Научная статья на тему 'М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество'

М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
582
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬТИСОН / КОМПОЗИТОР / ДИРИЖЕР / РЕДАКТОР / ПИСАТЕЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ДУХОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ / НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / GOLTISON / COMPOSER / CONDUCTOR / EDITOR / WRITER / ARTIST / SPIRITUAL WRITINGS / NEW DIRECTION / FOLK SONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артемова Евгения Георгиевна

В статье представлен первый наиболее полный обзор жизненного пути и творческой деятельности М. А. Гольтисона, который составлен по материалам дореволюционных периодических изданий. Духовный композитор, исполнитель, хоровой дирижер, редактор и музыкальный писатель, М. А. Гольтисон принадлежит к плеяде петербургских музыкальных деятелей нач. ХХ в. Его духовно-музыкальные сочинения, относящиеся к Новому направлению в духовной музыке, отличает стремление автора соединить древние церковные основы с современной композицией в опоре на народно-песенное начало. Характеризуя композиторские приемы и степень новаторства Гольтисона, его называли «наиболее спокойным из композиторов новой школы». Широко исполняемые в ту эпоху песнопения Гольтисона и сегодня привлекают интерес регентов и певчих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. A. Goltison: Destiny, Activity, Creativity

This article aims to present a first review of the life and creative activity of Mikhail Aleksandrovich Goltison (1870-1914), based on the pre-revolutionary periodicals. The spiritual composer, singer, choral conductor, music writer and editor, M. A. Goltison belongs to the pleiad of St. Petersburg musical figures of the early 12th century. Goltison refers to the authors of the second row in the spiritual-musical culture of New direction, so, despite the fact that his compositions are performed today in the choir, the composer has not yet been the subject of special research. Goltison lived in St. Petersburg, his life was short but rich creative events. Came from a Jewish family of military paramedic, he spent 16 years singing in the synagogue. But later he entered the St. Petersburg Conservatory and became interested in the Orthodox church singing, which has become the central business of his life, and later he took the Orthodox faith. According to contemporaries, Goltison created about a hundred spiritual-musical compositions. 53 of his works have been published in the diff erent editions during his life. In addition to composing sacred music, Goltison manifested itself in other areas of musical activities: he made many appearances as a singer (tenor), involved in the two quartets more than a decade, conducted many choirs, was the regent of the choir at the Alexander community sisters of the Blue Cross charity more than fifteen years. Goltison also contributed to the development of folk choirs, gave vocal

Текст научной работы на тему «М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество»

Вестник ПСТГУ. Серия V: Артемова Евгения Георгиевна,

Вопросы истории и теории д-р искусствоведения,

христианского искусства проф. каф. музыкального образования,

2016. Вып. 3 (23). С. 165—175 музыковедения и инструментального исполнительства

Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской университет»

e_art@mail.ru

М. А. Гольтисон:

СУДЬБА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО Е. Г. Артемова

В статье представлен первый наиболее полный обзор жизненного пути и творческой деятельности М. А. Гольтисона, который составлен по материалам дореволюционных периодических изданий. Духовный композитор, исполнитель, хоровой дирижер, редактор и музыкальный писатель, М. А. Гольтисон принадлежит к плеяде петербургских музыкальных деятелей нач. ХХ в. Его духовно-музыкальные сочинения, относящиеся к Новому направлению в духовной музыке, отличает стремление автора соединить древние церковные основы с современной композицией в опоре на народно-песенное начало. Характеризуя композиторские приемы и степень новаторства Гольтисона, его называли «наиболее спокойным из композиторов новой школы». Широко исполняемые в ту эпоху песнопения Гольтисона и сегодня привлекают интерес регентов и певчих.

Михаил Александрович Гольтисон (16.10.1870, Санкт-Петербург — 15.02.1914, Санкт-Петербург) — композитор, певец, хоровой дирижер, музыкальный редактор и писатель — принадлежит к плеяде петербургских деятелей русской музыкальной культуры начала ХХ в. Он был известен как духовный и светский композитор, чья музыка широко исполнялась на клиросе и в концертных программах. Современники Гольтисона отмечали, что его музыкальные сочинения были популярны в столичных, многих архиерейских, городских и сельских хорах, а концерты из его сочинений собирали полные залы публики1. Гольтисон был известен также как гастролирующий певец (тенор), руководитель созданного им квартета, блестящий хормейстер, регент и светский хоровой дирижер.

1 См.: Концерт из произведений Гольтисона (б.а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1913. № 1. С. 7.

М. А. Гольтисон. Фото, размещенное в журнале «Музыка и пение» (1915 г., № 4)

В духовно-музыкальной культуре Нового направления Гольтисон принадлежит к авторам второго ряда, поэтому, несмотря на то что его сочинения и сегодня исполняются на клиросе, фигура композитора до сих пор не становилась предметом специальных исследований — они ограничиваются небольшой статьей А. А. Наумова в Православной энциклопедии2. Настоящий очерк о жизни и творчестве М. А. Гольтисона имеет целью пополнить эту информацию и представить творческий портрет композитора, который удалось составить благодаря сведениям из дореволюционной прессы.

Незаурядна судьба М. А. Гольтисона. Он прожил в Петербурге недолгую, но творчески насыщенную жизнь. Родившись в еврейской семье военного фельдшера, где свято чтились национальные религиозные традиции, он был назван Михель Хацкельвич и в течение шестнадцати лет пел в Санкт-Петербургской синагоге. Мечтая о сценической карьере академического певца, в 1894 г. он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, в класс пения профессора С. И. Габеля. Однако в консерватории Гольтисон всерьез увлекся православным церковным пением, отчасти под влиянием своего друга И. А. Смолина, воспитанника Придворной певческой капеллы и будущего регента народного хора при Троицкой церкви в Санкт-Петербурге. Познакомившись с певческой литературой, Гольтисон перешел к серьезному изучению православного богослужебного пения под наблюдением Ю. К. Арнольда, а также изучал теорию композиции в классе профессора Н. Ф. Соловьева.

Гольтисон принимал участие в службах консерваторского церковного хора в качестве регента-репетитора, в эти же годы стал регентом хора в Александровской общине сестер милосердия Красного Креста, которым в дальнейшем руководил в течение пятнадцати лет, получив известность в Петербурге как регент. Православную веру он, как отмечали его современники, «принял всей душой», но от крещения его удерживало уважение к родовым традициям отца, только после кончины которого он смог креститься.

По окончании консерватории в 1901 г. в течение двух лет Гольтисон пел в одном из частных оперных театров Санкт-Петербурга и более десяти лет выступал в составе двух вокальных квартетов — смешанного (1901—1910) и мужского (1902—1914). Мужской квартет Гольтисон сам основал и руководил им3 — этот квартет был постоянным участником концертов Петербурга и других российских городов, по которым часто совершал гастрольные турне. Неоднократно квартет приглашался на записи компанией «Граммофон». В прессе его называли «образцовым» и отмечали, что исполнение его вызывало бурные овации4.

Гольтисон был активен и в других сферах музыкальной деятельности. В качестве руководителя светских хоров он отдал немало сил одному из известных в то время коллективов — хору В. В. Певцовой5, которая, как тогда писали,

2 Наумов А. А. Гольтисон // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 727—728.

3 В состав квартета М. А. Гольтисона входили, кроме его основателя, Н. Е. Добров, К. К. Иванов и Н. В. Троицкий.

4 См.: Привалов Н. И. М. А. Гольтисон // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. СПб., 1914. № 5. С. 2.

5 Санкт-Петербургский народный хор регента В. В. Певцовой был создан ее материальными и профессиональными силами в 1911 г. из рабочих и работниц фабрик Невского района.

«и обязана [Гольтисону. — Е. а.] образцовой первоначальной постановкой своего хора»6. В качестве хормейстера и хорового дирижера он выступал с Сампсо-ниевским хором7.

Новым этапом творческой деятельности Гольтисона стало создание в октябре 1910 г. собственного хора. Этот хор репетировал по пятницам в конференц-зале Санкт-Петербургской консерватории и многократно выступал с концертами. В репертуаре его, охватывающем светскую и духовную музыку, значились имена Чайковского, Рубинштейна, Кюи, Гольтисона, Пациуса, Мендельсона и других. Ц. А. Кюи, посетив однажды репетицию хора Гольтисона, оценил его как отличный8. Через два года после основания хора в рецензии на его концерт читаем: «Хор этот уже давно не без основания пользуется большой популярностью, а сам Гольтисон — репутацией одного из лучших в Петербурге регентов»9.

Гольтисон был большим поборником народного хорового пения, содействовал развитию народных хоров. 14 и 15 мая 1911 г. вместе с ведущими хоровыми дирижерами того времени А. А. Архангельским, И. Я. Тёрновым, М. Ф. Грив-ским и И. И. Тульчиевым он принял участие, как регент и певец, в первом в России русском вокальном народно-певческом празднике, организованном в Пскове, и мечтал об образовании подобных праздников по всей России, чему имел намерение в дальнейшем способствовать.

Активен был Гольтисон и в качестве вокального педагога, ежедневно давая частные уроки на протяжении всей жизни. Как общественный деятель он, наряду с соратниками по музыкальному делу Н. И. Компанейским и М. А. Лисицыным, выступил в 1907 г. с проектом по увековечению памяти Д. С. Бортнянско-го, прот. П. Турчанинова и А. Ф. Львова, войдя в состав Временного комитета в качестве секретаря.

Еще одна область деятельности М. А. Гольтисона — это писательская и редакторская. Его статьи на современные темы и темы из истории церковно-

По причине музыкальной безграмотности хористов Певцова организовала их обучение истории и теории музыки, сольфеджио, пению, давала образовательные домашние концерты, вела духовные беседы. К 1912 г. хор имел четыре отделения (Александровское, Выборгское, Нарв-ское и Смоленское) и дал 10 концертов. В дальнейшем хор, объединявший в своем репертуаре как духовную, так и светскую музыку от Глинки и Даргомыжского до Лядова, Никольского и Панченко, выступал регулярно в разных собраниях, собирая полные залы и вызывая исключительно положительные отзывы прессы. Певцова, управляющая хором, заслуживала самые высокие оценки.

6 Привалов. Указ. соч. С. 2.

7 Сампсониевский (Антониевский) народный хор был основан в Санкт-Петербурге в 1890 г. поручиком (позже полковником) А. Ф. Путвинским. Регентом хора был А. И. Иль-штрем. Кроме того что хор пел в службах Сампсониевского собора, он совершал бесплатные воскресные службы в военной тюрьме, давал много духовных концертов. Качество технического и художественного исполнения Сампсониевского хора критики оценивали очень высоко, отмечая, что по уровню профессионализма он вряд ли подходит под понятие «народный». В репертуаре хора преобладали имена современных духовных композиторов: Архангельского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Лисицына, Гольтисона и др. В Сампсониевский хор принимали петь всех желающих — детей и взрослых.

8 См.: Хор М. Гольтисона (б. а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1911. № 6.

С. 7.

9 Концерт хора Гольтисона (б. а.) // Там же. СПб., 1912. № 7. С. 3.

певческого искусства, рецензии на книги и концерты публиковались в журнале «Музыка и пение» под разными псевдонимами: М. Г., Музыкант и Ма£ОИ. А в 1905 г., после смерти издателя-основателя журнала П. К. Селиверстова10, он стал редактором этого издания.

Гольтисон много потрудился как музыкальный редактор. Будучи сотрудником журнала «Музыка и пение», он занимался подготовкой и изданием наследия композиторов кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. и найденных им, в частности в северных монастырях, новых материалов. Под редакцией Гольтисона опубликованы произведения А. Л. Веделя, С. А. Дегтятева, Дж. Сарти, прот. Петра Турчанинова, архим. Феофана (Александрова), свящ. Василия Старорусского, А. П. Есаулова и некоторых других авторов. Всего с 1908 по 1913 г. он издал несколько выпусков Исторической хрестоматии церковного пения (с 6-го по 10-й вып.); Сборник духовно-музыкальных сочинений старых и неизвестных авторов в легкой обработке, кн. 1, избранные сочинения Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и архим. Феофана; Сборник великопостных песнопений разных авторов; Всенощную и Литургию св. Иоанна Златоуста А. Л. Веделя; Духовно-музыкальные сочинения прот. П. Турчанинова в трех выпусках; Всенощное бдение архим. Феофана (Александрова).

Современники М. А. Гольтисона связывали такой разносторонний диапазон музыкальной деятельности с большими материальными затруднениями, с тем, что он вынужден был растить один двоих маленьких дочерей. Но и прот. М. Лисицын, его ближайший друг и соратник по церковно-певческому делу, и Н. И. Привалов11, сменивший его на посту редактора «Музыки и пения», полагали, что главным делом его жизни после окончания консерватории все же стало русское церковное пение. Это была та область, которую он разрабатывал не только практически, но и теоретически. Наряду с деятельностью регента в Александровской общине и в Сергиевском соборе Артиллерийского ведомства, наряду с сочинением и изданием песнопений на церковные тексты, Гольтисон много ездил по России по приглашению обителей с целью постановки в них хорового пения, одновременно собирал рукописи, записи русских церковных напевов и старинные иконы. В результате он составил весьма солидную личную библиотеку, судьба которой сегодня неизвестна. Гольтисона называли в прессе

10 Селиверстов Петр Клементьевич (1854—1905) — воспитанник Придворной певческой капеллы (ученик И. К. Гунке и Е. С. Азеева). С 1892 г. основал собственное издательство, нотную и книжную торговлю. Состоял редактором изданий «Наше время», «Музыка и пение».

11 Привалов Николай Иванович (1868—1928), уроженец Пермской губернии, по образованию археолог и инженер, музыке обучался у Н. Ф. Соловьева. Его перу принадлежит около сорока крупных исследований по истории музыки, главным образом о славяно-русском пес-нетворчестве, о народных инструментах. Как музыковед он читал публичные лекции и доклады по истории музыки в различных Обществах Санкт-Петербурга. Как композитор писал светскую музыку. Среди его сочинений опера «Волга» с аккомпанементом для великорусского оркестра, около 1000 вокально-инструментальных пьес для великорусского оркестра, которым он руководил более 20 лет, семь сценических пьес с участием пения и музыки, написанных для древнерусских инструментов. Его сочинения не были опубликованы, хотя с успехом исполнялись в концертах. В 1914 г., после кончины М. А. Гольтисона, он стал редактором журнала «Музыка и пение».

«горячим поборником новой русской школы пения в православной церкви»12. С петербургскими коллегами по церковно-певческому делу — М. А. Лисицыным, Н. И. Компанейским, С. В. Панченко — он общался не только на профессиональной почве, но также находился в дружеских связях. А глядя в нотные тексты Гольтисона, можно заметить, что его музыка имела немало общего с их композициями и в отношении стиля, в основе которого лежит соединение гармонической тональности с народно-песенными приемами. Приведем в качестве примера нотный текст одного из ранних сочинений Гольтисона «Богородице Дево» (Пример 1).

Пример 1

Умеренно

О

В этом сочинении авторская мелодия стилизована под древний распев, и отдельное внимание придается метрическому соответствию музыки просодическому ритму текста, с чем и связано использование переменного размера. Ладо-гармонические краски основаны на сочетании модальной и гармонической тональности. То есть при опоре на соль-минорный звукоряд, в пределах которого акцент поставлен на колорите сопоставления модальной аккордики, достаточно естественно употребляются и приемы гармонической тональности (отклонения через обращения доминанты, классические кадансы с доминантсептаккордом).

Гольтисона называли «наиболее спокойным из композиторов новой школы»13. Действительно, он не применял таких сложных гармонических красок

12 Привалов. Указ. соч. С. 2.

13 Цит. по: Концерт из произведений Гольтисона (б. а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1913. № 1. С. 7. В статье, содержащей отзывы из разных периодических изданий, приведенные слова принадлежат Иванову Михаилу Михайловичу (1849—1927), музыкальному критику и композитору, автору «Истории музыкального развития» в 2-х томах (СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1910). М. М. Иванов музыке обучался у А. И. Дюбюка (фортепиано) и П. И. Чайковского (теория композиции) в Москве, в 1870—1875 гг. — в Италии.

и возможностей расширенной тональности, как это делали другие петербургские авторы — его современники, например С. В. Панченко, Н. И. Компанейский. В рецензии «Московских ведомостей» (№ 271 за 1913 г.) читаем следующую характеристику М. А. Гольтисона музыкальным критиком и композитором М. М. Ивановым: «Разделяя взгляды на необходимость церковной музыки встать на новую дорогу, он уместнее своих товарищей в практическом приложении этих взглядов. <...> Его сочинения, которых у него не меньше сотни, удобоисполняе-мы, что очень важно, поскольку не везде можно найти хорошо подготовленные хоры <...> Талант Гольтисона симпатичен, и его сочинения пронизаны живым чувством»14.

Сочинения Гольтисона вызывали разные отзывы в прессе, среди которых встречались и негативные. Например, один из знатоков православного церковного пения Д. С. Семёнов15 писал, что «беспристрастный наблюдатель, видевший в духовно-музыкальных сочинениях прежде всего не музыку, а средство для возбуждения религиозно-молитвенного чувства, отнес бы сочинения Гольтисона к школе А. А. Архангельского, к подражанию его "Милость мира" и причастным». Очевидно, что такое мнение нельзя отнести к выше приведенному песнопению, скорее это относится к другой части песнопений Гольтисона, поскольку среди его песнопений есть сочинения разных типов, более традиционные, о которых, очевидно, ведет речь Семенов, и такие, как, например, песнопение «Отца и Сына», где более явно заметны ориентиры на стиль Архангельского (см. Пример 2).

Опора композитора на гармоническую тональность с обильным применением отклонений, задержаний и наличие выразительной, развернутой и волнообразной мелодии создают акценты на более чувственном восприятии музыки. Но те сочинения, которые современники Гольтисона причисляли к новаторским, более гибки ритмически и гармонически, сочетают модальную ладовость с гармоническими приемами классической тональности.

Не случайно в прессе преобладают положительные отзывы современников Гольтисона о его музыке. Например, о концерте, прошедшем 17 ноября 1913 г. в Новом зале на Петербургской стороне и посвященном целиком его сочинениям (в первых двух отделениях звучали духовные сочинения, во втором — светские), был опубликован целый ряд положительных отзывов в разных изданиях: «Ведо-

С 1875 г. выступал в качестве музыкального критика в петербургской периодической печати, в 1880—1917 гг. работал заведующим музыкальным отделом газеты «Новое время», на страницах которой публиковал еженедельные заметки. На театральных сценах Москвы и Петербурга периодически ставились его оперы, исполнялись симфонические сочинения, пьесы. В 1918 г. Иванов эмигрировал в Италию. Значительную долю его творческого наследия составляют статьи и обзоры в периодических изданиях.

14 Там же. С. 8.

15 Семенов Дмитрий Сергеевич (1894—1970) — регент г. Советска Кировской области, автор двух систематических работ по церковному пению, сохранившихся в рукописи, — «Библиографии по вопросам православного церковного и школьного пения» и «Словаря русского церковного пения», написанных с 1940 по 1968 гг. Сведения приведены согласно статье Т. А. Чернышовой «Подвижники церковно-певческой культуры ХХ века. Дмитрий Сергеевич Семенов: по материалам неопубликованной рукописи». Рукописи трудов Семенова сохранились в личном архиве Т. А. Чернышовой.

Пример 2

мости градоначальства», «Новое время», «Музыка и пение». В «Ведомостях градоначальства» безымянный рецензент дал следующий отзыв: «Концерт происходил при участии смешанного хора под личным управлением автора. Как и все вообще концерты Гольтисона, так и этот последний собрал полный зал публики. Нечего, конечно, и говорить, что все мелодичные песнопения, сочинения этого незаурядного духовного композитора, прекрасное исполнение отлично спевшегося хора вырывали бурю одобрений и бесконечные овации по адресу г. Гольти-сона, которые и были ему вполне заслуженной наградой»16.

Другой рецензент «Нового времени» в своем отзыве на вышеупомянутый концерт 17 ноября 1913 г. писал об исполненном в нем песнопении «Воскресение Христово видевше» как об интересном опыте «разрешения вопроса о связи Обиходного песнопения с народной песней»17. Он отмечал, что, исполненное тремя годами ранее хором Церковно-певческого общества под управлением Архангельского, это песнопение было повторено дважды и оба раза сопровождалось шумными одобрениями публики. В остальных сочинениях, исполненных в концерте, неизвестному автору рецензии видится также «большой талант» автора.

16 Концерт из произведений Гольтисона (б. а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1913. № 1. С. 7.

17 Там же.

О творчестве Гольтисона Н. И. Привалов писал после его кончины: «Все его произведения проникнуты теплым религиозным чувством, а имя Гольтисона как отечественного творца русской церковной музыки начало получать широкую популярность: его "Воскресение Христово" и разные религиозные гимны (не считая сочинений светских) известны всей России» (1914)18.

До революции духовно-музыкальные сочинения Гольтисона вышли в нескольких сборниках (всего 53 номера). Первый сборник он издал сам, сразу после окончания консерватории — этот сборник включил 32 отдельных сочинения на тексты из разных церковных служб, опубликованные в июле 1901 г. Далее его сочинения выходили в нескольких издательствах и приложениях к журналам. В 1903 г. в приложении к журналу «Музыка и пение» вышло «Достойно есть» (на заупокойной литургии для смешанного хора), а в 1906 г. — «Отца и Сына» (для мужского хора). В 1902 г. и в 1905 г. журнал «Народное образование» опубликовал два сочинения для смешанного хора: «Да исправится молитва моя» (№ 17), «Хвалите имя Господне» (№ 18). С 1907 по 1912 г. издательство П. Юргенсона выпускает 10 отдельных песнопений для смешанного хора на тексты литургии и всенощной, а также отдельный, единственный в духовно-музыкальном творчестве Гольтисона цикл Литургии св. Иоанна Златоуста (заупокойной) для мужского хора. В 1910 г. издательство Н. Иванова выпустило два сочинения Гольтисона для смешанного хора: «Господи, спаси... Святый Боже» № 3, «Хвалите имя Господне» № 4. В 1913 г. издательство «Аккорд» опубликовало еще 12 сочинений для смеш. хора преимущественно на тексты Всенощной и Литургии: «Вкусите и видите» № 1, «Благослови, душе моя, Господа» № 1 (на всенощной), Херувимская № 4, «Милость мира» № 1 (знаменного распева), «Взбранной Воеводе» № 2, «Хвалите имя Господне» № 3, Блаженны № 2, «Достойно есть» № 2, «С нами Бог», «Благий рабе верный» (дьячковского напева), Многолетие № 2, «Да исправится молитва моя» № 2.

Не все из приведенных выше изданий сохранились сегодня. Часть песнопений имеется в Российской государственной библиотеке. В Москве более всего песнопений Гольтисона, изданных до революции, сохранилось в Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории им. П. И. Чайковского (отдел редкостей) — это все песнопения, вышедшие в издательстве П. Юргенсо-на, включая Литургию заупокойную из 15 номеров.

В начале 1914 г. 43-летний М. А. Гольтисон, всегда горячо защищавший церковное и народное начало в искусстве, на музыкально-этнографическом юбилейном вечере журнала «Вестник знания» выступил против футуристов: он «вышучивал, пел, играл. Присочинил к их стихам нарочную музыку»19. Вероятно, это выступление могло оказаться роковым для композитора, потому что после него от футуристов поступило письмо с угрозой, которую Н. И. Привалов посчитал одной из причин скоропостижной смерти Гольтисона в Александровской общине от астмы. Проводить композитора в последний путь 17 февраля 1914 г. на Ми-трофановское кладбище Санкт-Петербурга пришли многие известные деятели

18 Привалов. Указ. соч. С. 2.

19 Лугаковский В. Памяти М. А. Гольтисона // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. СПб., 1914. № 5. С. 5.

музыкальной культуры, среди которых были А. А. Архангельский, М. А. Голь-денблюм, прот. М. Лисицын, Н. Ф. Соловьев. В одном из некрологов, посвященных Гольтисону, читаем: «Михаил Александрович всегда являлся отзывчивым, чутким, деликатным во всех отношениях человеком, как-то умевшим быть милым и откровенным, в то же самое время и не навязывал насильно никому своих мнений и никогда не был назойливым, неприятным или дерзким. Кто не помнит эту характерную фигуру петербургских эстрад, это живое лицо, обрамленное густой черной шевелюрой? <...> Отечество да сохранит память на долгие годы об одном из полезных сынов своих!»20

Настоящий очерк — это первая попытка составить портрет М. А. Гольтисона и привлечь внимание к его личности. В целом же творчество этого многогранного петербургского деятеля ждет своего исследователя, готового к поискам и кропотливому изучению сохранившихся архивных и нотных материалов.

Ключевые слова: Гольтисон, композитор, дирижер, редактор, писатель, исполнитель, духовные сочинения, Новое направление, народная песня.

M. A. Goltison: Destiny, Activity, Creativity

E. Artemova

This article aims to present a first review of the life and creative activity of Mikhail Aleksandrovich Goltison (1870-1914), based on the pre-revolutionary periodicals. The spiritual composer, singer, choral conductor, music writer and editor, M. A. Goltison belongs to the pleiad of St. Petersburg musical figures of the early 12th century. Goltison refers to the authors of the second row in the spiritual-musical culture of New direction, so, despite the fact that his compositions are performed today in the choir, the composer has not yet been the subject of special research.

Goltison lived in St. Petersburg, his life was short but rich creative events. Came from a Jewish family of military paramedic, he spent 16 years singing in the synagogue. But later he entered the St. Petersburg Conservatory and became interested in the Orthodox church singing, which has become the central business of his life, and later he took the Orthodox faith. According to contemporaries, Goltison created about a hundred spiritual-musical compositions. 53 of his works have been published in the different editions during his life. In addition to composing sacred music, Goltison manifested itself in other areas of musical activities: he made many appearances as a singer (tenor), involved in the two quartets more than a decade, conducted many choirs, was the regent of the choir at the Alexander community sisters of the Blue Cross charity more than fifteen years. Goltison also contributed to the development of folk choirs, gave vocal

20 Привалов. Указ. соч. С. 2.

lessons, and created his own choir, succeeded in concert activity. Over time Goltison worked as an editor of the magazine «Music and Singing», and writing articles as a journalist in it. As a music editor, he was engaged in the preparation and publication of the heritage of composers of the late 18th — early 19th centuries, and found him new material in the northern monasteries. He edited five issues of Historical Anthology of Church Music, and several collections of chants of authors from different eras.

Works of Goltison contain different types of chants: more traditional adjacent to the school A. A. Arkhangelsky, and innovative types of works, which are distinguished by the author's desire to combine the ancient foundations of the church with a modern composition in reliance on folk-song beginning. Goltison's creativity — music and writing — is one of the most interesting pages in the Russian spiritual music of the early 12th century.

Keywords: Goltison, composer, conductor, editor, writer, artist, spiritual writings, new direction, folk song.

Список литературы

1. Гольтисон М. А. Александр Андреевич Архангельский // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. СПб., 1902. № 2. С. 2-3.

2. Гольтисон М. А. «Воскресение Христово видевше» // Хоровое и регентское дело / П. А. Петров, ред. СПб., 1910. № 4. С. 109-110.

3. Гольтисон М. А. Как протоиерей Турчанинов написал свое трио «Воскресни Боже» // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. СПб., 1906. № 6. С. 2-3.

4. Гольтисон М. А. Памяти Петра Клементьевича Селиверстова // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1905. № 12. С. 2.

5. Гольтисон М. А. Регентский съезд // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1908. № 10. С. 3.

6. Гольтисон М. А. Случай с учеником Г. Я. Ломакина // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1906. № 7. С. 2-3.

7. Игнатьев А., свящ. Михаил Александрович Гольтисон. Духовный композитор // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. СПб., 1914/15. № 4. С. 2-3.

8. Компанейский Н. И. О духовно-музыкальных сочинениях Гольтисона // Русская музыкальная газета / Н. Р. Финдейзен, ред. СПб., 1903. № 16. Стлб. 461-464.

9. Концерт из произведений Гольтисона (б.а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1913. № 1. С. 7-8.

10. Концерт хора Гольтисона (б. а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1912. № 7. С. 3-4.

11. Лисицын М. А. М. А. Гольтисон. Духовно-музыкальные сочинения // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. СПб., 1902. № 5. С. 7.

12. Лисицын М. А. Памяти М. А. Гольтисона // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. СПб., 1914. № 5. С. 3.

13. Лугаковский В. Памяти М. А. Гольтисона // Там же. С. 5.

14. Наумов А. А. Гольтисон // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 727-728.

15. Никитич С. Светлой памяти М. А. Гольтисона // Там же. С. 3-4.

16. Привалов Н. И. М. А. Гольтисон // Там же. С. 1-2.

17. Редкий духовный концерт // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1909. № 2. С. 2-3.

18. Рессер А. М. А. Гольтисон // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. СПб., 1914. № 5. С. 4-5.

19. Хор М. Гольтисона (б. а.) // Музыка и пение / М. А. Гольтисон, ред. СПб., 1911. № 6. С. 7.

20. Чернышова Т. А. Подвижники церковно-певческой культуры ХХ века. Дмитрий Сергеевич Семенов: по материалам неопубликованной рукописи // Вестник СПбГУКИ / А. С. Тургаев, ред. СПб., 2014. № 2 (19). С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.