Научная статья на тему 'Миграция и организованная преступность в сфере теневой экономики'

Миграция и организованная преступность в сфере теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / MIGRANTS / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ILLEGAL MIGRATION / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC CRIME / ПРЕСТУПНОСТЬ МИГРАНТОВ / CRIME OF MIGRANTS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC SECURITY OF THE STATE / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF ECONOMIC CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абезгильдин Руслан Ринатович

Рассматриваются особенности противодействия незаконной миграции и организованной преступной деятельности этнических групп на территории Российской Федерации в сфере экономики. Анализируются вопросы негативного влияния этнических организованных преступных групп (ОПГ) из числа мигрантов на экономическую безопасность государства. Предложенкомплексмерпопредупреждениюэкономическойпреступностииностранныхграждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AND ORGANISED CRIME IN THE SPHERE OF THE SHADOW ECONOMY

Peculiarities of counteraction to illegal migration and organized crime ethnic groups on the territory of the Russian Federation in the sphere of economy.Analyzes the issues of the negative impact of ethnic organized crime groups with a migrant background on the economic security of the state. Particular emphasis is placed on fundamental measures for the prevention of economic crime foreign citizens

Текст научной работы на тему «Миграция и организованная преступность в сфере теневой экономики»

УДК 325.11

МИГРАЦИЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Абезгильдин Руслан Ринатович

Аспирант кафедры политологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: arr1989@yandex.ru

Рассматриваются особенности противодействия незаконной миграции и организованной преступной деятельности этнических групп на территории Российской Федерации в сфере экономики. Анализируются вопросы негативного влияния этнических организованньх преступных групп (ОПГ) из числа мигрантов на экономическую безопасность государства. Предложен комплекс мер по предупреждению экономической преступности иностранных граждан

Ключевые слова: мигранты; незаконная миграция; организованная преступность; экономическая преступность; преступность мигрантов; экономическая безопасность государства; предупреждение экономической преступности

MIGRATION AND ORGANISED CRIME IN THE SHADOW ECONOMY

Abezgildin Ruslan R.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-West Institute, Department of Political Science, Post-Graduate Student, e-mail: arr1989@yandex.ru

The article deals with the features of combating illegal migration and organized crime of ethnic groups on the territory of the Russian Federation in the sphere of economy. It analyzes the issues of the negative impact of the ethnic organized crime groups (OPG) of the number of migrants onto the economic security of the state. It proposes the complex of measures for the prevention of economic crime of foreign nationals

Keywords: migrants; illegal migration; organized crime; economic crime; crime of migrants; economic security of the state; the prevention of economic crime

СЛ У

О ь о

3=1 er Х

У Л

сг Х

Для цитирования: Абезгильдин Р.Р. Миграция и организованная преступность в сфере теневой экономики // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2016. № 1 (57). С. 129-133.

Миграция в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья носит масштабный характер. Несмотря на то, что официальное число въехавших в страну иностранных граждан ежегодно снижается, показатель въехавших иностранцев в разы превышает показатель выехавших из страны. Значительную часть миграционного потока составляют лица без образования (даже начального) и рабочей специальности, имеющие крайне низкий уровень квалификации. Мигранты прибывают из стран, где сохраняется очень сложная общественно-экономическая и политическая обстановка [1, с. 79-86].

Российский юрист и государственный деятель Т.Я. Хабриева справедливо считает, что для каждой страны характерна «индивидуальная, специфическая, строго определенная» правовая модель, направляющая процесс миграции в соответствующее «правовое русло», на обеспечение целостности, гуманности, цивилизованности миграционных потоков. В сфере миграционной политики Россия не может

ограничиться отдельными правовыми актами. Для нашей страны жизненно необходима целостная современная инновационная правовая модель, что обусловлено: 1) «гигантскими» размерами страны (седьмая часть суши) и крайне малой плотностью населения (в среднем 7-8 человек на 1 кв.км) при одновременно практически безлюдных сотнях тысяч квадратных километров земли (Сибирь, Дальний Восток и другие); 2) нерациональным размещением населения страны на территории РФ; 3) старением населения, увеличением лиц пенсионного возраста, инвалидов; 4) общим недостатком трудовых ресурсов, несмотря на их «переизбыток» в некоторых регионах, например, на Северном Кавказе, молодых лиц трудоспособного возраста; 5) массовым характером миграции в Россию (легальным и нелегальным); 6) высокой коррумпированностью институтов государственной власти [2, с. 3-12].

В настоящее время эксперты констатируют факт противоречивости существующей правовой базы в сфере миграции, «размытости»

большинства положений. Отсутствует единая система федеральных, региональных, муниципальных правовых актов и норм, не выработаны организационные способы, регулирующие потоки переселенцев в Россию. По-прежнему вызывает недоумение, что в Конституции РФ ничего не сказано о миграции. Большинство актов действуют с многочисленными поправками, что «лишает законодательство стабильности, снижает привлекательность миграции в России... Неуверенность в прочности правового регулирования уменьшает желание потенциальных мигрантов включиться в этот процесс» [2, с. 8].

Утвержденная в 2012 году Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года характеризуется неполнотой, отсутствием системности. Многие важные вопросы практической направленности - за пределами правового поля. Не нашел отражения и метод селективной политики в сфере миграции, когда органы государственной власти определяют категории желательных и нежелательных мигрантов, не продуман вопрос о материальной помощи и денежных выплатах трудовым мигрантам, готовым обосноваться в малонаселенных районах Российской Федерации.

Пробелы в миграционной политике; недостаточная эффективность миграционного контроля; существенные «пробелы» в организации деятельности различных министерств и ведомств, занимающихся вопросами миграции; высокая коррупциогенность правоохранительных органов; недостаточный уровень правовой культуры мигрантов; безусловная мягкость санкций за совершение миграционных правонарушений - все это следует рассматривать в качестве основных причин экономической преступности мигрантов, преступности, которая давно приобрела организованный характер и представляет реальную угрозу экономической безопасности страны.

Некоторые отечественные авторы отождествляют экономическую безопасность с таким состоянием экономики и органов государственной власти, при котором обеспечивается защита национальных интересов, осуществляется социально ориентированное развитие страны, а оборонный потенциал служит надежной защитой при различных неблагоприятных

внутренних и внешних условиях развития событий [3, с. 240-243; 4, с. 98-105].

Анализ, проведенный исследователями И.К. Сиденко и А.Г. Сиденко, подтверждает обоснованность актуальных угроз для различных составляющих экономической безопасности, создаваемых как миграцией в целом, так и в зависящей от специфики определенных миграционных потоков. В частности, авторы выделяют следующие наиболее значимые экономические угрозы, создаваемые миграцией: а) чрезмерная концентрация мигрантов в пределах ограниченной территории может привести к обострению межнациональных отношений, росту безработицы, истощению ресурсов; б) в период кризиса значительные потоки мигрантов приводят к обесцениванию рабочей силы и способствуют маргинализации местного населения; в) в условиях слабой организации институтов власти и недостаточного контроля мигранты создают угрозу дальнейшей криминализации российской экономики; д) межгосударственная миграция сопровождается неконтролируемым вывозом валютных средств из России; е) вследствие незаконной миграции причиняется значительный экономический ущерб (оценить его сложно) в виде неуплаты налогов; ж) увеличение числа мигрантов нередко сопровождается нерациональным использованием квалифицированного потенциала населения Российской Федерации [5, с. 129-135].

Согласно психологическому закону Дж. М. Кейнса существуют и «классические» причины роста теневой экономики, к которым следует отнести деструктивное влияние экономического кризиса, «обвал» на рынке труда, «всплески» малого полулегального предпринимательства, массовая миграция из стран третьего мира. Американский ученый рекомендовал рассматривать именно поселения мигрантов как потенциальные анклавы теневой экономики, коррупции, теневых отношений [6].

Не вызывает сомнений точка зрения В.В. Колесникова, утверждающего, что изучение явлений, обусловленных различными сложными «переплетениями», взаимосвязями между организованной и экономической преступностью, криминализацией экономической системы и иными феноменами политико-правовой реальности, выходит на все более интегрированный уровень. При этом предметом криминологического анализа становится криминальная

экономика как определенное системное образование [7, с. 287-308]. По мнению автора, криминализацию экономических отношений целесообразно рассматривать в качестве процесса, который характеризуется вытеснением легальных (легитимных) финансово-экономических отношений их криминальными разновидностями («антиподами»), то есть наблюдается расширение криминального бизнеса, распространение преступлений и правонарушений в экономике страны. Криминализация экономических отношений выступает как более частное понятие, по сравнению с понятием криминализациг экономики. Криминализация экономики - это системное поражение финансово-экономического сектора в целом, с «охватом» общественно-экономических отношений, стадий воспроизводства, уровня хозяйствующих субъектов, характера и направленности деятельности в области предпринимательства [8, с. 102-121].

Процессы формирования занятости и трудоустройства работников (особенно мигрантов) в криминальных и полукриминальных структурах нельзя сравнивать с тем, как это происходит в официальной экономике. В преступных бизнес-сообществах не действуют Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, трудовое законодательство, а подменить их «пытаются» иные принципы, «договоренности» лидеров преступного мира. Применяется жесткий внутренний распорядок, основанный на крайней степени эксплуатации, физическом насилии и полном бесправии наемных работников [8, с. 116].

Как правило, в нашу страну мигранты прибывают легально и ими движет стремление устроиться на работу, помочь семье, а в ряде случаев - ассимилироваться, получить российское гражданство. Однако, по данным экспертов, до 5 млн иностранных работников начинают «трудиться» без официального разрешения, получая заработную плату «в конвертах» и, соответственно, не платя налоги. Около миллиона человек занимается криминальным бизнесом, часть из них являются членами организованных этнических преступных групп [9, с. 12; 10, с. 29-32].

Известны случаи, когда жители азиатских стран, Закавказья, Африки с различными целями незаконно пересекают государственную границу, а в дальнейшем либо пытаются нелегально

проникнуть в страны Европейского Союза, либо «вливаются» в криминальные структуры из числа соотечественников, приехавших в Россию значительно раньше. Неслучайно ввиду этой проблемы в августе 2012 года в структуре уголовного розыска столичной полиции были созданы подразделения по раскрытию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. Следует отметить, что аналогичное подразделение уже долгие годы существует в структуре ФСБ РФ.

Организованные преступные группы (ОПГ) из числа мигрантов еще в конце 80-х годов ХХ века «поделили» территорию страны на сферы своего влияния. Группы, банды, сообщества отличаются чрезвычайным разнообразием по форме, структуре, численному составу, направленности криминальной деятельности (преступной специализации), наличием коррупционных связей. ОПГ характеризуются высокой приспособляемостью, жизнестойкостью, нередко пользуются поддержкой влиятельных членов национальных диаспор в России, а также криминальных лидеров, бизнесменов, должностных лиц, постоянно проживающих в тех странах, откуда прибыли мигранты.

Многочисленные криминологические исследования в сфере международной экономической преступности, проведенные в середине 90-х годов позволили выявить интернационализацию мафиозных кланов, а также существование большого количества ОПГ, преступных сообществ, которые выделялись на основе этнических, культурных, родственных и исторических связей [11, с. 323; 12, с. 9; 13, с. 125-176].

Пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» гласит: судам следует иметь в виду, что преступное сообщество (преступная организация) может осуществлять свою преступную деятельность либо в форме структурированной организованной группы, либо в форме объединения организованных групп, действующих под единым руководством. При этом закон не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями «преступное сообщество» и «преступная организация» [14].

Под структурированной организованной группой данный Пленум рекомендует

рассматривать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев, иных объединений), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий. Структурированной организованной группе, кроме единого руководства, присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации) [14].

По состоянию на начало марта 2016 года в следственных изоляторах Москвы содержалось более чем на 30,3 % сверх «официально допустимых норм и лимитов» задержанных. По данным Генпрокуратуры, практически во всех крупных городах Российской Федерации наблюдается тенденция, связанная с устойчивым увеличением числа мигрантов среди лиц, содержащихся под стражей. Каждый третий «обитатель» СИЗО Москвы и Московской области - выходец из ближнего или дальнего зарубежья. В основном это лица, совершившие корыстные и корыстно-насильственные преступления. Члены этнических ОПГ среди них практически не встречаются [15; 16, с. 7]. В 2015 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4 % больше, чем в январе-декабре 2014 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 40,3 тыс. преступлений (+4,9 %), их удельный вес составил 86,9 %. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 17,5 % и составило 16,5 тыс. преступлений [17].

Известный отечественный криминолог П.Н. Кобец считает, что серьезную обеспокоенность вызывает у криминологов факт маргинализации детей и подростков из семей мигрантов, часть из которых вполне обоснованно следует рассматривать как резерв общеуголовной преступности [18, с. 226-230].

Среди указанной категории лиц высокий уровень заболеваемости туберкулезом и сифилисом [19; 20]. Условно говоря, дети «расплачиваются» за бедность и низкий социальный

статус родителей. Они стремятся повысить качество жизни, однако их ориентиры нередко бывают направлены на культивирование бездуховности, стяжательства [21, с. 66-72; 22] и, самое главное, ценностные установки противоречат национальным историческим корням.

По мнению И.Л. Хромова, структурная характеристика преступности мигрантов обычно не совпадает со структурой аналогичных преступлений, совершаемых россиянами, так как она намного сложнее и в качестве самостоятельного элемента включает в себя факультативные составляющие, определяющие специфику поведения и способы совершения преступлений. Следует также упомянуть крайне жесткую дисциплину, «полную закрытость» внутренней структуры ОПГ и, как правило, транснациональный характер [23, с. 219-223; 24, с. 73].

Большинство членов ОПГ после приезда в Россию длительное время находились в категории отвергнутых населением (испытывали дискриминацию при трудоустройстве, а дети -при приеме в школы и детские дошкольные учреждения). Следствие этих психологических факторов - отсутствие возможности занять достойное место в чужой стране, среди лиц другой культуры, иной национальности и использовать свой потенциал, что привело к трудностям, связанным с удовлетворением важнейших личностных потребностей в социальном признании и самореализации. Поэтому, вероятно, выход из условий социальной изоляции и экзистенциального вакуума рассматривался и продолжает рассматриваться определенным числом мигрантов как криминальная активность (прежде всего, в сфере экономических отношений на разных уровнях). Организованная экономическая преступность мигрантов значительно усиливается, когда внутренние и внешние политические силы пытаются разрушить или переподчинить своим интересам экономические основы государства, занять доминирующее положение в идеологической сфере, при помощи средств массовых коммуникаций манипулировать общественным сознанием.

Описываемые нами негативные процессы происходят в условиях несформировавшихся институтов гражданского общества и становления достаточно противоречивых рыночных отношений, в условиях нестабильной социально-политической системы, нарастающего социально-экономического кризиса. «Кроме

того, в настоящее время наметилась тенденция к легализации капитала, нажитого преступным путем, сращиванию нелегального бизнеса с государственными структурами. Все это свидетельствует о необходимости организации продуманной, планомерной, основанной на глубоком и всестороннем анализе причин теневой экономики.» [25, с. 113-120].

В заключение, рассматривая проблему предупреждения организованной преступности мигрантов в сфере экономической деятельности, следует обратить внимание на следующие вопросы.

Необходимо продолжить формирование политико-правовой российской миграционной модели с учетом реализации целей и задач, предусмотренных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Чрезвычайно важно скорейшее принятие Миграционного кодекса, который бы обобщил практику отечественного миграционного законодательства. Однако на подготовительном этапе очень важно провести ревизию нормативной и правовой базы в сфере миграции, устранить неточности и «неоднозначности» в действующем законодательстве, ликвидировать многочисленные отсылочные нормы действующих законов.

Следует создать качественно новые условия для трудовой миграции, которая бы оперативно корректировалась (регулировалась) властными структурами и соответствовала государственным интересам. Целесообразно стимулировать деятельность успешных общественных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства, адаптации мигрантов, налаживанию межнациональных отношений.

Экономическую преступность мигрантов следует рассматривать как совокупность умышленных преступлений, негативно влияющих на общественные отношения в сфере экономики, разрушающих её полноценное, «нормальное» функционирование, а также причиняющих вред или создающих угрозу законным интересам граждан, общества, экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности, ее состояние свидетельствует о способности национальной экономики эффективно поддерживать жизнедеятельность государства, обеспечивать удовлетворение общественных

потребностей, военную, техническую независимость страны. С целью обеспечения высокого уровня экономической безопасности органам власти необходимо осуществлять грамотную, научно обоснованную миграционную политику, поскольку влияние миграционных потоков нельзя рассматривать однозначно. Мигранты могут как создавать угрозы различным отраслям экономики, так и положительно влиять на социально-экономическое развитие страны, в том числе уровень экономической безопасности.

Опыт практической деятельности сотрудников правоохранительных органов свидетельствует о том, что значительный процент преступлений в сфере экономической деятельности совершается организованными группами лиц, которые связаны между собой этнической или культурной принадлежностью, что проявляется как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Национально-психологические особенности преступников могут и должны учитываться при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, выработке действенных мер, направленных на профилактику организованной преступности, а также профилактику криминальной активности мигрантов.

Библиографический список:

1. Кобец П.М. Характерные особенности криминальной иммиграции в России в начале второго десятилетия XXI столетия // Юридическая наука. 2014. № 1. С. 79-86.

2. Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 3-12.

3. Афонасова М.А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 240-243.

4. Гоголева Е.Н. Экономическая безопасность как социальный феномен: состояние и проблемы обеспечения в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 98-105.

5. Сиденко И.К., Сиденко А.Г. Влияние миграционных потов на экономическую безопасность государства // Вестник СПб ун-та МВД России. 2010. № 2. С. 129-135.

6. Теория Дж. М. Кейнса. URL: http://www.grandars.ru (дата обращения: 02.03.2016).

7. Колесников В.В. Экономическое развитие и преступность // Современные проблемы и стратегии борьбы с преступностью / науч. ред. В.Н. Бурлаков, Б.В. Вол-женкин. СПб.: Издательский Дом С.-Петер. гос. унта, Изд-во юрид. факультета СПб гос. ун-та, 2005. С. 267-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.