CONCEPTUAL BASES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITY OF CHILDREN OF PRE-SCHOOLAGE IN CONDITIONS OF DIFFERENTIA TED APPROACH
N.A. Sharikilo
The conceptual bases of development of physical qualities of the senior preschool children in the conditions of the differentiated approach are determined and described, being one of the most important ways of training and contributing to the increase of the level of physical preparedness in children of the senior preschool age.
Key words: physical education, children of senior preschool age, physical qualities, physical readiness, concept, differentiated approach.
Sharikalo Natalia Alexandrovna, post-graduate student, [email protected], Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МИОФАСЦИАЛЬНОГО РЕЛИЗА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Е.А. Широкова
Разработан комплекс упражнений на основе средств миофасциального релиза в процессе проведения занятий по предмету «Физическая культура» со студентами высших учебных заведений и проверена его эффективность. Выявлена степень влияния миофасциального релиза при применении в процессе учебных занятий физической культурой в вузе для снятия излишнего мышечного напряжения.
Ключевые слова: релаксация, триггерная точка, миофасциальный релиз, физическая культура.
В процессе трудовой, а также учебной деятельности возрастают нагрузки на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности. В таких условиях умение снимать физическое и психоэмоциональное напряжение становится важным и необходимым для каждого человека (Г.С. Петрова, 2012; Т.О. Славнова, 2003; Д.В. Федин, 2011; Е.О. Черкевич, 2007 и др.).Именно поэтому актуальной областью научных исследований становятся методы физической и умственной релаксации.
В переводе с латинского релаксация (relaxatio)означает «ослабление, расслабление», снижение тонуса скелетной мускулатуры. По данным теоретических источников, под релаксацией понимают состояние человека, которое сопровождается полным расслаблением, как сознания, так и физического тела [1, 4]. Релаксация помогает избавиться от излишнего напряжения и стресса, что в повседневной жизни оказывается
необходимым умением, не только для взрослых людей, ведущих трудовую деятельность, но и для более пожилых групп населения, и, конечно, для студенческой молодежи.
Технологии релаксации, как физической, так и умственной исследуется и применяется в формах прогрессивной релаксации, аутогенной тренировки различной направленности и в других формах, эффективность которых была доказана многими учеными в конце двадцатого столетия (Н.В. Решетников, 1986; Т.М. Киселёва, 1983; Г.Н. Легостаев, 1996) и получила подтверждение на современном этапе (И.А. Батракова, 2004; В.Ю. Кузьмина, 2011; Л.В. Семашко, 2012; Н.Н. Сентябрев,2005 и др.).
В настоящем исследовании будут затронуты вопросы, сравнительно недавно появившегося направления релаксации, средства которого могут быстро и эффективно снимать излишнее мышечное напряжение - миофас-циальный релиз (МФР).
Первоначально подобные технологии применялисьпреимущест-венно для занятий лечебной физической культурой (ЛФК). Доктор Моше Фельденкрайз впервые использовал валик из пеноматериала в лечебных целях (для исправления осанки, снятия зажимов мышц, развития координации движений) в конце 50-х годов ХХ века [2].
Сама методика миофасциального релиза была применена в 1981 г. в Америке. Авторами методики являются Anthony Chila, Carol Manheim и John Peckham.
В университете штата Мичиган проводилось изучение различных методик массажа и мануальной терапии, в результате чего был разработан специальный метод воздействия на миофасциальные структуры. Метод получил название «миофасциальный релиз» и вскоре обрел популярность среди мануальных терапевтов и фитнес-инструкторов, однако объективных исследований, оценивающих его эффективность, не проводилось [5].
Для фитнеса применяется упрощенный вариант метода -самостоятельный миофасциальный релиз, самомассаж (Self Myofascial Release). Данный вариант метода предполагает самостоятельное выполнение упражнений, без помощи врача или массажиста, что дает возможность регулировать степень нажатия на мышцы и их растяжение, руководствуясь при этом своими ощущениями.
МФР - это мягкая мануальная техника, суть которой заключается в снятии излишнего напряженияи мышечных зажимов (так называемых «триггерных точек»); ее основная цель - расслабить мышцы и связочный аппарат путем воздействия на фасцию (соединительно -тканную оболочку мышцы) с помощью особого сочетания движений и их последователь -ностей. Результатом воздействия является полное расслабление одной мышцы, либо группы мышц. Состояние фасции, в которую «окутана» мышца, напрямую влияет на состояние самой мышцы, а поскольку су -
шествует непрерывная связь между фасциями, изменение состояния одной из них оказывает непосредственное влияние на состояние других [3].
Грамотно воздействуя на фасцию, можно добиться значительного улучшения состояния мышц за короткое время и оказать позитивное влияние на все внутренние органы в долгосрочной перспективе.
Воздействовать на фасции можно используя жесткие теннисные мячи, а также специальные роллы разной жесткости. Эффект достигается за счет сдавливания и пассивного растягивания перенапряженной мышцы, которая нуждается в реабилитации.
В настояшее время миофасциальный релиз все глубже проникает в оздоровительные занятия, широко используется на занятиях йоги и пилатес для расслабления и растяжения закрепощенных мышц.
На основе данных современных исследований можно предположить, что миофасциальный релиз при применении в процессе учебных занятий физической культурой в вузе, может помочь более эффективно решать задачи заключительной части занятия - снятия излишнего мышечного напряжения у занимающихся.
Для оценки эффективности данной техники нами было проведено экспериментальное исследование на базе кафедры физического воспитания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Цель исследования - выявить какое влияние оказывает мио-фасциальный релиз при применении в процессе учебных занятий физической культурой в вузе для снятия излишнего мышечного напряжения у занимающихся.
Основные задачи исследования:
- провести анализ научно-методической литературы по теме исследования и теоретически определить возможности использования «миофасциального релиза» на занятиях физической культурой в вузе;
- разработать комплекс упражнений на основе средств мио-фасциального релиза для включения в учебные занятия по физической культуре со студентами;
- экспериментально проверить эффективность средств мио -фасциального релиза в работе со студентами.
Объект исследования: процесс физического воспитания студентов в
вузе.
Предмет исследования: использование техник миофасциального релиза в процессе физического воспитания студентов вуза.
В эксперименте участвовали 2 группы студентов 1 -го курса университета КГУ им К.Э. Циолковского численностью 15 и 16 чел. Эксперимент длился 4 месяца (с февраль по май 2018 года).
В контрольной группе студенты занимались классической аэробикой, занятие состояло из 3-х частей: подготовительная часть, основная часть - силовой комплекс на основные мышечные группы,
заключительная часть - комплекс, направленный на развитие гибкости.
В экспериментальной группе в заключительной части вместо комплекса на развитие гибкости нами был использован комплекс упражнений с элементами миофасциального релиза. При его реализации использовались теннисные мячи. В экспериментальном комплексе воздействия теннисными мячами осуществлялись на мышцы верхних и нижних конечностей, мышцы спины и пресса, а также специфические точки на голове.
Для оценки влияния данной техники на респондентов использовался метод опроса и общая оценка уровня развития гибкости. Статистическая обработка проводилась по общепринятым методам математической статистики с расчетом среднего арифметического (X), среднего квадратичного отклонения (о), ошибки среднего арифметического (т), проверка результатов исследования на достоверность различий (р) производилась по ^критерию Стьюдента.
В таблице представлена динамика показателей гибкости контрольной и экспериментальной групп.
Динамика показателей гибкости в контрольной и в экспериментальной группах
Группа оличество ледуемых и 5 - и. И К Показатели гибкости
° Ё е ч £ с т с и Наклон из положения стоя на скамейке, см Выкрут гимнастической палки, см Продольный шпагат, см
* ю к о та Начало Конец Начало Конец Начало Конец
О х семестра семестра семестра семестра семестра семестра
Контрольная группа N=15 Х 11,0 12,2 76,7 73,2 48,5 47,2
о 4,5 4,0 7,5 7,1 7,3 6,7
т 0,8 0,6 1,4 1,2 1,2 1,3
Р <0,05 >0,05 >0,05
Экспериментальная группа N=16 X 11,1 12,4 79,8 75.3 49,2 48,2
о 4,4 4.1 7,9 7,3 6,7 6,3
т 0,9 0,7 1,5 1,4 1,4 1,3
Р <0,5 >0,05 >0,05
По результатам проведенного экспериментального исследования, было отмечено улучшение показателей развития гибкости, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Статистически значимые различия были отмечены в показателе «наклон из положения стоя на скамейке», по другим показателям различия оказались статистически незначимы.
По завершению эксперимента (на основе проведенного опроса) студенты отмечали снижение болевых ощущений и состояние рас -слабленности в мышцах после занятия, а также улучшение самочувствия.
По шкале Борга занятия с включением элементов миофасциального релиза оценивались студентами, как более легкие в сравнении со стандартным занятием аэробикой (рис. 1 и 2).
Оценка уровня нагрузки по шкале Борга студентами контрольной группы
■ Довольно тяжело
■ Немного тяжело
■ Легко (комфортно)
■ Довольно легко
■ Очень легко
Рис. 1. Оценка уровня нагрузки по шкале Борга студентами
контрольной группы
Оценка уровня нагрузки по шкале Борга студентами экспериментальной группы
Довольно тяжело Немного тяжело Легко (комфортно) Довольно легко Очень легко
Рис. 2. Оценка уровня нагрузки по шкале Борга студентами экспериментальной группы
Исходя из результатов проведенного эксперимента, мы можем отметить, что использование техник миофасциального релиза на занятиях физической культурой, включенных в заключительную часть занятия, не уступает по эффективности использования технике стретчинга.
По результатам проведенного исследования были отмечены улучшения в показателях гибкости студентов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Вместе с тем, данная техника позволяет значительно разнообразить занятия по физической культуре за счет использования дополнительных средств и методов релаксации студентов в заключительной части занятия, а также облегчить субъективную сложность восприятия самого процесса занятия.
Список литературы
1. Зиналиева Н.К., Нартова А.Е. Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека // Вестник Брянского государст -венного университета. 2013. №1. С. 169-172.
2. Кнопф К. Лечебные упражнения с валиком / пер. с англ. В.М. Боженов. Мн.: Изд-во «Попурри», 2013. 96 с.
3. Майерс В. Томас. Анатомические поезда: миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной медицины. СПб: Изд-во «Меридиан -С», 2012. 320с.
4. Сентябрев Н.Н. Физиологические аспекты направленной релаксации организма человека при напряженной мышечной деятельности: дис. ...д-ра биол. наук. Волгоград, 2004. 325 с.
5. Treatment of myofascial treatment of orthopedic conditions: a systematic review / Kristin McKenney [etc] // J Athl Train. 2013. №48. (4). P. 522-527.
Широкова Евгения Александровна, старший преподаватель, kaktus86@mail. ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
USING OFMYOFASCIAL RELEASE IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN HIGH EDUCATION
E.A. Shirokova
A set of exercises based on the means of myofascial release was developed in the course of conducting classes on the subject "Physical culture" with students of higher educational institutions and efficiency was tested. The degree of influence of myofascial release was revealed when using physical culture in a university during the training sessions to relieve excessive muscle tension.
Key words: relaxation, trigger point, myofascial release, physical culture.
Shirokova Evgenia Alexandrovna, senior lecturer, kaktus86@mail. ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky