Научная статья на тему 'МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК'

МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура студентов / миофасциальный релиз / дистанционное обучение / physical culture of students / myofascial release / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Смирнова Галина Анатольевна

Предложена методика, направленная на устранение мышечной крепатуры после тренировочной нагрузки у студентов транспортных вузов. Доказано, что применение комплекса упражнений миофасциального релиза позволит дополнить инструментарий преподавателей и студентов в решении задачи восстановления после активных физических нагрузок, в том числе при дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Смирнова Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYOFASCIAL RELEASE AS A TOOL FOR RECOVERY OF TRANSPORT UNIVERSITY STUDENTS AFTER PHYSICAL STRESS

The proposed methodology is aimed at eliminating muscle soreness after the training load of students of transport universities. It has been proven that the use of a set of myofascial release exercises will supplement the instrumentation of teachers and students in solving the problem of recovery after active physical exertion, including distance learning.

Текст научной работы на тему «МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-55-60

МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ

ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ

ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

И.С. Щадилова, Г.А. Смирнова

Предложена методика, направленная на устранение мышечной крепатуры

после тренировочной нагрузки у студентов транспортных вузов. Доказано, что при-

менение комплекса упражнений миофасциального релиза позволит дополнить инстру-

ментарий преподавателей и студентов в решении задачи восстановления после ак-

тивных физических нагрузок, в том числе при дистанционном обучении.

Ключевые слова: физическая культура студентов, миофасциальный релиз,

дистанционное обучение.

MYOFASCIAL RELEASE AS A TOOL Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук,

FOR RECOVERY OF TRANSPORT доц., ishchad@mail.ru, Россия, Москва, Российский уни-

UNIVERSITY STUDENTS AFTER верситет транспорта (МИИТ),

PHYSICAL STRESS Смирнова Галина Анатольевна, старший

преподаватель, ishchad@mail.ru, Россия, Москва, Россий-

Shchadilova I.S., candidate of pedagogical ский университет транспорта (МИИТ)

sciences, associate professor, ishchad@

mail.ru, Russia, Moscow, Russian University Подготовка специалистов для

of Transport (MIIT),

Smirnova G.A., senior lecturer, ishchad@ транспортной отрасли Российской Феде-

mail.ru, Russia, Moscow, Russian University рации базируется на предоставление

of Transport (MIIT) возможности для будущих и действую-

The proposed methodology is aimed at elimi- щих сотрудников активно заниматься ин-

nating muscle soreness after the training load тересующими их видами двигательной

of students of transport universities. It has активности. Мероприятия, организован-

been proven that the use of a set of myofascial

release exercises will supplement the instru- ные для работников, разнообразны, зна-

mentation of teachers and students in solving чимы и оказывают положительное влия-

the problem of recovery after active physical ние на формирование здорового образа

exertion, including distance learning.

жизни личности. Многочисленные со-

Key words: physical culture of students, myo- ревнования по традиционным и нетради-

fascial release, distance learning. ционным видам спорта, спортивно-раз-

влекательные мероприятия позволяют получить положительные эмоции,

усилить командообразующую работу, сделать более понятной философию

компании. Российский университет транспорта (РУТ) занимается обуче-

нием будущих транспортников и ведет активную спортивно-оздорови-

тельную работу со студентами, внедряя новейшие технологии обучения.

Важным представляется воспитание и внедрение в осознанную самостоя-

тельную практику студентов-транспортников разнообразных прогрессив-

ных направлений, методов и средств для формирования целостной физиче-

ской культуры.

55

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Цель исследования – ообосновать эффективность применения на

занятиях физической культурой в вузе методик, направленных на устране-

ние мышечной крепатуры после тренировочной нагрузки.

Практические занятия по дисциплине «Физическая культура и

спорт» со студентами РУТ (будь то занятия по общефизической подго-

товке или занятия спортивными играми, или комплексные занятия, или

нетрадиционные виды гимнастики) сопряжены с мышечными усилиями.

Для слабо подготовленного физически человека такая нагрузка, как пра-

вило, некоторое время сопровождается болями в мышцах и даже ведет к

скованности движений. Возможны и более серьезные последствия, если не

предпринять превентивные меры вовремя.

Подобные реакции организма на физические нагрузки сугубо инди-

видуальны. Возможно, что болевые ощущения после занятий физической

культурой могут являться причиной пропусков учебных занятий и форми-

рования негативного отношения к физической активности в целом [3, 6, 7].

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективным, но

малоизвестным средством расслабления после активных физических

нагрузок является миофасциальный релиз (МФР) или расслабление. Тех-

ника МФР направлена на восстановление здорового функционирования

мышц путем их расслабления. Она способна одновременно воздействовать

как на ткани мышц, так и на соединительные ткани. Эффект релаксации

достигается за счет механического воздействия на фасции (соединительная

ткань, окружающая все наши органы, включая мышцы, сосуды, суставы,

кости и нервные волокна). Такое специфическое механическое воздействие

на мышцы приводит к улучшению кровообращения и питания этой зоны и

активации работы центральной нервной системы, которая начинает посы-

лать дополнительные сигналы на расслабление мышц и фасций [1, 4, 5, 8].

Предварительное ознакомление обучающихся РУТ проводилось в

весеннем семестре 2018 г. (все желающие студенты были приглашены на

мастер-класс по программе освоения МФР). На первом занятии присутст-

вовало 73 чел. (юноши и девушки), из них только 13 чел. (9,5 %) сказали,

что их данное направление реабилитации не удовлетворяет из-за необ-

ходимости приобретать оборудование, еще 5 чел. (3,7 %) остались равно-

душными к такой практике.

Дальнейшее обучение с применением МФР было реализовано на

учебных занятиях по аэробике, тренировках по волейболу со студентами-

спортсменами.

Для экспериментальной группы в качестве дополнительного зада-

ния в конце тренировки рекомендовали использовать упрощенный способ

МФР: Self Myofascial Reiease (самостоятельное миофасциальное расслаб-

ление), не требующий постороннего участия массажиста или другого спе-

циалиста в этой области. Для того чтобы уменьшить ощущение боли в

56

3

Физическая культура [Physical culture]

мышцах и добиться их расслабления, необходимо использовать специаль-

ное оборудование, которое и будет создавать давление и эффект растяже-

ния на определенную область. Варикозное расширение вен, онкология,

порезы или открытые раны, беременность, повышенное или пониженное

давление, травмы являются противопоказаниями к применению в еже-

дневной практике миофасциального релиза. Следует проявить осторож-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность и избегать воздействия на отделы позвоночника, в которых имеются

межпозвонковые грыжи и протрузии [2, 8].

Для реализации разработанной программы миофасциального релиза

требуется не сложный, но обязательный инвентарь. Основными видами

необходимого инвентаря являются: роллеры, цилиндры, мячи, двойные

мячи. Самым универсальным из них – роллер или валик (большая часть

всех упражнения выполняются с его использованием, инструмент пред-

ставляет собой пластмассовый цилиндр – foamroller, легкий и удобный в

транспортировке) [8].

Студенту-спортсмену, включившему в свою тренировочную подго-

товку МФР, при выраженной крепатуре рекомендовали использовать рол-

леры средней жесткости, так как более жесткий инвентарь может привести

к сильным болевым ощущениям и даже к травмам мягких тканей. Такой

способ воздействия на мышцы называется «прокатками». Перекатывание

на роллере необходимо выполнять медленно, от 30 до 45 с, в сочетании со

спокойным глубоким дыханием [8].

Студенты как приходили на занятия со своим инвентарем (волейбо-

листы приносили один роллер на двух-трех человек), так и пользовались

инвентарем, предложенным преподавателями. Теннисные и массажные

мячи разных размеров использовались на каждом занятии всеми обучаю-

шимися. Дополнительно применяли технику МФР с собственным телом и

телом партнера, воздействуя руками на болевые точки и напряженные

мышцы.

Теннисные или специализированные мячи МФР рекомендуются для

воздействия на отдельные группы мышц и тиггерные точки. Также приве-

дем общие методические рекомендации для практического применения

МФР на занятиях физической культурой и самостоятельных тренировках

студентов:

– в начале тренировки или перед ее основной частью для профилак-

тики травматизма, снижения болевых ощущений и повышения эластич-

ности мышц для дальнейшей работы необходимо использовать упражне-

ния с увеличенной амплитудой движения в суставах;

– в заминке для снижения потенциальной возможности возникно-

вения болевых или неприятных ощущений в мышцах и для скорейшего

восстановления;

– в самостоятельных занятиях для снятия мышечного перенапряже-

ния, связанного с выполнением физической нагрузки высокой интенсивно-

57

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

сти, а также для уменьшения спазма и болевых ощущений, возникающих в

результате выполнения однотипных движений, вынужденного длительного

положения тела в неудобной позе (например, при продолжительной работе

за компьютером), травм или микротравм, а также для улучшения гибкости

позвоночного столба [8].

Весенний семестр 2019/20 г. позволил полностью применить ва-

риант самостоятельного использования предложенной программы в связи

с переходом на дистанционную форму работы. Волейболисты (члены

сборной команды вуза) применяли МФР как в разминочной и заминочной

части тренировок, так и после длительных функциональных нагрузок.

Студентки, занимающиеся в секции аэробики, были недостаточно

активны, обратная связь была установлена только с 26 девушками из 38.

Юноши присылали видео- и фотоотчеты о своих занятиях, один раз в

2–3 недели проводились консультации и опрос студентов с целью выявле-

ния трудностей при самостоятельном использовании методики и корректи-

ровки индивидуальных программ.

В результате проведенного опроса (в сентябре) установлено, что

студенты-волейболисты внедрили технику МФР в свою тренировочную

практику в 72 % случаев, студентки из секции аэробики использовали

предложенный комплекс только в 34 % случаев. На наш взгляд, объясне-

ние довольно простое: спортсмены чаще нагружают мышцы и, следова-

тельно, у них имеется больше мотивации к восстановлению, плюс вырабо-

танная годами самодисциплина и желание получить новые знания по фи-

зической культуре.

Студентов предупреждали, что, применяя МФР самостоятельно,

следует обращать внимание на то, что:

– нежелательно начинать выполнение «прокатки» с наиболее бо-

лезненной точки;

– при перекатывании необходимо выполнять упражнения медленно;

– не рекомендуется дольше 1 мин обрабатывать мышцы в «боле-

вой» зоне;

– следует исключать выполнение упражнений в нефизиологичном

положении тела;

– недопустимо чрезмерное давление на массируемый участок тела;

– недопустимо применение неправильно подобранного оборудова-

ния для выполнения МФР.

Таким образом, внедрение техники МФР в повседневную практику

занятий физическими упражнениями и самостоятельных занятий спортом

способствует:

– подготовке мышц к предстоящей физической нагрузке;

– профилактике травматизма и более быстрому восстановлению

мышц после травм;

58

5

Физическая культура [Physical culture]

– снижению гипертонуса мышц, улучшению осанки и микроцирку-

ляции мягких тканей, повышению подвижности в суставах, уменьшению

отеков, стимуляции деятельности лимфатической системы человека;

– снятию психоэмоциональноного напряжения и расслаблению;

– более быстрому достижению оптимального функционального со-

стояния (спортивной формы);

– повышению физкультурно-спортивной активности и обогащению

личного двигательного опыта.

Список литературы

1. Лопатин И.В. Работа с триггерными точками. Расслабляем

мышцы, избавляемся от боли. М.: Вектор, 2015. 160 с.

2. Монхейм К., Лаве Д. Руководство по миофасциальному расслаб-

лению. М.: Медицина, 2002. 144 с.

3. Постол О.Л., Панкратова О.Н. Повышение психофизических ка-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

честв студенток транспортного вуза на занятиях по физической культуре с

применением восточных оздоровительных практик // Ученые записки уни-

верситета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 262–265.

4. Смирнова Е.В. Что такое миофасциальный релиз и почему это

фитнес будущего [Электронный ресурс]. URL: https://bazaar.ru/beauty/

health/chto-takoe-miofascialnyy-reliz-i-pochemu-eto-fitnes-budushchego/ (дата

обращения: 15.02.2021).

5. Стефаниди А.В. Мышечно-фасциальная боль, патогенез, диагно-

стика, мануальная терапия: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГМУ, 2008.

252 с.

6. Столяров В.И., Фирсин С.А. Личностно-ориентированное ком-

плексное физическое воспитание школьников: монография. Саратов: Из-

дат. центр «Наука», 2017. 192 с.

7. Щадилова И.С. Элективные курсы по физической культуре как

основа мотивации студентов к практическим занятиям // Известия Туль-

ского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018.

Вып. 2. С. 92–96.

8. Щадилова И.С., Смирнова Г.А. Самостоятельные занятия со-

трудников транспортной отрасли физическими упражнениями с примене-

нием миофасциального релиза // Транспортное право и безопасность. 2020.

№ 1. С. 207–213.

References

1. Lopatin I.V. Rabota s triggernymi tochkami. Rasslablyaem myshcy, izbavlyaem-

sya ot boli [Working with trigger points. We relax muscles, get rid of pain]. M.: Vector, 2015.

160 p.

59

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

2. Monhejm K., Lave D. Rukovodstvo po miofascial'nomu rasslableniyu [Guide to

myofascial relaxation]. M.: Medicine, 2002. 144 p.

3. Postol O.L., Pankratova O.N. Povyshenie psihofizicheskih kachestv studentok

transportnogo vuza na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture s primeneniem vostochnyh ozdoro-

vitel'nyh praktik [Improving the psychophysical qualities of female students of a transport

university in physical culture classes with the use of oriental health-improving practices] //

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2019.

No. 4 (170). P. 262–265.

4. Smirnova E.V. Chto takoe miofascial'nyj reliz i pochemu eto fitnes budushchego

[What is myofascial release and why is this fitness of the future] [Electronic resource]. URL:

https: // bazaar.ru/ beauty/health/chto-takoe-miofascialnyy-reliz-i-pochemu-eto-fitnes-budush-

chego (date accessed: 15.02.2021).

5. Stefanidi A.V. Myshechno-fascial'naya bol', patogenez, diagnostika, manual'naya

terapiya [Muscular fascial pain, pathogenesis, diagnosis, manual therapy]: textbook. allow-

ance. Irkutsk: Izd-vo ISMU, 2008. 252 p.

6. Stolyarov V.I., Firsin S.A. Lichnostno-orientirovannoe kompleksnoe fizicheskoe

vospitanie shkol'nikov [Personally-oriented complex physical education of schoolchildren]:

monograph. Saratov: Publishing house. center "Science", 2017. 192 p.

7. Shchadilova I.S. Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture kak osnova motivacii

studentov k prakticheskim zanyatiyam [Elective courses in physical culture as the basis of

students' motivation for practical training] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universi-

teta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture.

Sport]. 2018. Issue 2. P. 92–96.

8. Shchadilova I.S., Smirnova G.A. Samostoyatel'nye zanyatiya sotrudnikov trans-

portnoj otrasli fizicheskimi uprazhneniyami s primeneniem miofascial'nogo reliza [Self-study

of employees of the transport industry in physical exercises with the use of myofascial re-

lease] // Transportnoe pravo i bezopasnost' [Transport law and security]. 2020. No. 1. P. 207–

213.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.