JURIDICAL SCIENCES
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ
Кобылянская Ю.Л.
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), магистрант
Москва
INTELLECTUAL MIGRATION IN RUSSIA
Kobylyanskaya Y.L.
Russian state University of justice (RPA of the Ministry ofjustice of Russia), undergraduate
Moscow
АННОТАЦИЯ
Российская Федерация, как и любое другое государство, имеет свое видение миграционной политики, принимая во внимание экономические, социальные и демографические особенности страны. Это ключевым образом определяет вектор развития и формирования миграционных потоков. В силу того, что Россия граничит с 18 государствами, важность миграционной политики обуславливается проблемами обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста, особенно в условиях санкций Запада. Большое значение имеет повышение интеллектуального уровня приезжающих в Россию мигрантов.
ABSTRACT
The Russian Federation, as any other state, has its own vision of migration policy, taking into account economic, social and demographic features of the country. This, for the most part, determines the trajectory and formation of migration streams (flows). On account of Russia is on the border of 18 states, the importance of migration policy are specified with the problems of national security protection, keeping an appropriate balance of labor force and maintenance of sustained growth, especially in the situation with the western sanctions. The increasing of intellectual level of migrants, coming to Russia, is of great significance now.
Ключевые слова: интеллектуальная миграция, Концепция миграционной политики, Государственная миграционная политика РФ, мигранты, трудовая миграция.
Keywords: intellectual migration, conception of migration policy, state migration policy of RF, migrants, labor migration.
В миграционной политики Российской Федерации намечен курс на привлечение интеллектуальных ресурсов. Государство, согласно Концепции миграционной политики, в сфере организации миграционных процессов, в том числе, должно быть ориентировано на привлечение не только трудовой и физической, но интеллектуальной силы из зарубежных стран. Нужно сказать, что это серьезная заявка, так ка пока еще не решена другая проблема -утечка наших отечественных мозгов за рубеж. Так каковы же перспективы «интеллектуальной миграции» в России?
В национальной экономике есть возможности для привлечения интеллектуальной миграции на инновационные производства, но это пока единичные случаи трудовой миграции. Международный рейтинг России по условиям ведения бизнеса показывает, что Россия занимает там порядка 120-го места среди 180 стран. И понятно, что не только по позициям свободы бизнеса у России достаточно низкий рейтинг, он касается и других сфер деятельности. Интеллектуальная миграция в России - это пока не масштабное явление, и в ближайшей перспективе таковым не станет.
Основной контингент мигрантов в России и далее будет, прежде всего, трудовым. При этом неверным было бы говорить, что вся трудовая миграция является неквалифицированной. Есть области, где от работников требуется достаточно высокая профессиональная квалификация - строительство, энергетика и т. п. Но дворники или сотрудники кли-нинговых компаний - это не та интеллектуальная сила, которую предполагает данный вид миграции. Конечно это добросовестные и знающие свое дело работники, но их вклад в интеллектуальное развитие России увы не будет значительным. Также следует учитывать, что и Россия тоже не всегда экономически привлекательна для иммигрантов по сравнению с США и европейскими странами. Задача Российской Федерации сделать упор на привлечение именно интеллектуальной миграции и она ставится в России не в первый раз. Нельзя говорить, что она совсем не решается, она решается, но не масштабно. Надо учитывать и естественные ограничивающие факторы интеллектуальной миграции она представлена достаточно тонким слоем интеллигенции и объективно не сравнима с трудовой миграцией.
Факторы, влияющие на миграционный прирост населения, в том числе интеллектуальную миграцию:
1) Международная маркетинговая деятельность высших учебных заведений по привлечению иностранных граждан с целью обучения, профессиональной переподготовки;
2) Возрастающий интерес к деятельности российских научных сообществ, к проводимым форумам и съездам международного уровня;
3) Качество жизни должно быть выше, чем на территории предыдущего проживания, благодаря совокупности экономических и социальных условий.
4) Возможность обустройства удовлетворение потребности в продовольствии и возможности быстрого получения жилья;
5) Возможность быстрой адаптации мигрантов на территории и их интеграция в современную общественно-политическую и экономическую жизнь страны вследствие высокого уровня культурного развития регионов и гражданского общества (наличие общественных организаций, в том числе национально-этнического характера).
6) Применение новых инновационных методик регистрации прибывших и выбывших мигрантов.
Россия, как ни одно другое государство в мире и ее история всегда были тесно связаны с иммиграционными процессами, что делало проблему особенно значимой для государственного регулирования.
Необходимость и значение государственного регулирования иммиграционных процессов сейчас особенно усиливаются в современных условиях развития России и мира, что в значительной степени объясняется обострением демографического кризиса. Население России быстро сокращается. Своего максимума - 148,3 млн. человек оно достигло в 1992 году. Согласно переписи населения 2002 г., численность населения России составила 145,2 млн. человек, т.е. за 10-летие она сократилась на 3,1 млн. человек. Эта тенденция, к сожалению, сохраняется и сегодня. По прогнозу Госкомстата, рассчитанному от базы переписи 2002 г., к 2026 г. население России уменьшится до 134 млн. человек, а по расчетам Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН при сохранении сложившихся тенденций его численность может сократиться до 98 млн. человек в 2051 году.
Иммиграция остается политически противоречивым явлением в нынешних современных условиях. С одной стороны, представители различных правительственных структур и политических организаций в разных странах мира отмечают позитивное значение миграционных процессов, поскольку они связаны с привлечением высокообразованных иммигрантов, обладающих определенными техническими знаниями, что повышает производительность и конкурентоспособность страны. Так, мигранты-предприниматели способствуют созданию новых производств и открытию новых рабочих
мест, а низкоквалифицированные мигранты позволяют удовлетворить спрос на выполнение работ, которые неохотно выполняются местными жителями. С другой стороны, некоторые политические силы внутри стран опасаются того, что иммигранты займут привлекательные для местных жителей рабочие места, либо будут способствовать увеличению расходов государства на социальные выплаты.
Существует определенное опасение, что иммигранты, будучи представителями другой культурной среды, будут способствовать усилению конфликтов общества, в том числе росту преступности.
В России была разработана Концепция миграционной политики. Государственная миграционная политика РФ направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому развитию, защите национальных интересов. Концепция определяет роль и место государственной миграционной политики в социально-экономическом развитии, определяет цели, принципы и задачи, основные направления, механизмы и этапы реализации государственной миграционной политики на период до 2025 года. Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, учитывает отечественный и международный опыт в сфере управления миграционными процессами. Концепция является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества.
Цели государственной миграционной политики следующие: стабилизация и увеличение численности населения, обеспечение потребности экономики в рабочей силе, содействие модернизации, инновационному развитию и повышению конкурентоспособности отечественной экономики, обеспечение национальной безопасности. Также в концепции поставлены вопросы и создание максимально комфортных условий для привлечения интеллектуальной части мигрантов и повышения уровня квалификации уже приехавших к нам трудовых мигрантов.
Литература
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Наследие^. 1999-2012. URL: http://www.nasledie.ru (дата обращения: 5.09.2012).
2. Медведков В.М. Депопуляционные прогнозы численности населе- ния России в 2005-2050 годах. М.. 2014.
3. Черевичко Т.В. Глобализация и современная миграция трудовых ре- сурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. - 2009. - вып.1.
4. Бормотова Т. Формирование гражданского общества и государ- ственное регулирование миграционных процессов // Человек и труд. - 2012. -№ 7.
5. Мартынюк В. Новая миграционная политика: меняем мускулы на мозги / Электронный мультипортал KM.RU. URL: http://www.km.ru/v-
го88и/2012/06/14/ргау11е181уо-rossii/novayamigratsion-naya-po1itika-menyaem-musku1y-na-mozgi (дата обращения: 2.09.2015).
6. Алексеев М. Сравнительный анализ развития России, США, Европы и Китая // ЭКО. - 2012. - № 6.
7. Кастельс М. Глобальный капитализм и новая экономика: значение для России // Постиндустриальный мир и Россия / Отв. ред. В. Г. Хорос, В. А. Красильщиков. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 64- 83.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Турченко О.Г.
Донецкий национальный университет имени Васыля Стуса, Украина,
кандидат юридических наук, доцент
SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND SECURITY: CORRELATION DEPENDENCE
Turchenko O.G.
Vasyl' Stus Donetsk National University, Ukraine Candidate of Law (Ph.D.), Ass. Professor
АННОТАЦИЯ
Несмотря на то, что появление концепции устойчивого развития вызвано проблемами окружающей среды, оно в широком смысле сопряжено с проблемами обеспечения общей безопасности, трансформации системы всеобщей безопасности, заботой о выживании и нормальном существовании всего человечества, в целом, и каждого человека в отдельности. Признание факта, что природа планеты - это, прежде всего, основа существования жизни во всем ее многообразии, является причиной включения экологической безопасности в систему всеобъемлющей безопасности.
В статье анализируется международный опыт обеспечения устойчивого развития, обосновывается взаимосвязь устойчивого развития и безопасности. В частности, делается вывод, что обеспечение всеобщей безопасности непосредственно связано с переходом к устойчивому развитию, соответственно, понятие безопасности основывается на концепции устойчивого развития. При реформировании правовой концепции всеобъемлющей безопасности необходимым представляется решение двух взаимосвязанных задач - повышение эффективности существующих правовых механизмов и их прогрессивное устойчивое развитие с учетом национальных, субрегиональных, региональных и международных концепций безопасности.
ABSTRACT
Despite the fact that the emergence of the concept of sustainable development is caused by environmental problems, it is broadly related to the problems of ensuring general security, the transformation of the system of universal security, the care for survival and the normal existence of all mankind as a whole, and each individual. Recognition of the fact that the nature of the planet is, first of all, the basis for the existence of life in all its diversity, is the reason for the inclusion of environmental safety in the system of comprehensive security.
The international experience of ensuring sustainable development is analyzed in the article, it is explained the relationship between sustainable development and security. In particular, it is concluded that ensuring universal security is directly related to the transition to sustainable development, respectively, the concept of security is based on the concept of sustainable development. In time of reforming of the legal concept of comprehensive security, it is necessary to solve two interrelated tasks: improving of the effectiveness of existing legal mechanisms and their progressive sustainable development, considering national, subregional, regional and international security concepts.
Ключевые слова: безопасность, устойчивое развитие, концепция безопасности, система всеобъемлющей безопасности.
Keywords: security, sustainable development, the concept of security, system of comprehensive security.
Постановка проблемы. Современная проблема обеспечения устойчивого развития общества комплексная и многогранная. Несмотря на то, что появление концепции устойчивого развития вызвано проблемами окружающей среды, оно в широком смысле сопряжено с проблемами обеспечения общей безопасности, трансформации системы всеобщей безопасности, заботой о выживании и нор-
мальном существовании всего человечества, в целом, и каждого человека в отдельности. Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиг-лиц, будучи главным экономистом Всемирного банка, что по опросам людей из разных стран мира на первом месте в списке проблем (наряду со вполне понятной озабоченностью отсутствием дохода и недостаточным учетом мнения людей по