Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №2. С. 99-112
УДК 929
Курятникова Татьяна Михайловна
Михаил Александрович Лисицын,
протоиереи, композитор,
Аннотация: В данной статье содержится описание восстановленной по архивным данным подробной биографии Михаила Александровича Лисицына, духовного писателя, музыкального критика, церковного композитора, описан круг его общения с известными людьми того времени. В ней также представлен полный список его духовных и музыкальных трудов, с целью исключения всех неточностей и искажений, распространённых в сети интернет и СМИ. Также сообщается о найденном в Российской Национальной библиотеке в Отделе рукописей неопубликованном очерке с автографом автора.
Ключевые слова: Лисицын М.А., новомученики, журнальный фонд до 1917 года, архивы, рукопись, музыкальные сочинения, литературные труды, награды, благодарности Царской семьи Романовых, Пажеский корпус.
Письмо с извещением о канонизации Михаила Лисицына Православной Церковью за рубежом было привезено в г. Усть-Лабинск в начале 2000-х годов. Тогда не было известно отчество священника Михаила Лисицына, но жив был его внук Геннадий, который откликнулся на обращение по радио и не только сообщил отчество, но и предоставил некоторые документы. Позже этой работой занялись исследователи Свято-Тихоновского института в Москве. Повторная канонизация в России завершилась в июне 2017 года. Одновременно начались розыски и в Петербурге.
В самом начале исследования в Российской национальной библиотеке была найдена статья о творчестве Михаила Александровича Лисицына в журнале «Гусельки яровчатые». Спустя некоторое время стало известно, что новомученик Михаил Михайлович Лисицын и композитор Михаил Александрович Лисицын - двоюродные братья. Об этом поведала надпись на оборотной стороне фотографии с портретом композитора, предоставленная внуком М.М. Лисицына.
Имя Михаила Александровича Лисицына было известно в столице империи до 1917 года и упоминалось в словаре Брокгауза и Ефрона. После 1917 года его имя было вычеркнуто из истории.
Работа проходила в трёх архивах. Среди них Центральный Государственный Исторический Архив СПб, Российский Государственный Исторический Архив и Центральный Государственный Архив Литературы Искусства СПб. Однако не все данные о семье М.А. Лисицына удалось установить.
Письма и неопубликованная рукопись «Исторические судьбы святого града Иерусалима» (очерк, без даты, с автографом автора 65 л.) были найдены в
личном архиве профессора А.А. Дмитриевского в Рукописном отделе РНБ. Собрание музыкальных сочинений хранилось в Нотном отделе РНБ.
Параллельно с этим шла работа в журнальном фонде Российской Национальной Библиотеки, где оказалось множество материалов и статей, написанных Михаилом Александровичем Лисицыным. Среди журналов и газет, с которыми сотрудничал М.А. Лисицын, были «Музыка и пение», «Миссионерское обозрение», «Санкт-Петербургский Духовный вестник», «Современный театр и музыка», «Русская музыкальная газета», «Музыкальный труженик», «Русский вестник» и др. Выходили и отдельные книги: «А.Ф. Львов по поводу 100-летия со дня рождения» (1898), «К 50-ти летнему юбилею Красногородищенской пустыни» (1900); богословско-психологический этюд «Христианское воспитание в семье и школе» (1901); «Обзор духовно-музыкальной литературы 110 авторов, около 1500 произведений» (1901); «Церковь и музыка» (1902 по поводу новых течений в музыкальном искусстве); «О древних и новых песнотворцах» (1910, исторический очерк); «Первоначальный славяно-русский Типикон» (1911, историко-археологическое исследование); «Черты религиозного быта Тироля» (1912, впечатление путешественника); «О смысле жизни» (1913, лекция, прочитанная студентам ИВМА); «Религиозное состояние современного общества и необходимость религиозного образования» (1914); «Мы жили мирно» (1914, исторический этюд); рецензия на работу В.М. Металлова «Богослужение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным ч.1 и 2» (1915г.); «Исторические судьбы святого града Иерусалима»1.
За рецензию на работу В.М. Металлова Лисицын был награждён малой золотой медалью Академии Наук .
Спустя два года рецензия была помещена в журнале «Музыкальный современник» . Редактором был А.Н. Римский-Корсаков, а Лисицын М.А. входил в число сотрудников журнала вместе с В.М. Металловым, З.Г. Ашкинази, Е.М. Браудо и др.
В творческом наследии М.А. Лисицына имеется опыт перевода с немецкого языка статьи Рубинсита из журнала Die Kritik «Духовная опера А.Г. Рубинштейна «Христос»4, множество музыкальных произведений и стихи к ним.
Появился на свет Михаил Лисицын в семье дьякона Александра Иоанновича Лисицына 13 декабря 1872 года в г. Духовщина Смоленской губернии 5. Отец М.А. Лисицына служил дьяконом в Николаевской церкви. Имя матери установить не удалось. В Смоленскую семинарию Михаил Лисицын поступил в 1887 году пятнадцатилетним юношей. Это учебное заведение прославилось своими выпускниками. Среди них Николай Касаткин-
1 РНБ РО. Ф.253. Д.832 Архив А.А. Дмитриевского, очерк, без даты с автографом автора.
2 Архив АН СССР. Ф.1. Оп.1-а. 1915. №162-а. Л.57 об. Протокол №259 Отделения русского языка и словесности от 7 ноября 1915 г.
3 Лисицын М.А. К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в русской церкви. 1917. №№7-8 С.78-100.
4 «Московские ведомости» 1894. №322. С.4
5 РНБ ОР. Ф.773. Оп.1. Д.439. письмо Лисицына М.А к Тимофееву Г.Н.
100
будущий архиепископ Николай Японский, Василий Васильевич Докучаев -известный географ и почвовед, Евгений Яковлевич Кобранов - будущий епископ Ростовский, Иван Васильевич Попов - знаменитый богослов, патролог, профессор Московской духовной академии и другие, к числу которых можно отнести и Михаила Александровича Лисицына.
Обучаясь на последнем курсе семинарии, Михаил Лисицын написал дипломное сочинение «Слово в день памяти апостола Иоанна Богослова», которое было напечатано в Смоленских Епархиальных ведомостях №10 за1893 год.
В 1893 году М.А. Лисицын поступил в Киевскую Духовную Академию, где познакомился с выдающимся пастырем о. Сергием Ланиным (1852-1904), тогда архимандритом. Он был наместником Киево-Печерской Лавры с 1893 по 1896 гг. Окончил Киевскую духовную школу Лисицын в 1897 году со степенью кандидата богословия.
Вот что вспоминал о наставлениях о. Сергия студент М. Лисицын: «Вы юноши, и пока вы юноши, живите по-юношески: ходите в театр, занимайтесь музыкой, танцуйте, учитесь, читайте, напитывайте свою душу всем высоким, где бы оно не находилось, но не занимайтесь политикой, бунтами и т.п.» 6. В Киевской Духовной Академии Лисицын впервые узнал о В.О. Ключевском, А.А. Дмитриевском, познакомился с Я.С. Калишевским. Знакомство с Я.С. Калишевским вылилось в дружбу. Регент Софийского собора г. Киева Я.С. Калишевский сразу выделил юношу, увлекающегося церковным пением, знавшего теорию музыки. Вскоре он доверил ему руководство академическим хором. Пройдут годы, и однажды М.А. Лисицын ответит на критику Е.М. Витошинского относительно хора Я.С. Калишевского. «Чтобы судить о Калишевском, у меня есть достаточно не только личного, но и чисто объективного материала, как-то газетных статей, отзывов о Калишевском покойного композитора П.И. Чайковского, его писем к нему и т.п» . Через Я.С. Калишевского Лисицын познакомился с П.И. Чайковским. В личном архиве М.А. Лисицына остались письма П.И. Чайковского к Я.С. Калишевскому.
Первая студенческая статья М.А. Лисицына появилась в «Русской музыкальной газете» в 1895 году. Она называлась «Григорий Фёдорович Львов как композитор». В дальнейшем сотрудничество с этой газетой продолжалось. На свои средства студент издал сочинение А.Л. Веделя «На реках Вавилонских», исправив в двух-трёх местах некоторые явные ошибки. Он понимал значение этого сочинения для будущих времён. В 1897 году появилась критическая статья о творчестве П.И. Чайковского, в которой он назвал композитора талантливым дилетантом в церковной музыке 8.
6 Лисицын М.А. Воспоминание о почившем архиепископе Ярославском Сергие. Миссионерское обозрение.1904. №12. С.270.
7 Лисицын М.А. По поводу статьи Витошинского. Ответ. Музыка и пение.1903. №3. С.2.
8 Лисицын М.А. «П.И. Чайковский- как духовный композитор». Русская музыкальная газета. 1897. №9. Ст.1200-1214.
После окончания Киевской Духовной Академии по распределению М.А. Лисицын попал в Санкт-Петербург, в Гаванскую церковно-приходскую школу учителем пения. Гаванская школа располагалась на Васильевском острове между Средним и Малым проспектами. Проработал в этой школе он всего один год, с 24 ноября 1897 по сентябрь 1898 года. В 1897 году был определён митрополитом Палладием учителем церковного пения в школу Общества религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви у Варшавского вокзала, с которой сотрудничал многие годы. Первый год своего пребывания в Санкт-Петербурге М.А. Лисицын работал в двух школах учителем пения и корректором в редакции «Церковных ведомостей». Летом 1898 года Лисицын был приглашён Киевским епархиальным советом для преподавания церковной музыки на курсах учителей. Журналистская и публицистическая деятельность продолжалась. Появилась новая статья М.А. Лисицына «А. Аренский как духовный композитор», в которой автор
9
отмечал лиризм и народные мотивы в творчестве композитора .
С 23 октября 1898 года М.А. Лисицын приступил к работе в Приюте принца П.Г. Ольденбургского 10.
Принц А.Г. Ольденбургский (сын) обратился к митрополиту Палладию (Раеву) с просьбой о скорейшем посвящении Лисицына в священнический чин (Исх.№1633. 30.09.1898). Личные документы М.А. Лисицына оставались в Смоленской духовной консистории. 19 октября 1898 года епископ Нарвский Иоанн (Кратиров) подписал назначение на священническую вакансию к церкви в честь иконы Пресвятые Богородицы «Утоли моя печали» при приюте.
14 ноября 1898 года Высокопреосвященнейшим Антонием (Вадковским) Архиепископом Финляндским, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Михаил Лисицын был рукоположен в дьякона, а на следующий день 15 ноября в иерея 11. В период с июня 1897 по ноябрь 1898 года Михаил Лисицын женился, но документов о бракосочетании найти не удалось. Супругой его стала Ольга Васильевна Дубровицкая. Поселились молодые супруги в казённой квартире Приюта в 12-й роте Измайловского полка, которая сразу стала местом встречи молодых людей, интересующихся музыкой. Об этом вспоминал М.А. Гольтисон: «Я познакомился с Петром Климентьевичем Селивёрстовым у священника Лисицына, это было в начале 1902 года. <...> Как-то раз получаю от него письмо с приглашением приехать к нему в одно из
воскресений. Будут у меня С.В. Панченко, П.К. Селивёрстов, редактор -
12
издатель «Музыки и пения» .
С первых дней приезда в Петербург М.А. Лисицын включился в общественную жизнь. Появились первые статьи Лисицына в журнале «Санкт-Петербургский духовный вестник». Он работал не только в Приюте, но и преподавал Закон Божий в гимназии Д.Т. Прокофьевой по совместительству. М.А. Лисицын стал членом Общества религиозно-нравственного просвещения,
9 Русская музыкальная газета. 1898. №№5-6. Ст.456-459.
10 ЦГИА СПб. Ф.411. Оп.3. Д.2122. Л.9 об.
11Там же. Д.2122 Л.9 об.
12 Гольтисон М.А. Некролог на кончину П.К. Селивёрстова Музыка и пение.1905. №12. С.2.
102
где преподавал пение. Общество возглавлял митрополит Палладий. «Родившись под крылом Церкви, это Общество росло, восходило от силы в силу, не отступая ни на шаг от почвы богопреданого евангельского учения», -так писал о работе Общества великий пастырь Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
13
Во время работы в Приюте М.А. Лисицын опекал своего племянника Александра Лисицына, сына разъездного учителя садоводства в народных школах Екатеринославской губернии Павла Александровича Лисицына. Как преподаватель Приюта М.А. Лисицын освобождался от платы за обучение племянника. К окончанию обучения сына в Приюте Павел Александрович Лисицын перебрался из города Екатеринослава на жительство в Петербург (1902 г).
16 декабря 1899 года М.А. Лисицын удостоился получить благодарность из канцелярии Е.И.В. от Государыни Императрицы Марии Фёдоровны за поднесение собственного музыкального произведения (№5081).
«За примерное усердное и полезное пастырское служение» Лисицына наградили набедренником 14.
В марте 1900 года М.А. Лисицын успешно прошёл испытания и приступил к работе в Сиротском институте Императора Николая I. Проработал Михаил Александрович в этом институте недолго, так как до конца учёбы оставалось три месяца. Это была работа по совместительству.
24 сентября 1900 года в семье Лисицыных родился первенец, названный Борисом. Его крестил в церкви Приюта Ф.Н. Орнатский, к тому времени служивший настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг (ц. св. Андрея Критского). До этого времени Ф.Н. Орнатский служил священником храма Приюта. С ним М.А. Лисицын сохранил добрые отношения до конца дней. Жизнь этого пастыря закончилась трагически, он был убит в 1918 году. В 2000 году вместе с сыновьями Ф.Н. Орнатский был причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских.
В 1901 году М.А. Лисицын получил две благодарности из канцелярии Министерства Императорского Двора «за предоставленное для поднесения Государю Императору музыкального сочинения «Привет русскому царю» (№1544 от 26.02.1901). Вторая благодарность от Императрицы Марии Фёдоровны и великой княгини Ольги Александровны за музыкальное сочинение «Привет молодой чете» (№2432 от 13.06.1901). Оба этих сочинения хранятся в Нотном отделе РНБ.
В сентябре 1901 года М.А. Лисицын получил разрешение посещать лекции в Археологическом институте, который успешно закончил в 1903 году. Юбилейный XXV выпуск.
2 октября 1901 года Лисицын направил прошение о назначении на должность законоучителя при Строгановском Сиротском отделении детского приюта вел. кн. Александры Николаевны. Давал два урока в неделю 15. С 4
13 Известия Санкт-Петербургской епархии.1909. №8. с.7.
14 Указ СПб Духовной консистории №7111 от 10.02.1900.
15 ЦГИА СПб. Ф.411. Оп.3. Д. 2122. Л.2.
декабря 1901 года Михаил Александрович Лисицын приступил к работе в Строгановском приюте.
Приюты принца П.Г. Ольденбургского и Строгановский располагались рядом, поэтому священнику Лисицыну было удобно совмещать свою работу в этих заведениях.
01.01.1902 года в семье родился второй сын Михаил. Он стал полным тёзкой новомученика, убитого в станице Усть-Лабинской 26 февраля 1918 года Михаила Михайловича Лисицына. Восприемником при крещении Михаила стал настоятель Казанского собора протоиерей Николай Адрианович Сосняков и жена чиновника особых поручений при обер-прокуроре Священного Синода Юлия Александровна Скворцова.
В сентябре 1902 года открылась вакансия законоучителя в Павловском военном училище. Михаил Александрович перешёл на работу в военное училище. С осени 1902 года М.А. Лисицын преподавал церковное пение в Придворной певческой капелле. Из документов, подтверждающих работу в Капелле, сохранилась визитная карточка, где М.А. Лисицын указан как преподаватель и регент Капеллы 16. Он сотрудничал с одним из известных деятелей в области церковной музыки С.В. Смоленским, который помогал М.А. Лисицыну при написании диссертации.
На пятидесятилетней годовщине со дня освящения храма во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» М.А. Лисицын встретился с бывшим священником этого храма Петром Ивановичем Скипетровым, который работал в Приюте принца П.Г. Ольденбургского раньше Лисицына. В годы репрессий и гонений на церковь священнослужитель пострадал от новой власти.
П.И. Скипетров Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001года был причислен к лику новомучеников.
С 1 сентября 1902 года М.А. Лисицын начал работать по совместительству в гимназии Г.К. Штемберга, совмещая её с работой в Павловском военном училище. В гимназии вместе с Лисицыным работал Михаил Павлович Чельцов, ставший впоследствии новомучеником.
Таким образом, М.А. Лисицын был не только хорошо знаком, но и работал вместе с тремя новомучениками и исповедниками Российскими: Ф.Н. Орнатским, П.И. Скипетровым, М.П. Чельцовым. Четвёртым был его двоюродный брат Михаил Михайлович Лисицын. Никто из исследователей об этом ещё не написал. Следует вспомнить И.А. Карабинова, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, известного литургиста, выступавшего рецензентом на защите диссертации М.А. Лисицына и вместе с ним окончившим Археологический институт в 1903 году. В годы гонений на церковь И.А. Карабинов принял мученическую кончину в 1937 году.
24 октября 1903 года «за безвозмездные труды в Обществе поощрения
17
женского труда» М.А. Лисицын был награждён камилавкой .
16 ЦГИА СПб. Ф.394.Оп.1. Д.2219. Л.17.
17 ЦГИА СПб Ф.19. Оп.113. Д. 4218. Л.145 об.
Окончание работы в Павловском военном училище совпало с началом Русско-японской войны. Многие выпускники училища отправились на фронт. На место М.А. Лисицына пришёл его друг и сокурсник по Киевской Духовной Академии Виталий Фёдорович Лебедев, с которым Лисицын не прерывал отношений, благодаря чему Лебедев и оказался на его месте.
С 30 сентября 1904 года и до конца жизни Михаил Александрович трудился настоятелем и законоучителем Е.И.В. Пажеского корпуса. Директором Пажеского корпуса был в то время Н.А. Епанчин.
Одновременно с работой в Пажеском корпусе Лисицын продолжал давать уроки закона Божьего по совместительству в женской гимназии Д.Т. Прокофьевой и Г.П. Штемберга.
11 декабря 1905 года состоялась панихида и торжественное освящение чёрных мраморных досок в стенах Е.И.В. Пажеского корпуса с именами погибших на полях сражений. Настоятель храма, священник М.А. Лисицын произнёс прочувствованное слово и окропил святой водой мраморные доски.
М.А. Лисицын получил Памятную медаль Красного Креста за участие в Русско-японской войне.
Семья Лисицыных проживала на улице Садовой в казённой квартире Пажеского корпуса (Садовая ул. д.26, кв.35).
Требования, предъявляемые к воспитателям и преподавателям Пажеского корпуса, были очень высокими. Приглашались самые известные профессора университета, военные педагоги. В их число вошёл и Михаил Александрович Лисицын. Он был законоучителем и настоятелем храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, работал с хором. Таким образом, духовные нити вновь связали Лисицына с именем святого, которому он посвящал своё сочинение, будучи выпускником Смоленской духовной семинарии.
Здесь, в Пажеском Е.И.В. корпусе, М.А. Лисицын познакомился с Цезарем Кюи, который преподавал артиллерию и фортификацию. Известен он был как композитор «могучей кучки». Лисицын не только работал вместе с Цезарем Антоновичем Кюи, но и входил в различные музыкальные организации. Здесь в этом учебном заведении работал и друг М.А. Лисицына композитор С.В. Панченко, которому он посвящал статьи в журналах.
В воспоминаниях пажей были найдены краткие воспоминания о
преподавателе Закона Божьего М.А. Лисицыне. О нём вспоминали паж 1908
18
года выпуска Н.А. Чириков и выпускник корпуса 1917 года Г. Гартинг .
Начало XX века ознаменовалось не только Русско -японской войной, но и волной забастовок, массовым террором против должностных лиц. Было убито восемь генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, двадцать полицеймейстеров, восемь жандармских офицеров, четыре генерала. В стране разгорался пожар революции.
9 января 1905 года - кровавый день календаря в истории России. Епископ Ямбургский Сергий (Тихомиров) писал в эти дни: «Плачет теперь наша
18 Пажеский Е.И.В. корпус, М, Интербук-бизнес, 2004, с.204; Пажи - рыцари России. Сост. Григорьев А.Б. и Хазин О.А., Социально- политическая мысль, М., 2004, с.359.
105
столица, как древняя Рахиль, о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет»
19
17 октября 1905 года Императором Николаем II был подписан Манифест о даровании свобод. Это повлекло за собой приведение в порядок закона о печати и выработке новых положений, в чём были заинтересованы церковные композиторы, к числу которых относился М.А. Лисицын.
М.А. Лисицын написал письмо А.В. Преображенскому, которого приглашал к участию в обсуждении проекта о печати. В этом совещании принимали участие С.В. Смоленский, Н.И. Компанейский, С.В. Панченко, Покровский. Обсуждался вопрос о принятии нового Устава о печати. По личному распоряжению Императора Николая II председателем особого совещания для составления нового устава был назначен Д.Ф. Кобеко. С 1891 года Д.Ф. Кобеко был избран членом корреспондентом Академии наук, по разряду историко-политических, писал статьи и научные работы. Трудился в Публичной библиотеке.
Второе письмо по этому вопросу, адресованное А.В. Преображенскому,
датировано 27 мая 1905 года. Рассматривался вопрос о порядке подачи проекта
20
в комитет Д.Ф. Кобеко . Эти два письма свидетельствуют о высокой гражданской позиции М.А. Лисицына, пытавшегося законным способом отстаивать свои права.
В марте 1905 года друг Лисицына С.В. Панченко предложил отметить десятилетие музыкальной творческой деятельности М.А. Лисицына. Из этого можно предположить, что музыкой М.А. Лисицын начал заниматься в 1895 году. Постановили перенести празднование на 1906 год, но торжество так и не состоялось. Самое раннее музыкальное сочинение, хранящееся в Нотном отделе РНБ, датировано 1897 годом. Это «Молитва за царствующий дом».
4 ноября 1906 года в семье Лисицыных родился третий сын, названный Анатолием. Крёстным отцом Анатолия стал издатель газеты «Колокол» и журнала «Миссионерское обозрение» В.М. Скворцов. В этих изданиях часто печатались статьи М.А. Лисицына.
М.А. Лисицын был очень хорошим докладчиком и ему часто поручались доклады в присутствии высоких духовных лиц. На страницах епархиального издания за 1908 год сообщалось, что Императорское Православное Палестинское Общество в течение Великого поста проводило чтения в зале Общества религиозно-нравственного просвещения. Среди докладчиков П.А. Миртов, М.А. Лисицын, Н.С. Рудинский, П.Н. Лахостский.
Михаил Александрович стал членом ИППО 23 апреля 1915 года, диплом №10725 21.
22
6 мая 1908 года М.А. Лисицын был возведён в сан протоиерея . Это событие произошло через десять лет после посвящения в священнический сан,
19 Слово епископа Сергия о событиях 9 января 1905 года. Вестник Миссионерского обозрения.1905. №1. С. 189.
20 РГИА. Ф.1109. Оп.1. Д.115. Л.53.
21 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.113. Д.4338. Л.148 об.
22 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.113. Д.4218. Л.145 об.
в день святого великомученика Георгия Победоносца и через четыре года работы в Пажеском Е.И.В. корпусе.
Лисицын был членом многих обществ и комитетов. Например, по устроению юбилея певицы М.И. Долиной, с которой Лисицын состоял в дружеских отношениях, по увековечиванию памяти русских композиторов Д.С. Бортнянского, П.И. Турчанинова и А.Ф. Львова, Общества писателей о музыке, членом комиссии по пересмотру программ по церковному пению в духовных семинариях, училищах и других.
26 сентября 1909 года у М.А. Лисицына родился четвёртый сын Георгий
23
23. Младенца крестили в церкви Рождества Иоанна Предтечи протоиерей
24
Виталий Лебедев с дьяконом церкви Антонином Померанцевым . Крёстным отцом маленького Георгия стал заслуженный ординарный профессор, статский советник А.А. Дмитриевский и жена Санкт-Петербурского купца 1 -й гильдии Мария Петровна Лялина.
Подрастали дети, уходили в мир иной друзья и соратники. Большой личной трагедией для М.А. Лисицына стала смерть С.В. Смоленского (умер 02.08.1909). Весной 1910 года умер друг Лисицына Николай Иванович Компанейский, Михаил Александрович служил Литургию Преждеосвященных Даров и панихиду.
1911 год стал для М.А. Лисицына особенно плодотворным. 6 мая он был награждён орденом св. Анны 3-ей степени, это был его первый государственный орден, знак признания его трудов 25.
В этом же году М.А. Лисицын защитил диссертацию - историко-археологическое исследование «Первоначальный славяно-русский Типикон». В предисловии к изданию, М.А. Лисицын благодарил покойного С.В. Смоленского за оказанную помощь. За этот труд Лисицын был удостоен Макарьевской премии, за вклад в отечественную науку, о чём говорит запись в Новом Словаре Брокгауза и Ефрона (1915г). За этот же труд он был награждён Ахматовской премией в пятьсот рублей.
28 августа 1911 года Лисицына утвердили магистром богословия, хотя Киевская Духовная Академия выступала с предложением присвоить Лисицыну докторскую степень.
Творческая музыкальная жизнь Лисицына не прекращалась. Особенно плодотворной она была в 1907 году. Лисицыным было написано 27 музыкальных произведений. Из них четыре были разрешены при богослужении «Бог Господь» (болгарского роспева), «Благообразный Иосиф и др. тропари», «Да молчит всякая плоть», «Блаженны». Всего для богослужения были разрешены восемнадцать духовных сочинений Лисицына.
25 ноября 1912 года в зале Городской Думы состоялся концерт кружка любителей церковного пения. Лисицын читал доклад «О значении музыки в жизни каждого народа». Сбор от концерта поступил в пользу раненых славян. Шла война на Балканах за независимость Греции.
23 ЦГАЛИ СПб. Ф.19. Оп.113. Д.4336. Л.146.
24 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.127. Д.2254. Л.149.
25 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.113. Д.4218. Л.145 об.
4 марта 1913 года М.А. Лисицын был утверждён профессором Императорской Военно-медицинской Академии, где читал курс по богословию и руководил академическим студенческим хором. Основной его работой оставался Пажеский корпус. Свою работу в ИВМА М.А. Лисицын начал с лекции о смысле жизни. Смысл жизни автор видел в труде. Позже эта работа вышла в печати отдельным тиражом.
М.А. Лисицыным написано в 1913 году двадцать пять музыкальных сочинений, но среди них нет ни одного, разрешённого к богослужению. Царскому Дому Романовых М.А. Лисицын посвятил шесть музыкальных сочинений. Среди них «Молитва за царствующий дом», с посвящением Е.И.В. Императрице Марии Фёдоровне (1897); «Храни, Господь, Царицу мать» молитва за царствующий дом со стихами М.А. Лисицына (1898); «Привет молодой чете» на помолвку их высочеств принца Петра Александровича Ольденбургского и Ольги Александровны Романовой (1901); «Привет русскому царю» на слова Ф. Черниговца (1901); две песни из Апокалипсиса: «Стучася у двери» и «Я новое небо» на слова К.К. Романова и ему посвящённые (1902);
Не забывал М.А. Лисицын и свою малую родину. На мотив 70-80-х годов г. Духовщина Смоленской губернии написано сочинение «Елицы во Христа» №2 (1913). Хранится в Нотном отделе РНБ.
В Романовских торжествах состоялось собрание Братства Преподобной Богородицы. Это собрание в обер-прокурорском доме посетили патриарх Антиохийский Григорий, митрополиты Сербский Димитрий и Триполийский Александр. Гостей встречал обер-прокурор Священного Синода В.К. Саблер. Доклад «Богослужебно-певческое благолепие во дни первого Царя из Дома Романовых» читал М.А. Лисицын, пел хор под управлением А.Н. Николова.
1914 год стал началом Первой мировой войны. Вышел в свет очерк М.А. Лисицына «Мы жили мирно», в котором автор рассматривал вопрос о войне Запада со славянством.
6 мая 1914 года М.А. Лисицыну вручили орден св. Анны 2-й степени 26.
О том, как жила семья Лисицыных в годы Первой мировой войны, подробностей нет. В этот период не находим и публикаций в журналах, с которыми он сотрудничал. Церковь включилась в работу по оказанию помощи воинам на фронтах и раненым в тылу. Германскому девизу «Сила выше права» русские противопоставили свой девиз: «Не в силе Бог, а в правде!»
Общество религиозно-нравственного просвещения, членом которого был М.А. Лисицын, изготовило двадцать одну походную церковь для военнопленных, находящихся во вражеских странах, чтобы поддержать их в трудный час. Собирали пожертвования на нужды армии, посылки воинам на фронт.
Протоиерей Михаил Лисицын продолжал готовить офицерские кадры для императорской армии, служа в Е.И.В. Пажеском корпусе и ИВМА.
К великому сожалению, книга, изданная в 2008 году, к 210-й годовщине образования Императорской Военно-Медицинской Академии, вышедшая в
26 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.113. Д.4336. Л.148 об.
Санкт-Петербурге под редакцией профессора А.Б. Белевитина скудна на биографические сведения о Лисицыне, не содержит его трудов, его музыкальных сочинений. В ней не была указана даже дата начала работы в ИВМА. Нет в ней и фотографии М.А. Лисицына.
6 мая 1916 года М.А. Лисицын был представлен к ордену св. Владимира
27
4-й ст. . Эта награда давала право на получение личного дворянства, но Лисицын этим правом не воспользовался.
За Первой мировой войной последовали новые испытания: Февральская революция и свержение монархии.
29 июня 1917 года М.А. был награждён палицей, согласно Клировых ведомостей церкви Рождества Иоанна Предтечи Е.И.В. Пажеского корпуса за 1916 год.
После свержения монархического строя обрушился весь уклад жизни государства и церкви. Начались убийства священнослужителей, ограбление храмов, бесчинства толпы.
7 марта 1918 года в Петрограде был организован «Союз демократического православного духовенства и мирян». Документов, подтверждающих членство в союзе М.А. Лисицына, не обнаружено, поэтому утверждать обратное не стоит.
20 апреля 1918 года Церковь потеряла свою самостоятельность и лишилась патриарха, которого заменил государственный чиновник.
В конце мая 1918 года М.А. Лисицын уехал сначала в Уфу, к своему ученику по регентским классам Капеллы Ипполиту Петровичу Райскому, а оттуда - к матери в г. Духовщину. Он намеревался отдохнуть и подлечиться. Судьба распорядилась иначе.
В июле 1918 года в Петрограде наступил голод, эпидемия холеры, террор, гонения на духовенство, разрушение одного из главных институтов государства - церкви. В обществе нарастало недовольство действиями новой власти. Были отмечены случаи агитации против Советской власти, что приводило к ужесточению красного террора.
Вскоре пришла печальная весть из Смоленской губернии. В некрологе, помещённом в «Петроградском церковном вестнике» сообщалось, что М.А. Лисицын умер 16 июня 1918 года в г. Духовщина. Автор некролога В.Ф. Лебедев писал: «О почившем можно сказать, что он был талантливый, богато одарённый и неутомимый труженик. Будучи разносторонне образованным человеком, солидным богословом, глубоким знатоком церковно-певческого дела и выдающимся композитором, он принимал деятельное участие в разных обществах и учреждениях» 28.
Старший сын Лисицына Борис успел закончить 6-ю гимназию, а средний сын Михаил закончил только 5 классов гимназии, о чём получил справку. По стопам отца пошёл сын Михаил, который в 1922 году подал документы на поступление в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и
27 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.113. Д.4336. Л. 146 об.
28 Протоиерей В. Лебедев. Некролог. Петроградский церковный вестник.1918. №18. 6 июля.С.3.
109
специальной теории музыки. Из его анкеты стало ясно, что мать и брат Анатолий находились на его попечении, а о младшем брате Георгии сведений в анкете не приводилось.
В рамках статьи невозможно в полной мере описать деятельность и творчество Михаила Александровича Лисицына, однако и того, что сказано, достаточно, чтобы представить масштаб личности этого человека. Его музыкальные произведения звучали по всей стране и за рубежом. На его творчество ссылался известный музыковед и критик, автор двухтомного сочинения по истории церковной богослужебной музыки Иван Алексеевич Гарднер, профессор Мюнхенского университета. В своём сочинении
29
И.А. Гарднер упомянул труды М.А. Лисицына двадцать восемь раз 29 .
При исследовании творчества Лисицына выявлено множество псевдонимов писателя и богослова, но на первом месте всегда стоял буква «П» - протоиерей, обозначая тем самым главенство всей жизнедеятельности.
«В музыке живёт сама правда, ибо музыка тончайшее и духовнейшее из искусств, идёт от глубины души. По музыке можно узнать душу человека. Она
30
отражается в первой, как в зеркале» .
Знакомство с М.А. Лисицыным открыло для большинства читателей новое имя. А новое - это, как известно, хорошо забытое старое. Имя М.А. Лисицына достойно того, чтобы вернуться в нашу историю! Предстоит большая работа по дополнению его биографии и исследованию его творчества.
Литература и источники
1. Архив АН СССР. Ф.1. Оп.1-а. 1915. №162-а. Л.57 об. Протокол №259 отделения русского языка и словесности от 7 ноября 1915.
2. Архив Дмитриевского А.А. РНБ РО. Ф.253. Д.832.
3. Гарднер И.А. Богослужебное пение РПЦ.Т.1. С:34,79,145,199,228,243,245,246,247,249,250,253,256,257,258,261,270,319,320,356. Т.2. С:198, 326,329,391,393,398,403,457.
4. Гольтисон М.А. Некролог на кончину П.К. Селивёрстова. Музыка и пение. 1905. №12. С.2
5. Известия Санкт-Петербургской епархии.1909. №8. С.7.
6. Лисицын М.А. Аренский- как духовный композитор. Русская музыкальная газета. №№5-
6. Ст.456-459.
7. Лисицын М.А. Воспоминание о почившем архиепископе Ярославском Сергие. Миссионерское обозрение. 1904. №12. С.270.
8. Лисицын М.А. Духовная опера А.Г. Рубинштейна «Христос». «Московские ведомости». 1894. №322. С.4.
9. Лисицын М.А. П.И. Чайковский - как духовный композитор. Русская музыкальная газета.1897. №9. Ст.1200-1214.
10. Лисицын М.А. По поводу статьи Витошинского Е.М. Ответ. Музыка и пение. 1903. №3. С.2.
11. Лисицын М.А. Фортепианная музыка С.В. Панченко. Музыка и пение.1910. №3. С.2.
29 Гарднер И.А. Богослужебное пение РПЦ. Т.2. С:198, 326,329,391,393,398,403,457; Т.1. С:34,79,145,199,228,243,245,246,247,249,250,253,256,257,258,261,270,319,320,356.
30 Лисицын М.А. Фортепианная музыка С. В. Панченко. Музыка и пение. 1910. №3 С.2.
110
12. Протоиерей В.Лебедев. Некролог. Петроградский церковный вестник. 1918. №18. С.3.
13. РГИА. Ф.1109. Оп.1. Д.115. Л.53.
14. РНБ РО. Ф.773. Оп.1. Д.439. Письмо Лисицына Тимофееву Г.Н.
15. Слово епископа Сергия о событиях 9 января 1905 года. Вестник миссионерского обозрения. 1905. №1. С.189.
16. ЦГИА СПб Ф.19. Оп.113. Д.4338. Л.148 об.
17. ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.127. Д.2254. Л.149.
18. ЦГИА СПб.Ф.19. Оп.113. Д.4218. Л.145 об.
19. ЦГИА СПб.Ф.19. Оп.113. Д.4336. Л.146.об.
20. ЦГИА СПб.Ф.411. Оп.3. Д.2122. Л.9 об.
Kuryatnikova Tatyana Mikhailovna
Mikhail Alexandrovich Lisitsyn, archpriest, composer, theologian
Abstract: This article contains restored description of a detailed biography of Mikhail Alexandrovich Lisitsyn (a spiritual writer, music critic, church composer) and describes his social circle of famous friends. The complete list of his works is provided here in order to avoid all inaccuracies and distortions of Internet media. The unpublished essay with the author's autograph was found in the Russian National Library in the Department of Manuscripts.
Key words: Lisitsyn M. A; New Martyrs; magazine fund until 1917; archives; manuscript; musical compositions; literary works; awards gratitude of the Romanov Royal family; pazhesky E. I. V. building in St. Petersburg.
References
Archive an SSR. F.1. Op.1-A. 1915. 162-A. L.57 OB. Protocol no .. 259 otdelenia russkogo yazyka and slovesnosti OT 7 noyabria 1915.
Archives Dmitrievskogo A.A. RNB RO. F.253. D.832.
Gardner E.A. Bogoszhebnoe penie RPTs.T.1. C:
34,79,145,199,228,243,245,246,247,249,250,253,256,257,258,261,270,319,320,356. T.2. C: 198, 326,329,391,393,398,403,457.
Goltison M.A. Nekrolog na konchinu P.K. Seliverstova. Muzyka and penie. 1905. №12. S.2 Izvestia St. Petersburg.1909. №8. S. 7.
Lisitsyn M.A. Arensky-Kak Dukhovny compositor. Russkaya muzykalnaya Gazeta. №№5-6. CT. 456-459.
Lisitsyn M.A. Vospominanie O pochivshem archiepiscope Yaroslavskom Sergie. Missionerskoye obozrenie. 1904. №12. S.270.
Lisitsyn M.A. Dukhovnaya opera A.G. Rubinstein"Christos". "Moskovskiy Vedomosti". 1894. №322. S.4.
Lisitsyn M.A. P.E. Tchaikovsky-Kak Dukhovny compositor. Russkaya muzykalnaya Gazeta.1897. №9. CT.1200-1214.
Lisitsyn M.A. Po povodu stati Vitoshinskogo E.M. Otvet. Muzyka andpenie. 1903. №3. S.2. Lisitsyn M.A. Fortepiannaya Muzyka S.C. Panchenko. Muzyka and penie. 1910. №3. S.2. Protoieria V.Lebedev. Necrology. Petrogradsky tserkovny Vestnik. 1918. №18. S.3. RGIA. F.1109. Op.1. D.115. L.53.
RNB RO. F.773. Op.1. D.439. Pismo Lisitsyna Timofeevu G.N.
Slovo Episcopal Sergia O sobytiyah 9 janvarya 1905 Goda. Vestnik missionerskogo obozreniya. 1905. №1. S.189.
CGIA SPB F.19. Op.113. D.4338. L.148 OB. CGIA SPB. F.19. Op.127. D.2254. L.149. CGIA SPB.F.19. Op.113. D.4218. L.145 OB. CGIA SPB.F.19. Op.113. D.4336. L.146.OB. CGIA SPB.F.411. Op.3. D.2122. L.9 OB.