ������ (�� ����������� �������� �� �����������).

���������� ����������� (leikskoli) ������-������ ������� ��� ������ ������� ������� �����������, �������������� ����������� � ���� �� ������, �� ���������� ������������ ��������, ����� ���� ���������� ������������ ����������� (����� � ���������� ���������-�� � 90/2008).

� �������� �� ���� ��� ������ �� ����� �� ������ ��������������� ��������� ������-���� ��� �������� ��������� (dagforeldri ��� dagmamma). ������ ���������� � ����������-���� �������� ��� ���������-�������� � ����-����������� �������� ��� ��������� �������-���� ��� ����������� ���.

�����

� ������� ��������� ������ �������� � ������ � 2015 ���� ���� ����� ��� ������ ����� 11 ����� ����� (������� ���).

����������� �������� �����������. ��� ����������� ���� ���������� ����������� �������� � �� ���������� �� ��������. ����� ���������� ��� ��������� ����, ���� �����-��������. �� ������������ ��������� ���-����� ������ ������� � ����������� � �����-��� �� � ������������ � ������ ���������� �����. ������ �������� ��� � ����. �� ���������� ������ �� ��� ������, ������� ��� ������ �� ����������� � ���������� ����� ������� ��������.

� ���������, � ����� ������ ������ ���� ����� ������������� �������� � ��������-���� � ���������� �����������. ��� ������-�� � ��������, � ������������ �����������. ���� ������ ���� ����� �� �������� ���-����� ���������� �������, � � ������� ����-�� ����� � �������� 2014 ���� ��� �������� �����������.

���� � �������� �� 1 �� 8 ��� ���������� ������� 7 ��� �������. �������� �� ����������������� ������� �����������, �� �� ��-�������� ��� �� ��������� �����������.

����� ���������� ������������. ����� ���������� ������������ � ����������� ������ �����: �� ����� 1% ����� ����������� �������� ������� ����������� �����������. ���� ����� � ������� ���� � �������� ����-�� ������ � �������.

�������������������. ���������������-���, �� ������� ����������������� ��������-���, ����������. ��� ��� ���� ��������.

� �������� ���� ��� ����� � ����. ��� ����������� ���������� ������ � ����� ���-������ � ������� ������� ������� ����� ��� ���.

��������������. ��� ����� ������� ��������������,���������������������-������� ����������, ������������ � ����. �� ������ ���������������� ��������� ��-��� ���������� ����������. ��� ����� ����-������ ������� ������������ ����� ���� � ���������� ������ �� ����.

�������. ����� �������� ����� �� ������-��� ����� ���� � ��������� � ������������ ���������.

������� �������� � ��������� �� ������� ������������ ������ �������� ���������� ��-��� � ������ � ������������, ������� � ���-������ ���������, �������� �����, ��������� ����������������,���������������������� ����� ��������� � ��������� � �������� ���-�������� � � ��������� ��������������� �����, �������� � ���������, �� ����� �������, ���-���� ������ � ��������������� �����������. ����� 8,8 ��� ����� ��������� � ������� �� ��-���� �����, � ����� 8,5 ��� ����� � � ������-��������� ���������� (Humanitarian Action for Children 2023 � Yemen).

��������� ������ ����������� ������-�������� � 26 ��� ������� (2012), �� ������� 51% ������ 18 ��� � 17% ������ 5 ��� (Yemen country report on out-of-school children).

����������� ��������� (71% � 2004 �.) ���-������ � �������� �������, � �������� � 160 ���. ��������, ������������ �� ���� �������-��� ������.

���������� �������������� � ����� (��-�������������� ������, �������������, ��-��������, ����������� � ���������������) � ������������ �������� ������� �������� ��-����������� ��������� ��� �������������.

�� ��������� 30 ��� ������ ����������� ������� ������������ ������� � ���������� ������, ��� �� ����� � ������ ��-�������� ��-��� ������ ������� ����������� ��������-���. ��������� �������� �������� �������� � ������� ������� ������� �����.

������������ ���������� �������� ���� ���������� ������ �������� ������� ��������-���� 82,7% �����, �������� ������� � ����-���� ��������� � ����� ���������� ��������-�� ������� � 81 �� 84%. ������������� ��� ���������� ���� ����� ��������: ������ ��-��������������� ���������, ������������ ����������������� �����������, ���������� ����������� ������� � ������ �����������-��� ������� ���������� ������������ (EMIS). ����� ����, ������������� ������ ������� �� ������������� ��������� �� �������� � ��-�������� � ����������� ����� � ��������� ����� ����������� (Yemen country report on out-of-school children).

���������

������������ ����������� � �����

���������� ���������

�������� �������� ����

������� � ������ ������

�� ��� ������ ������� ��

���������� ����������� �� ���������� ����

����� � ����� ������������. ����������� ���

������ �������� ��� ��� ����������� �����

����� � �������� �����.

����������� �����������. � ������ �����-�� ������� � ������ ������� �� ����������� ����������� ����� �� 3 �� 6 ��� ��� � �����-����, ��� � � �������� ���������, � ��� ����� � ��� ����� � ������������� ������������� ��������.

����������������. �� �������� � ������ ���� ���������� �����������, � ������������ � ������� �� ����������� ������ ����� ����-����������� ��������, � ��� ����� ����� ��-���� ����������� ���������� � ��������, ����������� ��� ����������� ��������� ��-��� ����������� �������� � �������������� ��������������� ����������� � ���������� �����������, ��� ���� ����� ���� � ������� ����������� � ����� ���� ��������������� � ������������.

���������� ������. � ������ ������� ������� ���������� � ��������� �������-�����, ��������� ������� �������� ����� ����������� ������� ������ ��������, ���-�� ������������ ������������ ���������� ����������.

�������. � ������������ � ������������ ������ ��� ���� � ���������� ����� ������ � ����������� �����������, ������� ���-������������ ������ ���������. ������� ��� ������ �������� ���� � �������� �� 4 �� 5 ���, � ���� ����������� �� ������� �������� ���� �������� ������� �����������, �� ����-���, ����� 80% ����� �������� ���� �������-��� ����������� �� ���� �����.

� ���������� ������������� ����� 100 ���-���� �����, 80% �� ������� �������� ����-������������ ������������, �������� ��-������������ ����� 150 ���. �����.

������� � ������� ���� ���������� ���� ���� � ������ �������� �� 3�4 ���� � ����. ������� ��������� �� ���� ����� �������� �������� ��������������� ������, ������ � ����������, ���������, ������ � ����. � ��������� ����� ���������, ��� ��� ������� ���� ����� ������� ��� ����������, ��� � ���-����� �����, � � ����������� �� ��� �������-����� �������� ������ �����.

������� ���� � ���������� ������ ������ ���� � ���������� �������� � ������� ���� ��-�������������� ���������� �����������. ���� ������ �������� � �������� ��������� � ���-���� ��������� � �� ��������� ����������� ��������� ������ � ��� � ������, ��� �� ��� ��������� ��� � �����, ��� � � ��������� � �������� ����� (The National Report on The State and Development of Education System of The Republic of Kazakhstan�).

����������:

������ ����� � ���������� �������� �����, ���������� �� � ��������� ��������� ������ �����;

����������� �������� �������� ��-�����, �������������� ��� ��������� � �����-��� ������������ �� ������ ���������� � ��-�������������� � ������������ ���������;

������������ ���������-�������� ������� ��������, ����������� ������� ���� � ����������� ����������� � �����������-��-��������, ��������� �����;

������������� ����������� ������-��� ���������� � �������� �������;

�������������� ���������������, ��������������, ������� � ������ ��������-��; ������������ ����������� � ��������� ������;

�������� ��������������, �����-�����������, ��������������, ����������� � ����������� �������������;

����������� �������������� �������-����� ������� �������, �������� ��� ������-�������� ������������.

�����

������������ ����������� � ������� ����������� ����������������.

���� �������� ���

������ �� �����������, ��������� ��������,

��������� ����������� � ������� ��������

��, ��������� ���� �����. � ��� ���� �������

�������� ���������������� ���������. ��

������������ ������ � ����������� � �����

����� ����������� �������� ��� ���� �����.

� ��� ���� ���� �� ��������� �������, ���

����������� ������� � �.�. ���� ���������,

������� �������� �������� ��������, ������

�����������, ��������� ������������.

����������. ����� ������������ ��� ��������� ��������, �� ���������� ������-������� ���������� �� ��������� ������-������: ������, ������, � ��� ����� ����-��� �����, ��������������� ������������ � �.�.

������� ��������������. �� �������� � �����������, �������� ��������.

��������������. ������������ ����-������� �������� ������ ��� ������� ���-�� ����������� � ������ ����������������-��� �����������. �������������� ��������� ��������, ����� ����������� � ��������� ������������.

���������� ������. ������������ ��-��������� � ������� ����������� �����-������ ����������� ��������� ��� ����-�����, ��� ���� ��������� � ���������� �� ��������.

�� ���������� ��������������� ������-����� ������������ �������������, ������ ��� ����������, ������� �������� � ������-����. ����� ��������� �������� ������ ����-��� ��� ���������, ������� �������� � ������ �������� ��������.

����������� �������� �� ���������, ������-�� �������� �� ���������� �������� ��������-��� � ������� ����.

�������. ���������� ����������� ��-��������� ����� ��������� ������������-�� � ����������������� �������� � ����� � ���������� ������ (�� �������� �� ��-�����) � ����������� � ������� ��������-��� (�� ������� ��� � ������).

���������� ���������

������ �������, ������� ����������� ��������������.

� ������ ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ������������� ��

������� ���������� ����������� ����� � 3 ��

7 ���.

����������� �����������. ����������� �������� �������� ������������ ��������-��� ���������� ��������� ����. �������� ����.

������������ �������� ����������� ��� ����������� ����������� �����������. �� �������,�����������������������������-���������, ��������, ������������ �� ������ ������������ ��� ����������, ������� �����-�������� � ���������� ����������� � �����-��� ��������.

���������� ����� � ���������. ������ ������������� � ������������ ��������, ��-����� ���� ����� �������������� �� �����-����� ���� �����, ������������� � ������ ��������. �� ��������� ��������� ����� � ��-��� ���������, ��� ������� �����, �������� � �������, �������� ��������� � �������, �������� ����� �������, ��������������, ���-����� � ����������.

������ � ����������. ����� ������ � ��-��������. ��� ����� � ��� ������� 13 ����� �������.

�������������� ������������. ��� ��-����� ����� ���������� �������������� ���-��: ������������ �������������� ��������, ����������� ����������.

������ ������. ��������� ������ ����-���� �����, ������� ��������� � ��������. � ��� ������� ����� 6 ����� �������������-��� ������� ������ ������.

�������������� ��� ������ ����������� �����������. ���� ��������� ��������� �� ��������, ���������� ������, �������� ��-����� ����� ������.

������

����� �����, ����������� �������� �����������

���������� � ������-����� ����� ������� ���-

������� �������� �����, �� ����� � ����� ��������. ���������� ����������� � �����-����� ������������ ���������.

� ������ �������� 19 ��� ����������, 75 ���. ���� � 1 ��� 200 ���. ���������. �������� �������� �� ������� �������-���� ���������� � �����������, ��������-�� ��� ���� ���������� ���������� ����. �� ����� ���� �� ���������������, �������-��� ����������� ����������� � ����������. ��������� ��������� �����, ������� ��� �� 100% � ���������� ��������, �� 75% � ����-��������� �������� � �������� ����� ����� ����������� ��������. ����, �������, ������-��. ������� ������ �������. ������ � ����-�� ����������, ������������ �����������, �� ��������� ������ ��� ��������. ������ ������ � �������������, ���������� ������, ��������...����������������������������-�� ����� �� ��������������� ����� ���������, ����� �� ����� ��������. ��������� ������ � ������������� ����������������� �����, ��-����������� ��������� �������� ���������-�� ����������� � ����������.

�� ���������� ��� ���� ������� ����-������ � ����������� ���� �������� ��� �� ����������.

������ ��� � ��� ���������� ����������-����, ������������ ������������� ��������-������ ������ �������. �� ������ ������� ����� 3 ���. ����� ���������� ���������� � ����� �� 40 ���. ������� ��� ������������ �� ���. �������� � ���, ��� ����� �����, ����� � ��������������� �������. �� ������������ ��� �������������� �������: ����������, ��-������� ������, ������ �� �������� ������-���. �������� ����� � ������, �������, �����. � ��������� � ������� ����� ������������ ������-����������� ������. ��� ���������-��� ������������ ������ ��������������� ����������.

������ �������� � ����� � ��������, ��-���. �� �����, ��� �������� �������� �� ���� ������.��������������������������������-�� ����� � ������, �� 5�6 �������. �� �����-���� ������� � ������� �����, �� ������� �� ������� �����, ���� ������, � ������� �� ���-������������. ��� ����� ������� ���� ����-���� ��������, ���������, ��������..., �� ���� ��������� ����� �������� ��������. �� �����-�� ��������� ����� ����� �������.

��� ��������� ����� �����, �� �������, ����� ��� ���������������.

������������ ��������� ����� �����. ��� ������ ���� ������������ � ��������� ������� �������, ����� ������ ������� ��� ��������� ���� ������. �������� � ���������-�� ������ ��������. ����� ���� ��� ��� ����-����, ��� ��� ��������.

��� ���� ������ �������� � ����������� �� ����� �����������. ������ ���� �������-�� ���������� ��������� � ������������. ����� ����� ������� � �������������������� �������������.

����������

���������� � �������� ������������� ��-������� � ������������� �������� �������-���� ����������� � 12 ��������� ������� ��������, ��� �������� �� ��� ��������, ����-���������� ����, �������� �������� ��-��������� ����������� � ������� ������, ������ ����� ���������� ������������, ��-����������� �������������� � ������ ������ ��������, ��� � �� ���� ���������� � ���� ��-�����, ��� ��� ���� ���������� � 1939 ����.

������������� ������������� ��������-�� ����� �����, ������ ������� �� �� ���, ���-�� �������� ������� �������� ��������. �� ��������, ��� � ���� ������ ����� ��������� ��������� ����� ��������������.

���� ������������ ��������� �� ������-��� �������:

� ���� � ����������� � ���������, ������� ������������� ������ ���������� � ��������������� ������� ������������� ����������� �����������;

� ���-�������� ���� � �����, ��� ��-����� �������������� ������, ����������� � ��������� ������������ ����������, �����-����� ��� ���������� ������� ���������� � ����������� ����� �������� ��������;

� ����� ���� � ��������� � �����, ������� �������� � ��������� ����������� ������������� ������� ����������� ������ � ����������� ����������� � ���������. ���

���� ��������� �������� ����� �� ������� �� ������������� ����������� �����������, � �� ����, ������� ������ ����������� � ���� �����������, ������� �������� ������� �� ����������;

� ������ � �����, ������� ��������� ����� ������� �� ����������, �� ���-���� ���-�� ������������ �������� � ����������� � ������������ ����� �������� �������� � ��-����� ����������� ������� ������ ������;

�� ������� ������� � �����, ����� ����������� ��������� ������������ ����� �������� �������� � ���������� ������ ���, ��� ������ �� ������: � ������������ ���-������������� ������, ������� ��������� ��-���� ������ �������� �� ����� ��� �������� ����� ��������������, � �� ���� ����������-���� ����������;

� ������ � �������, ��������, ��������, ������ ������������� ��������� �������� ����, ���������������, �������-����, ����������� ������ � ������, ������-�� ������ � ����., �� ������� � �����������, ��������������������,������������������ �������, 1001 ���� � ����� ������� ����� � ������������ ������� ��������;

� ��������� ������� � �������� � ��-�������, ����� ��������� ��������� �����-��� ����, �� ����������� ��������������� �������� ��-�������.

��� ������ �����������:

�� ��������� �������� � �� ����� ������ (�����) �� ����� ������� (�����) � ����� ��������;

�� �������������� �������� � �� �����, ����������� � ����������� ��������-������ ��������, �� �����, ��� ����������� ��������� ��� �������� ���������;

�� ������������ ��������� � ����-������� � ���������;

�� ���� �������� � ��������� ����������: �� ������ �������� �������� � 39% (�����) �� ������ ������� � 13% (��������);

�� ����� ������� �����;

�� ��������� ������;

�� ���������� �� ���� ���������.

������ ������� �� ��� �������� ����� �������� �� ����, �� ����������� ���� ��� ����� ���� ��������� ��������: �������� ����� ������������� ��������������� ���������� � �� �����������:

���������� ������ ����� ��������-��� �������� � ����������� ���������.

�������� � ����������� � ������ ��-���������� � ������: � ����� ��������� ���-

���, � � ������ ���������� ��������, ��� ���-���� ������������� ������, ������� � ����� �� ������� ������������ ��������.

� � ��� ��� ��������� �� ����.

�������� �����������, �� �������� ��-��������� � �� ����������: ��, ��� ��� �������, ���������������������,�����������������-���� �����.

�� �������� ��������� ��� �����-������ ���������� ���������.

��������� ������� �������, �� �� �� ���� ���������� ���������� �������.

����� ����, �� ����������������� ���-�������� ���� �������� ��� ��������� ���-����, ����� ��� ���� �����:

1. �� ������� ����� � ����

� ��� ���������� ����� ��� ��� � ����-���, � � ������� �� ��� ������.

� ���� �� �������� �������� ����.

�� ������� ���-�� �����: ����� �� �������� ���� ������, ����� ������ �������.

�������� ��������� ������ ��������, ��� �����.

���������� �������� ���� ���� � � ���-���� ����.

2. ���������� ����� �������� ���������� �������

�� ������� �� ���������� ����� � ���������, �������� ��� �����, ������� ��-������ ����� � ������� � ����������� ��-������ �������.

�� ����� � ������ ����� �������� ���������.

���������� ������� ����� ��������-�� � ����������.

3. ���������� � ��������������� ���������� �������� ���� ��, ������ �� ����������� � 2006 ���� ����� ���������

�������� ��������������� �������� ���-���� � ������ �����������, ���:

�������������� ������, ���������-���� �������� (������������, �������, ���-����������� ��� �������);

���������������� ������ (��������-���, ���������������, ���������� ��������-��� ��� �� ���������);

������������� ���������� ����-�� (�������� � ���� �������� ��������; �����������);

������ � ������� ������������ ���-������� ������; ������������� ��� ���-�������� ��������; ������ �������� ���-��������� (������, � ����� ���������, � ����������� ����������, ���� � ������� �������������);

��������� �������������� (���������-������, ������������ � ������������� ���-�������������� ����������� (���);

� ������������, ������������ �����;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� �������� (����� ��� �����������);

����� �������� ������ (�������-��� �����������, �����, ��� ����������, �� ����);

�������� ���������� (������������, ����������������, �����������, ��������);

��������� ���������, � ����������� �� �������� (Kamerman, 2006). n

���������� �� �������

�������� ����� ���������, �������� ��-���������� ����, ������� ������� ������-��� ������ �� �������� ���������������� ��� ���� ����������������� ������, �������� �����, ��������� ������������� ������-�������� �������� ����������� ����������� (������, ������), ORCID: 0000-0003-2118-5510, irinakomarova@mail.ru

������� ������� ���������, �������� �������-������ ����, ������� ������� ���������, �������� ���������� ������������� ������������, ����� ��������� ������������ ����������� ������� (������, ������), ORCID: 0000-0002-5834-5760, tishchenko-as@ranepa.ru

Information about authors

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead Researcher, Productive Forces Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0003-2118-5510, irinakomarova@mail.ru

Aleksey S. Tishchenko, PhD in Economy, Senior Research Fellow Institute for Applied Economic Research, Center for the Economics of Lifelong Education, RANEPA, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-5834-5760, tishchenko-as@ranepa.ru

���������� / References

1.

��������� � ���������� ��������� ����-������� � �����, �������, ������� � �������� � StateUniversity.com https://education.stateuniversity. com/pages/1664/Venezuela-PREPRIMARY-PRIMARY-EDUCATION.html#ixzz7qeoNMTcG (���� ������-���: 16.03.2023).

2.

��������� ������� �� ������ ������ � ��������� ����� (1990) // https://www.un.org/en/ conferences/children/newyork1990 (���� ���������: 16.03.2023).

3.

��������� ����������� �� ���������� � ����������� ����� �������� �������� // https:// www.youtube.com/watch?v=i4XLBPkOLyM&t=4868s (15 ������ 2022 �. �������� �����������) (���� ��-�������: 16.03.2023).

4.

�����������.�.,�������.�.,���������.�., ������ �.�., ������� �.�. ����������� �������-��������������:����������������//����������� ���������� �����������. � 2022. � �5(113). � �. 8�

24. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-8-24

5. �������� �.�. ������� ����������� ��-��������� � ����� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2018. � �8(90). � �. 16�

25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

6.

�������� �.�., �������� �.�., ������� �.�. ��������� ������� ����������� ����������� � ������: ��������������� ������� / �������. � �.: ����, 2020. � 82 �.

7.

�������� �.�., ������� �.�. ��������� ���-�������� �� ���������� � ����������� ����� ����-��������������������������������������������-��� � �������� ��������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �6(114). � �. 4�10.

8.

�������������� ������� � ��������� ��-����� �� ����������� ����������� 2023 ���� � ��-����� ���������� � �����������. https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000378950_rus (���� ����-�����: 16.03.2023).

9.

������� ���. https://news.un.org/ru/tags/ yemen (���� ���������: 16.03.2023).

10.

����������� � ��������� ����� � ���-����: ���������� ����������� �������� ��� ����. https://www.uncclearn.org/wp-content/uploads/library/ 245745r.pdf (���� ���������: 16.03.2023).

11.

����������� ��� ���� 2000-2015 ��.: �����-����� � ������, ��������� ������ �� ���������-�� ���, 2015. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000232205_rus (���� ���������: 16.03.2023).

12.

�������� �.�. ���������� ����������� � ��������� // ��������������� �����: ������ � ����-����: ��������� II ��������. ����. ����. (������, ���� 2014 �.). � �. 0. � �.: ����-����, 2014. � �. 4�

6. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4970/ (���� ���������: 16.03.2023).

13.

Bangladesh Early Childhood Care and Education (ECCE) programmes // https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000147156

14.

Clearinghouse on International Developments in Child, Youth and Family Policies at Columbia

University. 2006. �Azerbaijan�. http://www.childpoli-cyintl.org/countries/Azerbaijan.html (���� ���������: 16.03.2023).

15.

Early Childhood Care and Education^ An in-vestment in wellbeing, gender equality, social-cohesion, and lifelong learning //https://www.unesco.org/en/early-childhood-education (���� ���������: 16.03.2023).

16.

Education_in_Belgium // https://en.wikipedia. org/wiki/Education_in_Belgium

17.

Gabon. For a Quality Education Accessible to All // https://www.adeanet.org/sites/default/files/ peer_review_gabon_web_en.pdf (���� ���������: 16.03.2023).

18.

Humanitarian Action for Children 2023 � Yemen // https://reliefweb.int/report/yemen/humanitar-ian-action-children-2023-yemen (���� ���������: 16.03.2023).

19.

I-Fang E.C. Early Childhood Education In Azerbaijan: Expanding Access To Quality Ece, 2017. ht-tps://silo.tips/download/early-childhood-education-in-azerbaijan (���� ���������: 16.03.2023).

20.

Kamerman S.B. (2006). A global history of ear-ly childhood education and care.

21.

Recommendations: 1934�1977 / International Conference on Education. � Paris, France: Unesco, c 1979 . xxii, 430 p.

22.

The Dakar Framework for Action: Education for All: meeting our collective commitments (including six regional frameworks for action) // https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000121147

23.

The National Report on The State and Deve-lopment of Education System of The Republic of Kazakhstan for the 30 years of Independence and 2021. https://www. gov.kz/memleket/entities/edu/activities/158?lang=en

24.

UNICEF Bangladesh Country Programme for 2017-2020 Country Programme Document and Strategy Notes. June 2016 // https://www.unicef.org/ bangladesh/sites/unicef.org.bangladesh/files/2018-10/ Bangladesh_Programme%20Strategy%20Notes%20-%20June%202016.pdf

25.

Yemen country report on out-of-school chil-dren // https://reliefweb.int/report/yemen/yemen-coun-try-report-out-school-children-enar#:~:text=Some%20 1.2%20million%20primary%20aged,and%2011%25% 20at%20lower%20secondary

26.

World Conference on Education for All Meeting Basic Learning Needs. Jomtien, Thailand. 5-9 March 1990 // https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000127583

�� ��������� ��������: ������������� �������, ������������ �������� �� ���������� �����������

������������� �������

������ ������� �������� ��������� �� ��������� �� ��������� ���������������� ����� 1001 ���� ����� ������� ������������ � ���������� �������� ����� �������� ����������� �������� ������������

����������� 23 ����������� 90% ���-������ ���������

��������� 26 ���-������ ���������

������� 16 ����������� �����.

�������� 20 ����������� �����.

��������� ����������� �����.

����� 36 ���-������

�������� 13 ����������� ���-������ �����.

�������� 18 �����������

����� 39 1% ���������

��������� 29 ����������� ���-������

����� ����������� ��������� �����.

����� 18 ����������� 88% ���������

����� ����� ����������� 48,9 �����.

���� ����������� 30 ���-������ ���������

���������� ����������� �����. �����.

���������� ����������� 42,9

���� �����.

����� ���-������

��������

�� 18 ����������� ��������� �����. �����.

���������

����� ��������� ���������

������������ ���-������ ���������

����������� ���-������ ��������� �����. ���������

������� ���-������

������ ���-������

������� ���������� �������� �� ���������� �����������. ����������: https://youtu.be/i4XLBPkOLyM

�������� ������������ �������������� ����������� ��������� ������� ��������� ������ ����� ����� ������������ ������� ������� � �� �������� ������� ���������� ���� �� ������ ������������ ���� ��������������. ������������ ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����. �����.

�����.

��������� �����. �����.

���-������ ���-������

�����.

�����. �����.

���������

���������

���������

���������

��������� �����. �����.

���������

��������� ��������� �����.

���������

���������

�����. ��������� �����.

��������� ��������� �����.

�����. ��. �����.

��������� ��������� �����.

��������� ��������� �����.

��������� ��������� ��������� �����.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.