НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Э.Р. Нафикова, студент Г.А. Хабибуллина, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-4-136-140
Аннотация. В условиях глобализации миграция из разряда социально-экономического явления переходит в разряд политического. В этой связи разрешение проблем миграционных процессов, а также совершенствование миграционного законодательства становятся одними из важнейших задач на пути обеспечения национальной безопасности любого государства. Миграционная политика в данном аспекте становится эффективным инструментом для регулирования миграционных процессов. Данная статья посвящена сравнительному анализу миграционных политик Российской Федерации и США, как государств с наибольшим количеством мигрантов. Авторами выделены ключевые отличия миграционных политик рассматриваемых государств, сформулированы некоторые рекомендации по совершенствованию российского законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: международное право, миграция, миграционная политика, гражданство, натурализация
В наиболее общем виде миграция представляет собой любые перемещения как внутри страны, так и за ее пределы временно или навсегда. Поскольку миграция, как социальное явление, неизбежно влечет за собой последствия в политической, экономической, культурной, демографической сферах, перед каждым современным государством стоит задача по разработке миграционной политики. Миграционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории соответствующего государства. Учитывая, что по степени интенсивности миграционных потоков Российская Федерация и США выступают лидерами, целесообразно сравнить миграционную политику указанных государств по таким критериям, как разработанность нормативной правовой базы, а также основные тенденции, направления развития государственной политики в сфере миграции.
Правовое регулирование миграции в Российской Федерации обеспечивается, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, провозглашающей право гражданина Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства, а
также равенство прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан [1].
Большое значение в определении миграционной политики России играют соответствующие международные договоры. Например, многосторонним соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30 ноября 2000 года определен порядок взаимных безвизовых поездок граждан указанных государств [2].
Ряд важнейших вопросов миграции регулируется рядом федеральных законов. В их числе: Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [5], Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» [3] и некоторые другие.
Детализация регулирования миграционных процессов осуществляется на
уровне подзаконных актов. Центральным подзаконным актом в отношении миграционной политики выступает Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» (далее - Концепция) [6].
Оценивая разработанность законодательства Российской Федерации в области миграции, следует отметить, что, несмотря на большое количество соответствующих нормативных правовых актов и их стабильность, легальное определение миграции до сих пор отсутствует. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере выделить миграционные отношения в качестве самостоятельной отрасли законодательства. Кроме того, как отмечается некоторыми авторами, государственное регулирование сферы миграции в современной России лишено организованности [9, с. 56], поскольку даже Концепция, выступая основополагающим актом в области миграционной политики, не называет перечень миграционных процессов и не раскрывает их особенностей [9, с. 55].
Стоит сказать, что и международное законодательство не содержит определения понятия «мигрант». Решением Экономического суда СНГ 1996 г. № С-1/14-96 мигрантами были названы все лица, совершающие пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ [8, с. 327].
В США вопросы миграции традиционно являются одними из самых актуальных, в силу чего им посвящено огромное количество законов. Ключевым и представляющим наибольший интерес в рамках исследуемого вопроса считаем Закон об иммиграции и национальности (1990 г.), поскольку его можно считать правовой основой актуальной миграционной политики США [10, с. 252]. Данным законом была закреплена программа «этнического многообразия», ставшая впоследствии постоянной иммиграционной категорией. Сущность программы состоит в следующем: чем меньше приток иммигрантов в США из данного государства, тем больше шан-
сов у представителя данного государства получить статус постоянного резидента.
Последующие законы в сфере миграции были обусловлены пристальным вниманием законодателя к вопросам нарушения мигрантами своего статуса. Так, Закон о реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов (1996 г.) ужесточил ответственность за нарушение условий визового статуса.
Современный этап развития правового регулирования миграционной политики США, в отличии от политики России, характеризуется динамичностью: с приходом к власти нового президента был отменен ряд предыдущих решений, затрагивающих порядок въезда в США мигрантов из ряда государств. Таким образом, на примере изменений законодательства можно наблюдать острую борьбу сторонников и противников активных миграционных процессов.
Особое внимание при сравнении миграционных политик России и США следует уделить тенденциям в сфере миграции, так как на их основе в последующем формулируются изменения в национальное законодательство.
Согласно Концепции в миграционной политике Российской Федерации намечены следующие тенденции развития:
1) Интенсивность внутренней миграции, общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны.
Указанная тенденция названа в числе неблагоприятных факторов развития миграционных процессов: в силу размещения внутренних мигрантов, как правило, в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае диспропорция в размещении населения постоянно растет.
2) Среди трудовых мигрантов значительную долю составляют низкоквалифицированные работники.
Данное обстоятельство обусловлено меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, а также недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития, организации труда, сокращением рабочих
мест, требующих средней и высокой квалификации труда.;
3) Ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства.
В российском законодательстве предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за нарушение установленных правил в области миграции. Указанная тенденция наблюдается на примере ужесточения санкций за организацию незаконной миграции.
4) Активное внедрение современных цифровых технологий и информационно-технических средств.
Очевидно, повышение эффективности административных процедур в сфере миграции, а также профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства невозможны без использования современных информационных технологий.
Тенденции развития миграционной политики США в настоящее время, во многом, зависят от миграционного кризиса, с которым столкнулось государство, и заключаются в следующем:
1) Регулирование притока иностранной рабочей силы
При выдаче постоянных виз в США отдается предпочтение кандидатам, имеющим, так называемые, полезные навыки. К ним относятся лица, обладающие выдающимися способностями в науке, спорте, искусстве. Таким образом, привлечение высококлассных специалистов позволяет использовать миграцию в качестве одного из ресурсов развития национальной экономики [10, с. 252].
2) Смягчение политики в отношении мигрантов из Латинской Америки
Последние несколько лет США шли по пути ужесточения миграционных правил, направленного на искоренение нелегальной миграции. Были предприняты такие меры, как установление лимитов в отношении беженцев, закрепление жестких ограничений в области, так называемой, «семейной» миграции (миграция по основанию наличия родственных связей), ведение временного запрета на получение некоторых категорий виз. Со сменой власти
наблюдается постепенная отмена предыдущих решений.
3) Усложнение процедуры натурализации
На 2021 год количество мигрантов, ожидающих обработки своих заявок, по сравнению с 2015 годом, увеличилось на 87%. Американские правозащитники отмечают, что бюрократические препятствия создаются намеренно, что, в свою очередь, ведет к росту числа временной и незаконной миграции.
4) Иммиграция студентов
Данный фактор отмечается как благоприятный, поскольку большинство студентов обучаются на платной основе, что обеспечивает приток средств в экономику. Более того, многие студенты после завершения обучения остаются в США, в результате чего формируется приток квалифицированных кадров на внутренний рынок труда [10, с. 253].
Анализируя направления миграционной политики Российской Федерации и США, следует отметить, что основные задачи и принципы регулирования миграционных процессов у исследуемых государств разнятся. Это объясняется рядом причин, прежде всего, разницей в правовых системах, уровне технологического развития, территориальных границах.
Тем не менее, общей для обеих стран остается проблема интеграции мигрантов в принимающее их иностранное общество, а, как показывает практика, вопрос адаптации иммигрантов значительно влияет на социально-культурную сферу и его неурегулированность может привести к конфликтам в обществе. В этом плане полезным будет опыт Канады: там действует программа интеграции мигрантов (Canadian Immigrant Integration Program), в рамках которой потенциальный мигрант еще до переезда получает полную информацию о рынке труда принимающей страны, возможностях и трудностях, с которыми мигрант может столкнуться в процессе поиска работы. Кроме того, указанная программа предполагает создание персонализированного плана интеграции для мигранта и инициирует контакты с потенциальными работодателями, а также при
необходимости - с образовательными учреждениями и организациями, помогающими мигрантам [7, с. 322].
Резюмируя вышесказанное, обращение к опыту зарубежных государств может
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.2021).
2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан» (с посл. изм. и доп. от 24.03.2005) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.2021).
3. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп. от 01.07.2021 № 269-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 19.11.2021).
4. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 24.02.2021 № 22-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 19.11.2021).
5. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с посл. изм. и доп. от 01.07.2021 № 270-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 19.11.2021).
6. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 19.11.2021).
7. Варшавер Е.А., Рочева А.Л. Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство // Журнал исследований социальной политики. -2016. - №3. - С. 315-330.
8. Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Егоров. - М.: Статут, 2016. - 848 с.
9. Самойлов В.Д., Селезнева К.В. О государственной миграционной политике // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - №8. - С. 54-57.
10. Филиппова Ю.М. Особенности миграционной политики США как фактор политической стабильности // Вопросы студенческой науки. - 2019. - №11 (39). - С. 250-254.
стать эффективным инструментом для совершенствования миграционного законодательства как России, так и США.
- WpudunecKue HayKU-
SOME ASPECTS OF MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND
THE USA: A COMPARATIVE ANALYSIS
E.R. Nafikova, Student G.A. Khabibullina, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. In the context of globalization, migration from the category of a socio-economic phenomenon turns into a political one. In this regard, solving the problems of migration processes, as well as improving migration legislation are becoming one of the most important tasks in ensuring the national security of any state. Migration policy in this aspect is becoming an effective tool for regulating migration processes. This article is devoted to a comparative analysis of the migration policies of the Russian Federation and the United States, as states with the largest number of migrants. The authors highlight the key differences between the migration policies of the states under consideration, formulate some recommendations for improving Russian legislation in this area.
Keywords: international law, migration, migration policy, citizenship, naturalization.