УДК 341.215
К. В. Минакова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ МИГРАНТОВ ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АННОТАЦИЯ. В данной статье анализируются способы обеспечения прав мигрантов органами публичной власти Российской Федерации, отдельные элементы миграционной политики Российской Федерации, связанные с деятельностью органов публичной власти. Рассматриваются деятельность в области защиты прав мигрантов таких органов власти, как Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Совет по межнациональным отношениям, Главное управление по вопросам миграции МВД РФ, их нормативные документы, которые регламентируют их деятельность. Отдельно рассматривается деятельность Правительства РФ в области защиты прав мигрантов, а также судебных органов власти, выделена особая роль Конституционного Суда РФ в области обеспечения прав мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев и лиц без гражданства. Указана роль органов власти субъектов РФ в обеспечении прав мигрантов на примере Иркутской области. Предлагается четко разграничить роль каждого органа власти в области защиты прав мигрантов на законодательном уровне, а также уделить особое внимание регламентации деятельности органов власти субъектов РФ в данном направлении.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Законодательство, миграционная политика, защита прав мигрантов, органы государственной власти, миграция.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 29 мая 2018 г.; дата принятия к печати 10 декабря 2018 г.; дата онлайн-размещения 30 декабря 2018 г.
K. V. Minakova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
LEGAL MECHANISMS FOR PROTECTION OF MIGRANTS' RIGHTS BY THE PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
ABSTRACT. The article analyzes methods of ensuring the migrants' rights by the public authorities of the Russian Federation, the individual elements of the migration policy of the Russian Federation relating to the activities of public authorities. It considers the activities in the field of protection of the migrants' rights by such authorities as the Russian President's Office for Constitutional Rights of Citizens, the Presidential Council for Civil Society and Human Rights, the Council for Interethnic Relations, General Directorate for Migration, Chief Directorate for Migration Issues of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, their normative documents, that regulate their activities. It examines separately the activities of the RF Government in the field of protection of the migrants' rights, as well as judicial authorities; it identifies the special role of the RF Constitutional Court in the field of ensuring the rights of migrants, refugees, the internally displaced and stateless persons. It underlines the role of authority bodies of the RF entities in ensuring the migrants' rights in terms of Irkursk Oblast. The article offers to differentiate strictly the role of each authority body in the field of migrants' rights protection, as well as to pay specific attention to regulation of activities of the FR entities' authority bodies in this direction.
KEYWORDS. Legislation, migration policy, protection of migrants' rights, governmental authority bodies, migration.
© К. В. Минакова, 2018
ARTICLE INFO. Received May 29, 2018; accepted December 10, 2018; available online
December 30, 2018.
Права человека являются одним из основных элементов в системе права любого современного государства. Международно-правовая система прав человека особо выделяется среди всех иных норм международного права, так как устанавливает, в первую очередь, систему отношений между государством и человеком, и устанавливает ограничения на суверенитет государства, обязывая его реализовы-вать и защищать права человека1.
Реализация полномочий Президента РФ — гаранта конституционных прав и свобод человека и гражданина — возложена на Управление делами президента Российской Федерации, а конкретно на специальное подразделение — Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан. Данное Управление создано для реализации конституционных полномочий Президента по вопросам гражданства РФ, осуществления помилования и предоставление политического убежища, а также анализ деятельности органов власти субъектов РФ по данным вопросам2. Также, в июле 2012 года был создан экспертный Совет при Управлении, который занимается научной экспертизой поступающих Президенту предложений по совершенствованию государственной политики и законодательства России в сфере миграции. Последнее заседание экспертного Совета состоялось 13 декабря 2017 года, на котором подводились итоги работы за 2017 год и были определены направления работы в 2018 году: миграция, гражданство, помилование — проблемы законодательства и практика его применения; развитие постоянно действующего российско-франко-германского экспертного диалога по вопросам гражданства, миграции и связанных с ними вопросами лингвоцивилизационной проблематики; вопросы создания международного гуманитарного русскоязычного сообщества.
Для защиты прав и свобод человека и гражданина также создан такой государственный институт, как Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Нормативно-правовую базу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации № 120 от 01.02.2011г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». Одной из основных задач Совета, согласно п.4 Положения, является организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. Совет выступает, прежде всего, консультативным органом в законотворческом процессе, его работа направлена на достижение консенсуса интересов государства, общества в целом и отдельной личности в частности [1, с. 103]. Для реализации данных полномочий Совет проводит экспертизы законопроектов в области обеспечения и защиты прав человека. Ежегодно Президент РФ проводит встречу с Советом, где обсуждается положение дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом, последняя такая встреча состоялась 30 октября 2017 года, где, помимо всего, был представлен доклад о дискриминации граждан РФ за рубежом.
1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан // КонсулМир. 2018. URL : https://konsulmir.com/upravlenie-prezidenta-rossijskoj-federacii-po-obespecheniyu-konstitucionnyx-prav-grazhdan/ .
Совет часто подвергается критике. Заявления, официально опубликованные порой разняться с заявлениями, высказанные в ходе заседания или подвергаются правке без учета мнения некоторых членов Совета (например, заявления в защиту Подрабинека в 2009 году) и т. д. Тем не менее, деятельность Совета важна, так как она позволяет развивать законодательство РФ, в том числе по вопросам миграции и защиты прав мигрантов, делать его актуальным, является еще одним механизмом контроля за деятельностью органов государственной власти всех уровней в вопросах гарантии и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Еще одним таким правозащитным государственным институтом при Президенте РФ является Совет по межнациональным отношениям, в рамках которого работает Комиссия по миграционным вопросам. Данная Комиссия действует согласно Распоряжения Президента Российской Федерации от 27.04.2015 г. № 113-рп «О рабочей группе и комиссиях Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям». В ее деятельности активно участвуют представители общественных организаций. В 2017 году заседания Комиссии проводились в основном по вопросу проекта федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации». Также были затронуты вопросы по проблемам, возникающие при реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в основном это трудоустройство и временная регистрация по месту проживания).
20 июля 2017 года в Йошкар-Оле прошло заседание Совета, посвященное реализации на национальном и региональном уровне Стратегии национальной политики до 2025 года. В докладах присутствующих членов Совета, в том числе во вступительном слове Президента РФ, среди прочих направлений работы Совета, в качестве важного направления работы отмечалось проблема миграции, их адаптации и интеграции, помощь в различных жизненных ситуациях — получение правовой и медицинской помощи, обучение детей, социальное обеспечение и т. д. К дате этого заседания был подготовлен проект указа Президента Российской Федерации о наделении Федерального агентства функциями по выработке и реализации государственной политики в сфере социальной, культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. Отмечается проблема разрозненности региональной политики по данным вопросам.
При Федеральном Собрании РФ действует правозащитный Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Данный совет действует на основании Распоряжения Председателя Совета Федерации от 16 ноября 2015 года № 208рп-СФ «О Научно-экспертном совете при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Несмотря на то, что решения данного Совета носят рекомендательный характер, его заседания и решения играют большую роль в законотворческом процессе, так как выступают важным совещательным органом при верхней палаты парламента РФ. В 2015 году, 1 декабря, было проведено заседание на тему «Проблемы миграции внутри и вокруг России», где одним из основных вопросов, обсуждаемых на данном заседании, был о развитие и совершенствование механизмов социокультурной адаптации мигрантов и защиты их прав. Также было рекомендовано в целях совершенствования нормативной правовой базы регулирования миграции рассмотреть вопрос о систематизации и кодификации имеющегося массива законов и подзаконных актов в сфере миграции и осуществлять на постоянной основе мониторинг правоприменительной практики в сфере миграционной политики и ежегодно представлять его результаты палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Органам власти субъектов РФ Советом было рекомендовано со-
действовать созданию региональных миграционных центров (с учетом опыта города Москвы и Московской области), а также иных объектов, деятельность которых направлена на адаптацию и интеграцию иностранных мигрантов в российское общество и содействовать участию институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в мероприятиях по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов3.
Как отмечает Л. С. Гетьман, органы исполнительной власти отличаются спецификой сферы деятельности, в рамках которых данные органы осуществляют управление, а также особенностями мер государственного принуждения, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами указанных органов в целях защиты прав и свобод человека и гражданина [2, с. 100].
Правительство Российской Федерации, в соответствии со статьей 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (часть 1 статьи 12 ФКЗ «О Правительстве РФ»). В области миграционной политики действует специальная Правительственная комиссия, которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики, а также комплексно рассматривает различные аспекты защиты прав мигрантов [3, с. 22].
До 5 апреля 2016 года федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции была Федеральная миграционная служба России, но Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» данный орган теперь входит в состав Министерства внутренних дел РФ.
В настоящее время одной из функций Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД России), согласно его Положению, является взаимодействие Главного управления с органами власти РФ и гражданского общества, а также обеспечение совершенствования нормативно-правого регулирования в сфере миграции, в том числе в области защиты прав мигрантов.
К основным механизмам реализации открытости и доступности, в частности, относится информирование населения через средства массовой информации институты гражданского общества о результатах деятельности Главного управления4.
Прокуратура РФ занимает одну из самых главных ролей в системе защиты прав мигрантов. Выделение в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в главе 2 такой функции прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, подтверждает существенное усиление ее правозащитной роли. Эта функция предполагает деятельность по надзору за действующим законодательством, а также проведение профилактических мероприятий в координации с другими органами власти [4, с. 212]. Согласно докладу Ю. Я. Чайки, на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 26 апреля 2017 года, несмотря на различные принимаемые меры, число нарушений законодательства, выявленных прокурорами в сфере миграции, остается значительным (в 2016 году эта цифр составила 40 тыс.) [5].
3 URL: http://www.council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/62294/.
4 Об утверждении положения о главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ от 15 апр. 2016 г. № 192 // URL: https:// media.mvd.ru/files/embed/795036.
Как было ранее отмечено, в Российской Федерации функцию охраны прав и свобод выполняют Министерство внутренних дел, прокуратура, другие органы власти. Но данные органы, хоть и именуются правоохранительными, тем не менее, обладают большими возможностями применения скорее принуждения, чем защиты [6, с. 172]. Поэтому суды в системе защиты прав человека занимают особое положение, так как они не обладают полномочиями по фактическому применению принуждения и выступают последним звеном в системе правозащитных механизмов [1].
В связи со все большей актуализацией проблем миграции, судебная система защиты мигрантов становится неотъемлемой частью национальной судебной системы любой страны. В Российской Федерации скопился достаточно объемный пласт судебной практики по делам мигрантов в различных областях права, т. к. мигрант — это такой же человек, имеющий неотъемлемые права и свободы, обладающий правосубъектностью, а значит, способный выступать участником конституционных, административных, уголовных, семейных, гражданских и иных правоотношений [7, с. 108].
Одним из главных органов по защите основных прав и свобод мигрантов в российской судебной системе является Конституционный Суд Российской Федерации, решения которого имеют первостепенное значение для всей системы судебной защиты миграционных прав. Накопившаяся практика решений по миграционным спорам в Конституционном Суде крайне важна: она изменяет неконституционные законодательные положения миграционного права, регулирует отношения между мигрантами и органами государственной власти в сфере миграции.
Если говорить о недавних примерах изменения положений законодательства в сфере миграции Конституционным Судом РФ, то можно назвать дело о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н. Г. Мсхиладзе (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 года № 14-П). С 2015 года он ожидает своего выдворения из России в Центре временного содержания иностранных граждан Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Грузия, уроженцем которой он является, отказалась принять Мсхилад-зе, сославшись на отсутствие у него гражданства. Суды при рассмотрении дела ссылались на то, что Кодекс об административных правонарушениях отводит два года на исполнение любого административного наказания. Вместе с этим пересмотр судебного решения о выдворении из страны в связи с невозможностью его исполнения не предусмотрен. Такой подход, по мнению заявителя, противоречит Конституции, которая гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность, судебную защиту его прав и свобод5. Данное решение Конституционного Суда, по мнению многих юристов, имеет крайне важное значение. Создался прецедент, который поможет апатридам и позволит заполнить пробелы в законодательстве. Этот случай является ярким примером роли Конституционного Суда в области защиты прав мигрантов.
Если говорить о судебной защите прав мигрантов в отдельных сферах правоотношений (административных, уголовных, семейных, трудовых и других), то в России такие категории дел могут решать как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды. Своеобразную роль играет Конституционный Суд РФ, который хотя и проверяет соответствие отдельных законодательных положений в рамках конкретного дела положениям Конституции РФ, но также дает нормативные предписания на период устранения законодателем пробела в праве в силу призна-
5 URL : http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3337.
ния тех или иных положений законодательства несоответствующих Конституции РФ [8, с. 90].
Говоря об избирательных правах мигрантов, то, как отмечают Старовойтова Е. И. и Хвалев С. А., чаще всего иностранцам предоставляют право участвовать лишь в выборах муниципального уровня [9, с. 18; 10, с. 96].
Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ охватывает все сферы защиты прав человека и гражданина, в том числе и прав мигрантов. Например, в январе 2017 года к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в защиту прав трудовых мигрантов, работающих в Москве. Владельцы некоторых торговых точек нарушали права мигрантов, незаконно лишали их свободы, удерживали под угрозой применения насилия и использовали как рабов. Ознакомившись с обращением, Уполномоченный по правам человека направила запросы в органы внутренних дел, прокуратуры и предварительного следствия Москвы, а также сотрудники Аппарата Уполномоченного осуществили выездную проверку в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Москве, в ходе которой провели беседы с находившимися там лицами. Сотрудниками Управления по вопросам миграции с целью выявления нарушений миграционного законодательства были проверены торговые точки, где когда-то работали пострадавшие мигранты, однако нарушений выявлено не было. В то же время была достигнута договоренность с руководителями подразделений МВД России о взаимодействии при получении информации о фактах использования принудительного труда и лишения права на свободу передвижения граждан Республики Казахстана со стороны работодателей. А также в связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального законодательства Первым заместителем прокурора города Москвы в адрес руководителя ГСУ СК России по Москве было внесено требование об их устранении6.
Органы власти субъектов РФ также играют немаловажную роль в защите прав мигрантов. Концепция миграционной политики РФ на период до 2025 года (утвержденная Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) предусматривает включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в региональные программы учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании региональных бюджетов (п. 27) [11, с. 293].
Региональной программы адаптации мигрантов в Иркутской области нет, однако в октябре 2017 года на межконфессиональном совете при Законодательном Собрании Иркутской области с инициативой разработки такой программы выступил депутат Алексей Козюра. В поддержку этого мнения высказался и его коллега Владимир Матиенко. Парламентарий предложил обраться к губернатору с инициативой создания рабочей группы по разработке предложений по адаптации иммигрантов. Члены советы решили включить это предложение в рекомендации, которые были направлены в органы власти по итогам заседания7.
Правительство Иркутской области ежегодно проводит конкурс социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области». Данный конкурс проводится управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным
6 Защита трудовых мигрантов // Уполномоченный по правам человека в РФ. 2018. URL : http:// ombudsmanrf.org/news/done/view/zashhita_trudovykh_migrantov.
7 Программу по адаптации мигрантов предложили разработать депутаты // МК Байкал. 2018. URL : http://baikal.mk.ru/articles/2017/10/05/programmu-po-adaptacii-migrantov-predlozhili-razrabotat-deputaty.html.
отношениям с 2001 года. Конкурс проводится в рамках подпрограммы «Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения». В 2017 году поступило 183 проекта, в числе которых был проект единого центра адаптации и интеграции мигрантов и «Школа мигрантов». Данные проекты задумывались в первую очередь как «помощь в адаптации и интеграции в общество трудовых мигрантов, мигрантов переселенцев, беженцев, лиц без гражданства, мигрантов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию через оказание правовой помощи, психологической поддержки, правового и социокультурного просвещения»8. Но данные проекты в этом году не получили субсидий из бюджета области, и им не оказывается должного внимания.
В заключение следует отметить, что уровень реально предоставляемых гарантий соблюдения прав для мигрантов обеспечивается не только правовыми нормами, но и органами власти, которые создают данные нормы. Задачи государства могут быть реализованы в полном объеме лишь при поддержке всех его органов власти. Действия всех уровней власти в данной сфере должны быть четкими, слаженными и согласованными, не должны противоречить друг другу и быть направленными на реализацию всех аспектов государственной политики в области миграции. В первую очередь этого можно достигнуть путем принятия нормативных актов, которые не будут носить хаотичный и фрагментарный характер [12, с. 5]. Помимо координации миграции, ее контроля, пресечения незаконной миграции и преступлений мигрантов очень важно также уделять достаточно внимания защите прав мигрантов, их основных прав, так как мигранты являются одними из самых незащищенных слоев населения, часто сталкиваются с незаконными действиями органов власти и отдельных должностных лиц [13, с. 33]. Правовые акты, которые сейчас существуют и которыми руководствуются органы власти, в основном направлены именно на первый аспект, нежели на защиту прав мигрантов. Уполномоченный по правам человека, на наш взгляд, уделяет недостаточно внимания данной проблеме, и в ежегодных отчетах даже нет упоминаний мероприятий по защите прав мигрантов. На уровне субъектов РФ миграционная политика практически никак не реализуется, даже те аспекты, реализацию которых Концепция миграционной политики относит субъектам РФ, что является большим упущением, так как именно на этом уровне власти защита прав мигрантов и их регулирование может носить наиболее эффективный характер. Для этого стоит, в первую очередь, четко определить на федеральном уровне те вопросы миграции, которые должны решать органы власти субъектов Российской Федерации; развить систему общественных организаций, которые будут заниматься обеспечением защиты прав мигрантов путем предоставления бесплатной правовой помощи и представления интересов данной категории населения в судебных органах; деятельность данных организаций должна быть четко регламентирована на законодательном уровне как федерации, так и субъекта РФ; необходимо ежегодное субсидирование деятельности данных организаций.
Список использованной литературы
1. Ибрагимова Л. Р. Институциональные тенденции миграционного законодательства Российской Федерации на современном этапе / Л. Р. Ибрагимова // ВЭПС. — 2015. — № 1. — С. 101-104.
8 Конкурс 2017 года // Правительство Иркутской области. 2018. URL : http://irkobl.ru/sites/ ngo/gubernskoe_ sobranie_obshchestvennosti_irkutskoy_oblasti/conkurs_2017.php.
2. Механизм защиты прав человека посредством реализации органами государственной власти контрольных полномочий: сравнительно-правовой анализ России и Германии / И. Г. Смирнова [и др.]. — М. : Юрист, 2014. — 416 с.
3. Сокольникова А. В. Конституционно-правовое обеспечение и защита прав вынужденных мигрантов в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / А. В. Сокольникова. — Саратов, 2004. — 50 с.
4. Добыш М. А. Правовая защита законных прав мигрантов средствами прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства / М. А. Добыш // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — № 1. — С. 209-212.
5. Чайка Ю. Я. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] / Ю. Я. Чайка // Генеральная прокуратура Российской Федерации. — Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1186517/.
6. Воронина Н. А. Механизмы защиты прав мигрантов в Российской Федерации / Н. А. Воронина // Труды Института государства и права РАН. — 2016. — № 3 (55). — С. 171-195.
7. Алексенко М. А. Миграционное законодательство стран-участниц СНГ: правовой статус и защита прав мигрантов на постсоветском пространстве / М. А. Алексенко // Вестник ОГУ. — 2016. — № 9 (197). — С. 106-112.
8. Басангов Д. А. Комментарий к Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах" : (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ) : (постатейный) / Д. А. Басангов. — М. : Юстицинформ, 2007. — 176 с.
9. Старовойтова Е. И. Основные условия предоставления избирательного права иностранным гражданам в зарубежных государствах / Е. И. Старовойтова, С. А. Хвалев // Избирательное право. — 2017. — № 1 (35). — С. 16-22.
10. Таева Н. Е. Нормы об избирательных правах иностранных граждан в Российской Федерации: национальный и международно-правовой аспекты / Н. Е. Таева // Lex Russica. — 2010. — Т. 69, № 1. — С. 96-109.
11. Абдуллаев Э. Э. Законодательное обеспечение миграционной политики России / Э. Э. Абдуллаев // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 3. — С. 292-297.
12. Хабриева Т. Я. Миграционное право как структурное образование российского права / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. — 2007. — № 11 (131). — С. 3-16.
13. Решетин В. М. Обеспечение и защита прав человека в области миграции: государственно-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / В. М. Решетин. — Краснодар, 2005. — 51 с.
References
1. Ibragimova L. R. Institutional Tendencies of Migration Legislation of the Russian Federation on the Modern Stage. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = The Review of Economy, the Law and Sociology, 2015, no. 1, pp. 101-104. (In Russian).
2. Smirnova I. G., Minnikes I. A., Chuksina V. V., Yakimova E. M., Get'man L. S. Me-khanizm zashchity prav cheloveka posredstvom realizatsii organami gosudarstvennoi vlasti kontrol'nykh polnomochii: sravnitel'no-pravovoi analiz Rossii i Germanii [Mechanism of protection of human rights by means of implementing control powers and authorities by public power authorities: comparative and legal analysis of Russia and Germany]. Moscow, Yurist Publ., 2014. 416 p.
3. Sokolnikova A. V. Konstitutsionno-pravovoe obespechenie i zashchita prav vynuzhdenny-kh migrantov v Rossiiskoi Federatsii. Avtoref. Kand. Diss. [Constitutional and legal provision and protection of involuntary migrants' rights in the Russian Federation. Cand. Diss. Thesis]. Saratov, 2004. 50 p.
4. Dobysh M. A. Legal Protection of Legitimate Rights of Migrants Means of Public Pros-ecutor^s Supervision of Execution of the Migratory Legislation. Probely v rossiiskom zakono-datel'stve = Gaps in Russian legislation, 2011, no. 1, pp. 209-212. (In Russian).
5. Chaika Yu. Ya. Speech of Prosecutor General Yu. Ya. Chaika the at the meeting of the Federation Council of Russian Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. General'naya prokuratura Rossiiskoi Federatsii = The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Available at: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1186517/. (In Russian).
6. Voronina N. A. Legal Protection of Migrant's Rights in the Russian Federation. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN = Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 2016, no. 3 (55), pp. 171-195. (In Russian).
7. Aleksenko M. A. Migration Legislation of the Cis CountrieS: The legal Status and Protection of Migrant's Rights in the Former Soviet Space. Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2016, no. 9 (197), pp. 106-112. (In Russian).
8. Basangov D. A. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 19 fevralya 1993 g. № 4528-1 "O bezhentsakh" : (v redaktsii Federal'nogo zakona ot 30 dekabrya 2006 g. № 266-FZ) : (postateinyi) [Comments on the Federal Law of FEBRUARY 19, 1993, № 4528-1 "On Refugees": (in edition of the Federal Law of December 30, 2006, № 266-Ф3): (clause by clause)]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2007. 176 p.
9. Starovoitova E. I., Khvalev S. A. Main conditions of conferring electoral right to foreign citizens in foreign countries. Izbiratel'noe pravo = Electoral law, 2017, no. 1 (35), pp. 16-22. (In Russian).
10. Tayeva N. Ye. Regulations on Electoral Rights of Foreign Citizens in the Russian Federation: National and International Legal Aspects. Lex Russica, 2010, vol. 69, no. 1, pp. 96-109. (In Russian).
11. Abdullaev E. E. Legislative Support of Russian Migration Policy. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian legislation, 2014, no. 3, pp. 292-297. (In Russian).
12. Khabrieva T. Ya. Migration right law as a structural formation of Russian law. Zhur-nal rossiyskogo prava = Russian Law Journal, 2007, no. 11 (131), pp. 3-16. (In Russian).
13. Reshetin V. M. Obespechenie i zashchita prav cheloveka v oblasti migratsii: gosudarst-venno-pravovoi aspekt. Avtoref. Kand. Diss. [Provision and protection of human rights in the field of migration: state and legal aspect. Cand. Diss. Thesis]. Krasnodar, 2005. 51 p.
Информация об авторе
Минакова Ксения Владимировна — старший преподаватель, кафедра государственно-правовых дисциплин, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Ksenia V. Minakova — Senior Lecturer, Chair of State and Legal Disciplines, Baikal State University, 11 Lenin St., 11664003, Irkutsk, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Минакова К. В. Правовые механизмы защиты прав мигрантов органами публичной власти Российской Федерации / К. В. Минакова // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 4. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(4).21.
For Citation
Minakova K. V. Legal Mechanisms for Protection of Migrants' Rights by the Public Authorities of the Russian Federation. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(4).21. (In Russian).