Научная статья на тему 'П.Н. ДИАТРОПТОВ —ГИГИЕНИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (К 100-летнему юбилею со дня рождения)'

П.Н. ДИАТРОПТОВ —ГИГИЕНИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (К 100-летнему юбилею со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П.Н. ДИАТРОПТОВ —ГИГИЕНИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (К 100-летнему юбилею со дня рождения)»

станцией Ф. Я. Белоусова, Минской областной санитарно-эпидемиологической станцией Э. О. Грингауз, Гомельской городской санитарно-эпидемиологической станцией Ф. А. Шнеерсон и др.

Активное участие в исследовательской работе принимает главный эпидемиолог Министерства здравоохранения БССР Б. Б. Рубинштейн.

Состоявшийся в Минске в июне 1957 г. III Белорусский съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов явился крупным событием в жизни белорусской санитарной организации и всей медицинской общественности БССР.

В работе съезда приняло участие около 700 человек, в том числе видные гигиенисты, эпидемиологи и микробиологи СССР. Съезд показал, что санитарная организация Белорусской ССР превратилась в большую силу, которая с успехом может решать и решает важные вопросы санитарно-эпидемиологического обслуживания белорусского народа. В дни празднования 40-летия республики следует пожелать всем санитарным работникам БССР дальнейших успехов в благородном деле борьбы за снижение заболеваемости и смертности населения, увеличение его активного долголетия.

Поступила 21/V 1958 г.

tV * *

, П. Н. ДИАТРОПТОВ — ГИГИЕНИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ

САНИТАРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (К 100-летнему юбилею со дня рождения)

Доцент А. П. Прокофьев (Москва)

П. Н. Диатроптов принадлежит к числу тех врачей, которые всю свою деятельность посвятили исключительно профилактической медицине. Свою работу П. Н. Диатроптов начал в 1884 г. санитарным врачом Елизаветградского уезда Херсонской губернии. Это было время, когда после открытий Л. Пастера и опубликования первых работ Р. Коха медицинская бактериология только начинала свой рост. Как и все санитарные врачи того времени, П. Н. Диатроптов все свое внимание прежде всего направил на изучение заболеваемости населения уезда. Первое, с чем ему пришлось столкнуться, было отсутствие правильной регистрации болезней и ненадежность проставляемых диагнозов, так как в уезде было всего 4 врачебных участка и 23 фельдшерских пункта. Опираясь на решения съездов врачей и санитарных попечителей, П. Н. Диатроптов проводит через земские собрания решения о введении регистрации заболеваемости по единой номенклатуре, увеличений сети врачебных участков (5 фельдшерских пунктов заменяются врачебными) с доведением числа их в дальнейшем до 10.

По составленным им годовым отчетам санитарного состояния уезда без преувеличения можно сказать, что почти все известные в то время инфекционные болезни имели место в уезде. На борьбу с этими болезнями П. Н. Диатроптов направляет все усилия. Из его доклада съезду врачей уезда 19 сентября 1887 г. видно, что смертность от дифтерии составляла 11,7% всей смертности в уезде; были села, где смертность детей от дифтерии превышала рождаемость. Сознавая всю трудность борьбы с этой эпидемией и «бесполезность лечения», П. Н. Диатроптов основную меру борьбы видит в возможно большей изоляции здоровых от больных и дезинфекции зараженных помещений. Он добивается от земского собрания расширения сети врачебных участков и ассигнования специальных средств на борьбу с эпидемиями. Этиология брюшного тифа по отче-

ту за 1887 г. значится невыясненной, однако с оговоркой, что в эпидемической форме брюшной тиф наблюдался исключительно в деревнях, расположенных по берегам речек, исследование воды на бациллы брюшного тифа не дало положительных результатов. В последующем отчете более определенно указывается, что заболевания брюшным тифом поддерживаются исключительно тяжелыми условиями, в которых приходится проживать пришлым рабочим.

В 1889 г. П. Н. Диатроптов покидает Елизаветградский уезд и около года совершенствует свои знания, работая при кафедре гигиены медицинского факультета Московского университета, возглавляемой Ф. Ф. Эрисманом. По возвращении в Херсонское земство П. Н. Диатроптов принимает на себя обязанности санитарного врача по Одессе. И здесь первыми его работами были «Очерк санитарного положения Одессы по данным рождаемости и смертности за 1889 г.» и «Рождаемость и смертность населения Одесского градоначальства в 1890 г.» Материалами для этих работ послужили ежемесячные сведения, доставляемые приходскими священниками и еврейскими общинами. Одновременно он включается в работу земско-городской бактериологической станции, возникшей в 1886 г. под руководством И. И. Мечникова. Позднее, в 1892 г., по настоянию земства П. Н. Диатроптов принимает на себя заведование станцией. Повседневная работа станции протекала по четырем направлениям: антирабические прививки, производство антидифтерийной сыворотки, надзор за качеством воды одесского водопровода и диагностические исследования. Трудно сказать, какому из указанных разделов уделял П. Н. Диатроптов больше внимания и времени. Во всяком случае в отчетах станции наибольшее место отводится исследованиям водопроводной воды. Население Одессы пользовалось водой из Днестра. Контроль водопроводной воды производился в 2 местах: из городской сети (из крана лаборатории станции) и из головных сооружений на Днестре. Анализы на Днестре производились специально приглашенным врачом. Вот как рисуются П. Н. Диатроптову взаимоотношения этого врача со станцией: «Было бы вообще более, чем желательно, чтобы этот врач в своей деятельности не являлся только механическим контролером, а лицом, наряду с другими работниками ответственным за правильную постановку дела, а для этого необходимо привлечение его к рассмотрению и разрешению вопросов санитарного характера, имеющих место в водопроводном деле».

К вопросу об участии гигиенистов в деле водоснабжения городов П. Н. Диатроптов возвращается неоднократно. На IV водопроводном съезде (1898) он выступает с докладом «О необходимости постоянного санитарного надзора в водопроводном деле», в котором он проводит мысль, что «Необходимо рекомендовать городам организацию врачебно-санитарного надзора над водоснабжением. В обязанность этого надзора, кроме контроля над чистотой доставляемой воды, должно входить и са нитарное наблюдение над всеми водопроводными сооружениями с участием в рассмотрении вопросов, касающихся вообще дела местного водоснабжения...».

Напряженная производственная работа станции ни в какой мере не мешала ей и прежде всего ее руководителю живо откликаться на запросы общественной жизни. Возникает угроза холеры, — станция ставит вопрос, не могут ли поля орошения города явиться источником ее распространения. Ответ дается экспериментальной проверкой прежде всего условий выживаемости холерного вибриона в сточных водах и далее натурными наблюдениями о выживаемости вибриона на почве, глубине проникновения его в почву и возможности заражения холерой от овощей, культивируемых на полях. Эта работа, выполненная П. Н. Диатропто вым с привлечением к ней Д. К- Заболотного, интересна и по методике ее ^

выполнения, и по результатам ее, не потерявшим значение и до настоящего времени.

В 1890 г. Россию охватывает повсеместный неурожай, повлекший за собой катастрофическую гибель людей от голода. П. Н. Диатроптов выступает в русском обществе охранения народного здравия (Одесское отделение) с докладом «О голодании населения и его инфекционной заболеваемости». В этом докладе он указывает: «Полное неблагоустройство края, не позволяющее населению эксплуатировать природные богатства страны, примитивные способы обработки земли, отсутствие образования, господство суеверия и предрассудков, полная зависимость труда от капитала и плохо оплачиваемая работа заставляет население думать только об удовлетворении насущных потребностей, жить только сегоднеш-ним днем...». «С этой точки зрения рекомендуемая современной гигиеной борьба с зара-зными болезнями в широком смысле этого слова должна заключаться главным образом в укреплении организма, в устранении от него всех тех вредных влияний, которые могут уменьшить шансы в борьбе с заразой...». Позднее, в 1909 г., на I Всероссийском съезде фабричных врачей, резюмируя прения по борьбе с холерой, как председатель секции П. Н. Диатроптов высказывается более определенно: «Необходимость поднятия культуры и экономики, самодеятельности и самосознания населения являются главными основами для борьбы с холерой». Одессе в 1901 —1902 гг. как весьма оживленному порту грозит опасность заноса чумы, и действительно в 1902 г. в Одессе наблюдалось 50 заболеваний чумой. Следует целый ряд обзоров, докладов, журнальных статей по эпидемиологии чумы, выполненных П. Н. Диатроптовым. Всю тяжесть борьбы с появившимися заболеваниями чумой он принимает на себя. Была организована через санитарные попечительства кампания истребления крыс; станция исследовала все доставляемые трупы крыс, а позднее изготовляла культуры крысиного тифа и раздавала их населению города для истребления крыс.

1905 г. На Россию надвигается опасность холеры. Станция организует специальные курсы для земских врачей Херсонской губернии, на которых наряду с практическими занятиями по бактериологии холеры организуется ряд лекций по эпидемиологии и клинике холеры. Позднее, в 1907 г., подобные курсы были повторены дважды.

Авторитет, который завоевал П. Н. Диатроптов в среде врачей и населения, и уважение, которым он пользовался, пришлись не по вкусу одесскому градоначальнику Толмачеву, и в июне 1908 г. П. Н. Диат роптов был вынужден сдать заведование станцией своему помощнику Ф. Ф. Скшивану и покинуть Одессу.

Смещение П. Н. Диатроптова с должности заведующего станции, наложенная на него административная кара весьма характерны для 1907—1908 гг., когда всякая более или менее широкая общественная деятельность рассматривалась царской полицией как подрыв трона, когда в среде земских гласных повсеместно руководящую роль захватили наиболее реакционно настроенные элементы. В этот период по всей России широко прокатилась волна свертывания земских начинаний. Но П. Н. Диатроптов не мог оставаться «не у дел». 1908—1909 гг. он проводит в борьбе с холерой в Поволжье.

В 1910 г. П. Н. Диатроптов приезжает з Москву и занимает кафедру общественной гигиены на Высших женских курсах (характерно уже одно наименование кафедры). После реорганизации курсов во II медицинский институт П. Н. Диатроптов занимал в нем кафедру гигиены до 1925 г.

Однако только профессура не удовлетворяла П. Н. Диатроптова. Он с самого начала устанавливает тесную связь с Московской губернской санитарной организацией, активно участвует в Пироговском обществе врачей. В мае 1910 г. он принимает горячее участие в работе губернского

съезда врачей Московского земства, где выступает с двумя сообщениями: речь по поводу кончины Р. Коха и доклад «О носителях заразы». На

XI Пироговском съезде (1910) П. Н. Диатроптова избирают членом правления Пироговского общества, где он активно работает в последующие годы вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. На

XII Пироговском съезде (1912) он — товарищ председателя, и, наконец, на XIII съезде (1916) его избирают председателем съезда. В речи при закрытии съезда, подводя итоги его работы, он говорит: «К сожалению, внешние условия жизни и работы мало изменились (с 1905 г.): нет свободы общественной самодеятельности, тормозится общественная работа, существует рознь между правительством и обществом...».

Приведенные факты являются ярким свидетельством того авторитета, которым неизменно пользовался П. Н. Диатроптов среди всех общественно настроенных врачей.

В практической работе П. Н. Диатроптов организует совместно со своим другом проф. Л. А. Тарасевичем частную санитарную бактериологическую лабораторию, которая в основном обслуживает запросы земских санитарных врачей Московской губернии; после Октябрьской революции она стала Центральной санитарно-бактериологической лабораторией Московской губернии. При этой же лаборатории с 1911 г. устраиваются и курсы усовершенствования санитарных врачей.

П. Н. Диатроптов всегда уделял большое внимание и популяризации санитарных сведений (брошюра «О чуме»), В рассматриваемый период им был написан совместно с проф. В. В. Завьяловым краткий курс гигиены. В этом труде П. Н. Диатроптов так определяет задачи гигиены: «Правильно разобраться в том, что предлагается наукой в деле сохранения индивидуального (личного) и общественного физического здоровья...». «Устранение того вреда, который обусловливается антисанитарными условиями населенных мест или вызывается условиями и требованиями общественной жизни, разумеется, непосильно отдельным лицам и борьба с этим должна вестись общими усилиями всего населения по указаниям общественной гигиены. Разнообразие областей, в которых приходится вести эту борьбу, обусловливает существование отделов общественной гигиены: гигиену населенных мест, школьную, фабричную, военную. Все эти части одной науки связаны между собой одной основой — опытным изучением влияния на человеческий организм различных жизненных условий, спаяны одной идеей — возможным предохранением человека от этих вредных условий...».

В эти годы возникает ряд курсов для усовершенствования санитарных врачей. Свои взгляды на подготовку санитарных врачей П. Н. Диатроптов изложил в докладе на 2-м совещании по санитарным и санитар-но-техническим вопросам (1912), в котором, указав на «ничтожность» подготовки врачей по окончании университета, он основным пороком академической подготовки считал недостаточную «общественную направленность». Курсы, организованные П. Н. Диатроптовым, помимо практики освоения лабораторных санитарно-гигиенических исследований, преследовали цель расширить кругозор санитарных врачей. Участие в лекциях, помимо П. Н. Диатроптова, Л. А. Тарасевича, Е. И. Марцинов-ского, принимали П. П. Куркин, В. А. Левицкий, М. Ф. Соснин и др.

С началом империалистической войны центр тяжести своей работы П. Н. Диатроптов переносит в Земский союз помощи больным и раненым воинам и назначается председателем врачебно-санитарного бюро главного комитета Союза. Летом 1917 г. П. Н. Диатроптов избирается председателем центрального врачебно-санитарного совета, что является прямым доказательством того уважения и авторитета, которыми он пользовался среди врачей. После Октябрьской революции П. Н. Диатроптов был, по выражению Н. А. Семашко, «...одним из первых, кто понял тот

диалектическим поворот, который совершила наша история, и кто, поняв, протянул одним из первых руку помощи советскому здравоохранению». Было это еще до образования Наркомздрава. С образованием его на проф. Л. А. Тарасевича совместно с П. Н. Диатроптовым возлагается организация Ученого медицинского совета; первый назначается председателем совета, второй — его заместителем. Первой задачей этого совета была организация Государственного института народного здравоохранения (ГИНЗ). В 1919 г., несмотря на все трудности этого времени, ГИНЗ был организован. В 1920 г. возник и вошел в состав ГИНЗ санитарно-гигиенический институт, директором которого был назначен П. Н. Диатроптов.

Несмотря на то, что в течение первых четырех лет институту трижды пришлось переезжать с места на место, уже в 1923 г. при нем были организованы курсы усовершенствования санитарных врачей. Эти трехмесячные курсы повторялись ежегодно вплоть до того времени, когда все дело усовершенствования врачей было передано в ведение специального института. В 1927 г., после смерти проф. Л. А. Тарасевича, на П. Н. Диатроптова возлагаются, во-первых, обязанность председателя Ученого медицинского совета, а, во-вторых, заведование Институтом экспериментальной терапии и контроля сывороток и вакцин, который до того возглавлял проф. Л. А. Тарасевич. Заняв в 1928 г. место директора этого института, П. Н. Диатроптов некоторое время руководит и санитарно-ги-гиеническим институтом. П. Н. Диатроптов покинул санитарно-гигиенический институт в 1929 г., когда наметилось его разделение на ряд специальных институтов санитарного и эпидемиологического профиля. На основе опытной станции по очистке воды и жилищно-коммунального отдела, возникшего в институте только в 1928 г., организовался Институт коммунальной гигиены и санитарии. В 1929 г. под редакцией П. Н. Диатроптова вышел первый выпуск трудов санитарно-гигиениче-ского института.

Умер П. Н. Диатроптов в 1934 г. Он был одной из ведущих фигур в организации санитарного дела сначала в России, а позднее и в СССР. Хочется высказать пожелание, чтобы имя его было присвоено одному из научно-практических санитарных учреждений.

Поступила 10/Х 196« г.

•к &

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.