Научная статья на тему 'Детский сад и риски цифровой трансформации'

Детский сад и риски цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / дети младшего возраста / цифровая трансформация / роботы / информационно-коммуникационные технологии / медиа / preschool education / small kids / digital transformation / robots / information and communication technologies / media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

Актуальность. Тема цифровой трансформации сегодня необычайно актуальна, однако ее использование применительно к детям младшего возраста, то есть от 0 до 8 лет, всегда вызывает немало вопросов у тех, на ком лежит ответственность за их здоровье и развитие. Представители науки придерживаются диаметрально противоположных точек зрения на эту проблему. Одни считают, что технологии вредят детям, другие полагают, что раз уж человечество получило подобное направление в развитии, то несмотря на негативное влияние цифровой трансформации, ее использование неизбежно и детям придется погружаться в мир технологий. Чтобы ответить на вопрос, что правильно, а что нет, приходится детально разбираться в происходящих процессах. Однако, тема цифровой трансформации, принятие программы «Цифровая трансформация образования»** заставляет нас предпринимать срочные меры, которые не всегда обоснованы. Для их обоснования требуются серьезные исследования. Цель исследования заключается в выявлении проявлений цифровой трансформации в дошкольных организациях и их систематизации, учитывая: • основные направления развития цифровых технологий, которые используются в воспитании и образовании детей младшего возраста в России и за рубежом; • исследования, касающиеся поведения детей, их физического состояния, развития когнитивных и некогнитивных способностей в зависимости от цифровых технологий в России и за рубежом; • изменение детских предпочтений в использовании цифровых технологий в зависимости от цифровой трансформации общества. Описание хода исследования. Исследование информационных технологий велось с 2000 года и состояло в постоянном мониторинге зарубежного и российского законодательства по указанной теме, переводе публикаций, переписке с авторами, уточнении деталей. Результаты исследования. В результате исследования был собран материал опросов, проводимых различными фондами и университетами, посвященных использованию детьми новых технологий. Заключение. На современном этапе развития сильно расширился спектр цифровых технологий, которыми пользуются дети с самого раннего возраста. Подходы системы образования и родительского сообщества не изменились. Те угрозы, которые несут с собой технологии и которые исследователи и общество видели и фиксировали ранее, изменились значительно. А попытки регулировать их воздействие на детей изменились мало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kindergarten and Risks of Digital Transformation

Relevance of the article. The topic of digital transformation is extremely relevant today, but its use in relation to young children, that is, from 0 to 8 years old, always raises many questions from those who are responsible for their health and development. Representatives of science adhere to diametrically opposite points of view on this problem. Some believe that technology harms children, others believe that since humanity has received a similar direction in development, despite the negative impact of digital transformation, its use is inevitable and children will have to immerse themselves in the world of technology. To answer the question of what is right and what is not, we have to understand in detail the processes taking place. However, the topic of digital transformation, the adoption of the Digital Transformation of Education program forces us to take urgent measures that are not always justified. Serious research is required to substantiate them. The purpose of the study is to identify the manifestations of digital transformation in preschool organizations and systematize them, taking into account: the main directions of development of digital technologies that are used in the upbringing and education of small kids; research on children’s behavior, their physical condition, the development of cognitive and non-cognitive abilities depending on digital technologies; changing children’s preferences in the use of digital technologies depending on the digital transformation of society. Description of the research progress. The research of information technologies has been conducted since 2000 and consisted in constant monitoring of foreign and Russian legislation on this topic, translation of publications, correspondence with authors, clarification of details. The results of the study. As a result of the research, material was collected from surveys conducted by various foundations and universities on the use of new technologies by children. Conclusion. At the present stage of development, the range of digital technologies that children use from an early age has greatly expanded. The approaches of the education system and the parent community have not changed. The threats that technology brings with it and that researchers and society have seen and recorded before have changed a lot.

Текст научной работы на тему «Детский сад и риски цифровой трансформации»

�������� ����� ���������*,

������������� �������������� �������� ����������� ����������� (������, ������)

������������. ���� �������� ������������� ������� ���������� ���������, ������ �� ����������-��� ������������� � ����� �������� ��������, �� ���� �� 0 �� 8 ���, ������ �������� ������ �����-��� � ���, �� ��� ����� ��������������� �� �� �������� � ��������. ������������� ����� ��������-������ ������������ ��������������� ����� ������ �� ��� ��������. ���� �������, ��� ���������� ������ �����, ������ ��������, ��� ��� �� ������������ �������� �������� ����������� � ��������, �� �������� �� ���������� ������� �������� �������������, �� ������������� ��������� � ����� �������� ����������� � ��� ����������. ����� �������� �� ������, ��� ���������, � ��� ���, ���-������� �������� ����������� � ������������ ���������. ������, ���� �������� �������������, �������� ��������� ��������� ������������� ������������** ���������� ��� ������������� ����-��� ����, ������� �� ������ ����������. ��� �� ����������� ��������� ��������� ������������. ���� ������������ ����������� � ��������� ���������� �������� ������������� � ���������� ������������ � �� ��������������, ��������:

�������� ����������� �������� �������� ����������, ������� ������������ � ���������� � ����������� ����� �������� �������� � ������ � �� �������;

������������, ���������� ��������� �����, �� ����������� ���������, �������� ����������� � ������������� ������������ � ����������� �� �������� ���������� � ������ � �� �������;

��������� ������� ������������ � ������������� �������� ���������� � ����������� �� ���-����� ������������� ��������. �������� ���� ������������. ������������ �������������� ���������� ������ � 2000 ���� � ��-������ � ���������� ����������� ����������� � ����������� ���������������� �� ��������� ����, �������� ����������, ��������� � ��������, ��������� �������. ���������� ������������. � ���������� ������������ ��� ������ �������� �������, ���������� ���-������� ������� � ��������������, ����������� ������������� ������ ����� ����������. ����������. �� ����������� ����� �������� ������ ���������� ������ �������� ����������, ��-������ ���������� ���� � ������ ������� ��������. ������� ������� ����������� � ������������� ���������� �� ����������. �� ������, ������� ����� � ����� ���������� � ������� ������������� � �������� ������ � ����������� �����, ���������� �����������. � ������� ������������ �� ���-�������� �� ����� ���������� ����.

�������� �����: ���������� �����������, ���� �������� ��������, �������� �������������, ��-����, �������������-���������������� ����������, �����.

��� �����������: �������� �.�. �������� ������������� � ������� ��� // ����������� ��-�������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. �15. DOI: 10.212/1997-9657-2022-2110--15

��������� ������ �������� 14.01.2022.

* ��������: irinakomarova@mail.ru

**

��������: http://digital-economy.ru/temy/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya



UDC 373.2 DOI: 10.212/1997-9657-2022-2110--15

Kindergarten and Risks of Digital Transformation

IrinaI.Komarova*, InternationalAcademyofPreschoolEducation,Moscow,Russia Relevanceofthearticle. Thetopicofdigitaltransformationisextremelyrelevanttoday,butitsuseinrelation toyoungchildren,thatis,from0to8yearsold,alwaysraisesmanyquestionsfromthosewhoareresponsible for their health and development. Representatives of science adhere to diametrically opposite points of view on this problem. Some believe that technology harms children, others believe that since humanity has received a similar direction in development, despite the negative impact of digital transformation, its use is inevitable and children will have to immerse themselves in the world of technology. To answer the question of what is right and what is not, we have to understand in detail the processes taking place. However, the topic of digital transformation, the adoption of the Digital Transformation of Education program forces us to take urgent measures that are not always justified. Serious research is required to substantiate them. The purpose of the study is to identify the manifestations of digital transformation in preschool organizations and systematize them, taking into account: the main directions of development of digital technologies that are usedintheupbringingandeducationofsmallkids;researchonchildren�sbehavior,theirphysicalcondition,the development of cognitive and non-cognitive abilities depending on digital technologies; changing children�s preferences in the use of digital technologies depending on the digital transformation of society. Description of the research progress. The research of information technologies has been conducted since 2000 and consisted in constant monitoring of foreign and Russian legislation on this topic, translation of publications, correspondence with authors, clarification of details. The results of the study. As a result of the research, material was collected from surveys conducted by various foundations and universities on the use of new technologies by children. Conclusion. At the present stage of development, the range of digital technologies that children use from an early age has greatly expanded. The approaches of the education system and the parent community have not

changed. The threats that technology brings with it and that researchers and society have seen and recorded before have changed a lot. Keywords: preschool education, small kids, digital transformation, robots, information and

communication technologies, media. For citation: Komarova I.I. (2022). Kindergarten and risks of digital transformation. Preschool Education Today. 2:16, �15 (in Russian). DOI: 10.212/1997-9657-2022-2110--15

Original manuscript received 14.01.2022.

* Contacts: irinakomarova@mail.ru

��������: ������ � ����

� 2019 ���� � ���������� (����������), ��������� ������� ������� �������� �������-���, ��������� �������� ������� � ��������, ����������� �������������� ����������. �� �������� ����������������� ����������� ��-����������� �������������� ������� �� ����-����������� ����� � ������� (Winston, 2019)1.

1

�� ���� �� ����������� ������, ��� �������� ����������������� ������� ����������� ������ �� �������. ���� ��� ����� ����������� �������, �����-��������������������������������������������-���������� �����������, �������� ������� �������� ���������������� ������ � ���������� � �.�. �����, ������� ����� ���������� � ������� �������������� ���������� ����������������� �������, � ��������� ���������������� ���������. ����� ������� �����

������� ��������, ��� ���������� ����, ��� ����� ������������� �������������-���������������� ���������� �������� ��-������� �������� �� �������� �������������, ��� � ������� ������ ���������� �������� ���������� ������������� ��������� ��� ��-����. � �������������� ���������� � ������-��� ��������� ���� ���������� �������� �������� �������� ��� ������.

����������� ���������� ������������� ���������� �������� � �������� ����������� � ��������-������ ������ ��������� (�������, ��������, 201), ��� ���-���� ��� ������ �� ������������ �� �����. ��� ���� ����� ����������� ��� ���� ������������ ����������-�� (���������, 2005).

���. 1. �������� ������� � ��������, ��-����� ��� ������, �������� �InMoov� ����� ��������� (Winston, 2019), ��� ������ ��������2

����������� ���������, ��� ����� ������ ����� � ���� ������� � ���� �������� ���-�����. ��� ���� �� ��������� ������� ����� ������������, ��������� ������� �������� ���������� �� ����� �� ������� � � ������3, ���� ����������. ����� �������� ��������-����� ���������� � ������ ������� ������ �������� � � ���������� ���������� ������ � ��������� � �������� �������� ������� � ��-������� ����� (������ 9 ���). � ���� ��������� ���������� � ��������� ����� ������� ����-���� � �����������, ����������� � ���������� ������� ����� ��������� ��� ������� ������-�� ��� �� ����������� � �������������� ����� � �������� ����� (Chaudron, Di Gioia, Gemo, 2018). ����� �������, ��������� ���������� � ��������������� ���������� ��������:

� ��� ����� ���������� ������� �� ���-����� �����;

2

��������: https://www.dezeen.com/2019/03/26/ robot-love-ine-gevers-ai-development-unethical/ 3 ����� ����������� ������������ ����� ������� �� ������ �. ���������� �� ������������ ������� (��. ���������, ���������� 201).

� ��� ������������, ��� ���� ��� �����-��� ������� �������������� �� ���� �����-��� ���������� ������. ������� �� �������, ��� ��� ���� ����� �����.

����� �� ������� � �������� ���������-�� � ������� ����, �� ���� ����� ����� � ���� �������������-���������������� �������-���, � ������������� ������� �������� ����-�� �� ������ ��������� ������������. ����� ���� �������� ������������� � ���������� ����������� ������� � ��������� ������� ������ � �������� �������������� ���������� (������� ������ � �����������: ����������-��� �������� �����������, 2021). ��� ������-�� � �������, ��� ���� ������, ��, ������� � ������ ������ �������, � ������ ������. � �����, ��� ����� ������������� ������. ���� �������� ��� ����������� ����� �������. �� ����� ��������� ��� ������, � ��� ���� ����� �������� �����, ������� ��� �������� � ���� ����������� ���� � ����� ������ ������ ��-����� �������. ��� ����������� (Winston, 2019).

����� ������� ������� ������������ ��� �������������� ������������ ���������� ���-��� ������� ����������, ��� ��������� ��� ��-���. � ���� ����������� ���������:

������;

������������� ���������;

������� � ���������� �������������� ����������;

3D-��������;

�����;

����������� ����������;

����������� ����������� ���������� � �.�.

���. 2. ������� ���� � ������������� ������ ��� ������������� ��4. �� ����: �.�. �������, �.�. ��������, �.�. ���������

 ��������: ����� �����.

���. 3. ����� ����� ��������� ��������

������������ ���� �������������� ����� � ����� �������� ���� ��� ���������� ����-�����, ��������� � �������. ��������� ��� �������� ������ ����������, ������� �����-�� � ���� ����� �����, �����, ����� �� ��-������� � ��������������� �� ����� (Fosch-Villaronga et al., 2021).

��� ����� �������� �������������?

��������, ������������ ������� � ����-����, ���������������� ��-�������, ������ ���������� �� ���� ������������, ������� ������� �������� ��������� ��������������. ��� �������� �������������� ���������-���� �������������� ������� ���������� ����� ���������� ���������, �������, ���-�����, ���������, �������������� ������� � �����, �������������� ��������� �����-��� ����������� (���������). ���� ����� ��-��������� �������� ������������� �������-�� ������.

���������� ������ ��������� ��������-������ ������� ������� �� ���������� ������ � �������� � ��, ��� ������� ������� ����-���� �������������, � ��� ������ � ��������� �������������-���������������� �������-��� (����������� �����, 1995).

�������� ������������� ������� �����-������ ��� ��������� �����������, ��� � ��-��� �������� ��������, � ��� ����� �����-��������, �������� �������� ����������, �����������, ���������, ��������������� � �����.

���������, ��� ��� �������� �� ���� ��-����������: �������������, �������������� � ������������.

������������� � ��� � ����������-��� ����������� � ����������� ������� � ��-��� �������� ������� �������� � ���������� ��������� �� �������� � ������.

�������������� � ��� � �������-��� �������������� � ���������������� ���������� ��� ����������� ������.

������������ � ��� � ������ ��-�������� (����������, �������� � ��.) ������ �����,���������,����������������������-����� ���������.

���������� �������� ������������� � ��� ������, ������� ����� ������� ����� ����-��� �����������.

��� � ����� ���� � � ����� ������, ����� ��� ����� ��������� ������� � ������� ���� �������. ���� ������ � ���� ����.

�� ���. 35 ����������� ������, �� ������-�� ������� ����������� �������� ��������-�����. ���� ���������������� ������, �� �� ������, ��� ������ ��� ������� �������� ���-��� ������� ����������� �������, ��� ��� ������������ � � �����, � � ������� ����.

5 ��������: https://frankdiana.net/2016/0/21/ our-emerging-future/

���. . ������ ����������� �����

���. 4. ����������� ��������� � ������

���. 5. ������� ��������� ��������� �� �����

6 ��������: TED Talk: Bjarke Ingels Explores Living and BuildingonMars//https://www.archdaily.com/927005/ ted-talk-bjarke-ingels-explores-living-and-building-on-mars.

���. 9. ���������������� �������-���. �������� ��������� ������� ��������. � ���� ����������� ������ ������������-�� ������ ������ ���� �������������8

���. �89 ������������� ��������� ����� ����� �������. ����� ���� ���������� �����-����� ��������� ���, ��� ������������ ��� ����, ��� ������� ���������� ������ ������� ������������� ��������, ��� ��� �� � ��� ��� ���������� �����, � ��� �������� �� ������ ������ ���������� ��������.

� �������������, ��� ��������� ������� ���������, ������� ����������, ��������� ��-��� �� ��������� ������������ ��� ���.

��������� ������������ ������� � ���, ��� ������� � ���� ���������� ������-������ ���������� ��������� �������� �������������.

��� �� ������ ������� �������? ��� ��������������� ����������, � �������� ������ ��������� ���������� ������� � ��-�������� ���������. ������ ������������ 2021 ���� ����������, ��� ��� ����������-��� ���� �� ����� ������ ������ �����-�� �������� ������������� � ��������� �������������.

8 ��������: https://www.raconteur.net/infographics/transformative-tech/9 ��������: Artefact�s Aim health clinic can drive itself to the patient // https://www.dezeen.com/2017/07/08/artefact-aim-health-clinic-drive-itself-to-patient-design-technology

���� �� �� ����� ��������� �������� ������������� �������� � �������� ����, �� ������, ��� � ����������� ������� � ������� ����, � � ���, ��� ���� ������ � �������� ��-������, � � ���, � ������� ��� ���, �������-��������� ������ ��������������� ���� �� ��������� � �������������-��������������-��. ��� ����� ���������� ����������������, ��� ������������ ������������ �������-������� ����� � ������� ���� (��������, �������, 2013).

����� � ���� �������� ���������� � ������� ����

�������������-��������������� ����������:

��������� ����������.

������������������� ����������.

������� ����������.

�������������� ����������.

��������������� ����������.

����������� ���������� � ��.

��������������� ����������:

���-����������.

�������������� ����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������������� ����������.

� �������� ����������. �� ������ ����� ����� �������������-����-����������� ����������.

���� �� ����� �������� � �������� �������� ���������� � ���, �� ������� ���������:

��������������-�������������� �������;

����������-�������������� �������;

������� ���������� ������;

�������� �������;

�������������� �������;

���������������� �������;

� PR-������� (��������, �������, 2013).

����� �������� ����������� � ���, ��� ���������� �������� ����� ������, ��� �����-�������� �� � ��������� ������� �� �������-���� �� �����; ��� ����� � ��������, ����� ��-���������� �� �������� ������� ����������� ����, �������������� ������������.

�������� ������������ ������, ���-��������� � 2020 ����, ����� ��� ���� ��-�������� ����������������, ������������ � ��������� ������� (SCT), ������� �������� �������� ��������� � ��������� ��������� ������������� �������, ���������, �������� � ����������������� � ���� ��� �����������-����� �����������. ���������� �������� � ������������ ���� ������ ��� ����� ������-�� �� ���� � ������������� ����� � ��������, ������� ������� �� ����� ��������� ��� ���� ������� (UNICEF, 2020).

�����, ����� ��� ��������� ������������ ����������������������������,�������-�������� �� ������� ������� ���� ���������� ��������� ����, ��� ��������� ���������� � ������� ���� ������ ����� ����� ��������� �������, ����� ��� ������������� �������� ���� ���� ��������, �� ���� � ������ �������, ������� � ������ ���������� � ��������, ����� ��� ���������� �������� ������������ �����-��� ������������ ����� (��������, 2011).

������ ������� ���������� ������� ����-��� ������������� ������������ ���������� � ������ �������?

1. ������������� ������� ������ �� �����.

2. �������� ��������, ����� ��� ������� �������� ��������.

3. ����������� ���������. . ������������ ����������� � ��. ���������, ��� ������������ ��������, ��

����� ������ ����� ���������� � ����� ���-��, �������� � ������������ � ������������, ��� ��� ������� ������� ���������� ���� �������� ����� (Anderson, Rainie, 2018).

�������� ����� ��������� ����� ����� ��� ���������� ���� ������� � ���������� ����-�����������,��������������������,����-���� �� ������ ������10. ������� � ��� ���-����� ��������� ��������� ������ ������,

10 https://www.kff.org/

������, ������, ��������� ����, ����-��� ����������������� ������ � ������ ���-��� (Kuss, Lopez-Fernandez, 2016).

���������� ������������, ������� ���������� ������� ���������� �� �������� � ��������� �����

� ��� ��� ���������� �������� ����-����� ��������� �� ��������� � ������� ��������� ���������� ����� ��� ��������� �������������-��������������� �������-���. ��� ����� � �������� 0�3 ��� ������-������� ���������� �� ��������������. � �������� 3�5 ��� �������������� ���-��������� �����, � ������� ���� �������� � �������, � ����� �������� ������������ ���������. ������������ ��������� ��� ���� ���������� ������ ����������. ��� ������� ������� ������ � �������� �� ��-����. � ����� 5�8 ��� ���� ������������� ������������� �������, ���������� � ���-������� ������. ��������� ���������� ��������������� ������������, � ������� �������� ���� ��������� ������� � ������-�������� �������.

����������� ���������� � ����

����� ������� �������� ����������� �� ������� ����������� ���������� (Bailey, Bailenson, 2017).

� ��������������� ����� ������ ��������-��� ���������� ����� ���������� ��� ����� (�������� ��� ���������������), � ������� �������������� ������������ �� ��� �����-���(Blascovich,Bailenson,2011).����������� � ��� ���� �� ��������, ������� ����������� ��� �������� ���������������� �������� ���-������� � ����������� ����������. ������ ����������� (Bowman, McMahan, 2007) ������-�� ����� �� ����������� ����, ��������� ���-�������� ������� ���� ��������� ��� �������-�� � �������� ������������ (Lombard, Ditton, 1997).

������������ ��������, ��� ���� ���-������������ � IVR ��� � ���������. ������������� �����-�������� ���������-���������, ��� ���� ��������� �� �������� �����-���������� (��������, ����������, ��-��������, IVR) ���, ��� ���� �� ��� ���� ��-������� (Reeves, 1989; Reeves, Nass, 1996). ��� ������������� IVR �� �������� �������� �� ����� �����, ��� ��������� � ����������-�� � ������� � ������ ����������� ��������-��, ��, ����� �� ������� �� ���� ����������� ��������, ���� ������ ������ ���������, � ��-���� ������ (Bailey, Bailenson, 2017).

����� � �������� � ����� ������������ �������, ����� ��� ���������� (2D) ������-������� �����, ��������� ���� ������������ ������� ��� �������� � ������� �������, ��� �� ����� ������� ����������, � ��� ����� ���-����� �� �� ���������� (Richert, Robb, Smith, 2011).

��� ������ ����� ������� � ���, �� ������ �.�. ������� � �.��. ����������, ��� �� ���-����� �� 3 ��� � ����� ��� �� ��������� �����-�� �������� ���� �� ������� � ������������ (Skouteris, Robson, 2006). IVR ����� ��������� ����������� �������� ������ ���� � ������ ���������������(Blascovich,Bailenson,2011), ������� ����������� ����� ������� � ����-�����, ������������� � ���������� ����� (Segovia, Bailenson, 2009).

����������� ������������ � �������� ������ ������������ ���������� �� ����, ������� �� ��� � ������ � ����� �����������, ������ �������� ���� � ������ � IVR, ��� ����-��, ��� ������ ������� ������� � ������ � IVR. ��, ��� ���� ������������ IVR � ��� �����-����� ������ �� �����, ����� ������������� � ����������� �� ��������, ����������� ���-��������� � ���� ������������ ����������� �����-����������.

�������� ������������ ��������� �� ��������� ����� ���������� ����������� ����������. ������ � ��� ������� ������, ����������� �� ���������� ����������� ��-����������� ���� ����������:

IVR ����������� ��� ���������� ��-�������� �� ����. � �������� �������� �����-����� �� ���� IVR ������� ������������ ��� ���������� ���� ��� ��������� ����������� ��������,��������������������������(Das et al., 2005), ������� ���� (Gershon et al., 200) � ������� ����� (Aminabadi et al., 2012);

IVR ������������ � �������� ����-�����-����������� ����� ��� ���������� �������� ��������� ������� � �������� ��-��������, ����� ��� ���������� (Roussou, Oliver, Slater, 2006), ����������� ���������� ��� ����� � ���� (Cho et al., 2002) ��� � ���-����������� �������������� ������� (Jarrold et al., 2013) � �.�.

������������� ������������ IVR � ������-�� ����������� ��� ������������ ��������� ������� �������� ����� � �������-��������� �������� (Gilboa et al., 2015) � ��� ��������� ����� � ���� ����� ��������� �� ���������-��� �������� � ���������� ����������� ��-��� (Bioulac et al., 2012).

��� �� �����, ������������� �������� ���������� ����� �������������� ��������-��� ���������� � �� ��������, ��������� �������� � ���������� ����� ������������� � �������.

����� ������ �������� � ������� 2.0

�����������������������������������-�� ������� ����������, �� � ������ �������� (��. ���. 10)11.

������, ��, �������, ������ ������ ������� � ������ ������

������� �� ������� � ������ ��������-�� ������������������ ������. �� �������-�� � ������ �� ����������� ������������ ���-�����, ��������� �� �������� ������, �� ����� ���� ����������� ������� ��� ������� (Hughes, 2019).

�� �������� ���������� ������ ����. ������� ���� � ����������� ��������� ������, ���������� ���� �� �������, ��� � ������ �������� ������. �� ��� ���� � ����� �����. � ��� ���-��� ���� ����� ��������� �������, ������� �����������, ����� �������� � ������. ��������� � ������������ ������ ������������ ��� ������������ ����������-��� ����������.

� ��������������� ������������ ��� ��-��� �������� �������� ���������� ����� ���-�����. ��������� ������, ������ �� �� ���-������ ����� � �������� ��������, � ���� ������, �� ���?

11 ��������: Hughes Kerrie. Design Indaba 2019: meet the world�s first cyborg artis // https://www.creativebloq. com/news/design-indaba-2019-meet-the-worlds-first-cyborg-artist; https://www.dezeen.com/2019/07/22/ elon-musk-neuralink-implant-ai-technology/

�� ����� � ����� ���� ����� Hanson Robotics

��������� �����12 ������ 1 ������, ��-������ ����� ������-�������, ������� ���-������� �������� STEM, ���������������� � �������������� ���������� � ������������� � �������� ����������� ��� ����� �� 8 ���. �������� Little Sophia ������������� �� 2022 ���.

� ��������� �������� ������ ����� ��-��� � ����� �������� �����������, � ����-��� � ��������� ������� ���������������� ���������.

��� ����� �������������� ������� �����-���������� ������� ����� ��� �� ������� ������������ ������������� �����������, �������� ��������� � ��� ����� � ��������� ��������.

������� � �������

��������� ��������, ���������� �����-���, ������ �����-����, ���������� ����-��� � 2021 ���� �� ������ ������������ �����-����� (���. 12)13.

������� �� ����� �� ���� ������� ���-�� ������� �������, � �� ����� ��� ������. ����� �� ������, ��� ��� ������ �����-����. � ������, ��� ������ ����� ����� � �����-������� ��� ������, ����� ����������� �����-���, � ������������ � �������������� ������ �������� �������. � ��� � ������ �����-�� ��������� ����������� ��������� ����-���� �����������, ��� ����� ��������� ����-����������� ��������� �� ����������� ��� ������������. 12 ��������: little-sophia-robot-technology // https:// www.hansonrobotics.com/little-sophia-2/ 13 ��������: Hitti N. Moxie is a smart robot companion that teaches children life lessons

�� ���� �� ������� ������ ������ ������ �����������, �� ������, ��� ������ �� ������-��� �����-���� ���������� ������ � ������-��, �� ���������� �������� � ������� ������-�� � ���; ��� ���������� ����������� � ����� ������� ��������������� ������, ��� ��� ����� � ����� ������ �������� �� �������, � ��������� �� ����. � ��� � ������������ ����-�������� ��������� ������ ��� ������������ �������, ������� �� ��������� �������� ����-�� �������� � ������ �������� �� ������ ���-���� �������� � �������� ��������� � �������� � ������� � ����, �� ���� �� ���� �������.

�� � ���������� �������� 2.0�. ������� ����� ��������� �������� ������������ ������. ������� �������� ���������� �����, ��� ���-������� ������������ �������� �������� �� ����, ����� ��������� ����� ������ ������-������� ����, � ����������� ���������� ��-��� �����������. ����� �������, ���������-��� ����� ������������� ���� �������� �� �� �� �����, � �� ����� �����������. �� ����� �������� �� �������� ������������ �������-����� ���������, ��� � ����������. ��������, ��� ����������� ���� �������� �����������-���� �� ��� ����, � ����� (���. 13).

��� �����, ����� ������, ����������� � ����������, ���� ��� ������ ������� ��� �� ��������� � �������������� �������.

�������� �����, ��������� � ���������� ����� ������������, ����������� � ���, ��� �������� ������ �����, ��-��������, ���-�������� � ������ ������� �������� � ��-������ � �������� ���������, �������� � ������� �������� ��������� ���������, ������� ������� � ������. ��� ������� ���-������������������������,������������� ���� � ������, �� ������������ �� ������� (Chaudron, Di Gioia, Gemo, 2018).

�������, ��������� ����������� �� ���� � �������� �������������

� ������ ����� ���������� ���� ��������-�� �����, ������� ���� � ���� ����� �������-���. ��������� �� ��� ������������ �������-���������� � �������������� �����������, ��������� ���. ����������� ���� ������ ����-���� ������� ����� �� �������� ����������� ��� ��������.

���������� ��������, ��� ��� �����-�� ��������� ��������. � �������, �� ���. 13 � ���.1 ������� ���� �������� �������-�����, ����� ������������ ��������� ������ ���� ����������������� � ��������� � �����-��������. ���, ��� ������, �������������� ����� � ���� ������-������������ �����-����������-�������������������������-���������� �� ������ ������������ �������-������������ ��������� ������� ���������� ���������� � ����������� ���������15, �� �������������, ��� ���� �� ���������� ��-���� ����� � ������ � ����� ��������� �����-�������. �������-���� ���������� ������ �� ����������� ��������, � ����������� ����� ���� �� ��������. ��, ��������, � ��� �������-�� ���� ������, ���� ������ ���������� ���-���������� ������� ��������������, ������-���� ��������� � ���������� ������������, ������� ��������, ��� ���� ������ �������� �������, ��� �����������. n

���������� �� ������

�������� ����� ���������, �������� ��-���������� ����, ������� ������� ��������� ������ �� �������� ���������������� ��� ���� ����������������� ������, �������� �����, �����������������������������������������-��� ����������� ����������� (������, ������), ORCHID: 0000-0003-2118-5510, irinakomarova@ mail.ru

Information about author

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead Researcher, Productive Forces Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, ORCHID: 0000-0003-2118-5510, irinakomarova@mail.ru

���������� / References

1.

������� ������ � �����������: ����-��������� �������� �����������. ������� ��-����� ������ II ������������� �����������, 15 ������� 2021 ����, ������ / ��� ���. ���. �.�. ����������. � �.: ����; �������, 2021. � 32 �.

2.

������� �.�., �������� �.�. ���������� �������� ��� ���������� // ����������� �������-��������� ����. � 201. � �. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=22992163

3.

�������� �.�. ������� �.�. �����-��������-���������������� ���������� � ��-�������� �����������: ������� ��� ��������� ��-�������� ����������, ������������ ������������ � ��������� �������, ���������� ������� �������-��� ������������. � 2-� ���-�, ����. � ���. � �.:

15 https://mpado.ru/ecce-region/conferences/ecce-region-online-yakutiya/

�������-������, 2013. � 18 �.

. �������� �.�. ����� ���������� �����-������� �� �������� ������� �������������-���-������������� ���������� �� ������������ �� 50 ��� // �������������� ����������� � �����. � 2011. � �6. � �. 50�56.

5.

��������� �.�., ���������� �.�. ����-�������� ���������� � ���������: �����, �������-��� � ������������ �������� // ������������ ���-������������ ������. � 201. � �3(15) � �. 39�51.

6.

��������� �. ���� ��������, ������ ���-�����: ������� ������� ����� � ��������. � �.: �����, 2005. � 2 �.

7.

����������� ����� �� 20.02.1995 �. N 2-�� (���. �� 10.01.2003 �.) ��� ����������, �����-��������� � ������ �����������.

8.

�������� ������������� // https:// ru.wikipedia.org/ wiki/��������_�������������

9.

Aminabadi, N. A., Erfanparast, L., Sohrabi, A., Oskouei, S. G., & Naghili, A. (2012). The impact of vir-tual reality distraction on pain and anxiety during dental treatment in -6 year-old children: A randomized con-trolled clinical trial. Journal of Dental Research, Dental Clinics, Dental Prospects, 6(), 117-12.

10.

Anderson J., Rainie L. (2018). The Future of Well-Being in a Tech-Saturated World // https://www.pe-wresearch.org/internet/2018/0/17/concerns-about-the-future-of-peoples-well-being/;

11.

Artefact�s Aim health clinic can drive itself to the patient // https://www.dezeen.com/2019/03/26/ro-bot-love-ine-gevers-ai-development-unethical/

12. Bailey Jakki O., Bailenson Jeremy

N. (2017). Immersive Virtual Reality and the Developing Child // Cognitive Development in Digital Context // https://www.sciencedirect. com/topics/psychology/immersive-technology

13. Bioulac, S., Lallemand, S., Rizzo, A., Philip, P., Fabrigoule, C., & Bouvard, M. P. (2012). Impact of time on task on ADHD patient�s performances in a virtual classroom. European Journal of Paediatric Neurology, 16(5), 51-521. http://dx.doi.org/10.1016Zj. ejpn.2012.01.006.

1. Bowman, D. A., & McMahan, R. P. (2007). Virtual reality: How much immersion is enough? Computer, 0(7), 36-3. http://dx.doi. org/10.1109/MC.2007.257;

15.

Chaudron S., Di Gioia R., Gemo M. (2018) Young children (0-8) and digital technology, a qualitative study across Europe; EUR 29070.

16.

Children, Adolescents, and the Media / Strasburge Victor C. r; Marjorie J. Hogan; Deborah Ann Mulligan; Nusheen Ameenuddin; Dimitri A. Christakis; Corinn Cross; Daniel B. Fagbuyi; David L. Hill; Alanna EstinLevine;ClaireMcCarthy;MeganA.Moreno;Wendy Sue Lewis Swanson. // https://publications.aap.org/pedi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

atrics/article/132/5/958/31699/Children-Adolescents-and-the-Media

17.

Cho, B. -H., Ku, J., Jang, D. P., Kim, S., Lee, Y. H., Kim, I. Y., et al. (2002). The effect of vir-tual reality cognitive training for attention enhancement. CyberPsychology & Behavior, 5(2), 129-137. http:// dx.doi.org/10.1089/10993102753770516

18.

Das, D. A., Grimmer, K. A., Sparnon, A. L., McRae, S. E., & Thomas, B. H. (2005). The efficacy of playing a virtual reality game in modulating pain for children with acute burn injuries: A randomized con-trolled trial. BMC Pediatrics, 5(1), 1. http://dx.doi.org/ 10.1186/171-231-5-1.

19.

Fosch-Villaronga E., van der Hof S., Lutz C., Tamd-Larrieux A. (2021). Toy story or children story? Putting children and their rights at the forefront of the ar-tificial intelligence revolution. Oct 6;1-20.doi: 10.1007/ s0016-021-01295-w. URL: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC89166/

20.

Gershon, J., Zimand, E., Pickering, M., Rothbaum, B., & Hodges, L. (200). A pilot and feasi-bility study of virtual reality as a distraction for children with cancer. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 3(10), 123-129. http:// dx.doi. org/10.1097/01.chi.0000135621.2315.05.

21.

Gilboa, Y., Kerrouche, B., Longaud-Vales, A., Kieffer, V., Tiberghien, A., Aligon, D., et al. (2015). Describing the attention profile of children and adoles-cents with acquired brain injury using the virtual class-room. Brain Injury, 29(13-1), 1691-1700. http://dx.doi. org/10.3109/02699052.2015.107518.

22.

Hitti N. Moxie is a smart robot companion that teaches children life lessons // Embodied-moxie-robot-technology_dezeen_236_sq-1-822x822

23.

Hughes K. (2019). Design Indaba 2019: meet the world�s first cyborg artis // https://www.creativebloq. com/news/design-indaba-2019-meet-the-worlds-first-cyborg-artist;

2. Jarrold, W., Mundy, P., Gwaltney, M., Bailenson, J., Hatt, N., McIntyre, N., et al. (2013). Social attention in a virtual public speaking task in higher functioning children with autism. Autism Research, 6(5), 393-10. http://dx.doi.org/10.1002/aur.1302

25. Keiser Foundation // https://www.kff.org/

26. Kuss, Daria J., Lopez-Fernandez Olatz. (2016) Internet addiction and problematic Internet use: A sys-tematic review of clinical research.� World journal of psychiatry 6 1: 13-76. https://www.ncbi.nlm.nih.

gov/pmc/articles/PMC80263/

27.

Lee, K.M. (200). Presence, explicated. Communication Theory, 1(1), 27-50. http://dx.doi. org/10.1111/j.168-2885.200.tb00302.x;

28.

Lombard, M., & Ditton, T. (1997). At the heart of it all: The concept of presence. Journal of Computer-Mediated Communication. 3(2). http://dx.doi. org/10.1111/j.1083-6101.1997. tb00072.x;

29.

Reeves, B., & Nass, C. I. (1996). The media equation: How people treat computers, television, and new media like real people and places: (Vol. xiv). New York, NY, US: Cambridge University Press.

30.

Richert, R. A., Robb, M. B., & Smith, E. I. (2011). Media as social partners: The social nature of young children�s learning from screen media. Child Development, 82(1), 82-95. http://dx.doi.org/10.1111/ j.167-862.2010.0152.x

31.

Roussou, M., Oliver, M., & Slater, M. (2006). The virtual playground: An educational virtual reality environment for evaluating interactivity and conceptual learning. Virtual Reality, 10(3-), 227-20. http://dx.doi. org/10.1007/s10055-006-0035-5

32.

Segovia, K. Y., & Bailenson, J. N. (2009). Virtually true: Children�s acquisition of false memories in virtual reality. Media Psychology, 12(), 371-393. http:// dx.doi.org/ 10.1080/15213260903287267

33.

Skouteris, H., & Robson, N. (2006). Young children�s understanding of photo self�representations. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology, 6, 50-59; Suddendorf, T., & Butler, D. L. (2013). The nature of visual self-recognition. Trends in Cognitive Sciences, 17(3), 121-127.

3. Steuer, J. (1992). Defining virtual reali-ty: Dimensions determining telepresence. Journal of Communication,2(),73-93.http://dx.doi.org/10.1111/ j.160-266.1992.tb00812.x.

35.

Transformative-tech // https://www.raconteur. net/infographics/transformative-tech/

36.

UNICEF (2020) AI for children. Exploring how to embed child rights in the governing poli-cies of artificial intelligence. Office of Global Insight & Policy. Retrieved from https://www.unicef. org/globalinsight/featured-projects/ai-children.

37.

Winston A. Tech companies� development of AI is �unethical� says Robot Love curator // https://www. dezeen.com/2019/03/26/robot-love-ine-gevers-ai-de-velopment-unethical/; https://robotlove.nl/en/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.