Научная статья на тему 'Хоровое творчество Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова'

Хоровое творчество Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1992
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
М.М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ / ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО / МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Родцевич Анастасия Петровна

В статье проводится краткий обзор хорового творчества композитора М.М. Ипполитова-Иванова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоровое творчество Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА Родцевич А.П.

Родцевич Анастасия Петровна - студент, кафедра народно-инструментального творчества, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье проводится краткий обзор хорового творчества композитора М.М. Ипполитова-Иванова.

Ключевые слова: М.М. Ипполитов-Иванов, хоровое творчество, московская консерватория.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов - выдающийся композитор, дирижёр, педагог и человек своего времени. Он принадлежит к числу композиторов дореволюционного периода, которые энергично и плодотворно продолжали свою работу в годы существования советской власти. Михаил Михайлович является народным артистом СССР, почётным членом Московской, Петербургской, Саратовской, Тифлисской консерваторий, Государственного института музыкальной науки, Государственной Академической хоровой капеллы и Коллектива композиторов. С 1917 по 1922 гг. состоял первым ректором Московской консерватории [6] .

Родился Ипполитов-Иванов 7 ноября 1859 года в городе Гатчине Петербургской губернии. В 1869 году, когда будущему композитору было 10 лет, он с сестрой Марией переезжает в Петербург.

Первоначальное знакомство Михаила Михайловича с музыкой началось с уроков игры на скрипке, которые он брал у дьячка церкви кирасирского полка в Гатчине В.И. Заднепровского. В то же время Ипполитов-Иванов начал петь в хоре любителей церковного пения при Гатчинской дворцовой церкви в качестве единственного сопраниста, где очень быстро научился сольфеджировать и бегло читать ноты с листа. На одном из домашних музыкальных вечеров Михаил Михайлович, обладавший хорошим слухом, пропел с листа партию Антониды в квартете из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, чем привёл в большой восторг известного музыкального деятеля Г.Ф. Львовского, который устроил юное дарование в музыкальные классы при капелле Исакиевского собора. Здесь и начал в 1872 году своё систематическое музыкальное образование Ипполитов-Иванов, а в 1875 году при помощи Азанчевского он был зачислен бесплатным учеником Петербургской консерватории.

В консерватории одним из преподавателей Михаила Михайловича был Н.А. Римский-Корсаков, по классу которого (теория композиции) он в 1882 году и окончил курс. Отсюда известная творческая близость ко всей «Могучей кучке», с представителями которой благодаря своему учителю и познакомился композитор.

Из известных личностей того времени Михаил Михайлович также был знаком с писателями Гаршиным, А. Фетом, А. Толстым, художником И. Репиным, музыкантами А. Рубинштейном, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Лядовым, Лавровским и другими [4].

В 1882 году молодой выпускник консерватории сразу получает место директора Музыкального училища в Тифлисе и дирижёра симфонических собраний Тифлисского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. С 1884 года он также становится дирижером местного оперного театра [5].

В Грузии М. Ипполитов-Иванов реализует себя не только как композитор и дирижёр, но и как музыкальный теоретик и исследователь грузинской народной музыки. К заслугам Михаила Михайловича стоит отнести более активное введение в музыкальную практику исследовательских экспедиций, направленных на изучение народной музыки. Вдохновлённый непривычной экзотической красотой природы Кавказа и местных народных обрядов, М. Ипполитов-Иванов решает не просто продолжить дело записи и обработки фольклора, начатое ещё М. Глинкой и композиторами «Могучей кучки», но и стремится придать ему большую широту, системность и ответственность [5].

В 1893 году по рекомендации Петра Ильича Чайковского М. Ипполитова-Иванова приглашают в Москву на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции Московской консерватории. Из его класса впоследствии выйдут такие композиторы, как Р. Глиэр, С. Василенко, Ю. Сахновский, Л. Николаев и другие. Спустя годы Михаил Михайлович еще несколько раз вернется в Тифлис для решения организационных задач Тифлисской консерватории.

Тем не менее, основная часть дальнейшей жизни композитора связана с Москвой. Здесь он совмещает собственное творчество, преподавание в консерватории и работу в должности дирижёра капеллы Русского хорового общества, которую он занимал в период 1895-1901 гг. Также дирижирует концертами московского отделения ИРМО, частной оперой С. Мамонтова и преподает в Синодальном училище церковного пения.

Композитор оставил достаточно большое творческое наследие. Это серия научных трудов, шесть опер, произведения для камерных ансамблей, симфонического оркестра, инструментов-соло, а также вокальные сочинения, среди которых песни, ансамбли и хоры.

В качестве корней его сочинений можно указать, с одной стороны, на наследие «Могучей кучки», в среде которой он вырос и с членами которой был в дружеских отношениях, а с другой стороны - на П. Чайковского, с которым он был весьма близок по складу своей натуры. От «Новой русской школы» М. Ипполитов-Иванов унаследовал простоту и ясность стиля без погони за внешними эффектами, правильную музыкальную декламацию, отчасти лейт-мотивизм, а также интерес к быту и психологии в музыке. От Чайковского воспринял большую искренность языка, мягкую лиричность музыки с явной склонностью к минору, глубокую задушевность музыкальной речи. Михаил Михайлович не ищет изысканных гармоний, не гонится за технической громоздкостью языка, за внешне-эффектными и художественно неоправданными музыкальными трюками. Также он остался верен своим собственным эстетическим устремлениям: благозвучию и красивой, в песенном духе кантилене.

К периоду 1900-1915 гг. относятся лучшие хоровые произведения М Ипполитова-Иванова, в том числе получившая широкую известность Литургия св. Иоанна Златоуста и другие духовные хоры. Однако к тому, что «светский» композитор пишет для церковной службы, общественность привыкала весьма постепенно. Композитор достаточно смело взялся за канонические тексты и достиг отличных результатов за счет старательной гармонизации и врожденного чувства мелодии. Он умышленно старался сделать некоторые песнопения простыми, доступными для исполнения провинциальными и даже сельскими хорами [3].

Большое внимание обращал Ипполитов-Иванов и на развитие новых видов хорового искусства, прежде всего массовой песни.

Все хоры Михаила Михайловича написаны в европейском четырехголосном складе, без отступления от классических норм. Композитор не делает попыток приблизиться к народному многоголосию, образующемуся из слияния подголосков. Нигде в его сочинениях мы не встретим попытки и инструментальной трактовки голосов. Структура всех хоров М. Ипполитова -Иванова исключительно аккордовая (гармоническая).

Работа с хором вдохновляла композитора на создание хоровых произведений. Некоторые из них написаны им специально с педагогической целью [2]. Это «10 хоров» ор. 16 и «15 детских хоров» ор. 51. Для ученических хоров Ипполитов -Иванов написал также хоры ор. 32, кантаты, посвященные А.С. Пушкину,

H.В. Гоголю, «Гимн труду».

У Михаила Михайловича не было определенного любимого им поэта или поэтического направления: тексты, на которые он создавал свою прекрасную музыку, взяты у тех поэтов, кто был популярен среди композиторов того времени. Делал он это по примеру П. Чайковского, который выбирал текст удобный для музыкального оформления.

Излюбленными темами в его сочинениях были природа, мечты о счастье, созерцательные настроения, любовь без трагизма, реже простые бытовые истории. А любимыми тональностями являлись ля-бемоль мажор и ре-бемоль мажор.

Важное место для М. Ипполитова-Иванова занимал вопрос о психологическом воздействии музыки. Поэтому не случайно всё его творчество пронизано добротой и светом. Композитор считал, что музыка должна вызывать только положительные зрительные ассоциации и эмоции.

Умер Михаил Михайлович в Москве 28 января 1935 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Список литературы

I. Ипполитов-Иванов М.М. Письма. Статьи. Воспоминания. / Сост. Н.Н. Соколов. М.: Сов. Композитор, 1986. 358 с.

2. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях М., 1934. 159 с.

3. Ипполитов-Иванов М.М. Духовные произведения для хора (нотное издание) / Ред.-сост. О.А. Бычков, вступ. статьи Э.Ф. Леонова, Н.С. Гуляницкой. М.: Живоносный Источник, 1999. 136 с.

4. История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 2004. Т. 10Б: 1890-1917 / Под ред. Л.3. Корабельниковой и Е.М. Левашёва. 1071 с.

5. Подземская Л.П. М.М. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. Тбилиси: Заря Востока, 1963. 151 с.

6. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.