Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения студентов различных нозологий на занятиях физической культурой'

Инновационные технологии обучения студентов различных нозологий на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОЗОЛОГИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / STUDENTS / INCLUSIVE EDUCATION / NOSOLOGY / DISABILITY / PHYSICAL EDUCATION / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Войнова Екатерина Владимировна

Представлены результаты социологического опроса среди преподавателей и студентов с целью создания доступной среды для «особенных» людей различных нозологий. Рассмотрены пути предоставления людям с ограниченными возможностями профессионального образования, адаптации молодых людей к комфортному общению со сверстниками и изыскания возможности заниматься физической культурой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Войнова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING OF STUDENTS OF VARIOUS NOSOLOGY AT THE "PHYSICAL CULTURE" CLASSES

The results of a sociological survey among teachers and students in order to create an accessible environment for “special ” people of various nosologies are presented. Ways of providing people with disabilities with vocational education, adapting young people to comfortable communication with their peers and finding opportunities to engage in physical culture at the university are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения студентов различных нозологий на занятиях физической культурой»

УДК 796.011.3

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

И.С. Щадилова, Е.В. Войнова

Представлены результаты социологического опроса среди преподавателей и студентов с целью создания доступной среды для «особенных» людей различных нозо-логий. Рассмотрены пути предоставления людям с ограниченными возможностями профессионального образования, адаптации молодых людей к комфортному общению со сверстниками и изыскания возможности заниматься физической культурой в вузе.

Ключевые слова: студенты, инклюзивное образование, нозология, инвалидность, физическая культура, социологический опрос.

Повышенное внимание к улучшению качества жизни социально незащищенных категорий граждан, в том числе и инвалидов, а особенно инвалидов с детства - тенденция современного российского общества. За последние годы, не считая социальных льгот, пособий, улучшения качества обслуживания в медицинских учреждениях, предоставления средств реабилитации, в стране меняется вектор отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создается безбарьерная среда с самого детства как в быту, так и в области профессиональной и общественной деятельности [8].

Для этого создаются возможности массового трудоустройства инвалидов и, благодаря такой направленности общества, встал вопрос о получении инвалидами полноценного образования.

Инклюзивное (фр. Inclusif - «включающее в себя», от лат. inklude -заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особенными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [2].

Вопрос внедрения инклюзивного образования многогранно рассматривается и мировым сообществом. В настоящее время в США действует программа «Инклюжен». Она действует, опираясь на «Реабилитационный Акт» и принятый в 1973 году конгрессом США «Закон об образовании инвалидов». Данный закон предусматривает необходимость финансирования инклюзивного образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы [1].

Многие годы считалось, что люди с инвалидностью не могут работать в какой-либо сфере. Однако современная позиция государства трактует необходимость внедрения новых методик обучения и получения профессии в разных областях жизнедеятельности человека [7]. Положительный опыт во взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями имеет Московский государственный технический университет им. Баумана. Уже с 1933 года в данный институт поступали, обучались и выпускались «особенные» молодые люди (в основном с частичной или полной потерей слуха).

Российский университет транспорта (РУТ) более ста двадцати лет успешно готовит востребованных специалистов для транспортной отрасли, но студентов с инвалидностями обучается мало. От готовности и желания принять таких студентов со стороны профессорско-преподавательского состава и студентов зависит успех ввода инклюзивного образования в вуз. С целью изучения данной проблемы был проведен опрос среди преподавателей и студентов РУТ.

В опросе приняли участие более 30 студентов и 20 преподавателей. Из них 61 % женщин и 39 % мужчин. Доля студентов составляла 72 %, преподавателей - 18 %. Из числа опрошенных студентов и преподавателей 54 % представляли гуманитарные специальности и 46 % - технические.

Возраст 53 % студентов находился в диапазоне от 17 до 20 лет и 47 % студентов - от 20 до 30 лет. Возраст опрошенных преподавателей распределился следующим образом: от 20 до 30 лет - 9 %; от 30 до 40 лет -18 %; от 40 до 50 лет - 27 %; от 50 до 60 лет - 36 % и от 60 до 70 лет - 9 %.

Анкета, помимо общих данных о респонденте, включала в себя шесть вопросов. Ответы на первые два вопроса анкеты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования (вопросы № 1, 2), %

Вопрос Ответы

Студенты гум. дисц. Студенты техн. спец. Преподаватели гум. дисц. Преподаватели техн. спец.

№ 1. Могут ли в РУТ учиться «особенные» студенты? Да - 79 Да - 54 Да - 100 Да - 57

№ 2. На каких специальностях они могут учиться? Гум. - 22; Техн.- 11; На любой - 67 Гум. - 11; Техн.- 4; На любой - 85 Гум. - 0; Техн. - 0; На любой - 100 Гум. - 29; Техн. - 14; На любой - 57

79 % студентов гуманитарных специальностей и 54 % студентов технических специальностей считают, что в РУТ смогут учиться студенты с особенностями развития. В отличие от студентов, преподаватели гуманитарных кафедр единогласно решили, что такие студенты могут учиться в вузе, с ними согласны 57 % преподавателей технических специальностей.

Задавая вопрос о том, на какой специальности студенты-инвалиды могут получать образование, 22 % студентов гуманитарных специальностей отметили свои дисциплины, 11 % - технические, 67 % - считают, что на любой специальности. 4 % студентов технических дисциплин придерживаются мнения, что студенты с особенностями развития могут учиться на технических специальностях, 11 % - гуманитарных, 85 % - считают, что на любой специальности.

Ответы на третий вопрос анкеты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования (вопрос № 3)

Респонденты Все нозологии С инвалидностью невозможно учиться Слепые Глухие ПОДА Интеллект-патологии

Студенты гум. спец. 24 24 17 17 18 0

Студенты техн. спец. 9 9 19 18 45 0

Преподаватели гум. дисц. 35 0 15 15 35 0

Преподаватели техн. дисц. 2 23 0 23 50 0

На вопрос № 3 «Студенты с какими патологиями могут полноценно обучаться в нашем вузе?», были получены следующие результаты: 24 % студентов гуманитарных отделений ответили, что с любыми, и такой же процент студентов считал, что нельзя таким студентам полноценно получать знания в РУТ; 17 % студентов посчитали возможным обучение с патологией слуха и столько же с нарушениями зрения; 18 % - с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Люди с нарушением интеллекта, по мнению студентов РУТ, не смогут получить образование в университете.

Ответы на четвертый, пятый и шестой вопросы анкеты представлены в табл. 3.

Студенты технических специальностей 45 % случаев делали выбор в пользу лиц с поражение опорно-двигательного аппарата; 9 % студентов данных специальностей думают, что могут учиться молодые люди с любой патологией, и такой же процент студентов считает невозможным учиться в РУТ с инвалидностью; 19 % студентов уверены, что глухие и слабослышащие могут проходить обучение в нашем вузе.

Таблица 3

Результаты анкетирования (вопросы № 4-6), 0%

Вопрос Ответы

Студенты Студенты Преподаватели Преподаватели

гум. дисц. техн. спец. гум. дисц. техн. спец.

№ 4. Нет условий Нет условий Нет условий Нет условий

Насколько развита - 57; - 45; - 75; - 43;

доступная среда в Есть все усло- Есть все усло- Есть все усло- Есть все усло-

РУТ? вия - 18; Нет для «опорников» - 24 вия - 36; Нет для «опорников» - 18 вия - 25 вия - 36

№ 5. Строить здание Строить здание Строить здание Строить здание

Что надо сделать в - 35; - 54; - 0; - 36;

РУТ, чтобы обеспе- В имеющемся В имеющемся В имеющемся В имеющемся

чить доступную сре- здании отдель- здании отдель- здании отдель- здании отдель-

ду для инвалидов? но - 35; но - 36; но - 100; но - 14;

В имеющемся В имеющемся В имеющемся В имеющемся

здании со все- здании со все- здании со все- здании со все-

ми - 30 ми - 9 ми - 0 ми - 50

№ 6.

Знаете ли Вы, что Да - 29 Да - 72 Да - 100 Да - 100

такое инклюзивное Нет - 71 Нет - 28 Нет - 0 Нет - 0

образование?

Распределение мнений среди профессорско-преподавательского состава:

- 35 % преподавателей гуманитарных дисциплин считают, что могут учиться студенты с любыми патологиями; 35 % считают, что могут учиться только «опорники» и по 15 % сделали выбор в пользу студентов с патологиями слуха и зрения;

- 23 % преподавателей технических кафедр считают, что в вузе не могут учиться люди с особенностями развития;

- 2 % преподавателей считают, что люди с любыми патологиями могут учиться в вузе;

- 50 % преподавателей считают, что в РУТ могут учиться студенты с поражением опорно-двигательного аппарата;

- 23 % преподавателей уверены, что студенты с патологиями слуха и зрения могут учиться в вузе;

- 2 % преподавателей уверены, что только студенты с патологиями слуха могут проходить обучение в РУТ.

Интересные результаты дал вопрос «На сколько развита в нашем вузе доступная среда?»:

- 59 % студентов гуманитарных дисциплин считают, что для обучения студентов с «особенностями» в университете нет условий и только 45 % студентов технических дисциплин считают так же;

- 18 % студентов-гуманитариев уверены, что в вузе есть все условия для обучения таких студентов; 36 % студентов технических специальностей считают так же, как и гуманитарии;

- 24% студентов гуманитарных кафедр думают, что нет условий для обучения только для «опорников»; 18 % студентов-«технарей» считают аналогично;

- 75 % преподавателей гуманитарных дисциплин отрицают наличие условий для обучения студентов с «особенностями» любой нозологии в РУТ. С ними согласны 43 % преподавателей технических специальностей;

- 25 % преподавателей-гуманитариев считают, что в университете есть все условия для данной категории студентов.

Отвечая на вопрос «Что надо изменить в вузе, чтобы обеспечить доступную среду для особенных студентов?», студенты гуманитарных специальностей отвечали так: 35 % опрошенных считают, что для обеспечения инклюзивного образования необходимо строить новое здание; 35 % студентов считают, что необходимо в старом здании создать условия для обучения особенных студентов и обучать их отдельно; 29 % обучающихся думают, что такие студенты должны учиться со всеми, иначе не будет инклюзии.

Студенты технических специальностей несколько иначе рассуждали: 54 % «технарей» думают, что нужно новое здание; 36 % -уверены, что такие студенты должны учиться отдельно и для них надо создать все необходимые условия и только 9 % студентов за совместное обучение со «здоровыми» студентами.

Удивительное единодушие показал анализ ответов преподавателей гуманитарных дисциплин: 100 % считают, что «особенные» студенты должны учиться отдельно в специально оборудованном корпусе.

Преподаватели технических специальностей выразили свое мнение несколько иначе: 36 % высказались за то, чтобы все студенты обучались вместе; 14 % - чтобы поставить специальное оборудование для «опорников» и обеспечить возможность их обучения не выше первого этажа.

Несколько парадоксально выглядят ответы студентов гуманитарных специальностей на вопрос «Знаете ли вы что такое инклюзивное образование?»: 71 % студентов ответили «нет», и лишь 29 % знают ответ на этот вопрос. Студенты технических дисциплин показали противоположные результаты: 72 % студентов знают, что такое инклюзия, а 28 % не знают. Все преподаватели и гуманитарных, и технических специальностей знают, что такое инклюзивное образование.

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г и Федеральный закон №181-Ф3 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» опираются на международные документы: Всеобщую

декларацию человека (ООН 1948 г.), а также «Конвенцию о правах инвалидов» (ООН 2006 г.) и «Всемирную декларацию об образовании для всех» (ООН 1990 г.) [5, 6].

На основании этих документов инвалиды со многими видами поражений имеют право обучаться в любом вузе страны. Задача для работников РУТ заключается в том, чтобы создать доступную среду для «особенных» людей различных нозологий, а преподаватели обязаны составлять индивидуальные учебные программы для каждого такого студента. Рассмотрим, какие возможности обучения студентов с особенностями есть на занятиях физической культуры.

Анализируя программу для «обычных» студентов, было выявлено, что форма проведения практических занятий вполне может вместить и работу с «особенными» студентами. Это касается общеразвивающих, беговых упражнений и упражнений на гимнастических матах. Практически все студенты могут выполнять упражнения с набивными мячами, кроме упражнений с бросками (слабовидящие и тотально слепые). Не все «особенные» студенты смогут работать со скакалкой, однако заменить данную группу упражнений на другие для преподавателя физической культуры не составит труда. Также преподавателю физической культуры надо учитывать, что под влиянием нагрузки у инвалидов-колясочников происходят специфические процессы обмена и терморегуляции, поэтому таким студентам необходимо добавочное время на восстановительные мероприятия и гигиенические процедуры. Часто у людей с поражением опорно-двигательного аппарата наблюдаются сгибательные контрактуры суставов, что ограничивает свободное выполнение движений с полной амплитудой, вследствие чего занятие должно содержать коррекционные упражнения на растягивание мышц разгибателей и укрепление связочного аппарата [3, 4].

Выводы.

1. Анализ ответов респондентов показал, что они не имели дело с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не понимали специфику каждой нозологии и требования, которые эта специфика предъявляет к пространству, оборудованию и социальной среде.

2. Основная часть респондентов положительно относится к идее обучения в РУТ студентов с «особенностями» (60 % студентов и 57 % преподавателей) и обусловливает потребность в решении задач по изучению различных нозологий и понимании, как таким студентам помочь в обучении.

3. Для дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» необходимо разработать индивидуальную рабочую программу с учетом особенностей развития каждого студента. Задача вполне выполнимая и можно предположить, что преподаватели физической культуры РУТ обладают готовностью к работе со студентами в рамках инклюзивного образования.

Список литературы

1. Ардзинба В.А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 23-29.

2. Воробьева Г.Е., Грищенко Е.Г. Инклюзивное образование: готово ли современное общество принять «особенных» детей? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № Т.44. С. 224-226. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/570176.htm. (дата обращения: 03.06.2019).

3. Грохова Н.П., Дубкова Е.С. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1(77). С. 41-43.

4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. М.: Спорт, 2016. 617 с.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения: 03.06.2019).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 03.06.2019).

7. Шурыгина В.В., Чуктурова Н.И., Шурыгин А.С. Современные психолого-педагогические подходы к инклюзивному образованию // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2015. № 3. С. 73-76.

8. Щадилова И.С., Владыкина О.Ю. Механизм управления творческой составляющей системы физического воспитания инвалидов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 2. С. 200-206.

Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доц., ishchadamail.ru, Россия, Москва, Российский университет транспорта,

Войнова Екатерина Владимировна, старший преподаватель, ishchada mail.ru, Россия, Москва, Российский университет транспорта

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING OF STUDENTS OF VARIOUS NOSOLOGY AT THE "PHYSICAL CULTURE" CLASSES

I.S. Shchadilova, E.V. Voynova

The results of a sociological survey among teachers and students in order to create an accessible environment for "special" people of various nosologies are presented. Ways of providing people with disabilities with vocational education, adapting young people to comfortable communication with their peers and finding opportunities to engage in physical culture at the university are considered.

Key words: students, inclusive education, nosology, disability, physical education, sociological survey.

Shchadilova Irina Sergeyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ishchad@,mailru, Russia, Moscow, Russian University of Transport,

Voynova Ekaterina Vladimirovna, senior lecturer, ishchad@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Transport

Reference

1. Ardzinba V.A. Inklyuzivnoe obrazovanie invalidov v Soedinennyh Shtatah Ameriki // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. № 5. S. 23-29.

2. Vorob'eva G.E., Grishchenko E.G. Inklyuzivnoe obrazovanie: gotovo li sovremennoe obshchestvo prinyat' «osobennyh» detej? // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. № T.44. S. 224-226. [Elektronnyj resurs]. URL: http:// e-koncept.ru/2017/570176.htm. (data obrashcheniya: 03.06.2019).

3. Grohova N.P., Dubkova E.S. Osobennosti organizacii trenirovochnyh zanyatij po fekhtovaniyu so sportsmenami s problemami oporno-dvigatel'nogo apparata // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2019. № 1(77). S. 41-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnik. M.: Sport, 2016. 617 s.

5. Federal'nyj zakon «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1995 g. №181-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 8559/ (data obrashcheniya: 03.06.2019).

6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 g. № 273-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 140174/ (data obrashcheniya: 03.06.2019).

7. Shurygina V.V., Chukturova N.I., Shurygin A.S. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie podhody k inklyuzivnomu obrazovaniyu // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: ekonomika. 2015. № 3. S. 73-76.

8. Shchadilova I.S., Vladykina O.Yu. Mekhanizm upravleniya tvorcheskoj sostavlyayushchej sistemy fizicheskogo vospitaniya invalidov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2013. Vyp. 2. S. 200-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.