Научная статья на тему 'Организованная преступность современной Европы: состояние и тенденции развития'

Организованная преступность современной Европы: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1350
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МИГРАНТЫ / THE EUROPEAN UNION / INTEGRATION / ORGANIZED CRIME / MIGRANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров С. В., Креховец А. В.

Одним из самых значимых негативных последствий экономико-политического сближения отдельных государств является усиление криминогенного потенциала организованных преступных групп. Главной предпосылкой, влекущей негативные изменения криминогенной обстановки, является несовершенная миграционная политика, реализуемая на территории Евросоюза, дефекты которой культивируют совершение «новыми европейцами» противоправных, в том числе уголовно-наказуемых, деяний. Состоятельность изложенной позиции подтверждается тем, что только в первой половине 2017 года зафиксировано три случая совершенных мигрантами террористических атак в Великобритании, нападение на полицейских во Франции, а также наезд на пешеходов в Швеции, который впоследствии также был признан террористическим актом. В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы влияния интеграционных процессов, происходящих на территории современной Европы, на состояние преступности. На основе статистических данных и результатов эмпирических исследований, публикуемых в международных отчетах, устанавливаются наиболее уязвимые сферы общественных отношений, более других подвергающиеся воздействию преступных группировок на территории Европейского Союза. Определяется структура организованной преступности на территории Европейского Союза, тенденции ее развития, основные формы проявления (киберпреступность, посягательство на отношения собственности, контрабанда мигрантов, торговля детьми, мошенничество в финансовой сфере, незаконный оборот наркотических средств), а также возможные меры снижения криминального потенциала составляющих ее отдельных группировок. Исследуется подход Евросоюза к формулированию и содержательному толкованию дефиниции «организованной преступной группы», анализируются ее признаки. В результате рассмотрения национального законодательства отдельных европейских стран и нормативно-правовых актов, подготовленных специальными коллегиальными органами Евросоюза, выявляются приоритетные направления в сфере борьбы с организованной преступностью, а также рекомендации по противодействию данному негативному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZED CRIME IN MODERN EUROPE: THE STATE AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

One of the most significant negative consequences of the economic and political rapprochement of individual states is the strengthening of the criminal potential of organized criminal groups. The main prerequisite for negative changes in the criminal situation is an imperfect migration policy implemented on the territory of the European Union, the defects of which cultivate the commission of «unlawful, including criminal punishments, by «new Europeans». The validity of this position is confirmed by the fact that only in the first half of 2017 there were three cases of terrorist attacks in the UK, an attack on police in France, as well as an attack on pedestrians in Sweden, which was later also recognized as a terrorist act committed by migrants.The impact of integration processes occurring in the territory of modern Europe on the state of crime are examined in this article. The most vulnerable areas of public relations are being identified, most exposed to the influence of criminal groups in the territory of the European Union. The structure of organized crime in the territory of the European Union is defined, the trends of its development, the main forms of manifestation (cybercrime, encroachment on property relations, smuggling of migrants, trafficking in children, financial fraud, illicit trafficking in narcotic drugs), as well as possible measures to reduce the criminal potential of its components individual groupings. The approach of the European Union to the formulation and meaningful interpretation of the definition of an «organized criminal group» is investigated, its signs are analyzed. As a result of consideration of both the national legislation of certain European countries and the normative and legal acts prepared by the special collegiate bodies of the European Union, priority areas in the field of combating organized crime are identified, as well as recommendations for countering this negative phenomenon.

Текст научной работы на тему «Организованная преступность современной Европы: состояние и тенденции развития»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ORGANIZED CRIME IN MODERN EUROPE: THE STATE AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

УДК 343.3/.7

С.В. ПЕТРОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) [email protected]

SERGEI V. PETROV,

candidate of law, associate professor

(Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Nizhniy Novgorod)

А.В. КРЕХОВЕЦ,

кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) [email protected]

ALEKSANDRA V. KREKHOVETS,

candidate of law (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Nizhniy Novgorod)

Аннотация: одним из самых значимых негативных последствий экономико-политического сближения отдельных государств является усиление криминогенного потенциала организованных преступных групп. Главной предпосылкой, влекущей негативные изменения криминогенной обстановки, является несовершенная миграционная политика, реализуемая на территории Евросоюза, дефекты которой культивируют совершение «новыми европейцами» противоправных, в том числе уголовно-наказуемых, деяний. Состоятельность изложенной позиции подтверждается тем, что только в первой половине 2017 года зафиксировано три случая совершенных мигрантами террористических атак в Великобритании, нападение на полицейских во Франции, а также наезд на пешеходов в Швеции, который впоследствии также был признан террористическим актом. В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы влияния интеграционных процессов, происходящих на территории современной Европы, на состояние преступности. На основе статистических данных и результатов эмпирических исследований, публикуемых в международных отчетах, устанавливаются наиболее уязвимые сферы общественных отношений, более других подвергающиеся воздействию преступных группировок на территории Европейского Союза. Определяется структура организованной преступности на территории Европейского Союза, тенденции ее развития, основные формы проявления (киберпреступность, посягательство на отношения собственности, контрабанда мигрантов, торговля детьми, мошенничество в финансовой сфере, незаконный оборот наркотических средств), а также возможные меры снижения криминального потенциала составляющих ее отдельных группировок. Исследуется подход Евросоюза к формулированию и содержательному толкованию дефиниции «организованной преступной группы», анализируются ее признаки. В результате рассмотрения национального законодательства отдельных европейских стран и нормативно-правовых актов, подготовленных специальными коллегиальными органами Евросоюза, выявляются приоритетные направления в сфере борьбы с организованной преступностью, а также рекомендации по противодействию данному негативному явлению.

Ключевые слова: Европейский Союз, интеграция, организованная преступность, мигранты.

Abstract: one of the most significant negative consequences of the economic and political rapprochement of individual states is the strengthening of the criminal potential of organized criminal groups. The main prerequisite for negative changes in the criminal situation is an imperfect migration policy implemented on the territory of the European Union, the defects of which cultivate the commission of «unlawful, including criminal punishments, by «new Europeans». The validity of this position is confirmed by the fact that only in the first half of 2017 there were three cases of terrorist attacks in the UK, an attack on police in France, as well as an attack on pedestrians in Sweden, which was later also recognized as a terrorist act committed by migrants.The impact of integration processes occurring in the territory of modern Europe on the state of crime are examined in this article. The most vulnerable areas of public relations are being identified, most exposed to the influence of criminal groups in the territory of the European Union. The structure of organized crime in the territory of the European Union is defined, the trends of its development, the main forms of manifestation (cybercrime, encroachment on property relations, smuggling of migrants, trafficking in children, financial fraud, illicit trafficking in narcotic drugs), as well as possible measures to reduce the criminal potential of its components individual groupings. The approach of the European Union to the formulation and meaningful interpretation of the definition of an «organized criminal group» is investigated, its signs are analyzed. As a result of consideration of both the national legislation of certain European countries and the normative and legal acts prepared by the special collegiate bodies of the European Union, priority areas in the field of combating organized crime are identified, as well as recommendations for countering this negative phenomenon.

Keywords: the European Union, integration, organized crime, migrants.

Происходящие в современном мире процессы глобализации являются закономерным развитием событий, которые всегда протекают в русле оптимизации социально-экономических и политических взаимоотношений самостоятельных субъектов международного права. Однако, несмотря на очевидные блага, которые предоставляют интеграционные процессы, определяемые не только экономической составляющей, но и выраженные в наращивании нематериальных связей, обмене положительного опыта в социально-культурной сфере и общественной жизни, интеграция влечет и серьезные риски для общества, безопасность которого требует своевременного и адекватного реагирования на них.

Одним из самых значимых негативных последствий экономико-политического сближения отдельных государств является усиление криминогенного потенциала организованных преступных групп. Интеграция отдельных стран в межгосударственные конгломераты не только обусловила распространение этнической преступности, но и стала главным фактором, культивирующим сращивание криминальных структур в транснациональные преступные сообщества. Типичным примером, подтверждающим изложенную позицию, являются количественные и качественные изменения преступности на территории Европейского Союза.

Европейский Союз (далее - ЕС) является уникальным экономическим и политическим партнерством, включающим 28 государств. ЕС был создан в 1958 году как Европейское Экономическое Сообщество с целью развития экономического сотрудничества между шестью его

участниками. Со временем состав ЕС заметно расширился, как и его функции: от исключительно экономических до политических, социально-демографических и др. Вопросы обеспечения внутренней безопасности на этапе становления ЕС не были в числе приоритетных задач и целей его создания. Однако в настоящее время именно вопросы обеспечения коллективной безопасности приобретают ключевое значение для стран - участниц Евросоюза.

Как было указано выше, интеграционные процессы объективно влекут изменения показателей преступности, и ЕС в этом смысле не стал исключением. Причем негативные тенденции характеризуют как количественные, так и качественные показатели. В частности, наблюдается положительная динамика регистрируемых преступлений, совершаемых мигрантами. На фоне увеличения количества криминальных посягательств негативные изменения характеризуют и структуру преступности, что выражено в увеличении в общей совокупности противоправных деяний: преступлений против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности, а также иных значимых объектов уголовно-правовой охраны.

Главной предпосылкой, влекущей негативные изменения криминогенной обстановки, является несовершенная миграционная политика, реализуемая на территории Евросоюза, дефекты которой культивируют совершение «новыми европейцами» противоправных, в том числе уголовно-наказуемых деяний.

Состоятельность изложенной позиции подтверждается тем, что только в первой половине

2017 года зафиксировано три случая совершенных мигрантами террористических атак в Великобритании, нападение на полицейских во Франции, а также наезд на пешеходов в Швеции, который впоследствии также был признан террористическим актом.

Особую тревогу вызывает тот факт, что увеличивается количество преступных формирований, обладающих организованной структурой, что значительно усиливает степень их общественной опасности.

По данным отчета Европола «The ЕU Serious and Organized Crime» в настоящее время следственные действия осуществляются в отношении более 5000 организованных криминальных формирований, 60 % участников которых, являясь гражданами Евросоюза, представляют более 180 национальностей. 76 % учтенных организованных преступных групп состоят из шести и более членов, а 24 % включают в свой состав пять и более участников. Семь из десяти организованных преступных структур действуют на территории более трех стран, а половина характеризуется вариативностью преступной деятельности, выраженной в совершении посягательств на различные объекты уголовно-правовой охраны. Детальный анализ структурной трансформации преступности на территории Евросоюза позволяет выделить блок общественных отношений, который является наиболее уязвимым и чаще других подвержен влиянию организованного криминалитета.

Самыми распространенными формами проявлениями организованной преступности на территории Европейского Союза Европол называет киберпреступность, посягательства на отношения собственности, контрабанду мигрантов, торговлю детьми, мошенничество в финансовой сфере и др. [1]. Лидирующие позиции на протяжении уже довольно длительного времени занимает преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков. Основными пунктами транзита являются Западная Африка и Западные Балканы. Масштабный импорт наркотических средств в Европейский Союз из Колумбии в свое время явился причиной создания производственных баз в Испании и Португалии.

Сращивание организованных преступных группировок в транснациональные сообщества требует адекватных совместных действий стран - участниц Евросоюза, которые, по мнению авторов, в первую очередь должны быть направлены на оптимизацию правового инструментария посредством выработки единого подхода к вопросам определения преступности и наказуемости деяний, совершаемых организованными преступными группами. Однако до настоящего времени

значимых результатов в этом направлении не достигнуто, и в разных странах по-разному реализуются меры по противодействию деятельности наиболее развитым преступным формированиям. Например, в Италии, традиционно являющейся центром мафиозной преступности, был выработан и принят специализированный кодекс (Codico Unico Antimafia), вступивший в силу 6 сентября

2011 года. Тогда как, например, Дания и Швеция, также имеющие высокие статистические показатели по количеству преступлений, совершенных организованными группами, какой-либо специальной законодательной базы не имеют [2].

Однако работа по координации совместных усилий стран - членов ЕС по нивелированию угроз, обусловленных организованной преступностью, активно ведется. Например, начиная с

2012 года, Европол поддерживает проект, возглавляемый Германией, по укреплению трансграничного сотрудничества в борьбе с мобильными организованными преступными группами Северобалтийского региона, включая русскоговорящие организованные преступные группы. В результате реализации указанного проекта уже ликвидировано более 100 организованных преступных групп, общий ущерб от деятельности которых оценивается более чем в 65 миллионов евро, и выдано 575 ордеров на арест виновных лиц [3].

В марте 2012 года Европейским Парламентом была создана специальная Комиссия по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и отмыванием денежных средств (Special Committee on Organized Crime, Corruption, and Money Laundering (COCCML)), основной целью которой являлась разработка рекомендаций по борьбе с организованной преступностью во всех странах Европейского Союза. Учитывая то обстоятельство, что главным условием надлежащего качества технико-юридического конструирования любого нормативного акта является его терминологическое совершенство, работа Комиссии в первую очередь была направлена на выработку единого подхода к формулированию и содержательному толкованию юридически значимых дефиниций. В частности, в рабочем документе, принятом 1 октября 2012 года, было сформулировано определение «организованной преступной группы», которая до этого момента по-разному трактовалась в рамках национальных законодательных актов, что влекло отсутствие единой правоприменительной практики. При формулировании рассматриваемого определения Комиссия взяла за основу определение, содержащееся в «Конвенции против транснациональной организованной преступности», которая как организованную преступную группу определяет «группу, состоя-

щую из трех или более человек, существующую в течение определенного периода времени, действующую согласованно в целях совершения преступлений для получения финансовых или материальных выгод» [4].

Необходимо указать на то, что в целом при определении организованной группы Евроко-миссией использовались признаки, идентичные тем, которые содержатся в документе ООН, однако сформулированное ею определение характеризуется специфическим содержанием, в соответствии с которым «под организованной преступной группой следует понимать структурированную группу, существующую на протяжении определенного периода времени, состоящую более чем из двух человек, действующих согласованно посредством угроз, прямых или косвенных, в целях получения финансовых или иных материальных выгод, и деятельность которых серьезным образом подрывает экономическую и социальную сплоченность ЕС и его государств-членов» [1].

Определение, разработанное Еврокомиссией, характеризуется большей детализацией, а следовательно, обеспечивает минимизацию правоприменительных ошибок. Также в качестве положительного момента необходимо указать на то, что рассматриваемый документ устанавливает критерии, наличие которых позволяет отграничивать организованные преступные формирования от обычных банд. К числу признаков, характеризующих организованные преступные группы, в частности, отнесены: характерная скрытность, адаптация к современной окружающей обстановке, стремление к географическому расширению, социально-экономическое развитие и др.

Ключевыми рекомендациями по борьбе с организованной преступностью, данными Комиссией всем участникам ЕС, стали:

- разработка дефиниции «мафиозной организованной преступности»;

- криминализация организованной преступности в национальном уголовном законодательстве;

- изъятие преступных активов, в т.ч. транспортных средств, до вынесения приговора в качестве превентивной меры и их использование на благо общества;

- увеличение использования новых технологий, таких как, к примеру, спутникового наблюдения.

Безусловно, внедрение изложенных пунктов в национальную практику отдельных стран - участниц ЕС способствует оптимизации международного сотрудничества в противодействии организованной преступности, однако ставит под сомнение достижение значимых результатов. Проблема в том, что до настоящего времени не выработано комплексного подхода к вопросам повышения эффективности международного сотрудничества в рассматриваемой сфере.

Приоритетной целью международного сотрудничества в противодействии наиболее развитым формам совместной преступной деятельности на территории не только Евросоюза, но и в рамках всего мирового сообщества в целом, по мнению авторов, является нормативное установление общих принципов и подходов к организации и содержанию уголовно-правового регулирования исследуемой проблемы, решению имеющихся коллизионных вопросов следственно-судебной практики, а также определение единых оснований квалификации соответствующих криминальных посягательств для всех самостоятельных субъектов международного права.

Литература

1. «European Union Serious and Organised Crime Threat Assessment 2017» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/european-union-serious-and-organised-crime-threat-assessment-2017 (дата обращения 25.04.2017)

2. «Organized Crime the Nordic Way» // Crime & Justice 525 (Aug. 2011)

3. «Strengthening Cross Border Cooperation In The Fight Against Mobile Organised Crime Groups From The Baltic Sea Region Including Russian Speaking Groups» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.europol.europa.eu/newsroom/ news/advanced-cross-border-operational-tool-to-tackle-mobile-organised-crime-groups

4. «United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.unodc.org/unodc/en/treaties/CTOC/index.html (дата обращения 25.04.2017).

(статья сдана в редакцию 21.07.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.