Научная статья на тему 'Миграция на Северном Кавказе в постсоветский период и ее влияние на социально-политическую составляющую политического процесса'

Миграция на Северном Кавказе в постсоветский период и ее влияние на социально-политическую составляющую политического процесса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов Ю.Г.

В статье анализируются политические последствия миграционных процессов на Северном Кавказе. Дается прогноз развития этого региона в контексте рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration to the North Caucasus in the post Soviet period and its impact on socio-political dimension of political-process

The paper analyzes the political consequences of migration processes in the North Caucasus. The forecast for this region in the context of the problem.

Текст научной работы на тему «Миграция на Северном Кавказе в постсоветский период и ее влияние на социально-политическую составляющую политического процесса»

Ю.Г. ЕФИМОВ доктор политических наук,

профессор Ставропольского государственного

*

аграрного университета

Миграция на Северном Кавказе в постсоветский период и ее влияние на социально-политическую составляющую политического процесса

Говоря о миграции, необходимо иметь в виду, что миграционные процессы являются одним из наиболее значимых геополитических факторов, влияющих на социально-политическую ситуацию в СевероКавказском регионе. В постсоветский период они стали более интенсивными, породив широкий перечень социальных проблем.

Наличие многочисленных межэтнических конфликтов в приграничных территориях составляет негативный аспект геополитического положения Северо-Кавказского региона. Народы, оказавшиеся в зонах конфликта, еще в 80-е годы начали рассматривать Россию и Северный Кавказ как надежное укрытие. Межэтнические конфликты на территории самого Северного Кавказа усугубляют негативные последствия его геополитического положения, превращая его в район этнической катастрофы.

Северный Кавказ - самый проблемный в миграционном отношении регион страны. В 1990-2000 гг. миграционный прирост населения в Ставропольском крае составил почти 270 тыс. человек, в СевероКавказском регионе превысил 1млн. человек, в целом по России - около 3,5 млн.человек.

Период 1989-2002гг.

Краткая характеристика тенденций изменения этнического состава тех российских регионов, которые ранее входили в состав Северо-

* efimoff68@mail.ru

Кавказского экономического района, показывает, что в этот период они сводились к следующему:

Во всех республиках, за исключением Адыгеи, сокращалась численность русских, украинцев, белорусов (в целом славянского населения), немцев, евреев, в отдельных регионах и армян (например, в Дагестане) - как за счет естественной убыли, так и в результате миграционного оттока. Одновременно отмечался рост коренного населения, главным образом за счет естественного прироста.

В регионах равнинного Предкавказья (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) миграционный прирост славянского населения перекрывал естественную убыль, большинство же других народов увеличивали свою численность как за счет естественного, так и миграционного прироста. Только число немцев и евреев сокращалось за счет обоих источников.

Русское население в равнинном Предкавказье увеличивалось как за счет внешней миграции, так и за счет его выезда из национальных республик. За указанный период, например, в Краснодарском крае общий прирост численности русских превысил прирост армян, грузин и азербайджанцев более чем в 4 раза, а миграционный прирост - в 7,5 раза. В Ставропольском крае общий прирост русских был в 3,5 раза больше, чем трех основных народов Закавказья, а миграционный прирост - в 5,3 раза. Таким образом мы видим, что в последнее десятилетие двадцатого века миграция не привела к существенному нарушению этнического баланса в традиционно русских регионах Северного Кавказа. Гораздо более значительные изменения затронули республики: даже судя по официальным данным, доля русских, например, в Дагестане, сократилась с 9,2% до 5,6%, в Чеченской и Ингушской Республиках русских практически не осталось (по нашей оценке, потери составили не менее 95 % русского населения Чечни).

Важным моментом являлась замкнутость Северного Кавказа как миграционного района. Возникающие в нем миграционные потоки здесь же и абсорбировались. Так, например, из 150 тыс. вынужденных переселенцев из Чечни, состоявших на учете к 1 января 1998 года, 93 тыс. из них были зарегистрированы на Северном Кавказе. Всего из Чечни мигрировало около 350 тысяч. С другой стороны северокавказский регион имеет тесные миграционные связи с государствами Закавказья в силу своего геополитического положения и наличия многочисленных диаспор. Практически весь миграционный поток из закавказских республик, за исключением «разделенных» народов, оседал в русских районах Северного Кавказа.

Миграционные потоки 90-х в сочетании с отмеченными демографическими тенденциями и экономической депрессией сформировали ряд долгосрочных конфликтогенных зон на Северном Кавказе.

Период «сегодняшнего дня» (начиная с 2003 года) Сегодня миграция изменила свой характер. От «стрессовой» миграции, от беженцев и вынужденных переселенцев северокавказский регион перешел к преобладанию экономически обусловленных миграционных потоков. Прежде всего речь идет о трудовой миграции. Фактически, весь Кавказ сегодня четко разделен на две группы -трудодефицитные и трудоизбыточные регионы. К числу первых относятся равнинные регионы (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область), в которых наблюдается относительно быстрый темп экономического развития на фоне отрицательного или балансирующего на нулевой отметке демографического тренда.

Вторую группу составляют большинство национальных республик. Где на фоне экономической депрессии фиксируется быстрый демографический прирост, велика доля молодого населения. Особенно ярко трудоизбыточность проявляется в Дагестане, Чеченской

республике и Ингушетии. В том же Дагестане сегодня в молодежной среде отмечается 80-процентный уровень безработицы. Понятно, что такой дисбаланс неизбежно толкает молодых жителей республик к трудовой миграции.

В целом, для Северного Кавказа стала актуальной проблема этнического разделения, разобщения.

Прогноз обозримой перспективы.

В связи с сохраняющейся социально-политической нестабильностью на Северном Кавказе, с наличием на этих территориях факторов вынужденной стрессовой миграции (экологические и техногенные катастрофы, терроризм и других) возникает угроза национальной безопасности вообще, и безопасности местного сообщества в частности факторов, характеризующих социально-политическое положение региона, а значит оказывающим влияние на его безопасность.

На наш взгляд, в прогнозируемом развитии Кавказа первой из наиболее вероятных угроз станет возможность масштабной сукцессии, то есть замены одних постоянно проживающих на определенной местности народов другими.

Что такое сукцессия на практике - рассмотрим на примере восточных районов Ставропольского края. С крушением Советского союза эти территории оказались в зоне риска как в экономическом смысле, так и в социоэтническом плане - восток Ставрополья граничит сразу с тремя национальными республиками. Которые имеют трудоизбыточный характер демографического развития.

Результатом стало расширение двух параллельных процессов. Во-первых, оттока коренного населения, уезжающего из депрессивных районов в поисках более благополучных экономических условий. Во-вторых, этнически однородной миграции из сопредельных регионов.

Изменение этнического состава районов, произошедшее за десять лет, неизбежно повлекло за собой перемены в экономическом укладе. Переселенцы сумели выдавить коренное население из целых отраслей хозяйства, например из торговли. Кроме того, мигранты начали оказывать существенное влияние на базовую, сельскохозяйственную отрасль экономики. Земли растениеводческих хозяйств, специализировавшихся на выращивании самых разных культур, стали в массовом порядке скупаться или просто захватываться представителями этнических меньшинств. И вместо развитого с точки зрения аграрной науки растениеводства на этих землях расцвело низкоорганизованное отгонное, пастбищное скотоводство. Деградация сельскохозяйственной экономики, отток квалифицированных специалистов, вытесненных «животноводами», многократно усилились.

Таким образом, на территории, которая в советские годы была достаточно благополучной с точки зрения социально-экономического развития, за неполные два десятилетия произошла не только глубокая перемена этнического состава населения, но и коренным образом изменилась экономическая система. Которая сегодня уже сама по себе работает на вытеснение коренного, старожильческого населения.

Мы исследовали проблемы межэтнического взаимодействия в студенческой среде города Ставрополя. И увидели несколько пугающих тенденций. Во-первых, респонденты сообщили о том, что студенчество четко поделено на этнические землячества, отношения между которыми отличаются высоким уровнем агрессии. Во-вторых, был зафиксирован высокий уровень латентного насилия на этнической основе.

То есть, проецируя ситуацию на общество в целом, мы должны будем признать, что объективные процессы миграции, этносоциальных перемен вызывают бурные проявления этнической нетерпимости. Расширяя уровень проекции на весь Северный Кавказ, мы увидим, что аналогичные проблемы есть и в других регионах - прежде всего в

Краснодарском крае, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках, Дагестане.

К сожалению, со стороны власти адекватного реагирования на проблему межэтнических противоречий нет. Органы власти регионального и муниципального уровня предпочитают пассивную реакцию, отзываясь лишь на уже произошедшие вспышки насилия.

При этом общество не имеет адекватных, легальных механизмов организации общественного диалога по этническим проблемам. Структуры гражданского общества не развиты, площадок, где такой диалог мог бы вестись цивилизованно, так же практически нет.

То есть получается, что и общество и власть фактически не готовы адекватно воспринимать и отвечать на нынешний вызов времени. И в этом, на наш взгляд, вторая крупная угроза будущему Северного Кавказа.

Третья угроза связана с проблемами, заложенными еще при становлении советской власти, в том числе национально-территориальном делении на Северном Кавказе - это касается существования двунациональных республик, проблемы разделенных народов. В постсоветский период урегулировать ситуацию так и не удалось. По-прежнему в тлеющей стадии находится целый ряд межэтнических конфликтов, связанных с перераспределением земли или собственности между ссыльными народами и теми, кого в сталинские годы заселяли на место репрессированных.

Более того, процессы вымывания славянского населения из национальных республик привели к закономерному обострению этих конфликтов. Славяне, в том числе казаки, были на протяжении десятилетий естественным буфером между сторонами потенциального конфликта. С их уходом вероятность эскалации насилия, перехода существующих противоречий в стадию открытого противостояния начала возрастать.

Последние действия власти, связанные с выделением семи регионов Северного Кавказа в отдельный федеральный округ, только сыграли на обострение существующих противоречий. По сути, в отдельное федеральное образование выделены все национальные республики, к которым добавлен один регион с преобладающим русскоязычным населением - Ставропольский край. Но совокупного этнического «веса» славянского населения Ставрополья уже сегодня не хватает для того, чтобы уравновесить ситуацию. А если учесть, что включение в состав нового округа вызвало распространение в среде русскоязычного населения эмигрантских настроений, то получается, что процесс оттока русских теперь получил новый мощный импульс. Что в свою очередь неизбежно станет фактором дестабилизации на почве этнических противоречий.

Ефимов Ю.Г. Миграция на Северном Кавказе в постсоветский период и ее влияние на социально-политическую составляющую политического процесса.

В статье анализируются политические последствия миграционных процессов на Северном Кавказе. Дается прогноз развития этого региона в контексте рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: Миграция, политический процесс, Северный Кавказ.

Efimov Y. Migration to the North Caucasus in the post Soviet period and its impact on socio-political dimension of political-process. The paper analyzes the political consequences of migration processes in the North Caucasus. The forecast for this region in the context of the problem.

Key words: Migration, the political process, the North Caucasus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.