лась при использовании крови с введением, помимо 3 % соли и 0,4 % полифосфата, 0,25 % сор-биновой кислоты. Внесение такой крови в рецептуру колбас практически не изменяет микробиологические показатели продукции. Остаточная микрофлора в готовой колбасе представлена в основном бактериями из рода Bacillus. Сапитар-%о-показательных, патогенных бактерий, а также потенциальных возбудителей порчи продукции в крови, содержащей 0,25 % сорбиновой кислоты, не обнаружено.
Выводы. 1. Кровь, входящая в рецептуру колбас из рыбного фарша, может явиться источником вторичного бактериального обсеменения продукции.
2. Внесение 0,25 % сорбиновой кислоты в кровь сразу же после ее отбора позволяет значительно снизить общее микробное число и про-
ы
В свете последних решений партии и правительства все большее внимание обращается на организацию свободного времени людей, интенсивное использование разных спортивных сооружений, в том числе и купально-плавательных бассейнов.
Воспитание навыков здорового образа жизни начина-V ется с детства. В Эстонской ССР уже во многих детских 1 яслях-садах имеются малые купально-плавательные бассейны, где занимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет. Начиная с 1966/67 учебного года в программы общеобразовательных школ введено обязательное обучение плаванию детей 2-х классов во всех школах, где имеются возможности использования бассейна.
В плавательных бассейнах как объектах коллективно-массового пользования неизбежно микробное обсеменение воды. Микрофлора воды бассейна, а также инфицированные полы, коврики, стены, мебель в подсобных помещениях воздействуют на состояние здоровья купающихся. Чтобы предупредить распространение инфекций, необходимо осуществление мер личной гигиены посетителей, обеспечение чистоты воды бассейна и подсобных помещений, строгое соблюдение санитарного режима эксплуатации бассейна.
Действующий нормативный документ [6] отражает различные аспекты эпидемической безопасности спортивных плавательных бассейнов. Для малых купалыю-плаватель-ных бассейнов, которые в последние годы строятся и эксплуатируются в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) республики, соответствующие регламенты отсутствуют.
В 1980—1986 гг. нами проводились комплексные исследования плавательных бассейнов различного тина, назначения, контингента посетителей. В пробах воды опреде-
длить срок хранения охлажденной крови до 6 сут.
3. Использование крови, содержащей 0,25 % сорбиновой кислоты, в рецептуре колбас из рыбного фарша способствует получению готовой продукции, отвечающей санитарно-гигиениче-ским требованиям.
Литература
1. Кровь пищевая: Продукты из пищевой крови. ОСТ 49 161—80.
2. Михалева В. Ф„ Ярочкин А. П., Акулин В. Н. и др. Способ производства рыбной колбасы. A.c. 1082375 СССР.
3. Мюнх Г.-Д-, Заупе X., Шрайтер М. и др. Микробиология продуктов животного происхождения: Пер. с нем.— М„ 1985.
4. Takacs I. // Fleischernleister. — 1966. — Bd 20, № 8. — S. 200.
Поступила 31.03.87
лялись следующие микробиологические показатели: коли-индекс, общее число бактерий при 20 и 37 °С, индекс энтерококков, индекс стафилококков с лецитовителлазной активностью, индекс псевдомонад, содержание возбудителей кишечных заболеваний — шигелл, сальмонелл, энтеро-патогенных эшерихий, цитоиатогенных агентов.
При контроле качества воды, используемой для купания, в качестве критериев эпидемической безопасности следует использовать не только уровень фекального загрязнения, но и содержание микрофлоры, вызывающей заболевания глаз, кожных покровов и верхних дыхательных путей. В этом плане представляет интерес изучение содержания в воде патогенного стафилококка как лимитирующего показателя допустимого количества купающихся не только в бассейнах, но и в местах массового отдыха населения на водоемах, в частности на морских курортах. В «Правилах санитарной охраны прибрежных вод морей» [5] указано, что сигнальное значение для регламентации нагрузки на пляже имеет повышение количества стафилококков более 100 микробных клеток в 1 л.
В последние годы возрастает роль Pseudomonas aeruginosa в инфекционной патологии человека. Обнаружение Р. aeruginosa в объектах окружающей среды свидетельствует одновременно об эпидемическом и санитарном неблагополучии. Этот микроб является одним из ведущих этнологических факторов гнойно-септических инфекций у купающихся в бассейнах. Для Р. aeruginosa отсутствуют общепринятые нормативы. Ориентировочно считается, что псевдомонады должны отсутствовать в 100 мл воды плавательных бассейнов [1, 3].
В 1980—1983 гг. выполнены санитарно-микробиологи-ческне исследования в плавательном бассейне № 2. Бассейн объемом 244 м3 обслуживал спортсменов, детей, за-
Краткие сообщения
УДК 613.471:579.68
К. Ф. Бирк, Э. Ф. Локк, Л. К- Леесмент, Р. А. Рауд, Л. И. Калыолайд
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КУПАЛЬНО-ПЛАВАТЕЛЬНЫХ
БАССЕЙНОВ
Таллинский НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены Минздрава Эстонской ССР
ннмающихся в школе плавания, и школьников 2-х классов и работал с большой перегрузкой: в рабочие дни был занят в течение 16 ч. Обследованный бассейн относятся к рецнркулярному типу. Водопроводная вода 4 раза в сутки проходила через фильтры, очистка воды осуществлялась коагулированием, фильтрованием и обеззараживанием хлорамином. Полная смена воды с предварительной дезинфекцией ванны бассейна, фильтра, трубопроводов и бойлеров проводилась 5—6 раз в год.
За весь цикл исследования было отобрано 146 проб воды, из них 21 % соответствовали гигиеническим требованиям [6]. В остальных случаях наблюдалось повышение индекса лактозоположительных кишечных палочек на 1 — 2 порядка по отношению к нормированной величине. Индекс энтерококков не превышал нормы, колеблясь в пределах 10—50. Индекс лецнтовнтеллазоактивиы.х стафилококков в единичных случаях превышал 100. Патогенные энтеробактерии не были обнаружены ни в одной пробе. В 2 пробах были выделены энтеро- и аденовирусы.
Отмечалась тенденция к увеличению санитарно-мнкро-бнологнческнх показателен перед сменой воды из ванны бассейна, однако инфекционных заболеваний, распространяющихся с водой, не было зарегистрировано. В журнале регистрации обращающихся за медицинской помощью врачом бассейна довольно часто ставился диагноз воспаления наружного уха. Поэтому в комплекс определяемых показателен был включен дополнительно индекс псевдомонад.
В 1983—1985 гг. исследованы малые купально-плава-тельные бассейны ДДУ. Размеры бассейнов 4X10 м, глубину воды регулировали соответственно возрасту детей (0,6—0,8 м). Воду в изучаемых бассейнах меняли ежедневно. Утром до начала занятий бассейны заполняли питьевой водопроводной водой с дополнительным хлорированием или без него. Бассейны были оборудованы хлораторами, ни отмечались случаи нарушения нх эксплуатации за счет неполадок или несоблюдения режима работы. Температура воды в бассейнах была 26±2°С, остаточный хлор к концу занятий нередко отсутствовал.
Занятия в бассейнах ДДУ проводились ежедневно в утреннее время в течение 1,5—2 ч по 4—5 групповых 20-минутных занятий с 10-минутными перерывами. Каждый день в бассейне купались 30—60 детей. Занятия для каждой группы проводились 2 раза в неделю.
В разных ДДУ было исследовано 83 пробы воды, взятых до, во время или после занятий в бассейне. В ходе эксплуатации бассейнов показатели фекального бактериального загрязнения воды колебались в пределах 1—2 порядков. Это связано с непостоянным режимом водообра-ботки, перегрузкой бассейна и другими факторами. При анализе результатов исследований отмечено, что к концу занятии вода в бассейнах по коли-нндексу только в 37 % случаев отвечала гигиеническим рекомендациям [6], а в 85 % случаев соответствовала санитарным требованиям, которые предъявляют воде, используемой для рекреаций [4]. Патогенные энтеробактерии не были выделены ни в одном случае. Однако из 83 проб воды в 16 (19,2%) были обнаружены аденовирусы, причем в 2 из них одновременно с энтеровирусамн. В 1 пробе выявлялись только энтеровирусы. Корреляция между результатами вирусологических н бактериологических исследований отсутствовала.
В 1985 г. исследованы смывы из носоглотки 28 детей в двух детских садах. У 2 детей были обнаружены вирусы парагриппа, а у 1 ребенка — дополнительно выделен аденовирус. Респираторно-синцитиальные вирусы не были выделены нн у одного ребенка.
Как известно, вирус обычно выделяется из верхних дыхательных путей и глаз во время острого вирусного заболевания [7]. Аденовирусы, вызывающие фарингиты и конъюнктивиты, известны как «трансмиссивные», распространяющиеся через воду плавательных бассейнов, а также озер [2]. Выявлено, что дети, у которых были обнаружены вирусы в носоглоточных смывах, занимались в бассейне, из воды которого также были выделены адено- и энтеровирусы. Однако на данном этапе не представляется возможным доказать связь между загрязненностью воды
вирусами и наличием этих же вирусов в носоглоточных смывах детей, так как мы еще не располагаем достаточным количеством материала.
При анализе регистрируемой в течение 1,5 лет заболеваемости в двух детских садах можно отметить, что в одном из них заболевания дизентерией и энтероколитами в этот срок не регистрировались вообще, а в другом заболеваемость этими нозологическими единицами не превышала соответствующих показателей в детских коллективах поликлиники данной обслуживаемой территории. Случаец^ энтеробиоза в обоих детских садах среди детей 3—7-лст-^ него возраста не выявлено. Таким образом, насыщенный режим эксплуатации плавательного бассейна за изученный i период наблюдения не являлся причиной распространения острых кишечных инфекций или энтеробиоза.
Исследовали воду трех плавательных бассейнов, в которых проводилось обучение плаванию школьников 2-х классов разных школ.
Пробы воды отбирались 2 раза в неделю во время занятий. Классные руководители сообщали нам о случаях заболевания детей. У заболевших на дому делали смывы из носа и глотки для вирусологического исследования экспресс-методами на 7 разных групп вирусов и наличие псевдомонад. Было отмечено, что, с одной стороны, родители часто оставляли детей дома на 1 день при легком недомогании, но, с другой стороны, немало детей продолжали заниматься в бассейне, несмотря на насморк и кашель. Позднее обращение к врачу уменьшало результативность исследований. Только у 4 заболевших удалось выявить вирусную этиологию заболевания: в одном случае были выделены аденовирусы, в другом — аденовирусы с 0 * парагриппом и в 2—парагрипп. Псевдомонады в смывах -из носоглотки у 8 детей не были обнаружены.
Из 30 проб, отобранных во время или после урока с поверхности воды в той части бассейна, где проводились занятия, только 10 % по величине коли-индекса соответствовали гигиеническим требованиям [6], а 93,3 % отвечали требованиям, предъявленным к рекреационной зоде [4]. По индексу энтерококков все 30 изученных проб воды соответствовали санитарным требованиям. По индексу стафилококков с лецнтовителлазной активностью санитарным правилам [5] отвечали 86,7 % проб воды. Преобладание числа микробов, выросших при 37 °С, над количеством микробов, выросших при 20 °С, свидетельствовало о недостаточном соблюдении учащимися правил личной гигиены.
Полученные данные указывают на необходимость дальнейшего накопления материала для разработки санитарных правил по устройству, содержанию и эксплуатации малых форм купально-плавательных бассейнов в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний водного происхождения.
Литература
1. Зуева Л. П., Дьякова М. Н., Околов И. Н.Ц Аитибио-тнки. — 1985. — № 4.— С. 308—313.
2. Леесмент Л. К.. Суби К. X., Рауд Р. А. // Актуальные проблемы медицинской вирусологии. — М., 1985. — С. 108—109.
3. Обнаружение и идентификация Pseudomonas aeruginosa в объектах окружающей среды: пищевых продуктах, воде, сточных жидкостях: Метод, рекомендации. — М., 1984.
4. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам реакции водных объектов. ГОСТ 17.1.5.02—80.— М„ 1981.
5. Правила санитарной охраны прибрежных вод морей: Метод, рекомендации. — М., 1975.
6. Рекомендации по обеззараживанию воды, дезинфекции подсобных помещений и санитарному режиму эксплуатации купально-плавательных бассейнов: Метод, рекомендации.— М., 1976.
7. Hawdey Н. В., Morin D. P., Geraghty М. Е. et а!.// J.A.M.A. — 1979. — Vol. 226. — Р. 33—36.
Поступила 23.10.87