Научная статья на тему 'Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования'

Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация системы образования / неформальное и информальное образование / музеи / музейная педагогика / когнитивное развитие / навыки / дошкольное образование / transformation of the education system / non-formal and informal education / museums / museum pedagogy / cognitive development / skills / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

Актуальность тематики статьи обусловлена изменениями, происходящими в мире в области экономики, управления, ресурсов, технологий, информации, которые не могли не привести к трансформации системы образования. Сегодня мы находимся в эпицентре этой трансформации, свидетельством чему является форум ЮНЕСКО, посвященный трансформации современного образования, проходивший в преддверии конференции ООН (конец июля 2022 г.). В процессе трансформации меняются участники образовательного процесса: родители, педагоги, дошкольники, детские сады, педагогические технологии, образовательные организации. Процессы эти осуществляются в режиме реального времени, и не всегда мы в состоянии отследить и проанализировать их. Цель статьи: показать результаты исследования трансформации музеев из центров хранения материального и нематериального наследия человечества в неформальные и информальные центры образования с набором образовательных инструментов и технологий, свойственных различным типам музея, и результаты влияния образовательной работы музеев на детей. Ход исследования. В статье представлен опыт работы музеев, как части современного процесса дошкольного образования, на основе анализа публикаций российских и зарубежных исследователей в сфере музейной педагогики. В ходе исследования были изучены публикации зарубежных ученых, как выявляющие и обобщающие тенденции развития образовательной деятельности музеев (за 1990–1999-е годы, за 2000–2007 годы), так и отдельные работы; программы музеев, направленные на развитие исполнительной функции ребенка, в том числе. Результаты исследования показывают, что внимание музейных педагогов, особенно в последние годы, направлено на детей младшего возраста, для которых музей становится альтернативной образовательной площадкой за счет ресурсов, которые уже имеются в музее и освоены как образовательные ресурсы; за счет программ, опирающихся на музейно-образовательные технологии; за счет большей готовности музейных педагогов внедрять новые инструменты и технологии в свои программы; за счет ориентации на интерактивные формы взаимодействия; за счет более широкого вовлечения семьи в музейные активности и т.п. Заключение. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных форм начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Новые горизонты открываются благодаря технологическим достижениям в области коммуникации, совместного использования контента и культурным ожиданиям в отношении доступа, полномочий и персонализации. Началась новая эра, характеризующаяся новыми экономиками, основанными на различных методах совместного использования образовательных ресурсов. В этих условиях усилия государственных образовательных политик постепенно обращаются к неформальному и информальному образованию, лидером которого становятся музеи. Эта работа должна сегодня учитываться на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum as a New Participant of Educational Relations in the System of Preschool Education

The relevance of the subject of the article is due to the changes taking place in the world in the field of economy, management, resources, technologies, information, which could not but lead to the transformation of the education system. Today we are at the epicenter of this transformation, as evidenced by the 5th UNESCO Forum on Transformative Education for Sustainable Development, Global Citizenship, Health and Well-being. In the process of transformation, the participants in the educational process are changing: parents, teachers, preschoolers, kindergartens, pedagogical technologies, educational organizations. These processes are carried out in real time, and we are not always able to track and analyze them. The purpose of the article is to show the results of a study of the transformation of museums from centers of storage of the tangible and intangible heritage of mankind, in the process of change, into non-formal and informal education centers with a set of educational tools and technologies peculiar to various types of museums, and the results of the impact of educational work of museums on children. Research progress. The article presents the experience of museums as part of the modern process of preschool education based on the analysis of publications of researchers in the field of museum pedagogy. In the course of the research, publications of scientists were studied, both identifying and summarizing trends in the development of the educational activities of museums (for 1990-1999, and for 2000-2007), as well as individual works. The results of the study show that the attention of museum teachers, especially in recent years, is directed to young children, for whom the museum becomes an alternative educational platform due to the resources that are already available in the museum and mastered as educational resources; due to programs based on museum and educational technologies to the greater willingness of museum teachers to implement new tools and technologies into their programs; by focusing on interactive forms of interaction; by involving the family more widely in museum activities, etc. Conclusion. The current structure of education in the world is seriously destabilized due to the growing dissatisfaction with the results of the formal system, the lack of demand for trained personnel by the modern economy, the spread of informal forms of primary education and funding crises at the state and local levels. New horizons are being opened up by technological advances in communication, content sharing, and cultural expectations for access, empowerment, and personalization. A new era has begun, characterized by new economies based on various methods of sharing and using educational resources. In these conditions, the efforts of state educational policies are gradually turning to non-formal and informal education, the leaders of which is museums. This work should be taken into account at the state level today.

Текст научной работы на тему «Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования»

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

��� 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-25-39

����� ��� ����� ��������

��������������� ���������

� ������� ����������� ������������������� �.�.

�������� ����� ���������*,

������������� �������������� �������� ����������� ����������� (������, ������)

������������ �������� ������ ����������� �����������, ������������� � ���� � ������� ���������, ����������, ��������, ����������, ����������, ������� �� ����� �� �������� � ������������� ������� �����������. ������� �� ��������� � ��������� ���� �������������, �������������� ���� �������� ����� ������, ����������� ������������� ������������ �����������,

����������� � ���������� ����������� ��� (����� ���� 2022 �.). � �������� �������������

�������� ��������� ���������������� ��������: ��������, ��������, �����������, ������� ����,

�������������� ����������, ��������������� �����������. �������� ��� �������������� � ������ ��������� �������, � �� ������ �� � ��������� ��������� � ���������������� ��.

���� ������: �������� ���������� ������������ ������������� ������ �� ������� �������� ������������� � ��������������� �������� ������������ � ������������ � ������������ ������ ����������� � ������� ��������������� ������������ � ����������, ������������ ��������� ����� �����,

� ���������� ������� ��������������� ������ ������ �� �����.

��� ������������. � ������ ����������� ���� ������ ������, ��� ����� ������������ �������� ����������� �����������, �� ������ ������� ���������� ���������� � ���������� ��������������

� ����� �������� ����������. � ���� ������������ ���� ������� ���������� ���������� ������, ��� ���������� � ���������� ��������� �������� ��������������� ������������ ������ (��

1990�1999-� ����, �� 2000�2007 ����), ��� � ��������� ������; ��������� ������, ������������ ��

�������� �������������� ������� �������, � ��� �����.

���������� ������������ ����������, ��� �������� �������� ���������, �������� � ���������

����, ���������� �� ����� �������� ��������, ��� ������� ����� ���������� �������������� ��������������� ��������� �� ���� ��������, ������� ��� ������� � ����� � ������� ��� ���������������

�������; �� ���� ��������, ����������� �� �������-��������������� ����������; �� ���� �������

���������� �������� ��������� �������� ����� ����������� � ���������� � ���� ���������; �� ����

���������� �� ������������� ����� ��������������; �� ���� ����� �������� ���������� �����

� �������� ���������� � �.�.

����������. �������� ��������� ����������� � ���� �������� ����������������� ��-�� �������� ������������������� ������������ ���������� �������, ������������������� �������������� ������

����������� ����������, ���������������� ������������ ���� ���������� ����������� � �������� �������������� �� ��������������� � ������� �������. ����� ��������� ����������� ���������

��������������� ����������� � ������� ������������, ����������� ������������� �������� � ���������� ��������� � ��������� �������, ���������� � ��������������. �������� ����� ���, ����������������� ������ �����������, ����������� �� ��������� ������� ����������� ������������� ��������������� ��������. � ���� �������� ������ ��������������� ��������������� ������� ����������

���������� � ������������� � ������������� �����������, ������� �������� ���������� �����.

��� ������ ������ ������� ����������� �� ��������������� ������.

�������� �����: ������������� ������� �����������, ������������ � ������������ ��������

���, �����, �������� ����������, ����������� ��������, ������, ���������� �����������.

��� �����������: �������� �.�. ����� ��� ����� �������� ��������������� ��������� � ������� ����������� ����������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �5(113). �

�. 25�39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-25-39

��������� ������ �������� 23.07.2022.

* ��������: irinakomarova@mail.ru

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

UDC 373.2 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-25-39

The Museum as a New Participant of Educational Relations

in the System of Preschool Education

IrinaI.Komarova*, InternationalAcademyofPreschoolEducation,Moscow,Russia

The relevance of the subject of the article is due to the changes taking place in the world in the field of

economy,management,resources,technologies,information,whichcouldnotbutleadtothetransformation

of the education system. Today we are at the epicenter of this transformation, as evidenced by the 5th

UNESCO Forum on Transformative Education for Sustainable Development, Global Citizenship, Health

and Well-being. In the process of transformation, the participants in the educational process are changing:

parents, teachers, preschoolers, kindergartens, pedagogical technologies, educational organizations. These

processes are carried out in real time, and we are not always able to track and analyze them.

The purpose of the article is to show the results of a study of the transformation of museums from centers

of storage of the tangible and intangible heritage of mankind, in the process of change, into non-formal

and informal education centers with a set of educational tools and technologies peculiar to various types of

museums, and the results of the impact of educational work of museums on children.

Research progress. The article presents the experience of museums as part of the modern process of

preschool education based on the analysis of publications of researchers in the field of museum pedagogy.

In the course of the research, publications of scientists were studied, both identifying and summarizing

trends in the development of the educational activities of museums (for 1990-1999, and for 2000-2007), as

well as individual works.

The results of the study show that the attention of museum teachers, especially in recent years, is directed

to young children, for whom the museum becomes an alternative educational platform due to the resources

that are already available in the museum and mastered as educational resources; due to programs based

on museum and educational technologies to the greater willingness of museum teachers to implement new

tools and technologies into their programs; by focusing on interactive forms of interaction; by involving the

family more widely in museum activities, etc.

Conclusion. The current structure of education in the world is seriously destabilized due to the growing

dissatisfaction with the results of the formal system, the lack of demand for trained personnel by the modern

economy, the spread of informal forms of primary education and funding crises at the state and local levels.

New horizons are being opened up by technological advances in communication, content sharing, and

cultural expectations for access, empowerment, and personalization. A new era has begun, characterized by

new economies based on various methods of sharing and using educational resources. In these conditions,

the efforts of state educational policies are gradually turning to non-formal and informal education, the

leaders of which is museums. This work should be taken into account at the state level today.

Keywords: transformation of the education system, non-formal and informal education, museums,

museum pedagogy, cognitive development, skills, preschool education.

For citation: Komarova I.I. (2022). The Museum as a new participant of educational relations in

the system of preschool education. Preschool Education Today. 5:16, 25�39 (in Russian). DOI:

10.24412/1997-9657-2022-5113-25-39

Original manuscript received 23.07.2022.

* Contacts: irinakomarova@mail.ru

������ ���� � ����������, �����������

� �������� ����� ������� ��������� ������. ������? ��� ������������ �����������

���������:

� ��������� �� �������� �����������

� ��������� ������;

� ��������� ������;

� ���������� ���� �������� � ��������;

� ���������� ���� ����������� � ��������;

� �������������� ����������� � �������� �� ������ ����� ���������� � ����.

������� �� ��������

����������� � ���������

������

�� ���������� � ���������� ������� �� ��������� ������� (2005) ����������� �������� ������ (� ��������� ������. ��������� ������ ������) �������

������� �����: �����������, ��������� ������� ������������ ����������, � ������

�������������� �������� ����������, ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� ������� � ��������� ����� ��������. ���������������� ���������� ���������

��������� � ����� �����, ������-�����������

���������� � ����� ����������� ������������� ������� � �������� �� ���� ���������� ���������� ������������ ���������,

� ��� ����� � ����������� ����� �� ������������������ � ������ ���� ���� �������������� ����� ������� ������. ������� ������������, ��� ������ ������������ � �������

������������ �������������, ������������

� ���������� ��������� ���������, ��� ����� ������� ��� ����������� ������������� ��������� ��������, ������� ��������

���� �������� ����� ���� ���������������

(��� ��. �. 3).

���� ������ ����������� ����� ������� ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������������� ��������� � ��� �����������

�������� ������ (��������, 2019). � �������

��������� �������, �� ���������� ����� ������������ � �������:

� � ����� ������ (��� �������) ����

� ���������������� ����?

� ������� �� ����������� � ����������

������-����������� ������ � ����������� ��������� � ����������������� ������?

� ��� ������ � �����������, ������������� � ������� ������� � ������, � �������������, ������������ �� ���� ����, ��� � ������������, ��� � � ���������� ��������?

������ �� ��� ����� ������������� ������������ ������ ���������� ���� ��������, ������� � ���� �������, ����� ������

���� ������ �������� ���������, �� �����

�����������, ���������� �� �������� ���������� � ��� ��������� ��������� ������������� ������������� �������� (� ���������

������. ��������� ������ ������. �. 5).

��� ������������ �������� �������������� ���������������� ���������������� � ��������� ��������� �����������

� ���������� ���������������� ������

����������� ����� ���������� � ��������

(��� ��. �. 15). ���������������� �����

���������� � ��������� ��������� ��� ����

������ �������, ��� ��������������, ����

����� ����� ��� ���������� ������������� ������������ ������� ��� ������

���� ������������ ������ ��������� ������� ������, ������� ������� �� ���������� �������� ������������ �� ����������

������������ (��� ��).

�������� ������ ���������� �� ���������

���������, ������� ����� ������ ���������

� ����������� ����:

� ������� ������ � ���������, � �����

������� ����������, ��������� ������� �������������������������������(��������

���������� ���� ��������. ������ 19);

� ����� �� ����������� � ���������

� ��� ���������� ������� ����������� � ����������� ������� � ����������� �����������

� �� ������ ������� (�������� ����������

���� ��������. ������ 26);

� ����� ��������� ����������� � ���������� ����� ��������, ������������ ����������, ����������� � ������� ���������

� ������������ ��� �������� (�������� ���������� ���� ��������. ������ 27).

������� �� �������� ����������� � ��������� ������ ������������� ��������� ����

�������� � ����� ��������.

��������� ���� ��������

� ��������

��������� � ��������, �� ��������� � ������������ ����������� ������� � 1950-� �����. � ����� ������� ���������� ���������

������������ �� ����� ��������, ���������,

�����������, ������ � ������ ������������

��������������. ������ �� ��� ���� ���������� �� ������� ���� � ������������ ����

� ��������� 5�10 ��� (�����������, 2016;

������, 2015; �����, 2012).

������������� ��������:

1. ��������� ����� ������ � ����� ������, ��������� � �������������� ������

� ���������������� ���.

2. ��������� ����� ����������� ���

� ����������� ���������� ��������.

3. ������������� ������������ �������

� ����� ����� ����������.

4. �������������� ���������, �������

������������� ��������� ����� �����������

��� (�����, 2006).

5. ����������� �������� � ���� �� �������� ������������� �������� ���������;

��������� � ������������ �������� ������

�������, ��� ���������� ���������.

6. ������ �������� � ����������� ������������ ����, ��������� � ���������,

� �����������-������������ ����, ����� ���

�����������������, �������������� ���������� � �.�.

7. ����������� ������, ���������

���������������������������������������

������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��������� ���� �����������

� ��������

�� ��������� 15�20 ��� ����� �����������

������������� � � ��������, � � ������������� �������. ��� ����������� ���, ��� ����������� ������������ �� ������� ��������

������ � ������ �������� ���������� �������� ��� ������ ���������� �������������

� ���������� ������ (������, 2020). �������

� �������� ������ ��������� ����������� ���

���� ��������������� ��� ������� � ����������� ��� ������������� �������� ���������

� ���������� ������ (��� ��).

��������� ���������:

� ������� ����������� � ��������, ���

��������� �, �������������, �����: ����������� ����� �������������� ��� ������� �������� ���������� ����;

� ����� �������� �� �����������;

� ����� ���� ������������� �����������;

� ����������� ����������� � ���� �� ����� ������������� �������� ���������.

������� �����������;

� ������������ ��������� ������������

��� ���� �� ���������� ������, ��������� �

����� ����������� ������������� � ��.

���������� ����� � ��������������� ������������, ����� ��� ���� ������ ������������� ���������� �� ������ ����������

(Crowley, Pierroux, Knutson, 2014). ��� ����

�������� �������������� �� ����������,

������������ � ������������, ��� ����������� �������� �������� ��������������

���������������������,��������������������� ��������������� ��� ������� ����������, ����� ������������ ��������� (����

��������, ���������� ����� �������� ���

������ � ��������) � ����� �������� � ������������; ������������ �������� �����

�������� ��������������, ��, ��� �������,

���������� �� ��������� ���������� �����

(������������������).��������������������� � ������������, �� ���� ����� ����� �����-�� ���� ��� ���������� ��������.

����������� ��������� �������� � ����������� ������, ������� ����������������

������ � ��������, �������� � ��������� ������������� ��������, ��������� ��� �����

������������������������,��������������

����� ��������� ����� ����-�� ���������; ������������ �������� � ����������� ������� �� �������� ��������������. ��� ��������� ������������ ������������, ���������

� �������, ������ ��� �������. �� �� �����

��������� (� ����� ������ ����� ��������,

������� �������� ��� ��������� ��������) � ������ �� �������� � �������������

(��� ��).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������������, ��� ������������ � ������������ �������� ����������� �����

�������������� � �������������� � ������.

������������� �����������

� �������� �� ������ �����

���������� � ��.

�������� ��������� � �����������, ���

� � ��������, ��������� � �������� �������������� (��������, 2022). ��������, ��� ���������� � �������� �������� �������������

�����������, � ��� �� �������� ������������

������� � ����������� � ���������, � ������������ � ��������������� ����� ������� ������ ��������������� �����������. � �� ������ ����� ������:

� ����� �������������������� �������������� �������, ������� ������� �����������

� �������� ��������������� ����� � ��������� �� ������������� �� (��������: ������������ ����������� � �������������� ���������� ��������);

� ������������ ����������������� �������� ���������;

� ����� �������� ������������, �������������� ���������� � ��������;

� ��������������� � ����������������

������� ��� ������������� �����������

���������.

���� �������� ������������� ����������� � ���������� ����������� ��������������� ����������� � �������� � ��������������

���������������� �������� �� ������ ������������� �� (��������� � ����������� �������� ������������� �����������, 2019).

���������, ��� �� ��������� ������ �������� ��� ����������� XXI ����: �������� ���������� ������������� �������� ����������,

������������ �������� � ������������ ��������� (Yanez, Okada, Palau, 2015). ��������

���������� �������� �� ����� ������.

�����, ���������������, ������� �������, �� �������������� ������, ��� �� ����� ����������� �� ��� �� ������������, ���

� ��������������� �����������, ���������

����������, � ����� ���������� ����������� ������:

� ������������� ��������� (��) � ��������� ����;

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

� ����������� ���������� (360-����

� �����, VR � AR);

� 3D-������ � ������������;

� �������� �������� ��������;

� ����������� � ��������� ����������;

� �������������� ������������; ��������� ������ ��������� ������������� ������ �����������;

� ���������� � ������ ������, �������

���������� (4K+) ��� ��������; ���������� �

��������, ������������������� � ������������� (�����������, 2017).

�������� ������

����� ������� ����� ������������� ���

���������������� �������, ���������� ������������ ����������� ��� ��������, ��������������� ������� ���������� ���� (DfE,

2013). ������, ��� �� ������������� �����������. ���������� ��������� ������. � ���

��������� ��������.

��� �� ������� ������������� ��� ������?

������ � ��� ��������������, ��������� ����������� �����������, �������� �������� � ���

�������� � �������� ��� �������, ������� �����������, ���������, ���������, �������� � ����������� � ����� ��������, ����������� � ����������� ������������ ������������� �����

� �� ���������� (����� ����, �������� �� 21

����������� ��������� � ����. �������, 2007).

�� ������� ���������, ����������������

��� ����� ��������� ����������:

I. ���������, ��������������� � ��������������� ���������, ������������ ���������

� ������� �������� �������, ������� �����������, ��������� � �������� ������������

������������� �������� ������������ � �����

��� ��������.

II. �����������, �������� ��������� � ��������������� ������� ������������� � ��������� ����, ����� ��� ������������ � ������������� ����, ��������� � �������.

III. ������� ������ � ����������.

IV. �������������� �������������� �������.

V. �����������, ��������������� ��������� � ����������� �������, ��������� �������������� ������������ � ��������� ��������; ��������� �����.

VI. ������������� ��� ������������, ������������ ��� ������� �������� �����������, ������������ ��� ���������, ��� ��������������� ����������, ������������� ��

����� � ������������ � ������������, ������

� ��������� ������.

VII. �������������� ���������� ��� �����������, ������������ ����������������

��������������, ������������, �����������

������, ������������� � ������ �������������, ��������� � ������� � �������������.

VIII. ���������� ������ � ������ �����������, �������������� ���������� � ���������� ������������� ��� ���������������

��������� (����� �������� � ������������

��������� ���������).

IX. ������ ����������, ���������, ���

��� �������� ���������� ��� ����� ���������������� ����� ��� ��������� ���������

������ � ����������������� ��������� ��������� ����������� ��������������� ������������, ����������� ��� ����������������

����������� (���, 2019).

������, ���������, ������������ �� ��������� 10�15 ���, ������� � ����, ��� ������������� ����� �����������. ��� ��� ���������� ���� ������� �������� ��� ����1.

����� ����������� �������, ���� � �� ������������, �������� ��������� �������:

������ � ��� ������������ ��������������,

�������� � ��������� ������, ���������

��� ������������ ���������� � ����������

�������� � ��������. ������ ������� ��������� � ������ �������, ����� ���������

��� �������� ��������� ��������� � �������� ���������, ��������� � �������� ��������� ���������� ������������ ������

� ������������ ��� ���� ����� ������ ����� � ������ ������ � ����������� ��������.

����� ���������� �� ���� �������. �� ������������ �������� �� ��������� ���������

� ������������ � �������� ������ ���������

�������������� � ���������� ������������. ������� �� ����� ������������� �����������, ���������� ��������������, ����������� ��������� � ������������ � ���������

�������, ����� ������������, ������, �������, �������������� � ����������� �����

������ ������������� � ����� (���, 2019).

���� ��� ����������� � �� ���� ���������� �� ����������� ��������� ���� � �����

� 2019 ����, � ���������� �� ���������, ���

��������� �� ����������� ���������, ������� ������� ���������� � �������� �����, �

�������� ���������� ����, �� ����, � ����

�����������.

�������� ������ ������ ����� ����������

�������� �+ � ��������, ��� ���������� ����1 ���� � �����������, ��������� � 1946 ���� ���

������������ ����� ��� ���� ������ ���������������� ��������� � �������������� �������� ������������, ���������� ������������� �������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

����, ��� ��� ������� � ������� �� ��������,

��� �������� ������ ����� � �������������

���������� ����� � ������������� ��������������� (How M+ museum can boost, 2021).

������� �������������, ����� ������������, ��� ���� ������ � �����������

����� �������� ������������ ����������

���������:

� ������������ � ������� �������������� � ����������� �������� �� �������, ������������ � ������������� �������;

� ��������� ���������� ������������

��������;

� ��������� ��������, �������� ��������� ����� � ����;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������� ������������, �������������� �����������, ����������� � �������;

� ������������ ���������� � ��������

���������� ������������ ������;

� ���������� ������.

����� �������, ���������� � ����� �������� ������ �� ����� ��������������� � �������� ��������������� ��������� �������� ����������. ���� ���������� �����, ���

���� � �� ����� ��������, ����������� ������ � ������ ������. ��������� �� �������

� �������� ����������� � �������. ���� � ��������, ������� ��� ����, ��������� ��������� ������ �������������� �������,

����������� ��� ������ � �������� � � ������ (Brain-Building Powerhouses, 2015). ��� ����� ��������� � ������������� ����������, ����������� �������. ���, � ���������

����������� ������������ ����� � ������ �����2 ���������������, ��� ���� ������

����� ��������� � ������ ������ � ���������� ����� �� ��������.

��� ����� ������������� �������� �����

����� ������ ���� ����� � ����������������

�������� ���������������� ����� ��� �����

�������� �������� (Miller, 2014).

�������� �������� � ������������ ����

��� (IMLS) �������� � 2013 ���� ����������, � ������� ��� ����������� ����� ������� ������ � ������� �������� ����������,

�������������������������������������������. �������� �� ������������ � �������

�������� � ���������� �������� ������ � ���������, IMLS ��������: ������ ����� ����������� ������, ����� �������� � ������������

���� ������ ����������������� ���� ������� ������������� �������� � �������� ������� ���������� ����� ������������ ���� ���

2 https://www.coe.int/ru/web/compass/convention-onthe-rights-of-the-child

���� ��������� (Institute of Museum and Library

Sciences, 2013).

���������� ������������ �������������

�������������������������������������������. Learning Science in Informal Environments

(�������� ����� � ������������ �����) (Bell,

Lewenstein, Shouse, and Feder, 2009) ������������ ����� ������������ ������������ ������ � ������������ �������� STEM (�����,

����������, ������� � ����������) � ������ �

������ ���������� �����������. ���� ��������� ������������ ������� ������ �� �� ���������, ���������� � ��������� (Bradburne,

2001; Garnett, 2001).

���������������������������������������� �� ������������ �������� ��-������

������� ����� ������ � ������� �����������3.

��������: Museums around the World in

the Face of COVID-19 // https://unesdoc.unesco.

org/ark:/48223/pf0000373530

�� ������� IMLS, � 1990-� ����� ������ �

����������� ������ ������������� 17500

������. �� ����� ��������� ���� (1980�2008)

�� ���������� ������� �������� �� 22000�

25000 ������. 2010-� ���� ����� �������� ������������� ����� (�� 60%) ����� ������.

� ���� ���������� ������ ���������� �����, �������� ����� � ����� (Jacobsen

et al., 2019). ���� � ���� ��������, �������� �� ����� ������, ����� ����� ����������

�����������.

������ ����� ����������� � ��� ������

����� ���� ������, ����������. ����� � ������������������ �������� � ���� ����. ��

������ ��������� � �������� ������������ ��

������ �����, ����� ���� ������ ����������� �

���, ��� ��� ������ ������������ � �������

3 � ��� ��������� ��������� �������: ����������� �� http://www.visitorstudies.org/ � http://

informalscience.org, � ����� ����� ������������

�������� ������ � �������� ������������, �����

��� ���������� ������� ������ (ACM) ������-����

������, DataArts, ��������� ���� ������ IRS 990

Guidestar � ������ ������-�������� ������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

��������, ��������� � �������� ������������� ��������� � ������������ ����������

���������. ���������� ���������� ������������ ����� � ��� ������������ � ��������������� ������ � ������ ������� ���������

� �������������� �� ������������ � ������

������� ����������� � ����������, � �����

������� ����������� ���������� ��������

(�����, 2012).

�������� ������������, ����������� ��

����������, � �������� ������������� ��������, �������������� ����� �������� ����������� ������������� ��� ����, ����� ������� ���� ����� � ������ �� ������� ��������

���������������������������������������

������� �������� ������������ ���� �������� �� ������ ���������� (Miller, 2014).

��������� ��� � ������ ������� (���)

��������� ���������� �������������� ����� ��� ���������� ��������� ��� ����, ����� ����� �� ���� ������� ���� � ����������

� ����� ���� � ����� � ���������� ����������

(Munley, 2012).

2010-� ���� ����� ��� ���������� ��������, � �������� ��������� ���������� ������

� ��������������� ������������ ���������

����� ���������� �������� (Shaffer, 2011).

������� 1 (�����, 2012)

���������������

����������

�����

����������������� ��������

���������� ��� ����

�������� �������������

����������� � ������ ������������ ��������

������� ������, ������������� ������ ������������� ��������������

� ���������� ����������� �����������

���������������� ��������

�������������� ������

���������

����������-������������� � ��������������

������

�������� ��������

�����������-������������� �����

���������-���������������� ��������������

�����

���������������� �����

���������� ������� ��������-�������������

�������

�������� ������� ������ ���������� ����� ��� ������� �� ��������, ��� ��������

������ ����� � ������������� ����������

����� � ������������� �������������� ���������� ��� ������.

��� �� ����� �� �������� COVID-19 �����

�� � ������ ���� ������������ �������� �������� XXI ���� (Eisner, Dobbs, 1986).

��������� ���� �� ������ ������� �������� 2019�2021 ��., ����� ������ �� ��� ����

������� � �������� ����� ��� ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������������� �������������. ������, ������� ���������� �������, ��� ����������

��� ����������� ����� ����������������� ����������������, ������������, ����������

� �������������� ���������, ������� �������� �������������� ������� ������������ �������� XXI ����, ������� ����������.

���������, ������������, ���������� ������

� ��������������. � ����� ������� ����� ����� ������� �������� ����, ��� � �������� �������� ��� �����, ��� � � �������� ���������

(Yanez, Okada, Palau, 2015).

���� � ���� ������

������������ ������������� ������ ��������������������������������������������������� ��� �����, ���������, ������������ ��� ����������� ����������� ����������,

������������ ��������� � ������������

��������������� �� ������������� �������

������� ���������� �������� (����� ��� ������������ �����������: ����, ������, ��������

�������, 2012).

������� ��� ��� ������ ������������:

1) �� ��������������;

2) �� ���������� �������;

3) �� �������� ������������ (�����������, ������������ � �������);

4) �� ������� (����� ������ �������,

�������� �����, �������);

5) �� ����� (������-�����������������, ������-����������������, �������)

(����������� ��������� � ������������� ������, 2018).

�������������: ������������������:

� ������������� (�������� � ��������������;

�������); � �������������

� ����������������� (�������� �������);

��������� ����������� � � �������������

������������������; (� ��� ����� ��������);

� ��������� ���������; � ������������ (� ���

� ������������� ���������� ������������

�������, ��������, ����� ����);

������ ����� � �������. � �������������;

� ����������������;

� ������������������;

� ��������������;

� �����������������;

� �����������;

� ������

������������������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������������:

� ���������������� (����-

���� �������);

� ������-������������;

� ���������������;

� ���������������;

� ������� �������;

� ������������ ���������-

���, ��������, �����-����-

���� �.�. ������;

� ������� ��������� ����-

������� � ����������;

� ������ ������������.

������������������:

� ������������

���������;

� ������������ �����-

���� � �����������

������������;

� ����-

� �������������;

� ������������������

������������.

�����������:

� �������������

� ����������� � �������,

��������, ��������-��-

����������� � �������-

������� ����� ������

����������;

� �����������

� ����������;

� ��������-

��������������;

� ���������� � ���������;

� �������� �

���������������;

� ������ �����������.

������������:

� ������������ (����-

���� �������);

� ������� �����

� ��������������;

� ������������

������������;

� ������������ ����-

�����������, �����-

���, ���������������

�����������-

������������ �����

���� ���������

� ��������� ����

� �����-����������.

����������:

� ��������������������;

� ��������������;

� ���������������;

� ������;

� ���������� ���������-

���; ��� ������������;

� ���������� ���������-

������, ��������, �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� � �������, �����-

������������� ���������-

������ ����� �����;

� ������ ����������.

�����������:

� ��������������� (��-

������ �������);

� �� �������� �������

(�������, �����, �����-

�����, ������������

� �.�.);

� �����������

������������;

� ����������� �������-

�������� (� ��� �����

�����������������

��������� �������);

� ������ �����������.

��������������:

� ���������������

�������� (��������

�������);

� �����������-���-

�������� ���������;

� ��������� �������-

�������� ��������-

��, ��������������

���������;

� ��������-������-

������� � ���������

���������;

� ��������������

������������;

� ������

��������������.

��������:AndreL.,DurksenT.,VolmanM.L.

Museums as avenues of learning for children:

a decade of research // https://link.springer.

com/article/10.1007/s10984-016-9222-9

������� �����

�����, ���������� ��������������� ���

��������� �����, ���� ������� ������ ���������, � ��� ��������� �� ��� ������� ���������. �� ������ ������������� ����������

������� ������, �� ����� ���������� �����

340 � 22 �������. ��� ���� �������� ����� ��

������������� � ��� (Association of Children�s

Museums).

������ �������� � ��������, ������� �

�������������, ������ ������� ����� ��������������� �� ����������, ������� ��������� ����� � �������� ��������� � ��������� ��������� ����� � ��������. ��������,

����������� ������� ����� ������ ��� �����������, ��� ���� ������������ ��������� ���������. � 1960-� ����� ����������

����������� �������� ����� ��������� ��������� � ������������ �������� �����, �����

����� ����������� ����� � ���� �������� ���������, � �������� ��� ����� �����������������, ������������������ � ��������� ������

�����������.

����������������� ������������� ������� � �������� ��������� ����� �������������� ������������� �������� �� ��������

������� ������. � ����������� ������ � ������ � 1976 �� 1990 ��� ��������� 80 �����

������� ������. � 1990 ���� ��������� ���

125. ACM ��������, ��� � ��������� �����

�� ����� ������������ � ������ �������������

����� 78 ������� ������. ������� � ���������,

����������� � �������� ������� ���� �������

�����, � ����������� � ������ ����� �������

����� ������ �������� ����� (Early Learning in

Museums, 2012).

��� ��� ���� ������������ ������������

�� ������� � �����������. ���, ������������,

�������������, ��������������� �����, �����-����������� � ������ ���������� �����

60% �� ������ ���������� ������ (����� ���

������������ �����������, 2012).

��� ������ � ��� ��� ����� ������, �� ������������� � ���, ��������������� ����������, ��������, ��� ������ ����� ��������

��������� ����� ������� �������, �����������-�������, �������������� � ������� �����

(Andre, Durksen, Volman, 2017).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

� ������ ���� ������� ������� �����.

������� �����, �������� �� ��, ��� ������ ��

��������������������������XX����,�����

��� ������� �� ����� ����������������, ��� ��

�������. ����� ����� ������� ����� ������������ ��� ��������� ���� ��� ������� ������, ��������������� ������� � �.�. �� ��������� ������ ��� (�������� ������ COVID-19)

��� ����� ���������� � ������ ����� � �����

��, �� ����� ��������������� ���������, ���������� ����� 100 ��������������� �������

������ � ����� 500 ������, ������� �����

���� ��������� ����� (�� ������ �� ��� �� ���

����� ��������� ������ � ������ ��������

��������). ��� ����� �� ��������� ��������������� ������.

��������� ������� ����� ���������������� � ������ ����� ��������� �� ��������, ��������� � ��������, � ������������,

��������������� ������� ������, ��� ����� �����������, ������������� �� ������������ ������, ������� ���������� ��������� ��. � ������� ����� ������� ������

�������� ��������� �����, ��� � ��������������, ������������ ������, ������ ������������ ������� � ����� (Early Learning

in Museums, 2012). ������, ��� ��� ����������, ������ ������� ������, ��� ������

�������������� � �������� � ������, ���������� ��������� ������.

�������������� �����

���� �������������� ������ � ����������� ����� �������� �������� ����� ������ ������� � ���������� ������ �������

���� � ���������������� ������� �� ������� �������� ������ �����, ������ �������

����������, ����������� �������� � ���������������, ������� �������� ��������� �������������� ����� ������� ��������� ������� ��������, � �������. ������� �������

��� ����������, ��������������� �� �����.

������ � �������������� ������ ������

������������� ��������� ������ � ������

�������� ��������, ������� ������������ �������, ������������� �������, ������� ���� �

������������������� � �������� � ������������� �������������� ���������.

� 2014 ���� �� ������������ �����������

���������� ������� ������ ����� ������ ����

������������ ���������� �����-������, ������� ����� ��������� ������ ������ �������

����� � �������������� ������. ��� ������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ � �������. ����� ���� �������

������ �� ������������ ������ ������� ���

�������� �� ���������� ���� �����, ��� ��

��������� ������ � ���������� ��� �������������� ������������ (Andre, Durksen, Volman,

2017). ��� �������� �����, ��������������

����� ����� ����� ��������� � �������������

��� ����� ������.

�������������� ����� ���������� ��

����������� ������ ������ ���, ��� ���� ���������� � ������������ ��������� � ��� ������ ����������� ������ � � ������ ����� ����������. ������� ��� ������ ��������������

������������� ������ ������� ��������������� ����� ��� ���������, ������������� ���

����� �����, ������� ����������� ���������������� ������� �� ����������� ������������� ����������� ����� �������� �������� (��� ��).

����� ��������� �����, � ������� � ����� ������ ����������� ����� � ����������

����� �. �������, � ��������� ���� ����������� ����, ���, �������; ��������� ������������ �������� ������ ������ � �������� ��

�����������, ������� �������� ��������� ����� �����, ������ �� ������, � ��� ��������

���������� ������� ����� � ������� ����������� � ��������� � ����� ���������� ������ � ������ ��������� ������ �����������

(Museums Imagination and Education, 1973).

����� �������� �������� �����������,

� ������ ������� �������������� ���������

����� ��������������� ������������ �������������� ������:

� ����������� ������ ����� �������� ����������� ��������, ���������� � ��������

������ � ������, �������������� ����������

���������������� ���������;

� �������������� ����������� �����

�������� ���������������� �������, ����

��������������� �������;

� ������������-����������� ��������

����� ���������� ����������;

� ��������������� � ���������� ������������ ����� ������ ���-�������;

� ��������������� ������������� ������ ����� �������������� ������������� ������������ ���������;

� ��������������� �������� ��������������� ������������ ����������� ������������������ ������� � �������� ����������

�������� ������������.

�� ���� ���������� ������������ ��� ���������������������������,������������ ������������� �������� (Family Interactive

Spaces, 2022).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������� �����

��� ����� �� ���������, ����� ����� ���������� ������� ���������� �����������, ������ ����� ������. ��� �������� �������

��������� ��� ������������, ��� ��� ������ ��������� ���������� ���������� ������� ���. � ������������ ���� ���� ����

������ �������� � ������, � ����� � ��������� ������������� ����� �������� (Lisbon

Strategy), ��� ������������ ��������� ���������� � �������� ����� � ������� ������

���������� ���� ���������� �� ����������

�������� �� �������� � ��������������� �����������, ������� �� �������� ���� � ���������� ������, ����������� ��������, ���������� �������� STEM, � �������� �����������

������ ����� (Science Education in Europe)

.

�� ��������� ����������� ���� ������������ � ������� ������ � ������� ����� ������ ��������������� �� �������������� � ������ (Science Education in Europe). ����� ����,

������������� ���������� ���� ����� �������������� � ���������� ������ � �������

������ �� ��������� � �������� � ��������������� �������:

����� ��������������� ����� ��������

�������� ��������� ��� �������� � ����� ���������� ��������� �� �.�. ���������� (Van

Schijndel, Franse, Raijmakers, 2010). � ������,

����� ����� ��������������� ����� ������

(��������, �������� ��������� ������ ��

����� ������� �������), ��������� ��������� �������� �����������. ������� ��� ����� ������ ������ �������� �� ��������������

������� ������������. ��� � ���������, �������� �� ���������� ������ (��������, ������� ������, ���������� ���������) ���������

� �������������� ��������� � ������������� (Bamberger, Tal, 2007).

������������ �����

������������ ����� � ��������� ����� ��� ������������� �������, �, ���������

������������� ������� ������ ��������������� �������� �������� � �����������

������������ ��������� � ���������, ��������������� ����� ������ ����������� ����� ����� ��������� ����������� � �������������, � �������, � ��������������

������������ (Bedford, 2001). �������������

������������� ��� ������������� �������

�������������� �� ���� ������������� ���������� ������ (������������) ������� ���

�������� �������� ���� � ���������� �������� ����� (Bowers, 2012). ���� ��������

��������� ����������, ������ � �����

������� �������� � ���������� ��� ������������ ���������� (Cox-Petersen et al., 2003).

������������ ����� � ����������� �������� ��� ������ ����������� ����� ������������ ����� ����������� ��������� �����

������� � ������������ ��������� ������������� �� ��������� � ������������� ��������� � ������������ ������������� � ������� (Andre, Durksen, Volman, 2017).

� ���� ��������� ������������ ������,

������ � ������ ����������� �������� � ���

�������������� �� ������ �����, ��� �������� �������������: ��� ����� ������������

��������� (������� / ��������� / ������������)

(Wickens, 2012): ����� ����������� � ������������� ��������, ����� ���������� � �������

��� �������� ��� � ������������ � ���������� ������������. ���������� �����������,

��� ������������ ��������� �������� �����

����������� ���� ���������, ������ ��� ��

���������� � ���������� � ���������������

��������� �������� �� �������������� ������� �������� � ��������� ������� ���������

(Andre, Durksen, Volman, 2017).

������������� � ������������� � ���� ������� �� ������������� ������ �������� � ������ ������������, � ������, ��� ����� �����

�������� ��������� ������ �� ������� �������� � ��������� ����� ����������.

��� ������� � ������������� ����������

���������� ��������������� �������� � ������ ������������ ������, ��� ��������������� ����������. � �������� 2013 ���� �����

������� �������� ��������� � ������� ��������������� ��������, ���������, �����������,

��������� �����������, ������������, ����������-�������� � ������ ���, �����������

�����������������������,�������������

������������ ����� � ���������� ������ ������������ ������ � ������� ����������� �

� ���, ��� ������ �� ���� ����������� � ������ ����� �������� ������, ����� ������������� ��������������� ������� ������ � ���������� ��������� ����� (Building the Future

of Education, 2014).

���� ������ � �����������

����� �����

�������������� ������������, ����������

�������������� � ����������� ������������

�������� ����������� � ���������, ������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� ������ ������������� ���������, �

���������� � ������������ ������������ ������ �� �������� ������� � 2007 ���� (National

Scientific Council on the Developing Child,

2007). � ��� ��� ����� ������������ � ����

����������� ��� ����������, ��������� ����

���� �������� ����������� ����� ������

����������� ����� � ���������� � ���������� ������������ ������� ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������, ������� � ���������� �������

(Miller, 2014). ��������� ��� ��������� �������� ������� �� �������� �������� ���������� ������ �� ������, ������� ��������

����� ����������� � �����, ���� �������

���������� ���� �� �������� ����� ����������� ������. ��������, � ��� ����� 80%

������ �������� ��������������� ���������

��� ����� (Bowers, 2012) � ������ �� ��������������� ������������ ����� 2 ���� ��������

� ��� (Association of Children�s Museums, 2008).

����� ������, ����������� ������� ���������, ��������� ������������� (�����������

2019�2021 ��. ������ � ����� ������ ��������, �� ����� �������������� ���� ������

� ������� �������).

���� �� ��������� ������� ���������� ������ ���������� ��������������� ���������

��� �����, ����� ���� �������� �� ��������

������������������������������������������ (Andre, Durksen, Volman, 2017). ������ �

���, ��� ���� ����, ��� ����������� �������

����� ����� ��������������, ���������� �

������������� ��������� � ��������� �����,

�������� � ������������ ������� ��������

������ ��������� �������� ����� ����� (Early

Learning in Museums, 2012).

����� ��������� ������������, ����������� ������� ������ �� ����������� �������� �������, ��������� ������� ���������

������.

��������� ����� � ��������������� ��������� � ����� ������������ �������� �������������� � ����������� ������� (Brain-

Building Powerhouses, 2015).

�������������� ������� �������� ���

����������� �������� � ������� ������,

���������� �������� � ����������� ��������, � ������� �������� ������, ��������

��� �����������, ����������������� � ������������� ��������������� ��� ���������

���������� ������������ �����. � ��� ���������� ������ ������ ���� � �����������

������ �� ���������� ���� �����.

����������� ������� �������� ���� ������� � ����������������� � ������������

(Blair, Razza, 2007; Tangney, Baumeister, Boone,

2008), �������� ���� ����� ������ (Piscatelli,

Anderson, 2001; Tan, Gong, Tsang, 2021), �������, ������ ������������� �����, ����������� ��������, ����������� ���������

����� (Galinsky,2010)�,�������, ����������������, ���������������� �������� (Brain-

Building Powerhouses, 2015).

��� ������ � ��������� ����������������

����������, ������� ������ � ������ ��������� Mind in the Making (MITM) ����������

����� � ������4.

4 http://www.mindinthemaking.org/

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ ��������� ��������, ��� ��� �������� ���� ������� ����������:

� ��������������� � ����������� ���������, ������� � ��������;

� ��������� �� ������� ������ ��������������� ��������, ������� ����� ������

����� ��������� ����, � ����� ��������� ���

���������� ���� �����;

� ��������� �� ������� ��������, ������� ����� �������������� �������� � �������� �������;

� ����������� ����������������� ��

��������� � ������ � ��������� ��������, ���

��� ����� ���������� ��������������;

� ���������� � ������ ������ � ��������� ��� �������� ������ ��������� ����, ���

������� ���;

� �������� ������ � ����������, �����

� ��������, ������� ��������� ����� � ������� ��������;

� �������� ��������� � ���������

� �������������;

� ����� ����������� ��������� ������, ��������� ������ �������, ������ ������

� ������� �� ��� � ���������� � �������������

�����;

� ����� ����������� � �����������

��� ��������� ����� ������� � ��������

��������;

� ����� ����������� � ���������� ������� ��� ������������, �������������, ����������, ���������������� � �����������;

� �����

� ����� ������ � ��������, ����������� ��� ���������� ������, �������� ������ � ��������� ����������� (Brain-Building

Powerhouses, 2015).

������� ����� �� �������������� �����

� ������� ������������� � �������������

�����������, � ������ ������� � ������, ��

���������, � ��������������� ������, � �����������, � ������� � �.�.

� ������������ ��������������� ������������ ������ ���������� ����� ��������������� �����������, ������� ����� �������

�����, ������ ��� �������� � ������ ���������� � ������� ��������� ������, �� ������������ ������� �������� (Hooper-Greenhill,

Moussouri, 2000).

����� ����� ��������� ����������� ���

���������� ���� �������:

1) ����������� ���������, ������������� �����, �������� � ���� � ������������ ��;

2) �������������� �� ������ ��������;

3) ������������� �������� � ������������������ ��������, ������������� ��������

����������� � �����������;

4) ��������� � ������� �����, ����������, ���������, ���������� (������� ���������) � ������� STEM / STEAM;

5) ��������� � �������� ������ � �������� ����������� � ������������; � �����

6) ��������� � ��������������� �� ������ �������� ��������� (��� ��).

��� ����, ���� ������������ ��������

����� ���������� � ���������� ��������

(������� ����), �� ����� ������������ ������������ ������� (��������, ������������������� � ��������������� ��������

��������� (Falk, Dierking, 2000). ��� ��������� ���������� � � ���, � �� �������.

�� ���������� �������� ����� �������:

��������� ��� 6 �� 16� �� ������ ������

(�.�. ���������, �.�. ��������); �����������

��� � ��������� (�.�. �������, �.�. ��������); ������ � �������� � ��������� ������

(�.�. ��������); �����������, ������ (�.�. ��������, ������������� ����� �������� ����������, ������� ����� �. �����-����������).

� ��������� ���� ������� �������� ���������� � ���� ��������, ������������ ������� ��� ����� ����������� ��������. � � 2021

���� 131 �����, ����������� �������� � �������� ��������� �������� ����� � �������

(Report of the Trustees and unaudited Financial

Statements, 2021).

���� ������ �������� ���������� � ������� ������� ������������, ����� ��� ����� ���������� ����� ����� �������� ������ � ����� ����������� ������ (Anderson et al., 2003).

������, ������� �����

������� � ����� ��������

���� ����������� ��������� �� ������

�������������, �� � ����� ����. ������� ��

��������� ������������, ������ �� ����� � ��������������� ��������:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ��� ����� ����� ���������� � �������

�������������� � ��������� � ����� ����������� � ��������?

� ��� �� ��������������� ������� � ����������� ������� � ����, ����� ������ ������������ ����?

������ �������, �� ��������� ����������, � ������ � ��� ���������� ����� � � 2005

����, ����� ��� ����������� ������ ������

�� ��������� �������, �������� �������

� ������� ����������� ���� ��������������:

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

����� �� ����� �������� ����������� � ��������, �� ������ �������� � ������� ����������� �������� ��� ����������� �������, �

�� ������������ �������, � ������������ ����

�������� ��� ������������� ��������. ���

����� ���������� ������� ������ ��������

��������, � �� �����������, ������� �������������� ��� �������� ���� K-12, � ��������,

��� �������� ����� ����������� � ����� �����, � ����� ����� � � ����� ������. � �����:

������������ ���� ��� �����������, � �������

������� ���� ������, � ������� ������ ������! ��� ����������� ������������ � ��������

�XXI����.������������������������������

� ���������� ����� ��������� � iGeneration �

� �������� ��, ��� �� ����. ������� ���� �������� ��-�������. ��� �������� � �������� �����. ��� ������������, ������������� � ��������������. � ��� ������� ������ �����������.

��� �� ���������� ����������, ������� �������� ���������, ��������� � �������������.

�� �� ������ ����������� �������� � ������

� ����������� ����, ���� �� ������� ���� ������� �����, ���� �������� ������������, ����

������������� ��������, ���� ����������� ���������� �, �������, ���� ���������, �� � �������, ��������� �����������.

����������

���������� ���������� �������������

���������� ����������� �� ������ ��� �������� ����� �� ����� ������, �� � ��� �������������� ����������� ���������� �������

����������� (� ��������� ������. ���������

������ ������).

�������� ��������� �������������������

��-��������������������������������������� �������� �����������, ����������������

�������������� ���� ���������� ����������� � �������� �������������� �� ��������������� � ������� �������. ������������

����� ��������� ����������� ��������� ��������������� ����������� � ������� ������������, ����������� ������������� ��������

� ���������� ��������� � ��������� �������, ���������� � ��������������. ��������

����� ���, ����������������� ������ �����������, ����������� �� ��������� �������

����������� ������������� � �������������

��������������� �������� (��� ��).

�����, ���������� � ������ ����������

�������� � ������� ���������, ���������� ��

������ �����, ������� ����� ��������������

�������� � ����������� ���������� ��������

� ����� ������ ���������� ��� ����������

���������� (��� ��).

���� � ������������� ��������������� ������� ������ ������ � ���������� ��������� ������� (��� ��).

���� � ���, ��� ����������� ���� �����, ������� ������ ��������������. � ���� ������

�����, ������, ���������� � ���������� ������ ������ ������� ������������� �����

� �������� ��������� �������� ��� �������

� ����������� �������� (��� ��).

n

P.S. �� ����������� �������������� ������ ������ (����) � ����� ���� �������

����� ����������� ������.

���������� �� ������

�������� ����� ���������, �������� ������������ ����, ������� ������� ��������� ������ �� �������� ���������������� ���

���� ����������������� ������, ��������

�����, ��������� ������������� �������������� �������� ����������� �����������

(������, ������), ORCHID: 0000-0003-21185510, irinakomarova@mail.ru

Information about author

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead

Researcher, Productive Forces Research Council of

the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry

for Economic Development and Trade of the Russian

Federation, International Academy of Preschool

Education, Moscow, Russia, ORCHID: 0000-00032118-5510, irinakomarova@mail.ru

���������� / References

1. ����� �. ���������� � ������ ��� ������ �������� �������. � �.: �����������, 1968. �

�. 5�6.

2. �������� ���������� ���� �������� //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_120805/3f30b673efce96c7eae8e3d78c44ad3

4994ffa3c/

3. ����� �. ����������� � �����������

�����: ���� �������� � ����������� �������� //

����� ��� ������������ �����������: ����, ������,

�������� ������� / ���. ���. �. ���������. ����.

�. �����������. � �., 2012. � �. 30.

4. ����� �. ��������� ������������ �� ������� � ���������. � �.: Strelka Press, 2012. � 15 �.

5. � ��������� ������. ��������� ������

������ // https://ifap.ru/library/book042.pdf

6. ������ �.�. ����������� � ������ � � ����: �������� ���������, 2020 // https://edpolicy.

ru/education-trends

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

7. �������� �.�. ���������������

�������� ��� �������� ����� ��������������� ������� // ����������� ���������� �����������. � 2019. � �2(92). � �. 16�29. DOI:

10.24411/1997-9657-2019-10041

8. �������� �.�. �������� ������������� � ������� ��� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �2(110). � �. 4�15. DOI:

10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15

9. ������ �. ������������ ������������. �

�.: Strelka Press, 2015. � 432 �.

10. ����������� �. ������. ����� ������ ��������� ������. � �.: Ad margemen / �������, 2016.

11. ��� �. ����� � ������, 2019 // https://

artguide.com/posts/1810

12. ����� ��� ������������ �����������: ����,

������, �������� �������. / ���. ���. �. ���������.

����. �. �����������. � �., 2012. � 176 �.

13. ����������� �.�. �������� ������������� � ��������� ������ (���������� IT-������

� �� ��������� � ����� ��������), 2017 // https://

cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-iinstituty-pamyati-aktualnye-it-trendy-i-ih-otrazhenie-vsfere-kultury

14. ����������� ��������� � �������������

������. � �����: ����������� // ������������.�� �

������� ������ �� ��������� � ��������: [����]. �

2018. � URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/ (���� ���������: 8.08.2022)

15. ��������� �.�. �������� ���������� � ��

��������������� ����������� � �������� �������������� ��������������: ������� �������. �

������: ���������� �������� ������, 2007.

16. ��������� � ����������� �������� ������������� ����������� / ��� ���. �.�. �������,

�.�. �������. � �.: ���-�� ���, 2019. � C. 30.

17. ����� �. ����������� �������� ������������: ����� ����������. � �., 2006. � �. 204.

18. ����� ����, �������� �� 21 �����������

��������� � ����. �������, 2007.

19. Anderson, D., Piscitelli, B., Weier, K.,

Everett, M., and Talyer, C. (2003). Children�s museum

experiences: identifying powerful mediators of learning.

Curator, 45(3), 229

20. Andre L., Durksen T., Volman M.L.

(2017) Museums as avenues of learning for children:

a decade of research // https://link.springer.

com/article/10.1007/s10984-016-9222-9

21. American Alliance of Museums, �Building

the Future of Education: Museums and the Learning

Ecosystem� Center for the Future of Museums (2014).

https://www.aam-us.org/2014/01/20/ building-thefuture-of-education-museums-and-the-learningecosystem/

22. Association of Children�s Museums (2008).

http://www.childrensmuseums.org/about/history.htm

23. Bamberger, Y., & Tal, T. (2007). Learning in

a personal context: Levels of choice in a free choice

learning environment in science and natural history

museums. Science Education, 91(1), 75-95.

24. Bedford, L. (2001). Storytelling: The real work

of museums. Curator: The Museum Journal, 44(1). � �.

30.

25. Bell, Phillip, Bruce Lewenstein, Andrew

W.Shouse, and Michael A. Feder. 2009. Learning

Science in Informal Environments � People, Places and

Pursuits. Washington, DC: The National Academies

Press.

26. Blair C., Razza R. (2007). Relating Effortful

Control,ExecutiveFunction,andFalseBeliefUnderstanding

to Emerging Math and Literacy Ability in Kindergarten

// https://www.researchgate.net/publication/6425230_

Relating_Effortful_Control_Executive_Function_and_

False_Belief_Understanding_to_Emerging_Math_and_

Literacy_Ability_in_Kindergarten

27. Bowers, B. (2012). A look at early childhood

programminginmuseums.JournalofMuseumEducation,

37(1), 39�48.

28. Bradburne, James. M. 2001. �A New Strategic

ApproachtotheMuseumanditsRelationshiptoSociety.�

Museum Management and Curatorship 19 (1): 75-84.

29. Brain-Building Powerhouses: How Museums

andLibrariesCanStrengthenExecutiveFunctionLifeSkills

(2015)/FamiliesandWorkInstitute//https://mgol.net/wpcontent/uploads/2020/05/BrainBuildingPowerhouses_

museums-and-libraries.pdf

30. Building the Future of Education: Museums

and the Learning Ecosystem / American Alliance of

Museums. 2014. // https://www.aam-us.org/wp-content/

uploads/2017/12/Building-the-Future-of-Education.pdf

31. Cox-Petersen, A.M., Marsh, D.D., Kisiel, J., &

Melber, L.M. (2003).Investigationofguidedschooltours,

student learning, and science reform recommendations

at a museum of natural history. Journal of Research in

Science Teaching, 40(2), 200-218.

32. Crowley K., Pierroux P., Knutson K. (2014)

Informal Learning in Museums: Opportunities and Risks

In book: The Cambridge Handbook of the Learning

Sciences (pp.461-478). Publisher: Cambridge University

Press.

33. DfE (2013) Cultural Education: A summary

of programmes and opportunities, London: The DfE

(Department for Education);

34. Early Learning in Museums. A Review of

Literature // https://www.si.edu/Content/SEEC/docs/mem

%20literature%20review%20early%20learning%20in%

20museums%20final%204%2012%202012.pdf

35. Eisner, E. and Dobbs, S. (1986) The Uncertain

Profession: Observations on the State of Museum

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

Education in Twenty American Art Museums, Santa

Monica, California: The J. Paul Getty Trust

36. Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2000). Learning

from museums: Visitor experiences and the making of

meaning. Walnut Creek, CA: AltaMira Press

37. Family Interactive Spaces: Are They Necessary

or Just Nice? // https://www.aam-us.org/2022/05/27/

family-interactive-spaces-are-they-necessary-or-justnice/#:~:text=A%20majority%20said%20that%20wit

hout,the%20spaces%20make%20a%20difference.

38. Galinsky E. Mind in the Making: The Seven

Essential Life Skills Every Child Needs // https://journals.

lww.com/jrnldbp/fulltext/2011/06000/mind_in_the_

making__the_seven_essential_life.7.aspx

39. Garnett, R. 2001. The Impact of

Science Centers/Museums on their Surrounding

Communities: Summary Report. Accessed October

8, 2014. The Association of Science-Technology

Centers (ASTC): http://www.astc.org/resource/case/

Impact_Study02.pdf

40. Hein, G. (1998) Learning in the Museum,

London: Routledge;

41. Henderson, T. & Atencio, D. (2007).Integration

of play, learning and experience: What museum visits

afford young visitors. Early Childhood Education Journal,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35(3), 246.

42. Hooper-Greenhill, E. (2007) Museums and

Education: Purpose, Pedagogy, Performance, London:

Routledge.

43. Hooper-Greenhill, E. (1991) Museum and

gallery education, Leicester: Leicester University Press.

44. Hooper-Greenhill, E., & Moussouri, T. (2000).

Researching learning in museums and galleries 19901999:Abibliographicreview.Leicester:ResearchCentre

for Museums and Galleries.

45. How M+ museum can boost Hong Kong�s

reputation as Asia�s World City (2021) // https://www.

scmp.com/comment/letters/article/3130426/how-mmuseum-can-boost-hong-kongs-reputation-asias-worldcity

46. Institute of Museum and Library Sciences

(2013). Growing young minds: How museums and

libraries create lifelong learning. Retrieved from: http://

www.imls.gov/assets/1/Asset Manager/GrowingYoung

Minds.pdf

47. Jacobsen J. W., Roberts L., Ellis D. W., Hein G.,

Baum L. (2019) Assessing Museum Impact: From Theory

to Practice // https://nemanet.org/files/9015/7591/7381/

AMI_Summary_Report_FINAL.pdf

48. King, B. and Lord, B. (eds) (2016) The manual

ofmuseumlearning[secondedition],Lanham,Maryland:

Rowman & Littlefield

49. Krakowski, P. (2012). Museum superheroes:

The role old play in young children�s lives. Journal of

Museum Education, 36(1), 51.

50. Lisbon Strategy // https://en.wikipedia.

org/wiki/Lisbon_Strategy

51. Miller J. (2014) Emerging Practices: Early

LearningExperiencesinArtMuseums.Athesissubmitted

in partial fulfillment of the requirements for the degree of

Master of Arts University of Washington.

52. Munley M.E. (2012).Earlylearninginmuseums:

a review of the literature.

53. MuseumsImaginationandEducation/Museums

and monumentes. XY UNESCO. 1973.p.18.

54. National Scientific Council on the Developing

Child (2007). The science of early childhood

development: Closing the gap between what we know

and what we do. Retrieved from: http://developingchild.

harvard.edu/resources/reports_and_working_papers/

science_of_early_childhood_development/

55. Piscatelli B., Anderson D. (2001). Young

Children�s Perspectives of Museum Settings and

Experience // (PDF) Young Children�s Perspectives of

Museum Settings and Experiences (researchgate.net).

56. Report of the Trustees and unaudited Financial

Statements for the year ended 31 March 2021 for Kids

in Museums // https://www.gtm.org.uk/assets/Uploads/

Unaudited-Financial-Statements-Year-Ending-31-March2021.pdf

57. Science Education in Europe: National

Policies, Practices and Research // https://eric.

ed.gov/?id=ED541702

58. Semmel, M. (2012) �An opportune moment.

Museums in the National Conversation on Early

Learning�, Journal of Museum Education, 37 (1) 17-28.

59. Shaffer, S. (2011). Opening the doors: Engaging

young children in the art museum. Art Education, 64(6),

41-46.

60. Tan, F., Gong, X., & Tsang, M.C. (2021). The

educational effects of children�s museums on cognitive

development: Empirical evidence based on two samples

from Beijing

61. Tangney J., Baumeister R.F. Boone A.L. (2008).

High Self-Control Predicts Good Adjustment, Less

Pathology, Better Grades, and Interpersonal Success //

https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.00223506.2004.00263.x

62. Van Schijndel, T. J. P., Franse, R. K., &

Raijmakers, M. E. J. (2010). The exploratory behavior

scale: Assessing young visitors hands-on behavior in

science museums. Science Education, 94(5), 794-809.

63. Wickens, K.A. (2012). Museums and

community�The benefits of working together. Journal of

Museum Education, 37(1), 91-100.

64. Yanez, C., Okada, A., & Palau, R. (2015).

New learning scenarios for the 21st century related to

Education, Culture and Technology. RUSC. Universities

and Knowledge Society Journal, 12(2). pp. 87-102. doi

http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i2.2454

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.