Научная статья на тему 'МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА ГРУППОВЫХ КОМНАТ ДОМОВ РЕБЕНКА'

МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА ГРУППОВЫХ КОМНАТ ДОМОВ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
16
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА ГРУППОВЫХ КОМНАТ ДОМОВ РЕБЕНКА»

Из изложенного понятно, почему мы решили в качестве фактора, снимающего умственное утомление, примениить другой такой агент, как мышечная работа, которую Селье (I960) относит к стрессорам. Для повышения тонуса подкорковых образований и коры больших полушарий применялась физическая нагрузка в течение 30—60 минут в виде двух уроков занятий физкультурой (лыжи, баскетбол, гимнастика).

На рис. 3 видно, что у Тани Ц. после двух уроков занятий физкультурой (лыжи) условные секреторные рефлексы полностью стали соответствовать «закону силы», все вегетативные компоненты хорошо выражены, появилась сильная спонтанная КГР, наблюдалось прогрессирующее расширение сосудов (рис. 3, а—в). У Толи М. после двух уроков физкультуры (баскетбол) наблюдалось то же самое: на звук выделялось до 10 капель условнорефлекторной слюны, на красный свет — 7 капель, КГР хорошо выражена, отмечалось прогрессирующее расширение сосудов. Самочувствие у детей хорошее, состояние бодрое, голова свежая (рис. 3, г—е).

Таким образом, дозированная мышечная нагрузка снимает тормозные фазы в больших полушариях головного мозга, повышает недостаточный тонус подкорковых ядер при умственном утомлении, тонизирует ретикулярную формацию мозгового ствола ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Барбашова 3. И. Докл. АН СССР, 1955, т. 101, № 2, стр. 379. —Она же. Там же, т. 102, № б, стр. 1219. —Зимкин Н. В. Физиол. ж., 1961, № 6, стр. 741.— Кантарович Р. А., Каплан А. Е., Шогитайшвили Н. Г. Тезисы докл. 6-й итоговой научной конференции Архангельск, научно-исслед. ин-та эпидемиологии, 1956, стр. 22. — Лазарев Н. В. Тезисы докл. конференции по проблеме приспособительных реакций. Л., 1958, стр. 50. — О н ж е. В кн.: Материалы конференции по проблеме адаптации, тренировки и другим способам повышения устойчивости организма. Сталино, 1960, стр. 68.— Лазарев Н. В., Розин М. А. В кн.: Вопросы цитологии и общей физиологии. М.—Л., 1960, стр. 137.— Петров И. Р. Тезисы докл. конференции по проблёме приспособительных реакций. Л., 1958, стр. 72.—Пратусевич Ю. М. Гиг. и сан., 1956, № 2, стр. 43. —Он же. Докл.ДН СССР, 1954, т. 99, № 4, стр. 653.— Пратусевич Ю. М., Корж H. Н. Гиг. и сан.; 1961, № 1, стр. 44. — С п е р а н-ский Г. Н, Пратусевич Ю. М. Докл. АН СССР, 1961, т. 136, № 2, стр. 508.— Они же. Докл. АН СССР, 19616, т. 136, № 3, стр. 745. —Они же. Докл. Акад. наук, 1961, т. 139, №'3, стр. 759. — Мэгун Г. (H. W. Magoun). Бодрствующий мозг. М., 1961.— Anderson Е., Bates R. W. et al., Recent Progr. Hormone Res., 1957, v. 13, .p. 14. —Dell P., Bonvallet M., H a gel in A., Electroenceph. clin. Neurop-hysiol., 1954, v. 6, p. 599. — D u г m i s с h j a n M. G. (Дурмишьян M. Г.), Acta neuro-veg. (Wien), 1960, Bd. 21, S. 426. — К о e 1 1 a W. P., Gell horn E., J. comp. Neurol.. 1954, v. 100, p. 243. —Sel ye H., The Stress, of Life. New York, 1956.— Idem. Очерки об адаптационном синдроме. M., 1960.

Поступила 13/IX 1961 г.

# ъ ъ

МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА ГРУППОВЫХ КОМНАТ ДОМОВ

РЕБЕНКА

• Кандидат медицинских наук О. А. Хубутия, научный сотрудник Н. А. Папава, кандидат медицинских наук О. И. Дедабришвили

Из Научно-исследовательского института санитарии и гигиены Министерства

здравоохранения Грузинской ССР

В течение года мы вели систематические наблюдения за состоянием здоровья детей двух домов ребенка, периодически обследовали микрофлору носоглотки у детей и у обслуживающего персонала, параллельно проводили санитарно-гигиеническое изучение микроклимата и микрофлоры воздушной среды групповых комнат. Бактериологические анализы проводили на общее обсеменение воздуха, присутствие зеленящих н гемолитических стрептококков и стафилококков, а также на кишечную палочку.

Объектами обследования были две групповые комнаты в двух домах ребенка Тбилиси — № 1 и 2, где находились дети в возрасте от 1!/а года до 3 лет.

Клиническое обследование показало, что большинство детей в обоих домах ребенка были практически здоровыми и существенных соматических и физических отклонений у них не наблюдалось, за исключением патологического состояния носоглотки.

Часто отмечалось повышение температуры детей до субфебрильной (37—37,5°) продолжительностью от 1 до 3, реже до 5 дней. При более тщательном клиническом наблюдении над детьми дома № 2 выявлено, что в 58% случаев субфебрильная тем пература отмечалась при катаре верхних дыхательных путей.

Заболевания верхних дыхательных путей у детей дома № 2 диагностировались в 2 раза чаще, чем у детей дома № 1.

Таким образом, основными видами заболеваний являлись катары верхних дыха тельных путей, которые наблюдались значительно чаще в холодное время года, чем в теплое.

Кроме того, частота заболеваний катаром верхних дыхательных путей зависела и от санитарного состояния помещения, в частности от микроклимата и бактериального обсеменения воздуха групповых комнат в домах ребенка. Дом № 1 находился в несколько лучших санитарных условиях, чем дом № 2 по занимаемой площади, условиям аэрации групповых комнат, длительности пребывания детей на открытом воздухе.

Наблюдения показали, что наряду с существующими физико-химическими изменениями состава воздуха в течение дня динамическое нарастание бактериального обсеменения воздуха в зимние месяцы в групповых комнатах особенно резко было выражено в доме № 2.

Бактериальное обсеменение воздуха в зимние, а также в осенние месяцы в групповых комнатах дома № 2 колебалось в 1 м3 воздуха от 13 340 до 14 600 в спальных комнатах и от 29 166 до 30 224 в комнатах для игр, тогда как в доме № 1 оно составляло соответственно от 4600 до 9600 и от 4140 до 7960, т. е. было более чем в 3 раза меньше. Аналогичным было соотношение частоты заболеваний верхних дыхательных путей в домах ребенка № 1 и 2.

Для установления источников бактериального загрязнения воздуха мы прежде всего изучали микрофлору носоглотки у детей дома № 2 на присутствие зеленящих и гемолитических стрептококков, гемолитических стафилококков и на дифтерийные палочки. В результате проведенных более 300 бактериологических анализов зева гемолитические стафилококки и дифтерийные палочки не были обнаружены, однако из 27 воспитанников III группы 20 (74%) оказались носителями зеленящих стрептококков, 5 (18,5%)—гемолитических стрептококков, а из 29 воспитанников IV группы— соответственно 26 (89,6%) и 13 (45%). В мазках из носа у тех же детей III группы у 33,3% обнаружены зеленящие и у 12,6% — гемолитические стрептококки, а у детей IV группы этот процент был в 2 раза больше (соответственно 75 и 25%).

Сравнивая вышеуказанные данные с аналогичными показателями у детей дома № 1, мы видим существенную разницу. Из 20 воспитанников IV группы этого дома в мазках из зева зеленящие стрептококки были обнаружены у 55,5%, а гемолитические—лишь у 13,3%, а в мазках из носа —у 8,5 и 5,9%, т. е. в значительно меньшем числе случаев чем в доме № 2.

Сопоставление данных анализов на бактериальное обсеменение воздуха групповых комнат указанных двух домов с показателями микрофлоры носоглотки у детей дает право заключить, что одним из основных источников обсеменения условно патогенной и патогенной микрофлорой воздуха групповых комнат является носоглотка детей, богатая микробами; они попадают в воздух с кашлем, чиханием, при разговоре. Учитывая, что в обсеменении воздуха микрофлорой не меньшую роль могут играть предметы ухода, посуда, постель, одежда, мы изучали их бактериальное загрязнение. В результате исследований было обнаружено, что в значительно меньшей степени отмечалось бактериальное загрязнение вышеуказанных предметов ухода и одежды в доме No 1, чем в доме №2.« ~

Таким образом, сравнительно высокая бактериальная, обсемененность воздуха групповых комнат в домах ребенка, наличие в носоглотке у большинства детей зеленящих и гемолитических стрептококков, высокая бактериальная загрязненность предметов ухода и одежды, недостаточное пребывание детей на открытом воздухе содействовали частоте заболеваний верхних дыхательных путей среди воспитанников.

В следующем году в доме № 2 по возможности были устранены причины загрязнения воздуха групповых комнат микрофлорой путем усиленной аэрации, санацией носоглотки у детей, выполнением строго санитарного режима по уходу за детьми и т. д. Показатели микроклимата и микрофлоры групповых комнат значительно улучшились, и частота заболеваний среди детей верхних дыхательный путей резко снизилась.

Выводы

1. Степень бактериального обсеменения воздуха групповых комнат в домах ребенка тесно связана с частотой заболеваний верхних дыхательных путей среди детей.

2. Сравнительно частое повышение температуры до субфебрильной у детей домов ребенка вне клинически выраженного заболевания, надо полагать, зависит от степени бактериального обсеменения носоглотки, выраженного катаральными явлениями.

3. Частота катаральных заболеваний верхних дыхательных путей зависит от степени бактериального обсеменения носоглотки у детей гемолитическим и зеленящим стрептококком и степенью загрязнения ими воздушной среды групповых комнат.

Iii

4. Осуществление ряда оздоровительных мероприятий, особенно усиленной аэрации бытовых комнат и периодической санации зева у детей, значительно улучшило показатели микрофлоры воздуха и состояние носоглотки у детей, что вызвало явное снижение числа случаев повышения температуры вне клинически выраженного заболевания и резкое снижение частоты заболевания верхних дыхательных путей.

Поступила 24/X 1961 г.

* * Ъ

ОБСЕМЕНЕННОСТЬ CL. BOTULINUM И CL. TETANI ПОЧВЫ НЕКОТОРЫХ РАЙОНОВ АРМЯНСКОЙ ССР

V Л. М. Шишулина

■9 <» • | « » " •<

В результате проведенных исследований большого количества проб почвы и содержимого желудочно-кишечного тракта рыб А. Т. Кравченко с сотрудниками (1960) и Л. М. Шишулиной (1961) отмечено повсеместное распространение Ciostadium botulinum на территории СССР. Наибольшая обсемененность возбудителем ботулизма наблюдалась в почвах южных районов страны (Северный Кавказ, Фергана), а также заиленных берегов некоторых водных бассейнов (западное побережье Каспийского моря, Азовское море, Дон). В районах с высоким процентом инфицирования почвы ботулинической палочкой существует потенциальная опасность возникновения вспышек или единичных случаев ботулизма. Д1ы обратили внимание на то, что в Армянской ССР в последние годы наблюдались случаи ботулизма при употреблении консервированного портулака, производство которого в небольших количествах было начато в конце 1949 г. С началом массового производства консервированного продукта (1953) появились первые случаи отравлений. Причиной недоброкачественности консервов было неполное освобождение сырья от частиц земли и песка (А. В. Закарян и др., 1960). Представлялось интересным выяснить степень обсемененности почвы разных районов Армянской ССР палочкой ботулизма.

Относительно распространения CI. tetani на территории республики мы не встретили в литературе каких-либо указаний. На основании высокой заболеваемости столбняком в Армянской ССР (1,4 случая на 100 000 человек) К. И. Матвеев (1960) относит республику к первой зоне, т. е. к зоне с наиболее высоким коэффициентом заболеваемости (1,3—5,7 случаев на 100 000 человек). Эти данные дают основание предположить значительную обсемененность CL tetani почвы и окружающей среды в Армянской ССР. Для выяснения этого мы исследовали пробы почвы некоторых районов республики. Методика исследования проб описана в работе А. Т. Кравченко, JI. М. Шишулиной, Г. П. Галкиной, Л. В. Горецкой (1960). Каждую пробу почвы суспендировали в 1% пептонной воде. Одну часть суспензии засевали на среду Китт-Тароцци-после предварительного прогрева на водяной бане при 80° в течение 30 минут и культивировали при 34а, другую часть засевали без предварительного прогрева и инкубировали при 25°. Активность каждого посева проверяли на 5-е и 14-е сутки роста путем внутрибрюшинного введения 2 белым мышам по 0,5 мл культуральной жидкости, в концентрации 1: 2.

Идентификацию всех активных проб проводили методом нейтрализации токсина поливалентной противоботулинической и противостолбнячной сыворотками, а затем моновалентными противоботулиническими сыворотками.

С1. botulinum был обнаружен в 9 пробах (14,3%), Cl. tetani — в 18 (28,5%). Наблюдалась неодинаковая обсемененность возбудителями ботулизма и столбняка почв различных обследованных участков. В почве, занятой под виноградником, обнаружили Cl. tetani в 7 пробах из 8 исследованных, из почвы берега реки Раздан ее выделить не удалось, в районе озера Севан столбнячная палочка была обнаружена в 2 пробах из 10 исследованных. Степень инфицирования возбудителем столбняка почвы остальных участков была сравнительно одинаковая. Из обследованных участков наиболее обсеменена возбудителем ботулизма почва берега реки Гедар в районе колхозного рынка Еревана, где Cl. botulinum был обнаружен в 5 пробах из 9 исследованных. Берег реки Гедар загрязнен отбросами, что, возможно, способствовало сохранению, а также размножению Cl. botulinum. В противоположность этому в почве берега горной реки Раздан, протекающей на окраине города, Cl. botulinum был обнаружен в 2 пробах из 14 исследованных. Он содержался в почве, взятой на вершине горы, которая находится у озера Севан, и в 100 м от берега озера.

Из полученных данных следует, что в почве Армянской ССР встречается возбудитель ботулизма типов А, В, С и Е, причем большинство проб содержало Cl. botulinum типа А (5 проб содержало Cl. botulinum типа А, 2 пробы — типа В, 1 проба — типа А, В, С и 1 проба — типа Е). В предыдущих работах мы отмечали преимущественное обсеменение почв Cl. botulinum типа В по сравнению с Cl. botulinum типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.