Научная статья на тему 'Современное дошкольное образование: запросы и ценности'

Современное дошкольное образование: запросы и ценности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство детской реализации / ценностная сфера ребенка / стратегия формирования ценностной сферы ребенка / механизмы формирования ценностной сферы ребенка в условиях ПДР / инструменты формирования ребенка в условиях ПДР / оценка сформированности / the space of child realization (SCR) / the value sphere of the child / the strategy for the formation of the child’s value sphere / the mechanisms for the formation of the child’s value sphere under the conditions of the SCR / the tools for shaping the child under the conditions of the SCR / the assessment of formation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каракчиева Инна Викторовна, Кисель Арина Вячеславовна, Новикова Светлана Евгеньевна, Сизова Мария Александровна, Тищенко Алексей Сергеевич

Актуальность тематики статьи определяется тем, что в силу невиданного масштаба изменений в мире технологий и информации, повлекших за собой радикальные изменения в жизни, встал вопрос не только о новой цифровой культуре, которая существенно влияет на формирование новых ценностей и которые не могли не привести к трансформации системы образования. Изменения оказали громадное влияние на общество, вставшее перед необходимостью оценивать эти изменения с точки зрения этики, так как только руководствуясь нравственными и этическими нормами, можно оценивать допустимость внедрения научных открытий, о совершении которых большая часть людей не знает, очень часто не понимает, не может вследствие этого оценить, насколько эти системы безопасны для них, для их детей, для планеты в целом. Но это лишь один аспект. Сегодня, как мы можем наблюдать, о ценностях известно больше, чем мы знали лет 20–30 назад. Однако каждой культуре свойственны определенные ценности, и они далеко не всегда являются общими для всех даже в глобальном мире доковидного периода. Сегодня вопрос ценностей встал очень остро и разделил страны и народы сильнее, чем военные действия. Цель статьи: представить результаты исследования, осуществленного группой ученых в области дошкольного образования из разных институтов, относящиеся к механизму передачи нравственных ценностей детям дошкольного возраста на основе построения пространства детской реализации воспитателями детских садов. Описание исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе разрабатывалась библиография проблемы ценностей применительно к детям младшего возраста (от 0 до 8 лет). Второй этап – анализ существующих целей и методов исследования ценностей, решаемые задачи и механизмы, подходы к выявлению и классификации ценностей. Третий этап – разработка пробного, т.н. «нулевого» опросника (декабрь 2021 г.), в котором участвовали 818 респондентов из 78 регионов РФ. По результатам обработки данного опросника, был подготовлен новый для Конференции ЕССЕ-Регион в Республике Саха (Якутия), в котором приняли участие 1687 человек, для Конференции ЕССЕ-Регион в Республике Татарстан, в которой приняли участие 516 человек и, наконец, опросник для конференции в Центрально-Азиатском регионе, в котором приняли участие 83 человека. Выводы. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных видов начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Исследование ценностей в раннем возрасте – одна из важных задач для педагогов, социологов и государства. Данная статья – первое обобщение результатов проведенного исследования, по сути, первый шаг, который позволяет оценить, как мы реализуем государственную политику. Действительно ли правильно мы подобрали механизмы поддержки дошкольного образования? Исследование позволило сформулировать модель ценностей, важную для развития страны и педагогического сообщества, а также определить механизмы работы с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каракчиева Инна Викторовна, Кисель Арина Вячеславовна, Новикова Светлана Евгеньевна, Сизова Мария Александровна, Тищенко Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool Education Today: Needs and Values

The relevance of the topic of the article is determined by the fact that due to the unprecedented scale of changes in the world of technology and information, which entailed to radical changes in life, the question arose not only about the new digital culture, which significantly affects the formation of new values and which could not but lead to transformation education systems. The changes had a huge impact on society, which faced the need to evaluate these changes from the point of view of ethics, since only guided by moral and ethical norms can one assess the permissibility of introducing scientific discoveries, which most people do not know about, very often do not understand, and therefore cannot evaluate, how safe these systems are for them, for their children, for the planet as a whole. But this is only one aspect. Today, as we can see, more is known about values than we knew 20-30 years ago. However, each culture has certain values, and they are by not always common to all, even in the global world of the pre-Covid period. Today, the issue of values has become very acute and has divided countries and peoples more than military operations. The aim of the article: to present the results of a study carried out by a group of scientists in the field of preschool education from various institutions related to the mechanism of transferring moral values to preschool children based on the construction of a space for children’s realization (SCR) by kindergarten teachers. Description of the study. The study was carried out in several stages. At the first stage, a bibliography of the problem of values was developed in relation to small children (from 0 to 8 years old). The second stage is the analysis of the existing goals and methods of values research, the tasks and mechanisms to be solved, approaches to the identification and classification of values. The third stage is the development of a pilot questionnaire (December 2021) in which 818 respondents from 78 regions of the Russian Federation participated. Based on the results of processing this questionnaire, a questionnaire was prepared for the ECCE Region Conference in the Republic of Sakha (Yakutia), in which 1687 people took part. For the ECCE Region Conference in the Republic of Tatarstan, which was attended by 516 people and, finally, the questionnaire for the ECCE Region Conference in the Central Asia, which was attended by 83 people. Conclusions. This article is the first generalization of the results of the conducted research, in fact, the first step that allows us to assess how we implement public policy. Have we really chosen the right mechanisms to support preschool education? The study made it possible to formulate a model of values that is important for the development of the country and the pedagogical community, as well as to determine the mechanisms for working with it. The current structure of education in the world is seriously destabilized due to growing dissatisfaction with the results of the formal system, the lack of demand for trained personnel in the modern economy, the spread of informal types of primary education, and funding crises at the state and local levels. The study of values at an early age is one of the important tasks for educators, sociologists and the state.

Текст научной работы на тему «Современное дошкольное образование: запросы и ценности»

���������� ���� ����������1, ������ ����� ������������2*, �������� �������� ����������3, ������ ����� �������������2, ������� ������� ���������3

1 ������������� ����� ��� ������������� ���������� ��������� (������, ������) 2 ������������� �������������� �������� ����������� �����������, (������, ������) 3 ���������� �������� ��������� ��������� � ��������������� ������ (������, ������)

������������ �������� ������ ������������ ���, ��� � ���� ����������� �������� ��������� � ���� ���������������������,������������������������������������������,������������������� � ����� �������� ��������, ������� ����������� ������ �� ������������ ����� ��������� � ������� �� ����� �� �������� � ������������� ������� �����������. ��������� ������� ��������� ������� �� ��������, �������� ����� �������������� ��������� ��� ��������� � ����� ������ �����, ��� ��� ������ �������������� ������������� � ���������� �������, ����� ��������� ������������ ������-��� ������� ��������, � ���������� ������� ������� ����� ����� �� �����, ����� ����� �� ��������, �� ����� ���������� ����� �������, ��������� ��� ������� ��������� ��� ���, ��� �� �����, ��� �����-�� � �����. �� ��� ���� ���� ������. �������, ��� �� ����� ���������, � ��������� �������� ������, ��� �� ����� ��� 20�30 �����. ������ ������ �������� ����������� ������������ ��������, � ��� ������ �� ������ �������� ������ ��� ���� ���� � ���������� ���� ����������� �������. ������� ������ ��������� ����� ����� ����� � �������� ������ � ������ �������, ��� ������� ��������. ���� ������: ����������� ���������� ������������, ��������������� ������� ������ � ������� ��-��������� ����������� �� ������ ����������, ����������� � ��������� �������� ������������ ���-������ ����� ����������� �������� �� ������ ���������� ������������ ������� ���������� �������-������ ������� �����. �������� ������������. ������������ ����������� � ��������� ������. �� ������ ����� �����-���������� ������������ �������� ��������� ������������� � ����� �������� �������� (�� 0 ��  ���). ������ ���� � ������ ������������ ����� � ������� ������������ ���������, �������� ������ � ���������, ������� � ��������� � ������������� ���������. ������ ���� � ���������� ��������, �.�.�������������������(�������2021�.),�������������������1��������������7����������. �� ����������� ��������� ������� ���������, ��� ����������� ����� ��� ����������� ����-������ � ���������� ���� (������), � ������� ������� ������� 167 �������, ��� ����������� ����-������ � ���������� ���������, � ������� ������� ������� 516 ������� �, �������, �������� ��� ����������� � ����������-��������� �������, � ������� ������� ������� 3 ��������. ������. �������� ��������� ����������� � ���� �������� ����������������� ��-�� �������� ������-������������� ������������ ���������� �������, ������������������� �������������� ������ �����-������ ����������, ���������������� ������������ ����� ���������� ����������� � �������� �����-��������� �� ��������������� � ������� �������. ������������ ��������� � ������ �������� � ���� �� ������ ����� ��� ���������, ���������� � �����������. ������ ������ � ������ ��������� ����������� ������������ ������������, �� ����, ������ ���, ������� ��������� �������, ��� �� ��������� ����-����������� ��������. ������������� �� ��������� �� ��������� ��������� ��������� ����������� �����������? ������������ ��������� �������������� ������ ���������, ������ ��� �������� ������ � ��������������� ����������, � ����� ���������� ��������� ������ � ���.

�������� �����: ������������ ������� ����������, ���������� ����� �������, ��������� �������-����� ���������� ����� �������, ��������� ������������ ���������� ����� ������� � �������� ���, ����������� ������������ ������� � �������� ���, ������ ����������������.

��� �����������: ���������� �.�., ������ �.�., �������� �.�., ������ �.�., ������� �.�.

����������� ���������� �����������: ������� � �������� // ����������� ���������� ������-�����. � 2022. � �5(113). � �. �24. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113--24

��������� ������ �������� 23.07.2022.

*

��������: kisel@mpado.ru



UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113--24

Preschool Education Today: Needs and Values

InnaV.Karakchieva1,ArinaV.Kisel2*,SvetlanaE.Novikova3,MariaA.Sizova2,AlekseyS.Tishchenko3

1 Analytical Center for the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 2 International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia 3 Russian Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia,

The relevance of the topic of the article is determined by the fact that due to the unprecedented scale of changes in the world of technology and information, which entailed to radical changes in life, the question arose not only about the new digital culture, which significantly affects the formation of new values and which could not but lead to transformation education systems. The changes had a huge impact on society, which faced the need to evaluate these changes from the point of view of ethics, since only guided by moral and ethical norms can one assess the permissibility of introducing scientific discoveries, which most people do not know about, very often do not understand, and therefore cannot evaluate, how safe these systems are for them, for their children, for the planet as a whole. But this is only one aspect. Today, as we can see, more is known about values than we knew 20-30 years ago. However, each culture has certain values, and they are by not always common to all, even in the global world of the pre-Covid period. Today, the issue of values has become very acute and has divided countries and peoples more than military operations. Theaimofthearticle: topresenttheresultsofastudycarriedoutbyagroupofscientistsinthefieldofpreschool education from various institutions related to the mechanism of transferring moral values to preschool children based on the construction of a space for children�s realization (SCR) by kindergarten teachers. Description of the study. The study was carried out in several stages. At the first stage, a bibliography of the problem of values was developed in relation to small children (from 0 to  years old). The second stage is the analysis of the existing goals and methods of values research, the tasks and mechanisms to be solved, approaches to the identification and classification of values. The third stage is the development of a pilot questionnaire (December 2021) in which 1 respondents from 7 regions of the Russian Federation participated. Based on the results of processing this questionnaire, a questionnaire was prepared for the ECCE Region Conference in the Republic of Sakha (Yakutia), in which 167 people took part. For the ECCE Region Conference in the Republic of Tatarstan, which was attended by 516 people and, finally, the questionnaire for the ECCE Region Conference in the Central Asia, which was attended by 3 people. Conclusions. This article is the first generalization of the results of the conducted research, in fact, the first step that allows us to assess how we implement public policy. Have we really chosen the right mechanisms to support preschool education? The study made it possible to formulate a model of values that is important for the development of the country and the pedagogical community, as well as to determine the mechanisms for working with it. The current structure of education in the world is seriously destabilized due to growing dissatisfaction with the results of the formal system, the lack of demand for trained personnel in the modern economy, the spread of informal types of primary education, and funding crises at the state and local levels. The study of values at an early age is one of the important tasks for educators, sociologists and the state.

Keywords: the space of child realization (SCR), the value sphere of the child, the strategy for the formation of the child�s value sphere, the mechanisms for the formation of the child�s value sphere under the conditions of the SCR, the tools for shaping the child under the conditions of the SCR, the assessment of formation.

For citation: Karakchieva I.V., Kisel A.V., Novikova S.E., Sizova M.A., Tishchenko A.S. (2022). Preschool education today: needs and values. Preschool Education Today. 5:16, �24 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113--24

Original manuscript received 23.07.2022.

* Contacts: kisel@mpado.ru

�������� � ���������� ����

��������� ����������� �������� � ���� ���������� � ���������� ������� ��������-������������������,������������������ ���������. ����� ����, ��� ������� ���������-��� ������� �� ������������ ����� ������-���, ������� �� ����� �� �������� � �����-�������� ������� �����������. ����������� �������� ������ ����� �������������� ���-������ ��� ��������� � ����� ������ �����. ������ �������� ����������� ������������ ��������, � ��� ������ �� ������ �������� ��-���� ��� ���� ���� � ���������� ���� ����-������� �������.

�����, �������� ��, ������ ������� ��� �� �������������, ��� ��, ��������, �������-������ ��� �������� ���������� ������� ���������.

����� �� ����� �������� ����� �������-��� ����� ���������� ���������������� ���-������ ��������-�������� ���������-������� (Internet Archive�) ��� ��������� ��������� �������� ����� (Digital book burning�). ���� ��� � ���, ��� �� ������ ������ ��������-�� ��� ����� ���������� �������� �����, ����� ������ ����� ����� ������� � �������� ��������. ����� �� �������� ���������� ���-�� ������� ���������-�������, ��������� ���� ��������� �����, �������� �������������-���� ��� ���� ��������������� � ���������, ����� ����� ����� �����������.

����� �� ����� ������ ������� ��������-���� ������������, ����� ���������� ��� ���������-������� � ��������� ��� � �������� ������� ���������� �������� ����� ����, ��-����� ��� ������������ ���������. ��� ���� ������� ��� ��������, �� ��� ����� ������� �������� ������ ��������� ��������, ���-�������� �������� ��������� ������, �� ����-��� ���� � ������� ���� ������ 40 ����, �, ��� ������� ������ ������, ������� ������1. ����� �������� ������ ����� 300 ���� � ��-��� ���������. ����� ����������� ���� ���-���. ������? ��� ����� ��������� ������� �������, ��������� ����������� ����������, �������������� ��������� �������2 � ����

1

https://www.usatoday.com/story/news/education/ 2022/0/17/banned-books-texas-school-district-challenged-review/10353591002/ 2 �����: ������� ���������� (����. Maus: A Survivor�s Tale) � ����������� �����, ���������� ����� ������������ � �������������� � ����� ��� ���� ������� �����������, ��������� �����, ����������� ��������. ������� ��������������� � ���� ��������� ��������: ����� ������� �� � �� ����� ������ ������� ����� � ��� ������� � ������ � ����� � ����-�����,

������ ��������, ��������� � ���, ��� �� ������ �������� ����������...

������� � ������� ���������� ���������-�� ����� 200 ����������� ������� ���������� (���������, �������, ���������, 2021), � ���-���� � �� ������ ������� �� ������ ��������, � ��� �����: �� ���������� � ������������� ���������� ��������; �� ������, � ������ ��-����� ��������������� ������� ���������, �� �������� � ��������� ��������, �������, ��������.

������������������������������������� ������������ ��� ���������, ����������, ����-��, ���������� ����-����. ������ �������� ��-������� ��� �������� �������� ��� �������. ������ ���������� � ���������� ������� �� �� �� �������, �� ������ � ���� ���������� ��������� ������� ������ �� ����, � �������� ������������� �������� ���������� �������, ������� ��������� � ����� ������������� ����� ��������, ������� � ��� ������������� ��� ���������� ������������.

��� ���������� � ���� ������������, ���-�������� ������� ��������� ��������� (���������, �������, ���������, 2021), ��-���� �������� ������� ���� �������� ����-������ �VII�XVIII �����. � ������ �������� ��������������� � ��������������� ������-���� ������ �. ����� (������, 1993).

�. ���� ���������� ����������� ���-��� ���������� ������������, ��������-��� ����, ������� �������� � ��������-

��������� ���-�����, ������ �������� ��� ����� ���-��. ������ ������ // https://en.wikipedia.org/wiki/Maus/ � ������ ����� � 2014 ���� ��� ��������� ������.

��������� ��������� (������, 2020). ������ 2017 �.

��� ������ ����������� � ������������, � ����, ��������� ����� �� ���唻, � ���� ����-�� ������������ ����������� ������� ������ � ��������������. ������ ��� ���� ����� ����������� �����������, ���������� � ���-������ (����, 1999).

������ � ��������� ������ ��������������� ����� � ���������� � ��������� ����������� ����������������������XIX����(���������, �������, ���������, 2021). � �������� XX ���� ������� ���������� ���� ������������ � ����-��� �������� � ������������ ��������� (�. �����, �. �������, �. �����, �. ������ � ��.). ������ � ��������� ���� ��������� � ������� ������������ ������: ������ ��������� ��� ���������� (�����, 1994).

������� ������ ��������� ����� ����� ���-�������������������������������,�����-����� ��������, � ����������� �� ��-�������. ������ ��-������� ��������� �� ��� ������-��, �� ������� ������ ��������� ��������.

1. ��������

��������� ��������� � �������� � �� ���� � �����������. ��������� � ��� ���������-��� �������, �� ������� ������ �������� (�� ������ ���������������) ���������� � �����-������ ��� � �����������������, ��� � � ��-����������� ����������� (Kincl, Strach, 2021). ������������� � ������������ �������� � ���-�������������������������������������� � ������ �������� ������ ������������� ��-���������� (Hofstede, 195; House et al., 2013; Naor, Linderman, Schroeder, 2010). ���������� �������������� ���������� ����� � ���� ���-����� �� ������������ ��������� �� ������ ��������� �������, ��������������� �������, ������������ ������� � ���������� �������� (Erez, Gati, 2004). ����, �������� �����������-�� �������� ������, ���������� ���������� ���� � ��������� ����� ����������� ������-��������� ��������� ����������, ������ ��� ������� ������, ��������� ����� � ����� �������� (Gupta, Govindarajan, 2004) ��� ����-��� ������� ��������������������� (Thurow, 2004).

�������� ����� ���� ���� ���������� � ��� ���������� ��������� ������ ��������� (WVS), ����������� ������� � 191 �. � ��-�������� ����� 20 �������� ������. ������ ������ ���������� ����� ������-���������� �� ����� ���� � ���������� 65 �����.

�������� ���� ��������� �� ��� ����-��� ��������� � �������� ��������� � ���-����� �������������. ������ ����������� ����������� ���������� ������ ��������� The World Values Survey Association (WVSA), ������������� � ����������. �� ���� ����-�� ���� ��������� 450 ������� � 115 ����-��� (Integrated Values Surveys (191-2021)). ���������� ������������ ����������������� ������ �� ��������� ���� ��������, ������-������ (Haerpfer et al., 2021) � ���������� �� ������� ����.

���� ��������������� ���� ��������� ����������� ������ � �������� ���������. ������ ������������ ��������� � ����� � ��� �� ���������������. ����� ����, ���-��� ��������, ������������� � �������, � �� ����� ���� ����������� � ������ ������� ���������.

2. ��������� �������� �������

����������������������������������� ������ ���������, � ������ � ���������� ��-���� ���������� ������������ ����� � ����-��� (Kincl, Strach, 2021). ����������� �����-������� ����� �������� ���������, �������� � ��������� ����� �� ���� ����, ������� ���-��������� ��������� � ������������� ���-������, ��������, ��������� ������������ ����������� (��� ��).

3. ��������� ��������� � ������� �������, ��� ����� ������� ��� ���������-��� ���������

��� ���� ������ ������ ������������ ���-���� �� ������� � ��������� � ����������, ��������� ����� ������������� ����������-�����, ����������, ����������, ���������, ��-����������� � ��., �������� ������� �������� (�� 0 �� ). � ��������� ����� ����������� � ���������� ����� ����������� �������� ���-����������� ��� ������ ������� �������� ������ �� 1990-� �����. ���� �������������� ������������ ������� ���������. ������� ��� ������� ��������� ���������� ������������ �������, ������ ��� ��������� �� ���� �����-���, ��� ������ � ���������� �������� �����-�������� ������ �������� (��������, 2001). �� ����� �.�. ����������, � ���� �������� ��������� ����������� ��������� ���������� ��������� �������� ���������� ���� ������-��� (���������, 2000). � ��������������� ���-�� �������� ��� ������������� �������� �����-�� ������ � ���������� ������������� (Crain, 2014). ��� ���� � ����������, � ���������� ������ ��������, ��� ���� ����������, �����-������ ��������� ����������� ������� � ��-��� (�������, 2015; ������, 2010; ���������, 195;������,2009;�������,2007;��������, 2015; �������, 2003), �� ��������� � �������-������, ������������ ���� ������������ ��������� � ������������.

������ � ��� ��� ���� ������� ����������-���� ��������, ��� ���, �� ������ ���������-�����, ������������ ����������� �� ������� ����� ������������� ����������, ��� ����-�������� �������� ����������� � 1990-� ����, � ��������� ��� ������ ������, � ��� ����� � �������-������������ �����, ��� ����������� � �������� ������������ ����. ����� ����, �������� ����������� �������� � �������-��� ��� ��������������� � �������������-���� ��������������� ������������, ������� ����������� ��� ����������� ��������� ���-�����. ���������� ��������� ���, ��������-��� ��������� �������� ����� XXI ����, ����-�� � ���������� ���������� �������������, �������� ����� ��������-��������� (�������-��� Z�), ��������������� � ��������, �� ����-����� �� ������������ 10�15-������ ��������, ����������������������������������������-�������� (������, 2019).

��� ������� � ����� ��������� ����� ��-��������� �� ������� ����������, ����� �� ��-����� ������ ��������� � ���������� ������-��� ������ ������������3 � ���������� ������ ����������� �������� � 2030�4, ��������� � ���������� ��������� ������������� ���-�����, ��������� � ������ �� ������������ ����������� �����, �� �� ��������� �����. � ������ �������, ��������� ������������� �����, ���� ������������� ����� ��������, ������� ��� ������������ �� ����������� �������� � �������� ��� ���������� �������� �������, � ������� ��������, �������� � ����-������� ������������ � ����� �����������-�� ������� ���������, � ���������� ��� ����-������ ���������� �������� ����������� ����������, �������� ���������������. ��� ������� � ���������� ���������� ��������-���, � ��������� ���������� � ������������ ������������,�,�������������,����������� �������� � ����� �������������� ��������.

� ���������� ��������� �������� ����-����������� ���� ���������� ���� ����-��� ���� ���������� 201 ����, ��� ������� �� ��� ����������� ���� ��������������

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/����_��������_����������� 4 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ sustainable-development-goals/

���������� � ����� ������������� �������� � ���������� � ������� �����������. �� ��-���� ����� ���� ���������� �����������-��� ���� (���� � ������������ ����� �������� ������ �� 2030 ���� (21 ���� 2020 ����), ���-����� � ����������� ��, ��������� ������ �� �����������), ������������ �������, ������-�������� ������ � �.�. �����������, ��� �����-���� � ����������, � ����������� ����� ����-���� �������� (��������, 2021), ��� ��������� ������-�������������� �������� ����������� �������� �� �������� ������������ ������-��� � ����� ����������� ��������.

������������� ����� ��������������� � �������������� � �������� ����� � ����� ���-������� �����������, � ������� ���������� ������������ �������, �������� � ������� (De Mooij, 201). ����� ���� ������������, ��-���� �������� �� ����, ��� �������� �� ���� ����� �������� ������� ������������� ��� �������� ���� � �������������� ��������:

�) ������-������������ ��������� (����������, 1999);

�) �������� ��������, ����-� �����������-���, ����������� � �������� (�����������, 200; ��������, 2006; �������, 2007; ��������, 2022; ��������, �������, 2013);

�) ������ (����, 2007; ��������, 2006; �������, 2012; ����������, ��������, ��������, 2013; �����������, 2014; ������, �����������, �������, 2012; �����, 1996; ��������, 2012);

�) ��������������� ����� (�� �������� �� �����, 2022);

�) ������������ �������� ������������, ��������� �� ������������ ����� (�������, 2006; �����������, 1999; ��������, 2016; �������, ���������, 2007; ����������, 2009; ���������, 2012).

��� ������ �������� ���������� ����� ��-���������� ������� ����������� �����������.

������ ����������� ����������� ������-�� �� ������ �������� XX ����. ��� �������-����� ������������� ���������� �������� ��������� ��������� �� �� ����������, ��-���������� ��������� � �������� �������-��������� � ������������ ��� ��������� � ������������.

����������� ����������� ��������� ����� �������� ����� � �������������� ���������-��, ������� ��������� �������� ���������� ����������, �������� ������������� �����-������� �������� � ����������� �� �������-����� � �����.

������� ������ ����������� ����������� �������� ������� ������� � ������������� ��������. ������ ������������, ���������� � ��������� �����, ��������, ��� ����������� � �������� ��� �������� �������� ������ ��-������� ������������ ���������� �������-��� � ���������� ��������.

������ ��-������� �� ��������������:

������������ ���������� ���������� (������, 2003);

������������� ���������� �������-��� (����������, 2006);

���������������� ���������� �����-����� (�.�. �������, �.�. ���������);

����������� ���������� ���������� (�.�. ���������);

��������������� ���������� �������-��� (�.�. �������);

�����������-���������� ���������� ���������� (�.�. �����);

���������� ���������� ������ ����� (�.�. ��������);

�������-������������ ���������� ���������� (�.�. ��������, �.�. ���������);

���������-������������ ���������� ����������: (�.�. ���������);

������������ ���������� ���������� (�.�. ���������, �.�. ��������).

�������� ������������

� ������������ ��������� ������� ����-��������� ���������� ����������: ��� �������-����� �.�. �������, ������� ������������� �������������� �������� (�����), ������-���� �� ����� �.�. ���������, �.�. ������, �.�. �������, �.�. ���������� � ��.; �������� ������� ��. �.�. ��������� ���������� ���� (������) ��� ������������ �.�. ����������; �������� ����������� ��������, �������� �������, ��� ������������ �.�. ��������; ���� �������: �.�. ��������, �.�. �������.

������������ ����������� � ��������� ������.

�� ������ ����� ��� ����������� ������ ����������, ����������� �������� ������-��� ������������� � ����� �������� �������� (�� 0 ��  ���) (�.�. �������, �.�. ��������).

������ ���� ���������� � ���������� ����-��������� ��������� � ����������� ������-�� ������������ (�.�. �������, �.�. ������, �.�. ��������, �.�. ������, �.�. �������).

�� ������� ����� ��������� ���������� �������� ��������� (�������-������� 2021 �.), ���� ��������� �������� ������������, � ������� ����������� 1 ������������ ��7����������(�.�.������,�.�.��������, �.�. ��������). ���������� ������� ����� �� ����������� 7 ������� 2021 ���� �� ������� ����� � �������.

�� ����������� ��������� ������� ��-������� ��� ������ ����� ��� ����������� ����-������ � ���������� ���� (������), � ������� ������� ������� 167 ������� (�.�. ���������, �.�. ������, �.�. ��������, �.�. ��������, �.�. ���������).

������� ����� �������� � ����������� ��-����� ���� ��������� � ��������� �� ������ ������������ ���������� ���������.

� ����������� ����-������ � ���������� ��������� ������� ������� 516 ������� (�.�. ��-�������,�.�.������,�.�.��������,�.�.��-������, �.�. ��������).

� �������, � ����������� � ����������-��������� ������� ������� ������� 3 ����-���� (�.�. ���������, �.�. ������, �.�. ����-����, �.�. ��������, �.�. �������).

���������� ������� ����� ������������ ����������� �� ��������� ���� ������� ����������,���������������������������-��� ����-������ � ������������ �����������-��� ������������ ����������� � ����� �����-�� �������, ���������� �������� �����������, �������������� ����� � ���������. ���������� ���������� ������������ � ����������� ����-�����, ��������� ����� �����������.

��� ������������ ��������� �����-������ ���� ��������� ����������� � ���-������� ���� ������������ � ����������� �����������.

��������� ���������

������� ���� ������������ � ��� �����-��� �����:

1. �������������� ������������.

2.

��������, ���������� ������� ��� ������������.

3.

��������, �������� ����������� ��-������������� � ���������� ������������.

������ ���������� ����� �������� �����-���� �� ��������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����������

�������� ����� ������������ � �����-��, ��������������� � �������� 45�54 ���. ������� ����� ������������ � ����������� � 53%. ������������ ��������� 14,7%. 67% ���-��������� ����� ������ ���������������� ����������� � 23,7% � ������� ���������-�������. ��� ������ ���������� ���������, �� ������������ ������ �� ������� ������ ����� �����.

����������������������������������-������ ���������� ���� ���� � �����. ������� ��������� �������, � ��� ����� ��������� ��-����� � �������.

����������

������������ ���� ���������� ������� �� �������������� ����� �������� (����� �� ���� �������� 27) � ������������ �� �� ���-�������. ����� ���� ����������� ������� ��������. ���������� ������������ �� �����-��, ��� ������� ����� ��������� � ���������-�� �� �� ���������� ��� ���������-���������-���. ���������� ������, ����� �������, ��� �������� �������� � ���������� ������ �����-������ ��� �������������.

�������� ��������� ���������: ������� � ���������� � 9,6 �����, ��������������� � 9,3, ��������� � 9,1, ��������� � 9,0. �������� ����������������,����,������������������� ������� , �����, � ������������ � �����, ����������������� � �������� � ,7. ������� ������� ���������� ����������� �����-�� ������, ��������� (6,4 �����) � ����������� (5,4 �����).

������������ �������� � ��������� ���������

���� ������ ��������� ����� 200 ����-������� ���������, ������� ���������� �� �������, ��� �� ���������� �������� �����-������? ����������������� ���������� ���-�� ��������� ������� �� ������� �������� ������������:

1.

������� ����� ������������, �����-����� ��� ������ �������, ���������� ���-����� ��� ������������ �������� ������-��, ������� ����� ������������ �����, ���� � ���������, �������������� ���������-��� � ��.

2.

������������ ����� ������������ ����-���� �������� ��� �������� ��������, �����-�������� �� �������, ���������� �� �������, ������������ �� ��������� � ���������.

3.

��������� �������� �������� ��������� ����� ���������� � ���������� ���������� �� ����������.

4. �������� ��� ������� ������ � ����.

����� ������, ����� ����� ���������� � ������ ���������� ��������� ������, �� ��� ����� �������� ������: ���� ����� �������� � ����� ���������?�

������ ������ �������� ���������� ���-������ ����� ����������� �������� � ������ �������?� ��� ��������, �� ���� �� ���� ��-����� �������������� �������. � ����� ����-�� �������� ������������ � �������� ����-��� ������� ����� ��������, ��� ���������, ��������������� � ������������. � ������-�� ���������, ������� ��������� �� �����-���� ������������ � ������ �������, ���� �������: ������������, �������������� � ��������� ����� ������, �� ������� ���-�� �������� ������������. ������� �����-��������, ��� �� ������ ������ �������� ��-���������� ������������ � ����������� �����?� �������� �������� ���������������, ���������, ������������, ��������������.

����������, ��� � ����������� ������� ����������� ������ ���� �������� � �������� ��������. ���, �������� ������� ��������� ��������� ��� ���������� ��� ���������, ��-���������� �� ��������� � ����������, ����-��� ��� ���� ����������, ������ � �.�.

�� ����� �������� ������� �������� �����-���� ����� � ������������� ����������?�, ������� ����� ��������� ��������: �� ���� ����, 7% ������������ ��������: �� ��������� � � ������� ��������.

�� ������ ����������� �� ��������� ��-����� �������� �������, � ������� �������-�� �����?�, 7% ������������ �������� ���� ��� �������, ��� (19%). ���� 0,3% �������� �����.

� ������ ������������ ��������� ���� ����-������ ������� ����������, ������� ������ ��� ��� �������. ����� �������� ��������� ������-������ �������� �� ���� ������. � ��������� ���-��������� ������ �������������� ��������� �������:������������� ������������,����� � �������� ��� ������� ������������, ����� � ��� ��������, ��� � �������. � ����� �������� �������, �� ������ ������������, ���� �����-�� �������, �������-����, ������ � ��� ������, ���� � �������, ������� ������� � �.�.

����� �������� ������ ���� ����������, ������ ����� �������� � ������ ��������� �������.

����������� ������������ ��������� ��-����� ������ ���������, ������ ��� �������� ������ � ��������������� ����������, � ����� ���������� ������� ������ � ���.

����� � ������� ��� ������ ���������

����� �� ������� � ��������� � ��������, ������� ��������� � ���������� ����������, ����� ���������� �� ����, ��� �������� ����-�� �������� ��������� ����� ����������� ���������. �������� ������ � ��������, ��� ��� ���������� ���������. ����� �� ������� � ���������, ����� ����� ��������� ����� � ��������. �� �������� �������� ���������-���� ���� �� �����.

����� �� ����������, ��� ���� ��������, ��������, �������, ��������� ������ � �����-�� � ����� ������? ��� ����� ����������� ��-�����, ��� ����������� �������� ���, ��� ����; ��� ������� ��� ����������� ����� ������-���. ���� ��� ��� ������� � ��������, ������, �� ������� ���� �������� � ������������ ��-���������� �������. ���� � ��� ���������� ������� �� �������, �� �� ��� � ������������ � ��������� ��������. ������� ������������ � ��������� �������.

����������������������������������-�������� ����������, � �����, � ��� ������� ������ ����� �� ���������. � ����� ������ �� ���������? ��������, ���� � ������ �������� ��� ��������, ��� �� �������, �� ������� ���-������ ��� ��������, ����������? ��� �� ��� �������� ������������� � �������������� ������ ��� ����������? �������, ��� � ����-��� ��������� ���� ����� ��-������� �����-������� �����������. � ���� �������, �����-���, �����, ��� ������ ������ ����������� �� ��������� �����.

������� �� ���������� ��� �����, ��� ��-����������� � �������. ���� � ���, ���, ��� ��������� �. ������, ����������� �������� ������������ �� �������. ���������� ����� ��� ��� ����� ������� � ��������������� ���-���������, �� ���� �������, ��� ��� ����� ��-���������� �� �������.

� ��� ��������� ��������� ������� ���-������? � ����� ���������� ��������������� ����������� ���������� �������. ������ ���-���� ������������ ��������� �������, �����-���� ����� ������� ������ � ��, ��� �� ����-���� ����������� �������������, � ������� � ��������� �������. � ��� ����������� ���-��������� ���������� �������������� ������� ���������, ������� ������������ �� ���� ���-���� ������.

�������������������������������������-������,��������������,�������������������-�� ����� ������������, ����� ��� ����������� � ������� ���������. �������� ����������� � ���, ��� � ������ ����������� ������������-���� ���������� ����� ���� ���� �������, � � ����� ����� ���� ������ �������, � ������, � ������ ������� ���������. ������� �������� �� ����������� �������� ���������, � ���� ���-����� � ���������� ����������� ����������� ��������� � �������� � ������� ���������.

���� ������� ������ ���������� ��������-���, ������ �������� ���� �� ��������� � ���-����� ������, ������� ������������ � �����, ������� ����� ��������� � �������������� ��������. � ��� �� ������ �������? ������� ���������� ������������ ����� ��������-����� ����� ���������. �������, ���� ���-������� �� ������������� ����� ��������� �������, �� ����� ������� �� �������, �� ��-����� �� �����, ���������� ���� ����������. � ����� � ���� ��������� ��������� ������-��, ��� ����������� ��� ������� ��� ������� ����� �������, ����� ��� �������������� � � ������� ����, � � �����. � ��� ���� ����-��� ������ � �� ������ ��������, ��� �� ��-������ �������� ���������, � �����, ����� ��������������������������������������� ������������ ���� �����, �.�. ������� ����-����������� ������� ������. ������� �����-��, �� ���������� �������������� ���������, �����, ��������� �� ����� � ��� �� ������� ������. ���� � ���� ��������� �� ���������, �� ������ �������, ��������� ��� ��������-��� ����� ��� ����������� �������, � ������� ���������� � ����, � ��������, ��������� ��� ����������������, ��������� ��� �������� � ��������� ��� ���������.

������� ������ ���������� �����������

���� ��� ������� ������ ����������-�� ���������� ���������������� ������-��, ����� ������� ����� ������� � ����. � ���� ������� ������ � ������������-��� �������� ��������� ���������, ����� ������� �������� ������ ����� ����������� � ������������ � ����� �������������.

������� � ���������� ��������������� �������������������������������������� ����� ���������������, � ������� ��������� ����,�����������������,����������������� �� �������� ���������� ����������� �����, �������������� ���������� �����, ��������� � ���������. �������� ����������� �� ������ � ���, ����� �������� ��������, ����� ��� � ������, ���, �������� �� ��� ��������, ������� ����������� �������, � ������� �� �������-�� ������������ ��������, �������� � ����.

���������� ����������� ��������� � ���-������, ���������� � ������� ���������, � ���� �� �����, ������� ������ �������� ���-������ � ������ ���������� ��������������� ����������. �� ����� ������� ������������ �������� �������, ��������� �� ����� ����� ��-��� ���������� ��� �������, ��������� ����� ��-��� ���������, ��������� ����. ���������� �� ����� ������� ����������. ����� ������, ��� ������� ��������� ���������������� � �����-�� ������. ����� ������ ��� ���� ������, ��-���� �� ��� ��� ����� ������. � ����� ������� �������� ����������� ��������� � ��������� ��� ����� ���������� �������� ������ ����. � � ���������� ���������� ������� ����������-�������������������,������������������-���� ���� ����������.

�������� ������� ������ � ������� ���-��� � ���������� ����������

�������� ������� ������ � ������� ������ � ���������� ���������� ���������� � ���� ����, ��� ������� ������� ������: � ��� ��� ���� �����, ��������� �����; � ����� ������� ����� �����, ������ ��� �� ���������, ������ ���� ������������ ����� � �.�. � ���� �����-������ ��������, ������� ������� �����������

1

�������. �������� ����� � ����������� ����-������ � ���������, ������� ����� ���� �����, � �������� � ������� ���� ������������ ���-���� �� ����� �������, ��� ����� ��������� � ��������� ������������ � ����������� �����-�� ������. ����� ����, ����� ����� � ����, ��� �������� ������������� ���������. �������� ����� ������� �������: ��� � ���� ���������� � ����� �����, � ����� �������: ������� �� �� ������� ���, ��� ���-�� �� �����������?� � ���-������ ��� �������� �� ����ۻ ����-�� �������� ������������� ������� ������, �������������� �������� ������� � ������ ����������� ���������������� ����������. ����� ������� �������� �������� ������������� ������� ����������� (���).

������������ ������� ���������� � ��� �����, � ������� �������� �������� ��������� ������� ��� �������� ��������: ������������-����� � �������������� � ����� � ������ ��-��� ������������.

����������� ������������ � ����������, ���������� �� ���������� ������������ ����, ������, �������� ������������� ���������, ��������� ����������� ��� ������������� ���������������� ������ �� ������������ ������������� ���������� ���������� � ��-���, ������� � ������� ��������.

��������� ������������ ���������� ����� ������� � �������� ���

��� �������:

1.

��������� ������������ ���������� ����� ������� �� ������ �����������.

2.

��������� ������������ ���������� ����� ������� � �������� ���.

4.1. ��������� ������������ �������-��� ����� �������

�������� ����������� ���������� �����-��� � ���������� �����, ������� ������ ����� ����� �������.

�������� ����� � ������ ���������� ��-���� ����������� ���������� ��� �������� ��-���� ������� ���������.

������������������������������������ ������������������������� �������������� ��������������� ��������� � ������������.

�������������� ������ � ����������� ���-������� ����� (����������, 2007).

4.2. ��������� ������������ �������-��� ����� ������� � �������� ���

���������� ��������������� ����������� ������������� � ���������� ������������ ��� ��������������, ������� �������� ������-�� ������������.

��������� ������������ ���������� ����� ������� � �������� ���: ����������� � ����������.

���������������������������������-������ ���: �������� ��������, ���������.

�������, �����, ������� ������������ ����, ����� ������ ������� �� ������ �������� �����, �� ������ �������� ���������. �� ���-�� ��������� ������: � ���� �� ������� �����-���� ���������, ��������� �� ������� �����-��� �����?

����������

��������� �������� ��������� � �����-������ ������������ ������ ���������, � �������� ������ ��������� ���������� ����-�������� �������, �� �������������� �������-����� ������������ �� ���������� ���������� ����� (�������, ������������, 2004).

�� ������ ����� ����� ����������, ����-����� �������� ��������, �������� �����, �������� ������� ����������� � ����������, � ���������� �� ��� ������ ����� �������-�� ������������� ��������. ������ �� ���� ��������� ������, ����� ������� �����, ��� ���� ��������. ����� �� ������� � ���-������ � ��������, �� ��������, ��� ������ ����������� ����� �������� �������������� ����������.

������ ������������, �� ����, �������� ������ ������, ������� ��������� �������, ��� �� ��������� ��������������� ��������. ������������� �� ��������� �� ��������� ��-������� ��������� ��� ��������, ������� ��-��� �������� �� ������. � ������ ������ ���� ���� � ������ ���������, ������ ��� �������� ������ � ��������������� ����������. n

���������� �� �������

���������� ���� ����������, �������� ����-���������� ����, ������� �������� �������������� ������ ��� ������������� ���������� ��������� (������, ������)

������ ����� ������������, ������������ �����-���, �������������, ������������� �������������� ������������������������������,(������,������), ORCID: 0000-0001-9301-515, kisel@mpado.ru

��������������������������, �������������-���, ����� ��������� ������������ �����������, �������� ���������� ������������� ������������, ���������� �������� ��������� ��������� � ����-����������� ������ (�������) (������, ������), ORCID: 0000-0003-0762-0555, novikova-se@ranepa.ru

������ ���������������� ���������� �����

������ ����� �������������, �������� �����-���������� ����, �������������, ������������� �������������� �������� ����������� ��������-��� (������, ������), ORCID: 0000-0001-760-927, sizova@mpado.ru

������� ������� ���������, �������� �������-������ ����, ������� ������� ���������, �������� ���������� ������������� ������������, ����� ��������� ������������ ����������� ������� (������, ������), ORCID: 0000-0002-534-5760, tishchenko-as@ranepa.ru

Information about the authors

Inna V. Karakchieva, PhD in Pedagogy, Leading Advisor of the Analytical Center for the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, karakchievaiv@minobrnauki.gov.ru

Arina V. Kisel, practical psychologist, lecturer, International Pedagogical Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-9301-515, kisel@mpado.ru

Svetlana E. Novikova, Research Fellow, Center for the Economics of Lifelong Education, Institute for Applied Economic Research, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia, ORCID: 0000-0003-0762-0555, novikova-se@ranepa.ru

Maria A. Sizova, PhD in Psychology, Lecturer, International Pedagogical Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-760-927, sizova@mpado.ru

Aleksey S. Tishchenko, PhD in Economy, Senior Research Fellow Institute for Applied Economic Research, Center for the Economics of Lifelong Education, RANEPA, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-534-5760, tishchenko-as@ranepa.ru

����������

1.

����������� �.�. ���������� ���������� ��-�����: ������� �������. � �.: ��� ��, 200. � 431 �.

2.

���������� �.�. ��������������� ��������� �������� ������������� �������� ��������: ���. ... �-�� ������. ����. � �����������, 1999. � 434 �.

3.

�������� �.�. ���� ������� ���������-��: ���������-�������������� �������. �������� �������������� ������������ � ������� ����. � �.: ������ �����, 2006. � 32 �.

4.

������ �.�. ����������� ���������� � ���-������� ������ ��������� � ������������ �����-����� �������� // ��������� ������ � ����� XXI ����: ��������� II ����. ����. ���������� � ����-��� ������ / ��������� ���. ���. ��-�. � ������, 2003. � �. 19�21.

5.

������� �.�. ����������� ���������� ����-��������� ��������� ��������: ���. � ����. ������. ����. � ��������, 2006. � 11 �.

6.

����� �.�. ��������������� ���������� �������������������������:����-�����.�������. � ����������: ���, 2010. � 132 �.

7.

������� �.�. �������� � �� ������������ � ������� ��������. � ���.: �����, 200. � 39 �.

. ������� �.�. ��������� ����������. � ���������: ���-�� ����� ��, 2006. � 32 �.

9.

����� �.�. �������� � ��������� �������� ������������. � �.: ������-�����, 2014. � 12 �.

10.

������ �.�. ��� � ����� ���������. � �.: �������, 2010. � 256 �.

11.

��������� �.�. ���������� �������� ������-��. � �.: �����; �����, 2005. � 1136 �.

12.

��������� �.�. ����������. � �.: �����-�����, 2000. � 100 �.

13. �������.�. ���������-�������������������-�� ������������ ������������ ��������� �������-�����. ���. � ����. ������. ����. � �������, 2019.

14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� �.�., ������� �.�. ���������-��-������������ �������������� ���������� ��������-�������� ��������: ����.-�����. �������. � �������: ������� �����, 2017. � 202 �.

15.

������� �.�. ������� ���������������� �� ��������������� �������� ����� ����������� �������� // ���������� �����. � 2007. � � 2(3). � �. 269�273.

16.

���� �.�. �������������� �������� ���� � ����� � ����������� ������ ����� �������� ��-��������� ��������: �������. ���. � ����. ���. ����. � ���., 2007 � 24 �.

17.

���������� �.�. ������������ ����������-��� ���������� ���������� ���������� � �������-������� ����������. ����������� ���. �������� �������������� ����. � ���������, 2006.

1. �������� �.�. ����������� ���������-��-������� ������������ ������������: ����.-�����. �������. � �.: �������������� �������� ������, 2006. � 144 �.

19.

�������� �.�. ����������� �������������� � ���������� �������� � ���������� ���������: ���. ... ����. ������. ����. � ���., 199. � 193 c.

20.

���� �. ������ ���������� ������������-��. � �.: �����, 1999. � �. 269.

21.

������ �.�. ���������� � ������� ������-����������� ����������� �����������: ���. ... �-�� ������. ����. � �., 1997. � 464 �.

22.

����������� �.�. �������������� �����-����� � ������� ����������������� ���������. � ���., 1999. � 242 �.

23.

�������� �.�. ����� ������� // �������� ���������� � ���������� �������������������. ������� ������ ������������� ����������� �������� ����������� ��������. � �������� ����-���: ����� �����. � 2021. � �. 19�209.

24.

�������� �.�. �������� ����������-��� � ������� ��� // ����������� ���������� ��-���������. � 2022. � �2(110). � �. 4�15. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15

25.

�������� �.�., ������� �.�. �����������-��-���������������� ���������� � ������� ����. � �.: �������-������, 2013. � 12 �.

26.

�������� �.�. ����� ������ ���� ������� ����������� ����������� // ���������� �������� �����������. � 2016. � �11.

27.

������� �.�. �������������� ��������� �������� ������ � ���������� �������� �������� // ������. ���������. ������. � 2012. � �4. � �. 29�294.

2. �������� �.�. �����������������������. � �.: �����, 2001. � 511 �.

29. �������� �.�. �����������������������. � �.: ������������ ���, 191. � 54 �.

30.

������ �.�. ������������ �������� ��-����� � �������. � ���.: �����, 2009. � 320 �.

31.

������ �. ����� ���������� ��������� �������� ���������. �., 2020. https://postnauka. ru/wtf/154916

32. ���������� �.�. ����������������������-���� ���������� // ������ � ����������. � 2007. � � (50). � �.: ��� �����. � �. 112�11.

33. ������� �.�., ��������� �.�. ������������ ������������ ������� � ������������ ����������� ���������������� ���������� � �������� �� ���-������������� ������������ // ������� ���. � ��������: �����, 2007. � �. 21�25.

34.����������.�.,��������.�.,����������.�. �������� ������������ ���������� �������-��� �����������: ������� ����������� � �����-��� // �������� ������������ ���������������� ��������������� ������������. � 2021. � �1. � �. 15�20.

35. ���������� �.�. �������� ������������ ����� �������� �����������: ���. � �-�� ������. ���� . � ������, 2009. � 337 �.

36. ������� �.�., ������������ �.�. ���������� ���������� � ����������: ����. �������. � �.: ������������� ������, 2004. � 560 �.

37. ������� �.�. ��������� ��������: �������������� �������. � �.: �������-������, 2007. � 50 �.

3. ��������� �.�. ��������������� ������-����� ���������������-���������� ������������ ����������� ����������� ����������: ���. ... ����. ������. ����. � ������, 2012. � 249 �.

39. �� �������� �� �����. ��������� ��-������ ������������������� ��������� ����������� ����������� / �.�. �������, �.�. ��������, �.�. ��-�������. � �.: �������-������, 2022. � 304 �.

40.�����������.�.,���������.�.,���������.�. ��� ����� ���������� � ����������� ����� �� ���-��� � ���� // ������� �����������. � 2013. � �4. � �. 23�299.

41.

������ �. ������� �������� ���������: � 2 �. � �.1. � �.: ���, 1993. � 66 �.

42.

����������� �.�. ���������-������������-��� ����������� ������������ ������� ��� ����-

������� ������ ������������ �����������: ���. ... ����. ������. ����. � �., 2014. � 166 �.

43. ������ �.�., ����������� �.�., ������� �.�. ��������� ������ ������������ �����������: ���-��� ��������� // ���������� �����������. � �.: ��� ���, 2012. � �. 32�47.

44.

����� �.�. ������������ �����, �������-��� � ��������� � ����� ������. � ���.: ������, 1996. � 275 �.

45.

���� � ������������ ����� �����-��� ������ �� 2030 ���� // http://kremlin. ru/events/president/news/6372

46.

�������� �.�. �������� � �� ����������� � �������� ������������. � �������: ���-�� ���, 2000. � 200 �.

47.

����� �. ��������� � ����� � ���������-��� ������� ��������� / ���. � ���. �.�. ��������� [� ��.] // ��������� ������������. � �.: ������, 1994. � 413 �.

4. �������� �.�. ���������� ����������� ��������� ��� ������ �������� ������������ ��-����������: ���. � ����. ������. ����. � ������-��-����, 2015. � 167 �.

49.

�������� �.�. ��������� ��������������� ����� / ��� ���. �.�. ��������, �.�. ��������. � �.: ����������, 199. � 560 �.

50.

�������� �.�. ���������� ����. � �.: ������, 2012. � 22 �.

51.

������������� �������� �����������: ����-��� ��� ������������ �������� ���� / �.�. ���������, �.�.���������,�.�.�����������.;������.�.�.��-�������. � �.: �����������, 195. � �. �2.

52.

������� �.�. ��������� ���������� � ���-���� ����. � �.: ���������� �����������, 2003. � 112 �.

53.

����� �.�. ��������������� �����: �� ����-��������� � ��������������. � �.: �����, 2001. � 365 �.

54.

Crain W. Theories of Development: Concepts and Application [Text] / W. Crain. � New Jersey: Prentice Hall, 2014. � 143 p.;. Du Toit S.J., Kruger

N. The Child: An Educational Perspective [Text] / S.J. Du Toit, N. Kruger. � Durban: Butterworths, 2014. � 175 p.; Tomlinson P., Quinton M. Values Across the Curriculum [Text] / P. Tomlinson, M. Quinton. � L.: Cassell, 2016. � 152 p.

55.

De Mooij, M. (201). Global marketing and advertising: Understanding cultural paradoxes. SAGE Publications Limited.

56.

Digital book burning: San Francisco�s Internet Archive battles lawsuits from book publishers // https:// www.sfgate.com/local/article/san-francisco-internet-archive-lawsuit-17303641.php

57.

Erez, M., & Gati, E. (2004). A dynamic, multi-level model of culture: From the micro level of the individual to the macro level of a global culture. Applied Psychology, 53(4), 53-59. https://doi. org/10.1111/ j.1464-0597.2004.00190.x

5. Gupta, A. K., & Govindarajan, V. (2004). Global strategy and organization. John Wiley // https://www. wiley.com/en-us/Global+Strategy+and+the+Organiz ation-p-970471250296

59. Haerpfer, C., Inglehart, R., Moreno, A., Welzel, C., Kizilova, K., Diez-Medrano J., M. Lagos, P. Norris,

E. Ponarin & B. Puranen et al. (eds.). 2021. World Values Survey Time-Series (191-2020) Cross-National Data-Set. Madrid, Spain & Vienna, Austria: JD Systems Institute & WVSA Secretariat. Data File Version 2.0.0, doi:10.1421/1241.15

60.

Hofstede, G. (195). The interaction between national and organizational value systems. Journal of Management Studies, 22(4), 347-357. https://doi. org/10.1111/j.1467-646.195.tb00001.x

61.

House, R. J., Dorfman, P. W., Javidan, M., Hanges, P. J., & de Luque, M. F. S. (2013). Strategic leadership across cultures: GLOBE study of CEO leadership behavior and effectiveness in 24 countries. Sage Publications

62.

Integrated Values Surveys (191-2021) data release // https://www.worldvaluessurvey.org/ WVSNewsShow.jsp?ID=442

63.

Internet Archive: Digital Library of Free & Borrowable Books, Movies, Music & Wayback Machine

64.

Kincl T., Strach P. Born digital: Is there going to be a new culture of digital natives? // Journal of global scholars of marketing science. 2021, Vol. 31, �1. 30-4. https://doi.org/10.100/21639159.2020.1011

65.

Kincl T., Strach P. Born digital: Is there going to be a new culture of digital natives? // Journal of global scholars of marketing science. 2021, Vol. 31, �1. 30-4.

66.

Minkov, M., & Hofstede, G. (2012). Is national culture a meaningful concept? Cultural values delineate homogeneous national clusters of in-country regions. Cross-Cultural Research, 46(2), 133-159. https://doi. org/10.1177/1069397111427262

67.

Naor, M., Linderman, K., & Schroeder, R. (2010). The globalization of operations in Eastern and Western countries: Unpacking the relationship between national andorganizationalcultureanditsimpactonmanufacturing performance. Journal of Operations Management, 2(3), 194-205. https://doi.Org/10.1016/j.jom.2009.11.001.

6. Thurow, L. (2004). Fortune favors the bold. HarperCollins; Kincl T., Strach P. Born digital: Is there going to be a new culture of digital natives? // Journal of global scholars of marketing science. 2021, Vol. 31, �1. 30-4.

References

1.

Abramenkova V.V. (200). Sotsial�naya psikhologiya detstva [Social psychology of childhood]: Uchebnoe posobie. Moscow. PER SE. 431.

2.

Antilogova L.N. (1999). Psikhologicheskie mekhanizmyrazvitiyanravstvennogosoznaniyalichnosti [Psychological mechanisms for the development of the moral consciousness of the individual]: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Novosibirsk. 434.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Aromshtam M.S. (2006).Detismotryatmul�tfil�my: psikhologo-pedagogicheskie zametki. Praktika �proizvodstva� mul�tfil�mov v detskom sadu [Children watch cartoons: psychological and pedagogical notes. Thepracticeof�production�ofcartoonsinkindergarten]. Moscow. Chistye prudy. 32.

4.

Babayan A.G. (2003). Vzaimosvyaz� literatury s razlichnymi vidami iskusstva v esteticheskom vospitanii molodezhi [The relationship of literature with various types of art in the aesthetic education of youth]. Polesskii region i nauka XXI veka: Materialy II Resp. Konf. aspirantov i molodykh uchenykh. Mozyrskii gos. ped. un-t. Mozyr�. 19�21.

5.

Belogai K.N. (2006). Strukturnye komponenty roditel�skogo otnosheniya lichnosti [Structural components of the parental attitude of the individual]: dis. � kand. psikhol. nauk. Kemerovo. 11.

6.

Belykh T.V. (2010). Psikhologicheskie tekhnologii semeinogokonsul�tirovaniya[Psychologicaltechnologies of family counseling]: ucheb-metod. posobie. Stavropol�: SGU. 132.

7.

Borytko N.M. (2006). Eticheskoe vospitanie [Ethical education]. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO. 32.

. Bozhovich L.I. (200). Lichnost� i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg. Piter. 39.

9. CrainW. TheoriesofDevelopment:Conceptsand Application[Text]/W.Crain.�NewJersey:PrenticeHall, 2014. � 143 p.;. Du Toit S.J., Kruger N. The Child: An EducationalPerspective[Text]/S.J.DuToit,N.Kruger. � Durban: Butterworths, 2014. � 175 p.; Tomlinson P., Quinton M. Values Across the Curriculum [Text] / P. Tomlinson, M. Quinton. � L.: Cassell, 2016. � 152 p.

10.

Dang L.F. (2007). Vzaimodeistvie detskogo sada i sem�i v organizatsii dosuga detei starshego doshkol�nogo vozrasta [Interaction of the kindergarten and the family in the organization of leisure for children of senior preschool age]: avtoref. dis. � kand. ped. nauk. St. Petersburg. 24.

11.

De Mooij, M. (201). Global marketing and advertising: Understanding cultural paradoxes. SAGE Publications Limited.

12.

Digital book burning: San Francisco�s Internet Archive battles lawsuits from book publishers // https:// www.sfgate.com/local/article/san-francisco-internet-archive-lawsuit-17303641.php

13.

El�konin D.B. (199). Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Selected psychological works]. Pod red. V.V. Davydova, V.P. Zinchenko. Moscow. Pedagogika. 560.

14.

El�konin D.B. (2012). Psikhologiya igry [The psychology of the game]. Moscow. VLADOS. 22.

15.

Emotsional�noe razvitie doshkol�nika: Posobie dlya vospitatelei detskogo sada (195) [Emotional developmentofapreschooler:Amanualforkindergarten teachers]. A.V. Zaporozhets, Ya.Z. Neverovich, A.D. Kosheleva i dr.; Pod red. A.D. Koshelevoi. Moscow. Prosveshchenie. 2.

16.

Erez, M., & Gati, E. (2004). A dynamic, multi-level model of culture: From the micro level of the individual to the macro level of a global culture. Applied Psychology, 53(4), 53-59. https://doi. org/10.1111/ j.1464-0597.2004.00190.x

17.

Evdokimova A.I. (2006). Formirovanie ekologicheskikh tsennostnykh orientatsii shkol�nikov v predprofil�noi podgotovke [Formation of ecological value orientations of schoolchildren in pre-profile training]. Avtoreferat dis. kandidat pedagogicheskikh nauk. Ul�yanovsk.

1.Goloyus E.A. (2019).Psikhologo-pedagogicheskie faktory formirovaniya nravstvennykh ustanovok doshkol�nikov [Psychological and pedagogical factors in the formation of moral attitudes of preschoolers]. dis. � kand. psikhol. nauk. Saratov.

19.

Grigor�eva M.V., Tkacheva M.S. (2017). Psikhologo-pedagogicheskoe vzaimodeistvie uchast-nikov obrazovatel�nogo protsessa [Psychological and pedagogical interaction of participants in the education-al process]: ucheb.-metod. posobie. Saratov: Nauchnaya kniga. 202.

20.

Grineva I.A. (2007). Vliyanie telekommunikatsii napsikhologicheskoerazvitiedeteidoshkol�nogovozras-ta [The influence of telecommunications on the psycho-logical development of preschool children]. Territoriya nauki. 2(3). 269�273.

21.

Gupta, A. K., & Govindarajan, V. (2004). Global strategy and organization. John Wiley // https://www. wiley.com/en-us/Global+Strategy+and+the+Organiz ation-p-970471250296

22.

Haerpfer, C., Inglehart, R., Moreno, A., Welzel, C., Kizilova, K., Diez-Medrano J., M. Lagos, P. Norris,

E. Ponarin & B. Puranen et al. (eds.). 2021. World Values Survey Time-Series (191-2020) Cross-National Data-Set. Madrid, Spain & Vienna, Austria: JD Systems Institute & WVSA Secretariat. Data File Version 2.0.0, doi:10.1421/1241.15

23. Hofstede, G. (195). The interaction between national and organizational value systems. Journal of Management Studies, 22(4), 347-357. https://doi. org/10.1111/j.1467-646.195.tb00001.x

24. House,R.J.,Dorfman,P.W.,Javidan,M.,Hanges,

P. J., & de Luque, M. F. S. (2013). Strategic leadership across cultures: GLOBE study of CEO leadership behavior and effectiveness in 24 countries. Sage Publications

25.

Integrated Values Surveys (191-2021) data release // https://www.worldvaluessurvey.org/ WVSNewsShow.jsp?ID=442

26.

Internet Archive: Digital Library of Free & Borrowable Books, Movies, Music & Wayback Machine

27.

Kalinina R.R. (199). Stanovlenie nravstvennosti v doshkol�nom vozraste i sotsial�noe okruzhenie [The for-mation of morality in preschool age and the social envi-ronment]: dis. ... kand. psikhol. nauk. St. Petersburg. 193.

2. Kant I. (1999). Osnovy metafiziki nravstvennos-ti [Fundamentals of metaphysics of morality]. Moscow. Mysl�. 269.

29.

Kincl T., Strach P. Born digital: Is there going to be a new culture of digital natives? // Journal of global scholars of marketing science. 2021, Vol. 31, �1. 30-4. https://doi.org/10.100/21639159.2020.1011

30.

Kincl T., Strach P. Born digital: Is there going to be a new culture of digital natives? // Journal of glob-al scholars of marketing science. 2021, Vol. 31, �1. 30-4.

31.

Kolesnikova I.A. (1999). Pedagogicheskaya real�nost� v zerkale mezhparadigmal�noi refleksii [Pedagogical reality in the mirror of inter-paradigm re-flection]. St. Petersburg. 242.

32.

Komarova I.I. (2021). Konets detstva [The End of Childhood]. Razvitie territorii i sotsial�noe predprinimatel�stvo. Sbornik trudov Mezhdunarodnoi konferentsii Akademii ustoichivogo razvitiya. Novgorod Velikii: Belyi veter. 19�209.

33.

Komarova I.I. (2022). Tsifrovaya transformatsiya i detskii sad [Digital transformation and kindergarten]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. 2(110). 415. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15

34.

Komarova I.I., Tulikov A.V. (2013). Informa-tsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v detskom sadu [Information and communication technologies in kinder-garten]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ. 12.

35.

Komarova T.S. (2016). Kakim dolzhen byt� ped-agog doshkol�nogo obrazovaniya [What should be the teacher of preschool education]. Spravochnik starshego vospitatelya. 11.

36.

Koval� N.A. (1997). Dukhovnost� v sisteme professional�nogo stanovleniya spetsialista [Spirituality in the system of professional development of a special-ist]: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow. 464.

37.

Krulekht M.V. (2012). Pedagogicheskii poten-tsial detskogo dosuga v vospitanii Cheloveka Kul�tury [Pedagogical potential of children�s leisure in educa-tion Man of Culture]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 4. 29�294.

3. Leont�ev A.N. (191).Problemyrazvitiyapsikhiki [Problems of the development of the psyche]. Moscow. Izdatel�stvo MGU. 54 s.

39.

Leont�ev A.N. (2001). Lektsii po obshchei psik-hologii [Lectures on General Psychology]. Moscow. Smysl. 511.

40.

Lisina M.I. (2009). Formirovanie lichnosti reben-ka v obshchenii [Formation of the personality of the child in communication]. St. Petersburg. Piter. 320.

41.

Lokshin I. (2020). Karta kul�turnykh tsennostei Ronal�da Inglkharta [Map of cultural values of Ronald Inglehart]. https://postnauka.ru/wtf/154916

42.

Makshantseva L.V. (2007). K voprosu izucheniya tsennostnykh orientatsii [To the question of the study of valueorientations].Dizainitekhnologii.(50).Moscow. IITs MGUDT. 112�11.

43.

Markova V.V., Mulabaeva G.N. (2007). Formiro-vanie nravstvennoi pozitsii u vospitatelei doshkol�nogo obrazovatel�nogo uchrezhdeniya v protsesse ikh professional�noi deyatel�nosti [Formation of a moral po-

sition among educators of a preschool educational in-stitution in the course of their professional activities]. Vestnik SNO. Belgorod: BelGU. 21�25.

44.

Matvienko I.A., Fedorov V.V., Kul�nevich T.V. (2021). Problema formirovaniya tsennostnykh orien-tatsii obuchayushchikhsya: istoriya stanovleniya i raz-vitiya [The problem of formation of value orientations of students: the history of formation and development]. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 1. 15�20.

45.

Mel�nikova N.V. (2009). Razvitie nravstvennoi sfery lichnosti doshkol�nika [Development of the moral sphere of the personality of a preschooler]: dis. � d-ra psikhol. nauk. Kazan. 337.

46.

Minkov, M., & Hofstede, G. (2012). Is national culture a meaningful concept? Cultural values delineate homogeneous national clusters of in-country regions. Cross-Cultural Research, 46(2), 133-159. https://doi. org/10.1177/1069397111427262

47.

Morozov A.V., Chernilevskii D.V. (2004). Kreativnaya pedagogika i psikhologiya [Creative Pedagogy and Psychology]: ucheb. posobie. Moscow. Akademicheskii proekt. 560.

4. Naor, M., Linderman, K., & Schroeder, R. (2010). The globalization of operations in Eastern and Western countries: Unpacking the relationship be-tween national and organizational culture and its impact on manufacturing performance. Journal of Operations Management, 2(3), 194-205. https://doi. Org/10.1016/j.jom.2009.11.001.

49.

Okladnova E.D. (2012). Akmeologicheskie oso-bennosti professional�no-kreativnoi deyatel�nosti vospi-tatelya doshkol�nogo uchrezhdeniya [Acmeological fea-tures of the professional and creative activity of a teacher of a preschool institution]: dis. ... kand. psikhol. nauk. Tambov. 249.

50.

OT ROZhDENIYa DO ShKOLY (2022). Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel�naya pro-gramma doshkol�nogo obrazovaniya [FROM BIRTH TO SCHOOL. Approximate basic general education-al program of preschool education]. N.E. Veraksa, T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ. 304.

51.

Overchuk T.I. (2007). Malen�kie rossiyane: Vospitatel�naya Sistema [Little Russians: Educational sys-tem]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ. 50.

52. Polivanova K.N., Sazonova E.V., Shakarova M.A. (2013). Chto mogut rasskazat� o sovremennykh detyakh ikh chtenie i igry [What can their reading and games tell about modern children]. Voprosy obrazovaniya. 4.23�299.

53.

Rassel B. (1993). Istoriya zapadnoi filosofii [History of Western Philosophy]: v 2 t. T.1. Moscow. Mif. 66.

54.

Shamionov R.M. (2000). Lichnost� i ee stanov-lenie v protsesse sotsializatsii [Personality and its for-

mation in the process of socialization]. Saratov: Izd-vo SPI. 200.

55.Sheler M. (1994).Formalizmvetikeimaterial�naya priroda tsennostei [Formalism in ethics and the material nature of values]. Per. s nem. A. V. Denezhkina [i dr.]. Izbrannye proizvedeniya. Moscow. Gnozis. 413.

56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shorokhova O.I. (2015). Lichnostnye osoben-nosti pedagogov kak faktor uspeshnoi sotsializatsii doshkol�nikov [Personal characteristics of teachers as a factor in the successful socialization of preschoolers]: dis. � kand. psikhol. nauk. Rostov n/D. 167.

57.

Skobel�tsina K.N. (2014). Sotsial�no-psikho-logicheskie osobennosti roditel�skoi pozitsii pri orga-nizatsii dosuga sovremennogo doshkol�nika [Socio-psychological features of the parental position in the organization of leisure of a modern preschooler]: dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 166.

5. Sobkin V.S., Skobel�tsina K.N., Ivanova A.I. (2012). Struktura dosuga sovremennogo doshkol�nika: mnenie roditelei. Sotsiologiya obrazovaniya [Leisure structure of a modern preschooler: the opinion of par-ents]. Moscow. TsSO RAO. 32�47.

59.

Thurow, L. (2004). Fortune favors the bold. HarperCollins; Kincl T., Strach P. Born digital: Is there going to be a new culture of digital natives? // Journal of global scholars of marketing science. 2021, Vol. 31, �1. 30-4.

60.

Titov B.A. (1996). Sotsializatsiya detei, podrost-kov i yunoshestva v sfere dosuga [Socialization of chil-dren, adolescents and youth in the field of leisure]. St. Petersburg. SPbGAK. 275.

61.

Ukaz o natsional�nykh tselyakh razviti-ya Rossii do 2030 goda [Decree on the National Development Goals of Russia until 2030]. http://kremlin. ru/events/president/news/6372

62.

Varga A.Ya. (2014). Vvedenie v sistemnuyu se-meinuyu psikhoterapiyu [Introduction to systemic family therapy]. Moscow. Kogito-Tsentr. 12.

63.

Venger L.A. (2010). Vot i vyshel chelovechek [Here comes the man]. Moscow. Karapuz. 256.

64.

Vygotskii L.S. (2000). Psikhologiya [Psychology]. Moscow. EKSMO-Press. 100.

65.

Vygotskii L.S. (2005). Psikhologiya razvitiya che-loveka [Psychology of human development]. Moscow. Smysl; Eksmo. 1136.

66.

Yakobson S.G. (2003). Moral�noe vospita-nie v detskom sadu [Moral education in kindergarten]. Moscow. Vospitanie doshkol�nika. 112.

67.

Yasvin V.A. (2001). Obrazovatel�naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environ-ment: from modeling to design]. Moscow. Smysl. 365.

6. Zatsepina M.B. (2006). Organizatsiya kul�turno-dosugovoi deyatel�nosti doshkol�nikov [Organization of cultural and leisure activities of preschoolers]: ucheb.-metod. posobie. Moscow. Pedagogicheskoe obshchest-vo Rossii. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.