Научная статья на тему 'Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей'

Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психотерапия / психология развития / гуманистическая психология / терапия развитием / коррекция / опосредствование / наглядное моделирование / авторский символ / psychotherapy / developmental psychology / humanistic psychology / developmental therapy / correction / mediation / visual modeling / author’s symbol

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брофман Вера Владимировна, Мастеров Борис Михайлович, Текоева Залина Сергеевна

Актуальность. Статья посвящена поиску возможностей, которые предоставляются ребенку в современном детстве. Дело в том, что современное детство, с одной стороны, предоставляет детям чрезвычайные возможности для развития, такие, как использование цифровых устройств для реализации различных идей, освоение различных сторон культуры не только по книгам, но и при непосредственном знакомстве с оригиналами культурных образцов в различных музеях разных стран. Но с другой стороны, широкие возможности, связанные с путешествиями и знакомством с современными достижениями науки и техники, одновременно порождают и ситуации неопределенности, в которых оказываются дети: например, такие, как пандемия. Перед обществом встает задача осознания тех изменений, с которыми сталкивается человечество. Полеты в космос, процессы роботизации, появление искусственного интеллекта и т.д. ставят по-новому проблему обучения. Ребенок и взрослый все чаще оказываются в ситуации неопределенности. Цель. Показать возможности терапии развитием с позиции психологии развития и психотерапии на разных группах детей. Описание хода исследования. Исследование проводилось на группе детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г. – 40 детей), и детей, оказавшихся в ситуации эмоционального неблагополучия и стресса во время пандемии (2020–2021 гг. – 20 детей). Были проведены групповые и индивидуальные занятия в офлайни онлайн-формате. Результаты. Возникает совершенно особая задача восстановления нормального хода психического развития тех детей, которые пережили необычные ситуации, связанные с экзистенциальными переживаниями. Возможности встречи с негативными ситуациями рождают страх будущего, который тормозит детское развитие и ограничивает горизонт становления личности современного человека. Исследования показывают, что методы, направленные на развитие детей в определенных условиях, могут достигать устойчивого психотерапевтического эффекта и эмоциональной гармонизации и использоваться для работы, в том числе со страхами. Было показано, что такие средства, как наглядные модели и авторский символ, могут быть использованы для развития и психотерапии, что и является терапией развитием в условиях непредсказуемости будущего и неопределенности. Заключение. Адаптация к вызовам времени становится одной из важных задач поддержки развития современного ребенка. Одной из форм такой поддержки является психотерапия развитием, теоретические основания которой изложены в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брофман Вера Владимировна, Мастеров Борис Михайлович, Текоева Залина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development therapy: mediation and a window of childhood opportunities

Relevance. The article is devoted to the search for opportunities that are provided to a child in modern childhood. Modern childhood, on the one hand, provides children with extraordinary opportunities for development, such as the use of digital devices to implement various ideas, mastering various aspects of culture not only from books, but also through direct acquaintance with the original cultural samples in various museums in different countries. But on the other hand, the wide opportunities associated with travel and acquaintance with modern achievements of science and technology simultaneously generate situations of uncertainty in which children find themselves: for example, such as a pandemic. Society faces the task of realizing the changes that humanity is facing. Flights into space, robotization processes, the emergence of artificial intelligence, etc. poses a new problem of learning. Children and adults are increasingly in a situation of uncertainty. The aim of the study. To show the possibilities of developmental therapy from the perspective of developmental psychology and psychotherapy on different groups of children. Description of the research progress. The study was conducted on a group of children who survived the terrorist attack in preschool and primary school age (Beslan, 2004 – 40 children) and children who found themselves in a situation of emotional distress and stress during the pandemic (2020–2021 – 20 children). Group and individual classes were held in offline and online format. Results. There is a very special task of restoring the normal course of mental development of those children who have experienced unusual situations associated with existential experiences. The possibilities of meeting with negative situations gives rise to fear of the future, which slows down children’s development and limits the horizon of the formation of the personality of a modern person. Studies show that methods aimed at the development of children in certain conditions can achieve a stable psychotherapeutic effect and emotional harmonization, and can be used to work, including with fears. It was shown that such tools as visual models and the author’s symbol can be used for development and psychotherapy, which is developmental therapy in conditions of unpredictable future and uncertainty. Conclusion. Adaptation to the challenges of the time is becoming one of the important tasks of supporting the development of a modern child. One of the forms of such support is developmental psychotherapy, the theoretical foundations of which are set out in the proposed article.

Текст научной работы на тему «Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 373.24 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49

������� ���������:

���������������� � ����

������� ������������������� �.�., �������� �.�., ������� �.�.

������� ���� ������������*1, �������� ����� ����������2,

������� ������ ���������3

1 ���������� ��������� ����������� (������, ������)

2 ���������� ������ ����� ���������� � ������������� ���� (������, ������)

3 ������������ ����� � ����������� �������� ���������� �������� ������-������ (�����������,

���������� �������� ������-������)

������������. ������ ��������� ������ ������������, ������� ��������������� ������� � ����������� �������. ���� � ���, ��� ����������� �������, � ����� �������, ������������� ����� ������������ ����������� ��� ��������, �����, ��� ������������� �������� ��������� ��� ����������

��������� ����, �������� ��������� ������ �������� �� ������ �� ������, �� � ��� ���������������� ���������� � ����������� ���������� �������� � ��������� ������ ������ �����. �� � ������

�������, ������� �����������, ��������� � ������������� � ����������� � ������������ ������������ ����� � �������, ������������ ��������� � �������� ����������������, � ������� ����������� ����: ��������, �����, ��� ��������. ����� ��������� ������ ������ ��������� ��� ���������, � �������� ������������ ������������. ������ � ������, �������� �����������, ���������

�������������� ���������� � �.�. ������ ��-������ �������� ��������. ������� � �������� ��� ����

����������� � �������� ����������������.

����. �������� ����������� ������� ��������� � ������� ���������� �������� � ������������ ��

������ ������� �����.

�������� ���� ������������. ������������ ����������� �� ������ �����, ���������� ������

� ���������� � ������� �������� �������� (�.������, 2004 �. � 40 �����), � �����, �����������

� �������� �������������� �������������� � ������� �� ����� �������� (2020�2021 ��. � 20 �����)

.

���� ��������� ��������� � �������������� ������� � ������- � ������-�������.

����������. ��������� ���������� ������ ������ �������������� ����������� ���� ������������

�������� ��� �����, ������� �������� ��������� ��������, ��������� � ����������������� �������������. ����������� ������� � ����������� ���������� ������� ����� ��������, �������

�������� ������� �������� � ������������ �������� ����������� �������� ������������ ��������.

������������ ����������, ��� ������, ������������ �� �������� ����� � ������������ ��������,

����� ��������� ����������� ��������������������� ������� � ������������� ������������ � �������������� ��� ������, � ��� ����� �� ��������. ���� ��������, ��� ����� ��������, ��� ���������

������ � ��������� ������, ����� ���� ������������ ��� �������� � ������������, ��� � ��������

�������� ��������� � �������� ����������������� �������� � ����������������.

����������. ��������� � ������� ������� ���������� ����� �� ������ ����� ��������� ��������

������������ �������. ����� �� ���� ����� ��������� �������� ������������ ���������, ������������� ��������� ������� �������� � ������������ ������.

�������� �����: ������������, ���������� ��������, ��������������� ����������, ������� ���������,

���������, ����������������, ��������� �������������, ��������� ������.

��� �����������: ������� �.�., �������� �.�., ������� �.�. ������� ���������: ���������������� � ���� ������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �4(112).

�. 32�49. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49

��������� ������ �������� 18.06.2022.

* ��������: vera_brofman@hotmail.com

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 373.24 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49

Development Therapy: Mediation and a Window of Childhood

Opportunities

Vera V. Brofman*1, Boris M. Masterov2, Zalina S. Tekoyeva3

1 Moscow City University, Moscow, Russia; 2 Moscow School of Social and Economic Sciences, Moscow,

Russia; 3 Ministry of Labor and Social Development of the Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz,

Republic of North Ossetia-Alania

Relevance. The article is devoted to the search for opportunities that are provided to a child in modern

childhood. Modern childhood, on the one hand, provides children with extraordinary opportunities for

development, such as the use of digital devices to implement various ideas, mastering various aspects

of culture not only from books, but also through direct acquaintance with the original cultural samples

in various museums in different countries. But on the other hand, the wide opportunities associated

with travel and acquaintance with modern achievements of science and technology simultaneously

generate situations of uncertainty in which children find themselves: for example, such as a pandemic.

Society faces the task of realizing the changes that humanity is facing. Flights into space, robotization

processes, the emergence of artificial intelligence, etc. poses a new problem of learning. Children and

adults are increasingly in a situation of uncertainty.

The aim of the study. To show the possibilities of developmental therapy from the perspective of

developmental psychology and psychotherapy on different groups of children.

Description of the research progress. The study was conducted on a group of children who survived

the terrorist attack in preschool and primary school age (Beslan, 2004 � 40 children) and children who

found themselves in a situation of emotional distress and stress during the pandemic (2020�2021 � 20

children). Group and individual classes were held in offline and online format.

Results. There is a very special task of restoring the normal course of mental development of those

children who have experienced unusual situations associated with existential experiences. The

possibilities of meeting with negative situations gives rise to fear of the future, which slows down

children�s development and limits the horizon of the formation of the personality of a modern person.

Studies show that methods aimed at the development of children in certain conditions can achieve

a stable psychotherapeutic effect and emotional harmonization, and can be used to work, including

with fears. It was shown that such tools as visual models and the author�s symbol can be used for

development and psychotherapy, which is developmental therapy in conditions of unpredictable future

and uncertainty.

Conclusion. Adaptation to the challenges of the time is becoming one of the important tasks of

supporting the development of a modern child. One of the forms of such support is developmental

psychotherapy, the theoretical foundations of which are set out in the proposed article.

Keywords: psychotherapy, developmental psychology, humanistic psychology, developmental therapy,

correction, mediation, visual modeling, author�s symbol.

For citation: Brofman V.V., Masterov B.M., Tekoyeva Z.S. (2022). Development therapy: mediation

and a window of childhood opportunities. Preschool Education Today. 4:16, 32�49 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49

Original manuscript received 18.06.2022.

* Contacts: vera_brofman@hotmail.com

��� ������ ��������� �������.

����. ��������

1. � ������������ �������

���������

������� ��������� � ���������� ��� ��������� ���������� ���� ��� �������� ��������������, �������������� � ������ ������.

��� ��������� �� ������ �������� � ������

��������������� ��������������. ����� ���

���������� ��� �����, ��� ��� ������� ������

�������. ������������������� �������� ��������������, ���������� ������ � �� ������

��������� ������������, � �� ����� ������������ ����� ������������� ����������, ��������������������������������(�������,

1984; ������, 2019).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

���. 1. ������� ������� ���������

����������� ������� ��������� ����������� ���� ��������: ���������� ��������

� �������������������� ��������. � ��������,

� ������� ������� ����������� ���������,

�������������������������������������������� ����� ��������� �������� �����. ���

��� ������������ �������� � ��������� ���������� �������, � ������� �� ����� ���������� � �������. ���� ����������� ��� � ��������� ����� ��� ��� ���������� � ���������

������-����� (���. 1), ������� �������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� �� �����, �� ������, � ���� �� ���������,

� ����������� ���� ������� ���������.

������ ���� � ��� ���������� ��������,

������� ���������� ����� ������ ���������. ������ ���� � ������������, �������

�������� � ������ ������� ���������� ������� � ������� ��� �������������� � ����

��������� ��� �� ������ �� ���, ��� ���������� ������� ��� ����� ��������� � ����

������������� ����������� ��������. ���

����������� � ���� �����������? ��-������, ��� �� �������� ������� �����, �������

����������� � �������� �������� � �������� � ��������� �� � ����������� ��������.

(��������� ���� �.�. ����������, ��������

����� �� ����� ��������.) ��-������, �� �������� ������� �����, ������� ������������� �� ������������� � ��� ��� ���� �������

�����, ��������� � ��������� ����� �������.

����� �������, � ���� ��������� � � ������ � ������� � �������� �������, � �������

����������� ����� �������� ������ �������,

�������������� ������ � ��������, � ������������ � �������� ����������� �������

������������ ��������. ����� �������,

� ������ ��������� ������������, � ������� ������������� ��������� ������������

��������, ���������� ������ ����� �����.

��� ����� ������������ � ������� ���������, � �������� ��� �������. ����� �������, �������� ����� ������ �������������������� �������� � ��������� ������� ���

�������������� �������, ��������, �����

������, ��� ���������� ������������ ���

������������� ����� � ����� ������ �������. � ��� ����������, ��� �������� � ��������� �������� ������ ������ ��������

� ������� ��� ������� � ����� � ��� ��������. ��� ���� ������� ���������, ���

� ���������� ��������������� �������������� ����� �������� ����� ���� ����������,

� �������� ������ ���� � ������ �������

���������� ������������-����������� ��������, ����� ����� ������� ��� ������������ ���� ������������-����������� � ���������� ���� �������.

� ���� ��������� ���������� �������� �

������� ��� �� ������� ������ ������ � ����������� �� ����, ��� �������� ����� � ������

����� � ������ ����� ���������� ������� (���

����� �������). �������� �� ����������� ����� ������������ ����� ��� ���� ����� ������.

2. ���������������� � ������

�.�. �������: �� ��������

������������ � �������

���������

���������� ���������� ������� ��������� � ������� ���������� ��������, � �����

������ � �� ������� ���������-�������������

������� � ���� ����������������. � �����,

����� ���� ���� � ������������, ������ �����

����� ��������� �� ����� �.�. ��������� ��

������������ �������� �������-�����������

���������������������������������������

������������������.��������������������

��� �������, �.�. �������, ������ ��������

� �������� �������������� � ���������� ������������ ����������� �������� �� ������

�������� �������� ���������� ������� ���������-������������ ������� ��� � ���������� ��������. ������������ �.�. �������, ���

������ � �������� ��������, ��� ����� �������� � ������������ ����� �������� ��� �������� ���������� ����. ������� ���������

������������ ��� ����� ���� ������� ���������� ������� ������� � ��������, ��� ����

���������� �.�. �������� � ������������

� �������� ����������� ��������.

����:

1. ��������� �������� ����������� � ���������������� � ������������ ��� ����� ���������� ������� ����������� ��������.

2.���������������������-�������������

������� �������� ���� ����������� ��� ����

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�� ���������-������������ �������, � ������� �.�. ������ ������� � ������ �������

��������� ������� � ��������� ���������������� ������, � ������ �����, �����, ������� � �������.

3. �������� ����������������� ����������� ��������� ���� �����������, �� ���� �������� ��������� ���������-�������������

���������� ������� �������������� � ���������� �����.

� ������� ����� �.�. ������� ���� ���������������� ������� � ��������, � ����� ������� ������������ �������� ����� �������

������������� ���������� �������� �����

�������. ����� �������, ��������� ��������� � �������� � ����������� � ������������ ���������� � ���� ������������� �������

������� � � ���� ��������� ����������������

�������,��������������������������������� �������� ����� ������� �������������.

����� ������ ������� � �������� ������������ ������� ������������, ������������ ����������� ��������������� � ����������� �������� ����� � ���������� ��������.

��������� ���������� ����������������� ������������� � ������� ���� ������������ ��������� ������������� � ������� �������������� ��������������� ���������������

���������� ��� �������� ���� (����������

� ���������� ��������). ��� ����� ������������ �� ������ ��� �������� ������������ �����, �� � �������������� ���� � ��� ���������

��������������� ��������. ����� �.�. �������

� �.�. ������� (��������� ����� ��������� �

��.)�������������������������������������

� ���������. ������� ������� ��� ����������

� ������������ �������� ��������� ���������� � ������� ����, ������������ ����������,

�������������� �������� ������� ��� � �������������������������������������������� � ���������� ��������.

3. ���������������� ���

���������� ������� ���������

����������� ����������������, ������������� �������� �.�. ������� � ��� �������

����� � �������� ������������ � ��������

������� ������� �������������� � �������������-���������� ����� � ���������� �������, ��������� ������������ ������ � ����,

������� �� ���������� ���� ��� ���� ������� ���������: ��� ������������� ��������

����� ��������������� ������ ��������������� ������ �������� ������ ���������� ���

�����. ��� �������������� �������������� �

��������� (������, 2006; ����������, 2014;

����������, 2005). ����� ����������� ������

��� ���� ����������� ����������� � ���������� ��� ����������.

� ���������, �� ��������� ���������������� ��������������� ��� �������� �������

������� ������ ������ �� ���� � ��� � ��� ��������, � ��������� ��� �������� �� ���, �� ���

�� ���� ����.

����, �������� � �������� ��� ���������� � ����� ������� ���������� ������� ������� ������������, �������������� � ���������� �����, ������� ����� ���� ����������

������������ � ������� ����������, �������� � �������� �������������� �������������� �/��� ��������������� ������.

��������� �������������, ������������

�� �������� ����������� ��������� ������ ������ ������� ��� ����� �����������

��������� ������� (��, ��� � ��������� ���������� �����������), ������� ���������� �������� (�������, 2001; ������ �.�.,

������ �.�., 2010). � ��������� ������ ������������� ��������� ������� ���� ��������� ���������������� ������: �����, �������, ����� � �������. ��������, ����� �����

� ���������� ��� ����������� ������ � ��������� �������. ������������� ��������� ������� � ������� ������������, ��������������

����� � ������ ����������� ��������. ���

���������� �� �������� ����������� ������������ �������� �������� � ��������� ������ �������������� � �������� ������� �����.

��������, �� ������� ������������� ������

��������� ���, ���� ��� ����� �� ��������

�������, ��� �� ��������� ���� ���, �������

��� ������ � ���� ��������� (�������, �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ������) � ������� �� ����. �� ����, �������� ������������ �������� ������� �������������, ����� �������� �������� ��������

��������-������������ ����������������

������� ��� ������������� ������� �������

(������� �������������). ������ ���������

��� �� ������� � ��� ������������� ������� �������, � ������� ��������� ������ ������� ��������� � �� ���� ������� ��� � ���

��������, �� ���� ��������� ���������������� ������������� ������� �������. � ����������� ��� ��������������� ��������

���������� ���������� ��������� � ����������� �������.

����������� ���������������� ����������

��������� ������� ������������ ��� ���������������� ����������� ��������� ���������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����������� � ���������������� � ������������. � ����� ������� ���� ��������, ��� ���

����� ������������ ���� ������ ������, ���

��������� �������� �������� � �����������

�������� ���� �������� � ����������. � ���

������, � ���� �������, ��� ����� ������� ������� ���������������� ���������� �������

�� ������������ �������, �� ���� � ���� ������ �� ������������ ������������.

������ ��� ����� ����������� ���� ������������ �������� ��������������� ���������� ������������ ������������� �� �����������, �������, ������������� ��������,

������, ����������, �������� �� ������������ ����� ������������, � ��������� �����

�������������-���������� ����� ���� �����.

��������������������������������������

������� ������������ ������������ �������

(�������������) ��� ��������������� ���� ���������������� ������, � ����� ������������

��������� ������ ������ � ��������������

����������. ������ ������� ���� ��������

������ � ��������� �������� � ������������� ���������� �����������, �������������

�������� � �������, ��� ������� ������������

����� ������������� ��������� � ������ ��

���� ������������-����������� ����������

���� �������.

���������� ������ ������������ ����������� ������������� �������, �����

� ����� ������� ������� ������ �� ������ �

�� ������� �� ����� ����� �� ��������� ������ (�������������). �������� �� ������

�� �������. � ��� ������� �������� ������ ������� � ���������, ���������� ������ ������� � ��������� ���� �������.

������ ������� ������ ���������� �������.

���, ������������ ���� ������ ��� ���������� ������� ������ ��� ���� ����� ���������� ������: ���� ����� ����� ��� ���������,

������� ���� ������. ������������ ����������� ������� � ������ ��� �������� ���������� � ���������� �������� � ��������������� ���������������� ����� ������. ���

���� ������ �������� ������ �����������

�� ���� ������� ������������, ��������� ��

��� ������� ������, � ��������� ���������

������ � ������������ ��������� �������.

� ��� ����� �������, ���� ����� ����� �����������, � ���������� ���� ������.

����, ����� ������������ � �����������

������������� ���������� �������� ����������� �������� ������� � �������, ����� �

����������. ��� ���� ������� ����� ������������ �������� ������� ����� ��������

���� ��������� ������� (��������, � ����������� �������� ���� ������ ���� ��������

� ����� ��������). � �� ����� ���������������� ����� ����� �������� ���� ��������� � ���� ������ � �� ������������ ���

�������� ��������. �� ���� �������� ������ � �������� ���������� ���������, � ������� �����!

�� ����� �������� ����������� �������������� ������� �������� ������ �������

�������� ���������� ���� ��� �����������

� ������, ���� ��� ������, ���� �� ������������ ���� (��������, �������� ��������� ������), ���� ����, ��������� �����

��������.

����� ��������� ����������� ����������

�������������� ��������� ��� ����� ������� ������ � ������������� �������� ��� ��

������ �������� �������.

� ������ ���� ������������ ����� ���������� � ����������� ����� ���������� �������

���� ��������� � �������� ����� �������������� �������, ��������� ������ ����������� ���� � ���� ������� ��������� ���������, ������� ����� ������� ����������

��� ������ � ����. ����� �������, ����� ��������� � ������������ �� ������ ��������� �

�������� � ���������� ����, �� ���������

� ������������� ������� � ������ �������

�������-����������� ����������. ����� �������, � ������� ���������� ���������� ���

���� �������� � ���������� �������, � ������� ���� ������ ����.

����, ����������� � ����������������

��������� ��� ������� ����� ������� ���������. ��� ����������� ������ ���������� ������ � �������������� ������ ����

������� � ��������� ����������� ��������� ������ � ����������� ������� � ������� ��� ������, � ����� ������������� ��� �

��������� (������ �� ������������� ������,

�������, ������������� ��������, �������),

�� ���� ��������� � ������� ����� � �������������� �����.

������ ���� ��������, ���������� ���������������� ��������� ��������� � ����

(�������� ���� ��������� ������� � �����������), ��������� ������������� ���������,

������� ���������� ������ ������� �/��� ������������ ��. ��� ����� ���� ������������ ��� ������ ���������� �������� �������

��� ������ � ���������� ��������� ��������,

����������� ����������� �� ��������� ����

� ����������� ���������, � ��������� � ���

������ �� �������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

4. ����� � ���������������

���������

���� �����������, ���, ����� �� �����

�����������������������������-����������

������ �� ��������� ���������������� ��������� � �����������, �� �������� ��� ���� �������� ���������� �����. ������ ������ � ����������� ����������� �������, �� ���� ������

������ ������ � ��������������. ������ �

� ��������� �������� � ������� � ���� ������������� � ����������������. � ������� ���

���������� ��������������� ������� ������

�������� ���������� �������� ����-����� �������. ������ ��� ������������� ������ ���

�������� � ������� ������ �� ��������, � ���

���������������������,������������������������ ���������� � ���� ������ � ��� ������������� ������ ������ �������, ���������

�������� � �������������� ���������������

�������. ���, ���, ������� �������� ��������, ��� ����� �������������-����������� ������, �������� �������������� � ����������

���, � ��� ��� �� ��������� �� ��������� ���������� ��� ��������������� �������. �����

���������� ������������ ��������� ���� ������ ���������� ������������� ����� ���������� ������ � ����� (��������� ������), � �����������, � ������������� �������� (���������,

2000; ����������, 2014).

��������� ����� ������������ ��� �������

(�������, 2007; ������, 2005; Gaelynn, 2016;

�����, 2018). � � ����� ������ ��� � ��������, � ������� � ������ ���� � ������ ������ ����������. ��������� ��������� ������������� �� ������ �������� ����� ������ �

�����, �� � ������� ����� ������� � ������������ ����������� ������, �������� � ���

�������, ����� ���������� �������������������� ������� ������ ����������� ������������� ��� ������������. �������� �������

����������� ������ ���� ����������� ��������������������������������������������� ����� ����������� ������������� ��������

��� ������ � ������ � �������������������

����������� � ������� (��. ���������� ����)

(�������, 2009; 2017�; 2017�).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ���������� ����������� ������������ (�������, 2009; �������, ����������,

2009; ��������, 2009; ����������, 2014;

����������, 2005; �������, 2017�) � ��������

������ � �����������, ������� � ������ ��������������� ������ � �����, ����� � ��������

�������, � � ��������� ����� � ��������, ���

����������� � ���� ����� ������� ������

��� ���������� ����� ����������� ��������

����������������, ��������� ������� ������

������������ ����� �������� ���������� ��������. ������������ ���������� ���������� �����, ������� ��� ������, � �����������

��������� ������� �������� ������� ��������� �� ����� ����������� ����� � �������������

���� ���������� ���������� ������� � ���������� ������������, � ����� � � �����.

� �������, �������� � ������� ���� ���������� ����� � ��������������� ��������� �

������� � ������� ������������� ����������������, ��� ������������� ������������ ���������� ������ � ������������� ���������.

�� ������� � �������� � ������������� �������� �������� ���� ������������-����������� ���������� ���� ������.

��� ���� �������� ������ ��� �������� ���������� ����������� ��������� � ����

� ���� ���� ��������� ������, ���������� ����������� � ������������� �������������,

����� ���� ����� ����������� ���������� ��������������� � ���������� ������. � ������

�������� ����������� ������ ���������� ��������� �������������� ���� �������, ����� � �������� �������� ���������� ������� ��

��������������������������������������������������������,����������������������,

���������� ������������. ������� �� ������

������������ ������� (��. ����������) ������ ��� ��������� ��� � ����� � �����, ���

����� ����� �� �����������, �������������

� �������� ��� ���� � ������ �����. ����� ��

�������� ���� ��������� � ���� ������ � ����

�� ��������� �������� � ������ ���� �������,

�� ���� �������� ���� ��� ������. ������ �� �������� ������������ �� ���� �����������, ��� ��

������������������������������������������ ����� � ��� �� ������� �� ������������

����� � �������������� �����. � �������� ����� ������ �������� ���� ������������-����������� ���� �������. � ��� ������ ����� �������� ����������� ������������ ������

������� ������������� ��������� ����������� ��������� ��� ������������ ������������� �����������. ����� ���� �������� � ����������� ����������� � ���� ����� � ����� �

��������� ������������������� ����, ����� ������� ���������������� ���������� ����� ���

����������. ��������, ��� ��������� ������� ����� � ������� �������� ���������������� �������� ��������� ������ (�������, 2009;

�������, ����������, 2009; ������, 2006;

��������,2009;����������,2014;����������,

2005; �������, 2017�; �������, 2014).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����, �������� � �������� ������� ��������� ��������� � ���� � ���� ���������� �

�� �������� ������������ � � ������ ������������� ����� ������� ������� ������� ������������� ���������.

5. ��������� �������

���������������������������������������� ������� � ����������� ������������

� ������������ ������� � / ��� �����������������������������.������������������������ �������, �� �������� �� ���� ���������

������� ��������� ����������� ������������ �������, ��� ��������:

1) ��������� �������� ������, ������� ������� �� ��������� � ����� � ������ ��� ������� ������ ����� ���������� ����, ���

����������;

2) ��������� ������� ������-��������� �

��� ������, ���������� ������� ������������

��� ������;

3) ��������� ��������-��������.

��� ��� �������� ��������� ������ � � ����, � � ������ ������������. � ����������

������������ � ���� �� ��������� ����������� �������������� ������������, ����������������������������,��������������,�

������ � ���������� �������. � �������� ����������� �������� �� ��������, ������������� �������� � ���� ���������, � �������

� ���������������� ���������� ������� � ����������� �������� ���������� � ��������������� �������� � ����������� �������.

� ���������� ������ � ������� ��� �������������� ������. � ���������� ������ ��������� ������� ������ ����� � ������ �� �������

���������: ������ � ��� � ������ �����, ���

� �����, �����������, �� ������ ����� ��� ����� �� ������ �������! ����� �� ������� ������ ������� ��������� � ������ �������� ��

��������� �����!� � ���������� ������ � ������� ������ ���������� ��� ����������������� ��������������� ����� � �����, ��������,

���������� � �����������. ���������� ����������� ������� ������������ � � �����

�����, � � ����� ����������� �������.

��������� ������ �������� �������������

��������� ��������� ��������������� � ����������� ������� (�������, 1993), ���������

���������� �������������� ������� �����

�������������� ������������ �������������� �������-������ � �����, ��� ��������� ��� ����������� ���� ���������� � ��������� ������� ��������������� �����, �����

�� ����� ���������� � ��������� ��������� ����. � ����� ������ ��� ��������������

����������� ����������� ������ ���������

������ ��������� �����, ����������� ��� �������� ��� �������������� ��������� ���

��� ������������������ ������� ����� (�������� �����) � ������������� ��������, ������������� �������� � ���� ������.

������ ������ ���������, ���������� �������������������������������������������

(�.�. ������), �������, ��������� ������������ ������� �������, � ����� ������ ���������� �������, ����� ������� ���������� ������������ � ������������ ����������� �������,

��� �������� �����, ����� ��������� ���������� (��������) �������� ������������ ������������� ������������ ����������.

����� �������, ����� ���������, ��� ������� �������� ���������� ����� � ������� ������������� ���������������� � ��������

����� �������, ��� ����������� ������������� ������� � ���������������� ������������

���������� ��������������� � ����������

� ��������� ������ � ��� ��������������� �

������� � ��������������� ������ �������� �

�������, ��������� ������� ���������������

���������� � ������������� � ����������

� ��� ����� ������� ���������� � ����������������� �������� � ������������ ��� ������������. ��� ���� �������� � �������� ���

��� ����������� ������ �� ������ ���������

������������� ��������. �� ����� �������� ����������� �� ���� � ��������� ������.

� ���� ��������� � ������������ �������

��������� � ������� ������������ � �������������������� ��������.

6. ������� ���������

� ��������������������

��������

���������� ������� �������� ����������

����� ������������ ��������� ������������

� ����� ������� ��������� ������ ���.

����� ������� ���������� �� ���������.

������� ������� ��������� � ��� ������, ����:

���� ��������

���������, � �������� ����

������

�� ���������.

� �������� ������ � �������� ��������� ������

� �������-������ ���������, ���,

��� �������� � ������������ ���, ��� �������

�������� �� ��������� � ����� �� ���� ��������������� �� ���������; ������ � ��������

����� �� ���������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

� �������� ������ � �������� ����������, �� ����� ��������� (�� ����� ���������)

����� �������� �������� � ������, ��� ��� ����� ��������, � ����� ����� ����� �����������������, ���������������� ������� � ����������� (���� ������������) ���������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������, ������� �� ���� ������� ��������� ���������� (��� ���� ���������������).

�������� � ����������, ���������� ��

�������������� � �������� ��� ��������������� ��� ����, ����� ��������� �������� / ��������� ���������, ���������������

� ���������.

� ������� ����� ��������� 4 �������

��������� �� ��������� �������������

���������:

� ���������;

� �����������;

� �����������;

� ����������.

������ �� ���� �������� ����� ��������������� ������ ������������� � �������������� �� ��������� ���������, ��-�������

����� ����������� ������ � ���������� � ���

��������, � ������ ������ ��������� ����������� ������ ��������������� ��������� �,

��������������, ��-������� ��������������

��������������� ������ � ���� �� �������������� ��������� � �������. ��������������,

������� ����� � ������� ����������� �����

������� � ��������������� �������������� �

������ ������� �������.

���������� �� ��� ��������������� ��������� �� ��������� � �������� �� ��������������� �����������. ���, ����������-������������� �������, ��������, ����� �������� � �

������������������,���������������������,

� � ��������� �����������. ���� ��������������� ����������� ����� �������������

��� ������ � ����� ��������� � ���� � ���

������ � ������. ���, ������-��������������

������� �������� ��������� �������� � � ��������� ��������, � � ��������� ����������,

�� �� �������� � ���������� �����������

� �����������.

�������

��������������, ��� ���������� ���������

�������������� ���������� (�������, �������� � ��.), ��������� �� ������ � �������.

������ ����/������ ��������� ���� �������/���� � ������ ���������� ����������.

����������� ����� ������������ � ���������� �������������� ��� ������ � �������

� ������ ���������� ����������� ��-�����

��: ��� � ��� � ���������, �������������-������� ����� � ����������� ����� � ������������ ����� � �������� ������, �����������

�������� � ���������� �������� � ���������� �������� � �.�.

��������� ������ ������ ��� ��������� ������ ��� �����, � ����� ��������������

����� ���� ����� ����� � ��������� ���������������� ����� ���������� � ����� (��

�������������� � ������� ���������� ����� ��� ������� �������������� � � ������������� ������������).

��������������, ������������� ������:

����� ���������� (������ �� ������) �/

��� ���������������� �������������� ������� � ������: ��������� � ������ ������

��������� ��� ����������������� ��������� (����������-������������� ������� � ��������); ����� ����, ������ ����� ��� � ��

(� ������������������ ��������); ����� �������� ������, ����� ���������� ������

(����� �������� ����������� ������) � ������� � �������� �������������� ���� (� ���������������������� ��������); ����� ���������

����������������������������������������

����������������������������������������

����� � �������� ������� �������� �������

����� ����������� ��������� (�����������

������); ����� ���������� ���������� ����������� �������� �������� � �������������

� �������, ����� �������� ��������� � �������� ���������� ����, ������ ����� � ��������

���� (������������� �������������� � � �����), ������� �����������, ������ ���� ������,

����� �� ����� ������ �� ������ ��������� �

������������ ����� ��������������� �������

�������������� (��������������� ������-�������������� �������); ����� ������� �������

����������������������������(�����������)

� �������� ���� ����� �� ������ (��������������) � ���������� ����� ���������������� �

������� ������������� �������� � � �������

� ������������ ���������� ��������� �������������� ������, � ������� ��������������

������������������������������������������ (�������������� �������) � �.�.

� ���� ��������� �� ��������� ��������������, ���, ������ ������������ ��� ��������, ���� ��������� � (������������, ������������), � �������� � ���������� ��������

� ����� � ���������� ��� ������ ����������������� ����������. � �� ����� �� ���������

(���� ����� ���������, ��� ���� ��������, ���

���� ����������������, �� ���� ����������,

� ������� �� �� ���� �����������). ������ ���

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

� �������� � ���������� (��������� �� �����

� ����������) ����������� ���������� � ������ ��������� ��� ����������, ����������������, �� ���� ���������� � �������� � �������� ���������.

�� ��������� ��� � ���������� ��� �������� ����� ��������.

� �������� ������ � �������� ������ ���

� ���������� �������� (��������� ���������), ��������� � ���������� ��������� (����������������), ������� ����� �����������

���������� � ������������, ����� ��������

� � �������, � ����� �� ���� ���������������

� ������ ��� �����������.

�-������ (�������� ������������ �)

� �������� � ������������ � ���������� ���������� ���� ������� � ��������������

���������.

����� �������� ���������: �� ��������� �

�������, �������, ������� �����, ��� ����������, ��� ����������� (�����������) � ��� � ���

����� ������������, ����������������, ����������, ������������, � ��-������ � ������������ ������ � ������������ ������, �������

��������� ���������� ��������� � ���������

����������, �� ��������� � ������ � �����������: ��� ������ ������� �� ����������� ���

����������������� ����������, ������ ��� ���������, ����������, ��� ����� �������� (������ ����������� ������ �� ���������, �������� ��������), �������, ��������� �������

�����������(������� �����������,�������� �

�������������).�.��������������������������� ������� ���������� ������������.

���� �� ���� ��������� ����� (experience)

���������������� �������� ����� � � �������������� � ���������� � ������� ������ ��������� �������� �����������.

������� �������� �� �������� ������������ ���������� �������� �������� ������������ (����������). �������� ���������,

���������, � ������������ ����������������

�������� �������� � ������������ � (������������ � � �������� ������������), �������

��� �������������� ���� �������� ������������ �������. �������������� �������� �������� ������� �������� ���� �����������,

������� � �������������, ������ ���������

�������� ������ �� ���, ����� ���� ������ �

��� ��� ���� ��������� (� ��� �����, � ����������), ����� ������� �������� � �� ���

���� �����������, ��� ��� ���������������

����� �����. � ����� ������ ������ �������

����� ������������ ������������ � ��������� �� ���������, ��� ������� ���� ��������

��������� �������������� ��� ��������, ����

���������������� ����� ���� � �����������

�������, ����� � ��������� ����������.

���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ���������� ������� ����������

�����������������������������������(���

������������, ������� ������������ � ����������), ������� ����� �������� � ����������,

�������� ����� � ������� ��� ��������.

������� �������, ���� ���� �� ��������

�������� ����������� ���������� �����

�������������.

������� ������������, �������� �����

��������� �� ���� ������� ���� (�� �������

������, �� ������������� ���������������

���������, ������� �� ���������), � �����

�������������� ������������, �����������

�� ������� ���� ������� (�� ��� ����������,

�������������� � �������������� �������������� ������� � ���, ��� ������� ��� � �������, ��������� ����� ������, ��� � ����

���� ���������� ���������). ���, ��������,

��� ������������ ��������������� ��������� � ������� ��������, ������ �� ����� ������������� � ������������, ����� ����������

������� ������������ ������������� �������

�/��� ������� ���������. ������, � ��������

�������� � ���������� �� ����� ���� ������,

����������� ������ (��� ���������� � ������������, � ����������� ������������ � ����

�������), ��� ��������� ��� � ���������� �

���� �������, ��� ������� ���������, ����

������� ������ �������. ��� ��������� � ���������� �������� ����� ���������� ������� ��� ������, ����������� �������� � ��������� ��������� (�� ������������� ������

������� �� ����� ������� ������������). ��

��������-����������� ����� ����� � ������

�����. ��������, ���� ��� ������� �� �������� ���������� � ��������������� �����: �������� � ��������, �� ����� �������� �����.

��� �������, � ������� ���� �������� ����������� ���������������� ���������, ��������

������� / ������������� ������������, ���������� �� �����������-���������������� ��������������� ������������. � ��� �������,

������� ����� ��������� �� ������ ������������� ��� ���� ���������, �� ������� / ������������� ������������ ���������, �������������� � ������� ���������� ���������, �����

��� ��� �� ����������, � / ��� ������������,

� / ��� �������������, � �.�.

��������� ����� �������������� ���

��������� � ������ ��������� ���������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

����������-������� ������� ���������

� ������� ����������� ��� ��, ��� � � ���������, �� ����������� ���� ���������, ����������� ��������� ������������.

���������

��������� ���������� ��� ��������� ��������� �� ��������� ������������� ���������. ���� ���������� ������������� �������� � ������� ������ ���������� �����,

������� ����� ���������� ��������� � ������������ �������� (����� �� �����, �����,

����� �� ������ � �� ������ �������� ���� �������!�), ���������� ����� (����������� ����

� ���� �������� ��� ������ ������ (���������

������������ ��� �����!�), ����� �������������� ������������ (�� ���� �� ���� �� ��������� �� ��������� ������! �� ����� ���������

���� ����� ��������������?! � ����������?�),

������� ����� (������� ��� � ����� �������������!�), ����������� � �.�.

����� ���������, ����� �������, ��������

���������� � �����, ������������ �����.

��������

� ����� ���� ������� ��������� �����

�����, ����� �� �������������� � ����������

������ ����������, ���������� ����. ����

��� ���� ������� �������� �� ��������������

�� ����� ���������. ��� ����, ������ ����,

�� � ���� ������� ������� �� �������� � ������� ����� ��, ��-������� ��������������

� ��������� �������� � ����, � ���� ���� ��������� � ��������, �������� ������� � ���������� ��������, �� ���������� ���� �������� � ���������� ���� ������� ��� �������

��������, ��� ������� �������� �� ������

� ������ ���� ������.

��� ������ �� ��, ��� ���� �� ��������

��������� ���� � ���� �������� � ���������

����� (������, ��������� ���������, �����

� ����������). ��, ������� ��, ������������

���� ���������. �� �������� � �� �������� �

��� ��� ������ ��������. �������� ��������� �� �������� ���������� ���������. � ����

�� � ���� ��������� ���� ����������� ������

� ����� ���� ���������, �� �� ������ �� � ����� ������ ������ � ���������� ���������.

��� �������� ���� �������: ������ � ����

���������, ���� ���� ���������� � �������

� ����. ��� � ������ ��������� � ��������� �

������ � ������ �� ����� �����?�

������������ �������� � ��������� ������������ ��������� � �������������� ������� ����������� �����.

7. ��������������� ����������

� ������������

������ ��� ���� ����������������� ��������. ��� ��������� ������������� � ���

� �������, � ��������� ��������, � �����, ������� ������ ������ ������� � ����� ��������, ����� ��������� �� ������� ��������,

�� ������ ���������� ���������� ����������������� ���������. ������ ���� � �������

����� �� �������������� ����������� ����

������ ������������. �� ���� ������� � �����

�� ���� � ������������ �������.

������� ������� ���� � ���, ��� ���������� � ������� �������� ���������� ������� ��������, ������� �������� � ����������. ��� ��������� ��� ���������� �-���������

� �-����������.

��� ��������, ��� ������� � �� ������. ������ ��� ������� ����� ������ ��

��������.

�������� ������� ��������� �����, �����

��� ����������� �������� ���������������.

������ ���������, ���� �� ��� ��� ���� ������� ����������� �������������. ���� �����

����������� ���������������� �����������

���������������������������.������������� ����, ������� �����, ��������, ��������

����� ���� ���������, ����� ��������������

������ �����, ��� ����� ��� ����� ������� ��

�������������� � ������� ����� (������, �������� � ������): �� ����� ������� ����� ����� �� �� ������, ��������� �� ������ � �������� ����� �� ������ ����� � ��.

������� � ��� ����������� ��������������� ������������ � ������� � ����������.

�������� ��������� ������� �����, ����� ��

����, ����� ��� ����� � ������� � �������

� ���������� ��������������, �������� �������� ����� �� �������������. ��� �����

��������� ��������� ������������. � ����

��������� ������� ���������� ��� ����� ��������� � ����� ������ � ��������, �� �������� ��������� �������� ���� ��������, ����

�������� � ��. � ��������� ������������

� �������� ��� ���� � ���� ��������� �������

� ��������, �������. ��� ����� ����������������� �������������� � �� ����� ������.

����������������� ���������� �����������

�-��������� � �-����������, ����� ���������� �������� � ������� ��������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� �����, ��� ��������� ������� �����

������ ��������� ��������� ��������, ����,

��� � �������� ��������� � ���������������

����������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����������

�����������, ������ ����� ���� ������������, � ����������� ���� ������� � ���� ������ �� �����, �� ��������������� ��� �������

� ������ ����� ��������������, �������������� ��������� �� ������ �����. �������� ��������, ��������� �������� ����������, � ���������� �������� � ��� ���������

�������� (���� � �� ������� ������������).

� ������ �� ������������ ����� ������� �������������� �� ����� ����� �����������, ��� ������� ��������, ����� ����� ��

���, ����� ������� ��� �������� ����������

�����������.��������������������������������� � ��������� � ���������� ����� ������������� ������� ����� �, ��� ����������

����������, ��������, ��� ������. ��������

���� ����� ��� ������� ������ � ����� �������. � ������ �� ����� ������� �����������

�� ����������� ������ ������ �� ���� ���������� �������? ����������� ��������� �������� ����� ������� [1], � � ���� ���� ��������� �� ��������� ���������� � ����� � ������

�� ����� �������� ������ ������� ���������.

�������� �� �������� ��������� ���������� � �������� ����������� ���������,

���������� ������� ������. � �����������

�������� ������������� ������� ���� �� ������������ ����������� ���������� � ������

����, ��� ����������, ������� � ��������� ����� ��������� �����, ��������� � ��������

������������������������������������������� � ������������ ����������, ���������

��� ��������, � ��� � ��� ������� ����� ����� � ������ ��������� ������������ �������� ����, �������� � ����������, �, ��� �� �����, ���� ���������.

������� ���� �����������, ������������

�������, ����������, ����� ��� �������, ���

��� ����� ������� ��� �������������, ��������� ���������� �� ������ ������� (����� ��

���, ����� ���), ���������, ����� ���� ����������� � ������... � ��� ��� � �������� ��������� � ���������, ��� � ���� �� ������ ������!

��� ��������� �������, �� � ���� ������������ ��������������� � �������. � ������

������� ����� �����������, ��� ������ ��

���������.

������ ��������� ����������� ����������

����, ��� ���������� �����-�� ������� � ������ ����� ����� �� ����� ���� ������. �������

����� ������ � � ���� ����������. ����������

������, �� ������������ ������� ��� �������

�������� (������������ ������) � �� ������ ��

�������� ����� �������������, ������� ��������������������������������������������,

����������������������������������������

������ ��������. � � ������� ������� ����� �

������������� ���������� ������ ������������(������������������������,bigdate,����������� ����������). ������ ������������

� ������� �������, ������ � �����, � ��� ����� �������, �������������� � ������ ��������������� � �����, � ���� ������ � ���������.

�� ��������� ����������� � ������ ���������

� ����������� � � ��������� � ����� ������������ �������������� ������� ������ ������������� � ������� �������� ������.

� � ���� ����� ��������� ��� �������������� ������ �������� � �������, � � ���������

������������������������������������������ � ��������, �� ���� ���������� � ���������� ������� � ����������� ��������. � ���

� ���, ��� �� ����� ������� � ������ ��������������� ����� ��� ��� ������� ����� (������ ��� �������� ����� ����������, � ������,

�� ������ ��������, � �������� ������ �� ����,

� ��� ������). ������ ������ ��� ����������

�� ������ � ��������� ��������� �������� �

�������� ����� �������� ��������, ����������

����������� ������ ������������ � �������

������ � ������� ������ �����.

��� ��� ��������� ���� ���� �� ���� � ���������� � ������� �������, � ������ � � �� ���������������������������������������.

� ����� ������ ���� ���� � ������ ������� �

����������� ������������ ����������������

� ��������� ����� ����������, �� � ����� �������, � ������ � � ����� �����������: � ������� ���������.

����� �������, �������� � ��������

������� ��������� ��������� � ���� � ����

���������� �� �������� �������������� � ���������� ������������, � ������ �������������

����� ����� ������� ������� �������������

��������� � ������������������ ����������.

n

���������� �� �������

������� ���� ������������ � �������� ��������������� ����, ������� ������� ���������

����������� �������������� ��������������� ���������� ����������� ������-������������������

��������� ����������� � ����������� �����������

����; ������� ������������ ������ �������� �

��������� ��� ������������ � ������� ���������� ���������� ����; ������� ������������ �������������� ������� �������������� ����� ����

����� ��� ������������� (������, ������), ORCID:

0000-0002-3747-4563, vera_brofman@hotmail.com

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

�������� ����� ���������� � �������� �������������������,������,�����������������������

������ ����� ���������� � ������������� ����

(������, ������), ORCID: 0000-0002-9005-607X,

b.masterov@gmail.com

������� ������ ��������� � ��������� ������ ����������� ������������ ����� � ����������� �������� ���������� �������� ������-������

(�����������, ���������� �������� ������������), ORCID: 0000-0002-7157-5341, zalina.

tekoeva@mail.ru

Information about authors

Vera V. Brofman, PhD in Psychology, Leading

Research Scientist at the Institute of Childhood, Family

and Care Research, Russian Academy of Education;

Leading Research Scientist at the Laboratory of Activity-

Based Education Design, Research Institute of Urban

Studies and Global Education, Moscow City University;

Head of Research at the Cheshire Cat Development and

Remediation Center for preschool and primary school

children, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-37474563, vera_brofman@hotmail.com

Boris M. Masterov, PhD in Psychology, Moscow

School of Social and Economic Sciences, Moscow,

Russia, ORCID: 0000-0002-9005-607X, b.masterov@

gmail.com

Zalina S. Tekoyeva, Head of the Department

of Adoption of the Ministry of Labor and Social

Development of the Republic of North Ossetia-Alania,

Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, ORCID:

0000-0002-7157-5341, zalina.tekoeva@mail.ru

����������

1. ������� �.�. ��� �������� ����������

��������? � �., 1993.

2. ������� �.�. ������������� ����� �����

���� �����. � �.: �����-�����, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ������� �.�. ������ ����, ��� ����������� ����� (���� ������ � �������: �������,

�����������, ������������ � ������ ���� ������) // ������: 5 ��� ������: ������� ����������

������������, ���������� � ������� / ���.���.

�.�. ��������. � �.: �����, 2009.

4. ������� �.�., ���������� �.�. ������������� �������� (������������ ��������) // ������.

5 ��� ������. ������� ���������� ������������,

���������� � ������� / ���. ���. �.�. ��������. �

�., 2009.

5. ������ �������� ������ ���������� ��������, 2007.

6. ������� �.�. ���������� �����������

(������ ����������� ����������� ��������). �

�., 1984.

7. ������ �.�. ����������� ���������� ���

�����: ������� � ��������� ��� ������������ � ������������. � �., 2019.

8. ������ �.�. ��������������� ����������

�����. � �., 2005.

9. ������ �.�., ������ �.�. �������� �����

��������. � �.: �����������/�����, 2010.

10. ������ �.�. ����������� �������� ���������� ������������ ������������ � �������

���������� � �������� �������� �������������

������� �������������� ����������. ����. ... ����.

������. ����. � �., 2006.

11. ��������� �.�. ��������������� �������

��������� ��������� ������� ���������� � ������� �������. ����. ... ����. ������. ����. � �., 2000.

12. �������� �.�. �������� ������ � ���� ���������-��������������� ������������ // ������. 5

��� ������. ������� ���������� ������������, ���������� � ������� / ���. ���. �.�. ��������. � �.,

2009. � �. 43�52.

13. �������� �.�., ������ �.�., ������� �.�.

��������������� ������������ ����� � ���������� � ����� ����������������� ���� � ������� //

������.5���������.�����������������������������,������������������/���.���.�.�.��������. �

�.: 2009. � �. 115�132.

14. ���������� �.�. ����������� ��������

���������� ������������ � �������� �������� ������ ������������� ������� ������������� ��������: ���������� � ������� �������� �������.

����. ... ����. ������. ����. � �., 2014.

15. ������ �. ������ � ���. ������ ������� � ���� ����� ������ / �������: �. ��������,

�. ���������. � �., 2021.

16. ���������� �.�. ��������������� ������� ������������ ����������� �������: � �������������-���������� ������������ ������������ �

������� ����������. ����. ... ����. ������. ����. �

�., 2005.

17. ������� �.�. �������� ���� � �����

������� ���������� � �������� �������� ������

(������ 1 �������� 2004 ���� � �. ������ ��������

������): ���. �������� ����������. � �.: ������,

2014.

18. ������� �.�. �������� �������� �������������� ���� � ����� � ������������������ ���������� ������������� // ��������� �����. � 2017�. �

�6. � �. 21�26.

19. ������� �.�. ����������� ����������

������ � �����, ���������� � ���������� � ����������� // ������. 5 ��� ������. ������� ���������� ������������, ���������� � ������� / ��� ���.

�.�. ���������. � �.: ���, 2009. � �. 144�146.

20. ������� �.�. ����������� ������������-����������� �������� ����� � ���� (����������� ������������ ����� �. ������ 2005�2015 ��.) //

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����������� ���������� �����������. ������ �

��������. � 2017�. � �7. � �. 38�45.

21. ������� �.�. ����� � ��������� � ������ �

����� � ���� � �������� �������� ������ �� ��������� ������������ ������������ ����������� ����� (������� �������� � ������������ �������) //

��������: ����������, ����������, ����������. �

2017�. � �5.

22. Gaelynn P. (2016). Wolf Bordonaro.

International Art Therapy // The Wiley Handbook of Art

Therapy. 675-676.

23. Kassen G. (2018). Application of art methods

in the system of art services in Kazakhstan // Journal of

Educational Sciences. No 4 (57).

References

1. Beskova I.A. (1993). Kak vozmozhno

tvorcheskoe myshlenie? [How is creative thinking

possible?]. Moscow.

2. Brofman V.V. (2001). Arkhitekturnaya shkola

imeni papy Karlo [Papa Carlo School of Architecture].

Moscow. Linka-press Publ.

3. Brofman V.V. (2009). Usilie zhit�, ili

vozvrashchenie domoi (Opyt raboty v Beslane: dialogi,

razmyshleniya, rekomendatsii chetyre goda spustya) [The

effort to live, or the return home (Experience in Beslan:

dialogues, reflections, recommendations four years later)].

Beslan: 5 let vmeste: sbornik materialov spetsialistov,

rabotavshikh v Beslane [Beslan: 5 years together: a

collection of materials from specialists who worked in

Beslan]. Otv.red. A.V. Pechnikov. Moscow. Agava Publ.

4. Brofman V.V., Neustroeva E.A. (2009).

Vyrazitel�naya plastika (metodicheskii material)

[Expressive plasticity (methodical material)]. Beslan. 5 let

vmeste. Sbornik materialov spetsialistov, rabotavshikh v

Beslane [Beslan: 5 years together: a collection of materials

from specialists who worked in Beslan]. Otv.red. A.V.

Pechnikov. Moscow.

5. Buklet vystavki kartin �Vozvrashchaya

budushchee� [Booklet of the exhibition of paintings

�Returning the Future�]. (2007).

6. Gaelynn P. (2016). Wolf Bordonaro.

International Art Therapy. The Wiley Handbook of Art

Therapy. 675-676.

7. Kassen G. (2018). Application of art methods

in the system of art services in Kazakhstan. Journal of

Educational Sciences. No 4 (57).

8. Klimakova Yu.V. (2000). Psikhologicheskie

usloviya izmeneniya otnosheniya mladshikh shkol�nikov

k �strakhu oshibki� [Psychological conditions for changing

the attitude of younger schoolchildren to the �fear of

mistakes�]. Dissertatsiya kand. psikhol. nauk. Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Masterov B.M. (2009). Khronotop travmy i puti

sotsial�no-psikhologicheskoi reabilitatsii [Chronotope of

trauma and ways of socio-psychological rehabilitation].

Beslan. 5 let vmeste. Sbornik materialov spetsialistov,

rabotavshikh v Beslane [Beslan: 5 years together: a

collection of materials from specialists who worked in

Beslan]. Otv. red. A.V. Pechnikov. Moscow. 43�52.

10. Morozova E.I., Wenger A.L., Morozov V.A.

(2009).Psikhologicheskayareabilitatsiyadeteiipodrostkov

zhertv terroristicheskogo akta v Beslane [Psychological

rehabilitation of children and teenagers of the victims of

the terrorist act in Beslan]. Beslan. 5 let vmeste. Sbornik

materialov spetsialistov, rabotavshikh v Beslane [[Beslan:

5 years together: a collection of materials from specialists

who worked in Beslan]. Otv. red. A.V. Pechnikov.

Moscow. 115�132.

11. Neustroeva E.A. (2014). Osobennosti razvitiya

tvorcheskikh sposobnostei v usloviyakh osvoeniya

det�mi simvolicheskikh sredstv vyrazitel�noi plastiki:

doshkol�nyi i mladshii shkol�nyi vozrast [Peculiarities of

the development of creative abilities in the conditions

of mastering symbolic means of expressive plasticity by

children: preschool and primary school age]. Dissertatsiya

kand. psikhol. nauk. Moscow.

12. Pinker S. (2021). The Better Angels of Our

Nature: Why Violence Has Declined. Perevod Borodina

G., Kuznetsova. Moscow

13. SelivanovaT.A.(2005).Psikhologicheskieusloviya

garmonizatsii perezhivanii rebenka: v khudozhestvennotvorcheskoi deyatel�nosti doshkol�nikov i mladshikh

shkol�nikov [Psychological conditions for harmonizing the

child�s experiences: in the artistic and creative activities of

preschoolers and younger schoolchildren]. Dissertatsiya

kand. psikhol. nauk. Moscow.

14. Tekaeva M.Kh. (2014). Fenomeny PTSR u detei

mladshikh shkol�nikov v usloviyakh massovoi travmy

(terakt 1 sentyabrya 2004 goda v g.Beslan Severnaya

Osetiya): dimagistra psikhologii [Phenomena of PTSD in

children of primary school students in conditions of mass

trauma (act of terrorism on September 1, 2004 in the city

of Beslan, North Ossetia): master�s degree in psychology].

Moscow. MVShSEN.

15. Tekoeva Z.S. (2009). Osobennosti proyavleniya

strakhaudetei,pobyvavshikhvzalozhnikakhuterroristov

[Features of the manifestation of fear in children who were

held hostage by terrorists]. Beslan. 5 let vmeste. Sbornik

materialov spetsialistov, rabotavshikh v Beslane [Beslan. 5

years together. Collection of materials of specialists who

worked in Beslan]. Pod red. A.V. Pechnikova. Moscow.

KAF,. 144�146.

16. Tekoeva Z.S. (2017a). Osobennosti

emotsional�no-lichnostnogo razvitiya detei s PTSR

(longityudnoe issledovanie detei g. Beslan 2005�2015

gg.) [Features of the emotional and personal development

of children with PTSD (longitudinal study of children

in Beslan, 2005�2015)]. Sovremennoe doshkol�noe

obrazovanie. Teoriya i praktika [Modern preschool

education. Theory and practice]. 7. 38�45

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

17. Tekoeva Z.S. (2017b). Strakh i otnoshenie k

strakhu u detei s PTSR v usloviyakh massovoi travmy

na materiale longityudnogo issledovaniya beslanskogo

keisa (mladshii shkol�nyi i podrostkovyi vozrast) [Fear

and attitudes towards fear in children with PTSD under

conditions of mass trauma based on a longitudinal study

of the Beslan case (primary school and adolescence)].

Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 5.

18. Tekoeva Z.S. (2017c). Dinamika razvitiya

emotsional�nogo fona u detei s posttravmaticheskim

stressovym rasstroistvom [Dynamics of emotional

background development in children with post-traumatic

stress disorder]. Nachal�naya shkola.. �6. 21�26.

19. Vasilyuk F.E. (1984). Psikhologiya perezhivaniya

(analiz preodoleniya kriticheskikh situatsii) [Psychology of

experience (analysis of overcoming critical situations)].

Moscow.

20. Wenger A.L. (2005). Psikhologicheskie

risunochnye testy [Psychological drawing tests]. Moscow.

21. Wenger A.L. (2019). Klinicheskaya psikhologiya

razvitiya: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i

magistratury [Clinical developmental psychology:

textbook and workshop for undergraduate and graduate

students]. Moscow.

22. WengerL.A.,WengerA.L. (2010).Domashnyaya

shkola myshleniya [Home school of thinking]. Moscow.

Prosveshchenie / Drofa Publ.

23. Zharova T.V. (2006). Osobennosti razvitiya

tvorcheskikh sposobnostei doshkol�nikov i mladshikh

shkol�nikov v usloviyakh osvoeniya simvolicheskikh

sredstv khudozhestvennoi applikatsii [Features of the

development of creative abilities of preschoolers and

younger schoolchildren in the conditions of mastering

the symbolic means of artistic application]. Dissertatsiya

kand. psikhol. nauk. Moscow.

����������

��� ����� ���� ������������ ��� ������ � ������ ������� � �������� 2004 ����

� �. ������ (�.�. �������)

���� ����������

��� �������� ������

�����

� ���� �������� ������!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ������� �

������ ����� ��������,

����� �� �������.

����� �������! � ���������� ����

����� ����� �� ����� ��� ������ � ����� ���

� �� ����� �����. � �����

� ��������...

��� ����� ���� ���!

������ ��� ������

������,

������ ������.

�� ����, ���,

��� ������� ��������

������,

�� ��� �� ������!

���� � �����.

�������, ������,

�������

������� �������!

�������, �� ���!

��, �������� �� �������� �

����� � ����� �������!

������ �����

��� ������� � ����

������� �

�������� � ����...

��� ������ ����

� �����, �

����� ���

������ ������� ������.

������������ ��,

������ ������ ��������, �

����� �����.

�������� ���� �

������ ���� �� ��������,

�� ������ ����������

����.

����� � ����� ������

� ������ ����� ��������

������ �������.

�������� ���� �������

� �������, ����� �����

����� �������.

��������, �������,

��� �� �� ��� ����

������?� �

���������� �����...

�������� �����,

�� �� ������ ����� �����

��� ������ �����.

�������� ����������

��� ����� ����

� ����� �

��� � �������� �����...

��������, �����!

�������� ���� ��� ����

������ �������.

�� �������� ����� ������� �

����������� ������� ������ ������� �� �������

����� � ������� ��������...

��������� ����!

� ������ ������ ���������� � ����

������� ��� ������ ����� ����� ������ �

�������� � ��� ����

������ � ������. ������ �������...

������ ������.

����� ��� ������ � ����

��������

������� ����...

������ ������-����,

������ � ���� ��� �������

������ �����...

������� ������.

����� �� ������ ����,

��� �������?

���������� �����

���� �������� �

��� ��������� �� ����!

������ ����� � ��������

�������������� ����������

�����������, �. ������, 2020 �.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ ����� � ��������

������������ ��������

�����������, �. ������,

2004�2005 ��.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

���������������������������������������������������,�.������,2011�.

������ ����� � ��������

������������ ��������

����������� (���������������),

�. ������, 2020 �.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������ ����� � ��������� � ������ �������� � ����� (������)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.