Научная статья на тему 'М. М. Ипполитов-Иванов как представитель яркого созвездия композиторов конца XIX начала XX веков'

М. М. Ипполитов-Иванов как представитель яркого созвездия композиторов конца XIX начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3508
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ЦИКЛЫ ДЕТСКИХ ПЕСЕН / ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / НОВЫЙ ТИП КОНЦЕРТНОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ / CYCLES OF CHILDREN'S SONGS / RUSSIAN CLASSICAL MUSIC / PROCESSINGS OF FOLK SONGS / RUSSIAN SACRED MUSIC / NEW TYPE OF CONCERT SACRED MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисова Елена Юрьевна, Погорелова Наталья Юрьевна

В данной статье ставится задача осветить жизненный путь М.М. Ипполитова-Иванова, специфику его композиторского творчества, раскрыть дирижёрское и педагогическое дарование музыканта, а также его выдающийся вклад как музыкально-общественного деятеля в развитие культуры России. Более подробно рассматривается духовно-музыкальное наследие Ипполитова-Иванова, которое менее всего изучено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.M. Ippolitov-Ivanov as representative of bright pleiad of composers of the late 19th early 20th century

Mikhail Mikhaylovich Ippolitov-Ivanov's name cannot be carried to number of names of the unknown or forgotten Russian composers. Nevertheless, it is impossible to assert, that his heritage is studied and objectively appreciated. In the given article, we put the problem to cover his course of life, specificity of composer's creativity, to open conductor's and pedagogical talent and as his outstanding contribution to development of musical culture of Russia makes him musical-public figure. In more details, we have stopped on spiritually-musical heritage of Ippolitov-Ivanov which is studied less of all.

Текст научной работы на тему «М. М. Ипполитов-Иванов как представитель яркого созвездия композиторов конца XIX начала XX веков»

Culture and Theatre Education // Pacific Science Review. - 2009. - V 11 (1). - Р 56-60.

10. Doubine V. Comparison of two telephone interpreting providers: TIS National and language line Services // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. itaindia. org/itaindia_conference_2010.

11. Kumar R. Project Management and Technology Integration in Translation. // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itaindia.org/ itaindia_conference_2010.

12. Loseries A. Mouthpiece of the Lamas Challenging of Translating for Tibetan Masters //

Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itaindia.org/ itaindia_conference_2010.

13. OustinoffM. Translation Matters: India as a Model for Europe // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itaindia.org/ itaindia_conference_2010.

14. StephanisR. A Picture is Worth a Thousand Words: Nation-Building in the Contemporary Photobooks of Argentina // Role of Translation in Nation Building, Nationalism and Supra-nationalism. A Publication of Cervantes Center, New Delhi, India 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. itaindia. org/itaindia_conference_2010.

УДК 78 Б 825

Борисова Елена Юрьевна, Погорелова Наталья Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

М.М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЯРКОГО СОЗВЕЗДИЯ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

В данной статье ставится задача осветить жизненный путь М.М. Ипполитова-Иванова, специфику его композиторского творчества, раскрыть дирижёрское и педагогическое дарование музыканта, а также его выдающийся вклад как музыкально-общественного деятеля в развитие культуры России. Более подробно рассматривается духовно-музыкальное наследие Ипполитова-Иванова, которое менее всего изучено.

Ключевые слова: русская классическая музыка, циклы детских песен, обработки народных песен, русская духовная музыка, новый тип концертной духовной музыки.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов родился 7/19 ноября 1859 года . недалеко от Санкт-Петербурга в городе Гатчина. Трудолюбие, целеустремлённость, неустанное стремление к совершенствованию, унаследованные им от своих предков, были спутниками всей его жизни. Дед будущего композитора работал литейщиком в Гатчинских придворных мастерских и славился как тонкий мастер отливки художественных изделий из бронзы. Здесь же слесарем, а затем главным мастером работал и отец Михаила Михайловича. В семье Ивановых приветствовалось увлечение музыкой, поэтому мальчик получил хорошее базовое домашнее музыкальное образование. Восьми лет он начал

петь в церковном хоре и учиться у дьякона гатчинской церкви играть на скрипке.

С 1872 по 1875 год Михаил стал заниматься в Музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе. Там он усердно изучал элементарную теорию и сольфеджио в классе И.С. Любомудрова и продолжил занятия по скрипке у В.Г. Мансветова. Однако виртуозная карьера скрипача и композитора не привлекали юношу так, как занятия по дирижированию. Он пытливо присматривается к работе хормейстеров певческой школы. В Музыкальных классах под руководством мастеров русской вокально-хоровой школы А.И. Рожнова и ГФ. Львовского Михаил практически осваивал традиции богослужеб-

ного пения. «На этих уроках я впервые понял, что такое музыкальный вкус, музыкальная фраза и что может дать хоровая масса, с её органной звучностью, в талантливых руках» [4, с. 145]. Уже в годы обучения в Музыкальных классах проявилось его тяготение не к пышным и эффектным спектаклям, а к оперным произведениям большой социальной силы и идейной насыщенности. Стремясь вникнуть во все детали оперы, он поступил в Мариинский театр статистом и стал участвовать в народных сценах оперных спектаклей. К этому времени у него окончательно созрело решение поступить в Петербургскую консерваторию и стать музыкантом-профессионалом. В осуществлении этой мечты ему помогла сестра будущего композитора и её супруг Ипполитов. В благодарность за проявленную к нему заботу Михаил Михайлович присоединил к своей фамилии Иванов и фамилию Ипполитов, став Ип-политовым-Ивановым.

В 1875 году, блистательно выдержав экзамены, он поступил в Петербургскую консерваторию по классу специальной теории музыки (педагог Ю.И. Иогансен - гармония и полифония). В консерватории Ипполитов-Иванов проявил исключительную работоспособность и широту интересов. Он занимался по классу специальной композиции и одновременно участвовал как скрипач в студенческом оркестре. Когда для оркестрового класса понадобился контрабасист, Ипполитов-Иванов стал заниматься и на этом инструменте (педагог И.О. Ферреро). С особой любовью и увлечением занимался молодой музыкант в дирижёрском классе (педагог К.Ю. Давыдов) и в классе композиции у выдающегося композитора и педагога Н.А. Римского-Корсакова. Через Н.А. Римского-Корсакова Ипполитов-Иванов познакомился и сблизился с представителями «Могучей кучки»: М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Ц.А. Кюи. В консерватории, выполняя задания своего педагога, Ипполитов-Иванов сочинял произведения в различных жанрах: несколько сцен из оперы «Царская невеста», две части «Симфонии», «Вариации для фортепиано», детские песни, детскую оперу «На венок Пушкину», программную оркестровую увертюру «Яр-хмель». Выпускными экзаменационными работами Михаила Михайловича стали кантата «Лесной царь» и симфоническое скерцо.

В консерватории Ипполитов-Иванов познакомился с вокалисткой Варварой Михайловной За-

рудной - представительницей известного рода Зарудных, давшего России немало талантливых и знаменитых людей. Зародившаяся симпатия между молодыми людьми переросла в глубокое чувство, которое они пронесли через всю жизнь. В 1882 году Ипполитов-Иванов и Зарудная заканчивают консерваторию: он - по классу композиции (педагог Н.А. Римский-Корсаков), она - по классу вокала (педагог Камилло Эверарди). В 1883 году Михаил Михайлович и Варвара Михайловна обвенчались.

Молодой выпускник консерватории сразу получил место директора Музыкального училища в Тифлисе и дирижёра симфонических собраний Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества. В Музыкальном училище М.М. Ипполитов-Иванов преподавал музыкально-теоретические дисциплины, историю музыки, хоровое пение и класс ансамбля. Он с большой тщательностью разрабатывал программу училища. По его инициативе в учебный план были введены курсы истории музыки, инструментовки, контрапункта и музыкальной формы, которые Ипполитов-Иванов с 1887 года сам преподавал в училище. Крепкая профессиональная основа, широкий кругозор и прогрессивная устремлённость характеризовали деятельность Ипполитова-Иванова как педагога и директора Тифлисского музыкального училища. Рука об руку с Ипполитовым-Ивановым занималась развитием музыкального образования и культуры в Тифлисе его жена Варвара Михайловна Заруд-ная. По приезде в Тифлис она включилась в педагогическую работу музыкального училища, будучи одновременно одной из ведущих солисток Тифлисского оперного театра. В 1884 году Ипполитов-Иванов стал дирижёром Тифлисского оперного театра. В театре он пропагандировал такие оперные произведения, которые захватывали сердца и умы слушателей демократическими идеями и образами, народностью музыкального языка.

Культурно-просветительские мероприятия, проводимые М.М. Ипполитовым-Ивановым в музыкальной жизни Грузии, охватывали различные стороны: концертную, учебно-педагогическую, оперно-театральную, фольклористскую. В Тифлисе он начал серьёзно изучать грузинский музыкальный фольклор. Обобщив собранный материал, Михаил Михайлович в 1895 году поместил в журнале «Артист» развёрнутую статью «Грузинская народная песня и её современное

состояние» с приложением обработанных им для голоса с фортепиано двенадцати грузинских мелодий. В том же году эта статья была выпущена отдельной книгой. Интерес Ипполитова-Иванова к народному творчеству не ограничивался изучением только грузинской музыки. Композитор также уделял должное внимание азербайджанской, узбекской и армянской народной музыке. Поэтому, когда в 1923 году в Российском институте музыкальной науки встал вопрос об образовании комиссии по собиранию и изучению образцов белорусской народной музыки, в состав комиссии первым был избран Ипполитов-Иванов; к нему же обратились с просьбой принять на себя председательствование в этой комиссии. Изучение неисчислимых богатств народного музыкального творчества национальных республик было в центре внимания всей творческой жизни Ипполитова-Иванова.

Таким образом, ключевой чертой тбилисского периода творчества Ипполитова-Иванова следует считать восточный колорит, последовательно проходящий через большинство его произведений. В то же время в творчестве композитора начинает отчётливо ощущаться влияние музыкальных идей Петра Ильича Чайковского, которое позднее станет определяющим.

В 1893 году, по рекомендации Чайковского, Ипполитова-Иванова пригласили в Московскую консерваторию на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции. В консерватории Михаил Михайлович вёл курс гармонии, а в дальнейшем - курс специального инструментоведения, практического сочинения и оперный класс. Под его руководством учились такие выдающиеся деятели русской музыки, как Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Николаев, П.Г. Чесноков, Ю.С. Сахновский, Н.С. Голованов и другие. В Москве Ипполитов-Иванов совмещал собственно творчество, преподавание в консерватории и работу в должности дирижёра капеллы Русского хорового общества, которую он занимал в период 1895-1901 гг., а также дирижировал концертами московского отделения Императорского русского музыкального общества и преподавал в Синодальном училище церковного пения. В 1889 году Ипполитов-Иванов был приглашён на должность дирижёра московского частного оперного театра С.И. Мамонтова. Введение в репертуар театра русской

оперной классики является огромной заслугой Михаила Михайловича.

Революция 1905 года многое перевернула в российском укладе, вихри перемен не обошли стороной и Московскую консерваторию. На волне демократических веяний состоялись первые выборы ректора консерватории. Вместо прежнего - В.И. Сафонова, человека эффективного, но властного, жёсткого и конфликтного, был единогласно избран в марте 1906 года Ипполитов-Иванов. На этом посту, проявив неординарные организаторские и административные способности, Михаил Михайлович проработал более полутора десятка лет. Несмотря на события октября 1917 года, Ипполитов-Иванов остался ректором Московской консерватории, и в этой должности он прослужил до 1922 года. Михаил Михайлович также деятельно участвовал и в работе музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.

После революции Ипполитов-Иванов, за исключением небольшого числа оркестровых и вокально-хоровых произведений, больше ничего не сочинял, окончательно сосредоточившись на административной и педагогической деятельности. Послужила ли тому причиной огромная занятость как руководителя, возраст, а может, неосознанное внутреннее психологическое сопротивление, нежелание перестраиваться на новые идеологические рельсы, - сейчас уже трудно судить. Но, тем не менее, к сочинению музыки Ипполитов-Иванов заметно остыл.

В 1922 году Ипполитова-Иванова был назначен председателем Всероссийского общества писателей и композиторов, был избран почётным председателем Художественного совета штаба военных оркестров Рабоче-крестьянской Красной Армии и флота и почётным членом Петроградского общества пропаганды современной русской музыки. В том же году музыкальная общественность нашей страны отметила 40-летний юбилей его творческой деятельности, тогда же Ипполито-ву-Иванову было присвоено звание Народного артиста России.

В декабре 1924 года М.М. Ипполитов-Иванов и В.М. Зарудная переехали в Тбилиси. Их пребывание в Грузии было кратковременным, однако и в этот раз Ипполитов-Иванов сумел провести ряд важных мероприятий, сыгравших значительную роль в совершенствовании учебно-воспитательной работы молодой Тбилисской консерва-

тории. Преподавание композиции, специальной инструментовки М.М. Ипполитов-Иванов взял на себя, В.М. Зарудная вела в этот период работу на вокальном факультете Тбилисской консерватории.

В 1926 году Ипполитов-Иванов с семьёй возвратились в Москву. В этом году он реализовал свою давнюю мечту - встал за дирижёрский пульт Большого театра, ставшего к тому времени главной столичной музыкальной сценой. Для Большого театра Михаил Михайлович сделал множество фундаментально значимых вещей. В частности, в инструментовке Ипполитова-Иванова впервые в Москве была возобновлена постановка оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В оперу были включены ранее выбрасываемые сцены у собора Василия Блаженного, а также сцены с попугаем (в тереме Бориса). К концу жизни композитор открыл для себя радио как канал популяризации академической музыки, и это дало последний импульс его композиторскому творчеству. Именно для радиозаписи в 1931 году Ипполитов-Иванов завершил и инструментовал неоконченную оперу М.П. Мусоргского «Женитьба».

Помимо музыкального наследия, Ипполитов-Иванов оставил и серию опубликованных научных трудов: «Грузинская народная песня и её современное состояние» (М., 1895), «Учение об аккордах, их построении и разрешении» (М., 1897), «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» (М., 1934), ряд статей по музыкальной теории и педагогике.

Умер композитор 28 января 1935 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

М.М. Ипполитов-Иванов внёс значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры. В своём творчестве он опирался на традиции отечественной музыкальной классики, главным образом, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. Произведения Ипполитова-Иванова жанрово многообразны, просты, мелодически распевны, эмоционально уравновешенны, для них характерны светлые лирические и эпически-повествовательные образы. Музыка композитора доходчива, в ней он часто использует темы русских народных песен и многих других народов, в первую очередь песни и танцы народов Кавказа и Средней Азии.

Творческое наследие М.М. Ипполитова-Ива-нова охватывает почти все основные музыкальные жанры. Им были написаны: 7 опер, в том числе «Руфь», «Ася», «Азра», «Измена», «Оле

из Нордланда» и др.; 5 кантат, в том числе «Памяти А.С. Пушкина» для детского хора в сопровождении фортепиано (1899), «Памяти В.А. Жуковского» для смешанного хора с фортепиано (1902), «Памяти Н.В. Гоголя» для детского хора и партии фортепиано (1909) и др.; симфонические произведения: одна симфония, программные симфонические сюиты, поэмы; камерно-инструментальные пьесы; свыше 100 романсов и песен для голоса с фортепиано; хоровые произведения для разных составов исполнителей, в том числе и для детей; духовно-музыкальные произведения.

В творческом наследии Ипполитова-Иванова одно из центральных мест занимает оркестровая музыка. Композитор написал для оркестра свыше тридцати произведений. Не преследуя цели раскрыть в своих оркестровых композициях большие драматические коллизии, Михаил Михайлович преимущественно использовал не сонатносимфонические циклы, а форму сюиты, которая давала возможность, используя приёмы профессионального музыкального искусства, обогатить народную песенно-танцевальную тематику. Выступая поборником традиций русской классической музыки и, прежде всего, заветов своего учителя Римского-Корсакова, Ипполитов-Иванов стремился в оркестровых сюитах к зарисовке жанрово-характеристических и пейзажных картин, а также к созданию произведений на конкретной сюжетной основе.

М.М. Ипполитов-Иванов уделял большое внимание хоровому творчеству. Им написано много светских хоров, рассчитанных на разные составы исполнителей, несколько кантат, картинки для хора с оркестром. В хоровых произведениях Ипполитова-Иванова присутствуют черты, роднящие их с сочинениями П.И. Чайковского, - большая искренность, глубокая проникновенность музыкального языка, лиризм, ясность гармонического письма. С «кучкистами» его сближает серьёзный подход к фольклору, широкое использование народно-песенной тематики. Большинство хоров Михаила Михайловича - это сочинения лирического плана. Художника привлекали образы тихой природы, мечты о счастье, повествовательные темы. Мелодика его хоров отличается напевностью, задушевностью, глубокой внутренней эмоциональностью, идущей от тесной связи с литературным текстом. Для примера можно привести хоры: «Сосна» (сл. Г. Гейне, перевод М. Лермонтова), «Острою секирой»

(сл. А.К. Толстова), «Лес» (перевод с нем. М. Михайлова), «Ночь» (перевод с нем. М. Михайлова) и т.д. Во всех хорах композитора чувствуется отличное знание вокальных возможностей хоровых партий. Они написаны в удобной тесситуре, вокально выразительны и представляют собой яркие художественные миниатюры. Структура частей в них симметрична, склад строго гармонический. Будучи сторонником понятного, правдивого и выразительного музыкального языка, Ипполитов-Иванов всегда считал, что «в произведении художника должна быть жизнь, чувственная правда. Оно будет тогда понятно и получит право на существование и уважение» [4, с. 145].

М.М. Ипполитов-Иванов написал ряд духовно-музыкальных сочинений. С одной стороны, в своих духовных произведениях Ипполитов-Иванов руководствовался принципами, характерными для всей традиционной русской хоровой композиторской школы, особенно «старой петербургской школы», и творчеством наиболее яркого её представителя - Д.С. Бортнянского. Ясная тони-кальность, TSDT-функциональность, рельефное гармоническое кадансирование, помноженные не на инструментальность, а на специфику вокально-хорового звучания, - таковы приметы «старого» времени, обусловившие индивидуальное развитие стиля в творчестве Ипполитова-Ива-нова. С другой стороны, многие музыковеды совершенно справедливо считают его представителем Новой московской школы церковной музыки. Вдохновлённое Смоленским, это направление было поддержано и продолжено многими блестящими музыкантами, среди которых: А.В. Никольский, А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, Вик. С. Калинников, Н.С. Голованов, С.В. Рахманинов и др.

Основные черты этого направления можно охарактеризовать следующим образом:

а) приложение к церковно-музыкальной композиции приёмов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы. Часто «народное» в преломлении «профессионального» переосмысляется с позиций композиторов-классиков, но также и непосредственно многое заимствуется из фольклора;

б) трактовка древнего роспева не как материала для обработки (точнее - просто гармонизации, что было характерно для предшествующей эпохи), а как музыкальной темы, являющейся основой свободной композиции;

в) раскрепощение фактуры, гармонии, ритма, высвобождение этих компонентов музыкального языка из-под диктата «школьных» норм, поиск новых средств, соответствующих истинному характеру и подлинным формам древнерусского церковного пения;

г) в ряде случаев - возвращение к церковному уставу и предписываемому им соблюдению певческих традиций, вызвавшее, в частности, привнесение в хоровую ткань оригинальных приёмов, например антифонное пение, пение с канонар-хом, с головщиком и т. д.;

д) возникновение блестящей хоровой инструментовки - нового, самобытного национального стиля хорового письма.

Духовно-музыкальным произведениям Иппо-литова-Иванова свойственна чёткость линий, простота, плавность голосоведения. Не были чужды композитору и определённые новации, свежие и не шаблонные гармонии, отводящие духовные сочинения от чисто церковной музыки и придающие им высокохудожественное, слишком светское, по тогдашним меркам, звучание. Светлая, лёгкая, чаще мажорная музыка резко отличает сочинения Ипполитова-Иванова от тоскливо-депрессивных духовных произведений некоторых его современников, что не всегда поддерживалось церковными деятелями, зато, безусловно, и по сей день находит отклик в душах слушателей, в том числе и при их концертном исполнении. Одухотворённо и величественно звучат его крупные формы - «Литургия» и «Всенощная»; молитвенно и красиво - малые формы, отдельные песнопения. С одной стороны, композитор продолжает традиции, сложившиеся у его предшественников, а с другой - намечает и развивает современный подход, утверждающий дело возрождения духовно-национальной культуры.

Для стилистики «Литургии св. Иоанна Златоуста» (ор. 37, 1903 год) характерно музыкальное единство цикла, достигаемое средствами тональной и интонационной драматургии. Развитая система тематических связей, сюжетно-смысловые и поэтические закономерности, возникающие в звучании лейтмотивов «спасительного Боговоп-лощения», «распятия», «второго пришествия», «Царства Божия» и других, способствуют созданию цельного музыкально-литургического действа. Тональная структура «Литургии» организована в соответствии с концепцией четырёхчастного музыкального цикла (начальный, интерме-

дийный, центральный и заключительный разделы). Своеобразие циклической формы «Литургии» в наличии стилистической двойственности. С одной стороны, отчётливо проявилось тяготение автора к традиционным музыкальным приёмам: строчному формообразованию, диатонической гармонии, обиходной фактуре и т.п. С другой - нетрадиционный образ текста, передаваемый мелодико-гармоническими, полифоническими, темброво-фактурными средствами выразительности. Своеобразным итогом этого является концепция циклического синтеза, которая сформировалась ещё на начальном этапе развития композиторского стиля Ипполитова-Иванова.

Второе произведение из серии музыкальнолитургических циклов - «Избранные молитвос-ловия из всенощного бдения» (ор. 43, 1905) -свидетельствует о новом этапе в творчестве Ипполи-това-Иванова. В отличие от «Литургии», демонстрирующей в целом более традиционный, нежели оригинальный подход, песнопения «Избранных песнопений из всенощного бдения», в силу особенностей исторического развития цикла, гораздо ближе примыкают к стилистической концепции Нового направления русской духовной музыки, в частности, стиля А.Д. Кастальского, впервые по-новому осмыслившего этот жанр. В этом цикле драматургически ярко и убедительно представляется звучание традиций партесного пения, хоровых концертов и западноевропейской литургической музыки. В двух циклах «Литургии» и «Избранных молитвословий из всенощного бдения» ясно обозначается стиль композитора, смысл которого не в цитировании или обработке древних песнопений, а в создании музыкально-интонационного образа, близкого русской традиции и характерному звучанию лучших образцов церковной музыки.

Дальнейшее духовно-музыкальное творчество композитора можно охарактеризовать как явление стилистического синтеза разных тенденций, осуществляемого в рамках малых форм, главным образом запричастного пения. Эволюция этого жанра проходила в направлении «диатонизации» стиля, связанной с избранием определённого типа кратких, выразительных литературных текстов, в поэтически-сжатой форме передающих богословское содержание песнопений (степенные псалмы, ирмос, кондак, тропари). Впервые обозначенная в «Двух запричастных стихах» (ор. 29, 1899) ключевой идеей выступает идея контра-

ста и синтеза структур. Главными элементами музыкального языка, отображающими поэтическое содержание, выступают гармония и фактура, контрастно разделяющие композицию цикла на «старое» и «новое», «древнерусское» (псалом 133 «Се ныне благословите Господа») и «современное» (псалом 132 «Се что добро»). Таким образом, разделение двух музыкальных структур явилось и началом их синтеза, творчески искомого и непрерывно осуществляемого композитором в сочинениях на церковные тексты.

Тяготея к цикличности, со свойственной ей общности содержания и композиционно-структурных принципов, Ипполитов-Иванов в 1905 году обратился к сочинению серии псалмов. Он создал «Семь псалмов царя Давида» ор. 41 (псалмы: 45, 61, 63, 86, 99, 124, 147) для хора с аккомпанементом фортепиано или арфы, которые представляют собой неканоническое пение, то есть свободные композиции на богослужебные тексты, которые не мыслятся для исполнения в храме. Романсовая мелодия, арпеджированная фактура, классико-романтическая гармония, метризованная, местами даже пунктирная ритмика -вся эта стилистика ориентирована на исполнение в домашних или концертных условиях. Этот новый тип концертной духовной музыки получил широкое развитие в наше время. Единственным в истории создания русской церковной музыки является «Юбилейный сборник» (ор. 54), который приближается к хоровой сюите. Индивидуальностью этого цикла является концепция исторического, духовного и героического прошлого России (произведение написано к 300-летию Дома Романовых). Своеобразие драматургии «Юбилейного сборника» заключается в «персо-нифицированности» изображений, расположенных в порядке исторической хроники описываемых событий (1612-1613 годы, 1812 год): преподобный Дионисий Радонежский, Богородица, святитель Гермоген, Минин и Пожарский, династия Романовых, народные образы 1812 года. В соответствии с поэтической программой цикла выстроен музыкальный ряд - от песнопений церковных (тропари), через пограничный блок промежуточных жанров (духовный стих и величание), к сочинениям светской хоровой традиции (кантата и гимн-марш).

Таким образом, М.М. Ипполитов-Иванов интерпретировал церковные тексты в разных жанровых «наклонениях»:

1) в богослужебном, предназначенном для исполнения в храме;

2) в небогослужебном, предназначенном для исполнения в духовных концертах.

Выдающийся педагог, дирижёр, этнограф, мудрый управленец, высокообразованный музыкант, всесторонне владеющий техникой композиции, в том числе и вокально-хоровой, он, несомненно, внёс свой значительный вклад в развитие русской классической музыки.

Библиографический список

1. Гуляницая Н. С. М.М. Ипполитов-Иванов -представитель Нового направления // М.М. Ипполитов-Иванов. Духовные произведения для хора (нотное издание). - М., 1999. - С. 5-8.

2. Гущина Е. Э. Духовная музыка М.М. Ипполи-това-Иванова и русская певческая традиция: Дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2008. - С. 282.

3. Гущина Е. Э. Духовная музыка М.М. Иппо-литова-Иванова: «на рубеже... музыкальных миров // Музыковедение. - 2008. - № 6. - С. 22-27.

4. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М., 1934. -С. 145.

5. М.М. Ипполитов-Иванов. Композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель / сост. М.А. Каламзина. - М.: ГМПИ им. М.М. Ипполи-това-Иванова, 1999.

6. Левашёв Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. - М.: Независимый издательский центр ТехноИнфо, 1994. - С. 105.

7. Полякова Н. Мелодии православной старины // Встреча. - 2003. - № 1. - С. 21-23.

8. Подземская Л.П. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. - Тбилиси, 1963. -С. 150.

9. Сергеев Ю. Духовно-музыкальные сочинения Михаила Михайловича Ипполитова-Ивано-ва. Дипломная аннотация / Московская регентско-певческая семинария: сб. материалов. - М., 2000. - С. 310-319.

УДК 371

Булдаков Сергей Константинович

доктор философских наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается социокультурная природа образования, анализируются подходы философии образования к выявлению в содержании образования культурологического и психолого-педагогического дискурсов.

Ключевые слова: образование, воспитание, культура, психическое развитие, педагогическая парадигма, культурная коммуникация.

Сравнительный анализ содержания социально-гуманитарных дисциплин, их стандартов и программ как в России, так и в других странах показывает, что с точки зрения культурно-цивилизационной концепции их состояние можно уподобить докоперниковым представлениям человечества о Вселенной. В начале третьего тысячелетия человечеству предстоит совершить коренной переворот во взглядах на собственную историю и способы межцивилизо-ванного взаимодействия различных культурных систем.

Следует согласиться с утверждениями, что философский анализ образования невозможен без рассмотрения того, что подразумевается под

«философией образования», в соотнесении с такими социальными феноменами, как скажем, «культура», «наука»; «общество» [1, с. 3, 4].

Бесспорно, что философия представляет собой особую форму знания. В ее рамках человек осуществляет аксиологическую рефлексию над самим собой и своим местом в том или ином сообществе и в мире в целом. Духовное освоение мира и его философская интерпретация порождают не только те или иные формы и типы культуры, но и самосознание современной культуры. Образование, органически связанное с культурой, не только воспроизводит те или иные ее элементы, обеспечивая передачу основных ценностей одного поколения к другому, но и обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.