Научная статья на тему 'Миграция и экономическая безопасность'

Миграция и экономическая безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1336
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / миграционные процессы / экономическая безопасность государства / миграционная политика / миграция рабочей силы / migration / migration processes / economic security of the state / labor force migration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элла Александровна Джойс, Александр Александрович Симаков

В статье проведен анализ миграционных процессов Российской Федерации и их влияния на формирование национальной экономической безопасности государства. Представлена динамика миграционных процессов в России за последние годы. Определены основные цели Концепции миграционной политики государства, разработанной с целью управления миграционными процессами. Предложены основные инструменты и методы миграционной политики Российской Федерации, направленные на обеспечение экономической безопасности государства. Приведены проблемы обеспечения национальной экономической безопасности государства при анализе положительного и негативного воздействия современных миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration and economic security

The article analyzes the migration processes of the Russian Federation and their influence on the formation of the national economic security of the state. The dynamics of migration processes in Russia in recent years is presented. The main goals of the Concept of the state migration policy, developed with the aim of managing migration processes, are determined. The main tools and methods of the migration policy of the Russian Federation aimed at ensuring the economic security of the state are proposed. The problems of ensuring the national economic security of the state are given, in the analysis of the positive and negative impact of modern migration processes.

Текст научной работы на тему «Миграция и экономическая безопасность»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 101 — 105. Audit journal. 2022;(1): 101 — 105.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 331.556

doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-101-105 NIION: 2017-0074-1/22-017 MOSURED: 77/27-021-2022-01-217

Миграция и экономическая безопасность

Элла Александровна Джойс1, Александр Александрович Симаков2

11 2 Омская академия МВД России, Омск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье проведен анализ миграционных процессов Российской Федерации и их влияния на формирование национальной экономической безопасности государства. Представлена динамика миграционных процессов в России за последние годы. Определены основные цели Концепции миграционной политики государства, разработанной с целью управления миграционными процессами. Предложены основные инструменты и методы миграционной политики Российской Федерации, направленные на обеспечение экономической безопасности государства. Приведены проблемы обеспечения национальной экономической безопасности государства при анализе положительного и негативного воздействия современных миграционных процессов.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, экономическая безопасность государства, миграционная политика, миграция рабочей силы

Для цитирования: Джойс Э.А., Симаков А.А. Миграция и экономическая безопасность // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 101—105. doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-101-105.

ECONOMIC SECURITY

Original article

Migration and economic security

Ella A. Joyce1, Alexander A. Simakov2

1 2 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article analyzes the migration processes of the Russian Federation and their influence on the formation of the national economic security of the state. The dynamics of migration processes in Russia in recent years is presented. The main goals of the Concept of the state migration policy, developed with the aim of managing migration processes, are determined. The main tools and methods of the migration policy of the Russian Federation aimed at ensuring the economic security of the state are proposed. The problems of ensuring the national economic security of the state are given, in the analysis of the positive and negative impact of modern migration processes.

Keywords: migration, migration processes, economic security of the state, labor force migration

For citation: Joyce E.A., Simakov A.A. Migration and economic security // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 101-105. (In Russ.). doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-101-105.

© Джойс Э.А., Симаков А.А., 2022

Экономическая безопасность страны представляет собой сложный механизм, созданный для обеспечения экономической безопасности государства от негативного воздействия угроз как внешних, так и внутренних.

Правительство Российской Федерации определило долгосрочную стратегию социально -экономического развития, где базовым приоритетом являются обеспечение национальной экономической безопасности (устойчивости макроэкономической среды), цифровая транс -формация и развитие инфраструктуры секторов малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что миграционные процессы и миграция рабочей силы по большему счету оказывают большое влияние на обеспечение национальной экономической безопасности России.

Актуальность научного исследования на тематику «влияние миграционных процессов на экономическую безопасность» обусловлена тем, что международная и внутренняя трудовая миграция становится одним из главных проявлений экономической глобализации и регионализации. Однако тот же активный процесс международной миграции рабочей силы приводит к различным последствиям, влияющим на внешнеэкономические связи стран, их государственные финансы, а также

обеспечение национальной экономической безопасности.

Современное развитие мирового сообщества привело к глобализации международного рынка труда. Если в прошлом веке миграция казалась трудно осуществимым процессом, то сегодня многие люди, в особенности молодого возраста, имеющие высокую профессиональную квалификацию, совершают миграцию из одной точки мира в другу.

Миграция рабочей силы в первую очередь связана с глобализацией мировой экономики, сущность которой заключается в процессе преобразования мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются ресурсы.

Ввиду стремительного развития экономической глобализации и распространения трудовой миграции рабочей силы в 2012 г. в России были впервые разработаны основные цели, задачи и направления государственной миграционной на период до 2025 г. [1]. Ключевой причиной принятия такой государственной программы по развитию миграционной политики выступает начало активного притока мигрантов, ищущих новые рабочие места, на территорию региональных субъектов нашей страны (рис. 1).

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Прибыло «Выбыло

Рис. 1. Динамика объема миграции в Российской Федерации в период 2011-2020 гг. [3; 4]

Так, по итогам 2005 г. число прибывших мигрантов составляло 2,086 млн человек, а по итогам 2019 г. — 4,74 млн человек [3]. При этом именно в период 2011 и 2012 г. начался стремительный рост объема миграции в России, что и побудило Правительство РФ разработать государственную стратегию миграционной политики на период до 2025 г.

По итогам 2020 г. миграционные процессы уменьшились, что обусловлено негативным воздействием пандемии коронавирусной инфекции на свободу перемещения людей, а также снижением активности жизнедеятельности, когда все реже стали приниматься решения о переезде на другое место проживания. Так, количество прибывших граждан составило 4,12 млн человек, а тех, кто выбыли, — 4,01 млн человек. Чистый прирост мигрантов составил 0,11 млн человек [4].

Концепция миграционной политики РФ на период до 2025 года определяет следующие цели:

• обеспечить максимальный уровень национальной безопасности граждан страны независимо от внутренних и внешних миграционных потоков;

• стабилизировать и увеличить число постоянно проживающих граждан России, не участвующих в процессе миграции, в особенности внешней;

• стимулировать экономический рост в стране с целью создания новых рабочих мест со стороны работодателей / предприятий.

Конечно, воздействие процессов миграции на обеспечение экономической безопасности России можно рассматривать не только с отрицательной стороны, но и с положительной. Ведь обратный приток из-за рубежа населения, имеющего профессиональную квалификацию и высокий уровень человеческого потенциала, способствует повышению уровня производительности труда, что напрямую воздействует на объем производства продукции. Как итог, этот фактор стимулирует экономический рост государства.

Основные инструменты и методы миграционной политики государства, представленные на рис. 2, позволяют реализовать главные задачи и направления государственной миграционной политики, тем самым обеспечивая экономическую безопасности России.

Рис. 2. Основные инструменты и методы миграционной политики государства

Источник: составлено авторами.

Можно предположить, что одним из основных инструментов управления влияния миграции рабочей силы на примере Российской Федерации выступает сотрудничество нашего государства с международными парт-

нерами по обеспечению безопасности миграционных потоков населения.

Миграционные процессы рабочей силы на международном пространстве в условиях экономической глобализации — это в боль-

шей части положительный процесс, способствующий адекватной конкурентной политике между всеми странами мира за наиболее качественные человеческие и интеллектуальные ресурсы.

Однако в России этот процесс — больше негативный феномен, приводящий к выезду за рубеж качественных трудовых ресурсов, высококвалифицированной рабочей силы [2, с. 31]. С учетом того, что распространение пандемии коронавируса сохраняется, можно предположить, что в 2022 г. численность миграции будет вновь снижаться, как и в предыдущие 2020 и 2021 г. В рамках возобновления положительных миграционных процессов Правительству РФ стоит обратить внимание на решение актуальных вопросов и задач в области социальной политики и развития человеческого капитала.

Важно увеличение финансовой помощи и поддержки субъектам малого и среднего бизнеса с целью стимулирования их для создания новых рабочих мест, которые будут привлекать потенциальных мигрантов. К тому же необходимо уделить внимание вопросам развития инновационного предпринимательства, из-за которого будет наблюдаться приток трудовых мигрантов с высокой трудовой и профессиональной квалификацией. Перечисленные мероприятия позволят повысить уровень привлекательности России и экономики для зарубежных специалистов.

В период кризиса пандемии СОУГО-19 остаются актуальными такие причины международной миграции рабочей силы и «утечки умов» из России, как отсутствие полной занятости населения, низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда, недостаточный уровень качества жизни населения, социально-экономическое неравенство между категориями населения и региональными субъектами. Однако из-за распространения коронавирусной инфекции особо обострились такие проблемы, как рост безработицы и ухудшение условий оплаты труда сотрудников. С целью решения актуальных проблем миграционной политики России в период пандемии коронавируса необходимы:

• стабилизация и увеличение числа постоянно проживающих граждан;

• увеличение финансовой помощи и поддержки субъектам малого и среднего

бизнеса с целью стимулирования создания ими новых рабочих мест;

• стимулирование развития инновационного предпринимательства, из-за которого будет наблюдаться приток трудовых мигрантов с высокой трудовой и профессиональной квалификацией;

• совершенствование системы развития человеческого капитала и способствование занятости;

• решение проблем с трудовой занятостью молодежи и повышение ее конкурентоспособности на отечественном рынке труда.

Миграционные процессы являются важнейшим фактором по обеспечению экономической безопасности государства. В связи с этим необходимо глубокое и своевременное осмысление социологического анализа миграционных процессов, а также следует обратить внимание на развитие государственной политики по поддержанию населения странны, трудоспособности граждан, поскольку факторы материальной обеспеченности граждан неукоснительно взаимосвязаны с демографическими и миграционными показателями населения.

Список источников

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).

2. Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., Яро-шенко А.А. «Утечка умов» как экономическая проблема России // Известия Юго-Западного государственного университета. 2020. Т. 10. № 2. С. 27-38.

3. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения // URL: http:// ac.gov.ru/iiles/publication/a/16766.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

4. Численность и миграция населения Российской Федерации // URL: https://rosstat. gov.ru/compendium/document/13283 (дата обращения: 30.01.2022).

References

1. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the President of the Russian Federation on June 13, 2012).

2. Klevtsova M.G., Polozhentseva Yu.S, Yaroshenko A.A. "Brain drain" as an economic problem in Russia // Bulletin of the South-Western State University. 2020. V. 10. No. 2. P. 27-38.

3. Population migration in Russia: trends, problems, solutions // URL: http://ac.gov.ru/

files/publication/a/16766.pdf (date of access: 01/30/2022).

4. Number and migration of the population of the Russian Federation // URL: https://rosstat.gov. ru/compendium/document/13283 (date of access: 01/30/2022).

Информация об авторах

Э.А. Джойс — кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и финансового права;

А.А. Симаков — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления и информационных технологий в деятельности ОВД.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

E.A. Joyce — candidate of pedagogical sciences, associate professor at the department of economic theory and financial law;

A.A. Simakov — candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department of

management and information technologies in the activities of the department of internal affairs.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 10.03.2022. The article was submitted 17.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.