Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ КОРКОВЫХ И ПОДКОРКОВЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ УМСТВЕННОМ УТОМЛЕНИИ И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИИ ХОЛОДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ И МЫШЕЧНОЙ РАБОТОЙ'

ИЗМЕНЕНИЕ КОРКОВЫХ И ПОДКОРКОВЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ УМСТВЕННОМ УТОМЛЕНИИ И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИИ ХОЛОДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ И МЫШЕЧНОЙ РАБОТОЙ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ КОРКОВЫХ И ПОДКОРКОВЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ УМСТВЕННОМ УТОМЛЕНИИ И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИИ ХОЛОДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ И МЫШЕЧНОЙ РАБОТОЙ»

Выводы

К Наблюдавшиеся 10 случаев интоксикации гранозаном детей, родившихся от матерей с хронической интоксикацией гранозаном, говорят о возможности перехода ггилмеркурхлорида через плацентарный барьер.

2. При хронической интоксикации гранозаном беременность может заканчиваться выкидышем либо преждевременными или нормальными родами. У новорожденных детей отмечались явления интоксикации этилмеркурхлоридом, что выражалось в их умственном и физическом недоразвитии.

ЛИТЕРАТУРА

Григорьян В. Н. В кн.: Сборник трудов бюро главной судебно-медицинской экспертизы и кафедры судебной медицины Ереванск. мед. ин-та, 1956, в. 1, стр. 131.— Д е м к о Е. Б., У п о р о в а Г. И. Гиг. и сан., 1956, № 4, стр. 53. — Д р а г и ч и н а Э. Д., Грузо С. Д. Фармакол. и токсикол., 1944, № 5, стр. 41. — Клебанова Е. А., Косенко Л. В. Здравоохр. Казахстана, 1958, № И, стр. 25.

Поступила 18/ХЦ 1961 г.

Ъ Ъ Ъ

ИЗМЕНЕНИЕ КОРКОВЫХ И ПОДКОРКОВЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ УМСТВЕННОМ УТОМЛЕНИИ И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИИ ХОЛОДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

И МЫШЕЧНОЙ РАБОТОЙ

Кандидат медицинских наук Ю. М. Пратусевич, \ старший лаборант Л. Н. Шуструйская

Из академической группы действительного члена АМН СССР

проф. Г. Н. Сперанского

Несколько лет назад при помощи классической секреторно-двигательной методики условных рефлексов нами были выявлены и описаны (Ю. М. Пратусевич, 1956) длительные тормозные фазы в больших полушариях головного мозга ребенка, развивающиеся при умственном утомлении. Именно секреторные условные рефлексы выявили постоянное нарушение правильных силовых отношений в условнорефлекторных ответах при учебной нагрузке, достигавшей 8—11 часов в день. Тогда нам удалось снять- умственное утомление, восстановив оптимальную возбудимость больших полушарий путем сокращения учебной нагрузки детей на 3 часа в день за счет уменьшения домашних заданий. Соответственно было увеличено время пребывания детей на чистом воздухе (Ю. М. Пратусевич, 1955).

В последующие годы изучение деятельности мозга ребенка при помощи классического метода условных рефлексов (анализом работы мозга по горизонтали) было дополнено нами изучением динамики реактивных потенциалов головного мозга (анализом по вертикали). Это позволило с помощью модифицированного метода реактивных потенциалов по Ловеллу и Доссетту открыть факт изменений электрической реактивности мозга при умственном утомлении и описать закономерность этих изменений (Ю. М. Пратусевич, Н. Н. Корж, 1961).

Основная тенденция в работе утомленного головного мозга ребенка заключается, как показали эти исследования, в увеличении коэффициента синхронизации и энергии реактивных потенциалов.

Другими нашими работами по изучению реактивных потенциалов мозга у детей при блокаде адренергических и М-холинергических структур в синапсах ретикулярной формации мозгового ствола было выявлено, что увеличение коэффициента синхронизации и энергии реактивных потенциалов наблюдается при ухудшении синаптических передач в активирующем отделе ретикулярной формации. Указанные исследования имели своей непосредственной целью снять при помощи центральных ганглиоблокирую-щих средств страх и боль у детей при отоларингологических операциях под местной анестезией. Вместе с тем они представили убедительную демонстрацию изменений электрической реактивности мозга при выключении структур ретикулярной формации, резкого ослабления ее активирующего влияния и появления у ребенка выраженной сонливости. Сравнивая биоэлектрическую реактивность детей при умственном утомлении с реактивностью при блокировании одного из двух путей передачи нервных импульсов (адрен- или холинергического) в ретикулярной формации, мы констатировали совпадение изменений реактивных потенциалов мозга (Г. Н. Сперанский, Ю. М. Пратусевич, 1961а, 19616).

Сопоставление и анализ этих исследований привели нас к заключению, что при умственном утомлении не только наблюдаются тормозные состояния (гипнотические фазы) в больших полушариях, но и понижается уровень синаптических передач восходящей активирующей системы ретикулярной формации мозгового ствола. Тогда перед нами встали вопросы: каков характер корково-подкорковых отношений при умственном утомлении; каковы пути преодоления умственного утомления при использовании естественных (а следовательно, и безвредных) факторов рефлекторного воздействия?

С целью изучения корково-подкорковых взаимоотношений у детей мы применили новую комплексную методику исследования высшей нервной деятельности ребенка. На 15-канальном электроэнцефалографе «Альвар» в качестве приставки была смонтирована секреторно-двигательная методика условных рефлексов Н. И. Красногорского; специальная лентопротяжка продвигала бумажную ленту со скоростью 3 мм в секунду. Эта методика с регистрацией секреторных и двигательных пищевых рефлексов была нами модифицирована и дополнена параллельной записью еще 3 неспецифических вегетативных компонентов пищевой реакции: а) дыхания, регистрируемого при помощи пьезодатчика; б) пальцевой плетизмограммы, получаемой при помощи специальной фотоэлектрической плетизмографической приставки фирмы «Альвар», имеющей фирменное название «плетизмовар» (амплитуда регистрируемой плетизмограммы обратно пропорциональна величине расширения сосудов); в) кожно-гальванической реакции (КГР), регистрируемой, как и все прочие реакции, при использовании усилителя переменного тока электроэнцефалографа.

Если пищевые условные (двигательные и секреторные) рефлексы отражают преимущественно корковый уровень этих реакций, то дыхательный сосудистый и кожно-гальванический компоненты пищевой реакции — ее подкорковый уровень. Упомянутая комплексность и полиграфическая регистрация 5 компонентов пищевой реакции позволили глубже и полнее изучить корково-подкорковые отношения у детей 12—15 лет. Всего было проведено свыше 500 исследований у 18 здоровых детей, находящихся в одинаковых режимных условиях интерната.

Как показали наши опыты, при умственном утомлении отмечается трудность выработки динамического стереотипа. Секреторные условные рефлексы образуются с большим трудом, их силовые отношения нарушены и не соответствуют павловскому «закону силы». Динамический стереотип в целом характеризуется крайней неустойчивостью и низким уровнем условных рефлексов. Вегетативные компоненты условного пищевого рефлекса также свидетельствуют о тормозных состояниях в головном мозгу на уровне подкорковых образований и ретикулярной формации мозгового ствола. Вегетативные реакции быстро и полностью угашались (КГР) или через несколько опытов становились очень слабо выраженными (сосудистые, дыхательные).

Явления, сходные с описанными, мы наблюдали при блокаде амизилом М-хо-линергических структур центральных синапсов ретикулярной формации мозгового ствола. При блокаде ретикулярной формации амизилом полностью угашалась ориентировочная КГР на прерывистый свет, которая снова восстанавливалась -через 2 часа после дачи препарата (Г. Н. Сперанский, Ю. М. Пратусевич,-19616).

Рассмотрим протоколы и кимограммы конкретных случаев изучения корково-подкорковых отношений при умственном утомлении после 5—6 часов занятий в классе (рис, 1).

На рис. 1 видно, что условнорефлекторные ответы на сильный раздражитель — прерывистый звук 7 гц и слабый раздражитель—красный свет у Тани Ц. одинаковы И равны 4 каплям (рис. 1,а, б). Здесь имеется уравнительная тормозная фаза в коое головного мозга. Вегетативные компоненты, как мы видим на кимограмме, тоже отсутствуют: сосудистая и дыхательная реакции без изменений, КГР незначительная. У Толи М. отмечается парадоксальная реакция условного слюноотделения (на звук — 5 капель, а на красный свет — 6 капель); КГР весьма незначительна (рис. г).

С целью повышения тонуса подкорковых образований и коры больших полушарий, пониженного вследствие утомления от систематической умственной работы в классе, мы применили раздражение рецепторов кожи лица и ушных раковин Холодовым агентом. В качестве последнего применялась вода температурой 10°, которой в течение 72 минуты умывали ребенка. Из жизненной практики известно, что холодной водой приводят в чувство при глубоком обмороке, а также протрезвляют пьяного человека. История свидетельствует, что многие великие люди использовали холодную воду для поднятия своей работоспособности. Так, ежедневно обливались холодной водой до работы полководец А. В. Суворов, писатель Виктор Гюго, принимал с утра холодную ванну со льдом А. С. Пушкин. Применяя холодовой раздражитель у детей, мы отмечали сдвиги в электрической реактивности мозга (десинхронизация) в сторону уменьшения энергии реактивных потенциалов (Г. Н. Сперанский, Ю. М. Пратусевич, 1961 в). Холодовое раздражение рецепторов лица снимало у детей утомление, создавало у них ощущение бодрости и свежести. Одновременно отмечалось резкое повышение тонуса подкорковых образований, а затем и коры больших полушарий. Повышение тонуса подкорковых образований выражалось в восстановлении всех вегетативных компонентов пищевого рефлекса (особенно сосудистой и кожно-гальванической реакций). При этом наблюдалось сильное и весьма длительное и прогрессирующее расширение пальцевых сосудов, особо выраженное на фоне применяемых раздражителей.

I!

VII

1

II

III

VI

VII

ПЗсек

4 капли

кек

w,

5 капель

5 5 сек

15мм

4M ш т

ЗОсек

ЗОсек

-А.—

Подкрепление

ЗОсек

VU

{Осек

■27сек

7мм

\

VI Збук 7 гц .

N38

Подкрепление

ЗОсек

ЗОсек

4 капли f

^¡miMt

\i6

сек

I

jjü

V>\AM

u_ ii

OA сек

ЗОсек

6 капель it t i

г.Ьсек

дцшшшиш и I_II .1 ■»

jJIm

\ 3.0 сек

М7

А1ШЩЩШ/ЩШ1ШШ/Ш г

/У 3,0 С6К Р I \т т ' * * 30 Сбк

6мм

6 мм

13 сек

Подкрепление

ЗОсек

ЗОсек

VI

| \JSmm

Красный едет N35

ЗОсек

Подкрепление

VII

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

о сл

Рис. 1. Комплексное исследование высшей нервной деятельности после умственной работы в классе.

а — реакция у Тани Ц. на условный раздражитель — звук частотой 7 гц (опыт 21/XII i960 г.): б — реакция у Тани Ц. на условный раздражитель — красный свет в том же опыте; в — реакция у Толи М. на условный раздражитель — звук частотой 7 гц (опыт 15/V 1961 г.); « — реакция у Толи М. на

условный раздражитель — красный свет в том же опыте. / — двигательная реакция: // — секреция: /// — дыхание; /V — плетизмограмма; V — кожно-гальванический рефлехе (КГР); V/— условный раэдражитель

и подкрепление: V// — отметка времени (30 секунд)

г

о о>

// 2 О.Зсек 9 на пель ми., , | , 1 ШИЙВИ (тппяпшшип I 1 1П11 ■ъ—' II 11

/II /\Л/ IV тт V ч/Члллллл/ ЗЗС£Х ш 1 1 ^ мм 1 \l6cen Н—)3 сен 'мм\ 1 12 мм 1 'п ^ л 9 • ч/\Л/ЛМ\г\/\ ы\

/1 Л ^ ___л •

VI Здук 7 гц N48

VII 9 Поднрь -1 >пление

30 сек

30 сен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗОсен

1 // '1 < • • 1 6 капель пп точат штюк П1П111Ш1 11 т 1 к 1 1

111 \Л/ IV члЛлЛЛл/ ^ Ь.Осеи -1 и. | 1 III 1 \ «70 сек чГ^-^-Г^ЛАал

V Ц5мм | 11.0 мм —гП /1

VI Звун 7 гц и и Л N49 и 1_/

VII * ) т т» •

//

/// N

IV

ы

V

02 сен

110 сен

31 сен -I \*Н-г.бсек

12 мм |

VI

VII

красный свет

ЗОсек

в капель

_I_I_ы_

2.6 сен 8 мм I С мм

N33

11111111>11П11П111111111П11 .1.11. | !

уи-

Подкрепление

30 сен

ЗОсек

Рис, 2. Комплексное исследование высшей нервной деятельности после умственной работы в классе и воздействия холодового агента.

а — реакция у Тани Ц. на условный раздражитель — звук частотой 7 гц в первой половине исследования (опыт 14/ХП 1960 г.); б — реакция у

Тани Ц. на тот же условный раздражитель во второй половине исследования (опыт 14/ХП 1960 г.); в — реакция у Толи М. на условный раздражи-

тель - звук частотой 7 гц (опыт 12/У 1961 г.); г — реакция у Толи М. на условный раздражитель — красный свет в том же опыте.

Обозначения кривых те же, что на рис. 1.

На рис. 2 видно, что у Тани Ц. (рис. 2, а, б) условные секреторные рефлексы, характеризующие динамический стереотип, после холодового воздействия повысились и стали соответствовать «закону силы»: звук 1гц — 9 капель, на красный свет — 6. на зеленый свет — одна капля. Произошла нормализация высшей нервной деятельности на корковом и подкорковом уровне. О последнем говорило следующее: КГР как вегетативный компонент пищевого рефлекса проявлялась бурно, скрытый период ее сократился до 1,6 секунды, резко увеличилась амплитуда, появилась многократная спонтанная КГР. То же самое следует сказать о дыхательном компоненте — ритм дыхания раньше не менялся (см. рис. 1 , а), а теперь до дачи условного раздражителя период дыхания был равен 3,3 секунды, после дачи — 5,3 секунды (см. рис. 2, а) и соответственно 4 и 7 секунд (см. рис. 2,6); о сосудистой реакции — амплитуда плетизмограммы раньше была равна 15 и 12 мм (см. рис. 1,а), a теперь до условного раздражителя — 8 мм, после него — 4 мм (см. рис. 2, а) и соответственно 2,5 и 1 мм (см. рис. 2,6). Аналогичным образом у Толи М. вместо парадоксальной реакции, характеризующей утомление, условные рефлексы повысились и стали соответствовать «закону силы»: на звук 7 гц—10 капель, на красный свет — 8, на зеленый свет — одна капля. КГР, едва выраженная ранее, сильно увеличилась — от 1,5 до 8 мм на красный свет (см. рис. 1, г; 2, г) и от 3 до 10 мм — на звук (см. рис. 1, в; 2, в). Сосудистая реакция на условный сигнал тоже резко возросла — на красный свет амплитуда была 8 и 6 мм (см. рис. 1,г), стала 12 и 4 мм (рис. 2,г), на звук была 7 и 2,5 мм (см. рис. 1,в), стала 16 и 4 мм (рис. 2, в); при осуществлении условного рефлекса увеличился и дыхательный вегетативный компонент (см. рис. 2, в, г).

Все перечисленное указывает на повышение тонуса подкорковых образований и активирующего отдела ретикулярной формации мозга, осуществляющих вегетативные , компоненты пищевой реакции.

Селье (Selye, 1956, 1960) экспериментально показал, что сильные воздействия на организм, вызывающие в нем нарушения постоянства внутренней среды, приводят к возникновению особого состояния, названного им стрессом (напряжением). Важно подчеркнуть, что состояние стресса сопровождается в организме различными изменениями функций, которые в одних случаях имеют физиологический, а в других — патологический характер. Последнее наблюдается при весьма сильных воздействиях или ослабленном состоянии организма.

Для нас огромный интерес представляют не патологические сдвиги в организме в ответ на сильные раздражители (стрессоры), а физиологические, возникающие при действии обычных раздражителей и приводящие к развитию «неспецифически повышенной сопротивляемости» (Н. В. Лазарев, 1958). Сдвиги в организме в результате действия стрессора, вызывающего стадию, которую Селье назвал резистентной, имеют колоссальное профилактическое значение для ребенка. При этом неспецифически повышается стойкость не только к действующему раздражителю, но и к другим факторам. Эти явления отмечались при гипоксии (3. И. Барбашова, 1955а, 19556; И. Р. Петров, 1958), применении таких фармакологических веществ, как дибазол и женьшень (Н. В. Лазарев, 1958, 1960; Н. В. Лазарев и М. А. Розин, 1960), мышечных упражнениях (Р. А. Кантарович, А. Е. Каплан и др., 1956; Н. В. Зимкин, 1961). Селье (1956, 1960) указывает, что под воздействием стрессора наблюдается увеличение секреции адренокортикотропного гормона (АКТГ) гипофизом и гормонов коры надпочечников. При действии такого стрессового агента как холод мы наблюдали сдвиг биологически активных веществ крови (адреналиноподобных веществ, ацетилхолина), уменьшение энергии реактивных потенциалов мозга (Г. Н. Сперанский, Ю. М. Пратусевич, 1961 в).

Однако мы не можем полностью согласиться с Селье в том, что в адаптационном синдроме как защитной, физиологической и приспособительной реакции организма основную роль играет эндокринная система. Несомненно, что действие стрессора воспринимается нервными рецепторными приборами. Возникающее при этом нервное возбуждение, как показал Чанг (Chang, 1957), по специфическим афферентным путям достигает коры головного мозга, а по коллатералям — ретикулярной формации мозгового ствола. Именно через ретикулярную формацию, как указывает Мэгун (Magoun, I960), действие стрессовых раздражителей стимулирует гипоталамо-гипофизарную активность и выработку АКТГ. Более того, стрессорный раздражитель (например, холод) рефлекторно стимулирует деятельность мозгового вещества надпочечников, выбрасывающего в ответ на это адреналин в кровь. Это происходит, согласно данным М. Г. Дурмишьяна (1960), за счет одних лишь спинальных центров, управляющих секрецией адреналина. В свою очередь адреналин активирует деятельность ретикулярной формации не только рефлекторно, но и непосредственным влиянием [Дэлл, Бон-волле и Южлин (Dell, Bonvollet, Hugelin, 1954)]. Убедительными опытами показано (Андерсон и др. (Anderson, 1957)], что раздражение ретикулярной формации среднего мозга через гипоталамус вызывает усиление секреции передней доли гипофиза. Данные о связи между ретикулярной формацией и центральными механизмами гумораль-но-вегетативных адаптационных реакций, в том числе и реакции «напряжения» (стресс), имеются также в работах Кэллей и Гелльгорн (Koella, Е. Hellhorn, 1954). Таким образом, гуморальный фактор является одним из звеньев в рефлекторном механизме защитных реакций организма, интегрирующая же роль принадлежит центральной нервной системе, одним из механизмов которой являются ретикулярная формация мозгового ствола и вегетативные ядра гипоталамуса.

Обсек

3 капли

14.0 сек

/1/ууг\м

\ 49сек

VII

Красный свет

ЗОсек

и яга« щщими I I ||| !

II

05сек

8 капель

* ■ I ,

__I

т

ШЛГШ1 м

IV

а АМТиМй^^ , ✓чу*

V л 8мч А Ш1 15ми

~ ~ \12мм_N51

• I

ЛАЛААл/

игр*-Л—Ь

........... ■•■ 1 I I ■ •

Ш сек

.1 1-.1/?г/>*

Подкрепление

Звук 7 гц

VII

Подкрепление

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

£

0.5 сек

/О капель

-л < I * I г » I

ЗОсек

ими II ■■» « . ■ .. , ...П г ц

3,/сек

35 сек

III I сек

ЛЛГААЛЛЛЛАА/у

IV З.Осек ц г1_и- ? л ГРИ

VI

VII

Зеленый свет

VII

Подкрепление

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

/ 10.5 сел нятнпптпишпг! ц:ч } 1

II 1 5 капель 11)1 1

III У\1 IV шмум Усек,] 1 15.6 сек Ч/Млплп/ .1 I. Шеи

гг- VI 2мм | АЛ-ЛЛ Звук 7 гц т ек\ 1мм 12 мм N60 лМ4—-

VII • ? «Л - _ Подкр( Л тление

|| 0.3 сек

ЗОсек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красный свет

VII

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

ЗОсек

Подкрепление

—I—

ЗОсек

Рис. 3. Комплексное исследование высшей нервной деятельности после умственной работы в классе и физкультурных занятий (лыжи баскетбол).

N тг

а — реакция у Тани Ц. на условный раздра житель — красный свет (опыт 7/П 1961 г.) б — реакция у Тани Ц. на условный раздри житель — зеленый свет в том же опыте в — реакция у Тани Ц. на условный раздра житель — звук частотой 7 гч в том же опыте г — реакция у Толи М. на условный раздра житель — звук частотой 7 гц (опыт 17'У 1961 г.); д — реакция у Толи М. на условный раздражитель — звук частотой 7 гц во второй половине того же опыта; е — реакция у Толи М. на условный раздражитель — красный свет в том же опыте.

Обозначения кривых те же. что на рис I.

У

Из изложенного понятно, почему мы решили в качестве фактора, снимающего умственное утомление, примениить другой такой агент, как мышечная работа, которую Селье (I960) относит к стрессорам. Для повышения тонуса подкорковых образований и коры больших полушарий применялась физическая нагрузка в течение 30—60 минут в виде двух уроков занятий физкультурой (лыжи, баскетбол, гимнастика).

На рис. 3 видно, что у Тани Ц. после двух уроков занятий физкультурой (лыжи) условные секреторные рефлексы полностью стали соответствовать «закону силы», все вегетативные компоненты хорошо выражены, появилась сильная спонтанная КГР, наблюдалось прогрессирующее расширение сосудов (рис. 3, а—в). У Толи М. после двух уроков физкультуры (баскетбол) наблюдалось то же самое: на звук выделялось до 10 капель условнорефлекторной слюны, на красный свет — 7 капель, КГР хорошо выражена, отмечалось прогрессирующее расширение сосудов. Самочувствие у детей хорошее, состояние бодрое, голова свежая (рис. 3, г—е).

Таким образом, дозированная мышечная нагрузка снимает тормозные фазы в больших полушариях головного мозга, повышает недостаточный тонус подкорковых ядер при умственном утомлении, тонизирует ретикулярную формацию мозгового ствола ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Барбашова 3. И. Докл. АН СССР, 1955, т. 101, № 2, стр. 379. —Она же. Там же, т. 102, № 6, стр. 1219. —Зимкин Н. В. Физиол. ж., 1961, № 6, стр. 741.— Кантарович Р. А., Каплан А. Е., Шогитайшвили Н. Г. Тезисы докл. 6-й итоговой научной конференции Архангельск, научно-исслед. ин-та эпидемиологии, 1956, стр. 22. — Лазарев Н. В. Тезисы докл. конференции по проблеме приспособительных реакций. Л., 1958, стр. 50. — О н ж е. В кн.: Материалы конференции по проблеме адаптации, тренировки и другим способам повышения устойчивости организма. Сталино, 1960, стр. 68.— Лазарев Н. В., Розин М. А. В кн.: Вопросы цитологии и общей физиологии. М—Л., 1960, стр. 137.— Петров И. Р. Тезисы докл. конференции по проблёме приспособительных реакций. Л., 1958, стр. 72.—Пратусевич Ю. М. Гиг. и сан., 1956, № 2, стр. 43. —Он же. Докл.ДН СССР, 1954, т. 99, № 4, стр. 653.— Пратусевич Ю. М., Корж H. Н. Гиг. и сан.; 1961, № 1, стр. 44. — С п е р а н-ский Г. Н, Пратусевич Ю. М. Докл. АН СССР, 1961, т. 136, № 2, стр. 508.— Они же. Докл. АН СССР, 19616, т. 136, № 3, стр. 745. —Они же. Докл. Акад. наук, 1961, т. 139, №'3, стр. 759. — Мэгун Г. (H. W. Magoun). Бодрствующий мозг. М., 1961.— Anderson Е., Bates R. W. et al., Recent Progr. Hormone Res., 1957, v. 13, .p. 14. —Dell P., Bonvallet M., H a gel in A., Electroenceph. clin. Neurop-hysiol., 1954, v. 6, p. 599. — D u г m i s с h j a n M. G. (Дурмишьян M. Г.), Acta neuro-veg. (Wien), 1960, Bd. 21, S. 426. — К о e 1 1 a W. P., Gell horn E., J. comp. Neurol.. 1954, v. 100, p. 243. —Sel ye H., The Stress, of Life. New York, 1956.— Idem. Очерки об адаптационном синдроме. M., 1960.

Поступила 13/IX 1961 г.

# ъ ъ

МИКРОФЛОРА ВОЗДУХА ГРУППОВЫХ КОМНАТ ДОМОВ

РЕБЕНКА

• Кандидат медицинских наук О. А. Хубутия, научный сотрудник Н. А. Папава, кандидат медицинских наук О. И. Дедабришвили

Из Научно-исследовательского института санитарии и гигиены Министерства

здравоохранения Грузинской ССР

В течение года мы вели систематические наблюдения за состоянием здоровья детей двух домов ребенка, периодически обследовали микрофлору носоглотки у детей и у обслуживающего персонала, параллельно проводили санитарно-гигиеническое изучение микроклимата и микрофлоры воздушной среды групповых комнат. Бактериологические анализы проводили на общее обсеменение воздуха, присутствие зеленящих н гемолитических стрептококков и стафилококков, а также на кишечную палочку.

Объектами обследования были две групповые комнаты в двух домах ребенка Тбилиси — № 1 и 2, где находились дети в возрасте от 1!/а года до 3 лет.

Клиническое обследование показало, что большинство детей в обоих домах ребенка были практически здоровыми и существенных соматических и физических отклонений у них не наблюдалось, за исключением патологического состояния носоглотки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.