Научная статья на тему 'Е. С. Азеев композитор духовной музыки'

Е. С. Азеев композитор духовной музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
422
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕЕВ / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / КОМПОЗИЦИИ / НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / AZEEV / SACRED MUSIC / COMPOSITION / THE NEW DIRECTION / THE MUSICAL LANGUAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артемова Е. Г.

В статье впервые рассматривается духовно-музыкальное творчество петербургского композитора Е.С. Азеева. Автор анализирует его духовную музыку как в контексте творческой деятельности композитора, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке рубежа XIX-XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E.S. AZEEV THE COMPOSER OF SACRED MUSIC

In the article the spiritual musical creation of Petersburg composer E.S. Azeev is reviewed for the first time. The author analyzes his sacred music as in the context of composer's creative activity so in keeping with general problems of the New direction in the Russian sacred music at the turn of XIX XX centuries.

Текст научной работы на тему «Е. С. Азеев композитор духовной музыки»

Раздел 3

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Редактор раздела:

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 783.6

Artemova E.G. E.S. AZEEV - THE COMPOSER OF SACRED MUSIC. In the article the spiritual musical creation of Petersburg composer E.S. Azeev is reviewed for the first time. The author analyzes his sacred music as in the context of composer's creative activity so in keeping with general problems of the New direction in the Russian sacred music at the turn of XIX - XX centuries.

Key words: Azeev, sacred music, composition, the New direction, the musical language.

Е.Г. Артемова, канд. искусств., доц. каф. истории и теории музыки и музыкального образования МГПУ, г. Москва, E-mail: Е-art@.mail.ru

ЕС. АЗЕЕВ - КОМПОЗИТОР ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

В статье впервые рассматривается духовно-музыкальное творчество петербургского композитора Е.С. Азе-ева. Автор анализирует его духовную музыку как в контексте творческой деятельности композитора, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке рубежа XIX-XX веков.

Ключевые слова: Азеев, духовная музыка, композиции, Новое направление, музыкальный язык.

В панораме русской духовной музыки рубежа Х1Х-ХХ столетий выделяется ряд имен, с которыми связано обновляющее движение в церковном пении того времени, вошедшее в историю как Новое направление. Усилиями современных исследовате-лей-музыковедов среди них прочно укоренились имена ведущих московских композиторов - А.Д. Кастальский, А.А. Никольский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, С.В. Рахманинов. В их творчестве, связанном с деятельностью Московского Синодального училища, оформился, по определению Зверевой, «неорусский стиль» [1]. Однако неверно было бы исключать из поля зрения творчество петербургских композиторов этого периода, и в частности композиторов, служивших в Петербургской придворной певческой капелле - заведении, остававшемся на протяжении двух предшествовавших столетий законодательным центром церковно-музыкальной жизни в России. Именно в придворной капелле с отменой жесткой цензуры в 1883 г. возник первый импульс к обновлению стилевого направления русской церковной музыки. Он был задан творчеством и деятельностью новых руководителей капеллы М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова - заступив на руководящие должности в 1884 г., они создали совместно с композиторами и учителями капеллы «образцовую» Всенощную, по определению свящ. В.М. Металло-ва, указав путь к обновлению в русской духовной музыке [2, с. 120]. В числе композиторов, принявших участие в написании этой Всенощной, был Евстафий Степанович Азеев (1851-1920) - одна из видных фигур в духовно-музыкальной культуре рубежа XIX-XX столетий. Уже при жизни он получил известность как духовно-музыкальный композитор и хоровой дирижер. Как показывает современная клиросная и концертная практика, сочинения Азеева и сегодня не утратили своей актуальности - они по-прежнему занимают заметное место в репертуаре многих хоров. Однако творчество композитора до сегодняшнего дня не привлекло серьезного внимания исследователей. Информация об Азееве лишь фрагментарно содержится в некоторых источниках [3; 4; 5]. Целью данной статьи является хотя бы частично восполнить этот пробел.

Вся жизнь Е.С. Азеева с раннего детства была непрерывно связана с деятельностью Петербургской придворной певческой капеллы. Будучи десятилетним мальчиком, он в 1861 г. посту-

пил туда в качестве певчего, а в 1875-м уже стал помощником учителя пения. С 1883-го Азеев занял должность старшего учителя пения, а затем, в 1901-1907 гг. преподавал в регентских классах капеллы. В дальнейшем, с 1907 г. он работал как хормейстер и преподаватель в разных учебных заведениях Петербурга.

Совмещая учительскую деятельность с хормейстерской и композиторской, Азеев принимал активное участие в обновлении репертуара капеллы и выпуске новых сборников в качестве редактора. В 1913 г., после смерти Н.А. Римского-Корсакова Азеев выполнил редакцию его духовно-музыкальных сочинений, подготовив их к изданию.

Корпус духовно-музыкальных композиций Азеева - это внушительное собрание музыкальных текстов, в которых наряду с сочинениями на церковные тексты большое место занимают гармонизации знаменного, греческого и киевского распевов. Из всех учителей Придворной певческой капеллы рубежа XIX-ХХ веков Азеева можно считать наиболее плодовитым композитором. Всего в числе опубликованных в разных издательствах сочинений композитора насчитывается около 120 опусов. В основном это отдельные сочинения и переложения на церковные тексты и распевы. Интерес композитора привлекало создание разнообразных вариантов сочинений на одни и те же тексты. Например, в его творчестве насчитывается пятнадцать Херувимских, среди которых две написаны на киевский распев, одна -на напев софрониевской пустыни, две - на болгарский распев, одна - на мелодию из синодального обихода. Также среди сочинений Азеева можно встретить шесть вариантов «Достойно есть», восемь «Милости мира и Тебе поем», четыре «Свете тихий», пять «Отче наш», три «Ныне силы небесныя».

Сочиняя и редактируя духовную музыку, Азеев учитывал современные ему потребности клироса и уделял немало внимания созданию сочинений и переложений для разных составов хоров: среди его сочинений и редакторских обработок есть целые сборники, предназначенные для исполнения женскими или детскими хорами, мужскими хорами или ансамблями (трио, квартеты). Но основное число его сочинений написано для большого смешанного хора.

Композиторский слог Е.С. Азеева - пример органичного сочетания новых тенденций времени и характерных особенностей профессиональной петербургской композиторской школы XIX века. В некоторых его сочинениях заметно влияние концертного петербургского стиля со свойственной ему двухорностью и чередованием контрастных фактурных разделов. Трудясь над гармонизациями церковных напевов, Азеев отвечал общим устремлениям капеллы, заданным ее руководителями в 1880-х, и старался в своих переложениях вводить фактурные приемы русского народного многоголосия, подчеркивая тем самым близость народного и церковного творчества.

Крупнейший исследователь русской духовной музыки И.А. Гарднер относит Азеева к «характерным представителям петербургской школы» [3, с. 472]. И действительно, существенное число песнопений Азеева не выходит за пределы ясного и строгого четырехголосного гармонического стиля, свойственного петербургской школе. Таковы, например, «Милость мира и Тебе поем» В^иг - д-то11, где в гармонии доминирует хоральное четырехголосие и характерные классические приемы. Подобным же образом решены «Милость мира» F-dur, «Слава и ныне Единородный Сыне» Es-dur, «Достойно есть» G-dur и D-dur, «О Тебе радуется» F-dur сокращенного греческого распева, «Свете тихий» е-то11 и др.

Ряд сочинений Азеева можно отнести к так называемому речитационно-хоральному складу, популярному на клиросе -когда каждому слогу текста строго соответствует определенный аккорд, а в мелодии доминирует речитация. Таково Великое славословие G-dur, по напеву Валаамского монастыря, который помещен в нижний голос, тогда как в верхнем часто сохраняются речитационные элементы. Также к этому складу песнопений относится «Верую» С^иг - его гармонический ряд связан с мелодической речитацией и отражает эмоциональное восприятие смысловых особенностей текста. К речитационно-хоральному складу можно отнести также «Достойно есть» а-то11, «Во царствии Твоем» В^иг на обиходную мелодию, «Хвали, душе моя, Господа» F-dur и «Благослови, душе моя, Господа» F-dur.

Стилистика духовной музыки Азеева столь разнообразна, что неверно было бы сводить ее лишь к описанному типу песнопений, хорально-гармонический слог которых характеризует особенности «петербургской школы», по замечанию Гарднера. Среди сочинений Азеева встречаются композиции и других типов, а некоторые сочинения содержат разнообразие композиторских приемов, свойственных разным типам.

В ряду его опусов хорально-гамонического склада есть произведения, в которых преобладающим началом является выразительная мелодия, а в ее обработку органично включаются подголоски народно-песенного характера. Таково песнопение «Святый Боже» болгарского распева, написанное в свойственном народному складу параллельно-переременном ладу ^-е) с остановкой на мажорной доминанте минора в конце строф. В этом песнопении прослеживается трехчастная структура, в крайних частях которой композитор использует приемы подго-лосочной полифонии и подчеркивает самостоятельность мелодических линий отдельных голосов, а в середине сохраняет торжественный хоральный строй славильного характера.

Некоторые из хорально-гармонических сочинений Азеева окрашены особой выразительностью, которую им придает ав-

Библиографический список

торская мелодия в кантовом или концертном стиле. Такова композиция «Ныне силы небесныя» h-moll, основой вариантного развития которой является поступенно-восходящая тема с завершающим нисходящим ходом и остановкой на мажорной доминанте, «Вкусите и видите» F-dur, основанное на гармоническом раскрытии выразительной мелодии с восходящим ходом на сексту. Таково же «Свете тихий» d-moll с песенно-колыбельной трехдольной темой, «облаченной» в тихие хоральные «ризы».

Отдельное внимание следует уделить тому типу песнопений Азеева, в которых особую выразительную роль несут фактурно-тембровые приемы. Это сочинения по типу классических концертов, такие как трехчастная двухорная композиция Шес-топсалмия «Слава в вышних Богу» C-dur с имитационными приемами, задействовавшими ответы разных голосовых тембров, или концерт «Святым Апостолом» F-dur, сочетающий двухор-ность в первой строфе, выразительную имитационную середину и торжественное туттийное окончание. Это и ряд других песнопений, в которых ведущим композиционным приемом является работа с фактурным пространством. Например, в сочинении «Чашу спасения приму» d-moll (на мелодию из обихода Синодального издания) Азеев применяет чередование тембров солиста квартета высоких и средних голосов с туттийным звучанием, одновременно чередуя и ладовый колорит (минорную квар-тетность с мажорным tutti). Интересно фактурно-пространственное решение в «Достойно есть» G-dur: авторская мелодия, схожая по своей мелодической структуре с киевским распевом, дублированная терциями и секстами, а иногда имитационно подхваченная разными голосами, звучит на фоне непрерывно меняющихся у разных тембров исонов и органных пунктов. При этом величественный гармонический строй этого песнопения практически не выходит за пределы торжественного G-dur.

В Херувимской e-moll, написанной на болгарский распев, основной напев, помещенный в верхний голос, рождает интонационно близкое ему развернутое многоголосие в стиле народного подголосочного. Спокойное и ровное, соответствующее духу и смыслу текста, метрически свободное непрерывное течение музыки складывается из комплементарного сочетания голосов, передающих друг другу интонации напева.

Вообще текст Херувимской, воспетый композитором многократно, как видно, был одним из любимых им. В Херувимских песнях Азеев достиг особого разнообразия фактурных приемов, а в Херувимских, созданных на мелодию распевов, ему удалось выработать композиторский язык, приближающий его музыкальный стиль к лучшим образцам Нового направления. Такие Херувимские, демонстрирующие гибкий подголосочный стиль, ориентированный на интонационную природу первоисточника, выявляют особый тип его духовно-музыкальных композиций.

Азеева очевидно нельзя считать реформатором церковнопевческого искусства, хотя и нельзя отрицать, что его стремление внести в духовную музыку оригинальные приемы народного многоголосия стало значительным шагом в деле продвижения к новому стилю в церковном пении. Главное достоинство духовно-музыкальных композиций Е.С. Азеева - в органичности любых композиторских приемов, за которыми стоит искренняя и непосредственная молитвенная лирика, открытая для каждой верующей души. Очевидно, именно в этом заключается секрет популярности и долгожительства его музыки.

1. Зверева, С.Г. Александр Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. - М., 1999.

2. Металлов, В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. - СПб., 1915. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева лавра,

1995.

3. Гарднер, И.А. Богослужебное пение русской православной церкви: в 2 т. - Сергиев Посад, 1998. - Т. II.

4. Плотникова, Н.Ю. Азеев // Православная энциклопедия. - 2008. - Т. 1 [Э/р]. - Р/д: http://www.pravenc.ru/text/63682.html

5. Лисицын, М.А. Обзор новейшей духовно-музыкальной литературы. - СПб., 1901.

Bibliography

1. Zvereva, S.G. Aleksandr Kastaljskiyj. Idei. Tvorchestvo. Sudjba. - M., 1999.

2. Metallov, V.M. Ocherk istorii pravoslavnogo cerkovnogo peniya v Rossii. - SPb., 1915. Reprint: Svyato-Troickaya Sergieva lavra, 1995.

3. Gardner, I.A. Bogosluzhebnoe penie russkoyj pravoslavnoyj cerkvi: v 2 t. - Sergiev Posad, 1998. - T. II.

4. Plotnikova, N.Yu. Azeev // Pravoslavnaya ehnciklopediya. - 2008. - T. 1 [Eh/r]. - R/d: http://www.pravenc.ru/text/63682.html

5. Lisicihn, M.A. Obzor noveyjsheyj dukhovno-muzihkaljnoyj literaturih. - SPb., 1901.

Статья поступила в редакцию 10.01.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.