Судебная защита законных прав и интересов иностранных граждан и беженцев
Мамедова Ламия Авазали кызы,
аспирант, Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
E-mail: lamiya.mamedova97@yandex.ru
В статье анализируются особенности судебной защиты законных прав и интересов иностранных граждан и беженцев. Рассматриваются правовое регулирование миграции, специфика государственной миграционной политики и актуальные причины миграционных процессов. Отмечаются влияние миграционных процессов на социально-эконмическую ситуацию в государстве и возможности миграции как инструмента по достижению устойчивого развития. Выявляются особенности судебной защиты прав и интересов иностранных граждан и беженцев, указывается роль правоохранительных органов и судебной власти в системе защиты прав иностранных граждан. Приводятся основные социальные права иностранных граждан, требующие судебной защиты, их содержание, ограничения в сравнении с гражданами РФ и специфика реализации. Указываются ключевые принципы судебной защиты законных прав и интересов иностранных граждан и беженцев.
Ключевые слова: судебная защита, законные права и интересы, иностранные граждане, беженцы, миграция.
Введение
Миграционные процессы представляют собой существенный фактор социального, экономического, культурного и политического развития государства, охватывают различные области государственного управления и оказывают воздействие на экономическую и политическую систему государства и его демографический потенциал [1]. Вопросы административно-правового регулирования статуса иностранных граждан и беженцев, представляющего собой предоставляемую государством данным категориям лиц систему свобод, прав и гарантий, являются одними из наиболее актуальных как с научной, так и с практической точки зрения, что связано со значительной уязвимостью различных категорий мигрантов, нуждающихся в защите своих прав и законных интересов [2]. Конституционной обязанностью государства является реализация и защита прав и свобод человека [3], в связи с чем актуальным представляется исследование механизмов защиты прав иностранных граждан в целом и их судебной защиты в частности.
Целью работы является изучение особенностей судебной защиты законных прав и интересов иностранных граждан и беженцев. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.
Правовое регулирование миграции
Миграционная политика представляет собой базирующуюся на принципах конституционного строя систему объективных целей и направлений развития общественных отношений в области миграции, норм миграционного законодательства и механизмов государственного управления, реализуемых субъектами миграционного процесса и ориентированных на переселение, перемещение, размещение, обустройство и интеграцию мигрантов на территории государства и/либо в отдельных его регионах, которые обеспечены контрольными и стимулирующими факторами [4]. Правовое оформление миграционной политики является частью национального законодательства, при этом концепция миграционной политики включает формы исполнения государством своих международно-правовых обязательств.
Процессы миграции обусловлены поиском людьми лучших условий жизни, спровоцированным такими факторами, как голод, вооружённые
конфликты, политические преследования, экономическая нестабильность, стихийные бедствия и прочее [5]. В силу того, что указанные факторы в современных реалиях только усугубляются, массовые перемещения людей не будут завершены в скором времени, что повышает значимость правового регулирования процесса миграции.
Миграция оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в государстве. Согласно действующей российской Концепции государственной миграционной политики, в 2012-2017 гг. миграционный приток в Россию не просто выступил источником дополнительных трудовых ресурсов для развития национальной экономики, но и скомпенсировал естественную убыль населения [6]. В XXI в. миграция рассматривается мировым сообществом как один из инструментов по достижению устойчивого развития [7]. В этой связи привлечение мигрантов в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития и с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции относится к основным задачам актуальной демографической политики РФ.
Помимо этого, геополитическая ситуация последних лет обуславливает увеличение активности изъявления иностранными гражданами и лицами без гражданства желания получить в России временное убежище и статус беженца, приобретя впоследствии гражданство [8]. При этом анализ судебной практики демонстрирует, что участники общественных отношений воспринимают ряд норм миграционного законодательства как препятствие для реализации закреплённой в ст. 27 Конституции РФ свободы передвижения. Так, в разное время предметом рассмотрения Конституционного суда Рф (КС РФ) становились правила, которые определяют основания и порядок, в котором приобретается российское гражданство, получение специальных статусов, таких как вынужденный переселенец и беженец, и их отдельных элементов, в том числе порядок предоставления социально-экономических, правовых и прочих гарантий законных интересов и прав мигрантов.
В качестве необходимых для оценки конституционности заявители указывали не только нормы Федерального закона N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [9], но и положения Федеральных законов N 4528-1 «О беженцах» [10], N 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [11] и N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [12]. Судебная практика является индикатором существования препятствий в реализации прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же время КС РФ формирует правовые позиции, отражающие принципы миграционной политики, направленные на защиту публичных интересов и прав мигрантов.
Особенности судебной защиты прав и интересов иностранных граждан и беженцев
В России функцию охраны прав и свобод человека выполняют правоохранительные органы, такие как Министерство внутренних дел и прокуратура [13]. Последняя занимает одну из ключевых ролей в системе защиты прав мигрантов, обеспечивая надзор за соблюдением действующего законодательства в сфере прав и свобод человека и осуществляя профилактические мероприятия, координируясь с другими органами власти. В то же время возможности правоохранительных органов по применению мер принуждения значительно шире, чем мер защиты. В связи с этим особое положение в системе защиты прав иностранных граждан занимают суды, поскольку они не обладают полномочиями по фактической реализации принуждения, являясь последним звеном в общей системе правозащитных механизмов.
Согласно Конституции РФ, определённый уровень социальных прав является неотъемлемым элементом статуса каждого человека вне зависимости от гражданства, на что указывает формулировка «каждый имеет право», использующаяся при закреплении прав на социальное обеспечение (ст. 39), жилище (ст. 40), охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и образование (ст. 43) [3]. В то же время закрепление в Конституции комплекса социальных прав за «каждым» не означает равенства в объёме социальных прав граждан России и иностранных граждан, а также равенства в объёме социальных прав отдельных категорий иностранных граждан. Это следует из определения КС РФ, согласно которому конституционный принцип, предусматривающий равный подход к формально равноправным субъектам, не обуславливает предоставления лицам, причисляющимся к разным категориям, одинаковых гарантий [14]. По этой причине объём социальных прав иностранных граждан подлежит детализации на уровне федерального законодательства с учётом общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров касательно статуса иностранных граждан в социальной сфере.
К числу основных социальных прав иностранных граждан, требующих судебной защиты, можно отнести [15]:
1. Право на жилище. Оно является отдельным элементом правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, поскольку, с одной стороны, конституционные нормы об этом праве и его обеспечении выступают базой для развития жилищного законодательства и имеют экономическое содержание, а с другой, по указанию КС РФ [16], не могут рассматриваться только как экономическое право, поскольку реализуют социально значимую функцию, обеспечивая человеку реализацию ряда основных прав и свобод. Право мигрантов на жилище гарантируется общими и специальными мерами, отражёнными в законодательстве федерально-
5 -о
сз
<
го уровня (ст. 2 ЖК РФ [17], ч. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ, ПП РФ N 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» [18]). При этом, согласно ЖК РФ, иностранные граждане имеют неодинаковые правовые возможности при реализации права на жилище в сравнении с гражданами РФ, что выражается в следующих ограничениях:
• невозможность выступать стороной договора социального найма жилого помещения (ч. 5 ст. 49);
• невозможность получить жилое помещение для проживания детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот по договорам спецнайма помещений (ч. 2 ст. 109.1);
• невозможность получить жилое помещение по договорам найма помещений жилого фонда социального использования (ч. 3 ст. 91.3);
• невозможность получить субсидию на оплату коммунальных услуг и жилого помещения (ч. 12 ст. 159).
Дополнительно ст. 1 Закона N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает запрет для иностранных граждан на приватизацию жилых помещений [19].
2. Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных законодательно установленных случаях, защиту материнства, детства и семьи. Согласно Федеральному закону N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», наряду с российскими гражданами к числу застрахованных лиц относятся отдельные категории иностранных граждан, которые временно либо постоянно проживают или временно пребывают на территории РФ [20]. При этом пенсию, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [21] и абц. 3 ст. 3 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [22], имеют право получать только иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в России. Абц. 4-5 ст. 1 федерального закона N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» конкретизируют право иностранных граждан на государственную защиту материнства и детства [23].
3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право реализуется при помощи комплекса мер, включающего формирование благоприятных условий быта, труда, отдыха, обучения и воспитания людей, производство качественных продуктов питания, предоставление медико-социальной помощи и охрану природной среды. Как и гражданам РФ, медицинская помощь иностранным гражданам может ока-
зываться как на платной (в плановой форме), так и на бесплатной (в случае возникновения острых состояний, при обострении хронических заболеваний, носящих угрозу для жизни) основе.
4. Право на образование. Иностранные граждане имеют равные с гражданами РФ права при получении бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных либо государственных образовательных учреждениях, а также на предприятиях. Главной проблемой при реализации иностранными гражданами права на образование является недостаточный для освоения программы уровень знания русского языка, что создаёт опасность для роста сегрегации.
Ст. 46 Конституции РФ устанавливает возможность судебной защиты прав и свобод для всех людей, находящихся на территории России, в том числе для иностранных граждан. Также право иностранных граждан на судебную защиту оспариваемых либо нарушенных свобод, прав и законных интересов определяется ст. 398 ГПК РФ [24].
Основными принципами судебной защиты прав иностранных граждан являются [25]:
1. Принцип доступности правосудия. Доступность представляет собой законодательно обеспеченную возможность беспрепятственного обращения в суд за защитой собственного нарушенного права и получения такой защиты. Доступность правосудия выражает уровень адекватности законодательства и его практического судебного применения общественным потребностям и ожиданиям в части возможности получения судебной защиты. При этом правосудие формируется из таких элементов, как альтернативная подсудность и подведомственность, форма судопроизводства, ведение дела с привлечением представителя, использование досудебных процедур, территориальное расположение вышестоящих инстанций и прочее.
2. Принцип разумности сроков судопроизводства. Разумный срок судопроизводства, являющийся логически обоснованным и законодательно непротиворечивым периодом времени, в течение которого суд обязуется рассмотреть дело по существу, играет особо существенную роль при рассмотрении дел о защите прав иностранных граждан в силу их специфики.
Судебная власть принимает активное участие в защите прав и интересов иностранных граждан и беженцев, обеспечивая реализацию их социальных прав [26]. На этом направлении защиты особую значимость имеют судебный нормоконтроль, осуществляемый Верховным Судом РФ, и конституционное правосудие. Изменяя неконституционные положения миграционного законодательства, практика решений по миграционным спорам в КС РФ регулирует отношения в сфере миграции, существующие между иностранными гражданами и органами государственной власти.
Заключение
Судебная защита законных прав и интересов иностранных граждан в России выступает непременным условием обеспечения эффективности дальнейшего развития всего государства, которому в связи с постепенным сокращением численности трудоспособного населения требуется проводить миграционную политику, ориентированную на привлечение на постоянное место жительства специализирующихся в различных областях иностранных работников высокой квалификации и иностранных граждан, способных к наиболее быстрой и лёгкой адаптации и интеграции в российское общество. Однако достижение демографического эффекта от миграционного процесса требует не только регулирования отношений в сфере перемещения иностранных граждан, но и комплексного подхода к правовому обеспечению и защите прав и интересов иностранных граждан. Судебная власть в целом и конституционное правосудие в частности оказывают существенное воздействие на процесс защиты прав иностранных граждан посредством формирования результативной судебной практики, ориентированной на защиту прав иностранных граждан и беженцев.
Литература
1. Рогожина С.Г., Щербинина Н.С., Лазарен-ко Т.В. Понятие и правовой статус миграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 6. - С. 115119.
2. Керамова С.Н. Проблемы правового регулирования административно-правового статуса беженцев в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 4. -С. 222-224.
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
4. Ястребова А.Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктри-нальные подходы и опыт Российской Федерации: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Алла Юрьевна Ястребова; Диплом. акад. Мин. иностр. дел РФ. - М., 2017. - 580 с.
5. Павельева Э.А., Пайтян Р.Х. Недостатки универсальных механизмов правовой защиты беженцев в свете современных вызовов // Сибирский юридический вестник. - 2018. - № 3 (82). - С. 113-118.
6. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы [Электронный ресурс] // СПС Кон-сультантПлюс.
7. Петрова А.И. Условия реализации иностранными гражданами некоторых основных соци-
альных прав как субъективных прав // Теоретическая и прикладная юриспруденция. - 2019. -№ 1. - С. 58-68.
8. Болгова В.В., Новопавловская Е.Е. Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 1, № 2. - С. 5865.
9. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 01.07.2021) «О беженцах» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
13. Минакова К.В. Правовые механизмы защиты прав мигрантов органами публичной власти Российской Федерации // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 4. - С. 21-30.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 2515-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пи-менова Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 5 и положением части 11.1 статьи 12 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. РУ.
15. Павловский А.С. Социальные права иностранных граждан в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Александр Сергеевич Павловский; Инст. законодат. и сравнит. правовед. при Правит. РФ. - М., 2019. - 187 с.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 N 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
17. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
18. Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 (ред. от 25.05.2017) «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения
5 -о
сз
<
иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс.
19. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
20. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.11.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
21. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс.
22. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
23. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
24. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
25. Агаларова М.А. Процессуальные особенности участия иностранных лиц в гражданском судопроизводстве: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.15 / Мария Андреевна Агаларова; Сарат. гос. юрид. акад. - Саратов, 2017. - 218 с.
26. Тарибо Е.В. Судебный нормоконтроль на защите прав беженцев (анализ практики Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2018. - № 1 (32). -С.19-28.
JUDICIAL PROTECTION OF LEGAL RIGHTS AND INTERESTS OF FOREIGN CITIZENS AND REFUGEES
Mamedova L.A.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
The article analyzes the features of judicial protection of the legal rights and interests of foreign citizens and refugees. The legal regulation of migration, the specifics of the state migration policy and the current reasons for migration processes are considered. The influence of migration processes on the socio-economic situation in the state and the possibilities of migration as a tool for achieving sustainable development are noted. The features of judicial protection of the rights and interests of foreign citizens and refugees are revealed, the role of law enforcement agencies and the judiciary in the system of protecting the rights of foreign citizens is indicated. The main social rights of foreign citizens requiring judicial protection, — their content, restrictions in comparison with citizens of the Russian 52 Federation and the specifics of implementation are given. The key ~ principles of judicial protection of the legal rights and interests of for-сэ eign citizens and refugees are indicated.
^ Keywords: judicial protection, legal rights and interests, foreign cit-z izens, refugees, migration.
References
1. Rogozhina S.G., Shcherbinina NS, Lazarenko T.V. Concept and legal status of migration // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2021. - No. 6. - S. 115-119.
2. Keramova S.N. Problems of legal regulation of the administrative-legal status of refugees in the Russian Federation // State Service and Personnel. - 2019. - No. 4. - S. 222-224.
3. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
4. Yastrebova A. Yu. International legal mechanisms for regulating migration: doctrinal approaches and experience of the Russian Federation: diss. ... Dr. jurid. Sciences: 12.00.10 / Alla Yurevna Yastrebova; Diploma. acad. Min. foreign cases of the Russian Federation. - M., 2017. - 580 p.
5. Pavelyeva E.A., Paityan R. Kh. Disadvantages of universal mechanisms for legal protection of refugees in the light of modern challenges // Siberian legal bulletin. - 2018. - No. 3 (82). -S. 113-118.
6. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 N 622 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025 [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
7. Petrova A.I. Conditions for the implementation by foreign citizens of some basic social rights as subjective rights // Theoretical and Applied Jurisprudence. - 2019. - No. 1. - S. 58-68.
8. Bolgova V.V., Novopavlovskaya E.E. Legitimate goals and principles of migration policy in the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation // Bulletin of the Volzhskiy University im. V.N. Tatishchev. - 2018. - T. 1, No. 2. - S. 58-65.
9. Federal Law of 31.05.2002 N 62-FZ (as amended on 30.12.2020) "On the Citizenship of the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
10. Federal Law of 19.02.1993 N 4528-1 (revised from 01.07.2021) "On Refugees" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
11. Federal Law of 18.07.2006 N 109-FZ (revised from 24.02.2021) "On migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
12. Federal Law of 25.07.2002 N 115-FZ (as amended on 02.07.2021) "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on 31.10.2021) [Electronic resource] // SPS Consultant-Plus.
13. Minakova K.V. Legal mechanisms for protecting the rights of migrants by public authorities of the Russian Federation // Baikal Research Journal. - 2018. - T. 9, No. 4. - S. 21-30.
14. Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 9, 2017 N 2515-O "On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Dmitry Vladimirovich Pimenov on violation of his constitutional rights by paragraph 1 of part 2 of article 5 and the provision of part 11.1 of article 12 of the Federal law" On insurance deposits of individuals in banks of the Russian Federation "[Electronic resource] // GARANT.RU.
15. Pavlovsky A.S. Social rights of foreign citizens in the Russian Federation: diss. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.02 / Alexander Sergeevich Pavlovsky; Inst. legislate and compare. jurist. under the governing body RF. - M., 2019. - 187 p.
16. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 14.05.2012 N 11-P "In the case of checking the constitutionality of the provisions of the second paragraph of the first part of Article 446 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation in connection with the complaints of citizens F. Kh. Gumer-ova and Yu.A. Shikunova "[Electronic resource] // SPS Consult-antPlus.
17. "Housing Code of the Russian Federation" of December 29, 2004 N 188-FZ (as amended on June 28, 2021) (as amended and supplemented, entered into force on July 1, 2021) [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
18. Decree of the Government of the Russian Federation of March 24, 2003 N 167 (as amended on May 25, 2017) "On the procedure for providing guarantees for material, medical and housing support for foreign citizens and stateless persons for the period of their stay in the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
19. Law of the Russian Federation of 04.07.1991 N 1541-1 (as amended on 11.06.2021) "On the privatization of the housing stock in the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
20. Federal Law of 15.12.2001 N 167-FZ (as amended on 19.11.2021) "On compulsory pension insurance in the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
21. Federal Law of 15.12.2001 N 166-FZ (as amended on 22.12.2020) "On state pension provision in the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
22. Federal Law of 17.12.2001 N 173-FZ (as amended on 08.12.2020) "On labor pensions in the Russian Federation" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
23. Federal Law of 05.19.1995 N 81-FZ (as amended on 05.26.2021) "On State Benefits to Citizens with Children" (as amended and
supplemented, entered into force on 01.07.2021) [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
24. "The Civil Procedure Code of the Russian Federation" of November 14, 2002 N 138-FZ (as amended on July 1, 2021) [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus.
25. Agalarova M.A. Procedural features of the participation of foreign persons in civil proceedings: diss. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.15 / Maria Andreevna Agalarova; Sarat. state jurid. acad. - Saratov, 2017. - 218 p.
26. Taribo E.V. Judicial regulation on the protection of refugees' rights (analysis of the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation) // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Right. - 2018. - No. 1 (32). - S. 19-28.