Научная статья на тему 'МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ (1856—1927) (К 120-летию со дня рождения)'

МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ (1856—1927) (К 120-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ (1856—1927) (К 120-летию со дня рождения)»

THE RESORPTION OF ISOTOPES THROUGH INJURED SKIN

L. A. llyirt, A. T. Ivannikov, B. A. Popov, T. P. Konstantinova, G. A. Altukhova,

A. G. Bazhin

The resorption of the isotopes of strontium, cerium, polonium and americium through skin-muscular and stab wounds and skin abrasions was investigated in experiments carried out on albino rats. The extent of resorption of the isotope was shown to depend on its physical and chemical properties and the type of injuries. The penetration of isotopes through skin abrasions was found to be high and it exceeded 40 to 100 times the extent of their penetration through the intact skin.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 6 М( 092)Уваров

Доктор мед. наук Г. А. Бейлихис

МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ УВАРОВ (1856—1927) (К 120-летию со дня рождения)

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося врача-общественника, крупного деятеля земской медицины, ученого-гигиениста Михаила Семеновича Уварова. Родился М. С. Уваров 6/11 1856 г. в Петербурге в семье вольноотпущенного крестьянина, впоследствии купца. Учился он в церковно-приходской школе, затем в гимназии, по окончании которой в 1876 г. поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878 г. студенты академии организовали демонстрацию, разогнанную полицией. Многих из них, в том числе и М. С. Уварова, арестовали. Через 3 мес он, однако, был освобожден и продолжал образование.

В истории академии отмечается, что «в основе беспорядков лежали частью некоторые неустройства студенческой жизни, частью идеи и вести, распространяемые запрещенной печатью революционного характера»1. Видимо, отдал дань этому и Михаил Семенович. Так, врач А. П. Вознесенский вспоминал: «С наступлением весны 1874 г. (ошибка — М. С. Уваров поступил в академию в 1876 г.— Г. Б.) по окончании учебного года народники, преимущественно студенты Медицинской академии, пустились в путь и рассеялись по городам и селам для революционной пропаганды. Мы с то-

1 История императорской Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии за 100 лет. СПб., 1898, с. 655—661.

варшцами М. С. Уваровым и Булановым прибыли в Тулу и открыли, конечно, тайно, школу для рабочих»2.

По окончании академии в 1881 г. М. С. Уваров переехал в Тулу, где занимался частной практикой, так как был лишен права государственной и общественной службы, но в 1883 г. все же получил должность врача Тульского земства. В 1885 г., а затем в 1893 г. он для совершенствования своих гигиенических знаний работал в лаборатории Ф. Ф. Эрисмана3, по поручению которого занимался с земскими врачами по методике санитарных исследований. В дальнейшей деятельности М. С. Уварова это сыграло большую роль.

В 1886 г. Михаил Семенович начал врачебно-общественную деятельность в Херсонской губернии, где возглавил созданную им одну из первых в России образцовую санитарную организацию. Это потребовало борьбы с противниками «общественного» направления в земской медицине, которому противопоставлялось «бактериологическое», сужавшее деятельность санитарных врачей до лабораторных исследований и работы непосредственно в эпидемических очагах. В дискуссии, впоследствии захватившей врачебную общественность России и известной как спор о «пере или пробирке», М. С. Уваров горячо защищал «общественное» направление, в чем его поддержали большинство земских врачей Херсонской губернии. Особенно помогла ему поддержка И. И. Мечникова, бывшего в то время профессором Одесского университета.

Во вновь созданную организацию М. С. Уваров привлек единомышленников, впоследствии видных деятелей земской медицины. И. Д. Страшун писал: «В Херсонской губернии выросла славная плеяда уваровцев, таких, как Н. И. Тезяков, Е. И. Яковенко, В. В. Хижняков, М. В. Корчак-Чепурковский и др.»4.

Под руководством М. С. Уварова были наиболее полно разработаны принципы и методы деятельности земской санитарной организации. Они предусматривали медико-статистические исследования, создание противоэпидемической организации, исследования санитарного состояния (санитарный надзор, принятие мер к устранению санитарных недостатков и т. д.). Наибольшее значение имело организованное и проведенное Михаилом Семеновичем изучение санитарных условий труда и быта так называемых пришлых рабочих в Херсонской губернии, где преобладало крупное частное землевладение; в связи с развитием капиталистического способа производства в губернии ежегодно скапливались большие массы сезонных сельскохозяйственных рабочих, прибывших из других районов России.

По инициативе М. С. Уварова в Херсонской губернии земством впервые была организована новая форма медицинского обслуживания «пришлых» рабочих — врачебно-питательные пункты в местах их временного (на период найма) скопления; там они, кроме бесплатной медицинской помощи, получали дешевое питание и ночлег. Регистрация рабочих и их артелей производилась по картам6, разработанным М. С. Уваровым и принятым в 1889 г. XII губернским съездом врачей и представителей земских и городских управ, дальнейшая разработка карт представляла значительный интерес. Следует отметить, что этот опыт был впоследствии широко использован в других губерниях. О врачебно-питательных пунктах В. И. Ленин писал: «Как ни скромны размеры и результаты этой органи-

2 Вознесенский А. П. Воспоминания. — В кн.: Очерки истории русской общественной медицины (К столетию земской медицины). Сб. статей под ред. П. И. Калью. М., 1965, с. 228.

3 Сборник биографий врачей выпуска 1881 г. Медико-хирургической академии. СПб.,

1906, с. 257.

1 Страшун И. Д. Полвека земской медицины. — В кн.: Очерки истории русской общественной медицины (К столетию земской медицины). Сб. статей. Под ред. П. И. Калью. М., 1965, с. 54.

6 Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Земско-медицинский сборник. М., 1890, вып. 1, с. 21.

зации, как ни шатко ее существование — она остается крупным историческим фактом, выясняющим тенденции капитализма в земледелии»6.

М. С. Уваров был активным участником многих Пироговских съездов. На I съезде в докладе «О важности подания первой помощи женщинами-врачами» он поднял вопрос о необходимости подготовки женщин-врачей и уравнении их в правах с мужчинами7. Его доклад на II съезде «О необходимости предусматривать в медицинском курсе университетов практическую земскую деятельность врача» вызвал оживленные прения. Михаил Семенович предложил (что было поддержано съездом) ввести преподавание земской медицины в программу медицинских факультетов8. На III съезде им было предложено9 издание земско-медицинского сборника (эта инициатива впоследствии было осуществлена). IV Пироговским съездом было принято предложение М. С. Уварова о создании комиссии для разработки единой номенклатуры болезней, мотивированные также и тем, что «статистика является могущественным способом санитарного исследования»10. Предложенный М. С. Уваровым проект номенклатуры был опубликован для широкого обсуждения11, затем рассмотрен на V Пироговском съезде и впоследствии был принят в качестве «Пироговской» номенклатуры.

Открывая заключительное общее собрание VI Пироговского съезда, Михаил Семенович произнес речь «О принципах обеспечения населения медицинской помощью»12, посвященную в основном вопросам земской медицины.

М. С. Уваров написал около 100 статей, брошюр и книг. Из них наиболее примечателен созданный совместно с Леонидом Михайловичем Лялиным (1867—1930), также прошедшим гигиеническую школу у Ф. Ф. Эрис-мана, капитальный труд «Охрана жизни и здоровья работающих»13, открывавшийся словами: «Посвящается русским рабочим». Предназначенная для санитарных врачей и фабричных инспекторов, эта книга состоит из общей, и специальной частей. Главы общей части посвящены работе и рабочему времени, санитарным условиям труда и жилища, одежде и питанию работающих, работе женщин и детей, заболеваемости, смертности, несчастным случаям.

Рассматривая эти вопросы, М. С. Уваров высказал ряд весьма прогрессивных суждений. Так, он считал необходимым ограничить область применения и продолжительность женского и особенно детского труда, ратовал за введение государственного страхования рабочих, критиковал закон от 2/V 1903 г. за то, что тот предусматривал материальную ответственность предпринимаемой за утерю трудоспособности рабочими только вследствие несчастных случаев и исключал ответственность также и за профессиональные заболевания к отравления. М. С. Уваров высказывался за законодательно регламентированное введение предохранительных приспособлений на машинах, организацию кафедр профессиональной гигиены в медицинских и технических высших учебных заведениях и т. д. Во второй части книги подробно рассматривались технологические и гигиенические характеристики производств по обработке волокнистых веществ (текстиль).

•Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е. т. 3, с. 243.

7 Дневник I съезда Московско-Петербургского медицинского общества. СПб., 1886,. с. 143.

8 Труды II съезда русских врачей. М., 1887, т. II, отделение общей медицины, с. 59.

9 Дневник III съезда русских врачей, 1888, As 7, с. 231.

10 Труды IV съезда русских врачей в память Н. И. Пирогова. М., 1892, отдел общественной медицины и гигиены, с. 199.

11 Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1891, т. VI, отдел, 9, с. 88.

12 Дневник VI съезда общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. Киев, 1896, № II, с. 26.

13 Врач Уваров М. С. и фабричный инспектор Московской губернии инженер-технолог Л я л и н Л. М. Охрана жизни и здоровья работающих. Систематическое изложение профессиональной гигиены. М., 1907, 577 с.

бумаги и картона, обработке минеральных и животных продуктов и металлов, химической, горнозаводской промышленности и т. д. Следует отметить, что большой фактический материал книги представляет интерес и поныне.

Высокая принципиальность Михаила Семеновича подверглась испытанию в 1892 г., когда во время холерной эпидемии администрация предложила земским санитарным врачам работать в эпидемических очагах и заниматься лечением больных, их изоляцией, дезинфекцией и т. д. В то же время М. С. Уваров настаивал на том, что санитарные врачи должны заниматься главным образом организацией общих профилактических мероприятий. В результате конфликта М. С. Уваров оставил работу в Херсонском земстве. В дальнейшем он короткое время был санитарным врачом Московского (по Клинскому уезду) и Тверского земств.

В 1896 г. М. С. Уваров перешел на службу в медицинский департамент Министерства внутренних дел, где по 1917 г. редактировал «Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины». В этот период он уделял большое внимание научной и педагогической работе, опубликовал ряд важных санитарно-статистических исследований. Наиболее известна из них работа «О влиянии отхожих промыслов на санитарное состояние России»14, основанная на материалах земской статистики по 126 уездам 20 губерний (эта работа была доложена на VI Пироговском съезде). Она привлекла внимание В. И. Ленина, дважды сославшегося на нее в своих трудах. Обширный демографический и статистический материал, собранный Михаилом Семеновичем, послужил основой исследований о санитарном положении Херсонской губернии15, о движении населения и заболеваемости в Тверской губернии16, хорошо аргументированного доклада о сифилисе среди сельского населения17 и др.

Большой заслугой М. С. Уварова является то, что сложные методические вопросы демографических и санитарно-статистических исследований он вынес на широкое обсуждение губернских и всероссийских (Пироговских) съездов врачей.

В период службы в медицинском департаменте Михаил Семенович преподавал общую и школьную гигиену на высших курсах при биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта, преподавал гигиену на курсах учителей начальных школ в Курске, Перми и других городах, издал пособие «Гигиена. Систематический курс», выдержавшее за 1903—1914 гг. 4 издания.

В 1913 г. Юрьевский университет присудил Михаилу Семеновичу звание доктора медицины «honoris causa».

Глубокие знания М. С. Уварова использовались медицинским департаментом, неоднократно командировавшим его в ряд курортных местностей для решения гигиенических вопросов. Это дало ему возможность накопления материала, частично публиковавшегося18, для написания специальной главы в руководстве по бальнеологии19.

В 1917 г. Михаил Семенович переехал в Крым, где до 1925 г. был профессором общей и социальной гигиены на медицинском факультете Крымского университета. К сожалению, сведения об этом периоде его жизни весьма скудны.

14 Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1896, т. XXXI,

кн. 1, с. 5.

16 У в а р о в М. С. Санитарное положение Херсонской губернии. Херсон, 1889.

16 У в а р о з М. С. Санитарное положение Тверской губернии. Статистика движения населения и заболеваемости. Тверь, 1894.

17 Труды съезда по обсуждению мер против сифилиса в России. СПб., 1897, т. 1, с. 53-123.

18 У в а р о в М. С. Липецк и Липецкий курорт в санитарном отношении. — «Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины», 1908, № 10, с. 1547; №11, с. 1715.

19 Лозинский А. А. Руководство по бальнеологии практического врача. П., 1916, с. 625.

В начале 1926 г. он был назначен главным санитарным врачом курортов Южного берега Крыма. Смерть застала его на этом посту.

Поступила 1/VII 1975 г.

УДК 614.3(571.6)(091)

Канд. мед. наук Б. Н. Щупак

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Ко времени, когда Дальний Восток был освобожден от белогвардейцев и интервентов, Советское правительство приняло важнейшие декреты: об организации санитарно-лечебного дела в горной и горнозаводской промышленности, санитарных органах РСФСР, мерах борьбы с эпидемическими заболеваниями (сыпным тифом, холерой, малярией). Эти и другие решения правительства обеспечили становление и развитие санитарной организации на освобожденном Дальнем Востоке. Наркомздравом РСФСР в плане работ на 1923 г. была поставлена задача создать в Дальневосточной области (ДВО), которая занимала тогда территорию от оз. Байкала до тихоокеанского побережья, «санитарный аппарат», организовать здесь водно-санитарный надзор и пр.1

Уполномоченный Наркомздрава РСФСР на Дальнем Востоке, заведующий отделом здравоохранения Дальревкома М. И. Барсуков 14/11 1923 г. информировал Н. А. Семашко о тяжелом положении здравоохранения в области после 4 лет интервенции. В частности, он сообщал: «Местный бюджет чрезвычайно скуден, а край не имеет почти никакой санитарно-про-филактической сети... Во всем крае нет ни одного диспансера ни по туберкулезу, ни по венерическим болезням... Институт санврачей и санстатисти-ки отсутствует. Противочумная организация слаба»2.

Первоочередным мероприятием, проведенным Дальздравом, было создание в городах санитарной организации3. Санитарный надзор был изъят из ведения горкомхозов — в период существования Дальневосточной республики (1920—1922) медико-санитарное обслуживание трудящихся ввиду финансовых трудностей было передано местным самоуправлениям, больничным кассам. В борьбе за объединение санитарного дела в органах здравоохранения Дальздраву помогали Наркомздрав, местные органы Советской власти. Так, 20/V 1923 г. Н. А. Семашко обратился в Дальревком с требованием покончить с дроблением санитарной организации, которая должна быть сосредоточена в ведении здравотделов4. Эти указания проводились на местах. Например, Амурский губисполком 16/11 1923 г. постановил: «Всю санитарную охрану города и губернии сосредоточить исключительно в губздраве».5 Структура и штаты санитарной организации ДВО были утверждены Дальревкомом 23/1II 1923 г. Они включали губернские химико-бактериологические лаборатории, 2 пастеровские станции, должности уездных санитарных врачей, а также противочумную организацию — разъездной врачебный отряд, 2 врачебно-наблюдательных участка и др.

Формирование и деятельность санитарной службы на Дальнем Востоке осуществлялись в соответствии с декретом СНК РСФСР от 15/IX 1922 г. «О санитарных органах республики», этот декрет был введен в действие на территории ДВО постановлением Дальревкома от 20/VI 1923 г.

Санитарная организация Дальнего Востока создавалась в борьбе с эпидемиями. В связи со вспышкой сыпного тифа во Владивостоке там 12/11

1 Центральный государственный архив Октябрьской революции СССР (ЦГА ОР), ф. 482, оп. 1, д. 536, л. 132; 139.

2 Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА ДВ), ф. 2492, оп. 2, д. 26, л. 50.

3 ЦГА ДВ, ф. 2494, оп. 2, д. 37, л. 193.

4 Там же, д. 26, л. 50.

6 Там же, ф. 1790, оп. 1, д. 16, л. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.